ECONOMIC SCIENCE
Научная статья УДК 338.2
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-349-355 NIION: 2003-0059-6/21-129 MOSURED: 77/27-003-2021-06-328
Неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком как угроза экономической безопасности Российской Федерации
Юрий Геннадьевич Наумов1, Глеб Андреевич Хазиев2
1 2 Академия управления МВД России, Москва, Россия
Аннотация. Рассматривается проблема неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком в контексте экономической безопасности Российской Федерации. Проводится анализ текущего состояния и тенденций российского фондового рынка, судебной практики и материалов контрольно-надзорных органов по делам, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком. Приводится расчет фактического и потенциального ущерба экономической системе и участникам фондового рынка от указанного вида преступлений. Предлагаются пути повышения эффективности противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Ключевые слова: инсайдерская информация, манипулирование рынком, экономическая безопасность, фондовый рынок
Для цитирования: Наумов Ю. Г., Хазиев Г. А. Неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 349-355. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-349-355.
Original article
Yury G. Naumov1, Gleb A. Khaziev2
1 2 Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
Abstract. The article deals with the problem of illegal use of insider information and market manipulation in the context of the economic security of the Russian Federation. The analysis of the current state and trends of the Russian stock market, judicial practice and materials of control and supervisory authorities in cases related to the misuse of insider information and market manipulation. The calculation of the actual and potential damage to the economic system and stock market participants from the specified type of crime. Ways to improve the effectiveness of countering the illegal use of insider information and market manipulation are proposed.
Keywords: insider information, market manipulation, economic security, stock market
For citation: Naumov Yu. G., Khaziev G. A. Misuse of insider information and market manipulation as a threat to the economic security of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):349-355. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-349-355.
Misuse of insider information and market manipulation as a threat to the economic security of the Russian Federation
© Наумов Ю. Г., Хазиев Г. А., 2021
Фондовый рынок является одним из основных элементов финансового рынка. Когда мы говорим об инвестициях на развитых рынках, то в первую очередь, подразумевается именно фондовый рынок, как основой механизм размещения и перераспределения капиталов. Российский фондовый рынок, несмотря на свое активное развитие, которое наблюдается в последние годы, очень сильно отстает от фондовых рынков развитых стран, что напрямую сказывается на инвестициях в российскую экономику.
Если обратиться к концепции экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года [4], то можно заметить, что большое количество положений, прямо или косвенно касаются фондового рынка. Так, например, среди основных вызовов и угроз экономической безопасности выделяются:
• усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;
• усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
• подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала);
• недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом;
• низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам и др.
А в качестве целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности закреплены:
• укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;
• повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
• обеспечение экономического роста и др.
Достижение указанных целей просто невозможно
без развитого, устойчиво функционирующего фондового рынка, что доказано на практическом примере многих развитых стран.
Говоря об угрозах фондового рынка Российской Федерации, стоит выделить геополитические риски, которые актуализируются с каждым годом, несовершенство нормативного регулирования, низкий уровень сформированности рынка и его участников, высокая волатильность, вызванная всеми вышепере-
численными факторами и др. Большая часть из существующих угроз вызвана внешними факторами, изменение которых требует большого количества времени и усилий, а также зависит от многих участников международной финансовой системы.
В то же время существуют внутренние факторы и угрозы, повлиять на которых не просто реально, а возможно в достаточно короткие сроки и при этом эффективно. Одним из таких факторов, выступает стабильность и прозрачность фондового рынка. Данный фактор зависит от соблюдения участниками фондового рынка законодательства и недопущения ими недобросовестных практик. Одними из наиболее опасных недобросовестных практик на финансовом рынке являются неправомерное использования инсайдерской информации и манипулирование рынком, так как они напрямую угрожают стабильности функционирования фондового рынка страны.
Для детального рассмотрения данной проблемы, следует:
• охарактеризовать текущее состояние и тенденции фондового рынка России;
• проанализировать судебную практику и материалы контрольно-надзорных органов по делам, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком;
• произвести расчет фактического и потенциального ущерба экономической системе и участникам фондового рынка, возникающий в результате неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком;
• предложить пути повышения эффективности противодействия рассматриваемым противоправными проявлениями.
На сегодняшний день, фондовый рынок России — это 7,6 млн участников, владеющих активами на общую сумму 12,7 трлн рублей, 72 % которых принадлежат физическим лицам [3]. За последний год, количество инвесторов на фондовом рынке приблизилось к 10 % экономически активного населения страны1. Совокупный объем биржевых операций покупки и продажи, совершенных профучастниками в III квартале 2020 г., составил рекордные 420 трлн руб. (+12 % к/к и +20 % г/г). Учитывая складывающуюся макроэкономическую обстановку, снижение ключевой ставки Центрального банка и следующее за ним
1 В октябре 2020 года количество уникальных клиентов на Московской Бирже составило 7,5 млн человек. Численность рабочей силы, по данным Росстата, составила 75,3 млн человек.
снижение ставок по депозитам, увеличивающийся у населения интерес к фондовому рынку, а также динамику последних лет (рис. 1), можно прогнозировать, что в ближайшие годы на российский фондовый ры-
нок будет приходить все большее количество клиентов, что повлечет увеличение активов в обращении, а значит и развитие фондового рынка, который играет все большую роль в экономике России.
Рис. 1. Динамика числа клиентов на брокерском обслуживании и доли активных клиентов.
Источник: Банк России
Таким образом, мы видим, что фондовый рынок России — это один из основных элементов финансовой системы нашей страны, включающий в себя более 7,5 млн участников и огромные потоки финансовых активов. Развитие данного экономического института, может способствовать стабилизации и активному развитию экономики России, в связи с чем просто необходимо сделать все возможное для устранения угроз и факторов, препятствующих стабильному функционированию фондового рынка.
Одной из главных внутренних угроз стабильному функционированию и развитию фондового рынка выступают недобросовестные практики поведения его участников, к которым в первую очередь относятся неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком. Данные противоправные проявления наносят серьезный ущерб для инвестиционной привлекательности российского фондового рынка, в том числе для иностранных инвесторов, которые активно инвестируют в российскую экономику, особенно в части покупки государственных облигаций и корпоративных облигаций российских компаний.
Если обратиться к судебной статистике по уголовным делам, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации (ст. 185.6 УК РФ) и манипулирование рынком (ст. 185.3 УК РФ), то может сложиться впечатление, что проблемы не существует, так как за последние годы имеется всего один приговор, вынесенный в 2019 году в отношении бывшего трейдера «Ак Барс Банка», в результате действий ко-
торого банку был причинён ущерб в размере 76 миллионов рублей.
Но на самом деле, все немного сложнее. Изучив результаты деятельности департамента противодействия недобросовестным практикам и ежегодные годовые отчеты Банка России, который выполняет роль мегарегулятора всего финансового рынка, нами была получена следующая статистика по выявленным случаям неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком (таблица 1).
Только за последние 3 отчетных года в правоохранительные органы были направлены 16 материалов проверок по фактам неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. Из них только одно уголовное дело дошло до суда и по нему был вынесен приговор.
Так существует ли проблема? И стоит ли из-за столь незначительного количества преступных проявлений, серьезно задумываться над изменением механизма выявления, раскрытия и расследования данной группы преступлений?
Отвечая на эти вопросы, прежде всего стоит сказать про общественную опасность данных преступлений. В первую очередь, опасность заключается в крупном размере ущерба от данных противоправных проявлений. Так, нами были проанализированы результаты надзорной деятельности Банка России [1], согласно которым средний ущерб от одного факта неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком составляет 120-150 миллионов рублей. Если сделать поправку
на несовершенство существующей надзорной системы, нехватку времени, сил, средств и ресурсов, то при самых скромных оценках, можно предположить, что количество установленных фактов, составляет одну десятую от фактического количества преступных проявлений. Тогда совокупный годовой ущерб от неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, составляет порядка
8 млрд рублей. И это только фактический ущерб. В контексте объемов самого фондового рынка эта цифра кажется незначительной, но данный ущерб наносится широкому перечню субъектов, среди которых профучастники рынка ценных бумаг, частные инвесторы, брокерские компании, в одном из выявленных Банком России случаев пострадавшей стороной выступал даже Внешэкономбанк России.
Таблица 1
Сведения о результатах деятельности Банка России по противодействию злоупотреблениям на российских организованных торгах
Наименование показателя 2017 год 2018 год 2019 год
Количество проводимых проверок в отношении фактов возможного НИИИМР1, всего 72 36 33
из них:
- начаты в отчетном году 20 15 16
Количество случаев раскрытия информации по фактам нарушений законодательства
Российской Федерации в области ПНИИИМР2 — всего 12 16 16'
из них:
- в результате манипулирования рынком 10 14 16
- в результате неправомерного использования инсайдерской информации 2 2 1
Информация о примененных мерах воздействия по итогам проверок в отношении фактов возможного
НИИИМР
в том числе:
- количество аннулированных лицензий участников финансового рынка 2 0 12
- количество аннулированных квалификационных аттестатов специалиста финансового рынка 14 6 9
- количество направленных предписаний об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации и принятии мер по недопущению нарушений в дальнейшей деятельности 40 84 69
- количество случаев блокировки счетов лиц, совершающих операции, являющиеся
манипулированием рынком 4 10 0
Количество случаев, по которым материалы направлены в правоохранительные органы 6 3 7
Количество проанализированных на предмет возможных злоупотреблений организованных рынков 254 290 358
финансовых инструментов
' НИИИМР — неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком. 1ПНИИИМР — противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
3 Один из случаев раскрытия информации содержал сведения о выявленном случае неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.
Наряду с фактическим ущербом, стоит учитывать и косвенный ущерб, который наносится общественным отношениям, складывающимся на фондовом рынке и в финансовой системе в целом. Так, отсутствие прозрачности и инвестиционной привлекательности российского фондового рынка, может привести к оттоку нерезидентов с фондового рынка, а они в свою очередь осуществляют покупку до 35 % государственных облигаций России. Тогда, столь, казалось бы, редкие и незначительные факты преступных проявлений, могут привести к проблемам с покрытием дефицита государственного бюджета. Таким образом, неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком, представляет серьезную угрозу экономической безопасности фондового рынка, а следовательно, и всей финансовой системе Рос-
сийской Федерации.
На сегодняшний день процесс выявления, раскрытия и расследования данного вида преступлений выглядит следующим образом:
• Центральным Банком Российской федерации в режиме реального времени осуществляется мониторинг хода торгов на московской и санкт-петербургской биржах (мониторинг осуществляется посредством специализированного программного обеспечения, используемого не только Центральным банком, но и самими биржами по всему фондовому рынку, включая облигации и производные финансовые инструменты);
• на основе запрограммированных алгоритмов, выявляются нестандартные сделки (которые
потенциально могут представлять собой инсайдерские покупки/продажи или манипулирование рынком);
• также информация о потенциальных инсайдерских и манипулятивных сделках может поступить в Центральный банк посредством жалоб (заявлений, обращений) граждан и организаций, из сведений, содержащихся в средствах массовой информации, из других государственных органов;
• информация по нестандартным сделкам аккумулируется в Центральном Банке, после чего проходит первичную проверку и при наличии признаков потенциальных противоправных сделок передается на рассмотрение руководства (проверка может проводиться только на основании решения Председателя Банка России или его заместителя) [2];
• Департаментом противодействия недобросовестным практикам проводится проверка, которая обычно занимает от одного до полутора лет (максимальный срок — 18 месяцев). Проверка осуществляется посредством истребования необходимых документов, объяснений, информации от органов, организаций и физических лиц, а также путем проведения опросов, осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица, лица, располагающего информацией;
• после проведения проверки, в случае подтверждения факта инсайдерской сделки либо манипулирования рынком, содержащих признаки уголовно-наказуемого деяния, Центральный Банк передает собранную информацию в правоохранительные органы для проведения расследования (ст. 185.3 и 185.6 УК РФ находятся в подследственности Следственного комитета Российской Федерации);
• следователями следственного комитета (обычно дела передаются в управление по расследованию особо важных дел ГСУ либо в отделы по расследованию особо важных дел СУ по субъекту Российской Федерации) после оценки и анализа поступившей информации, даются указания на проведение оперативно-разыскных мероприятий оперативным сотрудникам органов внутренних дел, производятся необходимые следственные действия, направленные на установление всех деталей совершения преступлений и сбор доказательств.
Данная схема раскрытия и расследования престу-
плений выглядит логичной, последовательной, всесторонней и эффективной. Но практика показывает другое: за последние 3 года Банком России была проведена 141 проверка по фактам возможного неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, из них в 44 случаях было выявлено нарушение законодательства и информаци-ях по 16 проверкам была передана в правоохранительные органы, а результатом большого количества усилий стало только одно уголовное дело.
Сложившаяся ситуация может говорить либо о том, что в России не совершаются преступления на фондовом рынке, либо о том, что действующая система выявления, раскрытия и расследования данных преступлений неэффективна.
В связи с тем, что у Банка России отсутствуют полномочия на осуществление оперативно-разыскной деятельности, ограничен арсенал проверочных действий, для более эффективного противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулирования рынком, необходимо пересмотреть механизм взаимодействия Центрального Банка с правоохранительными органами.
Решение существующих проблем видится нами в заключении между Центральным банком и правоохранительными органами (Следственный комитет, Министерство внутренних дел России) межведомственного соглашения о взаимодействии, направленного на повышение качества противодействия преступлениям на рынке ценных бумаг. В данном соглашении необходимо предусмотреть следующие ключевые положения:
1) Центральный банк или его территориальные подразделений обязуется уведомлять правоохранительные органы обо всех существенных нарушениях на рынке ценных бумаг, если в действия лиц их осуществивших, могут содержаться признаки совершения преступления. Это позволит правоохранительным органам своевременно начать проверку поступившей информации, провести комплекс оперативно-разыскных мероприятий, позволяющих установить всех потенциальных участников преступления, задокументировать их умысел и механизм преступной деятельности. В это время, сотрудники Центрального банка, с учетом имеющейся у них информации и ресурсов, будут проводить внутреннюю проверку, направленную на установление деятельности участников фондового рынка, приведший к нарушению законодательства. На текущий момент, деятельность правоохранительных органов начинается только после передачи им Центральным банком материалов внутреннего расследования, которое занимает обычно от одного до полутора лет.
К тому времени большинство оперативно-разыскных и следственных действий становится нецелесообразным и малоэффективным.
2) Центральный банк должен предоставить правоохранительным органам доступ к информационно-аналитической системе и базе данных, которая осуществляет контроль и мониторинг за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг на фондовом рынке. Таким образом, благодаря данному нововведению, у правоохранительных органов появится возможность осуществления предупредительной деятельности по данному направлению, а также оперативный доступ к любой информации, которая может быть необходимой в рамках выявления и раскрытия рассматриваемых преступлений.
3) Организация обучения специалистами Центрального банка сотрудников правоохранительных органов. Это необходимая мера, без которой другие нововведения будут малоэффективными. Фондовый рынок представляет собой сложный механизм, обладающим большим количеством особенностей, знание которых требует специфической подготовки. Чтобы обладать знаниями на уровне профессиональных участников рынка недостаточно получить высшее экономическое образование или пройти курсы повышения квалификации, для этого требуется большой объем систематизированных профессиональных знаний.
4) В целях локализации возможных негативных последствий на фондовом рынке необходимо предусмотреть механизм мониторинга актуальной ситуации, на основе которой будут предприниматься упреждающие меры управленческого характера. Для профилактики преступлений на рынке ценных бумаг следует разработать межведомственную информационную систему централизованного учета - электронный банк данных о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, их деловой активности.
Таким образом, неправомерной использование инсайдерской информации и манипулирование рынком представляют собой серьёзную угрозу экономической безопасности Российской Федерации. При относительно небольшом количестве выявляемых преступлений, каждый случай приносит многомилионный ущерб экономической системе. Но ещё большую угрозу представляет косвенный ущерб от данного вида преступлений, который выражается в снижении уровня доверия к фондовому рынку России, снижении инвестиционной привлекательности, сокращении иностранных инвестиций.
По нашему мнению, принятие данного соглашения, которое бы включало целую систему мер,
направленных на повышение эффективности предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений на рынке ценных бумаг, позволило быть существенно повысить эффективность правоохранительной деятельности. Комплексно рассмотрев сложившуюся ситуацию и существующий проблемы, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности противодействия, указанного виде преступлений, целесообразно пересмотреть механизм взаимодействия надзорных и правоохранительных органов. Предложенные меры, должны способствовать не только повышению уровня выявления, раскрытия и расследования существующих преступлений, но и в дальнейшем привести к недопущению случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.
Список источников
1. Выявленные случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. Департамент по противодействию недобросовестным практикам. Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbr.ru/inside/ (дата обращения 07.02.2021).
2. Инструкция Банка России от 13.01.2020 № 201-И «О порядке проведения Банком России проверок соблюдения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 244-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Банка России». Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 07.02.2021).
3. Обзор ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг. Информационно-аналитический материал. III квартал 2020 года. ЦБ РФ [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbr.ru/ analytics/rcb/review_rcb/ (дата обращения 07.02.2021).
4. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. ст. 2902.
References
1. Identified cases of illégal use of insider information and market manipulation. Department of Counteracting Bad Practices. The official website of the Central Bank of
Russia [Electronic resource] // URL: https://www.cbr.ru/ inside/ (date of access 07.02.2021).
2. Bank of Russia Instruction No. 201-I dated January 13, 2020 "On the Procedure for the Bank of Russia to Verify Compliance with the Requirements of Federal Law No. 244-FZ, dated July 27, 2010 "On Countering the Unlawful Use of Insider Information and Market Manipulation and on Amending Certain Legislative acts of the Russian Federation" and the regulatory legal acts of the Bank of Russia adopted in accordance with it". The official website of the Central Bank of Russia [Electronic resource] // URL: https://www.cbr.ru/ (date of treatment
02/07/2021).
3. Review of key indicators of professional participants in the securities market. Information and analytical material. III quarter of 2020. Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource] // URL: https://www.cbr.ru/analytics/rcb/review_rcb/ (date of access 07.02.2021).
4. On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the Period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. Art. 2902.
Информация об авторах
Г. Ю. Наумов - профессор кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академия управления МВД России, доктор экономических наук, профессор;
Г. А. Хазиев - преподаватель-методист управления учебно-методической работы Академии управления МВД России.
Information about the authors Yu. G. Naumov - Professor of the Department of Financial, Economic, Logistical and Medical Support of the Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Economics, Professor;
Gleb A. Khaziev - Teacher-methodologist of Educational-Methodical Work Department of the Management Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.05.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.
The article was submitted 28.05.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.