Научная статья на тему 'Непрерывное образование как фактор повышения профессиональной компетентности специалистов сферы детского отдыха и оздоровления'

Непрерывное образование как фактор повышения профессиональной компетентности специалистов сферы детского отдыха и оздоровления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ / ORGANIZATION OF CHILDREN'S REST AND HEALTH IMPROVEMENT / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / REFRESHER COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова Н.Р., Готская А.И., Храмова Т.Ю.

Исследование выполнено в рамках государственного контракта № 09.033.11.0024 на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 18.07.2016 г. «Шифр: 2016-03.01-09-033-Ф-30.002. Обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление». В представляемой научной статье представлен анализ итоговых работ, выполненных специалистами сферы детского отдыха и оздоровления в процессе обучения на курсах повышения квалификации при поддержке «Российского университета дружбы народов» (РУДН). Авторы охарактеризовали понятия «компетентность» и «непрерывное образование», а также выявили основные составляющие профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизова Н.Р., Готская А.И., Храмова Т.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS EDUCATION AS A FACTOR OF INCREASING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF CHILDREN’S REST AND HEALTH IMPROVEMENT

The scientific article provides an analysis of final works performed by specialists in the sphere of children’s rest and health improvement. These works have been performed in the learning process at the refresher courses on the basis of Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR). The authors describe the contents of the terms “competence” and “continuous education”. The paper identifies the main components of professional competence.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование как фактор повышения профессиональной компетентности специалистов сферы детского отдыха и оздоровления»

2. Verbickaya L.A. Orientirovat' obrazovanie Rossii v buduschee. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2013; 12: 2 - 6.

3. Dodonova L.P. K probleme vzaimodejstviya obrazovaniya i kul'tury. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 16 - 17 dekabrya, Novosibirsk: Izdatel'stvo OOO «BAK», 2009: 530 - 533.

4. Shtemberg A.S. Social'nyj stress i psihologicheskoe sostoyanie naseleniya Rossii. Chast' 2.1. Rossiya na rubezhe XX i XXI vv.: suicidy kak osnovnoj indikator i posledstvie social'no-psihologicheskogo krizisa obschestva. Prostranstvo i Vremya. 2014; 3 (17): 209 - 219.

5. Shugrin S.M. Kosmicheskaya organizovannost'biosfery inoosfery. Novosibirsk: Sibirskoe predpriyatie RAN «Nauka», 1999.

6. Abdeev R.F. Filosofiya informacionnoj civilizacii. Moskva: VLADOS, 1994.

7. Bragina N.N., Dobrohotova T.A. Funkcional'nye asimmetrii cheloveka. Moskva: Medicina, 1981.

8. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: IChP «Izdatel'stvo Magistr», 1997.

9. Edinyj 'elektronnyj katalog RGB. Available at: http:www.rsl.ru/ru/s97/s339

10. Dodonova L.P. Problema predstavleniya cheloveka kak celogo i ee mezhdisciplinarnoe reshenie. Cennostiismysly. 2016; 2 (42): 36 - 53.

11. Dodonova L.P. Filosofsko-metodologicheskie aspekty prirodosoobraznoj pedagogiki. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2013; 11: 94 - 99.

12. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1988.

13. Rassel B. Chelovecheskoe poznanie: ego sfera i granicy. Moskva: TERRA-Knizhnyj klub; Respublika, 2000.

14. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika vshemah, tablicah i opornyh konspektah. Moskva: Ajris-press, 2008.

15. Dodonova L.P. Trud kak metod i glavnyj faktor razvitiya i vospitaniya cheloveka. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2014; 3: 100 - 104.

16. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1988.

17. Dodonova L.P. Universal'nyj princip, faktory i uslovie razvitiya cheloveka. Materialy XIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 10 - 11 noyabrya, Tyumen': «Vektor Buk», 2016: 306 - 311.

18. Dodonov A.P. IKT kak instrument povysheniya kachestva obucheniya. Sibirskij uchitel'. 2016; 1 (104): 73 - 75.

19. Sharuhina T.G. Upravlencheskij podhod k obucheniyu kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 12 (130): 322 - 327.

20. Kiz'ko A.P. Sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya sistemy upravleniya podgotovkoj sportsmenov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; 4 (134): 120 - 126.

Статья поступила в редакцию 03.07.17

УДК 378

Azizova N.A., Ph.D. (Culturology), leading specialist, Department of Educational Projects, Institute of Biomedical Problems, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia)

Gotskaya A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Scientific and Educational Activities Department, Institute of Biomedical Problems, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia)

Khramova T.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), leading specialist, Department of Educational Projects, Institute of Biomedical Problems, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia)

CONTINUOUS EDUCATION AS A FACTOR OF INCREASING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF CHILDREN'S REST AND HEALTH IMPROVEMENT. The scientific article provides an analysis of final works performed by specialists in the sphere of children's rest and health improvement. These works have been performed in the learning process at the refresher courses on the basis of Peoples' Friendship University of Russia (PFUR). The authors describe the contents of the terms "competence" and "continuous education". The paper identifies the main components of professional competence.

Key words: continuous education, professional competence, organization of children's rest and health improvement, refresher courses.

Н.А. Азизова, д-р культурологии, ведущий специалист отдела образовательных проектов Института медико-биологических проблем ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва, E-mail:him2310@yandex.ru

А.И. Готская, канд. пед. наук, начальник управления по научной и образовательной деятельности Института медико-биологических проблем ФГАОУ ВО «(Российский университет дружбы народов», г. Москва, E-mail:annygot@gmail.com

Т.Ю. Храмова, канд. психол. наук, главный специалист отдела образовательных проектов Института медико-биологических проблем ФГАОУ ВО «(Российский университет дружбы народов», г. Москва, E-mail: khramova-ty@list.ru

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Исследование выполнено в рамках государственного контракта № 09.033.11.0024 на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 18.07.2016 г. «Шифр: 2016-03.01-09-033-Ф-30.002. Обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление».

В представляемой научной статье представлен анализ итоговых работ, выполненных специалистами сферы детского отдыха и оздоровления в процессе обучения на курсах повышения квалификации при поддержке «Российского университета дружбы народов» (РУДН). Авторы охарактеризовали понятия «компетентность» и «непрерывное образование», а также выявили основные составляющие профессиональной компетентности.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная компетентность, организация детского отдыха и оздоровления, курсы повышения квалификации.

Одним из ключевых компонентов в обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации является непрерывное образование взрослых. Согласно Концепции непрерывного образования: «Непрерывное образование - это целостный, продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важная роль отводится интеграции как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и её деятельности»

[1]. В свою очередь, в рамках Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года «использование термина «непрерывное образование взрослых» выходит за рамки нормативно закрепленного понятия образования в течение всей жизни, право на которое обеспечивается всеми видами образования (общим образованием, профессиональным образованием, дополнительным образованием и профессиональным обучением)» [2].

В тоже время, Государственные образовательные стандарты третьего поколения [3], определяют качественный запрос работодателей на подготовку специалистов, которые должны регулярно совершенствовать свою профессиональную компетентность. Особенно актуальным это является для работников сферы детского отдыха и оздоровления.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» первоочередной задачей не только государства, но и всех специалистов является создание безопасных условий для комфортного пребывания детей и подростков в организациях отдыха и оздоровления [4].

С такой задачей могут справиться только высококвалифицированные профессионалы, знающие, чем занять и увлечь детей, как развить у них творческое мышление, обогатить ребенка позитивным опытом, помочь реализоваться как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

В тоже время ряд исследований показывает, что сегодня фиксируется ряд общих проблем у специалистов, реализующих программы здоровьеформирующей деятельности. Так, социологический опрос представителей органов исполнительной власти субъектов российской федерации, руководящих и педагогических работников системы образования по вопросам формирования здоровому образу жизни у обучающихся, в том числе в рамках организации детского отдыха, показал, что наибольшие затруднения у специалистов вызывает психолого-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности (36%). Также у специалистов в процессе реализации деятельности по формированию здорового образа жизни у детей возникают трудности в таких областях, как межведомственное взаимодействие (30,9%); методическое обеспечение здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности (28,8%); нормативно-правовое обеспечение (24,7%); анализ эффективности здоровьеформирующей деятельности (24,3%) и др. Социологический опрос был проведен в марте-мае 2017 года, количество респондентов - 8601 человек. В качестве респондентов выступили представители органов исполнительной власти, руководящие и педагогические работники системы образования 71 субъекта Российской Федерации.

Решению большинства проблем, возникающих у педагогов в процессе их деятельности способствуют различные программы повышения квалификации, направленные на развитие компетентности специалистов.

Кроме того, основными качествами, которыми должен обладать специалист в сфере детского отдыха и оздоровления являются: владение коммуникативной культурой; уметь разрешать межличностные конфликты, способность к самооценке, самокритике и самообразованию, использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности и т.д.

Все вышеперечисленное представляет собой важные составляющие характеристик профессиональной компетентности специалистов сферы детского отдыха и оздоровления.

Учитывая эти обстоятельства обратимся к использованию компетентностного подхода в образовательном процессе, который задает основные направления повышения качества подготовки специалистов организаций детского отдыха и оздоровления.

Смыслообразующим компонентом компетентностей являются деятельностные, процессуальные знания, т.е. компетенции, которые имеют вариативное описание. В Глоссарии терминов Европейского высшего образования (представлен в документах проекта «Образовательный евротюнинг» - Tuning educational structures in Europe 16 июня 2006 г.) компетенция -это динамическая комбинация знаний, умений, навыков и способностей. Формирование и развитие компетенций является целью образовательной программы. Компетенции формируются в различных разделах курса обучения и оцениваются на его различных стадиях. Они могут подразделяться на компетенции, относящиеся к предмету обучения (профессиональные) и общие компетенции (не зависящие от содержания программы обучения) [5].

Наиболее общее понятие «компетентность» заключает в себе «интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации, ориентированные на самостоятельное и успешное участие в ней» [6, с. 33].

В тоже время, по нашему мнению, профессиональная компетентность специалиста сферы детского отдыха и оздоровления - это единая система индивидуальных и профессиональных качеств, которая выражается диспозиции педагога, функционирующая на основе его духовно-нравственных, ценностных и смысложизненных направлений, умении профессионально решать образовательные, социально-психолого-педагогические задачи. Повышение и развитие профессиональной компетентности специалистов сферы детского отдыха и оздоровления требует использования в своей работе инновационных методов и технологий социальной мобилизации личности.

В тоже время, когда создаются все необходимые условия для обеспечения безопасного и здорового отдыха ребенка, профессиональная деятельность педагогов нередко находится под воздействием целого ряда факторов. В контексте нашего исследования этими факторами являются: низкое качество дополнительных образовательных общеразвивающих программ для детей и подростков. Наиболее важные из них: мировоззренческие (ценностные), историко-демографические, этнокультурные, социально-экономические, эколого-оздоровитель-ные.

Используя на практике традиционные подходы к разработке дополнительных образовательных программ управленцы и специалисты детских оздоровительных лагерей сталкиваются с трудностями реализации интересов и потребностей детей разного возраста, их психологические особенности, пробуждения активной позиции детей в том числе. Эти трудности усугубляются не только противоречиями социально-психолого-педагогических отношений, но и отсутствием апробированных образовательных программ, позволяющих разработать качественный программный продукт в соответствии с ФГОС и требованиями к данному виду образовательной деятельности.

Следовательно, в процессе оказания образовательных услуг педагогам организаций детского отдыха и оздоровления необходимо учитывать потребности детей, их возрастные и психологические особенности. Уже сегодня введение гибкой, вариативной системы работы позволяет помочь специалисту в формировании индивидуального образовательного маршрута, оказать содействие в определении содержания самообразования детей, предложить консультативную поддержку в процессе внедрения инноваций в профессиональную деятельность, осуществлять научное и методическое сопровождение.

В целях повышения профессиональной компетентности специалистов сферы детского отдыха и оздоровления, а также их практической подготовки к эффективному выполнению своей профессиональной деятельности, в рамках реализации проекта «Обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление» Федеральной целевой программы «Развитие образования на 2016-2020 годы» на базе ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН) впервые были проведены курсы повышения квалификации для руководителей организаций детского отдыха и оздоровления, а также методистов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в сфере детского отдыха.

Несомненным достоинством этих курсов является то, что обучение слушателей по повышению профессиональной компетентности проводилось на дистанционной основе. С экономической точки зрения система дистанционного обучения обходится практически на 50% дешевле, чем традиционные формы обучения.

Обучение слушателей проходило по программам дополнительного профессионального образования «Планирование и организация дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления» и «Разработка и реализация дополнительных общеразвивающих образовательных программ в организациях отдыха детей и их оздоровления».

Программы повышения квалификации для работников сферы отдыха детей и их оздоровления по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления были разработаны на основе профессиональной части федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавриат). Эти программы учитывали профессиональные стандарты «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)».

Основной целью данного курса является повышение уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов организаций отдыха детей и их оздоровления в соответствии с Профессиональным стандартом 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Содержание первой программы посвящено проектам нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми должна быть организована работа организаций отдыха и оздоровления детей. Особое внимание уделялось вопросам управления организацией отдыха и оздоровления детей и обеспечению безопасного отдыха детей.

В вариативной части образовательного курса были рассмотрены вопросы эффективного управления организацией отдыха детей и их оздоровления, дополнительного образования в организации отдыха детей и их оздоровления. Слушатели также ознакомились с зарубежным опытом по реализации проектов в области детского отдыха и оздоровления. Изучение вариативной части помогло руководителям в проектировании собственной эффективной бизнес-концепции по открытию лучшего лагеря для детей, сформировать собственную профессиональную команду, разработать концепцию и маркетинговую стратегию развития организации отдыха детей и их оздоровления.

Вторая программа посвящена специфике разработки и реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ в организациях отдыха детей и их оздоровления. В вариативном блоке педагоги, специалисты грамотно разработали и апробировали собственную авторскую дополнительную обще-развивающую образовательную программу, включив в её содержание инновационные образовательные технологии. Внедрение и использование инновационных образовательных технологий и кейс-методов в своей профессиональной деятельности позволило показать уникальность программ с учетом её направленности.

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий способствовало регулярному обеспечению слушателей методическими рекомендациями, условиями для прямого диалога участников курсов с преподавателями-экспертами в режиме электронной почты.

Качество выполнения итоговых заданий, квалифицированный подход к прохождению курсов повышения квалификации подтверждают выводы о решении задач и достижении цели обучения слушателей по данным программам. После успешного окончания курсов повышения квалификации 645 человек (311 чел. - Программа № 1, 334 чел. - Программа № 2) в различных регионах страны получили удостоверение установленного образца.

В процессе обучения слушатели уделили особое внимание выполнению итогового задания вариативной части Программы №2 по теме: «Разработка и реализация дополнительных обще-развивающих образовательных программ в организациях отдыха детей и их оздоровления». Основой для разработки специалистами авторских дополнительных программ стал анализ собственной профессиональной деятельности.

Ниже приведем некоторые примеры итоговых работ слушателей:

Так, основной идеей авторской дополнительной программы «Ясный взгляд» является раскрытие творческих возможностей детей и подростков через создание мультфильмов по разным тематическим направлениям, а также профилактика здорового образа жизни.

В процессе реализации данной программы решаются следующие задачи: дать общее представление о технологии создания мультфильмов; формировать художественные навыки, умение работать в творческой группе; развивать творческое мышление и воображение.

Стоит отметить, что автор в своей программе активно использует различные инновационные образовательные технологии, такие как: личностно-ориентированные, проектной и исследовательской деятельности, здоровьесберегающие, игро-

Библиографический список

вые (Касьянова Н.М. - директор МБУ ДО «Детско-юношеский центр», г. Екатеринбург).

Отличительной особенностью образовательной программы «Земля будущего» является: сочетание нескольких видов деятельности (физкультурная, творческая, развитие кулинарных способностей, познавательная и т.д.); межпредметная интеграция учебных предметов: физкультура, изобразительное искусство, история, технология, ОБЖ, что является средством разностороннего развития способностей детей, а также применения методов переключения внимания, что предупреждает переутомление у детей. Главной целью работы является формирование у каждого ребенка представлений о здоровом образе жизни и его составляющих, укрепление уже имеющихся знаний о здоровье человека, а также формирование навыков по защите окружающей среды и пропаганда основ безопасной жизнедеятельности. При реализации программы автор в образовательном процессе использует как теоретические, так и практические формы занятий (Коврич В.Д. - инструктор по детскому фитнесу Центра раннего развития «ЯСАМ», г. Курган).

Разработанная программа «Город детства» ориентирована на комплексное развитие личности детей из разных социальных групп (малообеспеченных, неполных семей, опекаемым, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации). При разработке программы педагогом учитывались психологические и возрастные особенности детей.

Основным направлением работы является комплексное развитие личности ребенка, включая при этом патриотическое воспитание. Четко сформулированная цель, позволяет решать следующие задачи: сформировать умения и навыки заботы о своём здоровье, научить ребенка соблюдать санитарно-гигиенический режим, а также максимально включить детей в соуправление жизнедеятельностью лагеря через создание временной детской организации (Парфирьева А.С. - заместитель директора детского оздоровительного лагеря «Маяк», г. Екатеринбург).

Опираясь на Национальную доктрину образования в Российской Федерации автор дополнительной образовательной программы для одаренных детей «Будущее России за нами» поставил цель: создание условий для формирования в детях чувства патриотизма, любви к своей малой родине, России и гордости за свою страну. Для достижения поставленной цели в процессе реализации образовательной программы решаются образовательные и воспитательные задачи. Стоит отметить, что при разработке образовательной программы одним из основных принципов для автора стал принцип сочетания общечеловеческих, национальных и личностных ценностей в организации жизнедеятельности (Полникова В.Н. - педагог-психолог гимназии, г. Майский, Белгородская область).

Основой для разработки программы «Я-исСЛЕДОВатель» стала коллективная дополнительная образовательная программа специалистов эколого-биологического центра «Следово» им. Ю.П. Карвацкого, Костромской области «Воспитание исследовательского таланта».

В процессе реализации этой программы автором использовались традиционные и комбинированные формы занятий. Формой итогового контроля стала защита проектов и исследовательских работ ребят, а также выступление обучающихся в научно-практической конференции. Стоит отметить, что инте-гративным результатом реализации данной программы является создание для детей и подростков комфортной развивающей образовательной среды (Барановская С.В. - зам. директора по УВР ЭБЦ «Следово» им. Ю.П. Карвацкого, д. Следово, Костромская область).

Таким образом, контроль и экспертиза выполненных участниками курсов повышения квалификации программных заданий позволили выявить обусловленную различными факторами (образованием, профессиональным опытом и устремлениями) специфику позитивной динамики мотивации их профессионального становления, качества усвоения знаний.

1. Концепция непрерывного образования впервые была представлена на форуме ЮНЕСКО в 1965 году, крупнейшим теоретиком П. Ленграндом (P. Lengrand). Available at: http://www.dpo24.ru

2. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: https:// www.ipk.bspu.ru

3. Государственные образовательные стандарты третьего поколения как основа формирования профессиональной компетентности специалистов. Available at: http://www. Pandia.ru

4. ФЗ от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ ст. 3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей». Available at: https:// www.rg.ru

5. Available at: http://www.rudocs.exdat.com

6. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография. А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. Омск: Издательство ООО «Омскбланкиздат», 2012.

References

1. Koncepciya nepreryvnogo obrazovaniya vpervye byla predstavlena na forume YuNESKO v 1965 godu, krupnejshim teoretikom P. Lengrandom (P. Lengrand). Available at: http://www.dpo24.ru

2. Koncepciya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federaciina period do 2025 goda. Available at: https://www.ipk.bspu. ru/

3. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty tret'ego pokoleniya kak osnova formirovaniya professional'noj kompetentnosti specialistov. Available at: http://www. Pandia.ru

4. FZ ot 28 dekabrya 2016 g. № 465-FZ st. 3 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya organizacii otdyha i ozdorovleniya detej». Available at: https://www.rg.ru

5. Available at: http://www.rudocs.exdat.com

6. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe: monografiya. A.'E. Fedorov, S.E. Metelev, A.A. Solov'ev, E.V. Shlyakova. Omsk: Izdatel'stvo OOO «Omskblankizdat», 2012.

Статья поступила в редакцию 27.07.17

УДК 37.018

Boltykov Q.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, Kostroma State University n.a. N.A. Nekrasov (Kostroma,

Russia), E-mail: boltykov@mail.ru

MENTORING AS ONE OF THE CONDITIONS OF EFFICIENT IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF CIVIL IDENTITY FORMATION OF CADETS AT MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The article reveals the basics of the term "pedagogic condition", focuses on its main ideas, tendencies and approaches to its characteristics in research of Russian and foreign scientists. The existing interpretation of "mentoring" is carried out, a number of clarifications are done, the definition is given as pedagogical condition of civil identity formation of cadets (students). The role of a mentor in pedagogical process is defined. Retrospective estimation of mentoring experience in patronymic military pedagogy is given. Approaches to mentoring role in the Armed Forces of Russia and military higher educational institutions in different historical periods are revealed.

Key words: conditions, pedagogic conditions, pedagogical support, mentor, mentoring, socialization, identity, civil identity.

О.В. Болтыков, канд. пед. наук, докторант Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,

г. Кострома, E-mail: boltykov@mail.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье раскрыта сущность понятия «педагогическое условие», рассмотрены основные идеи, тенденции и подходы к характеристике данного явления в исследованиях изучаемого феномена в научных работах российских и зарубежных ученых. Проведен анализ научных публикаций, посвященных феномену условий в педагогике. Проанализированы имеющиеся трактовки термина «наставничество», сделан ряд их уточнений, дано его определение как педагогического условия формирования гражданской идентичности курсантов (студентов). Определена роль наставника в педагогическом процессе. Дана ретроспективная оценка опыта наставничества в отечественной военной педагогике. Рассмотрены подходы к роли наставничества в Вооруженных Силах России и в военных вузах в различные исторические периоды.

Ключевые слова: условия, педагогические условия, педагогическое обеспечение, наставник, наставничество, социализация, идентичность, гражданская идентичность.

В социологических, юридических, экономических, психологических, социально-педагогических исследованиях последних десятилетий много внимания уделялось изучению разного рода условий обеспечивающих продуктивность того или иного социального, экономического или производственного процесса.

В словаре русского языка С.И. Ожегова сущность понятия «условие» раскрывается с нескольких позиций; 1. Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. 2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. 3. Устное или письменное соглашение о чем-нибудь. 4. Правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. 5. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь. 6. Данные, из которых следует исходить [1, с. 837]. Таким образом, условие рассматривается как обстоятельство, требование, соглашение, обстановка.

В психологии и педагогике условия чаще всего представляются как совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих, ускоряющих или замедляющих процессы становления и развития личности человека, воспитания и обучения их отдельных сторон.

В словаре - справочнике по педагогике, в частности, указывается, что условия - «совокупность внешних обстоятельств, в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которых протекает ... деятельность и обстоятельств жизнедеятельности её субъектов, ..., способствующие или препятствующие их успешности» [2, с. 398].

Дальнейший анализ большого количества научных публикаций и исследований, посвященных феномену условий в педагогике, позволяет их разделить на четыре условные группы. К перовой могут быть отнесены дидактические [3 и др.], которые нацелены на оптимизацию главных элементов процесса обучения, обеспечивающих эффективность его функционирования, рациональное использование его потенциалов и возможностей участников для продуктивного решения образовательных задач.

Ко второй - организационно-педагогические, главным назначением которых является упорядоченность внешних и внутренних обстоятельств протекания воспитательного, образовательного процесса, функционирования образовательной организации, обеспечивающих поддержание и сохранение их целостности (Н.Г. Бондаренко, А.А. Володин, Г.А. Демидова, А.Х. Хушбахтов и др.).

К третьей могут быть отнесены психолого-педагогические условия, которые, чаще всего, бывают представлены совокупностью мер влияния на личность, формируемые в ней качества в процессе педагогической деятельности. В этом случае в центре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.