Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САМОРАЗВИТИИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САМОРАЗВИТИИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ЦИФРОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРИНЦИПЫ / ЦЕЛИ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМЫ / КОНТЕКСТЫ / ТЕНДЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутузова Зоя Юрьевна, Кутузов Александр Викторович

В статье рассматривается проблема непрерывного цифрового профессионального образования преподавателей в современных условиях. Этот процесс является поэтапным, его целью является обеспечение непрерывной адаптации преподавателей высшей школы к динамике образовательных процессов и систем, воспитание активного отношения, характерного для образовательного горизонта на протяжении всей жизни. В статье уточняются определяющие характеристики происходящего процесса цифрового профессионального образования, объясняются тенденции в непрерывном профессиональном образовании преподавателей. Работа в цифровом мире означает выбор сектора, который богат различными возможностями. Образовательные организации на сегодняшний день предоставляют цифровые образовательные услуги, которые являются в современных условиях основными рекрутерами. Учитывая современные условия социально-экономического развития страны, цифровой сектор расширился до широких горизонтов. К ним относятся крупные автоматизированные системы, которые позволяют моделировать изменение образовательного климата или упрощать доступ к учебной информации, благодаря цифровым услугам. Информационные технологии свидетельствуют о постоянном развитии и инновациях цифрового сектора. В статье описываются цифровые возможности для преподавателей повышать свой профессиональный уровень, используя технологии дистанционного обучения, обращаясь к таким автоматизированным системам как: Moodle, WebTutor, «Электронный университет», «Прометей» и другие. Исследования в области цифрового профессионального образования и повышения квалификации преподавателей открывают хорошие перспективы для личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутузова Зоя Юрьевна, Кутузов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DIGITAL LEARNING AS A PRIORITY DIRECTION IN SELF-DEVELOPMENT AND SELF-IMPROVEMENT FOR A TEACHER

The article examines the problem of continuous professional training of specialists, teachers in the context of digital education. This process is a sequential learning, which is aimed at ensuring the constant adaptation of teachers to the dynamics of educational processes and systems, the promotion of an active attitude characteristic of the educational horizon throughout life. An article on the characteristics of the continuous process of digital vocational training, describes the principles and goals of lifelong teacher education, defines the content, methodology and forms of continuous informational training for teachers and explains the trends in continuous professional training of teachers.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САМОРАЗВИТИИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В САМОРАЗВИТИИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Кутузова Зоя Юрьевна, к.п.н., старший преподаватель

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орёл

(mail:kutuzova.zoya@yandex.ru) Кутузов Александр Викторович, к.п.н., сотрудник

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, г. Орёл

(mail:alviku@yandex.ru)

В статье рассматривается проблема непрерывного цифрового профессионального образования преподавателей в современных условиях. Этот процесс является поэтапным, его целью является обеспечение непрерывной адаптации преподавателей высшей школы к динамике образовательных процессов и систем, воспитание активного отношения, характерного для образовательного горизонта на протяжении всей жизни. В статье уточняются определяющие характеристики происходящего процесса цифрового профессионального образования, объясняются тенденции в непрерывном профессиональном образовании преподавателей. Работа в цифровом мире означает выбор сектора, который богат различными возможностями. Образовательные организации на сегодняшний день предоставляют цифровые образовательные услуги, которые являются в современных условиях основными рекрутерами.

Учитывая современные условия социально-экономического развития страны, цифровой сектор расширился до широких горизонтов. К ним относятся крупные автоматизированные системы, которые позволяют моделировать изменение образовательного климата или упрощать доступ к учебной информации, благодаря цифровым услугам. Информационные технологии свидетельствуют о постоянном развитии и инновациях цифрового сектора. В статье описываются цифровые возможности для преподавателей повышать свой профессиональный уровень, используя технологии дистанционного обучения, обращаясь к таким автоматизированным системам как: Moodle, WebTutor, «Электронный университет», «Прометей» и другие. Исследования в области цифрового профессионального образования и повышения квалификации преподавателей открывают хорошие перспективы для личностного развития.

Ключевые слова: непрерывное цифровое профессиональное обучение, характеристики, принципы, цели, содержание, формы, контексты, тенденции в профессиональной подготовке преподавателей.

Введение

На сегодняшний день огромную важность в непрерывном образовании приобретает цифровое обучение, так как «цифровизация» в России с каждым днем набирает все большие обороты. Цифровизация и компьютериза-

ция образования сегодня являются необходимым и обязательным условием создания интеллектуальной базы современного информационного общества, что влечет за собой организацию и развитие информационной образовательной среды вуза [1].

Непрерывное цифровое обучение является движущей силой социальной динамики из-за воздействия технического прогресса на все сферы человеческого бытия, эволюции современного общества, роста востребованности качественного образования, необходимости успешного преодоления кризисных ситуаций, и так далее.

Преимущества цифровизации непрерывного профессионального образования многочисленны и доступны для всех. Основная сущность плюсов непрерывного цифрового профессионального образования заключается в следующих аспектах:

- обучение большего числа сотрудников образовательной организации и оптимизация затрат на повышение квалификации сотрудников;

- доступность обучения для преподавателей в любое время: это заменяет бумажный носитель и позволяет получить доступ к дополнительным ресурсам на онлайн-платформах.

Таким образом, необходимые процессы и условия регистрации на обучение становятся все более дематериализованными, в частности, через собственное управление клиентского пространства.

Методика исследования

Анализ педагогической литературы показывает, что методологические и теоретические основы функционирования цифрового непрерывного профессионального образования и их эволюции в учреждения последипломного образования успешно разрабатывались многими известными отечественными учеными.

Среди ученых, занимающихся данной проблемой, выделим следующих: A.C. Арсеньев, Э.В. Безчеревных, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Т.Г. Браже, Р.Х. Гильмеева, М.Т. Громкова, В.В. Давыдов, В.И. Зверева,

A.К. Капитанская, Ю.А. Конаржевский, P.P. Кондратов, Ю.Н. Кулюткин,

B.C. Лазарев, Ф.Т. Михайлов, Э.М. Никитин, В.В. Орлов, М.М. Поташник, Е.П. Тонконогая, В.А. Сластенин, О.Г. Хомерики П.Л. Худоминский, И. Д. Чечель, Т.И. Шамова, В.И. Юдин и другие.

Одна из точек зрения принадлежит Герман М.В., которая подчеркивает тот факт, что концепция развития определяет жизненно важное социальное действие, которое включает, среди прочего, образование, обучение и воспитание, не сводясь к ним. Составляющие его эволюции содержат три важных момента с точки зрения теории образования [2]:

- обучение понимается в смысле аристотелевской философии, которая подчеркивает роль внешней импульсной формы деятельности;

- обучение понимается в смысле классической педагогики, которая подчеркивает важность начальной профессиональной подготовки, распространенной на уровень взрослого образования;

- обучение понимается в смысле современной и постмодернистской педагогики, которая подчеркивает важность интеграции комплексного начального и непрерывного социально-профессионального обучения на уровне стратегических моделей, характерных для обучения на протяжении всей жизни.

Анализ работ Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, В.А. Сластенина показывает важность профессионального развития преподавателя высшей школы [3,4,5].

Митина Л.М. под термином «профессиональное развитие» выделяет «рост, становление, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, но главное - активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности» [6].

Зарубежный автор С. Кристеа подчеркивает тот факт, что концепция непрерывного обучения определяет жизненно важное социальное действие, которое объединяет, среди прочего, образование, обучение и профессиональный рост [7].

В настоящее время цифровые технологии меняют то, как мы работаем, читаем и думаем. Вот почему, чтобы сформировать у обучающимся необходимые компетенции, в сложной технологической вселенной, преподавателю высшей школы необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Однако цифровые инструменты изменяют задачи, используемые в образовании - например, переход от письменного текста на бумаге к письму на компьютере с использованием программного обеспечения - неизбежно побуждают педагогические и методические преобразования. Это обусловлено переходом от непрерывного профессионального обучения к цифровому, в том числе и к онлайн-курсам повышения квалификации.

Современное цифровое образовательное пространство характеризуется усилением информационной составляющей то есть во многих образовательных учреждениях, занимающихся курсами повышения квалификации преподавателей электронное обучение занимает одно из приоритетных мест. При этом следует отметить, что непрерывное цифровое профессиональное образование проходит в дистанционной форме.

Образцов П.И. отмечает, что эффективность функционирования системы дополнительного профессионального образования будет определять продуктивность подготовки и переподготовки специалистов, готовых мобильно решать поставленные перед ними профессиональные задачи. В основу дистанционного обучения положена определенная модель передачи знаний с использованием новых информационных технологий, что способствует повышению уровня информационной культуры [8]. Дистанционное обучения осуществляется с помощью автоматизированных цифровых систем, к примеру МооШе, WebTutor, и другие. Таким образом, рассмотрим

подробнее использование наиболее популярной системы цифрового непрерывного профессионального образования.

Результаты и их обсуждения.

Рассматривая возможности платформы Moodle отметим, что это бесплатная образовательная платформа с открытым исходным кодом. Moodle - это аббревиатура от Modular, которая переводится как «объектно-ориентированная динамическая среда обучения». Проще говоря, это учебная платформа, для организации цифрового непрерывного профессионального образования, которая позволяет создавать и управлять онлайн-пространствами, где размещаются информационные документы по курсам, предлагаются контрольные вопросы, прикрепляются слушателями выполненные задания и тесты. Эта платформа постепенно зарекомендовала себя как один из стандартов в сфере дистанционного образования.

Moodle часто используется как для поддержки очного учебного процесса, так и в качестве инструмента, позволяющего фактически управлять всеми формами онлайн-обучения, от очного обучения до удаленного.

Образовательное пространство Moodle при организации курсов повышения квалификации позволяет:

1. организаторам курсов:

- распространять электронные документы, которые будут доступны в любое время слушателям;

- создавать и вести онлайн-мероприятия индивидуально или в группах

- контролировать полученные знания, просматривая задания в цифровом виде;

- делиться информацией через форум, предлагать обзоры, распространять иную учебную информацию.

2. слушателям курсов:

- удаленный доступ к информации о курсе в любое время;

- работа в своем собственном темпе;

- самооценка и обзор определенных предварительных концепций курса;

- улучшение своих знаний за счет дополнительной информации.

Система LMS MOODLE позволяет организовывать обучение в процессе

совместного решения задач и осуществлять взаимообмен знаниями как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. Указанная система отличается простотой использования, надежностью и гибкостью [9].

Таким образом, концепция цифрового непрерывного обучения относится к набору теоретических и практических мероприятий, организованных на системном уровне, которые включают участие преподавателей в целях расширения их психолого-педагогических, методических и специализированных знаний, необходимых для развития профессиональных навыков в отношение к требованиям качественного высшего профессионального образования.

Заключение

Анализируя информационные источники по данной проблеме, делаем вывод: деятельность по цифровому непрерывному обучению педагогических кадров включает в себя два соответствующих условия. Первое условие заключается в обновлении и совершенствовании профессиональной практики путем пополнения знаний, полученных во время первоначального обучения. Второе условие направленно на профессиональную переориентацию с помощью новых навыков, подтвержденных, в том числе путем получения дипломов. Их взаимодействие предполагает постоянное повышение квалификации преподавателей в контексте комплексной деятельности по повышению собственного уровня знаний, которая отвечает как личным, так и организационным потребностям, способствуя развитию автономии профессорско-преподавательского состава.

Таким образом, чтобы преподаватель отвечал на постоянно меняющиеся требования образовательной среды и общества, необходимо постоянно повышать свою профессиональную подготовку, улучшение которой длится на протяжении всего профессионального процесса.

Непрерывное цифровое обучение преподавателей - это сложный, согласованный процесс, направленный на обеспечение постоянной адаптации к динамике образовательных процессов и систем, способствующий согласованности их профессионального развития, в то же время способствуя про-активному отношению, характерному для непрерывного обучения.

Обеспечивая профессиональный рост преподавателей, необходимо соблюдать принципы, для достижения целей, использовать содержание и технологии, относящиеся к процессу непрерывной цифровой профессиональной подготовки педагогических кадров.

Список литературы

1. Иванова О. Ю., Кутузова З. Ю., Кутузов А. В. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 8 (август). - С. 20-29. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201054.htm

2. Герман М.В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-evolyutsiya-razvitiya-obektivnaya-realnost (дата обращения: 24.12.2020).

3. 3еер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование// Педагогика. 2002, №3. С. 16-21.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: 1993 384с.

5. Сластенин В. А., И. А. Колесникова. Педагогика. М.: Академия, 2008 336 с.

6. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]: уч. пос. / Л.М. Митина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

7. Cristea, S. Dic^ionar de pedagogie. Chi§inäu-Bucure§ti: Grupul Editorial Litera -2000.

8. Образцов П.И., Богринцев Н.В. Подготовка военных специалистов в системе дополнительного профессионального образования средствами дистанционного обучения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-voennyh-spetsialistov-v-sisteme-

dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-sredstvami-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 25.12.2020).

9. Cole J., Foster H. (2008) UsingMoodle. Teaching with the Popular Open Source Course Management System. Sevastopol, O'Reilly Media.

10. Машин В.Н. Дистанционное обучение как один из факторов реализации компе-тентностного подхода [Текст] / В.Н. Машин // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 5-2. - С. 69-71.

11. Бахарев М.С. Степень готовности преподавателя к реализации дистанционного обучения [Текст] / М.С. Бахарев, С.Н. Нагаева // Электронное образование: перспективы использования SMART-технологий: материалы III Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 26 ноября 2015 г.) / под ред. С.М. Моор. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2016. - С. 22-24.

12. Шабанов А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития [Текст]: монография / А.Г. Шабанов. - М.: Изд-во СГУ, 2009. - 284 с.

13. Белько Е.С. Использование электронных обучающих курсов при организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Е.С. Белько, Т.В. Зыкова, Е.В. Кузнецова [и др.] // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. - С. 107-112.

14. Козырева, О.А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития / О.А.Козырева // Инновационные образовательные технологии. - 2008 - № 3 - С. 16-20.

Kutuzova Z. U., candidate of pedagogical sciences

State University named after I.S. Turgenev, Orel

Kutuzov A.V., candidate of pedagogical sciences, Officer

Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation, Orel

PROFESSIONAL DIGITAL LEARNING AS A PRIORITY DIRECTION IN SELF-

DEVELOPMENT AND SELF-IMPROVEMENT FOR A TEACHER

The article examines the problem of continuous professional training of specialists, teachers in the context of digital education. This process is a sequential learning, which is aimed at ensuring the constant adaptation of teachers to the dynamics of educational processes and systems, the promotion of an active attitude characteristic of the educational horizon throughout life. An article on the characteristics of the continuous process of digital vocational training, describes the principles and goals of lifelong teacher education, defines the content, methodology and forms of continuous informational training for teachers and explains the trends in continuous professional training of teachers.

Key words: continuous digital vocational training, characteristics, principles, goals, content, forms, contexts, trends in teacher training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.