Научная статья на тему 'Диагностика нервно-психического напряжения у учителей общеобразовательных школ'

Диагностика нервно-психического напряжения у учителей общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1008
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гревцова Е. А.

Статья посвящена изучению нервно-психического напряжения (НПН) у учителей общеобразовательных школ по методике Т.Немчина. Показано, что 86,5% мужчин и 72,2 % женщин-учителей испытывают НПН I степени, 27,7% женщин испытывает НПН II степени (у мужчин показатель вдвое меньше 13,5%), чрезмерное нервно-психическое напряжение (НПН III степени) отмечается только у одной женщины из 824 обследованных (0,1%). Показатели средних величин выраженности НПН (в баллах) в группе женщин выше, чем у мужчин. Делается вывод, что учительский труд, характеризующийся психической напряженностью, предпочтительнее для мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnoses of the general educational schools teachermaster's mental stress

The article is devoted to the teachermaster's of the general educational schools mental stress studies (MS) according to the T.Nemchin's system. As it showed, 86,5% of menand 72,2% women-teachermasters are under the influence of MS of the first degree, 27,7% of women are under the influence of MS of the second degree (men's index is twice lower 13,5%), excessive mental stress (MS of the third degree ) is registered only in one case (concerning women) among examined 824 (0,1%). Average indexes of MS (in figures) in women's group is higher than that in men's group. The conclusion is as follows: the teachermaster's job, characterized by mental stress, is preferably for men.

Текст научной работы на тему «Диагностика нервно-психического напряжения у учителей общеобразовательных школ»

© Гревцова Е.А., 2007 УДК 88.8

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Е.А. Гревцова

Рязанский государственный университет имени С .А. Есенина, Рязань

Статья посвящена изучению нервно-психического напряжения (НПН) у учителей общеобразовательных школ по методике Т.Немчина. Показано, что 86,5% мужчин и 72,2 % женщин-учителей испытывают НПН I степени, 27,7% женщин испытывает НПН II степени (у мужчин показатель вдвое меньше -13,5%), чрезмерное нервно-психическое напряжение (НПН III степени) отмечается только у одной женщины из 824 обследованных (0,1%). Показатели средних величин выраженности НПН (в баллах) в группе женщин выше, чем у мужчин. Делается вывод, что учительский труд, характеризующийся психической напряженностью, предпочтительнее для мужчин.

Стратегия устойчивого развития страны невозможна без качественного совершенствования системы образования. Но какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на учителе, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения. Школа будущего соотносится в нашем понимании, прежде всего с личностью и здоровьем учителя. Педагог является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, эффективность которого_определяется не только его профессиональной компетентностью, но также физическим и психическим здоровьем.

Результаты многочисленных исследований [3,5,6] показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой помимо прочих причин и учителями. Общепризнанно, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных.

Однако до сих пор не получили должного развития те исследования, которые имеют своей целью изучение состояния психической адаптации и дезадаптации у здоровых людей - представителей массовых профессий, к которым относятся учителя. Между тем именно у этой категории специфика повседневной трудовой деятельности самым тесным образом связана с высокими требованиями, предъявляемыми к нервно-психической сфере. Исследования процессов адаптации у учителей приобретают всё более сложный характер, так как их деятельность в условиях реформирования образования становится все более ответственной и сопровождается напряжением творческих сил и способностей. Психодиагностические методы не нашли еще широкого применения в практике гигиенических исследований в комплексе с другими медико-биологическими показателями. В то же время именно психические реакции можно рассматривать как первичную реакцию организма [4,10].

В связи с вышеизложенным нам представилось крайне актуальным применение психодиагностических методов для оценки здоровья учителя.

Настоящая работа является частью комплексного исследования, проводимого в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина среди учителей общеобразовательных школ Центрального федерального округа РФ.

Целью данной работы является изучение нервно-психического напряжения у учителей.

Большинство из применяемых психодиагностических методов не стандартизованы и не унифицированы, что продиктовало необходимость применения наиболее адекватных, апробированных методик, которым трудно найти равнозначную замену.

Материалы и методы

В связи с этим для изучения нервно-психического напряжения у учителей нами была применена шкала (опросник), разработанная Т. А. Немчиным [8].

Опросник содержит 30 вопросов (признаков), каждый имеет 3 степени выраженности: «слабо выражен», «средняя степень выраженности», «резко

выражен», получившие условную оценку в очках соответственно 1, 2 и 3. В соответствии с этим размер первого класса, то есть «слабой» степени выраженности нервно-психического напряжения (НПН - I) располагается между очками 30-50 баллов, средняя (НПН - II) - 51-70, диапазон третьей степени (чрезмерное НПН - III) ограничен интервалом от 71 до 90 очков.

При анализе результатов исследования был использован принцип системного подхода к оценке такого сложного психологического и физиологического явления, как нервно-психическое напряжение.

Принцип системности красной нитью проходит через труды Ч.Дарвина, И.П.Павлова, В.Н. Мясищева, П.К. Анохина, на которые мы опирались в своей работе [1,2,7,9].

К настоящему времени накоплен обширный статистический материал, позволяющий считать данную шкалу достаточно валидным инструментом для измерения степеней выраженности нервно-психического настроения и средством для оценки сдвигов этого состояния при измерении напряженности ситуации.

Результаты и их обсуждение

Материалы получены в результате обследования 824 учителей общеобразовательных школ Рязанской, Тульской, Владимирской, Липецкой, Воронежской, Калужской, Московской областей.

Из таблицы 1 видно, что 2/3 всех обследованных учителей испытывают нервно-психическое напряжение I степени: 86,5% мужчин и 72,2% женщин. Приблизительно 1/3 женщин - учителей (27,7%) испытывают нервно-психическое напряжение средней степени (НПН - II). У мужчин этот показатель равен 13,5% (вдвое меньше, р<0,01). Чрезмерное нервно-психическое напряжение (НПН - III) испытывает только одна женщина - педагог (47 лет, географ) из 824 обследованных (0,1%).

При сравнении процентуального показателя НПН - I по областям видно, что он значительно не отличается у женщин (от 70,6±4,7% до 73,3±2,9%) и отличается большей вариабельностью у мужчин (от 84,2±10,5% до 92,9±6,8%), но в каждой области этот показатель выше у мужчин (р<0,01). Показатели средних величин выраженности НПН - I в группе мужчин (в баллах) находятся в пределах 37 баллов (общий показатель 37,5±0,6 баллов). У женщин группы НПН - I он значительно выше и составляет 43,4±0,2 балла. Обращает на себя внимание высокая

статистическая достоверность различий между величинами выраженности напряжения в группах мужчин и женщин (р<0,01).

Показатели средних величин по областям значительно не отличаются. Первая группа нервно-психического напряжения НПН - I обозначается как слабая степень НПН. Вся группа исследуемых отличается тем, что при заполнении опросника обследуемые набирают незначительное количество очков (до 50), подчеркивая тем самым сохранность в первую очередь своего соматического состояния. Поэтому наибольшие частоты выборов относятся к пунктам опросника, отражающим состояние выделительной системы (пункт 10 опросника), потоотделения (пункт 11), состояние слизистой оболочки рта (пункт 12), дыхательной системы (пункт 9) и др.

Что касается оценки испытуемых данной группы (НПН - I) своего психического состояния, то частоты выборов пунктов, отражающих их сохранность, неизменность, встречается несколько реже. Испытуемые, относящие к группе НПН - I, отличаются сохранностью функций сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, выделения, состояния потливости, слизистых оболочек и окраски кожных покровов. Вторая черта - сохранность функций вычисления, памяти и общей оценки психического состояния.

Таким образом, испытуемые с НПН - I фактически не высказывают каких-либо жалоб на физический и психический дискомфорт и в ситуации выбора формулировок для характеристики своего состояния в подавляющим большинстве отдают предпочтение тем пунктам опросника, которые свидетельствуют об отсутствии у них каких-либо изменений со стороны соматических систем и психической деятельности.

При сравнении процентуального показателя НПН - II по областям он значительно не отличается в группе женщин (от 26,3±2,9% до 29,4±5,5%), общий равен 27,7±1,7%. У мужчин этот показатель колеблется от 7,1±6,8% до 15,8±10,5%, общий по областям равен 13,5±3,3%. Разница показателей в двух группах статистически достоверна (р<0,01). Показатели средних величин выраженности НПН - II в группе мужчин составляют 52,7±0,5 баллов, в группе женщин - 58,6±0,2 балла (р<0,01). При НПН - II (вторая степень, или умеренно выраженное нервнопсихическое напряжение) клинико-психологическая картина основательно меняется.

Прежде всего следует отметить, что подавляющее большинство лиц из этой группы для характеристики своего состояния выбирают признаки, обозначенные в опросниках подпунктами б), что свидетельствует о существенных сдвигах в функционировании у испытуемых как соматических систем, так и психики. Женская группа испытуемых НПН - II отличается наибольшей частотой выбора признаков, отражающих общие характеристики переживаемого состояния (пункты 28, 29, 30), несколько реже используются признаки, указывающие на изменение соматических функций (пункты 1, 2), и затем признаки, определяющие

психическое состояние (пункты 4, 5, 14, 18, 26). При НПН - II изменения функционирования происходит в целом в направлении его значительной активации, что относится как к соматическим системам, так и к психической деятельности. Сдвиги, ощущаемые испытуемыми со стороны деятельности соматических систем, переживаются в качестве физического дискомфорта, не причиняющего беспокойства, не препятствующего работе. Однако изменения

психических функций переживаются обследуемыми в качестве позитивных, приятных, приносящих удовлетворение.

В литературе такое состояние получило название «эустресс» (еш1хе88). У мужчин также отмечается повышение продуктивности психической деятельности, переживаемое испытуемыми как состояние подъема, психического комфорта, удовлетворения работой. В общей активации деятельности у мужчин преобладают сдвиги в познавательной сфере, соматических функциях и в общей оценке состояния. Таким образом, у женщин группы НИН - II активнее эмоциональная сфера и более устойчивы соматические функции, чем у мужчин. Но, разумеется, наши данные не позволяют сделать категорические выводы о большей психической стабильности мужчин - учителей по сравнению с женщинами - учителями, поскольку методика НИН по Немчину не позволяет определить, ценой каких энергетических затрат у мужчин достигается более высокая степень психологической мобилизации.

Третья степень нервно-психического напряжения (НИН - III), или чрезмерное напряжение, отмечена только у 1 учительницы г. Рязани (47 лет, география). Ею отмечены явления психического и физического дискомфорта, многочисленные и разнообразные жалобы на нарушение физических и психических функций. В связи с тем, что при оценке своего психического и физического состояния были отмечены изменения, отраженные в подпунктах в) опросника, общее количество набранных очков составило 71, а процент от общего числа опрошенных - 0,1%.

Иредставляет интерес изучение НИН у учителей в зависимости от возраста (табл. 2) от пола.

Таблица 2

Показатели НПН у учителей в зависимости от возраста и пола

(М ±т, в баллах)

Возраст № группы Иол НИН - I НИН - II

20 - 29 1 м 36,0±1,4 51,3±1,6

2 ж 38,6±0,6 56,8±0,7

30 - 39 3 м 37,5±1,6 р1,3>0,01 51,6±1,4 р 1,3>0,05

4 ж 43,4±0,8 р2,4<0,01 61,4±0,6 р2,4<0,01

40 - 49 5 м 38,0±1,8 р3,5>0,05 52,4±1,4 р3,5>0,05

6 ж 44,9±0,6 р4,6>0,05 58,8±0,6 р4,6<0,05

50 и старше 7 м 38,4±1,6 р5,7>0,05 53,7±1,6 р5,7>0,05

8 ж 41,4±0,6 р6,8<0,01 57,4±0,6 р6,8>0,05

В целом 9 м 37,5±0,6 52,7±0,5

10 ж 43,4±0,2 58,6±0,2

Анализ показателей средних величин выраженности нервно-психического напряжения свидетельствует, что самые низкие они в возрастной группе от 20 до 29

лет как у мужчин, так и у женщин. В возрастных группах от 30-39 лет и 40-49 лет у женщин средние величины выраженности нервно-психического напряжения находятся приблизительно на одном уровне и разница между ними статистически не достоверна. Однако в возрастной группе от 50 лет и старше у женщин -учителей средняя величина НИН снова снижается и разница между двумя предыдущими уже достоверна.

У мужчин - учителей разница уровней НИН во всех возрастных группах статистически не достоверна. То есть данные таблицы №2 позволяют сделать вывод, что возраст испытуемых не оказывает существенного влияния на уровень НИН.

Нами получен показатель НИН - I и НИН - II у женщин - учителей различных методических объединений (профиль преподаваемых дисциплин), которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели средних величин выраженности НПН в зависимости

от профиля преподаваемой дисциплины (М [±рт)

Выраженность напряжения Ирофиль преподаваемой дисциплины НИН - I НИН - II

1. Начальные классы 43,8±0,6 61,7±0,8

2. Точные 44,6±0,7 60,4±0,6

3. Естественные 43,5±0,6 58,7±0,5

4. Лингвистические 44,5±0,5 60,8±0,6

5. Общественные 42,7±0,6 56,4±0,6

6. Эстетические 42,0±0,8 56,6±1,1

7. Физкультура 40,6±0,6 57,4±1,1

8. Труды 41,4±0,5 56,8±1,0

Самый высокий показатель НИН имеют административные работники школы (директора, завучи): в группе НИН - I 46,6±1,1 баллов при среднем показателе 43,4±0,2 баллов, в группе НИН - II 61,8±1,3% баллов при среднем показателе 58,6±0,2 баллов. Выше среднего уровня напряжения показатели у учителей, преподающих точные предметы (математика, физика, информатика) 44,6±0,7 баллов (НИН - I) и 60,4±0,6 баллов (НИН - II), лингвистические (русский язык, литература, иностранный язык) - 44,5±0,5 баллов (НИН - I) и 60,8±0,6 баллов (НИН - II), начальные классы 43,8±0,6 баллов и 61,7±0,8 баллов.

На уровне среднего находятся показатели НИН учителей, преподающих естественные дисциплины (биология, география, химия), ниже среднего -общественные, эстетические, физкультура, труды. Самые низкие показатели НИН имеет учебно-вспомогательный персонал - лаборанты кабинетов химии, физики, библиотекари, секретари: 38,4±0,6 баллов и 57,1±0,8 баллов.

Ироцентуальное распределение по уровню НИН имеет ту же закономерность по всем методическим объединениям: около 70,0% имеют нервно-психическое напряжение I степени и около 30% - II степени, что не совсем согласуется с

данными Т.А. Немчина [8] (30,0% - НИН - I степени ,«50% - НИН II степени, 23% -НИН - III степени), что, вероятно, можно объяснить тем, что вышеуказанный автор обследовал студентов в период сдачи экзаменов, больных неврозами и стоматологических пациентов.

Выводы

1. Изучение нервно-психического напряжения у учителей по методике Т.Немчина показало, что 2/3 обследованных учителей испытывают НИН I степени (86,5% мужчин и 72,2% женщин); 1/3 (27,7%) женщин-учителей испытывает НИН II степени; у мужчин этот показатель вдвое меньше (13,5%); чрезмерное НИН (НИН-Ш) только одна женщина из 824 обследованных (0,1%).

2. Иоказатели средних величин выраженности нервно-психического напряжения (в баллах) в группе женщин выше, чем у мужчин.

3. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что учительский труд, основным компонентом которого является высокая психическая напряженность, более предпочтителен для мужчин, чем для женщин, так как мужчины имеют более низкие показатели нервно-психического напряжения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин И.К. системные механизмы высшей нервной деятельности.- М., 1979

2. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных. - СИб, 1872

3. Кириллов М.М. Социально-психологическое здоровье учителя. / М.М.Кириллов, М.М. Орлова, С.В. Фролова // Вестник новых медицинских технологий.-2004, т. XI, №1-2-С.96-98

4. Кутепов Г.К. Использование психодиагностических методов для оценки и прогнозирования здоровья населения. / Е.Н.Кутепов, И.В. Варфоломеева // Гигиена и санитария, 1993 - №11-С. 69-71

5. Маркова А.К. Исихология труда учителя.- М., 1998

6. Митина Л.М. Исихология профессионального различия учителя.-М.,1998

7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.-Л., 1960

8. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.- Л.: Изд-во ЛТУ, 1983, С. 166

9. Иавлов И.И. Избранные произведения.-М., 1949

10. Ушаков Г.К. Иограничные нервно-психические расстройства.- М., 1987

Таблица № 1

Показатели нервно-психического напряжения учителей общеобразовательных школ ряда областей

Центрального федерального округа (Р±т,М ±т)

Области Пол п НПН - I НПН - II НПН - III

Р±тр М±тт Р±тр М±тт Р±тр М±тт

Рязанская область м 28 89,3±5,8 37,5±1,1 10,7±5,8 52,4±1,0

ж 234 73,3±2,9 40,8±0,3 26,3±2,9 56,8±0,3 0,4±0,4 71±

Тульская область м 14 92,2±6,8 38,6±1,6 7,1±6,8 52,8±1,5

ж 68 70,6±5,5 42,4±0,6 29,4±5,5 58,4±0,6

Владимирская область м 11 90,9±8,7 38,2±1,8 9,1±8,7 52,2±1,6

ж 72 71,4±5,3 42,3±0,6 28,6±5,3 55,4±0,5

Липецкая область м 13 84,6±10,0 37,2±1,4 15,4±10,0 53,2±1,1

ж 64 72,8±5,6 44,2±0,8 27,2±5,6 58,6±0,6

Воронежская область м 12 84,2±10,5 36,8±1,6 15,8±10,5 52,6±1,4

ж 74 72,4±5,2 43,8±0,7 27,6±5,2 60,2±0,8

Московская область м 16 87,5±8,3 38,3±1,5 12,5±8,3 52,0±1,6

ж 112 71,5±4,3 44,5±0,6 28,5±4,3 58,8±0,6

Калужская область м 14 85,7±9,4 38,5±1,5 14,3±9,4 54,2±1,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж 92 70,6±4,7 43,5±0,6 29,4±4,7 61,8±0,5

В целом м 108 86,5±3,3 37,5±0,6 13,5±3,3 52,7±0,5

ж 716 72,2±1,7 43,4±0,2 27,7±1,7 58,6±0,2 0,1±0,1 71±

9

10

DIAGNOSES OF THE GENERAL EDUCATIONAL SCHOOLS TEACHERMASTER’S MENTAL STRESS

E.A.Grevtsova

The article is devoted to the teachermaster’s of the general educational schools mental stress studies (MS) according to the T.Nemchin’s system. As it showed, 86,5% of men- and 72,2% women-teachermasters are under the influence of MS of the first degree, 27,7% of women are under the influence of MS of the second degree (men’s index is twice lower - 13,5%), excessive mental stress (MS of the third degree ) is registered only in one case (concerning women) among examined 824 (0,1%). Average indexes of MS (in figures) in women’s group is higher than that in men’s group. The conclusion is as follows: the teachermaster’s job, characterized by mental stress, is preferably for men.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.