ков, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.[1,4].
По своим общественным функциям, психологическим особенностям, требованиям к личности, по своей сущности деятельность тренера является деятельностью педагогической. Сохраняя свою специфику, она имеет много общих черт с деятельностью педагога любого профиля, но ближе всего - к деятельности преподавателя физического воспитания. Однако имеет ряд существенных отличий [2,3,5,6,7].
Тренерская деятельность существенно влияет на личность. Предъявляя к тренеру определенный набор требований, она тем самым направленно преобразует весь его облик. Ежедневное в течение многих лет решение типовых задач (тренировки, соревнования, сборы) формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения. Следовательно, спортивная среда в целом, накладывает на личность тренера определенные коммуникативно-ролевые рамки и способна стать источником серьезных личностных дисгармоний вплоть до аномалий на социально-психологическом уровне организации индивидуальности.
Специфичность тренерской деятельности, требования которые она предъявляет к личности тренера, трудности на пути реализации данной деятельности, являются причиной формирования профессиональных деформаций. Следует отметить, что, так как спортивно-педагогическая деятельность имеет много общего с педагогической деятельностью, то и деформационные механизмы перечисленных выше видов деятельности, возможно, будут практически идентичными.
Итак, проявления профессиональной деформации личности тренера и причины ее возникновения (детерминанты) следующие:
Выводы
1. В результате проведения сравнительной характеристики особенностей педагогической деятельности и тренерской деятельности была четко определена специфика и рамки деятельности тренера по спорту, что поможет посмотреть на нее как на самостоятельную профессиональную деятельность, не являющейся придатком никакой другого рода деятельности.
2. Благодаря четкому рассмотрению тренерского труда как самостоятельной сферы деятельности, стало возможным определить виды профессиональной деформации личности специалиста по физической культуре и спорту, а также указать их проявления и детерминанты.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем профессиональной деформации личности тренера.
Литература
1. Безсонов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995. - 285 с.
2. Борисова М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2003. - 18 с.
3. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М.: ФиС, 1982. - 239 с.
4. Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. - Тверь, 2004. - 46 с.
5. Иванов С.В. Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры: Автореф. канд. дис. Л., 1990. - 17 с.
6. Ложкин Г.В., Зубанова Н. Власть тренера и зависимость спортсмена // Концепція розвитку галузі фізичного виховання і спорту в Україні - Рівне: Ліста, 1999. - С. 200-206.
7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития личности. - М., 2003. - 400 с.
8. Осницкий А.В. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельность: Автореф. канд. дис. СПб., 1999. - 23 с.
9. Полонская О. Взрослые игры. - М.: ФиС, 1989 - 162 с.
Поступила в редакцию 24.10.2007г.
НЕПРЕРЫВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ И ПАРАДОКС ДЛИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕРЫВОВ
Костевич Д. А.
Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка
Аннотация. К одному из важнейших фундаментальных принципов, отражающих основные закономерности спортивной тренировки, относится принцип непрерывности. Определённый интерес представляет рациональное сочетание нагрузки и отдыха, которое гарантировало бы неуклонное развитие тренированности.
Ключевые слова: отдых, тренировочный процесс, нагрузка, адаптация, восстановление.
Анотація. Костевич Д.О. Безперервність спортивного тренування і парадокс тривалих перерв. До одного з найважливіших фундаментальних принципів, що відображають основні закономірності спортивного тренування, відноситься принцип безперервності. Певний інтерес представляє раціональне поєднання навантаження і відпочинку, яке гарантувало б неухильний розвиток тренованості.
Ключові слова: відпочинок, тренувальний процес, навантаження, адаптація, відновлення.
Annotation. Kostevich D.A. Continuity of the sporting training and paradox of the protracted interruptions. Continuity of sports training and paradox of long breaks. To one of the major fundamental principles reflecting the basic laws of sports training, the principle of a continuity concerns. The certain interest represents a rational combination of loading and rest which would guarantee steady development training.
Keywords: rest, training process, loading, adaptation, restoration.
Введение.
Утвердившаяся в настоящее время система построения тренировки в форме микроциклов, видимо, представляет собой эмпирически найденный способ сохранения преемственности эффекта занятий, обеспечивающий прогресс тренированности.
Однако сегодня при значительно возросшем количестве тренировочных занятий, когда интервал восстановительного отдыха определяется не отдельной нагрузкой, а суммарным следовым эффектом всех тренировочных нагрузок, применяемых на протяжении достаточно длительного времени, определенный интерес представляет соотношение нагрузки и отдыха на фоне длительной кумуляции следовых эффектов занятий.
Являясь следствием тренировочной нагрузки, тренировочные эффекты сопровождаются более или менее длительными следовыми процессами, непрерывная кумуляция которых происходит при условии,
если эффект каждого последующего занятия как бы наслаивается на следы предыдущего, "закрепляя и углубляя их", в результате чего приобретается тренированность [2,3,4].
Степень кумуляции тренировочных эффектов и связанное с этим формирование тренированности, очевидно, обратно пропорционально величине разделяющего их интервала отдыха. В этой связи непрерывность тренировочного процесса, его эффективность во многом зависят от рационального сочетания нагрузки и отдыха, которое гарантировало бы неуклонное развитие тренированности.
Работа выполнена по плану НИР Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.
Формулирование целей работы.
Методы и организация исследования. Для изучения данного феномена в проведенном исследовании в качестве фактологического материала использовались результаты анкетирования, интервьюирования и документальные данные, в частности дневники спортсменов, специализирующихся в плавании и лёгкой атлетике. Анализу были подвергнуты индивидуальные формы подготовки спортсменов, при которых стало возможно столь длительное сохранение результативности в условиях продолжительного отдыха. Тренировочные нагрузки классифицировались по общепринятым критериям (направленность, специализированность и т.д.).
Учитывая, что один из основных принципов спортивной тренировки заключается в непрерывности тренировочного процесса, намеренно рассматривались случаи вынужденного перерыва в тренировке, связанные с травмами, болезнями и другими причинами. Изучались ситуации, когда после полного прекращения тренировочных занятий или значительного снижения тренировочной нагрузки на относительно продолжительный период результаты в соревновательном упражнении или тестах при последующем возобновлении тренировки улучшались, оставались прежними или практически не изменялись. При этом фиксировались продолжительность перерыва, характер отдыха, а также результаты, показанные до и после перерыва.
Результаты исследования и их обсуждение.
На рис. 1 представлен типичный случай, когда после 18-дневного отдыха, вызванного травмой, практически сразу спортсмен превысил результат, показанный непосредственно перед травмой. В последовавшей затем серии соревнований не просматривались тенденции к регрессу тренированности, о чем свидетельствуют достаточно высокие, стабильные результаты.
Даже в случае инфекционного заболевания, требующего постельного режима, при возобновлении тренировки зафиксировано улучшение результата в соревновательном упражнении (рис. 2, 3).
Наиболее яркий пример парадоксального повышения общего функционального состояния организма после болезни представлен на рис. 3. Так,
спортсменка, специализирующаяся в л/атл. - многоборье, сразу после болезни, выступая в соревнованиях во всех видах многоборья, на 1-10% превысила результаты, показанные до болезни.
Среди многочисленных феноменов улучшения спортивного результата после вынужденного отдыха, связанного с травмами либо болезнями, в зависимости от характера травм и специфики заболеваний встречается различный интервал отдыха. Однако продолжительность отдыха, не сопровождающегося кардинальным падением уровня тренированности, в среднем составляет 2-3 недели.
Зафиксированы отдельные случаи и более длительного сохранения спортивного результата. Так, в прыжках с шестом спортсмену после 2-месячного перерыва в тренировке удалось повторить результат, показанный непосредственно перед перерывом - 5 м 40 см (рис. 4). В беге на средние дистанции после полного отдыха в течение 10-12 дней, вызванного травмой, спортсмен, выступая в соревнованиях, улучшил предыдущий результат, а затем в течение 20 дней, проводя легкую тренировку (через день медленный бег по 6 км), практически сохранил свою результативность (рис. 5).
Для объяснения перечисленных фактов следует учесть, что все описанные выше явления, связанные с сохранением и улучшением спортивного результата после отдыха в течение 2-3 и более недель, как правило, имели место после завершения относительно длительных циклов или этапов подготовки, характерных хроническим наращиванием тренировочных нагрузок. Аналогичных случаев на ранних этапах подготовки, например, в начале подготовительного периода, нами не отмечено.
Очевидно, что проявление данного феномена возможно, кроме всего прочего, при хронической кумуляции тренировочных эффектов в результате систематических занятий, когда в организме сформированы глубокие функциональные изменения, лежащие в основе тренированности.
Относительно длительное сохранение результативности спортсменов в условиях продолжительного отдыха зафиксировано нами во многих видах спорта. Учитывая, что в разных видах спорта используются различные частные критерии тренировочных нагрузок, затрудняющие их обобщенный анализ, нам представляется интересным сравнить динамику тренировочных нагрузок у представителей циклических локомоций в беге и плавании.
Как видно, нагрузка в микроциклах имеет комплексный характер с преимущественным доминированием одного или нескольких средств подготовки, и есть основания полагать, что подобно тому, как определенное сочетание разнонаправленных средств на одном занятии может усиливать сдвиги, вызванные предыдущими упражнениями, точно так же и сочетание разнонаправленных нагрузок в микроциклах имеет подобную зависимость, способную усугублять утомление и вызывать далеко идущие функциональные и структурные перестройки.
100
- 1.11,3
_ 11^4_1— Ьккш 1 I фндтапипла 1 - 1 \ н СЫШЫ , ) отдых и ( II I 1 12.2 .1.13.]/
29 12 4 01 18 01 26.0! 29.03
Рис. 1. Динамика результатов спортсмена М. (мсмк, бег 110м с/б).
Рис. 2. Динамика результатов спортсмена П. (кмс, плавание, 100 м брасс).
Рис. 3. Динамика результатов спортсменки К.
(мс, л/атл. - многоборье, соревнования проводились в залах):
1 - прыжки в длину, 2 - прыжки в высоту, 3 - бег 600 м, 4 - бег 60 м с/б.
Рис. 4. Динамика результатов спортсмена Б. (мс, прыжки с шестом).
Рис. 5. Динамика результатов спортсмена Г. (мс, бег 1500м).
Следует отметить, что в работах специалистов, изучавших проблему детренированности [2], представлены данные о том, что после длительной гипокинезии (от 5 до 40 суток) спортсмены в ближайшем периоде после возобновления тренировки показывали обычные и даже рекордные для себя результаты. Предположительно это объясняется тем, что гипокинезия способствует снятию утомления, накапливающегося в различных формах во время занятий, при этом, не нарушая связей, выработанных в процессе тренировки.
Однако не указывается на длительность и характер предшествовавших тренировочных нагрузок, находились ли спортсмены в утомленном состоянии.
В этой связи уместно обратить внимание на исследование Н.В. Зимкина и Ю.Н. Трифонова [1], изучавших влияние тренировки на неспецифическую устойчивость организма. Отмечая зависимость сопротивляемости организма к действию гипоксии, рентгеновскому облучению и другим вредоносным факторам от длительности предшествующей системы воздействий, авторы показали, что после прекращения воздействий, сопротивляемость организма продолжает повышаться, достигая своего максимума через две недели.
Такое улучшение результата или сохранение его после некоторого перерыва, по-видимому, как общебиологическая закономерность является внешним выражением феномена "запаздывающей трансформации". Это подтверждает известную концепцию о необходимой степени временного уменьшения объема тренировочной нагрузки перед демонстрацией наиболее значимого спортивного результата.
Вместе с тем можно полагать, что эффект "запаздывающей трансформации" не единственная причина рассматриваемого феномена. Как указывалось выше, практически все случаи вынужденного временного прекращения тренировки, последующего сохранения и даже улучшения спортивного результата связаны с травмами или болезнями. Однако очевидно, что такое улучшение спортивного результата неправомерно рассматривать с убыванием двигательной активности, вынужденным отдыхом, а это зачастую сопровождается улучшением результативности. То есть не болезнь, а скорее отдых позитивно влияет на спортивный результат. Это вполне объяснимо, так как часто травмы и болезни являются закономерным итогом "перегрузки", особенно если организм подвергается ей в течение достаточно длительного времени. Так, показано, что при выполнении чрезмерных для данного организма нагрузок проявляется общебиологическая закономерность, заключающаяся в том, что все приспособительные реакции организма обладают лишь относительной целесообразностью и даже сформировавшаяся долговременная устойчивая адаптация к физическим нагрузкам может иметь свою повышенную биологическую "цену" [5, 6]. При этом "цена" адаптации может проявляться в двух различных формах. Во-первых, в прямом изнашивании функциональной систе-
мы, на которую при адаптации падает основная нагрузка, в результате чего возможны прямые повреждения структур организма. Во-вторых, "цена" адаптации может проявиться в нарушениях, возникающих в функциональных системах, непосредственно не связанных с физической нагрузкой, вследствие чего возможны болезни.
Другим проявлением "цены" адаптации является снижение иммунологической реактивности организма у спортсменов при достижении ими "пика" спортивной формы в результате длительной тренировки.
В связи с этим весьма вероятно, что вынужденный реабилитационный перерыв может не повлечь за собой утраты ряда сторон тренированности, так как в результате предшествовавших нагрузок, вызвавших хроническую кумуляцию тренировочных эффектов, были созданы мощные предпосылки для последующих адаптационных, восстановительных процессов [7]. Можно также полагать, что в условиях систематических нагрузок эффект сохранения или даже улучшения спортивного результата после продолжительного отдыха подобен такому известному в спортивной практике явлению, как "суперкомпенсация", когда после усиленного расходования рабочих ресурсов организма, спустя некоторое время, наблюдаются их мощное "сверхвосстановление" и прирост спортивного результата.
Как следует из сказанного, на фоне длительной кумуляции следовых эффектов занятий, характеризующих стадию долговременной адаптации, продолжительность относительного отдыха, обеспечивающего положительный результат занятий и условия для прогресса в спортивной деятельности, может достигать в среднем 2-3 недель. По всей вероятности, столь длительный интервал восстановительного отдыха возможен только по завершении крупных этапов и периодов подготовки, когда в результате систематической тренировки затронуты глубинные адаптационные механизмы, ответственные за приспособительные перестроения на уровне клеточных структур организма.
Учитывая, что восстановление работоспособности организма после больших тренировочных нагрузок является одной из сторон процесса адаптации его к этим условиям, можно утверждать, что интервал восстановительного отдыха, позволяющего обеспечить столь необходимую преемственность эффектов занятий, в конечном итоге зависит от степени, как утомления, так и напряжения адаптационных механизмов, вызванного серией занятий. В этой связи соотношение нагрузки и отдыха в рамках мик-ро-, мезо- и макроциклов должно быть различным.
Выводы.
Как показали результаты исследования, после временного прекращения тренировочных занятий, либо значительного снижения тренировочных нагрузок в рамках определенного времени, приобретенный уровень тренированности в основном сохраняется или даже позволяет улучшать результат, как правило, в течение нескольких недель.
В этой связи весьма интересную информацию, углубляющую наши представления о закономерностях долговременной кумуляции следовых эффектов занятий, представляют случаи, когда относительно продолжительный отдых или иной перерыв не сказался отрицательно на индивидуальных достижениях и, более того, способствовал их улучшению. Таких на первый взгляд парадоксальных случаев известно к настоящему времени вполне достаточно, чтобы можно было говорить об определенной тенденции.
Дальнейшее изучение закономерностей взаимодействия ближайших и следовых эффектов занятий в различных структурных звеньях тренировочного процесса позволит составить более глубокое и целостное представление о закономерностях построения спортивной тренировки, в том числе о реализации принципа ее непрерывности.
Литература
1. Зимкин Н.В., Трифонов Ю.Н. Влияние характера мышечной тренировки и эмоциональных воздействий на состояние неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам //Материалы конференции по проблеме адаптации, тренировки и другим способам повышения устойчивости организма. - Донецк, 1960. - С. 37-38.
2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебн. пос. для ИФК. - М.: ФиС, 1977.
3. Матвеев Л.П. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию //Теория и методика физической культуры: Учебник для ИФКов. - М.: ФиС, 1991. -С. 85-113.
4. Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам //Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984. - С. 224-240.
5. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988.
6. Пшенникова М. Г Адаптация к физическим нагрузкам // Физиология адаптационных процессов: Руководство по физиологии. - М.: Наука, 1986. - С. 124-209.
7. Спортивная медицина: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: ФиС, 1987. - 304 с.
Поступила в редакцию 17.11.2007г.
МЕТОДЫ ЭКСПРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА В СИСТЕМЕ ГОДИЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
Люгайло С. С.
Донецкий государственный институт здоровья, физической культуры и спорта Областной центр спортивной медицины г. Донецка
Аннотация. Представлена динамика тестов экспресс-диагностики функциональных состояний спортсменов высокого класса в цикле годичной подготовки. Определены сенситивные периоды для проведения профилактических мероприятий ожидаемого утомления и снижения уровня резерва адаптации. Восстановительные мероприятия проводятся по окончании осеннего и весеннего соревновательного периода, а превентивные меры следует проводить по окончании этапа вхождения в спортивную форму.
Ключевые слова: спортсмены высокого класса, функциональные состояния, экспресс-тестирование, цикл годичной подготовки.
Анотація. Люгайло С.С. Методи експрес-тестування функціональних станів спортсменів високого класу в системі річного тренування. Представлена динаміка тестів експрес-діаг-ностики функціональних станів спортсменів високого класу в циклі річної підготовки. Визначено сенситивні періоди для проведення профілактичних заходів очікуваного стомлення й зниження рівня резерву адаптації. Відбудовні заходи проводяться по закінченні осіннього й весняного змагального періоду, а превентивні міри варто проводити по закінченні етапу входження в спортивну форму.
Ключові слова: спортсмени високого класу, функціональні стани, експрес-тестування, цикл річної підготовки. Annotation. Lugaylo S.S. Methods express of testing of the functional states of sportsmen of high class in the system of the annual training. The dynamics of tests of express of diagnostics of the functional states of sportsmen of high class is presented in cycle of annual preparation. The sensitive terms for holding preventive provisions of expected fatigue and lowering of a level of a redundancy of acclimatization are defined. Regenerative provisions are carried out after the terminal of the autumn and spring competitive term, and preventive standards should be carried outafter the terminal of a stage of intromission in the sports form. Keywords: sportsmen of high class, functional states, express of testing cycle of annual preparation.
Введение.
Продуктивное развитие теории подготовки спортсменов во многом обусловлено правильным выбором стратегических направлений ее дальнейшего совершенствования, выявлением резервов, заложенных в их разработке. Одним из них является - стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов [11].
Реализация мероприятий, составляющих данное направление возможна при тесном сотрудничестве тренерского состава со спортивными медиками. Резервы повышения эффективности тренировочного процесса заложены во внедрении программы превентивной реабилитации функциональных состояний спортсменов. Которая должна проводиться, не только с учетом специфики вида спорта, но и направленности нагрузок в каждом структурном образовании тренировочного процесса [11, 12, 13, 15].
Даже в случае рационального планирования нагрузок, постоянного контроля за развитием процессов утомления и восстановления в условиях современной тренировочной и соревновательной деятельности далеко не всегда удается избежать перегрузок и переутомления, что чревато развитием перетренированности - явления, способного сказаться не только на эффективности процесса подготовки, но и здоровье спортсмена. В случае, если методы текущего контроля позволяют своевременно выявить развитие переутомления и откорректировать тренировочные и соревновательные нагрузки, реализовать комплекс эффективных
восстановительных процедур, то можно не только предотвратить негативные явления, но и обеспечить развитие явления суперкомпенсации как реакции на чрезмерные нагрузки, приведшие к переутомлению. Если своевременно не внести коррективы в процесс подготовки, то неизбежно развитие перенапряжения