Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

245
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / компетенции / дополнительное профессиональное образование / образование взрослых / европейские страны. / continuing education / competencies / additional professional education / adult education / European countries.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубрицкая Марина Сергеевна

В статье рассматриваются элементы системы непрерывного образования, приводится данные статистического наблюдения участия населения в непрерывном обучении, анализируются причины и формы участия в нем. Непрерывное образование в наши дни становится одним из принципов развития социально-экономического развития общества, базирующегося на постоянном обновлении знаний и совершенствовании компетенций. Экономический кризис, связанный с пандемией COVID-19, потребность в новых навыках формирует цели непрерывного обучения, направленные на повышение конкурентоспособности, возможности трудоустройства, социальной интеграции и активной гражданской позиции. Совершенствование системы непрерывного образования обусловлено необходимостью обеспечения устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности современного общества и более полного удовлетворения потребностей в образовании широких слоев населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубрицкая Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

The article considers the elements of the system of continuing education, provides data on statistical observation of the participation of the population in continuing education, analyzes the reasons and forms of participation in it. Nowadays, continuing education is becoming one of the principles of the development of socio-economic development of society, based on the constant updating of knowledge and improving competencies. The economic crisis associated with the COVID-19 pandemic, the need for new skills forms the goals of continuous training aimed at improving competitiveness, employment opportunities, social integration and active citizenship. The improvement of the system of continuing education is conditioned by the need to ensure the sustainable development of all spheres of life of modern society and to better meet the educational needs of the general population.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ УДК 37.014

Зубрицкая Марина Сергеевна Zubritskaya Marina Sergeevna

Преподаватель Teacher Карачевский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева» Karachev branch of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orel State University named after I.S.Turgenev»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

CONTINUING EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

Аннотация: В статье рассматриваются элементы системы непрерывного образования, приводится данные статистического наблюдения участия населения в непрерывном обучении, анализируются причины и формы участия в нем. Непрерывное образование в наши дни становится одним из принципов развития социально-экономического развития общества, базирующегося на постоянном обновлении знаний и совершенствовании компетенций. Экономический кризис, связанный с пандемией COVID-19, потребность в новых навыках формирует цели непрерывного обучения, направленные на повышение конкурентоспособности, возможности трудоустройства, социальной интеграции и активной гражданской позиции. Совершенствование системы непрерывного образования обусловлено необходимостью обеспечения устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности современного общества и более полного удовлетворения потребностей в образовании широких слоев населения.

Abstract: The article considers the elements of the system of continuing education, provides data on statistical observation of the

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ participation of the population in continuing education, analyzes the reasons and forms of participation in it. Nowadays, continuing education is becoming one of the principles of the development of socio-economic development of society, based on the constant updating of knowledge and improving competencies. The economic crisis associated with the COVID-19 pandemic, the need for new skills forms the goals of continuous training aimed at improving competitiveness, employment opportunities, social integration and active citizenship. The improvement of the system of continuing education is conditioned by the need to ensure the sustainable development of all spheres of life of modern society and to better meet the educational needs of the general population.

Ключевые слова, непрерывное образование, компетенции, дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, европейские страны.

Keywords: continuing education, competencies, additional professional education, adult education, European countries.

Современные реалии социально-экономического развития всех сфер жизнедеятельности общества, модернизация и цифровизация производственных процессов неминуемо приводят к необходимости постоянного совершенствования уровня знаний кадрового потенциала. Система непрерывного образования позволяет решить проблему формирования кадров, обеспечивая первичное получение и совершенствование необходимых профессиональных компетенций.

Законодательно закрепленное определение системы непрерывного образования, или обучения, отсутствует. Однако, упоминание «мотивации получения образования в течении всей жизни» содержится в ч.3 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4]. Схема понятия

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

«обучение» в соответствии с законом «Об образовании» представлена на рисунке 1.

В целях получения полной и достоверной информации относительно вовлеченности человеческих ресурсов в процесс непрерывного обучения в нашей стране один раз в пять лет проводится выборочное федеральное статистическое наблюдение участия населения в непрерывном образовании. В качестве критерия отнесения участвующего в непрерывном образовании лица рассматривается факт прохождения им одной из форм обучения, предусмотренной действующим законодательством, на протяжении 12 месяцев.

ОБУЧЕНИЕ

г

это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся

с V. Л по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями У

приобретению опыта деятельности

развитию способностей

/ V \ приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни У

формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

Рис.1. Схема понятия «обучение»

В соответствии с данными статистического наблюдения, проведенного в июне-августе 2020 года доля населения, принимавшего участие в непрерывном образовании составила 42,7%, доля занятого населения - 49,9% [6]. В Брянской области эти показатели составляют

соответственно 42,4% и 52,3%. Следовательно, примерно 40% населения либо не удовлетворены своей настоящей профессией и получают новую, либо повышают уровень своих знаний. Преобладающей формой участи в непрерывном образовании является дополнительное образование или профессиональное обучение.

На рисунке 2 представлены данные об инициаторах получения дополнительного образования и профессионального обучения.

Мотивами дополнительного профессионального образования служат, в основном, приобретение новых знаний (44,9%) и достижение более высоких результатов работы (24,5%). Лишь 6,3% респондентов заявили о повышении заработной платы в качестве первопричины.

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

■ по личной инициативе

■ по инициативе семьи,

родителей

■ по предложению

организации, работодателя

■ другое

Рис.2. Инициаторы получения дополнительного образования и

профессионального обучения

Работодатели настаивают на получении соответствующего образования в силу меняющихся норм законодательства (например, введение профессиональных стандартов на предприятиях требует обязательного наличия рабочей профессии (которую можно получить, освоив программу профессионального обучения), в учебных заведениях - владение ИКТ - компетентностью (освоение программы

64,4

29,7

3,5 2,4

Население, участвующее в дополнительном образовании или профессиональном обучении 29,7

3,5

64,4 2,4

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ повышения квалификации) или профессионального образования определенного уровня (наличие высшего образования); совершенствования производственно-технологических процессов и модернизации оборудования.

Исходя из целей получения дополнительного образования либо освоения новых компетенций можно сформулировать виды образовательной деятельности в рамках концепции непрерывного образования:

Формальное - получение образования в организациях, основным видом деятельности которых является такого рода услуги. Иными словами, освоение новых компетенций в рамках перечня образовательных программ, закрепленных действующим законодательством (рисунок 3).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Основные образовательные программы

Основные общеобразовательные программы

дошкольного образования, начального общего образования, основного

Основные профессиональные

ппп:г;пи:11 п.пкп* ппп[ 11:1 \ 1 \ 1 К!

г

СПО (ППКРС, ППССЗ), ВО (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура, ассистентура-

Основные образовательные программы профессионального обучения

Проф. подготовка, переподготовка, повышение квалификации по

ттг\г\гЬ^Ч~/~т.гстлт т^■ 11Л/Л1:т<\

Дополнительные образовательные программы

Дополнительные общеобразовательные программы

дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные

Дополнительные профессиональные программы

программы повышения квалификации, программы профессиональной

Рис.3. Образовательные программы

Формальное образование осуществляется в соответствии с утвержденными стандартами, по окончании обучения выдается подтверждающий документ установленного образца.

Неформальное - образовательный процесс, реализуемый вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Неформальное образование осуществляется в форме стажировок, тренингов, наставничества. Зачастую обучение проходит непосредственно по месту нахождения работодателя.

С одной стороны, обучающийся осваивает только те компетенции, которые ему пригодятся в конкретной сфере

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ деятельности, а с другой - подтверждающий документ об окончании обучения или не выдается вообще, или не учитывается работодателем при последующем трудоустройстве.

Информальное образование - деятельность обучающегося, которая сопровождает всю его повседневную жизнь, может быть «как целенаправленной, так и не осознаваемой субъектом деятельности, создающая предпосылки для включения в формальное и неформальное образование, результатом чего является непрерывное профессиональное развитие» [2].

Одной из самых «неприятных» причин получения дополнительного образования является неудовлетворенность соей профессией, либо невостребованность ее на рынке труда.

Проведем анализ данных, характеризующих трудоустройство выпускников по профилю полученной специальности.

На основе данных, полученных органами государственной статистики при проведении выборочных обследований рабочей силы в таблице 1 представим численность выпускников 2017 - 2019 гг., у которых основная работа в 2020 году связана с полученной профессией (специальностью) в зависимости от уровня образования [5].

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Таблица 1. Численность выпускников 2017 - 2019 гг., основная работа которых связана с полученной профессией

(специальностью)

Уровень образования Всего, тыс. чел. Количество выпускников, работа которых связана с полученным образованием, тыс. чел.

связана не связана

Высшее образование 1831,1 1283,8 547,3

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена 876,1 511,2 364,9

Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 404,6 226,1 178,6

Проведенный анализ показал, что 30% выпускников вузов работают не по специальности, среди окончивших СПО процент трудоустройства не по специальности составляет соответственно 42% и 44%. Заканчивая среднее профессиональное образование выпускники, как правило, получают высшее образование, проходят курсы переподготовки, тем самым удовлетворяя потребности в интересующей их трудовой деятельности, то есть принимают непосредственное участие в процессе непрерывного образования.

Наиболее трудоустроенными по специальности оказались выпускники вузов в области медицинских наук (94-98%), музыкального искусства (95%), компьютерных и информационных наук (87%), военного управления (85%). Наименее востребованными профессиями - политические науки (46%), сельское хозяйство (46%), архитектура (48%), науки о Земле (49%). Соответственно выпускники в области сельского хозяйства, некоторых общественных наук, как правило, рассредоточены по различным секторам экономики и вынуждены менять профиль своей деятельности.

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Сформулируем основные функции непрерывного образования:

- содействие профессиональной удовлетворенности и самореализации личности. При этом основной движущей силой стремления личности к образовательному процессу служит не только материальная заинтересованность, но и получение универсальных компетенций;

- социальная функция - обеспечивает процесс взаимодействия людей между собой, с различными сферами жизнедеятельности общества «за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах (финансовая, бюджетная, языковая, информационная, экологическая, правовая грамотность, грамотность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательская и другие виды грамотности)»[1];

- формирование кадрового потенциала, обладающего профессиональными компетенциями, соответствующими уровню развития общества в целом и отдельным его сферам.

Проведем анализ специфики непрерывного образования в странах Европы.

В марте 2000 года в Лиссабоне был принят Меморандум о непрерывном обучении (A Memorandum on Lifelong Learning) [8], определяющий в рамках Стратегии трудоустройства непрерывное обучение как целенаправленную учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью совершенствования знаний, навыков и компетентности.

Повсеместное внедрение непрерывного образования в странах Европы обуславливается двумя причинами. Во-первых, формирование активной гражданской позиции, то есть участие в социальной,

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ политической и экономической жизни общества, в во-вторых, содействие трудоустройству. Система непрерывного обучения строится на тесном взаимодействии различных уровней образования, профессиональной подготовки, включая неформальное образование.

Последовательная стратегия непрерывного образования в странах Европы должна включать в себя следующее:

- гарантии всеобщности и доступности образования в целях совершенствования навыков, необходимых для активного участия людей в общественной жизни;

- повышение уровня инвестиций в человеческий капитал;

- разработка эффективных методов преподавания и обучения;

- совершенствование форм участия в образовательном процессе (формальное и неформальное образование);

- обеспечение качественной информацией о возможностях непрерывного образования;

- инклюзивное образование;

- обеспечение соответствия знаний и навыков меняющимся требованиям производственных процессов, методов работы;

- поощрение участия в непрерывном образовании.

В период с июля 2016 года по март 2017 года в странах Европы был проведен опрос, связанный с участием в образовании взрослых в возрасте от 25 до 64 лет [7]. Уровень участия в образовании и профессиональной подготовке представлен на рисунке 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Рис.4. Уровень участия в образовании и профессиональной подготовке лиц в возрасте 25-64 лет

В Швейцарии, Нидерландах, Швеции, Норвегии уровень участия взрослого населения в непрерывном образовании значительно выше других стран. Напротив, Румыния, Болгария, Хорватия, Словакия и Греция сообщили, что уровень обучения взрослых составляет 4,0% или менее. Преимущественной формой получения образования (80%) является неформальное обучение, осуществляемое работодателями.

Вероятность участия в образовании и профессиональной подготовке была связана с уровнем образовательных достижений: лица с высшим образованием сообщили о самых высоких показателях участия (65,4% для ЕС в 2016 году), в то время как те, кто получил самое низкое среднее образование, имели наименьшую вероятность участия (23,6 %).

Система непрерывного образования в каждой европейской стране имеет свои особенности. Как отмечет Соколова Е.И. в своем исследовании различия «могут быть связаны с особенностями образовательных систем или их конкретной образовательной и трудовой политикой». [3] Например, в Дании создаются специальные Центры поддержки непрерывного обучения, в Швеции широко развита

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ система среднего образования, имеющего профессиональную ориентацию, а в Финляндии, наоборот, до 16 лет обучающиеся получают только базовое образование, затем уже профессиональную подготовку, обеспечивая таким образом высокий уровень участия в непрерывном образовании.

Непрерывное обучение может проходить в самых разных условиях, как внутри, так и за пределами формальных систем образования и профессиональной подготовки. Внедрение инновационных, более гибких систем обучения, учитывающих возможности заинтересованных в непрерывном образовании субъектов, включая и непосредственно обучающихся, и работодателей, позволит повысить конкурентоспособность отдельных предприятий и отраслей экономики в целом, расширит возможности для трудоустройства населения, что будет способствовать сокращению безработицы.

Кризис отраслей экономики, связанный с пандемией COVID-19, потребность в новых навыках и квалификациях, демографические изменения, с которыми сталкивается современное общество, формирует цели и задачи непрерывного обучения, обладающего мощным научно-техническим потенциалом, способным решить важные проблемы инновационного развития.

Библиографический список:

1. Асалиев А.М., Зайцева А.С. Дополнительное образование как основа системы непрерывного образования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. №5 (74). - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/dopolmtelnoe-obrazovame-kak-osnova-sistemy-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.06.2021).

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

2. Ляшевская Н.В. Информальное образование: подходы к определению понятия // Известия ВГПУ. 2019. №7 (140). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informalnoe-obrazov.(дата обращения: 30.06.2021).

3. Соколова Е.И. Страны-лидеры непрерывного образования в Европе // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - Вып. 2(18). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3506 (дата обращения: 30.06.2021)

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 11.06.2021) «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.06.2021)

5. Федеральное статистическое наблюдение выборочного обследования рабочей силы. - URL: https:// https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 29.06.2021)

6. Федеральное статистическое наблюдение участия населения в непрерывном образовании. - URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/popu lation/trud/inobr2020/index.html (дата обращения: 30.06.2021)

7. Adult learning statistics. - URL: https://ec.europa.eu /eurostat/statistics-explained/index.php?title=Adult_learning_statistics (дата обращения: 30.06.2021)

8. Memorandum on lifelong learning. - URL: https://www.hsu-hh. de/wb/wp-content/uploads/sites/647/2017/10/Anthology-Memorandum_on_Lifelong_Learning-EU-2000.pdf (дата обращения: 30.06.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.