Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Lensky Ivan Alexandrovich CONTINUOUS EDUCATION AND ITS ROLE IN THE INFORMATION .
pedagogical sciences
УДК 378.018.43
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0027
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
© 2020
AuthorlD: 448794
SPIN: 7563-3025
Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Ленский Иван Александрович, магистрант кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: [email protected])
Аннотация. Основное право каждого россиянина в современной России - это право на непрерывное образование. Уже сейчас обычным явлением считается приобретение, дополнение и расширение квалификации и знаний в течение всей жизни. Наиболее популярной формой непрерывного обучения является электронное образование, основанное на постоянно совершенствующихся информационных технологиях, начиная от аудиокассет и до коу-чинг-чатов в мессенджерах. Необходимым условием развития российского информационного общества является лёгкий доступ к информации и соответствующие образовательные инструменты, обеспечивающие её получение, обработку и использование. Уровень участия работающего населения в различных формах образования на протяжении жизни - это производная от уровня развития страны, которая определяется показателем размера валового внутреннего продукта на душу населения. Низкий уровень участия взрослых в обучении в течение всей жизни в России объясняется отсутствием эффективной господдержки и социального климата. В статье главное внимание уделено принципам непрерывного образования и одной их его актуальных форм - электронному обучению. Авторы отмечают, что инвестиции в себя, в свой собственный индивидуальный интеллектуальный капитал в сегодняшнее время - это насущная необходимость, которая требует финансовых и временных ресурсов, начиная с самых молодых до поздних лет человеческой жизни.
Ключевые слова: общество знаний, непрерывное обучение, постоянное образование, дистанционное обучение, информационные технологии, электронное обучение, информационное общество, онлайн-студент, онлайн-препод-ватель, веб-конференция, чат, форум, информационно-коммуникационные технологии, рынок труда.
CONTINUOUS EDUCATION AND ITS ROLE IN THE INFORMATION SOCIETY
© 2020
Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Lensky Ivan Alexandrovich, undergraduate of the department Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail: [email protected])
Abstract. The basic right of every Russian in modern Russia is the right to lifelong education. Already now, the acquisition, supplement and extension of qualifications and knowledge throughout life is considered a common occurrence. The most popular form of lifelong learning is electronic education, based on constantly improving information technologies, from audio tapes to coaching chats in instant messengers. A prerequisite for the development of the Russian information society is easy access to information and relevant educational tools to ensure its receipt, processing and use. The level of participation of the working population in various forms of education throughout life is a derivative of the level of development of the country, which is determined by the rate of gross domestic product per capita. The low level of adult participation in lifelong learning in Russia is explained by the lack of effective state support and a social climate. The article focuses on the principles of lifelong education and one of its current forms - e-learning. The authors note that investing in oneself, in one's own individual intellectual capital in today's time is an urgent need that requires financial and time resources, starting from the youngest to the later years of human life.
Keywords: knowledge society, lifelong learning, continuing education, distance learning, information technology, e-learning, information society, online student, online teachers, web conference, chat, forum, information and communication technology, labor market.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Благодаря глобализации, 1Т-технологии стали доступными во многих странах, что привело в конечном итоге к росту производительности труда в стоимостном и натуральном выражении. Богатство стран стали связывать с новыми ценностями - инвестициями в активы, «основанными на знаниях». Данные виды инвестиций стали доминировать над предыдущими (в основные и оборотные фонды). Концепция инновационной экономики описывает знания как ключевую роль в виде основного фактора экономического успеха [1]. Источники богатства в индустриальной экономике (земля, полезные ископаемые и рабочая сила) уступают место знаниям, их генерации и использованию. Удельный вес знаний начал возрастать после промышленной революции в Англии и темп его роста стал геометрическим. Со временем большую роль стали играть не столько сами знания, сколько способность их создавать, распространять и применять [2]. Огромные размеры знаний в современной экономике из-за революционных изменений в информационно-комму-
никационных технологий (ИКТ) привели к появлению новых интеллектуальных профессий, основанных на знаниях и на их управлении [3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научных статьях, посвящённых разнообразным вопросам непрерывного образования, появилось несколько работ, описывающих направления его развития. Вопросами обучения в течение всей жизни занимались такие ученые, как: Н.Ю. Каракозова, К.Ю. Комаров, Н. Цзян, О.А. Андриенко, Е.В. Грязнова, Е.Г. Чудина, И.А. Треушников, А.А. Хлап, Т.Н. Иванова, В.А. Карнаухова, Т.Г. Семушева, В.Г. Герасименко, Н.Н. Богдан, И.П. Бу-шуева, М.Г. Масилова, О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов.
Каракозова Н.Ю. считает, что потребность во внутрифирменном обучении возникает у человека в трёх случаях: при приходе на новую работу, при переходе на новую ступень карьерной лестницы и при ротации внутри компании [4]. Комаров К.Ю. выдвигает требования
педагогические науки
Татаринов Константин Анатольевич, Ленский Иван Александрович НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ...
к системе непрерывного профобразования: использование актуальных научных знаний, учёт циклов обновления знаний, ориентация на уточнение картины мира, обновление образовательных моделей [5]. Цзян Н. выдвигает тезис нового цивилизованного общества - переход от образования «на всю жизнь» к обучению «через всю жизнь» и говорит о потребности в индивидуальном «искусственном» профессиональном образовании, где специалист сам выбирает образовательную программу [6]. Андриенко О.А. рассматривает особенности обучения взрослых людей: активная образовательная позиция, решение важных жизненных проблем, влияние на обучение ограничивающих факторов [7]. Грязнова Е.В., Чудина Е.Г., Треушников И.А., Хлап А.А. говорят о личностно-ориентированном измерении непрерывного образования, основой которого является самообразование и самовоспитание [8]. Иванова Т.Н. считает, что в непрерывном образовании главенствующую роль играет самостоятельная работа онлайн-студента с литературой [9]. Карнаухова В.А., Семушева Т.Г. выделяют тенденцию восприятия дополнительного обучения как формы досуга или развлечения, а отнюдь не образования [10]. Герасименко В.Г. делает вывод о том, что «опережающее обучение востребованным профессиям» - это гарантия занятости на своём и чужом предприятии и «развитие территориальной трудовой мобильности» взрослого населения [11]. Богдан Н.Н., Бушуева И.П., Масилова М.Г. считают, что непрерывное профессиональное развитие изменяет понятие «профессия», то есть готовый набор профнавыков замещается способностью «расти» в профессиональном плане [12]. Смолянинова О.Г., Иванов Н.А. рассматривают электронную информационно-образовательную среду, в которой создаётся виртуальная лекционная композиция, образовательные квесты и персонифицированный интерфейс [13].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в том, чтобы с позиции непрерывного обучения обосновать необходимость постоянного саморазвития каждого человека без культурных или возрастных ограничений, а не только тогда, когда человек явно вынужден учиться. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- определить степень важности обучения в течение всей жизни в информационном обществе;
- выявить преимущества электронного обучения.
Изложение основного материала исследования с
полным обоснованием полученных научных результатов. В условиях быстрого цивилизационного прогресса для удовлетворения требований рынка труда и ожиданий работодателей возникает необходимость постоянного приобретения, дополнения и углубления новых знаний [14]. Некоторые профессии полностью исчезают, другие меняются лишь незначительно и появляются совершенно новые. Это заставляет современного человека адаптироваться к изменяющемуся рынку труда. В обществе знаний готовность к постоянному обучению - это показатель профессионального успеха. Условия осуществления профессиональной деятельности постоянно меняются, следовательно, требуется повышенный уровень компетентности работников [15, 22]. Человек вынужден повышать свои навыки и прилагать интеллектуальные усилия в период всей своей рабочей жизни. Научно-технический прогресс провоцирует быстрые изменения в окружающем мире и образование, полученное в школьные и студенческие годы быстро устаревает, поэтому чтобы не стать аутсайдером нужно продолжать обучение в течение всей жизни. Пассивность в образовании - это провал во многих сферах жизни. Модель профподготовки «раз и навсегда» полностью потеряла актуальность.
Концепцию постоянного обучения автор рассматривает с разных сторон:
- самообразование с помощью IT-инструментов (компьютер или смартфон и веб-сеть);_
- индивидуальное наставничество и групповое консультирование;
- профессиональное, социальное, культурное и творческое образование;
- гибкость форм обучения (синхронное и асинхронное, в удобное для студента время).
Обучение в течение всех жизни автор рассматривает с двух позиций. В узком смысле слова оно представляет собой обучение после вуза и отождествляется с обучением взрослых (ротация кадров в рамах одной компании, переобучение на своём рабочем месте и перевод на руководящую работу). В широком смысле слова оно выражается в виде процесса, важной особенностью которого является непрерывность и долговременность (до конца жизни). Воспитать информационного человека, который умеет слушать себя, менять жизнь на благо общества, быть новаторским и творческим, уважительно относиться к окружающему миру - это главная задача непрерывного обучения [16, 22]. Основные принципы обучения в течение всей жизни - это непрерывность и регулярность, что позволяет человеку развиваться и быть в курсе предстоящих изменений. Обучение через свой жизненный опыт - это фактор развития личности и способ определения собственной социальной позиции. Сегодня вузы и другие образовательные организации, продавая знания как товар и конкурируя друг с другом, являются частью потребительского рынка. Система российского образования всё больше зависит от потребностей образовательного рынка, а процесс непрерывного обучения всё больше носит индивидуально-биографический характер [17]. В самообучающемся обществе каждый гражданин имеет большую свободу в том, что, где и как он хочет изучать, осмысливать и внедрять.
Когнитивное обучение вместо энциклопедических знаний определяет последствия непрерывного образования. Люди должны научиться планировать своё будущее, претворять в жизнь планы, уметь самообразовывать себя, решать возникающие проблемы и создавать ценности, за которые общество будет их вознаграждать.
ИКТ- это набор ресурсов, инструментов и технологий, которые обеспечивают всестороннее использование главного ресурса современного общества - информации. По отношению к непрерывному обучению автор выделяет следующие особенности использования ИКТ:
1. Гибкость с точки зрения содержания и объекта обучения, места и времени.
2. Легкий доступ к идеям, новым продуктам, решениям разнообразных проблем и людям.
3. Ориентация на подход, учитывающий потребности и ожидания обучающихся, вместо простого предоставления знаний и информации.
4. Использование функционального обучения через поддержку выполнения практических заданий.
5. Групповое или индивидуальное обучение в форме поддерживающих вебинаров или коуч-сессий.
6. Интеграция до разумных пределов досуга, личной жизни и профессиональной деятельности.
7. Геймификация обучения с учётом возрастных характеристик онлайн-студентов [18].
Развитие ИКТ способствует появлению более эффективных форм передачи знаний и навыков и требуют уже преподавателей другой квалификации.
Построение «мудрого» общества идёт в три основных этапа:
1. Выбор и структурирование релевантного контента.
2. Объединение данного контента с уже имеющимися знаниями.
3. Использование полученных знаний.
Чтобы общество с уважением относилось к информации, нужна развитая сеть телекоммуникаций и глобальные информационные ресурсы.
Электронное обучение - это модель образования, использующая ИКТ для создания, распределения и использования информации. Оно имеет большую образо-
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)
107
Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Lensky Ivan Alexandrovich CONTINUOUS EDUCATION AND ITS ROLE IN THE INFORMATION .
pedagogical sciences
вательную ценность, так как способствует налаживанию межличностных связей, творческому мышлению, развитию навыков поиска знаний в веб-сети и предоставлению собственного контента. Мобильность, мультиме-дийность материалов, лучшая адаптация онлайн-студен-тов определяет преимущества электронного обучения [19-22]. Противники этой формы обучения критикуют её за отсутствие физического контакта между преподавателем и студентом и томящего чувства одиночества. Эти недостатки могут быть нивелированы за счёт проведения веб-конференций, чатов, электронной почты, дискуссионных форумов и новостных групп.
Электронное обучение в социальных сетях или в специальных онлайн-порталах обладает следующими преимуществами:
1. Экономия затрат на оплату труда онлайн-препо-давателя, аренду аудиторий для тренинга, проживание, трансфер, питание и т.д.
2. Экономия времени онлайн-участиков и затрат на поездку на тренинг.
3. Отсутствие дезорганизации профессиональной деятельности, так как сотрудники компаний могут участвовать в онлайн-тренинге в удобное для них время, в том числе и на рабочем месте.
4. Руководящий состав может легко осуществлять контроль за процессом обучения подчинённых с помощью проверочного тестирования.
5. Отсутствие ограничений по числу людей одновременно обучающихся по одному онлайн-курсу.
6. Гибкость в перестройке программы обучения под требования руководства компаний и потребности он-лайн-студентов [23].
7. Использование новейших инструментов для передачи знаний и формирования устойчивых навыков.
8. Неограниченный доступ к обновлению или самоактуализации полученных знаний.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Ситуация на рынке труда в третьем десятилетии 21-го века кажется враждебной человеку, если он хочет всю жизнь работать в соответствии только со своими профессиональными и зарплатными предпочтениями. Надежда родителей на то, что высшее образование обеспечит их детям профессиональную стабильность, оказывается абсолютно необоснованной [24-26]. Обучение на следующих этапах жизни и карьеры поможет преодолеть противоречие между полученным в молодости высшим образованием и постоянно меняющейся работой вне рамок одной специальности. Постулат «учиться быть, учиться жить и учиться, даже, если нам суждено умереть» определяет вектор развития современной реальности [27].
Одной из важных форм непрерывного обучения является электронное образование, которое доступно в любое время и в любом месте, позволяет индивидуализировать обучение и создаёт возможность для постоянного доступа к учебной информации. Но такое обучение требует от онлайн-студента самодисциплины, настойчивости и определённого уровня мотивации [28].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тагаров Б.Ж. Проблемы становления информационной экономики в России / Б.Ж. Тагаров // Экономика и предпринимательство. -2018. - № 2 (91). - С. 114-119.
2. Анохов И.В. Движущие силы Индустрии 4.0 и ее последствия для человека и экономики. Новые основания для сборки общества / И.В. Анохов // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 3. - С. 379-387. - DOI:10.17150/2500-2759.2019.29(3).379-387.
3. Балашова М.А. Интеллектуальный капитал: сущность, способы измерения, критика источник / М.А. Балашова // Baikal Research Journal. - 2014. - № 1. - С. 22-22.
4. Каракозова Н.Ю. Внутрифирменное обучение как ресурс непрерывного образования педагогов / Н.Ю. Каракозова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 3 (8). - С. 40-43.
5. Комаров К.Ю. Формирование территориальных (региональных) пространств непрерывного профессионального образования / К.Ю. Комаров // Азимут научных исследований: педагогика и психоло-
гия. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 68-71.
6. Цзян Н. Виды современного высшего профессионального образования в России /Н. Цзян //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 225-230.
7. Андриенко О.А. Актуальные проблемы образования взрослых / О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 25-28.
8. Грязнова Е.В. Принципы непрерывного образования в России и за рубежом / Е.В. Грязнова, Е.Г. Чудина, И.А. Треушников, А.А. Хлап //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 4 (29). - С. 223-226.
9. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования / Т.Н. Иванова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 2 (11). - С. 42-45.
10. Карнаухова В.А. Традиции и новации в управлении дополнительным образованием / В.А. Карнаухова, Т.Г. Семушева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 2 (27). - С. 112-115.
11. Герасименко В.Г. Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования /
B.Г. Герасименко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 4 (9). - С. 34-37.
12. Богдан Н.Н. Институциональные факторы формирования компетенций непрерывного профессионального развития у бакалавров / Н.Н. Богдан, И.П. Бушуева, М.Г. Масилова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 17-20.
13. Смолянинова О.Г. К вопросу об электронной поддержке образовательной программы вуза / О.Г. Смолянинова, Н.А. Иванов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 2 (27). - С. 97-101.
14. Музычук Т.Л. IV технологическая революция как вызов вузовскому сообществу/Т.Л. Музычук, А.М. Бычкова. -DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(4).581-586 // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 4. - С. 581-586.
15. Баева О.Н. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования / О.Н. Баева, Н.П. Шерстянкина // Экономика труда. - 2018. - Т. 5. - № 3. - С. 835-850.
16. Красноярова О.В. Медиа как среда современного человека /
0.В. Красноярова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 6. - С. 159-163.
17. Тагаров Б.Ж. Информационные причины дискриминации на рынке труда / Б.Ж. Тагаров // Экономика труда. - 2019. - Т. 6. - №
1. - С. 145-156.
18. Карпикова И.С. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации / И.С. Карпикова, В.В. Артамонова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7. - № 4.
- С. 599-614.
19. Музычук Т.Л. Образовательная мобильность студентов региональных вузов России / Т.Л. Музычук, И.В. Анохов, В.А. Зыкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -2018. - Т. 28. - № 4. - С. 472-482.
20. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.
21. Васин Л.А. Базовая организация электронной информационной образовательной среды университета на основе облачных технологий //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. № 2 (46). С. 31-36.
22. Klinkov G.T. Person-oriented learning as an educational and behavioral paradigm // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3).
C. 35-37.
23. Баева О.Н. Взаимодействие между системой профессионального образования и рынком труда малых и средних предприятий на региональном уровне / О.Н. Баева //Известия Иркутской экономической академии. - 2010. - № 4. - С. 266-271.
24. Нефедьева Е.И. Толерантность как условие развития инклюзивного образования / Е.И. Нефедьева, Е.В. Зимина //Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10. - № 3-1. - С. 167171.
25. Михальчи Е.В. Применение скрининг-методик для оценки психофизического состояния студентов в инклюзивных группах // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 66-71.
26. Bezliudnyi O.I. Training a would-be teacher the educational principles of inclusive education in Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University //Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 13-15.
27. Bednarczyk H. Continuing Vocational Education Towards Innovative Future Technologies /H. Bednarczyk//EDUKACJA ustawiczna DOROSLYCH. - 2012. - № 2 (77). - S. 44-54.
28. Cqcelek G. Ksztaicenie ustawiczne jako wymog konieczny wspoicze-snej rzeczywistosci / G. Cqcelek //EDUKACJA ustawiczna DOROSLYCH.
- 2012. - № 2 (77). - S. 83-92.
Статья поступила в редакцию 10.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020