Научная статья на тему 'Непрерывное образование как основа формирования социально значимыхкомпетенций в системе дополнительного образования при реализации ФГОС второго поколения'

Непрерывное образование как основа формирования социально значимыхкомпетенций в системе дополнительного образования при реализации ФГОС второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМЫ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / VIDEO SELF-TEACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохова Елена Сергеевна

В статье обсуждается новая форма занятия, обеспечивающего формирование социальных компетенций, входящих в состав толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование как основа формирования социально значимыхкомпетенций в системе дополнительного образования при реализации ФГОС второго поколения»

6. Молчанов, С. Г. Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск, 2008.

7. Молчанов, С. Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников сферы образования [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск : ЧелГУ, 1998. - 340 с.

8. Молчанов, С. Г. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов,

Н. В. Войниленко. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 1. - 166 с.

9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1985.

- 797 с.

10. Учурова, С. А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе [Текст] / С. А. Учурова // Изв. Урал. гос. ун-та. - 2007. - № 50. - С. 47-51.

Е. С. Дорохова

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье обсуждается новая форма занятия, обеспечивающего формирование социальных компетенций, входящих в состав толерантности.

Ключевые слова: воспитательная работа, социализация, социальная компетенция, формы социализационных занятий, video self-teach, толерантность.

Государство определяя «социализацию» в сфере образования как функцию приоритетную, судьбоносную (закон «Об образовании», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС общего образования, «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.), представляет ее в общем виде. В Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС) второго поколения с одной стороны прописано, что одна из ключевых задач (социальное развитие) предполагает формировать «российскую и гражданскую идентичность на основе демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил» [1. С. 12]. Данное содержание, наряду с системой предметных компетенций, представлено в инвариантной (обязательной) части базисного образовательного плана общеобразовательных учреждений РФ (далее БОП ОУ РФ). «Содержание образования обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует ... личностные качества, соответствующие требованиям стандарта...» [4. С. 16]. С другой стороны, в требованиях к результатам освоения общеобразовательных программ не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации ценностные ориентации и социальные качества личности. «Оценка этих и других результатов . будет осуществляться в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для управленческих решений.» [4. С. 15] . Следовательно, содержание социализации, способы его реализации и качества отслеживания результатов данного содержания на сегодняшний день для педагогической науки остается открытым.

Отчасти, и возможно в большей степени, содержание социализации предполагается реализовывать в рамках III раздела «Внеучебная деятельность» БОП ОУ РФ через «дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы [1. С. 20]. в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.» [1. С. 19].

Имея самые благие намеренья в развитии дополнительного образования в школе, воплощение содержания данного раздела, однако, вызывает много вопросов. Если внеу-чебная деятельность в школе станет обязательной для каждого ребенка, то насколько она будет добровольной (это один из основных принципов дополнительного образования)? Способна ли будет школа удовлетворить потребности в дополнительных образовательных услугах каждого ребенка? Не повлечет ли подход «загнать дополнительное образование в школу» отрицательного воздействия на функционирование учреждений дополнительного образования и их количество, тогда как в основных документах, посвященных развитию дополнительного образования (Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г., Межведомственная программа развития системы дополнительного образования до 2010 года), одним из ключевых пунктов является «сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей»? Если привлекать специалистов из учреждений дополнительного образования для работы в кружках, секциях, студиях и т. п., кто будет оплачивать труд педагога - учреждение дополнительного образования детей (далее УДОД) или школа? В условиях подушевого финансирования, какому учреждению будут относиться дети, посещающие творческие объединения, в которых проводит занятие педагог УДОД на территории школы? Каким образом будет выстраиваться взаимодействия МОУ и УДОД в условиях «борьбы» за каждого ребенка?

Социологический опрос, проводимый в апреле 2010 года среди 4643 родителей детей, обучающихся в МОУ Курчатовского района г. Челябинска, так же показал неоднозначность мнений родителей по данному вопросу. Он выявил, что 48,3 % из них относятся к новым формам организации дополнительного образования на базе ОУ положительно (удобная форма, так как ребенок получает образование в одном месте). В этих ответах звучит выгода для родителей, а не желание, индивидуальные потребности и возможности самого ребенка. 23,7 % респондентов ответили «скорее отрицательно, чем положительно (не соответствует интересам ребенка)»; 28 % не задумывались над этим.

Даже общие на первый взгляд вопросы, которые вызывает БОП, говорят о том, что необходимо разрабатывать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность МОУ и УДОД в новых условиях; разрабатывать модели совместного функционирования данных учреждений, определять статус спортивных, музыкальных и художественных школ и т. п.

Тем не менее, эффективность взаимодействия УДОД и МОУ по реализации целей ФГОС в формировании социальной и профессиональной мобильности, гражданской ответственности, ценностно-смысловых и нравственных ориентаций возможна и необходима. Благодаря тому что в учреждениях дополнительного образования существующие традиции, стиль общения, методы работы максимально учитывают особенности социума, происходит более эффективное, чем в школе, внедрение социально-педагогических моделей деятельности, вследствие чего совершается накопление детьми и подростками «опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение. помощи по различным аспектам социальной жизни» [3]. Именно в дополнительном образовании заключаются основные резервы повышения социализованности учащихся.

Тесное взаимодействие учреждений разного типа, осуществляющих образовательную деятельность возможно посредством организации и реализации непрерывного образования.

В педагогическом словаре «непрерывное образование» трактуется как целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования» [2. С. 209].

В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза, принятом в Лиссабоне в марте 2000 г. представлены три вида образовательной деятельности, которые составляют систему современного непрерывного образования:

• формальное образование;

• неформальное образование;

• информальное образование.

Если сравнивать их с компонентами образовательной системы существующих в России, то формальное образование представлено дошкольным образованием, осуществляемым в дошкольных учреждениях, средним (полным) общим образованием, получаемым детьми в школах, гимназиях и лицеях, средне-специальным и средне-профессиональным образованием, осваиваемым в колледжах и училищах, высшим образование, приобретаемым в институтах и университетах. Во всех этих учреждениях реализуются образовательные программы, разработанные на основе государственных образовательных стандартах (несколько лет экспериментально апробируются стандарты дошкольного образования). Неформальное образование можно соотнести с дополнительным образованием, которое осуществляется в выше перечисленных учреждениях по образовательным программам дополнительного образования, реализующих содержание за пределами государственных образовательных стандартов, в учреждениях дополнительного образования детей, специализированных школах, различных учебных центрах. А информальное образование, возможно, сопоставить с самообразованием индивида через СМИ, чтения литературы, посещения учреждений культуры и спорта, путешествия и т. п.

Непрерывность между формальным и неформальным образованием мы будем рассматривать в рамках дополнительно-образовательного процесса детей младшего и среднего школьного возраста.

Педагогический коллектив МУДОД Центра внешкольной работы Курчатовского района на протяжении нескольких лет ведет целенаправленную работу по созданию системы социального партнерства с государственными и общественными институтами для оказания детям и подросткам по месту жительства качественных дополнительных образовательных услуг. Основными партнерами Центра являются муниципальные образовательные учреждения Курчатовского района. Сотрудничество со школами обусловлено тем, что образовательная деятельность ЦВР обладает специфическими чертами, позволяющими вовлечь в организованный досуг большое количество детей и подростков, тем самым, помогая ОУ района в реализации воспитательной деятельности. А специфические черты следующие:

• ЦВР осуществляет наряду с образовательной, целенаправленную социальнопрофилактическую и культурно-досуговую деятельность;

• структурные подразделения Центра посещают не только воспитанники, занимающиеся в творческих объединения по образовательным программам дополнительного образования, но и свободно приходящие дети и подростки, участвующие в социальнодосуговых и культурно-массовых мероприятиях;

• педагоги работают с детьми, обладающими разными возможностями, способностями, различным уровнем интеллектуального и физического развития.

Конечно, сотрудничество с МОУ находится на разной стадии организации. Где-то партнерские отношения только зарождаются, с кем-то они развиваются, с какими-то учреждениями существуют многолетние крепкие связи.

Оказание дополнительных образовательных услуг Центром внешкольной работы ведется по трем направлениям, которые раскрываются в содержании трех модулей. Данное

содержание является средством и способом достижения главной цели МУДОД ЦВР -создание условий для формирования социально ценных компетенций (социализованно-сти) у воспитанников разных возрастных групп в дополнительно-образовательном процессе.

I модуль реализует образовательные программы дополнительного образования по художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурологической, экологобиологической, гражданско-патриотической направленностям. В учреждении воспитанники в возрасте от 6 до 18 лет обучаются по 43 образовательным программам дополнительного образования, срок их реализации составляет от 3-х и более лет.

Содержание II модуля служит для обеспечения социально-педагогической и психологической работы с детьми и подростками по месту жительства. Данное направление представлено программами социально - педагогической и психологической направленности. Они способствуют развитию коммуникативной культуры воспитанников, формированию умения строить отношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания («Жить в мире с собой и другими»); формируют гражданскую позицию, содействуют освоению и реализации ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству; создают условий для самопознания и самореализации («Мы - будущее России»); обеспечивают успешный социальный статус воспитанникам через укрепление физического и психического здоровья, приобщают к здоровому образу жизни, формируют ценностное отношения к собственному здоровью («Со спортом по жизни»); организуют профилактическую работу с детьми и подростками по противостоянию асоциальным явлениям общества и негативному воздействию окружающей среды («Я выбираю здоровый образ жизни», «Твое будущее - твое настоящее»); предлагают разнообразную социально значимую деятельность для «трудных» подростков, которая дает им шанс проявить личностные качества, познать успех на собственном опыте, шанс поверить в себя, шанс найти единомышленников и друзей, шанс на свой успех в жизни («Твой шанс сотворить себя - сотворить свой мир»).

III модуль - представляет культурно-досуговую деятельность, которая осуществляется посредством реализации культурно-досуговой программы МУДОД ЦВР «Веселый хоровод». Содержание программы создает условия для удовлетворения социально значимых потребностей ребенка и развития личности через общение и творчество, включая в себя все формы досуга (игры, праздники, вечера, диско-шоу, конкурсно-игровые программы, театрализованные представления, общественно-полезную деятельность: благотворительные акции, концерты).

Сотрудничество со школами осуществляется в разной степени - в рамках одного, двух или трех модулей. Это зависит от желания, потребностей и возможностей каждого отдельного образовательного учреждения.

Говоря о «горизонтальном» непрерывном образовании, считаем, что оно должно базироваться на принципах равноправия, системности, гибкости и динамизма, разнообразия, дифференциации и индивидуализации при взаимодействии учреждений, реализующих формальное и неформальное образование.

Принцип системности предполагает непрерывность и четко организованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса по формированию социально значимых компетенций, которые составляют целостную структуру и связанны между собой единой целью и задачами.

Принцип равноправия определяет взаимоотношения между педагогами образовательных учреждений как равноправными партнерами, и при организации совместной образовательной, социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности стороны обязаны учитывать интересы каждого участника образовательного процесса.

Принцип гибкости и динамизма проявляется в умении быстро и эффективно реагировать на изменения целей и задач, и, соответственно, изменять содержание социализации, формы и способы взаимодействия, а также место проведения социализационных мероприятий.

Принцип разнообразия предоставляет возможность педагогам в рамках сотрудничества использовать для максимального эффекта различные формы организации социали-зационных занятий и педагогические технологии.

Принципы дифференциации и индивидуализации дают возможность учитывать потребности в содержании социализации каждого МОУ, интересы в сфере социальных взаимоотношений каждой возрастной группы и каждого отдельного детского коллектива, а так же индивидуальные возможности обучающегося, его самобытность и самоценность для включения в различные виды деятельности по формированию социально ценных компетенций.

Непрерывность взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования нами рассматривается в рамках формирования ключевых компетенций, способствующих личностному, социальному, познавательному и коммуникативному развитию.

Если мы представляем образовательную компетенцию в содержательном аспекте как совокупность теоретических представлений (знаний), теоретических представлений о способах деятельности (умений) и практических способах деятельности (практических навыков), то школа в большей степени нацелена на освоение теоретических представлений, отобранных в содержание государственных образовательных стандартов по различным предметным областям и умений использовать их в учебных ситуациях. Дополнительное образование, на сегодняшний день, существующее в образовательном учреждении в виде факультативных и элективных курсов, кружков, устремлено, в основном, на углубление и расширение этих теоретических представлений. Тогда как успешность современного молодого человека в обществе оценивается его уровнем социализован-ности, умением адаптироваться к изменяющимся условиям социума. На освоение социальных компетенций в рамках воспитательной работы, в среднем в учебном плане школы отводится 36 часов в год (1 час в неделю проводится классный час). За это время невозможно раскрыть для детей весь спектр социальных взаимоотношений. За отводимый период, вероятно, происходит освоение ребятами теоретических представлений и способов их применения в учебных смоделированных ситуациях. И конечно, для того, чтобы социально ценностные качества развивались и приобретали личностный характер, важно применение их в социуме, поэтому сами социальные компетенции «осваиваются не только и не столько в школе» [5. С. 112], а за ее пределами и целенаправленно в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей.

Нами были выделены два вида взаимодействия при реализации содержания каждого модуля. Первый вид (компенсаторный) заключается в том, что каждое учреждение от другого в совместной деятельности приобретает те недостающие элементы дополнительнообразовательного процесса, в которых оно нуждается. Например, МУДОД ЦВР предоставляет МОУ для проведения социализационных и культурно-досуговых мероприятий педагогический состав, содержание и способы реализации этого содержания, а школы в свою очередь - детскую аудиторию, учебные помещения (классы, актовые и спортивные залы) по необходимости, техническое и компьютерное оснащение. Таким образом, складывается единое образовательное пространство внеклассной и внешкольной работы.

Наглядным примером выше сказанному может служить организация совместной деятельности ЦВР и школ по реализации социально-педагогического и психологического сопровождения детей и подростков по месту жительства. Оно охватывает большую часть образовательных учреждений в Курчатовском районе и является значимым в современном образовательном процессе.

В течение 2009 / 2010 учебного года социальные педагоги Центра сотрудничали со школами в рамках социально-педагогических и профилактических программ, основанных на методике отбора содержания социализации (далее МОСС), разработанной С. Г. Молчановым. Данная методика помогла нашим педагогам разработать социальнопедагогические и профилактические мероприятия (например, «video self-tech»), содержание которых стало актуальным и значимым для детей и подростков. Суть МОСС состоит в следующем: из совокупности предложенных педагогом социально ценных, общественно значимых компетенций воспитанники выбирают десять, которыми, по их мнению, обязаны обладать девочки и мальчика (юноши и девушки). В итоге педагог на основе отобранных детьми социальных компетенций выбирает десять, наиболее часто встречающихся. Интересно то, что в каждой возрастной категории и в зависимости от пола участников превалируют свои референтные социально значимые компетенции. После этого, педагог может оценить, на каком уровне сформированости находятся данные компетенции в классе (группе, творческом объединении). Для этого используется методика экспертных оценок (С. Г. Молчанова), с помощью которой измеряется степень выраженности каждой отобранной компетенции у каждого воспитанника по десятибалльной шкале, причем экспертами выступают сами дети: каждый оценивает всех, и все оценивают каждого. На основе среднеарифметического показателя выявляется числовое значение рейтинга со-циализованности воспитанника в группе (классе). Конечно, каждый ребенок оценивает другого субъективно, но, как отмечает С. Г. Молчанов «вряд ли эту информацию можно считать объективной, но объективизированной - можно и нужно» [5]. Информация, полученная в ходе проделанной работы, позволяет социальному педагогу «увидеть степень выраженности общественно ценных компетенций у каждого ребенка, его социальный статус в группе, причем не своими глазами, т. е. субъективно, а глазами его товарищей, сверстников, т. е. объективизированно» [5]. На основе проведенных исследований социальные педагоги ЦВР смогли выявить для каждой возрастной группы и для каждого отдельного детского коллектива проблемы в сфере социальных взаимоотношений. Это позволило нашим специалистом более адресно предоставлять свои услуги МОУ.

Во втором виде взаимодействия непрерывность осуществляется на уровне содержания образовательных программ по учебным предметам и образовательных программ дополнительного образования на основе преемственности, углубления и расширения данного содержания.

Ярким примером выше сказанному, может служить образовательная программа дополнительного образования «История и культура русского народа в событиях и лицах (от древних славян до современности)» педагога дополнительного образования В. П. Рудковской. Занимаясь с воспитанниками младшего и среднего школьного возраста, педагог повышает уровень предметных компетенций по истории и культуре русского народа, и в то же время через содержание, способы и средства реализации данной программы формирует такие социально значимые компетенции как: любовь к семье, малой Родине, Отчизне, их истории, культуре, традициям; ответственность и чувство долга как норму общественного поведения гражданина; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей, дисциплинированность; способность ориентироваться в информационном пространстве, коммуникативные умения и навыки.

Этому содействует значительная практическая деятельность, осуществляемая детьми на занятиях. Формы организации учебно-воспитательного процесса разнообразны: учебные занятия; ролевые, деловые и интеллектуальные игры; конкурсы и праздники; экскурсии; тренинги; аукционы; заочные путешествия; шефство; посещение выставок

и музеев; викторины и кроссворды; практические занятия декоративно-прикладного характера. Воспитанники постоянно учатся совместному взаимодействию при выполнении заданий в группе, в паре, при подготовке праздников и проектов и т. п.

Активное сотрудничество с воспитательными службами лицея № 35, МОУ СОШ № 12; детской библиотекой № 10, с районным советом ветеранов войны и труда, вооруженных сил, правоохранительных органов, областным краеведческим музеем, ЖЭУ № 16, с экскурсионным бюро, с родителями детей, со структурными подразделениями ЦВР, ЧГАКИ в рамках данной программы позволяет педагогу решать широкий спектр воспитательных задач.

В рамках образовательной программы проводятся праздники; «Семейный остров», «За русским самоваром», «Реликвия моей семьи», «Земля - кормилица», «Русская ярмарка», «Этот день победы», «О подвиге, о доблести, о славе»; организуются экскурсии на Арбат, по Бажовским местам, в церкви г. Челябинска, на Ганину яму (место расстрела семьи императора Николая II), в Ильменский заповедник, по местам архитектурных сооружений XIX века г. Челябинска; проводятся конкурсы рисунков и поделок из природного материала «Челябинск - мой город родной», «Мы - дети России», «Я - изобретатель», интеллектуально-познавательные игры «Русский мир», «Умники и умницы».

Разнообразными являются и формы подведения итогов по разделам (темам), которые выявляют уровень освоенности предметных и социально ценных компетенций: открытые занятия; тестирование; наблюдение; анкетирование; собеседование; оформление индивидуальных папок с результатами творческой деятельности воспитанника (портфолио); участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности районного, городского, областного, регионального и российского уровней; участие в праздниках, викторинах, конкурсах, в социально значимой деятельности (шефство), в выставках поделок декоративно-прикладного творчества.

Каждая разработанная образовательная программа дополнительного образования ЦВР имеет ярко выраженную воспитательную направленность, что способствует наряду с приобретением предметных компетенций, адаптации в социуме, освоения социальных ролей, норм и правил.

Из выше изложенного мы можем сделать вывод, что непрерывное образование в системе дополнительного образования между МОУ и УДОД сможет позволить реализовывать содержание III раздел ОБП «Внеучебная деятельность». Данное взаимодействие должно в дальнейшем приобрести системный, глобальный, а, следовательно, непрерывный характер.

Список литературы

1. Базисный образовательный план образовательных учреждений Российской Федерации [Текст] // Бюллетень. - 2009. - № 6.

2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года от 06 октября 2004 г. ПК-2 [Текст].

4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] // Бюллетень. - 2009. - № 6.

5. Молчанов, С. Г. Инструментальное обеспечение формирования-оценивания социальных компетенций [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2010.

- № 1 (10). - С. 108-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.