Научная статья на тему '«Хаос и порядок - модусы социальной диффузии как процесса (коммуникативный подход)»'

«Хаос и порядок - модусы социальной диффузии как процесса (коммуникативный подход)» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4840
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАОС / ПОРЯДОК / ЭНТРОПИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФУЗИЯ / МОДУСЫ / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / ФЛУКТУАЦИЯ / CHAOS / ORDER / ENTROPY / SOCIAL DIFFUSION / MODES / NONLINEARITY / FLUCTUATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овшинов Алексей Николаевич

«Хаос» и «социальный порядок» модусы социальной диффузии как процесса. Проблема этих модусов одна из наиболее важных и сложных в социальных науках. Острота и актуальность данной проблемы зависит от постоянно действующих в обществе факторов, носящих дезорганизующий и деструктивный характер. Это последствия действия в социальном пространстве универсального закона возрастания энтропии (беспорядка). Ее острота и непреходящая актуальность обусловлена существованием универсального закона возрастания энтропии, суть которой в том, что в природе и обществе постоянно действуют дезорганизующие и деструктивные факторы. Однако энтропийной тенденции противо-действует противоположная тенденция, которая, наоборот, постоянно стремится к самосохранению себя как целостности с внутренне равновесно-динамической структурой. Цель статьи при помощи коммуникативного подхода раскрыть механизм действия этих двух противоположных энергетических векторов в социально диффузном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides new insights into the mechanism of action of two opposite energy vectors in the social diffusing space with the help of the communicative approach. "Chaos" and "social order" are considered to be the modes of social diffusion as a process. The problem of these modes is one of the most important and difficult in social sciences. The urgent character of this problem depends on constantly existing social factors which are disorganizing and destructive in nature. The factors can be explained by the existence of a universal law of increasing entropy (disorder). However, the entropy trend is counteracted by the opposite one which constantly strives for self-preservation as integrity with an internal equilibrium-dynamic structure.

Текст научной работы на тему ««Хаос и порядок - модусы социальной диффузии как процесса (коммуникативный подход)»»

УДК 140 ББК 87.6

А.Н. Овшинов

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

«ХАОС И ПОРЯДОК - МОДУСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФУЗИИ КАК ПРОЦЕССА (КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД)»

«... сохранение постоянного порядка существования вообще невозможно...»

[Ясперс К. Смысл и назначение истории.]

«Хаос» и «социальный порядок» - модусы социальной диффузии как процесса. Проблема этих модусов - одна из наиболее важных и сложных в социальных науках. Острота и актуальность данной проблемы зависит от постоянно действующих в обществе факторов, носящих дезорганизующий и деструктивный характер. Это последствия действия в социальном пространстве универсального закона возрастания энтропии (беспорядка). Ее острота и непреходящая актуальность обусловлена существованием универсального закона возрастания энтропии, суть которой в том, что в природе и обществе постоянно действуют дезорганизующие и деструктивные факторы. Однако энтропийной тенденции противо-действует противоположная тенденция, которая, наоборот, постоянно стремится к самосохранению себя как целостности с внутренне равновесно-динамической структурой.

Цель статьи - при помощи коммуникативного подхода раскрыть механизм действия этих двух противоположных энергетических векторов в социально диффузном пространстве.

Ключевые слова: хаос, порядок, энтропия, социальная диффузия, модусы, нелинейность, флуктуация.

A.N. Ovshinov

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

CHAOS AND ORDER AS MODES OF SOCIAL DIFFUSION (THE COMMUNICATIVE APPROACH)

The article provides new insights into the mechanism of action of two opposite energy vectors in the social diffusing space with the help of the communicative approach.

"Chaos" and "social order" are considered to be the modes of social diffusion as a process. The problem of these modes is one of the most important and difficult in social sciences. The urgent character of this problem depends on constantly existing social factors which are disorganizing and destructive in nature. The factors can be explained by the existence of a universal law of increasing entropy (disorder). However, the entropy trend is counteracted by the opposite one which constantly strives for self-preservation as integrity with an internal equilibrium-dynamic structure.

Key words: chaos, order, entropy, social diffusion, modes, nonlinearity, fluctuations.

Процесс социальной диффузии модусов «хаос» и «порядок» - явлений объективной действительности - наряду с их непосредственной и неформальной коммуникацией обыденно-повседневного плана предполагает коммуникации формального, строго функционального характера.

Существуют разные формы социальной диффузии: между поколениями, звеньями, подразделениями одной социальной (политической, экономической) системы и др. Данные явления можно наблюдать и в процессе социальной диффузии феноменов «хаос» и «порядок». «Этот процесс обнаружения себя в коммуникации является той

единственной в своем роде борьбой, тождественной любви: «любящая борьба», которая не смотрит на мир как на гармонию, делающую коммуникацию вообще невозможной, а ставит все под вопрос, порождает затруднения и претензии которой, при исключительной солидарности касающихся, т.о. друг друга лиц, весьма серьезны» [11, с.217].

Хаос и порядок - это модусы единого социального процесса с различными, только им присущими качествами. Они представляют диалектически противоречивое социальное единство. Сохранение социального единства хаоса и порядка происходит за счет установившегося в процессе их динамического развития цивилизованного порядка. Именно цивилизованный порядок представляет высший предел социального порядка, что означает динамическое равновесие с окружающей ее средой. Это два разных, присущих ему состояния, но которые в принципе соединены в противоречивом единстве. Уничтожить все, что связано только, например, с хаосом, оставив лишь то, что отвечает строгим критериям цивилизованного социального порядка, невозможно.

Состояние порядка и хаоса, организованности и дезорганизованности характеризуется способом чередования, попеременной сменяемостью друг другом. Их сменяемость может иметь пульсирующий, маятниковый или волновой характер.

Хаос и порядок объективно сосуществуют друг с другом в процессе протекания социальной диффузии в едином временном пространстве.

Это объясняется тем, что данный процесс является закономерностью. Сохранение такого динамического равновесия возможно лишь при условии создания соответствующих цивилизационных, нормативно-регулятивных средств, что будет способствовать выработке приемлемых мер для сохранения динамично-равновесного соотношения между модусами («хаос-порядок»). Этим обстоятельством объясняется научный интерес ученых рассматривать в одном проблемном ряду два типа вопросов - те, что связаны с социальным порядком с целью предотвращения социальной энтропии общественных структур, сопровождающейся ослаблением их социализирующих и регулятивных функций, и те вопросы, которые связаны со всем, что противодействует социальному порядку, являясь деструктивным и дезорганизационным началом.

Еще в древнейшей космологии порядок рассматривался как метафизический принцип. Предпринимались попытки его изучения в многообразных проявлениях (социальный, политический порядок и т.д.). Порядок, в частности, социальный, устанавливается благодаря сознательным, целенаправленным совместным усилиям людей. Эти коллективные усилия направлены на ускорение процесса адаптации к социуму в целях сохранения внутренне противоречивого социального организма.

Порядок как метафизический принцип имеет место уже в древнейшей космологии. Естественный порядок в том виде, как он воплощается в организме (в целесообразном единстве многообразия), представляет убедительный пример порядка в многообразных его проявлениях.

Под целесообразным единством понимается определенный вид связи, взаимодействия и взаимозависимости функций, который служит сохранению социального организма.

В отличие от порядка, хаос - неопределенное, беспорядочное и бесформенное состояние вещей. Хаос - это фундаментальная категориальная антитеза порядка.

Феномен «порядок» ассоциируется с динамическим равновесием, т.е. со сбалансированными отношениями и связями при помощи цивилизационных, нормативно-регулятивных средств. Единство в порядке постоянно борется с беспредельностью, хаотичностью.

Хаос как диаметрально противоположный процесс социальному порядку представляет собой нелинейное явление.

В современной европейской культуре и философии происходит процесс оформления парадигмальной матрицы нелинейных процессов: многовариантность, альтернативность эволюции, возможность выбора ее определенных путей, возможность ускорения темпов развития, инициирования процессов быстрого, нелинейного роста, необратимость развития и др.

Нелинейность динамических процессов хаоса как модуса социальной диффузии предполагает верификацию, проверку истинности теоретических положений опытным путем, ее эволюционных процессов, обусловленных неравномерностью и неравновесностью. Неравновесность хаотического процесса может быть охарактеризована посредством синергетического понятия «диссипативная структура»1.

Образование диссипативных структур позволяет описывать понятие теории бифуркации, т.е. крайне неустойчивого состояния системы. Развитие любой системы имеет свою точку предела, границы существования порядка, в результате которого формируется его новое качественное состояние, так называемый, бифуркационный процесс. Этот процесс отличается нелинейным характером своего развития и представляет динамическую систему со сложной внутренней структурой, но с определенным потенциалом саморазвития и не всегда предсказуемыми путями его измерений. И именно поэтому хаос и порядок рассматриваются в общественных науках как модусы сложных самоорганизующихся социальных структур. Примером диссипа-тивной структуры может служить любой политический или социальный институт как социальные системы. Процесс диссипации помогает им освобождаться от накапливающегося энтропийного избытка, сохранять устойчивое состояние своих систем и тем самым поддерживать необходимую степень относительной жизнеустойчивости всего социума.

Вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются диссипативные флуктуации (это могут быть самопроизвольные случайные отношения социально-экономической, политической, биологической, физической и др. величин от ее среднего значения).

Бифуркационное пространство отличается своим непредсказуемым неустойчивым состоянием. Отсюда велик риск роли случайностей, возрастания их в любой ситуации. Случайности в зависимости от внешних и внутренних воздействий могут носить конструктивный, созидательный или деструктивный, разрушительный характер.

Находиться в пространстве бифуркации - значит пребывать в крайне неустойчивом и непредсказуемом положении. Любая случайность может вывести систему из пребывающего равновесного состояния в любую сторону. И в таких случаях роль случайностей резко возрастает. Отсюда возможные последствия: социальная структура приобретает большую жизнеустойчивость и усиливает своё равновесно-динамическое состояние, или с социальной системой происходит диаметральный противоположный процесс. Сброс (избавление) энтропии во внешнюю среду способствует поддержанию и укреплению внутренней упорядоченности и уравновешенности социальной системы.

Коммуникативный подход является одним из основных критериев подлинного теоретического осмысления социальной действительности, обеспечивает внутреннее единство разнообразных эмпирических фактов, их общности.

1 Диссипативная структура - это система, существующая за счет постоянного обмена с внешней средой веществами, энергией и информацией, и как результат - освобождение системы от критической массы, т.е. накопившегося балласта критической энтропии (например, деструктивная энергия локальных точек напряжения («возмущенного поведения»).

Этот подход как междисциплинарная и общенаучная методология во все времена продолжает оставаться актуальным научно-познавательным методом. Он несет в себе значительный эвристический потенциал. Эвристическое значение коммуникации для социального исследования заключено не только в ее идеях, принципах, формах и в коммуникативной способности, но и в понятиях, которые в своем содержании особое внимание уделяют тем сторонам исследуемого объекта, которые отличаются определенной спецификой. Поэтому они рассматриваются в социальных науках несколько иначе. Такими новыми понятиями, имеющие важное значение для социальных наук, например, для социологии, являются: хаос, порядок, флуктуация, аттрактор, бифуркация, диссипация, нелинейность и др. Отсюда возникает возможность использования коммуникативного подхода в социально-гуманитарных науках.

Коммуникативный подход - универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в обществе. В рамках данного подхода делается акцент на рассмотрение взаимосвязей знаковой и социальной (политической, экономической) реальности через многообразные системы коммуникаций. Он требует от субъектов подчинения определенным нормативным стандартам и протекает в режиме правомерности и законообразности.

Коммуникативный подход, как и синергетический, дает возможность понять и объяснить не только наличие спонтанного порядка и равновесия в системах «хаос -порядок», но и генезис их внутреннего механизма и их возникновение в процессе самоорганизации [6, с.181-194]. Именно такое свойство системной целостности способно поддерживать динамично-равновесное отношение внутри себя. Это становится возможным благодаря установлению многообразных и активных функциональных связей между составными элементами социальной системы. В данном случае срабатывает принцип обратной связи. Это свойство системной целостности в общественных науках называется социальным гомеостазисом. Гомеостатическое состояние цивилизованной системы обеспечивается большим набором нормативно-регулятивных механизмов.

Впервые идею о самоорганизации системы высказал основоположник классической политэкономии А.Смит в работе «Исследование о природе и признаках богатства народов» (1776). Некоторые ученые считают Смита предшественником Н.Винера в открытии принципов кибернетики и, в частности, принципа обратной связи. К этому принципу обратились в своих исследованиях вначале ученые-биологи (Г.Хардин), а затем экономисты (Ф.Хайек). Так, Г.Хардин писал: «Невидимая рука, которая весьма точно регулирует цели, есть несомненно механизм гомеостазиса. На свободном рынке цены в конечном счете регулируются отрицательной обратной связью» [1, р.52].

По мнению лауреата Нобелевской премии Ф.Хайека, спонтанный порядок и связанное с ним равновесие на рынке, сводятся к «взаимоприспособлению индивидуальных планов и осуществляются по принципу, который мы вслед за естественными науками стали называть «отрицательной обратной связью» [12, с.10].

Самоорганизация как основа эволюции в системе «хаос - порядок» имеет свои специфические особенности, т.е. свои законы и закономерности. Она в соответствии с утверждением новой концепции, выдвинутой синергетикой, может начаться лишь в открытых неравновесных системах, находящихся достаточно далеко от точки термодинамического равновесия [13-15].

Процесс самоорганизации начинается со случайных воздействий на систему. Этот процесс называется флуктуацией. В неравновесной системе данный процесс усиливается и в конечном итоге может привести к образованию в самой системе новой

динамической структуры и установлению качественно нового спонтанного (самопроизвольного в силу внутренних причин) порядка.

Нелинейность вызывает существенную трансформацию структуры и приводит к появлению сильной неоднородности. Проявляется множество неконтролируемых и случайных факторов. Они своими воздействиями на события и обстоятельства делают социальную действительность неконтролируемой и неподвластной попыткам ее всеобщего контроля.

Процессы самоорганизации проявляют себя в открытых, неравновесных системах. Подобное становится возможным благодаря таким компонентам, как открытость, нелинейность развития, диссипация.

Социальная самоорганизация - это динамика существования социальных микро-и макросистем. Любое цивилизованное сообщество представляет собой относительно устойчивую, уравновешенную систему. Такое возможно лишь при условии непрерывного возрастания уровня энтропии. Однако этому процессу препятствуют постоянно образующиеся «микрохаосы»: (диссипации и деривации) и функциональные отключения в самой социальной системе.

Во всех ситуациях процесс самоорганизации социальной системы проявляет себя через две тенденции. Первая - это нацеленность на равновесие и закрытость: отторжение всего, что может нарушить равновесие. Вторая тенденция - система пытается отойти от монотонного, непродуктивного равновесия и закрытости.

Логика и социодинамика процесса самоорганизации имеют несколько характерных признаков: 1) возникновение общей упорядоченности, охватывающей всю систему в целом; 2) относительная однотипность поведения абсолютного большинства элементов системы; 3) последующее вхождение системы в зону бифуркации, когда нарушается прежняя внутренняя уравновешенность. Хотя воцаряется беспорядок, сопровождающийся смешением всего, но становится реальностью победа только одной из его возможностей, которые нес в себе социальный хаос [2, с.190].

Любую социальную систему можно рассматривать как открытую, взаимодействующую с внешней средой. Такая система может находиться не только в состоянии порядка и хаоса, но и в состоянии «неравновесного порядка», который при незначительных воздействиях способен обрушиться в хаос и в состояние «детерминированного хаоса», т.е. способного при слабых воздействиях самоорганизоваться в относительно устойчивый порядок. «Неравновесность, - считают И.Пригожин и И.Стенгерс, - есть то, что порождает «порядок из хаоса» [9, с.503]. Детерминированный хаос в теории динамических систем представляет поведение нелинейной системы как случайное явление, и это несмотря на ее зависимость от детерминистских законов.

Обратным явлением к динамическому хаосу является динамическое равновесие и явление социального гомеостаза.

Странный аттрактор1 прочно вошел в понятийный аппарат социальных наук. Он был обнаружен численно в 1968 г. Э.Лоренцом, но математически это понятие было сформулировано в 1971 г. Д.Рюэлем и Ф.Такенсом как ключевой элемент в понимании иррегулярного неправильного поведения, описываемого детерминистскими уравнениями, главным образом, в понимании турбулентности [3, с.8].

Энтропия всегда присутствует в любой из социальных систем в качестве потенциально скрытых возможностей, но они не в состоянии реализоваться полностью в социуме.

1 Странный аттрактор - состояние непредсказуемости случайных блуждений элемента - частицы, но в результате окажется в необходимом месте, в т.ч. «горловине воронки» [9].

В результате дисфункциональных процессов происходит постоянное накопление критической массы (избыточной энтропии), которая может спровоцировать энтропию социальной системы. Но при налаженном нормативно-регулятивном механизме можно своевременно предотвратить этот отрицательный хаотический процесс, следствием которого становится всеобъемлющий и всеохватный глубокий кризис.

Лишь наличие устойчивых закономерностей и законов сможет предотвратить подобный хаос. Но это возможно лишь при условии их соответствия строгим правилам социального порядка, носящего цивилизационный характер (это высшая форма социального порядка, отвечающая критериям целесообразности).

Нарушение равновесно-динамичной системы приводит к разбалансированию межсубъектных отношений, исключает возможность различных компромиссов, происходит нивелирование взаимной ответственности у участников конфликта. Основания подобных бесконтрольных ситуаций присутствуют в содержательно-структурных свойствах обоих модусов («хаос-порядок»).

Социальные объекты представляют сложные системы. В процессе функционирования они подвергаются двум видам трансформационного воздействия: это процесс перехода непосредственно от порядка к хаосу и от хаоса к порядку. «Мы, - писал Н.Винер, - погружены в жизнь, где все в целом подчиняются второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается... В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса» [4, с.43].

Однако эти два процесса возможны лишь при условии наличия в системе так называемых аттракторов1, что спонтанно образует новые структуры.

Согласно второму началу термодинамики, т.е. закону возрастания энтропии, все процессы во Вселенной однонаправлены и сопровождаются разрушением упорядоченных структур, рассеиванием энергии в пространстве. Последствия энтропии -динамика нарастания беспорядка, дезорганизационных процессов, приводящих к дестабилизации, распаду и хаосу. Это может произойти в любой системе независимо от ее размеров, а также в любом пространстве и времени. Распад и хаос - имманентно скрытые явления. У них отсутствуют причины и цели. Они обеспечивают лишь непрерывное движение в материальном мире. Однако суть философии нестабильности заключается в том, что увеличение энтропии не сводится только к увеличению беспорядка, а порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно. Такое состояние можно объяснить действиями диссипативного процесса, который, с одной стороны, создает беспорядок и одновременно, с другой стороны, его стабилизирует, уравновешивает.

Закон возрастания энтропии описывает мир как непрестанно эволюционизирующий от порядка к хаосу. Понятие энтропии помогает отличать обратимые процессы от необратимых. Энтропия возрастает только в результате необратимых процессов. В сильно неравновесных условиях может совершиться переход от социального беспорядка к порядку и возникнут новые динамические состояния материи, отражающие взаимодействие данной системы с окружающей средой. Новые структуры И.Пригожин и И. Стенгерс называют диссипативными структурами, тем самым подчеркивая конструктивную роль этих процессов в их образовании [7, с.497].

1Аттрактор - совокупность условий, заставляющих разные элементы двигаться по разным, но сближающимся, сходящимся траекториям и в итоге оказываться в одной общей точке.

Тип диссипативной структуры в значительной степени зависит от условий ее образования.

По Н.Винеру, количество информации отождествляется с отрицательной энтропией. В результате становится, подобно количеству вещества или энергии, одной из фундаментальных характеристик природы (см.: «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», 1948).

Отсюда толкование кибернетики как теории организации и как формы борьбы с мировым хаосом, с устрашающим возрастанием энтропии.

Человеческий разум является одним из звеньев этой борьбы. «Мы плывем вверх по течению, - писал Н.Винер, - борясь с огромным потоком дезорганизованности, который, в соответствии со вторым законом термодинамики, стремится все свести к тепловой смерти, всеобщему равновесию и одинаковости. В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы» [4].

Выводы:

1. Радикальные изменения, происшедшие во всех сферах социально-экономической и культурной жизни современного общества, требуют поиска новой парадигмы развития диалектически-противоречивой системы «хаос -порядок». Такая парадигма, на наш взгляд, должна опираться на фундаментальные принципы самоорганизации и эволюции с учетом специфических особенностей модусов «хаос - порядок» социально-диффузного процесса. В результате самоорганизации в системе спонтанно возникает новый порядок.

2. Как показывает новая концепция, самоорганизация может начаться и в такой открытой и неравновесной системе, как «хаос - порядок», находящейся достаточно далеко от точки термодинамического равновесия.

3. Увеличение энтропии не сводится к увеличению беспорядка, т.к. порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно. Это результат действия диссипа-тивного процесса: с одной стороны, он создает беспорядок и одновременно, с другой, упорядочивает возникающий хаотический процесс. Именно так два взаимоисключающих процесса оказываются в диалектически противоречивом единстве (социальная диффузия) - один включает в себя другой. Это, по нашему мнению, главные изменения, которые происходят в восприятии универсума «хаос - порядок», в связи с этим меняется и представление о неравновесности.

4. Неравновесность не только ведет к порядку и беспорядку, но, что очень существенно, открывает и возможности для возникновения новых равновесно-устойчивых систем. В этом случае значительно расширяется спектр возможных способов возникновения и существования в точках бифуркации социума новых пространственно-временных образований - более жизненноустойчивых, динамично-равновесных структур. Это возможно в случае возникновения нового подхода к осмыслению проблемы и смены типов решения. Это будет способствовать переходу от нелинейного развития к линейному, преодолению неравновесных структур, что и приведет к образованию новой динамичной структуры социального порядка.

5. Понять и объяснить наличие спонтанного порядка и динамического равновесия в системе «хаос - социальный порядок», а также генезис их внутреннего механизма, возникновения в процессе самоорганизации, возможно при помощи не только синер-гетического и коммуникативного подхода. Социальные коммуникации неформального и формального, строго функционального характера обеспечивают развитие социума и имеют антидеструктивную направленность.

Итак, модус социальной диффузии как процесса «хаос» связывают с преобладанием непредсказуемых случайностей. Другой модус «порядок» - с наличием устойчивых законов и закономерностей. В свете этой антитезы социальная реальность предстает как целое, внутри которого сосуществуют, активно взаимодействуя друг с другом и противодействуя, структура социального порядка и бифуркационные точки социального напряжения, создающие потенциальные возможности для возникновения в обществе хаоса в самых разных видах.

Порядок и энтропия как результат действия хаоса - это два модуса единого социального организма, два разных, присущих ему состояния.

Список литературы

1. Hardin Y. Nature and Man's Fate. №V, 1959. - 404 с.

2. Бачинин В.А. Социология. Энциклопедический словарь - СПб.: Изд-во Михайлов В.А., 2005. - 287 с.

3. Борже П., Помо И., Видаль К. Порядок в хаосе. О детерминистском подходе к турбулентности / Пер. с фр. - М.: Мир, 1991. - 368 с.

4. Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1958. - 200 с.

5. Горетонн Карр. Заметки о хаосе. 1997. - 45 с.

6. Овшинов А.Н. Социальный порядок и хаос - динамическое равновесие (синерге-тический подход) // Гуманитарий Юга России, 2018, Т.7, №2. - С.181-194.

7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса // Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - М.: Проспект». 1997. - С. 153-271.

8. Пригожин И., Стенгерс И. Наука о сложности // Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - С.153-271.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986. - С.492-503.

10. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Общ.ред. А.Ф.Лосева /Пер. с древнегр. Т.2. - М.: Мысль, 1976. - 421 с.

11. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА. - М., 2011. - 570 с.

12. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. - №12. - С.5-14.

13. Хакен Г. Синергетика. - М., 1980. - 405 с.

14. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985. - 424 с.

15. Хакен Г.Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. - Ижевск: ИКИ, 2003. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.