УДК 37.014.5:351(470)
С. Н. Темрюкова
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ И СИНЕРГЕТИКА
Рассматривается вопрос развития системы управления образованием в России в конце ХХ — начале ХХ1 в. с точки зрения синергетической методологии.
This article examines the development of education management system in Russia in the late 20th — early 21st centuries from the perspective of synergetic methodology.
Ключевые слова: система управления образованием, развитие системы управления образованием, синергетика, социосинергетика, паттерн, структура, регионализация, централизация, децентрализация, ценности.
Key words: education management system, development of education management system, synergy, sociosynergy, pattern, structure, regionalization, centralization, decentralization.
Глобальные изменения современности привели к кризису привычного понимания окружающей нас действительности. Динамичные, взаимозависимые процессы демонстрируют сложность мира и его составляющих — социальных систем, в том числе системы управления образованием.
До недавнего времени, согласно традиционному подходу, управление сложными системами считалось однозначным, линейным, предсказуемым следствием приложенных усилий. Неслучайно к 90-м гг. ХХ столетия в России была построена централизованная система управления образованием.
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 147—151.
148
Усилившаяся за последние десятилетия частота процессов, меняющих структуру и конфигурацию системы управления образованием в России, свидетельствует о нелинейности, неравновесности системы и о наличии отличных от традиционных представлений классической науки закономерностях развития рассматриваемой системы. Поэтому осмысление происходящих в ней трансформаций требует иного подхода и особенно актуально в наше время, когда система управления образованием утратила свойства стабильности. Базовые модели, язык, понятия синергетики дают возможность выхода на необходимый уровень понимания особенностей развития социокультурных явлений.
Изучению сложных систем с управлением с точки зрения синергетики посвящено значительное количество научной и научно-популярной литературы. Так, с позиции синергетики во многих работах рассматриваются технические, биологические, организационные системы, исследуются различные аспекты экономических систем. Также синергетические методы постнеклассической науки используются для познания социальных систем. Однако вопросу развития системы управления образованием в России в конце XX — начале XXI в. с точки зрения синергетической методологии не уделялось достаточного внимания. Между тем обращение к указанной проблеме с этой стороны открывает широкие возможности для изучения изменений в данной социальной системе с новых теоретико-методологических позиций.
Анализ литературы показал, что в синергетической парадигме можно выделить ряд направлений: теория диссипативных структур (брюссельская школа И. Пригожина), теория хаоса или синергетика (Г. Хакен), концепция аутопойесиса (Ф. Матурана и У. Варела), теория катастроф (В. И. Арнольд, Т. Постон и др.), теория самоорганизации (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов), социальная самоорганизация — социосинергетика [1; 8 и др.], системный подход [3 и др.].
По нашему мнению, синтез некоторых теоретических концепций синергетики позволит выявить особенности развития системы, описать систему управления образованием, построенную на сегодняшний день, не упрощая ее сложности, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества данного управления в России.
В конце XX столетия российская социетальная система оказалась в режиме бифуркации. В системе управления образованием, зависящей непосредственно от состояния социума и находящейся долгое время «вдали» от момента обострения, начались процессы рассинхронизации в различных фрагментах сложной структуры и ее распад. Складывается ситуация хаоса. С точки зрения синергетики хаос — необходимое условие для выхода системы на один из возможных путей дальнейшего развития и запуска процесса самоорганизации.
Здесь следует сделать некоторые уточнения. Дело в том, что в отличие от других систем система управления есть «материальное объединение элементов, осуществляющих нацеленную деятельность» [9]. То есть система управления создается для достижения определенной цели. Согласно синергетическим принципам выведение системы из состояния бифуркации возможно на основе построения новых базисных структур, ценностей и норм поведения [1], которые являются отражением нового видения социального мира. Однако, по-нашему мнению, в
выведении системы управления из состояния неустойчивости главную роль играют новые ценности и нормы поведения.
Согласно Ф. Капра, систему управления можно рассматривать в «едином изучении паттерна и структуры» [3, с. 152], где «паттерн организации любой системы есть конфигурация функциональных взаимоотношений, которая обусловливает существенные характеристики между компонентами системы», а структура системы — это «физическое воплощение ее паттерна организации» [3, с. 153].
Являясь проекцией человеческих устремлений, система ценностей — главный фактор в определении нацеленности системы управления, выяснении конфигурации функциональных взаимоотношений между компонентами системы управления и, значит, построении ее структуры. Таким образом, выведение системы управления образованием из хаотичного состояния можно осуществить на основе новых ценностей и норм поведения, которые трансформируют функциональные взаимоотношения и ведут к построению соответствующих структур.
Указанная зависимость ярко прослеживается при обращении к проблеме развития системы управления образованием в России в конце XX — начале XXI в., когда в результате изменения ценностей происходит «регионализация системы управления образованием» [7, с. 4]. Суть регионализации заключалась в изменении конфигурации функциональных взаимоотношений между федеральными и региональными органами управления образованием, а именно в разграничении «компетенций и ответственности между федеральными органами и органами субъектов РФ» [4, с. 8] в вопросах управления образованием, в передаче различных образовательных учреждений на уровне региона в собственность. Например, за период с 1993 по 1995 гг. в собственность города Астрахани и Астраханской области были переданы некоторые общеобразовательные школы, вспомогательные школы-интернаты, детские дома [5].
По Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 июля 2002 г. № 995-р с 2003 г. был запущен эксперимент по созданию образовательных округов в Самарской области. Целью данного проекта является модернизация региональных систем управления образованием на основе формирования в субъектах Российской Федерации таких округов как части территории субъекта, в границах которой осуществляется компетенция местного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области управления образованием.
Постепенное расширение и изменение функций региональных органов управления образованием приводит к структурным преобразованиям системы управления: на региональном уровне создаются сначала Департамент образования (постановление администрации Астраханской области от 15 октября 1991 г. № 29 «Об утверждении структуры областной Администрации»), а затем Министерство образования и науки (постановление губернатора Астраханской области № 34 «О реорганизации органов исполнительной власти» от 4 февраля 2005 г.).
Необходимо заметить, что после точки надлома процесса в системе управления путь ее дальнейшего развития определяется как целенаправленными, «неслучайными» толчками (реформами), так и флуктуациями — случайными толчками.
149
150
Периодически «встряхивая» систему, «неслучайные» толчки выводят рассматриваемую систему на заданную траекторию развития.
Результатом множества таких толчков-реформ за период конца XX — начала XXI в. в России стало построение на сегодняшний день децентрализованной системы управления образованием.
Несмотря на то что систему управления можно отнести к системе «без трения», которая отличается от динамических диссипативных систем с трением еще и постоянным прибыванием энергии, нельзя не учитывать возможность внезапного изменения целенаправленного направления течения процессов.
Согласно социальной синергетике в системе управления образованием, как и в любой социальной системе, переплетаются «организационные и самоорганизационные начала» [8].
Обратимся к организационной стороне системы управления образованием. Организационная деятельность целенаправленная, ее направление определяется ценностями — декларируемыми и реальными [7]. Критериями их отнесения к одному из этих типов является то, насколько ценность реализуется в жизни [7]. Подчиненные состоянию окружающей среды, декларируемые ценности отражают требования, предъявляемые окружающей средой, или точнее организационной стороной, к индивидууму [7], следовательно, они оказываются целями организационной стороны.
Сказанное выше подтверждается примерами из жизни социума: если организационная сторона проводит политику, далекую от интересов большинства людей, они начинают жить по своим законам, различными способами обеспечивая свои потребности, функционируя как самоорганизующаяся система.
Реальные же ценности, реализуемые в жизни, формируют цели са-моорганизационной стороны системы управления.
Таким образом, организационное и самоорганизационное начала системы управления различаются целевыми установками. Однако данные цели взаимодействующие. Признание их ведет к повышению уровня управления. Кроме того, самоорганизационная и организационная стороны системы управления «не совпадают в своих основах, принципах, результатах» [8].
В «фундаменте» социальной организации лежат «линеаризованная иерархичность управляемого пространства, стремление к равновесным состояниям, планируемость желаемых результатов и возможная обратимость управленческого решения» [8].
Основа социальной самоорганизации — это «неравновесность, нелинейность, необратимость, стохастичность» [8].
Организационная сторона признает обычно лишь тот итог, который лежит в рамках ее намерений. Побочные же результаты остаются незамеченными ей до тех пор, пока их кумулятивный эффект не создаст помеху в реализации последующего управленческого решения и не приведет к случаю-событию, который переведет систему в новое стабильное качество.
Несмотря на существующие различия, две рассматриваемые стороны системы управления выполняют хотя и противоположные, но взаимосвязанные роли в процессе развития системы.
Для учета случайных параметров, которые могут возникнуть в результате деятельности самоорганизационной стороны системы, управление образованием в России основывается на «демократическом, государственно-общественном» [2, с. 2] принципе.
Таким образом, обращение к вопросу развития системы управления образованием в России в конце XX — в начале XXI в. с точки зрения синергетики позволяет по-новому посмотреть на происходящие в данной системе трансформационные процессы. Она отличается наличием цели, которая меняется в зависимости от ценностей и норм поведения. Новые ценности и нормы поведения есть фактор, выводящий систему управления на новый уровень конфигурации функциональных взаимоотношений системы управления и к построению соответствующей этой конфигурации структуры. Для осуществления качественного и эффективного управления образованием необходимо учитывать наличие в системе управления как организационной, так и самоорганиза-ционной сторон.
Список литературы
1. Ельчанинов М. С. Российская трансформация с точки зрения социальной синергетики II Социологические исследования. 2003. № 8. С. 21—30.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изм. и доп. на 2009 год. М., 2009.
3. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем I пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса. Киев; М., 2003.
4. Общее среднее образование России: сб. нормативных док. 1992—1993 гг.: в 2 кн. I М-во образования Рос. Федерации. М., 1993. Кн. 1.
5. Сборник нормативных правовых актов Астраханской области с 1994 по 1997 годы. Астрахань, 2003.
6. Тарабановская Е. А. Становление системы государственного управления образованием в России: XIX — начало XX в. (на примере национального образования в Астраханской губернии): моногр. Астрахань, 2009.
7. Эрштейн Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. СПб., 2008.
8. Капустин В. С. Глобализация и социосинергетика II Сайт С. П. Курдюмо-ва «Синергетика». URL: http:IIwwwIspkurdyumov.narod.ruI (дата обращения: 30.06.2011).
9. Шабада В. А. Общая теория систем управления 11 Агентство научнотехнической информации. Научно-техническая библиотека SciTecLibrary. URL: http:IIwwwIsciteclibrary.ruI (дата обращения: 13.03.2011).
Об авторе
Светлана Николаевна Темрюкова — асп., Астраханский государственный университет.
E-mail: [email protected]
About author
Svetlana Temryukova, PhD student, Astrakhan State University.
E-mail: [email protected]
151