нального образования // Сборник материалов II Все-рос. конференции. М., С. 63-66; Барабанова С.В. Законодательство и образование (Быть ли в России Кодексу об образовании?) // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 79- 82; Барабанова С.В., Бах-рахД.Н. Проблемы и пробелы правового регулирования ответственности в образовании // Ежегодник российского образовательного законодательства. Т. 6. М.: ФЦОЗ, 2008. С. 23-45.
4. См.: Барабанова С.В. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации: Дисс. ... докт. юрид. наук. Казань-М., 2009. С. 440-461.
5. Федеральный Закон от 16 ноября 2011 г. N° 318-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части установления
имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ».
6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного Кодекса Российской Федерации».
7. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news 32452.html
Ivanov V., Baranova S.
ON PECULIARITIES OF APPLICATION OF CONSTITUTIONAL PROVISIONS IN THE FIELD OF VOCATIONAL EDUCATION
The article deals with the problem of legal regulation ofRussian higher andfurther education on the basis of international legal instruments and the Constitution of the Russian Federation, analyzed the existing conflicts and violations. Keywords: competition, professional education, public higher education institutions, accreditation.
УДК 37.01; 371
Николаева А.Д.
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
Развитие системы управления образованием все более усложняется за счет повышения сложности самой системы образования, а также появления новых вызовов и угроз для ее развития. Данные обстоятельства вызвали к жизни возникновение целого спектра новых моделей развития системы управления образованием. Одной из таких моделей является эпигенетическая теория эволюции. Автор приводит аргументы в пользу возможности этой теории как концептуальной модели развития системы управления образованием.
Ключевые слова: системы управления образованием, модель развития системы управления образованием, эпигенетическая теория эволюции.
Понятие развития в теории эволюции
В философии под развитием понимают направленное, необратимое и закономерное изменение. Развитием нельзя назвать изменения объекта, носящие хаотический и случайный характер. Иначе говоря, развитие - закономерные изменения, благодаря которым возникают качественные изменения развития новых способностей, изменяется состав или структура данного объекта.
Говоря о развитии какого-либо объекта, мы обычно имеем в виду совершенствование, услож-
нение, улучшение его структуры, дифференциацию функций, повышение уровня организации, т.е. речь идет о прогрессивной эволюции. В противном случае наблюдается регресс, упадок, деградация. Вместе с тем сложные системы развиваются неравномерно. Развитие от низшего к высшему происходит не в порядке гармонического развертывания явлений, а в процессе раскрытия присущих им противоречий, в единстве и борьбе противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий (диалектический закон единства и борьбы противо-
84
© Николаева А.Д., 2015
положностей).
В самом широком смысле слова развитие можно рассматривать как синоним эволюции (еуо1Шю -развертывание). Эволюционизм позволил исследовать становление естественных систем (органических и социальных) в процессе их взаимодействия со средой. С появлением эволюционной теории все вопросы, касающиеся естественных систем, приобрели процессуальное измерение, а идея адаптации (приспособления к среде) развернула проблему зарождения и становления живых и социальных систем.
Идея эволюции позволяет по-новому взглянуть на общество, его социальные институты и отдельного человека.
Становление системы - это особая проблема, так как развитию всегда предшествует возникновение системы.
О только родившемся младенце еще нельзя сказать, что он личность, а в отношении взрослого человека нельзя сомневаться в том, что личность существует. Момент появления личности в процессе индивидуального развития или момент превращения стада первобытных полуобезьян в человеческое сообщество трудноопределим. Но именно он-то и связан с периодом становления объекта (этап стабилизирующего отбора).
Однако отделить становление от развития нелегко. Размышляя о становлении и развитии личности, как правило, рассматривают период формирования личности. Однако некоторые исследователи отмечают, что формирование личности происходит в течение всей ее жизни. А с точки зрения религиозных мыслителей, вся земная жизнь человека является подготовкой к чему-то настоящему.
Говоря о понятии развития, нельзя обойти без внимания и теорию эмерджентной эволюции (латинское ете^о - появляюсь, возникаю).
Согласно этой теории, существуют два типа изменений, возникающих в процессе эволюции:
- результанты - закономерные и предсказуемые следствия внешних воздействий, не содержащие ничего качественно нового, т.е. такого, чего в принципе нельзя было бы предвидеть при анализе исходного состояния системы;
- эмердженты - качественно новые свойства и признаки, не сводимые к исходным и непосредственно не обусловленные ими, появление которых невозможно предсказать.
В 60-70-е гг. XX в. возникла синергетика - новая дисциплина, рассматривающая процессы развития с учетом всего накопленного в естественных науках опыта исследования разного рода систем (Г. Хакен). Синергетика моделирует процессы возникновения более высоких уровней организации из более низких. Известны синергетические концепции самоорганизации и возникновения порядка из хаоса, под-
черкивающие естественный, спонтанный характер механизмов самоорганизации [9].
Развитие сложных систем
Процессы самоорганизации присущи сложным системам, взаимодействующим с миром по законам вероятности. Системы самозарождаются, поддерживают соответствующий им уровень сложности организации и развиваются путем накопления и переработки прошлого опыта. Особенность развития сложных систем заключается в том, что происходящие в них изменения зачастую являются результатом стремления системы к сохранению достигнутого уровня организации. Социальным системам свойственно стремление к сохранению культуры как системы моделей, доказавшей свою достаточно высокую адекватность внешнему миру [2].
Как отмечают Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, навязать системе путь развития, не соответствующий ее внутренней структуре, нельзя. Можно лишь способствовать или препятствовать ее собственным тенденциям развития. «Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития»
Процесс развития сложных естественны систем необратим, так как изменения не позволяют вернуться к исходному состоянию системы.
«Искусственное может быть детерминированным и обратимым, естественное непременно содержит элементы случайности и необратимости» [8].
Так, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов считают, что «синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции и самоорганизации сложных систем, законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы». Синергети-ческий подход приемлем для изучения открытых систем, обменивающихся энергией и веществом с внешним миром, к которым относится и образовательная система, имеющая сложные (нелинейные) причинно-следственные связи с факторами внешней среды и являющаяся самоорганизующейся, саморазвивающейся системой [5].
Образовательная система (как федеральная, так и региональная), будучи сложноорганизованной структурой, не подчиняется алгоритмам и некой прописанной технологии. При создании педагогической системы или ее подсистемы необходим постоянный учет факторов неопределенности и случайности. Педагогическая система создается путем ее квазиестественного «выращивания». В итоге на определенных уровнях своего развития воспитание переходит в самовоспитание, обучение в самообучение, образование в самообразование. Так индивид становится зрелой личностью [2].
Е.С. Никитина и Д.А. Данилов отмечают, что с точки зрения синергетики любой социальной системе (в том числе педагогической) свойственны многомерность и многоуровневость. Это связано с
тем, что педагогические системы и процессы коррелируют с психологическими и социальными системами и процессами [6].
И. Пригожин установил, что процессы, протекающие в системах, далеких от равновесия, могут трансформироваться во временные и пространственные структуры. То есть хаос в условиях открытости и неравновесности систем способен спонтанно порождать новый порядок. Было доказано, что в природе существует совершенно иной способ стремления материальной системы к устойчивому состоянию - своеобразный синтез порядка и хаоса (вместо простой замены их друг другом). Системы, способные к самоорганизации, характеризуются такими свойствами, как открытость, неравновесность, нелинейность, наличие в них диссипативных, рассеивающих процессов [8].
Открытость означает способ существования, которому присущ постоянный обмен с внешней средой. Может происходить обмен веществом, энергией или информацией или тем и другим одновременно (в разных сочетаниях, например, веществом и энергией или энергией и информацией и т.п.). Неравновесность же подразумевает вывод системы из состояния равновесия и, как правило, далека от него. Даже очень малые возмущения, незначительные флуктуации приводят к рождению упорядоченных структур.
Важнейшее значение для самоорганизующейся системы имеет ее нелинейность, которая характеризует, прежде всего, способность системы к самодействию. Линейная система отличается от нелинейной своим пассивным характером, т.е. способностью испытывать лишь внешние воздействия. Линейные системы реагируют на внешние воздействия пропорционально: малые воздействия приводят к малым изменениям состояния, а большие - к большим (отсюда термин «линейность», подразумевающий линейный характер пропорциональной зависимости). Самодействие нелинейных систем приводит к нарушению пропорциональности: малые воздействия теперь могут вызывать очень большие последствия, а большие - совершенно незначительные. Самодействие нелинейных систем приводит к эффекту самоорганизации [4].
Отличие самоорганизации от процесса организации проявляется в том, что сущность процесса объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов). Иначе говоря, система является самоорганизующейся, если она без дополнительного воздействия извне обретает определенную пространственную, временную или функциональную структуру
Непропорциональность зависимости состояния системы от состояния среды делает такие системы, с одной стороны, устойчивыми по отношению к крупномасштабным неблагоприятным воздействи-
ям на определенных стадиях своего развития, далеких от моментов нестабильности (точек бифуркации), а с другой стороны, необычайно чувствительными к очень незначительным изменениям состояния среды вблизи точек бифуркации. То есть благодаря нелинейности сложные системы обретают весьма своенравный характер, резко отличающийся от обычных линейных систем. И управление ими требует для получения нужного результата целого спектра новых для менеджера знаний.
Таким образом, самоорганизующиеся системы -это открытые, нелинейные, существенно неравновесные системы [4].
Как мы уже отмечали, ведущей проблемой синергетики является взаимоотношение порядка и хаоса, закономерности формирования упорядоченных пространственно-временных структур из неорганизованного, хаотического движения элементов, возникновения порядка из хаоса, и наоборот [2].
Мерой хаотичности системы является энтропия, а мерой внутренней упорядоченности, структурированности системы является негэнтропия. Организация как открытая система, далекая от состояния равновесия, стремится к постоянному совершенствованию, усложнению и упорядочиванию своей структуры. Причем упорядоченные структуры возникают не за счет уменьшения хаоса в системе, а за счет диссипации хаотических процессов.
Диссипация - это способность открытых систем рассеивать и преобразовывать внешние воздействия по своим законам. Без хаоса развитие организации невозможно, хаос необходим для достижения нового качественного порядка. Без разрушения старого порядка, создания беспорядка не возможно получить что-либо новое. Руководители организаций должны смело идти навстречу изменениям, улавливать тенденции изменений и гибко приспосабливаться к ним, используя себе во благо открывающиеся возможности или представившийся случай, а ведь именно случай, случайность или флуктуация, т.е. то, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может проявиться совершенно иначе, является инициирующим началом для возникновения нового порядка из хаоса [4].
Как пишет В.П. Бранский, человек (как и любой организм) представляет собой типичную диссипа-тивную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией. Множество таких систем образует ту или иную социальную организацию или корпорацию (семья, школа, организация и т.п.). Подобная корпорация, в свою очередь, является диссипатив-ной системой, ибо существует лишь за счет специфического обмена со средой веществом, энергией и информацией. Корпорации одного ранга образуют диссипативную систему более высокого ранга, в
результате чего формируется иерархическая дисси-пативная структура, совпадающая в конечном счете с государством, которое тоже может существовать лишь при условии обмена с окружающей его природой и социальной средой веществом, энергией и информацией. Так, любое общество представляет собой диссипативную систему, с периодически сменяемыми элементами [1].
Следовательно, можно говорить о диссипатив-ном развитии образовательных систем, включающем:
1) дестабилизацию существующей системы или стагнацию хаоса;
2) стабилизирующий отбор или становление сетей;
3) развитие;
4) функционирование.
Чтобы понять характер влияния эпигенетической теории эволюции (диссипативного развития образовательных систем) на управление развитием образования, рассмотрим базовые метапроцессы, предложенные В.И. Редюхиным:
Существование в мифе - целостный жизненный процесс с неотрефлексированными нормами и не нуждающийся во введении границ и различий.
1. Функционирование - процесс воспроизводства существующих норм, заданных вне пространственно-временных рамок ситуативного контекста.
2. Развитие - процесс ломки норм и стереотипов за счет сознательного искусственного удержания и столкновения конкурирующих норм.
3. Становление - процесс согласования норм и баланса интересов, появления за счет валентных связей кооперации и создания новых конвенциональных норм.
4. Творчество - процесс, в котором превалиру-
ют авторские нормы, не требующие согласований и доходящие до абсурда с точки зрения других процессов.
Во взаимодействии этих метапроцессов и переходе одного метапроцесса в другой и заключается логика метауправления процессами.
Последовательность перехода одного метапро-цесса в другой (как интерпретацию филогенеза ме-тапроцессов согласно известной теории катастроф) можно представить в схеме на рис. 1 (В.И. Редюхин).
Как только изменения, происходящие в системе, становятся необратимыми, устойчивое неравновесие нарушается, начинается дестабилизация и возникает ситуация стагнации хаоса. В точке В возникает новая идея (как сигнал к реформе системы), начинается процесс становления нового со стояния системы, хотя ситуация по инерции продолжает внешне ухудшаться. Но уже наступает этап стабилизирующего отбора, основной характеристикой которого является становление сетей (сетевое взаимодействие вокруг новой идеи).
Реальные признаки стабилизации нового состояния системы возникают при прохождении точки С. Начинается режим развития как этап формирования и апробации новых норм. На следующем этапе -этапе функционирования - новые нормы вступают в режим воспроизводства и дальнейшей коррекции. Нормы становятся традицией, и новое состояние системы (как новый миф - по Редюхину) приводит к повторению ситуации «остановки». Процесс перехода одного метапроцесса в другой повторяется, начинается очередной этап филогенеза системы.
Развитие системы управления образованием
Смена метапроцессов может быть рассмотрена и применительно к системе образования (табл. 1).
Исторический анализ становления и развития
Рис. 1. Последовательность смены мета-процессов
Таблица1
Смена метапроцессов применительно к системе образования
Базовый мета-процесс Творчество Становление сетей Развитие систем Функционирование Существование в среде
Цели образования Самообразование Навыки кооперации Овладение способами деятельности Формирование ЗУНов Безопасность, целостное сохранение во всех смыслах
Единицы содержания образования Свободный текст Формы организации коммуникации Проекты и программы Нормы стандарты регламенты Эйдос, образ, традиция, наследие
Управление образованием (средства) Нет Координация (образовательна я политика) Организация (управление ресурсами) Администрирова ние(приказы, распоряжения) Правление (каноны, табу)
системы управления общим образованием в России и, в частности, в Якутии, подтверждает аксиоматическое утверждение о том, что цикл филогенеза социальных систем составляет приблизительно 11-12 лет. Общая протяженность этапов стагнации хаоса и становления сетей - 3-4 года. Следующие примерно три года - это этап развития. Таким образом, семилетие сначала разрушения диссипативной системы - это точка, с которой начинается постепенное «застывание» (застой) системы. И если искусственно не инициируются инновационные процессы, то через 4-5 лет с неизбежностью возникает точка бифуркации.
Таким образом, мы можем констатировать, что природа и сущность развития системы управления образованием адекватны эпигенетической теории эволюции.
В понимании М.М. Поташника, управление в образовании - это система деятельности, ее возможности, в данном случае - это, прежде всего, способности (новые способности) воздействия на управляемый объект, следовательно, выявление этих новых возможностей - важная задача управляемого развития управления, а сами эти возможности -доказательство и критерий состоятельности развития [7]. Развитие системы управления - это процесс направленный, управляемый, имеющий определенные цели и субъектов (управление управлением, т.е. метауправление).
Как отмечает М.М. Поташник, процессы развития, как правило, включают в себя такие составляющие:
- процесс слома, демонтажа, ликвидации того отжившего, устаревшего, что стало тормозом для прогрессивного развития (без этого никогда не удается обойтись, что усиливает драматизм обновления, так как за старым, отжившим и реакционным всегда стоят интересы и судьбы живых людей и групп). К сожалению, нередко эти процессы идут с большими перегибами, когда прежняя система разрушается «до основания», а затем преобразовательная активность «выдыхается»;
- процесс возрождения, возврата (как правило, на новом уровне) к тому, что было ошибочно разрушено ранее (неудовлетворенность настоящим, «запускающая» процессы развития, почти всегда закономерно сопровождается усилением интереса к прошлому, в котором ищут и зачастую находят ответы на стоящие вопросы и проблемы);
- процесс упрочения, стабилизации того, что оправдывает себя (без сохранения небольшой стабильности и удержания лучшего из достигнутого в прежнем опыте деятельности трудно обеспечить не только развитие, но и простое выживание системы);
- процесс обновления, внесение в систему чего-то нового, ранее не имевшего места. При этом, обновление включает в себя не только последний из вышеназванных под процессов, а все эти процессы.
Инновационные процессы в управлении образованием являются основным средством обновления и управляемого развития системы. Эти проблемы отражены в работах B.C. Лазарева, А.В. Лорен-сова, А.М. Моисеева, М.М. Поташника, О.Г. Хоме-рики и др. [7].
Развитие управления системой общего образования является частью общего поступательного движения общества. Поэтому независимо от того, какую роль играет управление на том или ином этапе или же в тех или иных социально-экономических условиях, его преобразование всегда задается общим направлением развития общества. Следовательно, развитие управления образованием - это не разовые преобразования управления с целью достижения «наилучшего» состояния управления, а непрекращающийся во времени процесс [3].
Библиографический список
1. Бранский В.П. Теоретические основания синергетики // Вопросы философии. - 2000. - № 4. -С. 123.
2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). - СПб.: Лань, 1999. - С. 214.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3 изд. - М.: Гардарики, 2001. - С. 36 -42.
4. Иорданова Т.Ю. Проблема порядка и хаоса в управлении // Организмы и механизмы: Материа-
лы междисциплинарного научного семинара / Под ред. О.Я. Гелиха. - СПб.: Книжный дом, 2003. - 224 с. - С. 144 -148.
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. - 1997. -№ 3. - С. 97 -100.
6. Никитина Е.С., Данилов Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы. - Новосибирск, 2003. - 160 с.
7. Поташник М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием (состояние, проблемы, современные требования). - М.: Новая школа, 1998. - С. 104-114.
8. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с при родой. - М.: Прогресс, 1986. - С. 56-60.
9. Редюхин В.И. Мифология в контексте мифо-логики. - www.odn.ru.
10. Розин В. Семиотические исследования. -СПб.: Университетская книга, 2001. - С. 151-157.
11. Щедровицкий Г. П. О методе семиотического исследования знаковых систем / / Семиотика и восточные языки. - М., 1967. - С. 25-32.
Nikolaeva A.
EPIGENETIC THEORY OF EVOLUTION AS A CONCEPTUAL MODEL OF EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM
Development of education management system increasingly complicated due to the increasing complexity of the education system, as well as the emergence of new challenges and threats to its development. These circumstances gave rise to the emergence of a range of new models ofeducation management system. One such model is the epigenetic theory of evolution. The author argues for the possibility of this theory as a conceptual model of education management system.
Keywords: education management system, model of education management system, epigenetic theory of evolution.