Научная статья на тему 'Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров профессионального развития личности'

Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров профессионального развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девятовская Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров профессионального развития личности»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

И. В. Девятовская

Актуальность исследований в области непрерывного образования взрослых сегодня полностью осознается в странах Евросоюза. Так, в стратегии Европа-2020 предусмотрен исследовательский проект «Непрерывное образование в Европе: навыки, необходимые для обеспечения лучших видов занятости». В России также обращается внимание на непрерывное образование взрослых. Например, в докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» подчеркивается актуальность образования в течение всей жизни как одного из приоритетов российской образовательной политики, как необходимого и все более значимого элемента современных образовательных систем1 2. Идея непрерывности образования, активно развивающаяся с 70-х гг. XX в., появилась как попытка преодоления кризиса мировой системы образования, осознания несостоятельности получения человеком образования раз и на всю жизнь, возрастание доли взрослого населения и необходимости его переобучения.

Сегодня непрерывное образование направлено на опережающее удовлетворение развивающихся потребностей общества и отдельной личности. Оно определяются ЮНЕСКО как «неограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места, ни относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития

потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании обще-

2

ства» .

Учитывая тенденции современного развития, принципы непрерывного образования определяются сегодня следующим образом: гуманистический характер; демократизация образования как интеграция формальных и неформальных образовательных структур традиционного и нового типа; гибкость учебных планов и программ, альтернативность подходов к организации учебного процесса; особое внимание к образованию женщин, молодежи, инвалидов; независимость и самоуправляемость обучения; связь обучения с жизнью, профессиональной и социальной активностью индивида. Образование взрослых, являясь составной частью системы образования, занимает особое место, так как направлено на содействие развитию человека в период его самостоятельной жизни. Главная цель образования взрослых - удовлетворить индивидуальные потребности и интересы людей в период их самостоятельной жизни, повысить их компетентность, т. е. способность самостоятельно улучшать свои экономические, социальные и культурные условия жизни.

1 Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад комиссии Общественной палаты РФ. М.: ВШЭ, 2007.

2 Higer Education in Europe. 1979. Vol. 84. № 4. Р. 66.

221

Ю.Н. Кулюткин отмечает, что «если в предшествующие десятилетия система повышения квалификации традиционно выполняла компенсаторные функции (ликвидация пробелов в предшествующей подготовке), а также адаптивные (оперативное приспособление к изменениям), то в настоящее время на первый план начинает выдвигаться развивающая функция последипломного образования». В заключительном коммюнике встречи на высшем уровне Большой восьмерки уже в 1999 г. (Кельн) отмечалось, что XXI в. будет отличать гибкость и мобильность, а образование в течение всей жизни позволит человеку жить и работать в любой точке земного шара. Таким образом, подчеркивается ведущая роль образования взрослых для их профессионального развития и успеха в профессиональной деятельности. Как пишет С.Г. Вершловский, «в самом общем виде в образовании взрослых можно выделить две ведущие подсистемы: профессиональную (связанную с повышением квалификации и переподготовкой взрослых) и общекультурную (позволяющую удовлетворить «внепрофессиональные» потребности людей как граждан, родителей, личностей)1.

В изменяющихся условиях России требуется коррекция целей и содержания образования взрослых, так как все большая коммерциализация образования приводит к сокращению сроков и нарастанию прагматизма в содержании образования. Это не способствует развитию творческого потенциала и самореализации личности. Образование взрослых должно быть ориентировано на расширение общей культуры, развитие духовного и нравственного потенциала, развитие чувства ответственности за результаты и последствия своей деятельности, развитие профессиональной культуры и улучшения качества жизни.

В отечественной психолого-педагогической теории образование взрослых традиционно рассматривалось как вспомогательное, дополняющее полученное ранее основное образование. Исторически и до недавнего времени оно действительно выполняло компенсирующую, факультативную функцию. Тем не менее международный опыт показывает, что образование взрослых превращается в одну из ведущих форм социальной активности человека и важнейшую сферу деятельности общества.

Проведенный анализ литературы по проблеме обучения взрослых показал, что существуют исследования, которые рассматривают проблемы внутрифирменного образования взрослых (Л.Л. Горбунова, Е.Н. Елизарова, А.Е. Марон, П.Ю. Сухов), проблемы опережающего образования взрослых (Т.Г. Браже, Л.Л. Горбунова, Е.Г. Королева, Л.Ю. Монахова, В.И. Соколов), адаптивного образования взрослых (Т.Г. Браже, Н.В. Васильева, Л.Л. Горбунова, Л.Ю. Монахова, Т.В. Мухлаева, В.И. Соколов и др.), проблемы информатизации обучения взрослых и т. д. Данные направления ориентированы на использование образования взрослых либо для развития личности и ее общей культуры, либо на компенсацию функциональной неграмотности и формирование требуемых профессиональных навыков. Как перспективные направления научных исследований в области последипломного образования

1 Вершловский С. Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Человек и образование. 2010. № 1 (22). С. 16-21.

222

отмечаются такие, которые лежат в русле концепции целостного развития взрослого человека как условия повышения качества его жизни и профессионального труда. Развитие и образование человека в условиях корпоративного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки подчинено технике, технологиям и производству. В то же время получение максимального эффекта и отдачи от работника возможно в том случае, если будет задействован весь внутренний творческий потенциал личности. Активное развитие техники, технологий и информатизация требует не только постоянного обновления знаний работника, но и, преобразуя внешнюю профессиональную среду, создает условия для изменения личности специалиста. Следовательно, одним из направлений в обучении взрослых должно выступать развитие профессионализма личности и активизация ее личностно-профессионального развития. На наш взгляд, одним из факторов такого развития взрослого человека становится конструктивное преодоление психологических барьеров профессионального развития личности, которые сопровождают процесс профессионального развития.

Психологические барьеры мы рассматриваем как необходимое условие и фактор профессионального развития человека, которые придают этому процессу личностный смысл и определяют профессиональное будущее человека (Э.Э. Сыманюк)1. В качестве психологических барьеров профессионального развития личности мы рассматриваем профессионально обусловленные кризисы, деформации и деструкции личности, эмоциональное выгорание, стагнацию и т. д. Такие состояния выступают как препятствия и снижают социально-профессиональную активность, приводят к потере смысла выполняемой деятельности и утрате профессиональной перспективы, инициируют принятие иррациональных решений о своей профессиональной судьбе, изменяя таким образом траекторию профессионального развития человека. Вместе с тем необходимость преодоления барьера может приводить к возрастанию психологических ресурсов личности и их самовосполнению с целью преодоления препятствий. Преодоление психологических барьеров способствует нахождению новых смыслов в выполняемой деятельности, дальнейшему росту профессионализма и самоактуализации личности.

На наш взгляд, образование взрослых способно не только решать проблемы, связанные с переобучением людей, формированием у них новых навыков и компетенций, но и содержит ресурсы для конструктивного преодоления личностью барьеров профессионального развития и дальнейшего профессионального становления. Это может быть обусловлено доступностью непрерывного образования, так как любой человек так или иначе включен в один из его видов: формальное, неформальное, информальное, дополнительное и т. д. Дальнейшее изучение возможностей непрерывного образования, его технологий, методов, концепций, форм работы позволит нам предложить технологии обучения или образовательные программы для преодоления психологических барьеров профессионального развития личности.

1 Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика. Екатеринбург, 2007.

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.