Научная статья на тему 'Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности'

Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5352
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / NON-STOP EDUCATION / NON-STOP PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалев Василий Петрович, Горбунова Татьяна Валерьевна

В статье даны определения понятиям «образование», «непрерывное образование», «непрерывное педагогическое образование». Рассмотрена структура непрерывного педагогического образования. Определены общепедагогическиe и частнопедагогические условия формирование профессиональной готовности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-stop Pedagogical Education as a Condition of Teachers' Training Improving for Their Professional Activity

The definitions of the notion of education, non-stop education, non-stop pedagogical education are under consideration in this article. The structure of the non-stop education is considered. The foundations of the pedagogical environmental complex of teachers' professional readiness forming are defined

Текст научной работы на тему «Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности»

УДК 371.134 ББК 74.01+74.580

Ковалев Василий Петрович

доктор педагогических наук, профессор

кафедра педагогики начального образования Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева

г. Чебоксары Горбунова Татьяна Валерьевна кандидат педагогических наук, доцент

кафедра психологии и социальной педагогики Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева

г. Чебоксары Kovalev Vasily Petrovich Doctor of Pedagogies,

Professor

Chair of Elementary Education Pedagogy Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya.Yakovlev

Cheboksary Gorbunova Tatyana Valerievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Psychology and Social Pedagogics Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya.Yakovlev

Cheboksary

Непрерывное педагогическое образование как условие совершенствования подготовки педагогов к профессиональной

деятельности

Non-stop Pedagogical Education as a Condition of Teachers’ Training Improving for Their Professional Activity

В статье даны определения понятиям «образование», «непрерывное образование», «непрерывное педагогическое образование». Рассмотрена структура непрерывного педагогического образования. Определены общепедагогическиe и частнопедагогические условия формирование профессиональной готовности педагогов.

The definitions of the notion of “education”, “non-stop education”, “non-stop pedagogical education” are under consideration in this article. The structure of the non-stop education is considered. The foundations of the pedagogical environmental complex of teachers’ professional readiness forming are defined.

Ключевые слова: образование, непрерывное образование, непрерывное педагогическое образование.

Key words: education, non-stop education, non-stop pedagogical education.

Профессиональная подготовка - сложное структурное образование, центральным ядром которого являются положительные установки, мотивы и усвоенные ценности профессии. В профессиональную подготовку входят также и профессионально важные черты характера, педагогические способности, совокупность профессионально-педагогических умений и навыков, определенный опыт их применения на практике. Профессиональная подготовка находится в единстве с направленностью на профессиональную деятельность и устойчивыми установками на труд.

Профессиональное педагогическое образование во всем мире рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями реальной педагогической практики в постоянном профессионально-личностном развитии специалистов, в совершенствовании их возможностей в условиях качественного изменения педагогической действительности.

Рассмотрение проблемы подготовки педагогов в системе педагогического образования обусловило необходимость обратиться к выяснению сущности и таких понятий, как «образование», «непрерывное образование» и «непрерывное педагогическое образование».

В Законе РФ «Об образовании», в первой его части, дано определение понятия «образование»: «под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [2; 85].

Согласно данному закону, важным элементом системы образования в России является совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленностей. Совокупность системы преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов профессиональной подготовки, является важной составляющей непрерывного образования.

В докладе ЮНЕСКО «Учиться быть» сущность непрерывного образования трактуется как такой способ бытия человека, когда он постоянно открыт новому опыту.

Философская и общечеловеческая значимости идеи непрерывного образования велики. Его цель - формирование человека, которому в течение всей его жизни должно сопутствовать развитие и обновление. В центре такой системы личность, готовая учиться всю жизнь. Подготовка такой личности -требование эпохи, потому что только одаренный, заряженный на творчество и поиск человек в состоянии создать обновленное общество.

Для каждого человека непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения его индивидуальных познавательных запросов и духовных потребностей, развития своих задатков и способностей в системе образования, а также путем самообразования.

Для государства непрерывное образование является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого гражданина.

Для обществ в целом непрерывное образование является механизмом расширения воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны.

Для мирового сообщества непрерывное образование вы ступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности [1; 45].

Анализ педагогической литературы последних лет позволяет сделать вывод о том, что понятие «непрерывное образование» употребляют в трех смыслах:

1. Непрерывное образование может относиться к определенному индивиду. В этом случае оно означает, что данный человек постоянно, без

длительных перерывов занимается целенаправленной познавательной деятельностью, включающей как обучение в образовательных учреждениях, так и самообразование.

2. Этим же понятием обозначают систему учреждений непрерывного образования (самообразование сюда не входит).

3. В широком смысле понятием «непрерывность» определяется перманентный характер преобразований в образовании, постоянное обновление содержания приобретаемых знаний; непрерывность процесса превращения образования в самообразование.

В нашем исследовании речь идет о непрерывном образовании в широком смысле этого слова. Непрерывное образование в этом случае представляет собой педагогическую систему, объединяющую комплекс государственных и негосударственных образовательных учреждений, обеспечивающих с помощью целостной совокупности средств, способов и форм приобретение, углубление и расширение общего и профессионального образования.

Непрерывное образование как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культурного воспитания гражданской и нравственной зрелости [1; 44].

Непрерывное педагогическое образование понимается нами как система специально организованных педагогических процессов, направленных на обеспечение становления и дальнейшего профессионального роста работников образования в соответствии с их индивидуальными потребностями и социальными требованиями.

Важнейшей особенностью педагогического образования является его системность. Непрерывное педагогическое образование - это не просто набор различных образовательных учреждений, а единая система, состоящая из взаимосвязанных, взаимообусловленных образовательных звеньев, изменения в одном из которых неизбежно влияют на другие. Интеграция различных звеньев

образования в единую систему придает ему новое качество, обеспечивающее перманентный характер процесса формирования личности.

Структура непрерывного педагогического образования является организационным условием для развития его содержания. Она включает в себя следующие подсистемы:

- педагогические и этнопедагогические классы (осуществление профессиональной педагогической ориентации);

- педучилища, педколледжи, педлицеи (подготовка педагога-практика);

- педвузы (теоретическая подготовка);

- система повышения квалификации (реализация индивидуального подхода к действующим, имеющим опыт педагогам в различных формах: выполнение проектов, работа в малых группах и т.п.);

- аспирантура и докторантура (научная подготовка).

Смысловым стержнем, связывающим все названные подсистемы, является развитие способностей и интереса к самообразованию, к саморазвитию, умение ставить и решать научные и методические проблемы.

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных подсистем.

Педагогическим классам в подготовке будущего педагога принадлежит ведущая роль. Эта та форма работы, которая дает возможность не только целевой подготовки кадров, но и повышения педагогического мастерства учителей школы. На базе этих школ преподавателями и студентами-практикантами проводятся семинары, научно-практические конференции.

Учителя, руководители школ во время проведения совместных мероприятий делятся своим опытом по отбору и подготовке учащихся к педагогической профессии, получают необходимые рекомендации по вопросам технологии организации и проведения профориентационной работы.

Педагогические классы, как отмечают руководители сельских школ, - это фундамент подготовки будущего педагога сельской школы.

Большого внимания заслуживает положительный опыт, накопленный на факультете довузовской подготовки в ГОУ ВПО «Чувашский государственный

педуниверситет им. И. Я. Яковлева». Система довузовской подготовки состоит из двух подсистем: подсистемы общей подготовки (предметной и

общеобразовательной) и подсистемы специальной, профориентационной подготовки, которая включает социальную, психологическую и педагогическую подготовку. В процессе формирования контингента студентов решаются задачи организации их информирования, отбора и профессиональной подготовки. Функции системы довузовской подготовки направлены на абитуриента, включенного в этот процесс, и выводятся из его информационной, психотерапевтической потребности и потребности в организации собственного поведения в период сдачи вступительных экзаменов. Важное значение, на психолого-педагогическом факультете придается подготовке к поступлению в университет абитуриентов сельских районов Чувашской Республики, число которых достигает на факультете до 60% от всего контингента.

В ходе своего исследования мы выделили оптимальные условия успешного формирования готовности будущего педагога на довузовском этапе: целевая подготовка; ориентация на качество приема; наличие профессионально-педагогической направленности личности; наличие в школе и в вузе постоянно действующих и взаимосвязанных между собой органов по педагогической профессионализации; долговременный характер форм профориентационной деятельности; специальная подготовленность сельского учителя к проведению педагогической профориентации.

Формирование готовности на ссузовском и вузовском этапах должно представлять собой целостный процесс подготовки. Это подразумевает направленность всех теоретических и практических циклов учебных дисциплин, педагогической практики на гуманитарно-личностное и профессиональное развитие будущих педагогов. Так культурологический блок играет особую роль в формировании общетеоретической культуры. Психологопедагогический блок несет ответственность за формирование общепедагогической и психологической готовности, методической культуры, выполняет интегрирующую роль в плане установления связей между

культурологическим, психолого-педагогическим и специальными предметным блокам. Предметный блок формирует методическую готовность педагога. Особо важное значение в профессиональном развитии будущего педагога на данном этапе приобретает педагогическая практика в условиях, аналогичных предстоящей профессиональной деятельности. В ходе практики формируются профессиональные умения, гуманитарная культура личности, уровень которой отражается в умениях осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.

Формирование готовности сельского педагога на послевузовском этапе во многом зависит от наличия условий для адаптации молодых специалистов; успешного совместного функционирования всех структур методической службы, призванных организовать соответствующие формы личностного и профессионального становления педагога; степени мобилизации личности на профессиональное самообразование и саморазвитие.

Опытно-экспериментальная работа доказала действенность мер, предусмотренных в ходе довузовского, вузовского и послевузовского этапов становления педагога; позволила проследить за процессом формирования их готовности профессиональной деятельности.

Во всех трех срезах (довузовском, на выпускном курсе и послевузовском) в экспериментальных группах была зафиксирована динамика развития будущего педагога в плане их гуманитарно-личностной и профессиональной готовности к исполнению своих профессиональных обязанностей. При этом преобладающими видами деятельности на довузовском этапе явились учебнопознавательная, коммуникативная, ценностно-ориентироная; на вузовском -учебно-познавательная, коммуникативная, этнопедагогическая, экологическая, диагностическая, управленческая, профессионально-педагогическая; на послевузовском - профессионально-педагогическая, коммуникативная, методическая.

Результаты опытно-экспериментальной подготовки на послевузовском этапе позволили нам сделать вывод о том, что в качестве основополагающих

принципов формирования готовности на этом этапе выступает непрерывный характер целенаправленной подготовки, профессионального самообразования личности; ориентация на многообразие форм повышения квалификации; поиск адекватных форм и методов переподготовки, направленных на дальнейшее формирование мотивационно-ценностного отношения личности к профессиональной деятельности и ее теоретико-практической готовности; обеспечение свободного выбора личностью форм повышения квалификации.

Таким образом, формирование профессиональной готовности педагогов будет достигнуто и даст положительные результаты, если обеспечить:

- формирование профессиональной готовности будущего педагога на довузовском этапе через педагогические классы;

- формирование профессиональной готовности будущего педагога на вузовском этапе;

- обеспечение послевузовского становления педагога на уровне школы, районных методических кабинетов, института повышения квалификации и педагогического университета.

Общепедагогическими условиями формирования профессиональной готовности педагога являются:

- ориентация на непрерывный характер и единство гуманитарноличностного и профессионального развития педагога;

- ориентация на гуманистическую цель и требования гуманитаризации высшего педагогического образования;

- реализация принципа непрерывного педагогического образования педагога с учетом довузовского, вузовского, послевузовского этапов его становления;

- ориентация на целевую и многопрофильную подготовку;

- реализация личностно-деятельностного, целостного, индивидуально -творческого и интегрированного подходов;

- гуманизация, этнопедагогизация, экологизация, содержания подготовки педагога, предполагающие насыщение педагогического процесса

культурологическим, этнопедагогическим, диагностическим, управленческим, экологическим, сельскохозяйственным содержанием.

Частнопедагогическими условиями являются ориентация на качественный отбор и целевую подготовку сельских школьников; наличие педагогической направленности личности; скоординированность действий со стороны институционных структур, заинтересованных в успешной подготовке будущих педагогов; создание условий для адаптации выпускников и мобилизация личности на самообразование и самосовершенствование.

Библиографический список

1. Присяжная, А. Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08. / А. Ф. Присяжная. -Екатеринбург : УрГПУ, 2006. - С. 45.

2. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. / Сост. Е. П. Педчак. - Ростов н/Д. : Феникс. 2002. - С. 85.

Bibliography

1. Federal Laws About Education and Rights of a Child with Comments / Comp. by Е. P.Pedchak. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2002. - P. 85.

2. Prisyazhnaya, A. F. Pedagogical Forecasting in the System of Non-Stop Pedagogical Education : Dis. ... Doctor of Ped.: 13.00.08 / A. F. Prisyazhnaya. - Yekaterinburg : UrSPU, 2006. - P. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.