Научная статья на тему 'Непрерывность как условие эффективного художественного образования'

Непрерывность как условие эффективного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО» / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Ирина Васильевна

Статья посвящена проблеме художественного образования как процессу непрерывного познания окружающей действительности человеком. Художественное образование важнейший элемент в формировании гармонически развитой творческой личности. В образовательной системе осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, включающее дошкольное, начальное, среднее, вузовское и профессионально-художественное образование. Процесс художественного образования длителен, непрерывен и, по существу, незавершаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывность как условие эффективного художественного образования»

НЕПРЕРЫВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© гоп Литвинова И.В.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

Статья посвящена проблеме художественного образования как процессу непрерывного познания окружающей действительности человеком. Художественное образование -важнейший элемент в формировании гармонически развитой творческой личности. В образовательной системе осуществляется поэтапное развитие процесса познания мира, включающее дошкольное, начальное, среднее, вузовское и профессиональнохудожественное образование. Процесс художественного образования длителен, непрерывен и, по существу, незавершаем.

The article is devoted to the problem of artistic education as a process of the continuous cognition of the reality by a human. The art education is an important element in the formation of harmoniously developed creative personality. In the educational system the gradual development of the process of the world cognition takes place, including the pre-school, primary, secondary, university and professional artistic education. The process of the artisitc education aree long, continuous and, in the essence, endless.

Ключевые слова: художественная культура, художественное образование,

образовательная область «Искусство», изобразительное искусство, творческие способности.

Keywords: art culture, artistic education, "Art" educational area, fine art, creative abilities.

В конце XX столетия в обществе произошла смена ценностных ориентиров, которая привела к существенным изменениям

межкультурных и социальных связей и отразилась на системе образования, где аккумулируются интересы всех слоев населения. Ведущей же задачей образовательной политики в России выступает обеспечение качества на всех уровнях (дошкольном, начальном, общем и профессиональном) образования, что определено Законом Российской Федерации «Об образовании».

Смена образовательной парадигмы привела к актуализации вопросов, связанных с выявлением средств и способов формирования творческой личности, с развитием способностей и созданием условий, необходимых для подготовки выпускника. С учетом того, что современная парадигма образования основывается на культуросообразном

подходе, становится понятным, что развитие личности в контексте формирования должно быть

непрерывным, поскольку сложившиеся модели образования (природосообразная и культуросообразная) трактуют непрерывное образование как личностное и профессиональное развитие человека в культурном контексте.

Особую значимость в развитии идеи непрерывности образования имеют труды отечественных исследователей А. Г. Асмолова, Н. А. Бердяева, В. И. Вернадского, А. А, Вербицкого, И. А. Зимней, Г. Л. Ильина, В. П. Казначеева, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева и т.д., в которых содержание и организацию процесса непрерывного образования предлагают основывать на законах человеческого бытия, гуманизма, на свойствах общечеловеческой культуры.

Немалый интерес для нас представляют работы в области базовой

подготовки будущего учителя (Н. К. Баклановой, М. Е. Дуранова, В. И. Загвязинского и др.); педагогической и психологической диагностики (В. С. Аванесова, А. Анастази, В. П. Беспалько, 3. Д. Жуковской и др.); организации и содержания многоуровневого

образования (А. И. Байденко, В. В. Карпова, Н. А. Селезневой, Ю. Г. Татур и др.); мониторинговых исследований качества образования (В. И. Зверевой, Б. К. Коломиец, Л. В. Макаровой, С. Г. Молчанова, А. И. Субетто и др.), согласно которым непрерывное образование как педагогическая система представляет собой совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения

профессиональной компетенции,

культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности и т.д.

Следовательно, непрерывность

выступает закономерностью и императивом художественного

образования, поскольку связана с диалектической природой искусства, с психологическими особенностями

развития личности, с профессиональным становлением специалиста. При этом художественное образование

рассматривается как процесс овладения человеком художественной культуры народа и человечества, важнейший способ развития и формирования

целостной личности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства [3. С. 84].

Непрерывное художественное

образование как целостная система содействует установлению

согласованности содержания на разных образовательных ступенях, помогает внести позитивные (качественные)

изменения в процесс и результат, обеспечивает реализацию принципов целостности, преемственности,

комплексности, персонализации и т.д. При этом основополагающим принципом системы художественного образования в современных условиях выступает преемственность.

Анализ исторически сложившейся в России практики функционирования

системы художественного образования показывает, что она включает эстетическое воспитание, общее и профессиональное художественное образование, осуществляемое во всех

типах и видах образовательных учреждений (детские сады,

общеобразовательные школы,

учреждения среднего

профессионального, высшего и послевузовского образования,

учреждения дополнительного

образования, в том числе школы искусств).

На каждом этапе художественного образования отдельные стороны этого процесса выступают как доминирующие, а другие - как дополнительные и сопутствующие, где важную роль играют возрастные особенности. К примеру, в дошкольном и младшем школьном возрасте формируются основы художественных представлений через изобразительную деятельность, игру, когда на эмоциональном уровне

постигаются во всем многообразии связи искусства с жизнью, что является своего рода пропедевтикой, так называемой «разминкой» психофизиологического и эмоционально-образного аппарата. У учащихся развивается наблюдательность, воображение, формируется чувство

цвета, ритма, пластики тела и т.д.

В средней школе обеспечивается развитие художественного мышления, понимание выразительного языка

искусств, его функций, вырабатывается готовность осваивать художественную культуру, символику, стили, формы и способы творчества. При этом в старшей школе обеспечивается осознание, осмысление, убеждения и перевод полученных знаний в представления.

В профессиональных учебных заведениях происходит полноценная социально-культурная самоидентификация, осознание

принадлежности к определенному «культурному слою», формирование художественно-эстетических представлений и вкусов, готовность к собственному художественному

творчеству независимо от

направленности.

Анализ практики формирования «духовного климата» в современной массовой школе указывает на доминирующее значение предметов эстетического цикла образовательной области «Искусство», появление которой в школьном образовании обусловлено

спецификой учебных дисциплин: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. При этом базисный учебный план начального и среднего звена образования включает обязательные предметы: музыка и

изобразительное искусство (1 час в неделю до 7 класса) [5].

В плане музыкального развития личности важное значение имеет художественно-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского, ориентированная на развитие и сохранение целостности в реализации принципа тематизма. Программа Д. Б. Кабалевского лежит в основе экспериментальных программ «Музыка» авторского коллектива Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной и программы «Музыкальное искусство» авторского коллектива В. О. Усачевой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр [6].

Программа «Изобразительное

искусство и художественный труд» (Б. М. Неменский) ориентирована на целостное гармоничное эстетическое (не только художественное) воспитание

учащихся, при этом учитель обладает высокой степенью свободы, что позволяет максимально наполнить

программу региональным содержанием, не отступая от основных целей и задач. А освоение предшествующего опыта последующими поколениями

осуществляется разными путями, поскольку допускается изучение

содержания, проживание в образе,

благодаря чему формируется научнотеоретическое и эмоционально-образное мышление.

Влияние учебной дисциплины «Изобразительное искусство» на формирование нравственно-эстетической отзывчивости, подготовку «маленьких

гениев», творцов, фантазеров, овладение основными понятиями эстетических категорий «прекрасное» и «безобразное»

достаточное. При этом практическая художественная деятельность

способствует выражению

индивидуальности личности,

эстетическому восприятию

действительности и искусства путем созерцания и переживания.

В учреждениях дополнительного образования, а также в

общеобразовательных школах с

углубленным изучением предметов художественно-эстетичес-кого цикла обеспечивается начальная

профессиональная подготовка учащихся, представляющая собой первую ступень овладения художественной профессией. Освоение образовательных программ искусства базируется на непрерывном процессе включения музыкантов-

исполнителей, танцовщиков и

художников в практическую

чувственную, физическую и

интеллектуальную составляющие вида искусства, раскрытии психофизических возможностей личности, тренировке тела и психики, выработке комплекса психофизических качеств.

За последние 10-15 лет в художественном образовании

актуализировались проблемы:

второстепенности предметов

художественно-эстетического цикла в системе общего образования; слабой кадровой обеспеченности, особенно в общеобразовательной школе;

недостаточной материально-технической базы; расширения платных форм обучения, что становится препятствием в получении образования в области искусства; усиления разрыва между массовой школой и культурой, приобретающей элитарный характер.

Следовательно, преодоление

существующих противоречий и

устранение проблем является составной частью цели и задач системы художественного образования.

Формирование мировоззрения,

творческого отношения к окружающей действительности, накопление

нравственных ценностей не может происходить само по себе, а возможно лишь в живом общении с искусством, духовной культурой, которые

необходимо активно использовать для образования и воспитания

подрастающего

поколения.

Примечания

1. Актуальные проблемы оценки и мониторинга качества образования / под ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 178 с. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е. М., 1957. 3. Концепция художественного образования как фундамента системы

эстетического развития учащихся (Проект) / под рук. Б. М. Неменского // Искусство в школе. 1991. № 1. С. 8-15. 4. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественного творчества: Основныесовременные концепции. М., 1997. 351 с. 5. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы развития / Зуев В. М., Яценко В. Е. (Повышение квалификации в системе высшей школы: Обзор информ. / НИИВО). Вып. 2. М., 1991. 52 с. 6. Образовательная область «Искусство» // Сборник научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования / отв. ред. Л. Е. Курнешова. М. : ГОМЦ «Школьная книга», 2000. 136 с. 7. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. М. : Просвещение, 2006. 8. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования № 1312 от 9 марта 2004 г. // ruosuksun.edusite.ru 9. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / разр. под рук. и ред. Б. М. Неменского. М. : Просвещение, 2005. 10. Челышева Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. М. : АПКиПРО, 2001.

Статья поступила вредакцию 29.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.