НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ,
ТРАНСФОРМАЦИИ И ТРАНСЛЯЦИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ
А. Э. Сулейманкадиева
Рассматривая непрерывное образование как процесс трансформации и трансляции новых знаний, на наш взгляд, целесообразно подойти к нему с позиции теории управления новыми знаниями. Идея проектирования образовательного процесса в вузе на основе управления знаниями высказана Е.Н. Глубоковой [1]. Процесс управления знаниями должен проходить одновременно в трех основных направлениях: люди, процессы и технологии. Здесь необходимо рассмотреть взаимосвязь трех основных компонентов (элементов), участвующих в процессе трансформации и трансляции новых знаний: людей, процесса и технологий. Компонент «люди» (преподаватели, сотрудники, работодатели, студенты) необходим для установления контактов и взаимодействия между лицами, обладающими знаниями и их потребляющими. Компонент «процессы» связан с разработкой процедур обмена знаниями, механизмов мотивации и привлечения людей к участию в обмене знаниями (образовательные программы, программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, создание и использование возможностей образовательной среды вуза, организация образовательного процесса на основе современного научного и учебно-методического обеспечения, научные исследования преподавателей и студентов, мониторинг качества образовательного процесса). Третий компонент, «технологии», ориентирован на развитие технологической инфраструктуры для накопления (сохранения) опыта и коммуникации (базы данных библиотек, электронные ресурсы по поддержке учебных курсов и дисциплин, внутренние сети и другие информационные технологии в вузе, непрерывно обновляющиеся образовательные технологии в учебном процессе). Сочетание этих трех компонент позволяет показать взаимосвязь процесса генерирования знания (в системе непрерывной науки), процесса накопления, трансформации и передачи знания (обучения) в системе непрерывного образования (вуз, колледж, учебное заведение), процесс использования знания в организации, т. е. воплощение идей, проектов в новые товары, услуги и работы (реальная экономика, бизнес-структура), передача нового знания, воплощенного в новые товары, услуги и работы, потребителям (отдельным индивидуумам, личностям). Теперь новое знание создает в сознании личности новый подход к его модернизации, совершенствованию, обновлению уже созданного продукта, а это, в свою очередь, генерирует новое мышление, новое видение, новый образ жизни, новую культуру поведения и т. д. [2]. Взаимосвязь между данными компонентами, на наш взгляд, можно показать в виде следующей модели (рис.).
148
Этот процесс является непрерывным. Для его реализации в системе непрерывного образования необходимо придерживаться следующих принципов: (а) использование в качестве базы построения образовательного процесса концепции управления знаниями; (б) использование модульного подхода к построению содержания учебных дисциплин; (в) использование балльно-рейтинговой системы оценивания результатов студентов, создание единых требований к оценке деятельности студента, единой системы аттестации [1].
Процесс накопления, трансформации, трансляции (передачи) знаний в СНО можно представить в виде поэтапной схемы действий: (1) анализ потребности в преобразованиях (создание учебного плана основной образовательной программы, разработка учебных программ практик и государственной итоговой аттестации, процедур оценки качества образовательного процесса, учебно-методических комплексов и др.); (2) трансформация образовательного процесса; (3) изменение процесса трансляции знаний (учебно-методических ма-
149
териалов, дисциплин, и их содержания); (4) становление и закрепление нового облика системы образования. Зарождение знаний происходит в научной системе; далее они по стрелке (см. рис.) перемещаются в систему непрерывного образования, где происходит их «очищение», т. е. трансформация и передача (трансляция) потребителям (студентам, слушателям). Следующим звеном перемещения знаний является организация (подразделение, группа работников, индивид). На любом уровне управления задействованы все три компоненты: «люди», «процессы» и «технологии», хотя их содержание и действия меняются с учетом специфики уровня.
Список литературы
1. Глубокова Е.Н. Управление знаниями в современном университете: проектирование индивидуального образовательного маршрута студента // Педагогика. - № 2. - 2010. -С. 106-115.
2. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. - М.: Экономика, 2007. - 204 с.
150