Т. А. Старченко, заместитель директора по научно-методической работе Волгоградский государственный колледж профессиональных технологий, экономики и права Волгоград, Россия, [email protected]
НЕПРЕРЫВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СПЕЦИФИКА
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что одним из центральных направлений государственной политики Российской Федерации начала XXI века является развитие социальной сферы. Большое значение в данном контексте приобретает формирование корпуса квалифицированных специалистов, осуществляющих управление социальными учреждениями и непосредственное оказание услуг населению. Дальнейшее совершенствование системы социального образования требует изучения и осмысления исторического опыта развития данной образовательной отрасли.
Становление социальной работы как профессиональной деятельности и, соответственно, образовательного направления, относится к постсоветскому периоду истории России. С 1991 г. в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования была открыта подготовка по новым специальностям — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе. В 1993/1994 учебном году подготовку кадров социальных работников осуществляли 6 государственных академий, 24
Первый выпуск специалистов в сфере социальной работы с высшим образованием состоялся в 1995 г.
государственных университета, 21 институт социального и гуманитарного профиля, 4 учебных кадровых центра, 3 колледжа, 1 лицей и 6 техникумов. По состоянию
на начало 1998 года группа учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, включала уже 10 государственных академий, 62 государственных университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1 учебный центр1. Допрофессиональная подготовка социальных работников осуществлялась на курсах, в школах и лицеях с углубленным преподаванием предметов социального профиля.
Процесс институционализации социального образования и формирования его учебно-методических основ определялся такими факторами, как обновление идейной парадигмы государственной политики и законодательства, регулирующего сферу социальной защиты населения; трансформация общественной структуры, в том числе появление новых категорий населения, нуждающихся в правовой и финансовой поддержке (беженцы и др.); реформирование образовательной системы. При этом принципиальное значение приобрело дальнейшее повышение уровня профессионализма сотрудников социальных служб, которые в условиях реформируемой России несли важную миссию гуманизации общественной жизни2.
Первый выпуск специалистов в сфере социальной работы с высшим образовани-
дискуссия
журнал научных публикаций
ем состоялся в 1995 г. Примечательно, что 2 августа того же года был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который провозглашал необходимость утверждения в российском обществе принципов человеколюбия и милосердия. В тексте закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. давалось определение данного вида деятельности, характеризовались его принципы и формы, административное, организационное и финансовое обеспечение социальной поддержки населения. Закон устанавливал, что эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.
В 1990-е — начале 2000-х гг. развитие социального образования носило противоречивый характер: его теоретико-методическая составляющая опережала по уровню и темпам роста процесс институционализации учебных заведений соответствующего профиля и их утверждение на рынке образовательных услуг. Экономический кризис переходного периода, приведший к резкому сокращению финансирования бюджетных учреждений, в том числе органов социального обеспечения, обусловил низкую привлекательность работы в данной сфере. Соответственно, профессия социального работника значительно уступала по своей известности и престижности большинству новых специальностей, появившихся в 1990-е гг., которые активно развивались, в том числе в секторе негосударственного образования.
Создававшиеся в России социальные институты, факультеты и кафедры уже на рубеже 1980-1990-х гг. стремились к установлению
контактов с западными образовательными центрами соответствующего профиля.
В начале 2000-х гг. Правительством Российской Федерации было принято несколько федеральных целевых
программ в сфере развития социальной поддержки населения: «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», «Старшее поколение» на 20022004 годы, «Дети России» на 2003-2006 годы и др.
С другой стороны, уже в первой половине 1990-х гг. в России происходит становление научно-исследовательских и методических центров высшего социального образования, обеспечивших развитие методологии и методики подготовки социальных работников, разработку и внедрение в учебный процесс современных образовательных программ, в целом — создание фундаментальной теоретической базы социального образования3.
= Пионерами в данной области явились Российский государственный социальный университет (РГСУ), Алтайский государственный университет и ряд других вузов, в том числе негосударственный Институт молодежи (в настоящее время — Московский гуманитарный университет). Специальность «Социальная работа» открыли, в том числе, некоторые вузы технологического профиля. Например, в 1998 г. данное образовательное направление начала развивать кафедра истории и социальной работы Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Кафедра установила регулярное сотрудничество с крупными социальными организациями региона (Департаментом социальной защиты населения, Департаментом по трудоустройству и занятости населения, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и др.), что способствовало эффективной подготовке специалистов социальной работы.
В 1994 г. в Москве был открыт Колледж для подготовки социальных работников (в настоящее время Колледж № 16), ставший одним из первых в стране уч-= реждений среднего профессионального образования, специализировавшихся по данному профилю.
Научно-методическим центром социального образования в течение всего рас-
сматриваемого периода являлся РГСУ, педагогическим коллективом которого были разработаны концептуальные основы развития данного образовательного направления, а также составлены учебные программы и лекционные курсы по различным специализациям социального образования. С 1998 г. при РГСУ действовало Учебно-методическое объединение, которое к 2004 г. вклю- =
чало свыше 120 университетов, осуществлявших подготовку социальных работников.
Исследование проблем социальной политики и подготовки кадров для реализующих ее учреждений стало одним из активно развивавшихся направлений в отечественной социологии и педагогике. При этом внимание российских ученых привлекал, прежде всего, зарубежный опыт организации социальной работы и профильного образования. Как и другие новые специальности, которые были восприняты российской образовательной системой в период становления рыночной экономики, социальное образование ориентировалось на европейские и американские образцы. Создававшиеся в России социальные институты, факультеты и кафедры уже на рубеже 1980—1990-х гг.
В марте 1991 г. в Подмосковье состоялся российско-шведский семинар на тему «Практика
деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования».
стремились к установлению контактов с западными образовательными центрами соответствующего профиля. Так, например, в марте 1991 г. в Подмосковье состоялся - российско-шведский семинар на тему «Практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования».
Представляет интерес опыт Алтайского государственного университета, в структуре которого был создан учебно-научно-производственный комплекс «Социология, психология, социальная работа», изначально ориентированный, с одной стороны, на взаимодействие с научными силами университета, с другой — на сотрудничество с местными органами управления и социальной защиты как потенциальными работодателями для молодых специалистов и заказчиками образовательных услуг. На базе комплекса была открыта кафедра ЮНЕСКО «Инновационные технологии социального образования», а в 1995 г. состоялась секция по социологии XI Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и наука на пороге XXI века».4 Развитие международных научно-методических связей
дискуссия
журнал научных публикаций
между вузами и факультетами социального профиля происходило также в образовательном пространстве СНГ.5
В то же время, опираясь на иностранный опыт, формирующаяся отечественная система подготовки кадров для социальной работы, искала собственные пути развития, соответствовавшие структуре и кадровым потребностям российских социальных учреждений и образовательным традициям6. В Западной Европе и США получила распространение подготовка бакалавров и магистров в области социальной деятельности, в том числе в специализированных двухгодичных школах, интегрированных в университеты на правах магистратуры. В России до перехода на Болонскую систему подготовка социальных работников велась на трех уровнях профессионального образования — начальном, среднем и высшем. В 1990-е — начале 2000-х гг. формировались условия для развития непрерывного социального образования, благодаря становлению объединений «колледж (училище) — вуз», «лицей (школа) — вуз», «лицей — колледж — вуз». Однако этот процесс тормозился более слабыми темпами развития среднего профессионального образования социального профиля. В значительной степени это объяснялось низкой оплатой труда (а также отсутствием значимых гарантий и льгот) для социальных работников сред-
него звена и, соответственно, слабым интересом абитуриентов ссузов и самих образовательных учреждений к данной профессии.
В начале 2000-х гг. Правительством Российской Федерации было принято несколько федеральных целевых программ в сфере развития социальной поддержки населения: «Социальная поддержка инвалидов на 2000—2005 годы», «Старшее поколение» на 2002—2004 годы, «Дети России» на 2003— 2006 годы и др. Были внесены изменения и дополнения в законодательство о социальной поддержке населения, что оказывало позитивное влияние на развитие теории и методики социального образования. В 2009 г. были утверждены Государственные образовательные стандарты нового поколения по специальности «Социальная работа» высшего (квалификация «бакалавр») и среднего специального образования, а в 2011 г. ГОСТ для подготовки социальных работников с квалификацией магистра.
Одновременно началась реализация государственных концепций и программ модернизации российского образования. Во второй половине 2000-х гг., несмотря на проблемы, связанные с реорганизацией системы средней профессиональной школы, наблюдается рост количества колледжей и педагогических училищ, осуществлявших подготовку специалистов в области социальной работы. К 2004 г. данное направле-
ние реализовывали 52 учреждения среднего профессионального образования. В 2010 г. имелось уже 65 ссузов, которые вели подготовку по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика», а также «Право и организация социального обеспечения» в 33 регионах Российской Федерации. Подавляющее большинство из них действовало в городах, где имелись вузы анало- =
гичного профиля, что создавало предпосылки для последующей интеграции колледжей в структуру высшей школы. В то же время в системе среднего социального образования сохранялись территориальные диспропорции: ряд регионов вообще не имел колледжей или училищ для подготовки социальных работников, а в некоторых городах и областях это образовательное направление реализовывалось двумя и более учреждениями среднего профессионального образования. В Самарской области в 2010 г. по социальному профилю работало 9 ссу-зов, в Ростовской области — 6, в Пермском крае и Кемеровской области — 4, в Волгоградской и Нижегородской — 3. Во многих колледжах действовали также программы обучения и переподготовки взрослых по профилю социальной работы.
Анализ исторического опыта становления системы непрерывного социального образования позволяет сделать вывод о том, что в течение 1990-2000-х гг. были созданы предпосылки для дальнейшего комплексного развития его количественных и качественных характеристик. Модель специалиста социальной сферы в современной России требует постоянного обновления в соответствии с изменениями в общественной жизни, которые в условиях модерниза-ционного процесса приобретают все более динамичный характер7. В том числе большое значение приобретает формирование корпуса кадров квалифицированного менеджмента и управленцев среднего звена, специализирующихся на деятельности в сфере социальной поддержки населения8.
Формирование эффективной системы непрерывной подготовки и повышения квалификации социальных работников яв-
Во второй половине 2000-х гг. наблюдается рост количества колледжей и педагогических училищ, осуществлявших подготовку специалистов в области социальной работы.
ляется одним из существенных факторов реализации модернизационной политики Российской Федерации и создания в России социального государства. Дальнейшее развитие соответствующего образовательного сектора на основе инновационных подходов и технологий представляет собой перспективное направление модернизации отечественной выс-= шей и средней специальной школы в XXI веке.
V
1. Павленок П.Д. Основы социальной работы: учебник. М., 2005. С. 110-112.
2. Деева Е.В. Профессиональное становление как условие успешной деятельности социального работника // Становление профессии социальный работник»: опыт и перспективы: Материалы IV Международной научно-практической Интернет-конференции 19-27 апреля 2010 г. Тамбов, 2010. С.13.
3. Жуков В.И. Модернизация современного отечественного социального образования: концептуально-теоретические основы. М., 2007.
4. Гуслякова Л.Г. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине ХХ — начале XXI века: Избранные труды. Барнаул, 2004. С.6, 90.
5. Работа, экономика и благосостояние, профессиональная социальная работа во имя создания гуманного общества для всех. Тезисы докладов и выступлений участников Европейского семинара из стран СНГ, 13—17 июня 1999 г. Хельсинки — Санкт-Петербург, 1999. С.3.
6. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. Социальная работа. Выпуск 1. М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1992. С.3.
7. Куличенко Р.М. Особенности развития социального образования в современной России // Непрерывное социальное образование в регионе. Проблемы и перспективы: Материалы общероссийской научно-практической конференции 23 ноября 2007 г Тамбов, 2008. С.13-14.
8. Микульский К.И. Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества // Социальная политика современной России: проблемы реформирования : Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 1998. № 8 (75). С.24