Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное развитие будущих специалистов автотранспортных предприятий в колледже'

Непрерывное профессиональное развитие будущих специалистов автотранспортных предприятий в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное развитие будущих специалистов автотранспортных предприятий в колледже»

Е. И. Васенин,

кандида т педагогических на ук,

директор Пермского колледжа транспорта и сервиса

И. Е. Васенин,

аспирант Пермской государственной

сельскохозяйственной академии имени академика Д. Н. Прянишникова

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В КОЛЛЕДЖЕ

Социально-экономическое развитие, усложнение и модернизация производственных процессов вызывают соответствующие изменения в профессиональной деятельности специалистов разных отраслей. На смену узкоспециализированным профессиям приходят профессии широкого профиля, в которых сочетаются функции управления, регулирования и обслуживания механизированных и автоматизированных систем1. Обладая высоким уровнем профессиональной культуры, специалист способен находить рациональные решения в сложных профессиональных ситуациях, что значительно улучшает результаты его профессиональной деятельности. Одним из наиболее эффективных путей достижения этого является профессиональное развитие обучаемых в процессе подготовки на всех уровнях непрерывного профессионального образования.

Одной из важнейших отраслей экономики России является транспорт. Согласно информационному бюллетеню Высшей школы экономики (2007 г.) дефицит рабочих и специалистов среднего звена на транспорте более значим, нежели дефицит специалистов с высшим образованием. Данные опроса работодателей показывают, что в настоящей момент около 55 % автотранспортных предприятий России испытывают дефицит рабочих и специалистов среднего звена с соответствующим уровнем и видом профессионального образования, несмотря на то что на сегодняшний день подготовка рабочих и специалистов для автотранспортных предприятий осуществляется в 45 субъектах Российской Федерации.

Сегодня при подготовке рабочих и специалистов недостаточно внимания уделяется их профессиональному развитию. В основном этот процесс характеризуется развитием отдельных компонентов познавательной деятельности будущих рабочих и специалистов, не учитывается целостность их профессионального мышления, что негативно влияет на по-

1 Романцев Г. М. Содержание понятия «высшее рабочее образование» // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 1. Екатеринбург, 1995. С. 130-145.

вышение уровня профессионального развития обучаемых. При создании условий для профессионального развития обучаемых следует учитывать особенности рабочей профессии, специальности, получаемой обучаемыми на всех уровнях непрерывного профессионального образования. В нашем исследовании рассматриваются профессии и специальности, характерные для автотранспортных предприятий, что определяет специфику содержания и организации процесса подготовки, направленного на профессиональное развитие этих специалистов.

Вопросам развития личности и становления субъекта профессиональной деятельности в педагогической науке и практике посвящено большое количество исследований (А. П. Беляева, И. Я. Лернер, Т. И. Шамова и др.). То же самое можно сказать о работах по проблемам развития непрерывного многоуровневого профессионального образования (А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, А. Н. Орлов, С. М. Маркова, А. М. Новиков, Ю. Н. Петров и др.), предполагающего обучение, которое включает в себя новое содержание, организационные формы и технологии (А. П. Беляева, К. Я. Вазина, Е. В. Ткаченко и др.), способствующие развитию интеллектуальных способностей (В. В. Давыдов, Э. Ф. Зеер и др.), социальной активности (А. Г. Асмолов, Я. Л. Коломинский и др.), сознания обучаемых (А. Н. Леонтьев, А. Я. Найн и др.)

Однако не достаточно исследованы организационно-педагогические условия, способствующие профессиональному развитию будущих специалистов отдельных профессиональных областей. В частности, не разработаны в должной мере условия, обеспечивающие профессиональное развитие будущих специалистов автотранспортных предприятий, а именно - в процессе непрерывного профессионального образования как у учащихся, получающих рабочую профессию «автомеханик» начального профессионального образования (НПО), так и у студентов, получающих квалификацию «техник» по специальности среднего профессионального образования (СПО) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Таким образом, налицо противоречие между объективной потребностью общества и современного рынка труда в специалистах, готовых к многофункциональной профессиональной деятельности на предприятиях автотранспортного профиля, и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий профессионального развития будущих специалистов автотранспортных предприятий в процессе непрерывного профессионального образования.

Подготовка высококвалифицированных кадров является важнейшим условием решения основных стоящих перед современным обществом проблем. Главную роль в подготов-

ке специалистов автотранспортных предприятий играют учреждения (СПО), которые традиционно ориентированы именно на формирование прикладных знаний, практическую подготовку, в то время как высшие учебные заведения являются центрами фундаментальной теоретической подготовки специалистов, потребность в которой осознается не сразу и не всеми практическими работниками, а потому может быть реализована постепенно, по индивидуальным траекториям в системе непрерывного образования (П. Ф. Анисимов, С. Я. Батышев, П. Ф. Кубрушко, С. М. Маркова, А. М. Новиков, Ю. Н. Петров, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко и др.).

При переходе профессионального образования на многоуровневую структуру в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов автотранспортных предприятий актуализировались проблемы, связанные с профессиональным развитием будущих специалистов в условиях непрерывного профессионального образования.

Современная система непрерывного профессионального образования должна обладать следующими признаками: наличие условий для профессионального развития потребностей человека на протяжении всей его жизни; многоуровневость профессионального образования, предоставляющая человеку возможность пройти обучение на более высоком уровне профессионального образования в сокращенные сроки в рамках перманентного процесса обучения; вариативность профессионального образования, которая дает обучающемуся право выбора в построении собственной траектории образования; гуманизация (каждый обучающийся является субъектом своей профессиональной деятельности); интеграция, которая предполагает преемственность государственных образовательных стандартов, учебных планов и рабочих программ; наличие инновационных образовательных технологий.

В существующей психолого-педагогической литературе большинство авторов (С. Я. Батышев, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, А. В. Даринский, Е. А. Климов, А. М. Новиков, П. Н. Новиков, В. Д. Шадриков и др.) исследуют проблему непрерывного образования на теоретическом междисциплинарном уровне системного изучения социально-экономических, научно-технических, психолого-педагогических и других факторов, предопределяющих общественную необходимость развития системы непрерывного профессионального образования1. Б. С. Гершунский, характеризуя непрерывное образование, выделяет такие принципы, как целостность, непрерывность, прогностичность, гибкость и

1 См., напр.: Батышев С. Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика. 1998. № 6. С. 22-27; Владиславлев А. П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М., 1978; Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 2002.

динамичность, интегративность, преемственность, самообразование, адаптивность. В. Д. Шадриков в качестве основного направления развития системы непрерывного образования называет разработку долгосрочных программ, рассчитанных на всю жизнь человека. Система должна быть максимально дифференцирована, чтобы обеспечивать единство социального и индивидуального в развитии личности; система должна быть открытой через процесс самообразования и самовоспитания личности.

Интерес для данного исследования представляет система принципов непрерывного образования, раскрываемая с позиции человеческого фактора (А. П. Владиславлев). В этой системе принципы расположены в определенной иерархии. Принцип первого уровня -подчинение всей образовательной деятельности задаче всестороннего развития творческого потенциала личности. Принципы второго уровня - непрерывность и постоянность образования («вертикальная интеграция»), последовательность и преемственность разных этапов образования, доступность (возможность доступа к любой ступени образования), всеобщность образования для всех членов общества, добровольность участия и ответственность, «конкретное удовлетворение конкретных потребностей» личности при гармоничном сочетании общественных и личных интересов, использование возможностей всех сфер общества в образовательно-воспитательных целях, то есть «горизонтальная интеграция» и др. Принцип третьего уровня - структурно-организационная гибкость системы непрерывного образования. Человеческий фактор лежит в основе системы принципов непрерывного образования, разработанной С. Я. Батышевым. В зависимости от вектора движения человека в образовательном пространстве выделяются четыре принципа построения содержания непрерывного образования: многоуровневость, дополнительность, маневренность и преемственность.

Так как одной из основных целей непрерывного профессионального образования является профессиональное развитие будущего специалиста в процессе обучения, рассмотрим понятие «профессиональное развитие». Как показал анализ философской, психолого-педагогической литературы, однозначного определения понятия «непрерывное профессиональное развитие будущего специалиста» нет.

Так, Г. М. Коджаспирова под профессиональным развитием понимает рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности -творческой самореализации в профессии. Изучая психологические аспекты развития личности, А. В. Петровский показывает, что развитие личности осуществляется путем изме-

нения ее направленности, при этом направленность рассматривается как результат противоречивого единства социализации (усвоение социального опыта и культуры) и индивидуализации (неповторимо индивидуальный способ и форма присвоения общественных отношений). Для нас важна мысль автора о том, что в ходе развития личности происходит и становление ее целостности. Мы базируемся на методологическом положении о том, что профессиональное развитие личности происходит на основе смены ведущих качеств личности.

Исследование взаимосвязи личностного и профессионального развития показало, что они неотделимы, в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности -творческой самореализации. На наш взгляд, личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное становление обучаемого и специалиста. На разных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоречиями. Так, на стадии различных уровней непрерывного профессионального образования движущей силой профессионального развития является противоречие между требованиями этого вида и уровня образования и уровнем личностного и профессионального развития обучаемого. Разрешение этого противоречия приводит к развитию познавательных и профессиональных способностей, повышению социально-профессиональной компетентности.

По определению З. Ф. Зеера, профессиональная деятельность субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности. В качестве составляющей профессиональной деятельности можно выделить опыт профессиональной деятельности, и тогда способом освоения этого опыта является решение проблем и проблемных ситуаций. Становление профессиональной деятельности проявляется в профессиональном развитии ее приемов и способов, совершенствовании технологии, обогащении методологического инструментария и расширении области его применения. Продуктивное профессиональное становление обусловлено потребностью личности в повышении уровня профессионального развития. В результате профессионального развития субъекта ему становятся доступными не только всё более сложные профессиональные задачи, но и способы решения, влияющие на уровень развития профессиональной культуры.

Под профессиональной культурой, вслед за С. Я. Батышевым, мы понимаем меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах профессиональной деятельности, направленной на освоение, передачу и создание материальных и духовных

ценностей. Уровень профессиональной культуры характеризуется предметными результатами профессиональной деятельности, профессиональными знаниями, умениями, степенью интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности.

В настоящее время при подготовке учащихся по профессиям и специальностям автомобильного профиля зачастую реализуется традиционный подход, предполагающий формирование узкопрофессиональных, операционных знаний и навыков, ориентацию на ре-продуктивность, на узкопрофессиональную сферу, модель «замкнутой системы» деятельности и мышления. Результатами применения этого подхода становятся узкий диапазон усвоенных норм и стереотипов мышления, низкий эвристический потенциал, принижение роли ценностных оснований в деятельности, позиция профессиональной нейтральности. В этом случае наблюдаются низкий уровень сформированности базовых знаний учащихся, поступающих в колледж на уровень НПО, сложности, возникающие у преподавателя при проектировании процесса профессиональной подготовки и связанные с недостаточным уровнем профессионально-педагогической компетентности, устаревшая материально-техническая база.

Непрерывному профессиональному развитию способствует организация процесса профессиональной подготовки будущих специалистов на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает целостный образ профессии и профессиональной деятельности, расширенные нормы и многообразие норм профессиональной деятельности, открытый разнообразный диапазон стратегий и приемов профессионального развития, основанного на развитии профессионального мышления, ориентацию на профессиональную культуру как условие профессионального развития, высокий креативный потенциал, ориентацию на творческую профессиональную деятельность, высокую значимость личностных качеств специалиста в сфере профессиональной деятельности.

Системно-деятельностный подход открывает новые возможности для понимания профессионального развития будущего специалиста. В связи с этим очень важна ориентация на развивающийся эвристический потенциал, ценности личности в сфере профессиональной деятельности. Данный подход создает методологические предпосылки для понимания и определения особенностей непрерывного профессионального развития будущих специалистов.

В ходе исследования на основе системного анализа структуры профессиональной деятельности автомеханика и техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта определена сущность их профессионального развития на всех уровнях непрерывного профессионального образования. При этом в понимании профессио-

нального развития наиболее значимым является исследование концептуальных моделей деятельности, ориентировочных образов, образов-схем, когнитивных карт, образов-целей и т. д. Диапазон и содержание выделенных образов деятельности, умение осуществлять их выбор и оценку, системность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, открытость, комплексность и другие - это существенные характеристики уровня профессионального развития учащихся. Таким образом, авторами выделены и проанализированы такие особенности профессионального развития специалистов автотранспортных предприятий, как комплексный характер профессиональных образов на основе единства технического, экологического, правового, пространственного и других типов мышления, профессиональные ценности и нормы, обусловленные сложностью профессиональных ситуаций.

Обобщив различные подходы к пониманию непрерывного профессионального образования и профессионального развития, изучив требования работодателей, рынка труда и выявив особенности профессиональной деятельности автомеханика и техника по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, мы уточнили определение понятия «непрерывное профессиональное развитие будущих специалистов автотранспортных предприятий». Под непрерывным профессиональным развитием будущих специалистов автотранспортных предприятий мы понимаем процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, способами профессиональной деятельности и развития личностных качеств на всех уровнях профессионального образования и в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Анализ теоретического и практического педагогического опыта показал, что в основе моделирования процесса непрерывного профессионального развития лежит образовательный процесс подготовки будущих специалистов автотранспортных предприятий с его структурными компонентами: цель, содержание, технологии обучения, управление образовательным процессом.

Модель построена с учетом современных тенденций развития непрерывного профессионального образования, педагогических закономерностей и принципов профессионального образования, требований работодателей и рынка труда к уровню профессиональной подготовки и личности специалиста.

Модель непрерывного профессионального развития будущих специалистов автотранспортных предприятий представляет собой совокупность факторов, норм, правил и процедур обучающей и учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих оптимальное функционирование учебного процесса в целом и отдельных его компонентов, направ-

ленных на профессиональное развитие обучаемых в процессе непрерывного профессионального образования.

Таким образом, целевой компонент разработанной модели предполагает непрерывное повышение уровня профессионального развития будущих специалистов автотранспортных предприятий как при обучении профессии НПО «Автомеханик», так и при продолжении обучения по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Содержательный компонент выражается в проектировании содержания профессиональной подготовки будущих специалистов с учетом современных требований работодателей и особенностей профессиональной деятельности специалистов автотранспортных предприятий, предполагающем внутрипредметную и межпредметную направленность содержания на профессиональное развитие обучаемых.

Технологический компонент основан на выборе и реализации технологий теоретического и производственного обучения, способствующих непрерывному профессиональному развитию будущих автомехаников и техников по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта.

Управление образовательным процессом как компонент модели выражается в совершенствовании структуры образовательного учреждения, направленной на непрерывное профессиональное развитие обучаемых, в создании отдела повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических кадров, в разработке механизмов повышения квалификации профессионально-педагогических кадров.

Процесс непрерывного профессионального развития становится возможным при определенных организационно-педагогических условиях, которые включают направленность педагогического процесса на непрерывное профессиональное развитие учащихся, проектирование содержания подготовки в соответствии с требованиями работодателей, рынка труда и особенностей профессиональной деятельности автомеханика и техника по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта, субъект-субъектные отношения в процессе непрерывного профессионального развития учащихся, проектирование образовательной среды, способствующей непрерывному профессиональному развитию учащихся, повышение квалификации профессионально-педагогических кадров, осуществляющих процесс непрерывного профессионального развития будущих специалистов автотранспортных предприятий.

Так, направленность педагогического процесса на непрерывное профессиональное развитие учащихся предполагает введение в образовательный процесс педагогического

целеполагания. Оно основывается на выявленных современных требованиях к уровню профессионального развития будущих специалистов и оценке адекватности организационно-педагогических условий, на развитии мотивации, способствующей творческой активности всех участников этой деятельности, постоянном внимании педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, которые побуждают обучающих к осознанию не только результата, но и процесса своей работы.

Проектирование содержания подготовки в соответствии с требованиями работодателей, рынка труда и особенностей профессиональной деятельности автомеханика и техника по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта включает: отбор и использование содержания учебного материала с учетом современных требований работодателей и особенностей профессиональной деятельности разнообразного вида и формы, ориентированного на профессиональное развитие обучаемых; внутрипредметную и межпредметную направленность содержания на профессиональное развитие обучаемых; разработку и использование индивидуальных программ обучения, способствующих профессиональному развитию; предоставление обучаемому свободы выбора способов выполнения учебных заданий; конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих обучаемых.

Опора на субъектность обучаемого при непрерывном профессиональном развитии будущего специалиста в процессе обучения предполагает опору на способности, возможности и стремления обучаемых, которые являются предпосылками и движущей силой профессионального развития, на сотрудничество с преподавателями и другими профессионально-педагогическими работниками, самостоятельную деятельность обучаемых, направленную на профессиональное развитие.

Проектирование образовательной среды, ориентированной на профессиональное развитие будущего специалиста, предусматривает выбор и реализацию технологий теоретического и производственного обучения (нетрадиционные групповые и индивидуальные формы обучения в целях активизации творчества обучаемых, организация занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов), разработку соответствующего дидактического обеспечения, разработку системы мониторинга профессионального развития учащихся, включающей технологии диагностирования, методы исследования, инструментарий.

Повышение квалификации профессионально-педагогических кадров предполагает разработку программ повышения уровня их профессионально-педагогической квалификации с учетом вида и уровня их профессионального образования, проблем, возникающих в

процессе профессионального развития будущих специалистов автотранспортных предприятий на всех уровнях непрерывного профессионального образования, а также профессиональных интересов различных категорий преподавателей.

Организационно-педагогические условия для реализации модели непрерывного профессионального развития будущих специалистов автотранспортного предприятия носят системный характер. Они охватывают следующие компоненты образовательного процесса: учащийся (субъект), преподаватель (ориентирующий в профессиональном развитии), содержание обучения на всех уровнях непрерывного профессионального образования, образовательная среда, мониторинг профессионального развития будущего специалиста автотранспортного предприятия, управление образовательным процессом, результат - выпускник любого уровня непрерывного профессионального образования, подготовленный к эффективной профессиональной деятельности на автотранспортных предприятиях в соответствии с занимаемой должностью.

В соответствии с разработанной моделью должна быть усовершенствована структура управления образовательным процессом, которая предусматривает наличие новых отделов, кафедр и других структурных единиц, способствующих созданию условий для непрерывного профессионального развития будущих специалистов автотранспортных предприятий в процессе непрерывного профессионального образования.

Об адекватности созданных организационно-педагогических условий, проблеме повышения уровня профессионального развития будущих специалистов мы можем судить только в том случае, если при их реализации уровень профессионального развития будущих специалистов повысится. Это привело нас к необходимости определить параметры повышения уровня профессионального развития специалистов.

Параметрами уровня профессионального развития учащихся выступают: мотивы, интересы профессионального развития, готовность повышать свою квалификацию, владение способами самостоятельного приобретения знаний, умение использовать имеющиеся знания для решения профессиональных задач, решение нестандартных профессиональных проблем, умение мыслить на перспективу, умение использовать теоретические знания на практике, системное мышление, способность ориентироваться во всем профессиональном поле деятельности (правовые, экономические, экологические знания), творческая деятельность, система представлений о профессиональной культуре, занимаемая позиция в профессиональной культуре, смысловая насыщенность речи.

Для того чтобы обеспечить контроль адекватности предложенных организационно-педагогических условий, разработана карта «Профессиональное развитие будущего спе-

циалиста», где произведен выбор методов исследования, который обусловливается целостным характером выделенных параметров.

На основе анализа реальных возможностей осуществления деятельности по созданию условий для профессионального развития была разработана технологическая карта целенаправленной педагогической деятельности по профессиональному развитию обучаемых на всех уровнях непрерывного профессионального образования.

Проведенное анкетирование подтвердило, что деятельность, направленная на профессиональное развитие, соответствует установкам субъектов образовательной деятельности. Поскольку 60 % обучаемых и 80 % преподавателей считают, что необходимо осуществлять профессиональное развитие через развитие профессионального мышления в целом, мы делаем вывод о достаточно высоком потенциале деятельности по профессиональному развитию будущих специалистов в условиях непрерывного профессионального образования.

Как подчеркивают многие авторы в своих работах по психологии и профессиональной педагогике, субъект профессиональной деятельности интенсивнее развивается в процессе творческой самостоятельной деятельности. Для этого каждому учащемуся необходимо предоставить (создать) образовательную среду, которая позволила бы ему ориентироваться в многообразии объектов профессиональной деятельности. Передовой педагогический опыт содержит немало активных форм и методов обучения, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся для их профессионального развития. Как показала опытно-экспериментальная работа, большие возможности профессионального развития предоставляет межпредметное проектирование. В его основе лежит метод проектов.

Большое значение в профессиональном развитии будущих специалистов имеет самостоятельная деятельность учащихся, направленная на профессиональное развитие. В качестве важнейшего средства, обеспечивающего осуществление учащимися этой деятельности, нами рассматривается применение технологий саморегулируемого обучения. Такие технологии, как метод проектов и метод задач-ситуаций позволяют в значительной степени усилить саморегуляцию обучающихся в процессе профессионального образования.

Процесс самоанализа и самооценки деятельности в профессиональном развитии дает учащемуся опору для дальнейшего профессионального саморазвития. Для самооценки и самоанализа деятельности обучающихся мы использовали дневниковый метод. Учащиеся получили возможность проводить самонаблюдения, оптимально формулировать содержание своей деятельности, проводить самоконтроль ее эффективности и систематичности.

Самоанализ учащимися осуществлялся при помощи карты «Профессиональное развитие» по следующим критериям: понимание субъектом своих мотивационных отношений к профессиональному развитию, осознание зависимости профессионального развития от собственной деятельности, осознание роли своей активности, личностного начала в профессиональном развитии, оценка границ возможностей своего Я, оценка своего уровня профессионального развития с точки зрения его общественной значимости, понимание своей позиции и роли в профессиональном развитии, профессиональной деятельности и профессиональной культуре.

Таким образом, организация межпредметной проектной деятельности обучаемого позволяет преподавателю предоставить учащемуся огромный профессионально ориентированный материал, создавать на его основе проблемные профессиональные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности как рабочего, так и специалиста предприятий автотранспортного профиля. Учащимся же предоставляется возможность сравнивать, анализировать, делать выбор, принимать самостоятельное решение, доказывать правильность своего выбора и решения, открывать новое для себя, заниматься самообразованием, осуществлять рефлексию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.