2018.01.020. ХАВКИН Б.Л. ГЕРМАНСКИЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ И АНТИГИТЛЕРОВСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2017. - 377 с., 23 с.: вкл.
Ключевые слова: Вторая мировая война; германский национал-социализм; немецкое антигитлеровское Сопротивление; Германия в послевоенном мире.
Книга д-ра ист. наук, профессора РГГУ Б.Л. Хавкина посвящена определению роли и значения немецкого антигитлеровского Сопротивления в истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны, его влиянию на антигитлеровскую коалицию, проблемам сепаратного мира, создания послегитлеровского правительства Германии и определению места Германии в послевоенном мире. Тема истории германского национал-социализма и движения антигитлеровского Сопротивления (1933-1945) и в ХХ1 в. не только научно актуальна, но и сохраняет и будет вызывать в дальнейшем значительный общественный резонанс, связанный с непреходящей ролью истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в формировании национальной памяти России. Аналогичная ситуация сложилась и в Германии, где Сопротивление принадлежит к темам современной истории, к которым никогда не будет утрачен интерес. Монографию автор посвятил светлой памяти своих друзей-германистов: А.С. Бланка, Д.Е. Мельникова, Л.З. Копелева, Л.А. Безыменского, Я.С. Драбкина, А.И. Бо-розняка.
В российском обществе, пишет Хавкин, существует социальный заказ на основанную на достоверных источниках историю минувшей войны и такой ее составляющей, как движение антигитлеровского Сопротивления, в особенности немецкого. Вклад немецкого Сопротивления в общую победу над нацизмом и в международные отношения времен Второй мировой войны оказался недооцененным, считает автор. Изучение истории немецкого антигитлеровского Сопротивления, в частности его внешнеполитического аспекта, ранее не было предметом сравнительного анализа ни в Германии, ни в России (как и ранее - в СССР). Представленные в работе российские источники и историография мало изучены в России и неизвестны в Германии.
Уточняя характеристики изучаемого феномена, автор цитирует определение российского историка Л.Н. Бровко: «Под антифашистским Сопротивлением и марксистские, и немарксистские историки часто понимают действия, нацеленные на свержение режима и установление нового порядка, на формирование нового правительства, а также действия, осуществляемые в глубоком подполье - диверсии, листовки и т.д.» (цит. по: с. 7).
В исследовании Б.Л. Хавкина используются материалы Архива Президента Российской Федерации (АП РФ), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Архива внешней политики РФ (АВП РФ), Центрального архива ФСБ России (ЦА ФСБ), Архива службы внешней разведки РФ (АСВР), а также документы фондов трофейного происхождения Российского государственного военного архива (РГВА). «Значительная часть этих документов была впервые пущена в научный оборот и вписана в историографический контекст автором в конце ХХ - начале XXI в.» (с. 11). Использованы также конституционные и законодательные акты, дипломатические документы, проблемно-тематические сборники, статистические сборники, программные и пропагандистские документы, публицистические произведения, периодическая печать, источники личного происхождения.
«Современная российская историография германского Сопротивления базируется на фундаменте советской исторической науки. Почти все исследователи, занимающиеся этими проблемами, начинали свою историческую деятельность еще в советские времена - в период горбачевской "гласности" и ельцинской "свободы слова". Воссоединение Германии и распад СССР, "архивная революция" в России, "спор историков" в ФРГ, дискуссии о "преодолении прошлого" - эти события отложили отпечаток на их творчество» (с. 24). Новым в историографии Сопротивления является «ее интернационализация». «На базе российско-германского диалога историков, одним из мест проведения которого стала Совместная комиссия по изучению новейшей истории российско-германских отношений, возникла традиция российско-германского преодоления общего прошлого» (с. 24). Предстоит решить много проблем, но «цель этого процесса благородна: сохранить для истории память о людях Сопротивления» (там же).
Монография состоит из введения, трех глав («Германский национал-социализм», «Германское антигитлеровское Сопротивление», «Немецкое антигитлеровское Сопротивление в лицах») и заключения. В конце книги помещены список использованных источников и литературы, именной указатель и подборка фотоиллюстраций.
В первой главе автор анализирует явления фашизма и нацизма, выделяя особенности германского национал-социализма. Национал-социалисты назвали свое государство третьим рейхом, так в германских древних преданиях называли грядущий счастливый век. Это подчеркивало преемственность имперских притязаний: первым рейхом считалась средневековая Священная римская империя германской нации, вторым - созданная Бисмарком Германская империя 1871-1918 гг. Национал-социалисты отменили принципы парламентаризма и демократического государственного устройства. Они демонтировали Веймарскую республику 19191933 гг., заменив ее моделью авторитарного государства с принципом фюрерства «один народ, одна страна, один вождь» (с. 37). «Весной-летом 1933 г. гитлеровский режим запретил или заставил распуститься все остальные политические партии» (с. 38).
Фюрер Гитлер, в руках которого сосредоточилась вся государственная власть, определял основы государственной политики. Имперские наместники стали представителями правительства в землях. Особое место играла партия НСДАП, был принят закон о единстве партии и государства. В 1939 г. земли были упразднены, а страна была поделена на 32 партийных округа - «гау». Их руководители - гауляйтеры назначались лично фюрером и отвечали только перед ним. Нацистский режим провел унификацию всех общественных организаций, заменив их специализированными организациями нацистской партии. В сфере экономики режим пошел на компромисс с промышленными и финансовыми группами, был взят курс на «автаркию». Гитлер развернул тайную программу вооружений «для сохранения престижа Германии». Нацисты «шли напролом к подготовке широкой агрессии за "завоевание жизненного пространства" для "арийской расы господ"» (с. 41).
Расизм стал «самой основой государства», целью которого являлось господство «арийской расы». «Вечным врагом» нации были объявлены евреи, которые «до 1933 г. были полноправными
гражданами Германии, интегрированными во все сферы жизни общества. По данным Главного управления службы безопасности СС, в 1933 г. в Германии жили 672 тыс. евреев, из которых 515 тыс. исповедовали иудаизм» (с. 43). Они составляли чуть больше 1% населения, насчитывавшего 65 млн человек. Многие евреи получили известность в разных сферах деятельности, среди них - промышленники, банкиры, ученые, писатели, художники. Были приняты законы «О гражданстве рейха», «Об охране германской крови и германской чести», означавшие дискриминацию, а впоследствии уничтожение евреев и цыган. В 1942 г. был принят план «окончательного решения еврейского вопроса». Был разработан план «Ост», по нему предусматривалось порабощение, изгнание или уничтожение более 30 млн славян: поляков, русских, украинцев, белорусов и поселение на их землях 5 млн немцев (с. 45).
Успехи немцев в первый период новой мировой войны оказались недолговечными. В попытке мобилизовать все ресурсы нацизм объявил в 1943 г. «тотальную войну». Но это не спасло третий рейх от неминуемого краха. Нараставшие трудности и недовольство вызвали попытку заговора против Гитлера и государственного переворота 20 июля 1944 г. Но это выступление было жестоко подавлено. В мае 1945 г. «национал-социалистический режим был повержен силами антигитлеровской коалиции», но «было бы неверно игнорировать роль германского Сопротивления в борьбе против Гитлера» (с. 47).
Главной теме книги посвящены следующие вторая и третья главы. Сопротивление нацистскому режиму автор разделяет на деятельность различных организаций. Коммунистическое движение во главе с КПГ нашло отражение в деятельности подпольной организации «Красная капелла». Ее возглавляли сотрудник имперского министерства экономики Германии д-р А. Харнак и офицер министерства люфтваффе Х. Шульце-Бойзен. Эта группа входила в более широкое антинацистское Сопротивление. Далее повествуется о Национальном комитете «Свободная Германия» (НКСГ) и Союзе немецких офицеров (СНО). Автор подробно анализирует историю создания и деятельность названных организаций, пишет о реакции США и Великобритании на создание НКСГ и ее активности за пределами СССР.
В монографии широко представлена и деятельность консервативной оппозиции. Рассказывается о подготовке заговора против Гитлера, вскрываются причины и характер «антигитлеровской фронды» представителей немецких консервативных элит. Далее автор показывает разнонаправленность ориентации участников консервативного Сопротивления, готовивших заговор: с одной стороны, на США и Великобританию, с другой - на СССР. Приводятся ссылки на новые документы о заговоре и подготовке переворота немецкими военными и чиновниками в 1943-1944 гг. «Календарный план оперативных мероприятий заговорщиков, составленный Куном1 совместно с генералами Штифом и Фельгибелем и полковником Штауффенбергом, был рассчитан по минутам» (с. 225). Несмотря на то что «Собственноручные показания Куна» об этом заговоре предлагал опубликовать еще в феврале 1945 г. начальник ГУК СМЕРШ генерал-полковник В.С. Абакумов, они попали в архив и «оставались секретными до конца 1990-х годов» (с. 225).
В последней третьей главе даны портреты участников немецкого Сопротивления. Так, освещается роль советского агента в гестапо Вилли Лемана, послужившего прототипом героя фильма «Семнадцать мгновений весны» советского разведчика Максима Исаева (Штирлица). «Леман до сих пор считается одним из наиболее значительных советских агентов, действовавших накануне и во время Второй мировой войны» (с. 233). Его работа «на советскую разведку длилась почти 13 лет» (с. 235). Он передал в Москву массу секретных документов. В конце 1942 г. он был разоблачен и «расстрелян в гестапо» (с. 236). Как отмечали многие знавшие его советские представители, Леман (он фигурировал под именем «Брайтенбах» в документах разведки) был антинацистом, получаемое небольшое ежемесячное вознаграждение в 580 рейхсмарок не было для него главным в его работе на Советское государство (с. 238-239).
Б. Хавкин отмечает, что Брайтенбаху удалось похитить компрометирующий СССР материал о разведывательных операциях в Германии и их поддержке немецкими коммунистическими группами. Среди арестованных в Германии с 1930 по 1941 г. советских
1 Майор германского генштаба, попавший в советский плен 27 июля 1944 г., т.е. спустя неделю после провала заговора. - Прим. реф.
разведчиков почти все были агентами Коминтерна. Ликвидация этой густой, но малоэффективной сети не привела гестапо и абвер к победе над советской разведкой. Сеть Коминтерна служила лишь прикрытием для более ценной агентуры - ИНО (Иностранный отдел НКВД. - Реф.) и Разведупра Красной армии (с. 240). Спасенный от ареста благодаря информации Лемана и переправленный в 1934 г. в Англию советский разведчик А. Дойч создал там одну из самых успешных советских разведгрупп - «кембриджскую пятерку», куда входили К. Филби, Э. Блант, Г. Берджес, Дж. Кернкросс и Д. Маклин. Благодаря Брайтенбаху «советским специалистам по дешифровке удалось взломать германские секретные коды и прочитать их» (с. 240).
Далее освещена деятельность в Сопротивлении действовавшего в Швейцарии немецкого антифашиста Рудольфа Рёсслера (псевдоним «Люци»), информация которого способствовала победе советской армии под Сталинградом и разгрому вермахта под Курском (с. 253). Про него руководивший во время войны резиденту-рой Управления стратегических служб США в Швейцарии Аллен Даллес выразился так: «Если бы у меня была пара таких агентов, я бы мог ни о чем не беспокоиться» (цит по: с. 250).
Действия группы графа Шуленбурга пронализированы в рамках более широкого подхода ко всему немецкому антигитлеровскому Сопротивлению. Хавкин считает, что «при всем уважении к Сопротивлению меньшинств, в Третьем рейхе реальное военно-политическое значение (а Гитлера с конца 1930-х годов можно было свергнуть только военными средствами) имело лишь сопротивление германских военных, связанных с военной оппозицией, к которой принадлежал и немецкий дипломат граф Фридрих Вернер фон дер Шуленбург (1875-1944)» (с. 264). Бывший посол в СССР Шуленбург был связан и с «Кружком Крейсау» - интеллектуальным центром оппозиции гитлеровскому режиму.
«Как знаток и ценитель России Шуленбург стремился сохранить заложенный в 1922 г. в Рапалло фундамент германо-советских отношений и, когда в 1939 г. возникла основа для их нормализации, способствовать их улучшению. Шуленбург делал все, что было в его силах, чтобы не допустить войны между Германией и СССР» (с. 266). После поражения войск вермахта под Москвой в конце 1941 г. Шуленбург направил Гитлеру предложение начать
сепаратные переговоры с СССР, но ответа не последовало. Тогда с
1942 г. он стал контактировать с антигитлеровской оппозицией. Заключить мир с Россией, по его мнению, должно было новое германское правительство, которое придет к власти после государственного переворота и уничтожения Гитлера. Он хорошо помнил завет Бисмарка: двумя самыми большими ошибками внешней политики Германии могут стать война на два фронта и война с Россией (с. 270). Весной 1943 г. офицерами вермахта, которых знал Шу-ленбург, были организованы покушения на Гитлера, но они сорвались. После неудавшегося выступления военных против Гитлера 20 июля 1944 г. Шуленбург был арестован и 10 ноября 1944 г. казнен (с. 275).
Завершают главу два раздела: об антигитлеровской оппозиции в рядах вермахта и деятельности генерала Х. фон Трескова, «одного из главных действующих лиц военного Сопротивления на Восточном фронте» (с. 279), и о действиях в Сопротивлении высокопоставленного руководителя разведки послевоенной ФРГ генерала Отто Йона. Тресков утверждал, что принесенная Гитлеру присяга для военных больше не имеет силы (с. 293), и не раз пытался организовать свержение диктатора, но все время неудачно. С осени
1943 г. ключевую роль в военном Сопротивлении стал играть Шта-уффенберг, с сентября 1943 г. - начальник штаба общевойскового управления сухопутных сил в Берлине. В июне 1944 г. в чине полковника он стал начальником штаба армии резерва. Штауффенберг пытался объединить единой программой различные группы Сопротивления, действовавшие в Берлине, Вене, Париже и в штабе группы армий «Центр» на Восточном фронте (с. 298).
«Заговор немецкой консервативной оппозиции и военных кругов был окончательно сорван неудачным покушением на Гитлера 20 июля 1944 г.» (с. 300). Штауффенберг был казнен, а фон Тресков, узнав о провале, покончил с собой, находясь в это время на Восточном фронте под Белостоком. 4 августа имперский народный трибунал обвинил генерала фон Трескова в участии в заговоре против Гитлера. Нацисты извлекли его тело из земли, доставили в Берлин и сожгли в концлагере Заксенхаузен, развеяв прах по ветру. «Жертвенная борьба Трескова и его соратников не привела германское военное Сопротивление к успеху... Гитлер и нацистский рейх были повержены не самими немцами, а вооруженными силами Со-
ветского Союза и его союзников по антигитлеровской коалиции» (с. 301).
Еще один участник антигитлеровской оппозиции среди военных, Отто Йон, до войны, работая юристом «Люфтганзы», стал курьером антинацистского Сопротивления. Участник заговора Штауффенберга он смог избежать ареста и бежать в Испанию, а из нее в Португалию и Великобританию, где поступил на службу к англичанам и впоследствии был переводчиком на Нюрнбергском процессе. Назначенный после войны в ФРГ на высокий пост руководителя Федерального ведомства по охране Конституции, Йон в десятилетнюю годовщину заговора 20 июля 1944 г. перешел «по политическим мотивам» в ГДР, что стало большим скандалом. В 1955 г. он бежал из ГДР в Западный Берлин, затем его вывезли в ФРГ, осудили за предательство и после двух лет тюрьмы он поселился в Австрии. «Загадка Отто Йона пока еще полностью не разгадана», - констатирует автор, изучивший все возможные документы, отразившие эти метания Йона (с. 318).
«Движение Сопротивления немцев нацистской диктатуре никогда не было единым, сильным и массовым», - пишет автор в заключении (с. 319). Сопротивление Гитлеру достойно моральной славы, но оно оказалось беспомощным. «Слабость и непоследовательность антигитлеровского Сопротивления в Германии привели его к поражению. Великобритания, СССР, США, другие страны антигитлеровской коалиции, разгромив третий рейх, вынуждены были на территории Германии совместно решать задачи, не решенные немецкими противниками Гитлера» (с. 332).
В.П. Любин
2018.01.021. ВОЛЛЕР Х. МУССОЛИНИ. ПЕРВЫЙ ФАШИСТ. БИОГРАФИЯ.
WOLLER H. Mussolini. Der erste Faschist. Eine Biografíe. - München: C.H. Beck, 2016. - 397 S.
Ключевые слова: итальянский фашизм; Б. Муссолини.
Ханс Воллер - научный сотрудник Института современной истории, с 1994 по 2015 г. главный редактор журнала «Ежеквар-тальник современной истории». Его новая книга - историческая биография Б. Муссолини - подытоживает исследования автора по