© 2003 г. М.Б. Маринов
НЕРАВНОВЕСНЫЕ СОСТОЯНИЯ В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Анализ неравновесных состояний в микросоциальной среде целесообразно начать с определения понятия неравновесного состояния. Как указывается в справочной литературе, это - состояние системы, выведенной из равновесия. В ней происходят необратимые процессы, которые стремятся вернуть ее в состояние равновесия, если нет препятствующих этому факторов. В противном случае возможно стационарное неравновесное состояние [1].
Продолжением исследований в этом направлении может стать анализ неравновесных социальных состояний с позиций концепций самоорганизации (синергетики). Синергетика изучает динамику явления, объясняет, как взаимодействие подсистем целостной системы приводит к возникновению пространственно-временных структур. Речь идет о сложных системах нелинейного типа, где путем самоорганизации появляются новые устойчивые структуры, способные к дальнейшему развитию. Процессы самоорганизации возникают в сильно неравновесных системах (к таковым можно отнести и микро-социальную среду), главное место в которых отводится параметрам перехода (фазовые процессы, появление точек бифуркации, приводящих к «новому» поведению и пр.) одного состояния в другое. В концептуальное поле синергетики входят понятие нелинейной пульсации системы (крайними точками которой выступают эволюционная и бифуркационная модели развития); принцип поддержания внутреннего неравновесия системы как основного условия сохранения ее качественной специфики; представление о саморазвитии системы; принцип зависимости основных траекторий и путей развития системы от ее внутренних и внешних аттракторов; понятия необратимости и неравновесности. Синергетика выступает в качестве альтернативы тем фундаментальным теориям, где делается упор на равновесные системы и обратимые процессы; уравнения и закономерности данной теории отличаются признаком нелинейности как выражением несоответствия между внешним воздействием и полученной реакцией («поведение» таких систем можно понять только через нелинейную динамику флуктуации) и др. [2]
В реальной жизни системы состоят из огромного числа элементов и подсистем и, что особенно важно, в них без какого бы то ни было внешнего воздействия образуются упорядоченные, диссипативные структуры (от латинского dissipate - рассеивать), т.е. летучие формирования, возникающие при рассеивании свободной энергии системы.
Понятие «диссипативные структуры» было введено в науку И. Пригожиным, характеризуя которое, он отмечал, что «...как удаленность от равновесия, так и нелинейность могут служить причиной упорядоченности в системе.
Между упорядоченностью, устойчивостью и диссипацией возникает в высшей степени нетривиальная связь. Чтобы выделить эту связь, мы будем называть упорядоченные конфигурации, появляющиеся вне области устойчивости термодинамической ветви, диссипативными структурами... Такие структуры могут существовать вдали от равновесия лишь за счет достаточно большого потока энергии и вещества... Диссипативные структуры являют собой поразительный пример, демонстрирующий способность неравновесности служить источником упорядоченности» [3].
Диссипативные системы различаются такими свойствами, как нерав-новесность, открытость и нелинейность. Неравновесность предполагает наличие макроскопических процессов обмена веществом, энергией и информацией между элементами самой диссипативной системы [4]. Открытость означает способ обмена с внешней средой. Это может быть обмен веществом, энергией или информацией или тем и другим одновременно (в разных сочетаниях, например, веществом и энергией или энергией и информацией и т.п.). Особое значение имеет нелинейность, способность к самодействию. Из-за отсутствия такой способности линейные системы реагируют на внешние воздействия пропорционально последним: малые воздействия приводят к малым изменениям состояния, а большие - к большим (отсюда термин «линейность», подразумевающий линейный характер пропорциональной зависимости). Самодействие же нарушает указанную пропорциональность: малые воздействия теперь могут приводить к очень большим последствиям («мышь родит гору»), а большие - к совершенно незначительным («гора родит мышь»).
Эта непропорциональность зависимости состояния системы от состояния среды делает такие системы, с одной стороны, исключительно устойчивыми по отношению к крупномасштабным неблагоприятным воздействиям, а с другой - необычайно чувствительными к очень незначительным колебаниям состояния среди определенного сорта. Система может при этом испытывать глобальный качественный сдвиг в определенном направлении, причинно никак не связанный с характером малых воздействий.
Примером неравновесности в социальных системах является нарушение традиционной стабильной социальной структуры. Изучение состава участников социальных движений показывает, что наиболее активные их члены либо не имеют семей, либо отстранены от семейной жизни. Это наиболее заметно в экстремистских и радикальных движениях. Например, среди движения народников в России члены наиболее экстремистского его крыла, называвшие себя народовольцами, отказывались от семейных уз. Члены социал-демократического движения также в основном были отстранены от семейной жизни. Многими исследователями отмечалось, что стабильная, спокойная и счастливая семейная жизнь снижает активность индивидов в социальных движениях, поэтому большинство рево-
люционных движений, начиная с ранних христиан и кончая первыми коммунистами, подвергали нападкам институт семьи. В первые годы революции правительство большевиков, например, пыталось вообще отказаться от традиционного института семьи [5].
Совет «женись и успокойся» - не просто риторика, он имеет определенный практический смысл. Когда человек живет в хорошей квартире, имеет жену и детей, обстановка в его доме спокойная, ему не хочется идти на баррикады. Чем больше экстремизма и непопулярности в социальных движениях, тем чаще они делают семейные связи участников разорванными и неблагополучными. Активность в социальном движении отнимает много времени, сил и становится серьезной помехой в семейной жизни. Личность, живущая в благоприятной, удовлетворяющей его семейной обстановке, не имеет эмоциональной потребности заполнить эмоциональный вакуум, а именно желание заполнить его признается одной из основных причин присоединения к социальным движениям.
Использование подходов синергетики позволяет обратиться к информационно-энергетическим основаниям состояний (обычно последние рассматриваются в плоскости их пространственно-временных характеристик - феноменологической, результативной формах), переводя исследование состояний в область изучения динамических изменений. Открывается возможность выделения этапов изменения состояний и взаимопереходов, описания основных характеристик процесса, изменений в зависимости от внешних и внутренних условий, - что предельно важно и для анализа неравновесных состояний в микро-социальной среде.
Состояния также могут быть градуированы и по энергетической шкале, основанием для чего служит континуум активации, шкала уровней социальной активности и общая систематика состояний. Состояния характеризуются разным энергетическим уровнем, отражающимся в социальной активности субъекта и качественной специфике актуализирующихся состояний. За точку отсчета могут быть приняты относительно равновесные состояния (состояния условно среднего уровня социальной активности), характеризующиеся предсказуемым, взвешенным и контролируемым поведением, комфортностью переживаний, а также длительной продуктивной деятельностью. Это состояния спокойствия, состояния, связанные с повышенной социальной активностью, а также с пониженной социальной активностью, отличающиеся более высоким или низким уровнем активности относительно условно среднего уровня, будут отнесены к неравновесным (неустойчивым). (Строго говоря, все социальные состояния человека неравновесны, так как равновесие, согласно второму закону термодинамики, для биологических систем несовместимо с жизнью.) Поэтому за относительно равновесные состояния нами приняты состояния условно средней (оптимальной) социальной активности. Все
состояния выше или ниже этого уровня рассматриваются как неравновесные, возникающие в особых условиях жизнедеятельности, в критические, сложные или трудные периоды жизни человека. Их актуализация часто является причиной нерационального, неадекватно-агрессивного, а иногда и трагического поведения. Управление этими состояниями представляет сложность для субъекта, а длительная продуктивная деятельность затруднена. В целом все состояния могут быть градуированы относительно средней точки. Изменения энергетических процессов, связанные с психической активностью субъекта, приводят к трансформации социального состояния - его перестройке и динамическим изменениям.
С позиций системного подхода и концепций самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой. Эти нарушения возникают вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, коей является человек. Вследствие самоорганизации складывается новое функциональное образование системы - неравновесное (неустойчивое) состояние, при котором малые воздействия могут привести к большим следствиям [6].
Неравновесное состояние обладает определенным количеством энергии (чем больше его интенсивность, тем большим количеством энергии оно обладает), которая диссипирует (рассеивается) посредством действий, поступков субъекта, т. е. соответствующего поведения, или обусловливает возникновение новых структур и новообразований личности. Впоследствии новообразования закрепляются в виде свойств, черт и др. Возникшее новообразование, например в виде нового обобщения, более четкое понимание, смысл, изменившееся значение, приводит к сглаживанию неравно-весности и переходу системы (субъекта) в относительно устойчивое (равновесное) состояние.
Это - важная функция неравновесных состояний: она обусловливает процесс возникновения новообразований в структуре свойств микросоци-альной среды, связанного с механизмом, называемым «возникновение порядка через флуктуацию» [7]. В равновесных состояниях он ослабляется и подавляется, а в неравновесных, наоборот, усиливается и «расшатывает» прежний порядок и основанную на нем структуру. В результате этого возникает неустойчивое состояние, причем такая неустойчивость имеет место и в макромасштабе времени, и в микромасштабах. Появляется особая точка перехода (точка бифуркации), который сопровождается рассеянием (диссипацией) энергии посредством изменения поведения системы и образованием новых структур. Какую из возможных структур и направлений в этой точке «выберет» система (какое «знание» или обобщение появится у субъекта), по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие, какому новому обобщению, знанию или новому образованию в структуре
микросоциальной среды будет соответствовать «новое» поведение) - зависит часто от случайных факторов, которые трудно заранее предугадать. Новый порядок или динамический режим с соответствующей структурой, приходящей на смену «старой» неустойчивости, характеризуется уже вполне детерминистическим поведением.
Таковы наиболее общие основания анализа феномена неравновесных состояний в микросоциальной среде с позиций концепции самоорганизации. Нельзя сказать, что подобные состояния как социальное явление совсем не исследовались. В качестве неравновесных, например, могут быть рассмотрены состояния кризиса, напряженности, конфликта, социальных изменений, являющиеся предметом исследований в рамках системного подхода к социальным состояниям как функциональным или социодина-мическим. Однако с точки зрения концепции самоорганизации состояния не изучались. В силу этого до настоящего времени не исследованы феноменология, состав, структура, внешние и внутренние факторы детерминации неравновесных состояний, динамические изменения и их этапы, взаимопереходы, процессуальные характеристики, взаимоотношения с психическими процессами и психологическими свойствами, их влияние на поведение и продуктивность деятельности субъекта и др.
Феноменологический подход к изучению неравновесных состояний, базирующийся на представлении о том, что социальная реальность субъективируется на основе социокультурного багажа знаний индивида [8], дает возможность понять, что неравновесные состояния возникают прежде всего в сфере отношений с близкими или на производстве, вследствие утраты близких или угрозы им, собственных тяжелых заболеваний, потери работы, т.е. лишения тех отношений, которые имеют высокую личностную значимость для субъекта. У мужчин акценты в большей степени смещены в сферу производственных отношений, у женщин - личных и прежде всего семейных. С возрастом усиливается значимость семейных отношений в возникновении неравновесности, отражающейся в структуре микросоциальной среды.
Современные исследователи выделяют несколько десятков неравновесных (неустойчивых) состояний. Отрицательных состояний выделено в несколько раз больше, чем положительных. Неравновесные состояния характеризуются широким диапазоном явлений.
Анализ ситуаций, обусловливающих возникновение неравновесных состояний, показывает, что все ситуации могут быть разделены на обратимые и необратимые. В основе обратимых находятся конфликты или радостные события, обиды, неожиданные или пугающие действия и т. п. В этих ситуациях действие не завершено и микросоциальная среда всегда может вернуться к его разрешению или изменить его направление. Например, изменить свое поведение, улучшить коммуникацию в общении,
попытаться изменить поведение своего партнера и т.п. В результате этих действий неравновесное состояние нормализуется.
Иной картиной отличаются необратимые ситуации, когда действие завершено и событие невозможно изменить: потеря близкого человека, несчастные случаи, длительные травмирующие ситуации (например, пьянство мужа), развод, несправедливость, клевета, тяжелая болезнь детей и др. Энергетическая компонента этих состояний невысока, что отличает их от состояний, присущих обратимым ситуациям. Эти состояния очень длительны (некоторые длятся годами) [9].
Феноменологически данные состояния отличаются одно от другого. Существуют также половые и возрастные различия в их проявлениях. Исследования показали, что для нормализации неравновесных состояний, характерных для обратимых ситуаций, субъекты используют широкий диапазон способов: полевые действия (включая самоконтроль), самовнушения, активную (спорт, физическая активность) и пассивную разрядку (сон, слезы), регуляцию внимания (отключение-переключение), улучшение общения, анализ ситуаций, медитации, аутотренинг, молитвы и др.
Анализ способов нормализации состояний, возникающих в необратимых ситуациях, говорит о том, что они отличаются от способов, характерных для обратимых ситуаций: основным условием для их преобразования является интеллектуализация переживаний. Так, из анализа ответов следует, что выстраиваются логические зависимости, используются операции сравнения, анализа, абстрагирования и обобщения. Ключевые моменты: анализ, сравнение и обобщение. Именно они приводят к «настоящему знанию», новым образованиям в структуре микросоциальной среды, построению новой картины мира, новых смыслов и др. Вслед за обобщением, как правило, следуют действия: принятие решения, поступки и соответствующее поведение. Эти действия нормализуют состояние микросоциальной среды - неравновесность исчезает (переходит в относительно устойчивое состояние), и постепенно восстанавливается процесс жизнедеятельности.
Литература
1. Неравновесное состояние // Большая советская энциклопедия. М., 1974. Т. 17. С. 502.
2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб., 1999. С. 12.
3. КолесниковА.А. Синергетическая теория управления. Таганрог, 1994. С. 26.
4. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 114.
5. Фролов С.С. Социология. М., 1999. С. 2SS.
6. Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 111.
7. Пригожин И. Природа, наука и новая рациональность // Философия и жизнь. 1991. № 7. С. 34.
8. Сивиренов Б.С. О феноменологической интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 28.
9. Прохоров А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния // Психологический журнал. 1999. Т. 2о. № 2. С. 118-119.
Институт по переподготовке и повышению квалификации
преподавателей социальных и гуманитарных наук при РГУ 18 февраля 2003 г.