Научная статья на тему 'Неравная борьба * рецензия на книгу: Хавкин Б. Л. Германский национал-социализм и антигитлеровское Сопротивление - М. : товарищество научных изданий КМК, 2017. - 377 с. , 23 с вкл'

Неравная борьба * рецензия на книгу: Хавкин Б. Л. Германский национал-социализм и антигитлеровское Сопротивление - М. : товарищество научных изданий КМК, 2017. - 377 с. , 23 с вкл Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / ФАШИЗМ / СОПРОТИВЛЕНИЕ / КРАСНАЯ КАПЕЛЛА / ЗАГОВОР ПРОТИВ ГИТЛЕРА / АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / NATIONALSOZIALISMUS / FASCISM / RESISTANCE / RED ORCHESTRA / PLOT AGAINST HITLER / WORLD WAR II ALLIES / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петелин Борис Валентинович

Новая монография доктора исторических наук Б.Л. Хавкина это результат многолетних исследований актуальной темы германской истории, относящейся к периоду борьбы немецких патриотов с национал-социалистическим режимом 1933-1945 гг. Сопротивление было реальным, в нем участвовали тысячи борцов разных политических взглядов и убеждений, но этого оказалось недостаточно, чтобы свергнуть Гитлера. Тем не менее, как пишет автор, антигитлеровское Сопротивление оказывало немалое влияние на антигитлеровскую коалицию, создание будущего правительства Германии и определение ее места в послевоенном мире. Монография посвящена памяти известных историков-германистов А.С. Бланка, Д.Е. Мельникова, Л.З. Копелева, Л.А. Безыменского, Я.С. Драбкина, А.И. Борозняка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The unequal fight

The new monograph by the doctor of historical sciences Boris Khavkin is a result of long-term researches of a topical theme of the German history relating to the period of fight of the German anti-fascists against the Nazi regime of 1933-1945. Resistance was significant, thousands of fighters of different political views and beliefs participated in it, but it has appeared to be insufficient to overthrow Hitler. Nevertheless, the author writes, that Resistance to Hitler exerted considerable impact on the Allies, future Germany’s government creation and definition of this state’s place in the post-war world. The monograph is in memoriam: Aleksandr Blank, Daniil Melamid (Mel’nikov), Lev Kopelev, Lev Bezymenskiy, Yakov Drabkin, Aleksandr Boroznyak the famous historians Germanists.

Текст научной работы на тему «Неравная борьба * рецензия на книгу: Хавкин Б. Л. Германский национал-социализм и антигитлеровское Сопротивление - М. : товарищество научных изданий КМК, 2017. - 377 с. , 23 с вкл»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 94(430)"1933/1945"

Петелин Борис Валентинович

доктор исторических наук, профессор Череповецкий государственный университет, г. Череповец

[email protected]

НЕРАВНАЯ БОРЬБА*

Новая монография доктора исторических наук Б.Л. Хавкина - это результат многолетних исследований актуальной темы германской истории, относящейся к периоду борьбы немецких патриотов с национал-социалистическим режимом 1933-1945 гг. Сопротивление было реальным, в нем участвовали тысячи борцов разных политических взглядов и убеждений, но этого оказалось недостаточно, чтобы свергнуть Гитлера. Тем не менее, как пишет автор, антигитлеровское Сопротивление оказывало немалое влияние на антигитлеровскую коалицию, создание будущего правительства Германии и определение ее места в послевоенном мире. Монография посвящена памяти известных историков-германистов А.С. Бланка, Д.Е. Мельникова, Л.З. Копелева, Л.А. Безыменского, Я.С. Драбкина, А.И. Борозняка.

Ключевые слова: национал-социализм, фашизм, Сопротивление, Красная капелла, заговор против Гитлера, антигитлеровская коалиция, историческая память.

Д

ин давно из

октор исторических наук, редактор отдела и член редколлегии журнала «Новая и -новейшая история» Борис Львович Хав-кин давно известен российским и зарубежным читателям и специалистам своими актуальными публикациями по германской истории первой половины ХХ века. Согласимся, что это наиболее сложный период для исследования, несмотря на огромное количество работ по истории Первой мировой войны, Веймарской республики, германского фашизма, антигитлеровского Сопротивления, Второй мировой войны и ее последствий для Германии и немецкого народа. Для того чтобы подготовить научную книгу, нужно знать не только историографию, но и архивные источники, которые при всех возможностях Интернета оказываются не такими доступными. Новая монография профессора факультета международных отношений и зарубежного реги-оноведения историко-архивного института РГГУ Б.Л. Хавкина как раз отличается высоким уровнем фундирования: в перечне источников документы из российских и германских архивов, нормативные акты, опубликованные документы, дневники и мемуары, большой список привлеченной литературы отечественных и немецких авторов. В рецензируемую книгу вошли также сюжеты из прежних работ автора, публиковавшиеся в российских и немецких журналах и научных сборниках.

Структура монографии полностью отвечает ее названию: «Германский национал-социализм и антигитлеровское Сопротивление». Во введении автором поставлена главная цель исследования -определить роль и значение немецкого антигитлеровского Сопротивления в истории Второй мировой и Великой Отечественной войны, его влияние на антигитлеровскую коалицию, проблему сепаратного мира, создание послегитлеровского правительства и определение места Германии в по-

слевоенном мире (с. 6-7). Здесь же представлен подробный анализ источников, прежде всего, из российских архивов, ранее не известных на Западе и введенных автором в немецкоязычную научную литературу. Новизна книги не исчерпывается только новыми документами и привлеченными исследованиями. Б.Л. Хавкиным обоснованы новые подходы в интерпретации таких ключевых терминов как «Сопротивление» и его вариаций применительно к Германии, «фашизм» и «национал-социализм» («нацизм»), «антигитлеровская коалиция» и др., что вносит необходимую определенность в рассмотрении сложных историографических проблем.

Краткий экскурс в историю становления гитлеровской диктатуры, осуществленный автором, необходим для того, чтобы показать, с одной стороны, неизбежность борьбы с ней части немецкого общества, с другой стороны, - те условия, в которых разворачивалась эта борьба. Национал-социализм не был фантомом: это был реальный враг, как для немецкого народа, чье прозрение оказалось долгим, так и для Европы, и шире - мира, ибо гитлеровская Германия устремилась к мировому господству. Внутри страны репрессивный аппарат подавлял всякое, даже самое малое сопротивление власти. Еще до начала Второй мировой войны через концлагеря прошло около 1 млн. немцев (с. 42).

Основное содержание книги посвящено антигитлеровскому Сопротивлению в Германии, в котором участвовали разные личности и группы (с. 4849). В современной историографии немецкое Сопротивление принято рассматривать (и Борис Хавкин поддерживает эту точку зрения) комплексно, что, безусловно, верно с научных позиций. У всех борцов, групп и организаций враги был одни - Гитлер и нацизм. Автор рассматривает борьбу с диктатурой на примере коммунистического Сопротивления, деятельности «Красной Ка-

* Рецензия на книгу: Хавкин Б.Л. Германский национал-социализм и антигитлеровское Сопротивление - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2017. - 377 с., 23 с вкл.

Вестник КГУ .J № 3. 2017

© Петелин Б.В., 2017

282

Неравная борьба

пеллы» и «Национального Комитета «Свободная Германия», «консервативной оппозиции», осуществившей заговор против Гитлера 20 июля 1944 г В советской историографии коммунистов возводили в ранг самых последовательных и решительных борцов с нацизмом. Из 300 тыс. членов КПГ после прихода Гитлера к власти почти половина подверглись преследованиям. Жертвами нацистов стали 222 коммуниста из состава руководства КПГ. 3 марта 1933 г. был арестован председатель КПГ Эрнст Тельман. КПГ, СДПГ, а затем и другие партии были запрещены. Как отмечает автор, Немецкий историк С. Хаффнер писал, что немало коммунистов и социал-демократов вступили в нацистскую партию, некоторые из них видимо с надеждой на «разложение изнутри». Однако на практике не коммунисты «разлагали изнутри» нацистские организации, а эти организации «переваривали» коммунистов, превращая их в нацистов (с. 51).

Немецкие коммунисты вели борьбу с фашизмом не только в Германии, но и в других странах, например, в Испании в 1936-1939 гг. За пределами Германии КПГ провела две партийных конференции: Брюссельскую в октябре 1935 г. (конференция проходила в Кунцево, под Москвой) и Бернскую в январе-феврале 1939 г. под Парижем. Стратегическая цель заключалась в сплочении всех демократических антифашистских сил в борьбе против гитлеровской диктатуры. Добиться этого не удалось: время было упущено, но КПГ сделала немало в раскрытии агрессивных планов нацистского государства.

Особый интерес представляют страницы книги, посвященные Тельману, его тюремным письмам Сталину и Молотову, написанные в 1939-1941 гг. Впервые обо всех 24 письмах отечественному читателю рассказали Б. Хавкин и В. Рыкин в 1996 г. в журнале «Новая и новейшая история». В советское посольство в Берлине письма передавала жена Тельмана Роза. Тельман надеялся, что советское руководство вырвет его из нацистского заключения. Может показаться, что в период сближения с Германией, до нападения последней на СССР, такие шансы были. Борис Хавкин склоняется к тому, что Сталину Тельман был не нужен: Москва не собиралась спасать своего друга (с. 72). В СССР главным коммунистом был «назначен» Вильгельм Пик.

Компартия Германии в большей степени, чем другие европейские компартии пострадала от последствий советско-германского пакта 23 августа 1939 г. Признание советско-германской «дружбы» ее не спасло. Гитлер не собирался «отпускать» Тельмана. На прямую расправу режим не решился, но вождю немецких коммунистов не суждено было остаться в живых. В 1944 г. он погиб, скорее всего, от рук своих палачей. Остаются те, кто продолжает считать главным виновником гибели Тельмана, а также Грамши, лидера итальянских коммунистов,

томившегося в тюрьме при Муссолини, советское руководство. Однако судить надо не с вершины сегодняшнего дня. Для фашистов, что в Италии, что в Германии, что в других фашистских государствах Европы, коммунисты были главными противниками. СССР - победитель фашизма, был коммунистическим государством.

О «Красной капелле» - разведывательной сети в «центре третьего рейха» - написано много, но не всегда объективно и достоверно. Отечественные архивы были открыты в начале 1990-х гг., что позволило, в том числе и автору рецензируемой книги, уточнить характер взаимоотношений немецких членов «Красной капеллы» и соответствующих органов в СССР. Б.Л. Хавкин считает, что это были отношения «партнеров по антифашистской борьбе» (с. 77). Не следует утверждать, что группа Харнака и Шульце-Бойзена действовала исключительно по указке из Кремля. Немецкие разведчики поставляли информацию не только в СССР. С другой стороны, российские источники «не подтверждают мнение о берлинской сети "Красной капеллы" как самой большой советской разведывательной организации в Германии во время Второй мировой войны» (с. 77). В сентябре-октябре 1942 г. «Красная капелла» была разгромлена, перед судом предстали 130 человек, 39 из них были приговорены к смертной казни. Их героизм был отмечен в СССР в 1969 г.

Следующий раздел книги посвящен истории Национального комитета «Свободная Германия», созданного в июле 1943 г. на территории Советского Союза. Позже, в сентябре того же года был учрежден Союз немецких офицеров во главе с генералом Зайдлицем. В книге подробно показаны все перипетии вокруг НКСГ, прослежена судьба Зайдлица, попавшего на 10 лет в советские лагеря, фельдмаршала Паулюса, дававшего показания на Нюрнбергском трибунале в качестве свидетеля и закончившего жизнь в ГДР. В советской историографии первооткрывателем этой темы являлся профессор А.С. Бланк, аспирантом которого был начинающий историк Борис Хавкин. В своей книге он отвечает на два главных вопроса: стоит ли рассматривать НКСГ как прообраз немецкого правительства для будущей Германии и не ставилась ли цель сформировать из членов НКСГ, немецких военнопленных, части для сражений с вермахтом (по типу РОА с генералом-предателем Власовым)? Документов о подобных «инициативах» не сохранилось. Скорее всего, их и не было. Разумеется, в разговорах советского руководства, а создание НКСГ без одобрения Сталина было бы невозможным, подобные вопросы обсуждались. Но не более того.

Нет серьезных оснований считать учреждение НСКГ и СНО в качестве «правительства будущей Германии». Это помогало в борьбе с Гитлером: движение за свободную Германию перешагнуло

Вестник КГУ ^ № 3. 2017

283

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

границы СССР, активизировало немецких эмигрантов в Латинской Америке, во Франции, Бельгии, Люксембурге. После разгрома Третьего рейха многие антифашисты приняли активное участие в создании новой Германии. Но в основном подобное наблюдалось в советской оккупационной зоне. Достаточно много места в книге отведено деятельности консервативной оппозиции и подготовке планов по устранению Гитлера. Центральной фигурой, как известно, был бывший обер-бургомистр Лейпцига Гёрделер, который после свержения Гитлера готов был стать рейхсканцлером. Борис Хав-кин подробно освещает планы Гёрделера, который выступал за сохранение Германской империи в довоенных границах. В 1943 г., когда уже произошел коренной перелом в войне, Гёрделер писал о необходимости создания англо-германского союза, чтобы не допустить СССР в Европу. В Лондоне к этим «планам» отнеслись прохладно. Союзники уже решили, что Германия должна капитулировать безоговорочно.

Как указывает Хавкин, реально свергнуть Гитлера можно было только военно-политическими средствами. Автор не описывает подробно все покушения на Гитлера, но останавливается на малоизвестных документах, в частности, на свидетельствах майора Куна - активного участника заговора военных против Гитлера, попавшего в конце июля 1944 г. в советский плен (в своих показаниях Кун утверждал о сознательной сдаче в плен). В СССР после допросов он попал в лагеря, где провел 11 лет, тяжело заболел, стал выдавать себя за другое лицо. В ФРГ он вернулся только в 1956 г, жил замкнуто, ни с кем не встречался и умер в 1994 г., уже в другой Германии. Как пишет автор, «его похоронили еще при жизни» (с. 231). Далеко не все участники Сопротивления стали «героями» в официальной истории.

Завершается книга рассказом об удивительной судьбе Отто Йона, сотрудника спецслужб ФРГ, ко-

торый в 1954 г. бежал в ГДР. В годы войны Йон принимал участие в антигитлеровском Сопротивлении, выполняя курьерские функции. После провала заговора против Гитлера 20 июля 1944 г. он сумел бежать, скрывался в Испании, Португалии, затем перебрался в Великобританию, где сотрудничал с антинацистской радиостанцией «Солдатское радио Кале». После войны, несмотря на недоверие канцлера Аденауэра, оказался в должности главы Федеральной службы защиты конституции. Обстоятельства, при которых Йон оказался в ГДР, как пишет автор, остались не выясненными. В декабре 1955 г. он вновь бежит: теперь уже из Восточного Берлина в Западный, откуда был доставлен в ФРГ. И хотя Йон доказывал, что в ГДР он оказался не добровольно, а после похищения, суд ФРГ приговорил его к четырем годам тюрьмы за государственную измену. После освобождения и до конца своей жизни, а умер он в 1997 г., Йон добивался реабилитации, но тщетно. Возможно, к чему склоняется и автор книги, ключевым моментом в этой истории является антифашистское прошлое Йона и его симпатии к коммунистам.

В заключении книги Борис Хавкин еще раз останавливается на оценках немецкого Сопротивления. Своих целей, как это показано в книге, его участники, ни левые, ни консерваторы, ни военные, ни либералы не добились. Борьба была неравной. «Сопротивление немцев Гитлеру достойно моральной славы, но политически оно оказалось беспомощным» (с. 332). Разгромив Третий рейх, СССР, США и другие страны антигитлеровской коалиции, вынуждены были на территории Германии совместно решать задачи, не решенные немецкими борцами с Гитлером.

Содержательная, интересная монография Б.Л. Хавкина отвечает запросам не только российской германистики в качестве научного труда, но и преподавательской работе в университетах и институтах, поэтому она, безусловно, будет востребована.

Вестник КГУ № 3. 2017

284

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.