Научная статья на тему 'Развитие системы управления образованием в России в конце ХХ -начале XXI в'

Развитие системы управления образованием в России в конце ХХ -начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПАТТЕРН / СТРУКТУРА / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / EDUCATION CONTROL SYSTEM / DEVELOPMENT OF EDUCATION CONTROL SYSTEM / SYSTEM APPROACH / PATTERN / STRUCTURE / REGIONALIZATION / CENTRALIZATION / DECENTRALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темрюкова Светлана Николаевна

Отталкиваясь от системы ценностей как главной формирующей нацеленности системы управления и опираясь на системный подход Ф. Капра, в статье рассматривается развитие системы управления образованием в России в конце XX начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATION CONTROL SYSTEM IN RUSSIA AT THE END OF XX -THE BEGINNING OF XXI CENTURIES

Departing from the system of values as the main forming objective of the system control and relying on the system approach of Capra, the development of education control system in Russia at the end of XX the beginning of XXI centuries is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления образованием в России в конце ХХ -начале XXI в»

УДК 37.014.5:351(470)

Темрюкова Светлана Николаевна

аспирант кафедры педагогики Астраханского государственного университета, учитель средней общеобразовательной школы № 71 stemryukova@mail.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ В КОНЦЕ ХХ -НАЧАЛЕ XXI В.

Temryukova Svetlana Nikolaevna

post-graduate student of pedagogy, Astrakhan State University, teacher of secondary school No. 71 stemryukova@mail.ru

DEVELOPMENT OF EDUCATION CONTROL SYSTEM IN RUSSIA AT THE END OF XX -THE BEGINNING OF XXI CENTURIES

Аннотация:

Отталкиваясь от системы ценностей как главной формирующей нацеленности системы управления и опираясь на системный подход Ф. Капра, в статье рассматривается развитие системы управления образованием в России в конце ХХ - начале XXI в.

Ключевые слова:

система управления образованием, развитие системы управления образованием, системный подход, паттерн, структура, регионализация, централизация, децентрализация.

The summary:

Departing from the system of values as the main forming objective of the system control and relying on the system approach of Capra, the development of education control system in Russia at the end of XX - the beginning of XXI centuries is considered in the article.

Keywords:

education control system, development of education control system, system approach, pattern, structure, regionalization, centralization, decentralization.

При рассмотрении вопроса о развитии системы управления образованием в России в конце ХХ - в начале XXI в. мы будем опираться на системный подход в интерпретации Ф. Капра. Однако прежде необходимо определиться с предметом исследования в нашей статье, затронув смысловое содержание понятий «система управления» и «образование».

При всем многообразии трактовок понятия «образование» можно выделить:

- образование как социальное явление - процесс социализации.

- образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государственных уровней (образовательных цензов)» [1, с. 1].

Из приведенных выше определений ясно видны различия в целевых установках образования как процесса. Достижение стоящих перед образованием целей происходит через определенную систему, управляющую процессом образования.

Говоря о системе управления как о «материальном объединении элементов, осуществляющих нацеленную деятельность» [2], можно утверждать, что система управления по отношению к первому и второму процессам образования будет объединять различные материальные элементы.

Если для осуществления процесса социализации система управления будет включать все социальные институты социализации, оказывающие на человека формирующие воздействия, то управление целенаправленным процессом обучения и воспитания осуществляется через систему образования.

Причем система образования, «представляющая собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования» [3, с. 8], является одним из составляющих элементов системы управления процессом социализации.

В любой системе управления выделяют несколько подсистем: структурно-

функциональную, информационно-поведенческую и подсистему саморазвития. Именно структурно-функциональная подсистема, выступая в роли «костяка» системы управления, подвержена наибольшим изменениям.

Поэтому в нашей статье «Развитие системы управления образованием в конце ХХ -в начале XXI в.» мы будем говорить о развитии материального объединения элементов, осу-

ществляющих управление системой образования - органах управления образованием, подведомственных им учреждениях и организациях и структурно-функциональной подсистеме системы управления.

Система управления представляет собой систему особого рода, которая направлена на реализацию определенной цели. Формирование цели системы управления есть многофакторное явление. Одним из таких важных факторов является система ценностей, которая и определяет «нацеленность системы управления» [4].

Тогда развитие системы управления - «разворачивающийся во времени процесс ее перехода из одного состояния в другое...» [5, т. 2, с. 116], отражающий определенную парадигму -систему мировоззрения и ценностей.

Новая парадигма, набирающая силу с середины ХХ столетия, дала толчок к смещению антропоцентрической (гомо-ориентированной) системы ценностей к эко центрической (глобо-ориентированой).

Для построения соответствующей новой системе ценностей системы управления образованием за последние 20 лет в России проведено большое количество реформ.

Анализ литературы показал, что, несмотря на интерес к проблемам управления образованием в России, вопрос развития системы управления образованием в конце XX - начале XXI в. изучен недостаточно.

Основное внимание в работах ученых уделяется: внутришкольному управлению и управлению развитием школы (М.М. Поташник, В.С. Лазарев, Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова, Ю.А. Конаржевский, П.В. Худоминский и другие); управлению территориальной системой образования (Н.Н. Петров, Л.И. Фишман, В.В. Дудников, В.А. Прудникова и другие); теории и практике управления образованием на региональном и муниципальном уровнях (С.Ф. Жилкин, Р.А. Баскаев, Г.И. Оглоблина и другие).

Между тем понять, какая система управления образованием построена в России на сегодняшний день в результате реформирования, и каковы дальнейшие тенденции ее развития, является необходимым условием для повышения эффективности управления и качества образования.

Для исследования проблемы обратимся к системному подходу Ф. Капра. Данный подход позволяет рассмотреть систему управления в «синтезе двух подходов: едином изучении паттерна и структуры» [6, с. 152], где «паттерн организации любой системы есть конфигурация функциональных взаимоотношений, которая обуславливает существенные характеристики между компонентами системы.» [7, с. 153], а структура системы - это «физическое воплощение ее паттерна организации» [8, с. 153].

Являясь главным фактором в определении нацеленности системы управления, система ценностей оказывает влияние на конфигурацию функциональных взаимоотношений между компонентами системы управления и, соответственно, построение ее структуры.

Такая зависимость ярко прослеживается при обращении к проблеме развития системы управления образованием в России в конце ХХ - начале XXI в.

Смена системы ценностей и мировоззрения происходит на основе достижения наук. Применительно к образованию - это достижения наук о человеке.

Более глубокое проникновение в организацию жизни и механизмов процесса познания приводит к новому видению образования: знаниевая парадигма, компетентностное образование, системная парадигма образования.

В начале ХХ столетия отечественная педагогика имела в своем основании ряд идей, среди которых была идея идеала образованности. Образованный человек - значит знающий и умеющий использовать знания. Знаниевая парадигма свела образование к знаниям основ наук, к процессу освоения знаний в обучении. Для реализации стоящей перед образованием цели как нельзя лучше подходила централизованная система управления образованием. Поэтому к 1988 г. в России были созданы единые органы управления народным и профессионально-техническим образованием: Министерство народного образования РСФСР, министерства народного образования автономных республик, которые осуществляли руководство на региональном уровне через главные управления, комитеты народного образования (например, в Астраханском регионе через отдел народного образования Астраханского областного исполкома, областное управление профтехобразованием и отдел народного образования городского исполкома).

Накопленные к 90-м гг. ХХ столетия результаты научных исследований привели к постепенной замене парадигмы человека знающего на парадигму человека, подготовленного к жизнедеятельности, компетентного. Подготовить человека к жизнедеятельности в определенных условиях его проживания - задача, которую в большей степени способно решить региональное образование. В результате происходит «регионализация системы управления образованием» [9, с. 4]. Суть регионализации заключалась в изменении конфигурации функциональных взаимоотноше-

ний между федеральными и региональными органами управления образованием, а именно: в «разграничение компетенций и ответственности между федеральными органами и органами субъектов РФ» [10, кн. 1, с. 8] в вопросах управления образованием, в передаче различных образовательных учреждений на уровне региона в собственность. За период с 1993 по 1995 гг. в собственность города Астрахани и Астраханской области были переданы некоторые общеобразовательные школы, вспомогательные школы-интернаты, детские дома [11, с. 40-41, с. 126-127].

Для дальнейшего совершенствования системы управления образованием России по Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19 июля 2002 г. № 995-р с 2003 г. был запущен эксперимент по созданию образовательных округов в Самарской области. Целью данного проекта является модернизация региональных систем управления образованием на основе создания в субъектах Российской Федерации образовательных округов как части территории субъекта Российской Федерации, в границах которой осуществляется компетенция местного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области управления образованием.

Постепенное расширение и изменение функций региональных органов управления образованием приводит к структурным преобразованиям системы управления: на региональном уровне создаются сначала Департамент образования (Постановлением Администрации Астраханской области от 15 октября 1991 г. № 29 «Об утверждении структуры областной Администрации»), а затем Министерство образования и науки (Постановление Губернатора Астраханской области № 34 «О реорганизации органов исполнительной власти» от 4 февраля 2005 г.).

Другими словами изменение конфигурации функциональных взаимоотношений приводит, начиная с 90-х гг. XX столетия, к структурным изменениям - децентрализации системы управления образованием.

Новые идеи, основанные на последних научных достижениях о человеке, человеческом разуме, например, «сантьягская теория живых систем» [12, с. 166], способствовали поиску и появлению новой концепции образования - системной. Системная парадигма видит образование «как культивирование индивидуальностей в условиях предметно-образовательных сред, создаваемых на основе опыта предшествующих поколений и ориентированных на самостоятельные познавательные движения учащихся, курируемые преподавателями и опирающиеся на процесс познания как на основу естественного развития» [14, с. 43].

Создание условий для реализации новой концепции образования потребуют, по-нашему мнению, дальнейшей децентрализации системы управления образованием и усиления региональной и местной составляющих в управлении образованием.

Таким образом, исследование вопроса развития системы управления образованием в России через призму: система ценностей - конфигурация функциональных взаимоотношений -структура, позволяет сделать следующие выводы:

- изменение системы ценностей, которые происходят на основе достижений наук, оказывают влияние на нацеленность системы управления;

- для реализации цели системы управления меняется конфигурация функциональных взаимоотношений между компонентами системы и строится соответствующая структура системы управления.

Ссылки:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изм. и доп. на 2009 год. М., 2009.

2. Шабада В.А. Общая теория систем управления. Агентство научно-технической информации. Научно-техническая библиотека (Свид. ФС77-20137 от 23.11.2004) SciTecLibrary. URL: http:// www/sciteclibrary.ru/ (дата обращения: 13.03.2011).

3. Закон Российской Федерации...

4. Шабада В.А. Указ. соч.

5. Виханский О.С. «Другой» менеджмент: время перемен // Российский журнал менеджмента. 2004. № 3. С. 105-126.

6. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / пер. с англ., под ред. В.Г. Трилиса. К.; М., 2003.

7. Там же.

8. Там же.

9. Тарабановская Е.А. Становление системы государственного управления образованием в России: XIX - начало ХХ в. (На примере национального образования в Астраханской губернии): монография. Астрахань, 2009.

References (transliterated):

1. Zakon Rossiyskoy Federatsii “Ob obrazovanii”. Text with changes and adds on 2009. M., 2009.

2. Shabada V.A. Obshchaya teoriya sistem upravleniya.

Agentstvo nauchno-tehnicheskoy informatsii. Nauchno-tehnicheskaya biblioteka (Svid. FS77-20137 ot 23.11.2004) SciTecLibrary. URL: http://

www/sciteclibrary.ru/ (date of access: 13.03.2011).

3. Zakon Rossiyskoy Federatsii...

4. Shabada V.A. Op. cit.

5. Vihanskiy O.S. «Drugoy» menedzhment: vremya peremen // Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta. 2004. No. 3. P. 105-126.

6. Kapra F. Pautina zhizni. Novoe nauchnoe ponimanie zhivyh sistem / transl. from eng., ed. by V.G. Trilis. K.; M., 2003.

7. Ibid.

8. Ibid.

9. Tarabanovskaya E.A. Stanovlenie sistemy gosudar-stvennogo upravleniya obrazovaniem v Rossii: XIX -nachalo XX v. (Na primere natsional'nogo obra-zovaniya v Astrahanskoy gubernii): monograph. Astrahan', 2009.

10. Общее среднее образование России: сб. нормат. документов 1992-1993 гг. В 2 кн. М., 1993.

11. Сборник нормативных правовых актов Астраханской области с 1994 по 1997 годы. Астрахань, 2003.

12. Капра Ф. Указ. соч.

13. Карякин Ю.В. Новая парадигма образования // Общенаучный журнал. Вестник Томского государственного университета, архив, № 329 декабрь, 2009. С. 39-43. ІІРІ: http://vestnik.tsu.ru/vestnik/ (дата обращения: 13.03.2011).

10. Obshchee srednee obrazovanie Rossii: sb. normat. dokumentov 1992-1993 gg. In 2 books. M., 1993.

11. Sbornik normativnyh pravovyh aktov Astrahanskoy oblasti s 1994 po 1997 gody. Astrahan', 2003.

12. Kapra F. Op. cit.

13. Karyakin Y.V. Novaya paradigma obrazovaniya // Obshchenauchniy zhurnal. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta, arhiv, No. 329 December, 2009. P. 39-43. URL: http://vestnik.tsu.ru/vestnik/ (date of access: 13.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.