Научная статья на тему 'Непрерывное социальное образование в России: исторический опыт и специфика'

Непрерывное социальное образование в России: исторический опыт и специфика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
354
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / SOCIAL POLICY / SOCIAL WORKERS / SOCIAL MANAGEMENT / CONTINUING EDUCATION / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Старченко Т. А.

В статье рассматривается процесс становления и эволюции отечественной системы подготовки специалистов в области социальной работы в 1990-2000-е гг. Отмечается, что к настоящему времени в России создана научно-методическая база непрерывного, многоуровневого социального образования, сложилась в целом его институциональная основа. Перспективы модернизации данного образовательного направления автор связывает с дальнейшим развитием институтов гражданского общества и повышением престижа социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous social education in Russia: historical experience and specificity

This article considers the process of formation and evolution of domestic specialists’ training system in the sphere of social work in 1990-2000. It is marked that today in Russia there is a scientific and methodical base of continuous, multi-level social education, there is its institutional basis. The author bounds the modernization perspectives of this educational direction with further development of institutions of civil society and prestige rise of social work.

Текст научной работы на тему «Непрерывное социальное образование в России: исторический опыт и специфика»

Т. А. Старченко, заместитель директора по научно-методической работе Волгоградский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и права Волгоград, Россия, [email protected]

НЕПРЕРЫВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СПЕЦИФИКА

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что одним из центральных направлений государственной политики Российской Федерации начала XXI века является развитие социальной сферы. Большое значение в данном контексте приобретает формирование корпуса квалифицированных специалистов, осуществляющих управление социальными учреждениями и непосредственное оказание услуг населению. Дальнейшее совершенствование системы социального образования требует изучения и осмысления исторического опыта развития данной образовательной отрасли.

Становление социальной работы как профессиональной деятельности и, соответственно, образовательного направления, относится к постсоветскому периоду истории России. С 1991 г. в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования была открыта подготовка по новым специальностям — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе. В 1993/1994 учебном году подготовку кадров социальных работников осуществляли 6 государственных академий, 24

Первый выпуск специалистов в сфере социальной работы с высшим образованием состоялся в 1995 г.

государственных университета, 21 институт социального и гуманитарного профиля, 4 учебных кадровых центра, 3 колледжа, 1 лицей и 6 техникумов. По состоянию

на начало 1998 года группа учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, включала уже 10 государственных академий, 62 государственных университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1 учебный центр1. Допрофессиональная подготовка социальных работников осуществлялась на курсах, в школах и лицеях с углубленным преподаванием предметов социального профиля.

Процесс институционализации социального образования и формирования его учебно-методических основ определялся такими факторами, как обновление идейной парадигмы государственной политики и законодательства, регулирующего сферу социальной защиты населения; трансформация общественной структуры, в том числе появление новых категорий населения, нуждающихся в правовой и финансовой поддержке (беженцы и др.); реформирование образовательной системы. При этом принципиальное значение приобрело дальнейшее повышение уровня профессионализма сотрудников социальных служб, которые в условиях реформируемой России несли важную миссию гуманизации общественной жизни2.

Первый выпуск специалистов в сфере социальной работы с высшим образовани-

дискуссия

журнал научных публикаций

ем состоялся в 1995 г. Примечательно, что 2 августа того же года был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который провозглашал необходимость утверждения в российском обществе принципов человеколюбия и милосердия. В тексте закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. давалось определение данного вида деятельности, характеризовались его принципы и формы, административное, организационное и финансовое обеспечение социальной поддержки населения. Закон устанавливал, что эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

В 1990-е — начале 2000-х гг. развитие социального образования носило противоречивый характер: его теоретико-методическая составляющая опережала по уровню и темпам роста процесс институционализации учебных заведений соответствующего профиля и их утверждение на рынке образовательных услуг. Экономический кризис переходного периода, приведший к резкому сокращению финансирования бюджетных учреждений, в том числе органов социального обеспечения, обусловил низкую привлекательность работы в данной сфере. Соответственно, профессия социального работника значительно уступала по своей известности и престижности большинству новых специальностей, появившихся в 1990-е гг., которые активно развивались, в том числе в секторе негосударственного образования.

Создававшиеся в России социальные институты, факультеты и кафедры уже на рубеже 1980-1990-х гг. стремились к установлению

контактов с западными образовательными центрами соответствующего профиля.

В начале 2000-х гг. Правительством Российской Федерации было принято несколько федеральных целевых

программ в сфере развития социальной поддержки населения: «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», «Старшее поколение» на 20022004 годы, «Дети России» на 2003-2006 годы и др.

С другой стороны, уже в первой половине 1990-х гг. в России происходит становление научно-исследовательских и методических центров высшего социального образования, обеспечивших развитие методологии и методики подготовки социальных работников, разработку и внедрение в учебный процесс современных образовательных программ, в целом — создание фундаментальной теоретической базы социального образования3.

= Пионерами в данной области явились Российский государственный социальный университет (РГСУ), Алтайский государственный университет и ряд других вузов, в том числе негосударственный Институт молодежи (в настоящее время — Московский гуманитарный университет). Специальность «Социальная работа» открыли, в том числе, некоторые вузы технологического профиля. Например, в 1998 г. данное образовательное направление начала развивать кафедра истории и социальной работы Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Кафедра установила регулярное сотрудничество с крупными социальными организациями региона (Департаментом социальной защиты населения, Департаментом по трудоустройству и занятости населения, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и др.), что способствовало эффективной подготовке специалистов социальной работы.

В 1994 г. в Москве был открыт Колледж для подготовки социальных работников (в настоящее время Колледж № 16), ставший одним из первых в стране уч-= реждений среднего профессионального образования, специализировавшихся по данному профилю.

Научно-методическим центром социального образования в течение всего рас-

сматриваемого периода являлся РГСУ, педагогическим коллективом которого были разработаны концептуальные основы развития данного образовательного направления, а также составлены учебные программы и лекционные курсы по различным специализациям социального образования. С 1998 г. при РГСУ действовало Учебно-методическое объединение, которое к 2004 г. вклю- =

чало свыше 120 университетов, осуществлявших подготовку социальных работников.

Исследование проблем социальной политики и подготовки кадров для реализующих ее учреждений стало одним из активно развивавшихся направлений в отечественной социологии и педагогике. При этом внимание российских ученых привлекал, прежде всего, зарубежный опыт организации социальной работы и профильного образования. Как и другие новые специальности, которые были восприняты российской образовательной системой в период становления рыночной экономики, социальное образование ориентировалось на европейские и американские образцы. Создававшиеся в России социальные институты, факультеты и кафедры уже на рубеже 1980—1990-х гг.

В марте 1991 г. в Подмосковье состоялся российско-шведский семинар на тему «Практика

деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования».

стремились к установлению контактов с западными образовательными центрами соответствующего профиля. Так, например, в марте 1991 г. в Подмосковье состоялся - российско-шведский семинар на тему «Практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования».

Представляет интерес опыт Алтайского государственного университета, в структуре которого был создан учебно-научно-производственный комплекс «Социология, психология, социальная работа», изначально ориентированный, с одной стороны, на взаимодействие с научными силами университета, с другой — на сотрудничество с местными органами управления и социальной защиты как потенциальными работодателями для молодых специалистов и заказчиками образовательных услуг. На базе комплекса была открыта кафедра ЮНЕСКО «Инновационные технологии социального образования», а в 1995 г. состоялась секция по социологии XI Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и наука на пороге XXI века».4 Развитие международных научно-методических связей

дискуссия

журнал научных публикаций

между вузами и факультетами социального профиля происходило также в образовательном пространстве СНГ.5

В то же время, опираясь на иностранный опыт, формирующаяся отечественная система подготовки кадров для социальной работы, искала собственные пути развития, соответствовавшие структуре и кадровым потребностям российских социальных учреждений и образовательным традициям6. В Западной Европе и США получила распространение подготовка бакалавров и магистров в области социальной деятельности, в том числе в специализированных двухгодичных школах, интегрированных в университеты на правах магистратуры. В России до перехода на Болонскую систему подготовка социальных работников велась на трех уровнях профессионального образования — начальном, среднем и высшем. В 1990-е — начале 2000-х гг. формировались условия для развития непрерывного социального образования, благодаря становлению объединений «колледж (училище) — вуз», «лицей (школа) — вуз», «лицей — колледж — вуз». Однако этот процесс тормозился более слабыми темпами развития среднего профессионального образования социального профиля. В значительной степени это объяснялось низкой оплатой труда (а также отсутствием значимых гарантий и льгот) для социальных работников сред-

него звена и, соответственно, слабым интересом абитуриентов ссузов и самих образовательных учреждений к данной профессии.

В начале 2000-х гг. Правительством Российской Федерации было принято несколько федеральных целевых программ в сфере развития социальной поддержки населения: «Социальная поддержка инвалидов на 2000—2005 годы», «Старшее поколение» на 2002—2004 годы, «Дети России» на 2003— 2006 годы и др. Были внесены изменения и дополнения в законодательство о социальной поддержке населения, что оказывало позитивное влияние на развитие теории и методики социального образования. В 2009 г. были утверждены Государственные образовательные стандарты нового поколения по специальности «Социальная работа» высшего (квалификация «бакалавр») и среднего специального образования, а в 2011 г. ГОСТ для подготовки социальных работников с квалификацией магистра.

Одновременно началась реализация государственных концепций и программ модернизации российского образования. Во второй половине 2000-х гг., несмотря на проблемы, связанные с реорганизацией системы средней профессиональной школы, наблюдается рост количества колледжей и педагогических училищ, осуществлявших подготовку специалистов в области социальной работы. К 2004 г. данное направле-

ние реализовывали 52 учреждения среднего профессионального образования. В 2010 г. имелось уже 65 ссузов, которые вели подготовку по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика», а также «Право и организация социального обеспечения» в 33 регионах Российской Федерации. Подавляющее большинство из них действовало в городах, где имелись вузы анало- =

гичного профиля, что создавало предпосылки для последующей интеграции колледжей в структуру высшей школы. В то же время в системе среднего социального образования сохранялись территориальные диспропорции: ряд регионов вообще не имел колледжей или училищ для подготовки социальных работников, а в некоторых городах и областях это образовательное направление реализовывалось двумя и более учреждениями среднего профессионального образования. В Самарской области в 2010 г. по социальному профилю работало 9 ссу-зов, в Ростовской области — 6, в Пермском крае и Кемеровской области — 4, в Волгоградской и Нижегородской — 3. Во многих колледжах действовали также программы обучения и переподготовки взрослых по профилю социальной работы.

Анализ исторического опыта становления системы непрерывного социального образования позволяет сделать вывод о том, что в течение 1990-2000-х гг. были созданы предпосылки для дальнейшего комплексного развития его количественных и качественных характеристик. Модель специалиста социальной сферы в современной России требует постоянного обновления в соответствии с изменениями в общественной жизни, которые в условиях модерниза-ционного процесса приобретают все более динамичный характер7. В том числе большое значение приобретает формирование корпуса кадров квалифицированного менеджмента и управленцев среднего звена, специализирующихся на деятельности в сфере социальной поддержки населения8.

Формирование эффективной системы непрерывной подготовки и повышения квалификации социальных работников яв-

Во второй половине 2000-х гг. наблюдается рост количества колледжей и педагогических училищ, осуществлявших подготовку специалистов в области социальной работы.

ляется одним из существенных факторов реализации модернизационной политики Российской Федерации и создания в России социального государства. Дальнейшее развитие соответствующего образовательного сектора на основе инновационных подходов и технологий представляет собой перспективное направление модернизации отечественной выс-= шей и средней специальной школы в XXI веке.

V

1. Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник. М., 2005. С. 110-112.

2. Деева Е.В. Профессиональное становление как условие успешной деятельности социального работника // Становление профессии социальный работник»: опыт и перспективы: Материалы IV Международной научно-практической Интернет-конференции 19-27 апреля 2010 г. Тамбов, 2010. С.13.

3. Жуков В.И. Модернизация современного отечественного социального образования: концептуально-теоретические основы. М., 2007.

4. Гуслякова Л.Г. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине ХХ — начале XXI века: Избранные труды. Барнаул, 2004. С.6, 90.

5. Работа, экономика и благосостояние, профессиональная социальная работа во имя создания гуманного общества для всех. Тезисы докладов и выступлений участников Европейского семинара из стран СНГ, 13—17 июня 1999 г. Хельсинки — Санкт-Петербург, 1999. С.3.

6. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. Социальная работа. Выпуск 1. М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1992. С.3.

7. Куличенко Р.М. Особенности развития социального образования в современной России // Непрерывное социальное образование в регионе. Проблемы и перспективы: Материалы общероссийской научно-практической конференции 23 ноября 2007 г Тамбов, 2008. С.13-14.

8. Микульский К.И. Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества // Социальная политика современной России: проблемы реформирования : Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. № 8 (75). С.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.