Научная статья на тему 'Непрерывное образование взрослых в перспективе обучения общества'

Непрерывное образование взрослых в перспективе обучения общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование взрослых в перспективе обучения общества»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В ПЕРСПЕКТИВЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Р. Герлах

Изменения, которые происходят вокруг нас, приводят к тому, что такие лозунги как: «Экономика, основанная на знаниях», «Постиндустриальное общество», «Информационное общество» или «Общество, где господствуют знания» не должны больше оставаться планами на будущее, а должны становиться реальностью. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что А. Тоффлер уже выявил, что знание - это основной ресурс третьей волны, который необходим для развития человечества. Согласно его утверждению, знание - это источник власти.1 Похожее мнение и у П. Друкера. Описывая создающееся посткапиталистическое общество, он указывает на тот факт, что знание является его основным ресурсом и квалифицированные рабочие, которые могут использовать знания для целей производства, станут лидирующей группой в обществе, базирующемся на знаниях.2 Все больше распространяется мнение, что стоимость современного предприятия зависит от людей, которые на нем работают, а в особенности от их знаний, навыков и способностей. А. Карнеги считает, что «единственный настоящий капитал компании - это интеллектуальный капитал, который выражается в знаниях сотрудников, которые в этой компании работают.»3.

Вокруг нас происходят изменения и они носят продолжительный характер. Их скорость приводит к тому, что большое внимание (как никогда раньше) уделяется вопросам будущего. Источник такого интереса, как можно предположить, располагается в характерных чертах современной цивилизации, которая может быть описана как «изменчивая», «с высоким уровнем изменений и неопределенности», «бесконечно балансирующая на грани глобального прогресса, процветания и глобальной катастрофы». Существует большое количество литературы, целью которой является разъяснить состояние и условия современной цивилизации. В ней представлены различные сценарии потенциальных и возможных событий. Многочисленные исследования вводят в употребление ключевые слова, которые используются для

1 Quote after E. Skrzypek, Wiedza i praktyka. in: Dylematy cywilizacji informatycznej. A. Szewczyk (Editor) Warsaw 2004, pp. 97-98.

2 P. Drucker, Spofeczenstwo pokapitalistyczne, Warsaw 2000, p. 14.

3 E. Skrzypek, Wiedza ..., p. 110.

492

определения нынешнего положения дел. Многие из них имеют как положительные, так и отрицательные значения. Однако невозможно обсуждать их все в такой короткой работе. Можно только упомянуть, что, по крайней мере, три из них кажутся нам важными. Это современность, прогресс и глобализация. Диапазон взглядов на эти категории очень сильно различается. Однако можно предположить, что не зависимо от того, какую позицию мы примем, описывая их суть, они являются неотъемлемой чертой нашей цивилизации, которую иногда называют цивилизация «на распутье». В литературе по данной тематике говорится о «вине цивилизации», «разрушении правил и недостатке ориентиров», «производстве отходов человечества»; человечество живет на социальной и экономической грани «в ситуации временности и недостатка стабильности”.1 А. Тоффлер пишет, что «люди живут в состоянии постоянного будущего шока, наступившего из-за совершенно ошеломляющей дезориентации, связанной с несвоевременным наступлением будущего». Это приводит к тому, что основы социально-экономической жизни коренным образом меняются даже в течение жизни одного человека, что вызывает в людях ощущение того что «цивилизация некомпетентна»2. Однако следует помнить, что кроме мнений, которые ставят современную цивилизацию на распутье, есть мнения, описывающие реальность, как «универсальную цивилизацию».3 Говоря в целом, это означает культурное объединение человечества, широко распространенное принятие общих ценностей и верований нациями всего мира.

Одним из источников мировой цивилизации является модернизация процессов, включающая урбанизацию и индустриализацию, все более высокий уровень образования общества, мобильность людей и более сложный и разнообразный профессиональный состав. Это также является последствием существенного развития научных знаний и технологии. Изменения, свидетелями которых мы являемся и в которых мы участвуем, только упомянуты и во многих случаях разным образом интерпретированы. Они позволяют нам признать, что потребность в развитии обучающегося общества не вызывает сомнений. В тоже время необходимо понять, что обучающееся общество не появится сразу же. Тем не менее, необходимо предпринять действия, направленные на его формирование. Эти действия должны позволить

1 The questions are discussed by A. Toffler, Szok przysztosci,1988; Trzecia fala, 1985; S.P. Huntington, Zderzenie cywilizacyjne, 2008, Z. Bauman, Zycie na przemiat,2007

2 A. Toffler, Trzecia fala, Warsaw 1985, p. 21

3 S.P. Huntington: Zderzenie..., pp. 77-80

493

создать возможность доступа к образовательным учреждениям всем, кто нуждается в ней в течение всей жизни. Особое внимание нужно уделять тем людям, которые находятся на обочине и выброшены из жизни или рискуют быть выброшенными. Также важно сформировать у молодых и взрослых понимание о том, что нужно учиться в течение всей жизни и о тех навыках, которые могут быть нужны в этом процессе. Г. Драйден и Дж. Вос упоминают тринадцать шагов, ведущих к созданию обучающегося общества. Это следующие шаги:

первый шаг - новый взгляд на образовательную роль электронных средств коммуникации (впервые каждый человек может общаться со всеми другими людьми);

второй шаг - научиться использовать компьютеры и Интернет; третий шаг - потребность получения знаний от родителей (семья играет важную роль в образовании, особенно тогда, когда ребенок только начинает развиваться);

четвертый шаг - более серьезная забота о здоровье в раннем детстве, что позволит предотвратить трудности в процессе обучения;

пятый шаг - программа обеспечения качества, которая будет стимулировать раннее развитие ребенка;

шестой шаг - внедрение во всех школах программ наверстывания для того, чтобы справиться с отставаниями в учебе;

седьмой шаг - подгонка методов обучения к индивидуальному стилю восприятия знаний;

седьмой шаг - учиться тому, как обучаться и думать; восьмой шаг - заново определить, что необходимо преподавать в школах;

девятый шаг - программа обучения, в которой упор делается на уважение друг к другу и развитие навыков самостоятельности;

десятый шаг - три причины учиться: (а) приобретать знания и навыки в определенной области и узнавать, как это можно делать быстрее, лучше и проще; (б) развивать общие мыслительные способности; (в) развивать собственное мнение;

одиннадцатый шаг - находить за пределами школ места, где можно получить дополнительные знания;

двенадцатый шаг - непредвзятость и четкое выражение мыс-

лей.1

Вышеперечисленные шаги-действия должны в большей степени относиться к школе всех типов и уровней. Однако необходимо пом-

1 G. Dryden, J. Vos, Rewolucja w uczeniu siq, Poznan 2003, p. 85 and following.

494

нить, что потребность и перспектива создания обучающегося общества является также и задачей непрерывного образования, которое может стать незаменимым элементом такого общества.

Принимая указанные изменения цивилизации и в основном потребность развивать общество, базирующееся на знаниях, и экономику, базирующуюся на знаниях, необходимо понимать, что современные системы образования будут подвержены влиянию двух сил: в первую очередь, они должны адаптироваться к более высоким требованиям общества, базирующегося на знаниях; во-вторых, они должны принимать во внимание тот факт, что у школ больше нет монополии на передачу знаний, и они должны конкурировать со средствами массовой информации и также с рыночным сектором, в котором компании начинают производить и передавать знания.1

Стратегическая важность непрерывного образования еще с 2000 г. была выделена в учреждениях Европейского Союза. Особое внимание было уделено роли образования в экономике, базирующейся на знаниях, и были определены следующие цели (Стокгольм, март 2001 г.): улучшение качества и эффективности образовательных систем в ЕС; обеспечение широкого доступа к системам образования; открытие систем образования для окружающих и для мира.2 Продолжающиеся социальные и экономические изменения, непредсказуемое будущее приводят к тому, что у человека больше нет возможности в юности сформировать свой жизненный путь и в дальнейшем его реализовывать. Также нельзя предполагать, что существует некий уровень образования, на котором можно поставить точку. Наоборот, он должен рассматриваться как начальная точка для следующих уровней образования, элемент процесса непрерывного образования. Согласно утверждению А. Тоффлера, можно предположить, что люди, которым придется жить в чрезмерно индустриальных обществах должны овладевать навыками в трех базовых областях: обучаться, устанавливать контакты с людьми и делать выборы.3

Таким образом, можно сказать, что непрерывное образование для каждого является одним из необходимых действий, которое должно стать приоритетным для правительств, обществ, частного сектора и, в наибольшей степени, каждого жителя страны. По мнению Ф. Мей-ора, проблема образования каждого человека в течение всей его жиз-

1 Zarzqdzanie wiedzq w spofeczenstwie uczqcym siq OECD, Radom 2000, p. 11

2 Edukacja w Europie: rozne systemy ksztafcenia i szkolenia - wspolne cele do roku 2010, Warsaw 2003, p. 4

3 A. Toffler, Szok przyszfosci, Warsaw 1988, p.357

495

ни будет основной задачей XXI в. и основной целью будет возвращение человеку возможности самому решать свою судьбу. С точки зрения образования для будущего, в нем в первую очередь должны участвовать наиболее пострадавшие, те люди, у которых не было доступа к знаниям из-за отсутствия средств или неблагоприятных обстоятельств. Включить исключенных, дотянуться до того, кто остался один. Вот такая стоит цель.1 Также необходимо учитывать что, для того чтобы стать обучающимся обществом необходимо существенное увеличение затрат не только на детей и подростков, но и а непрерывное образование взрослых в течение всего периода их профессиональной деятельности.

И, наконец, стоит напомнить еще раз, что изменения, которые происходят вокруг нас, по природе своей непрерывны. Они привели к тому, что: (а) к будущему нельзя относиться, как к продолжению настоящего. То, что работало в прошлом, не должно и, возможно, не будет работать в будущем; (б)

человек должен быть готов к постоянной реорганизации. То, что было стабильным раньше, должно быть заменено чем-то гибким; (в) только тот, кто овладеет способностью использовать знания и будет готов к изменениям, будет иметь шанс на рынке труда.2

Уже упомянутый выше П. Друкер ясно подчеркнул, что не работа, а знания в наши дня являются основным источником благополучия. Можно наблюдать переход от «общества работающих» к «обществу знающих». Если это имеет место, то необходимо согласиться с авторами доклада об образовании и обучении, которые говорят о том, что образование станет основной карьерой личности, группы, социальным продвижением и личным развитием. Это касается образования в учебных заведениях и неформального обучения. В современном обществе существуют три неотъемлемых элемента, которые играют важную роль на пути к становлению обучающегося общества. Этими элементами являются социальная интеграция, развитие возможностей для занятости и личное развитие.3

1 F. Mayor, Przysztosc swiata Warsaw 2001, p. 375

2 See K. Illeris, Trzy wymiary uczenia siq, Wroclaw 2006, p.234; W. M. Grudzewski, I.K. Hajduk, Kreowanie w przedsiqbiorstwie organizacji inteligentnej, in: Przedsiqbiorstwo przyszfosci, Editors. W.M. Grudzewski, I.K. Hajduk. Warsaw 200, p.75

3 Nauczanie i uczenie siq. Na drodze do spofeczenstwa uczqcego siq, Warsaw 1997, pp. 17-19

496

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.