Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРАВОМЕРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ РЫНКОМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЫНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедов Тимур Чингизович, Зубарева Анастасия Михайловна

Рассмотрены аспекты противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в России и предложены некоторые меры по повышению его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедов Тимур Чингизович, Зубарева Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF COMBATING WITH ILLEGAL USE OF INSIDER INFORMATION

Аspects of counteraction to illegal use of insider information and market manipulation in Russia are discussed in this article and some measures to improve its effectiveness are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»

ТИМУР ЧИНГИЗОВИЧ АХМЕДОВ, инспектор ОМОН ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу

и Ленинградской области;

АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА ЗУБАРЕВА,

адъюнкт ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рассмотрены аспекты противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в России и предложены некоторые меры по повышению его эффективности.

Ключевые слова: неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, экономическая безопасность, рынки.

T.C. Akhmedov, Inspector of mobile troop of special purpose of the Head Department of the Ministry of Interior of Russia in Saint-Petersburg and Leningrad region; e-mail: [email protected], tel.: 8 (911) 941-23-10;

A.M. Zubareva, Postgraduate, Federal state educational institution of «Saint-Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia»; e-mail: [email protected], tel.: 8 (904) 603-63-27.

Actual issues of combating with illegal use of insider information.

Aspects of counteraction to illegal use of insider information and market manipulation in Russia are discussed in this article and some measures to improve its effectiveness are proposed.

Key words: illegal use of insider information, market manipulation, economic security, markets.

Противодействие недобросовестным практикам поведения на открытом рынке является одной из основ стабильного функционирования и развития экономики России. Особую актуальность этот вопрос приобретает в период современного экономического кризиса, когда увеличивается количество мошенничеств, происходит мощное манипулирование ценами на валюту, практически все виды товаров и ценные бумаги.

Одними из таких правонарушений являются неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком. Результатом их воздействия является процесс необъективного рыночного ценообразования активов, следствием чего становится недобросовестная конкуренция. К последствиям такого процесса стоит отнести финансовые потери участников рынка ценных бумаг и ухудшение инвестиционного имиджа государства и компаний-эмитентов. Несмотря на давнюю историю существования этих негативных явлений, в России в качестве правонарушений они признаны относительно недавно.

После введения в уголовный и административный кодексы новых статей, вводящих санкции

за инсайдерские и манипулятивные сделки, научная литература значительно пополнилась публикациями отечественных исследований юридической направленности. В то же время сейчас наблюдается острый дефицит исследований, раскрывающих экономическую сущность этих деструктивных явлений, оценивающих их влияние на экономическую безопасность и предлагающих современные инструменты противодействия им.

Кроме того, обостряет ситуацию неоднократная передача полномочий от одного ведомства другому по противодействию инсайду, манипулированию рынком, финансовым пирамидам и появлению фиктивных активов. Так, с 2008 по сентябрь 2013 г. подобными вопросами занималась Федеральная служба по финансовым рынкам, упраздненная, как это ни странно, в самый разгар ее развития и активной борьбы с перечисленными угрозами экономической безопасности государства. До марта 2014 г. подобные функции выполняла Служба Банка России по финансовым рынкам, а в настоящее время они возложены на подразделение Центрального Банка России - Главное управление по противодействию

да H и О X

и <

с

о

0Q И РЭ

и и т s s о

X

о ы

сь

S

¡3

С

^

а а О

недобросовестным практикам поведения на открытом рынке.

В рамках противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке существуют и другие вопросы, которые, с одной стороны, остаются дискуссионными, с другой - требуют скорейшего разрешения, поскольку оставление их без внимания сказывается на эффективности борьбы с рассматриваемыми явлениями и повышает уровень угроз экономической безопасности государства.

Первым таким вопросом является трактовка понятия инсайдерской информации.

На законодательном уровне данный вопрос уже решен. Указанное понятие введено Федеральным законом от 27 июля 2010 г № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ). Согласно ст. 2 указанного Закона инсайдерская информация - точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее -управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в п. 2 ст. 4 настоящего Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в ст. 3 настоящего Федерального за-кона1.

В то же время введенное законодателем определение обладает рядом недостатков. Некоторые ученые считают, что после закрепления понятия в Законе ясности так и не появилось2.

Критикуют закрепленное в Законе определение и выдвигают свое и другие авторы, такие как С. Гришаев3, В.А. Мартыненко4, С.В. Церенов5, И.В. Сорбат6, Е. Царев7.

Наиболее правильным подходом при вы-

работке определения инсайдерской информации, на наш взгляд, является, во-первых, направленность на эффективность использования определения правоприменителем, во-вторых, опора на обязательные и достаточные признаки инсайдерской информации. Исходя из этих двух критериев и выделения таких признаков, на наш взгляд, наиболее приемлемым является следующее определение: инсайдерская информация -достоверная информация, не являющаяся общедоступной, которая в случае ее распространения может повлиять на цены валюты, ценных бумаг или товаров.

Вторым актуальным и дискуссионным вопросом является государственный подход к противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации. Более того, нерешенным является вопрос о том, стоит ли вообще противодействовать данному явлению.

Сторонники подхода, подразумевающего государственное регулирование вопросов использования инсайдерской информации, опираются в своих аргументах на угрозы экономической безопасности8, возникающие в процессе использования инсайдерской информации, на сверхприбыль, которую получают инсайдеры и ставят других участников рынка в неравное положение, разрушая таким образом сам финансовый рынок в целом9. Несомненно, сторонников государственного регулирования вопросов использования инсайдерской информации значительно больше, нежели критиков. Что более важно, практически все развитые государства пошли именно по этому пути10.

Критики государственного регулирования инсайдерской торговли11 утверждают, что все существующие государственные меры практически неэффективны, а инсайдерская торговля позволяет новой возникающей информации распространяться быстрее. В результате цены на акции отражают реальную стоимость фирмы12.

Фактически критики государственного регулирования инсайдерской торговли приходят к выводу о необходимости ее легализации, т.е. законодательного закрепления права использовать в личных целях инсайдерскую информацию, или, по крайней мере, о снятии законодательного запрета на такие действия.

На наш взгляд, позиция критиков второго подхода не является безосновательной. Основания заключаются, прежде всего, в двух аспектах:

во-первых, такое явление, как инсайдерская торговля, - крайне сложное и неоднозначное, а, кроме отрицательных последствий, использование инсайдерской информации имеет также и ряд положительных моментов;

во-вторых, легализация использования инсайдерской информации, как это ни парадоксально, может явиться одним из методов организационного характера по противодействию экономическим угрозам, возникающим в процессе ее использования.

В частности, посредством частичной легализации инсайдерской торговли возможно оплачивать труд менеджеров компании. Легализация инсайдерской деятельности позволит повысить мотивацию топ-менеджеров компании в направлении увеличения ее стоимости, поскольку у них появится легальная возможность получать доход от роста курса акций за счет инсайдерских сделок. Чтобы не давать оснований для обвинений в несправедливости такого дохода, совет директоров может уменьшить размеры выплачиваемой менеджерам заработной платы и премиальных. Известно, что до введения инсайдерской деятельности в США акционеры очень редко запрещали подобные действия своим руководителям. Будучи собственниками компании, акционеры рассматривали инсайдерскую деятельность в качестве легитимной формы оплаты труда высших менеджеров13.

Еще одним аргументом в пользу легализации инсайдерской торговли выступает, по мнению некоторых исследователей14, более быстрое распространение информации на рынке.

Этот механизм работает по следующему принципу. Лица, обладающие инсайдерской информацией, на ее основе совершают выгодные для них сделки. При этом курс финансовых инструментов практически не меняется, поскольку общая сумма таких сделок не всегда значительна. Однако существуют другие игроки, иногда тесно связанные с инсайдерами, которые совершают сделки, основываясь на сделках инсайдеров, полагая, что они обладают достоверной информацией. Поскольку общая сумма этих сделок уже более значительна, на рынке наблюдается определенная тенденция. Этой тенденции следуют все остальные участники рынка и также совершают аналогичные сделки покупки или продажи. В результате, по мнению Р. Раакмана и Р. Джил-сона, финансовые инструменты обретают реальную рыночную стоимость.

Из сказанного следует, что неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком несут в себе серьезные угрозы для экономической безопасности государства. В то же время рассмотрение их исключительно как деструктивных явлений может привести к ошибочному пониманию их сущности и создать дополнительные барьеры в процессе противодействия рассматриваемым правонарушениям.

Третьим важным вопросом противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком являются их особенности в России, отличающие их от аналогичных явлений в других государствах. Анализ таких особенностей необходим по причине того, что без их учета невозможно эффективное противодействие данным явлениям.

Среди таких особенностей в первую очередь необходимо отметить законодательное регулирование инсайдерской торговли и манипулирования рынком в Российской Федерации, в котором, на наш взгляд, наше государство значительно отстало. В США аналогичное законодательство действует уже с 1934 г.15 (Закон о ценных бумагах и биржах), во Франции - с 1967 г., в Германии - с 1970 г. (Рекомендации по разрешению проблем, связанных с инсайдерством)16, а к 1990-м годам оно действовало уже в 33 странах мира.

В России для решения этой проблемы сделан первый значительный шаг - принятие Федерального закона № 224-ФЗ17, который заложил основы борьбы с инсайдерской торговлей и манипулированием рынком в нашем государстве. Однако он содержит лишь основные положения и направления, которых явно недостаточно для разрешения проблемы. Данный Закон принимался на протяжении практически 10 лет, и его первоначальный проект18 был кардинально изменен. В процессе его принятия исправлен ряд недостатков, в частности инсайдерская информация стала относиться не только к ценным бумагам, но и к валюте и товарам, а также введено понятие манипулирования рынком. В то же время Закон не носит необходимой конкретики, а введение уголовной и административной ответственности не является единственным необходимым инструментом для решения существующей проблемы. Вероятно, целью его принятия не было полное урегулирование отношений, связанных с использованием инсайдерской информации. Это лишь первый этап, призванный приблизить правила игры на российском рынке к международным и повысить прозрачность и привлекательность российских компаний для иностранных инвесторов.

Рассматривая особенности законодательства, нельзя забывать о том, что США относятся к англо-саксонской правовой семье, где основным источником права выступает судебный прецедент. Российские законодатели при разработке Федерального закона № 224-ФЗ ориентировались в большей степени на директиву Европейского парламента и Совета Европейского союза № 2003/6/ЕС19. При этом, если в США

да Н и О X

и <

с

о

И да

и и

Т

X ^

О X

О Ы

сь

X

¡3

X

^

а а О

наработан огромный опыт борьбы с инсайдерской торговлей и манипулированием рынком и создана обширная база прецедентов, на которые ориентируется система правосудия при наказании преступников, то в Европе такой обширной практики нет. Это может быть связано с тем, что либо европейские игроки на фондовых рынках не нарушают рассматриваемого законодательства, либо в Европе также не существует эффективного механизма противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком20.

Ввиду вышесказанного, на наш взгляд, необходимо принятие еще целого комплекса нормативных правовых актов, призванных урегулировать данные отношения и создать механизмы противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Следующей особенностью инсайдерской торговли и манипулирования рынком в России выступает наказание за данные виды правонарушений. Манипулирование рынком наказывается штрафом, максимальный размер которого составляет 1 млн рублей, или лишением свободы на срок до семи лет21. Неправомерное использование инсайдерской информации наказывается аналогичным штрафом или лишением свободы на срок до шести лет. Особенность состоит в том, что размер наказания, на взгляд многих ученых22, несопоставим с получаемой выгодой. Хотя нельзя не согласиться и с противоположной точкой зрения, что строгость наказания не всегда влияет на уровень преступности23, а чаще важнее именно неотвратимость наказания.

Следующей особенностью инсайдерской торговли является то, что государственный сектор в российской экономике составляет около 50%, а по некоторым отраслям - до 73% (транспорт)24. В соответствии с этим государственные органы занимают особое место в вопросе противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации. Нельзя отрицать и случаи, когда они являются субъектами инсайдерской торговли. Кроме того, это обстоятельство придает особую значимость инсайдерской торговле как экономической угрозе государству.

Не стоит забывать о сильной коррумпированности государственной системы России, что обусловливает следующую особенность инсайдерской торговли в нашем государстве. Если в зарубежных странах инсайдерской торговлей занимаются в основном участники финансовых рынков, то в России такими субъектами чаще являются чиновники25, которые имеют все необходимые для этого связи и полномочия по по-

лучению информации, а не профессиональные участники рынков. Таким образом, учитывая эту особенность, борьба с инсайдерской торговлей невозможна обособленно от борьбы с коррупцией. Следовательно, подразделения, занимающиеся противодействием неправомерному использованию инсайдерской информации, должны обладать инструментами, обеспечивающими борьбу с коррупцией как в системе государственных органов, так и внутри самого субъекта.

В рамках данной темы необходимо также рассмотреть и субъектов, которые занимаются противодействием неправомерному использованию инсайдерской информации в нашем государстве.

В США данным вопросом в полном объеме занимается Комиссия по ценным бумагам и биржам (The United States Securities and Exchange Commission). Этому органу переданы широкие полномочия - от разработки нормативных документов и регулирования и контролирования финансового рынка до проведения расследований и оперативно-разведывательных мероприятий. Аналогичные функции так или иначе должны выполняться государственными органами и в России.

Особенностью является то, что эти функции распределены между различными государственными структурами. Законодательную функцию выполняют органы законодательной власти совместно с Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), контроль и надзор в сфере финансовых рынков осуществляет ЦБ РФ, однако в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий он обращается к органам внутренних дел26. Такая система государственных органов по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации имеет ряд недостатков. Основным из них, на наш взгляд, является сложность взаимодействия ЦБ РФ и органов внутренних дел при выявлении и раскрытии инсайдерской торговли. Самостоятельно ЦБ РФ не уполномочен проводить оперативно-розыскные мероприятия. Это создает трудности в передаче соответствующих сведений в органы внутренних дел. В то же время сложно представить себе полицейского, хорошо разбирающегося в тонкостях торговли на фондовых биржах. Более того, согласно Федеральному закону № 224-ФЗ вопрос взаимодействия органов внутренних дел и ЦБ РФ должен регламентироваться совместным нормативным правовым актом, который до сих пор не разработан.

Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в России находится лишь на

начальном этапе своего развития. Существует широкий круг нерешенных проблем, предотвращение которых необходимо произвести в ближайшее время. В частности, создать законодательную базу, разработать методологию противодействия инсайдерской торговле и манипулированию рынком и внедрить ее в деятельность правоохранительных органов. При этом все это необходимо производить с учетом выделенных в настоящей работе особенностей инсайдерской торговли в России, поскольку без их учета меры противодействия могут оказаться неэффективными.

1 О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4193.

2 Федоров В.А. Закон об инсайде: аналитический комментарий // Российское предпринимательство. 2011. № 11. С. 89.

3 Гришаев С. Инсайдерская информация и манипулирование рынком: новое в законодательстве // Хозяйство и право. 2010. № 11. С. 5.

4 Мартыненко В.А. Инсайдерство и манипулирование ценами на рынке ценных бумаг: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007. С. 38.

5 Церенов С.В. Проблема противодействия коррупции на российском финансовом рынке: инсайдерская торговля и регулирование деятельности инвестиционных аналитиков и рейтинговых агентств // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 7. С. 65.

6 Сорбат И.В., Кавун С.В. Корпоративный информационный портал - инструмент борьбы с инсайдерской деятельностью в системе экономической безопасности предприятия // УправлЫня розвитком. 2008. № 6. С. 17.

7 Царев Е. 5 особенностей русского инсайда // Информационная безопасность по-русски. URL: http://su0.ru/Gw03 (дата обращения: 04.09.2012).

8 Безденежных Т.И., Феофилова Т.Ю. Проблемы теории экономической безопасности регионов // Экономическая безопасность: региональный аспект: сб. материалов 1-й Межвуз. науч.-практ. конференции (СПб., 14 декабря 2012 г.) / под ред. д-ра экон. наук, проф. Т.И. Безденежных, д-ра пед. наук, проф. В.В. Шапкина, канд. экон. наук, доц. Т.Ю. Феофи-ловой. - СПб.: СПбГУСЭ, 2013. С. 23-30.

9 Ausubel, L.M., Insider Trading in a Rational Expectations Economy // American Economic Review. 1990. № 80. P. 1022-1041.

10 Гетьман-Павлова И.В. Регулирование инсайдерской торговли на мировых рынках // Банковское право. 2007. № 1. С. 42.

11 Manne H.G. Insider Trading and the Stock Market. - New York: Free Press, 1966; Carlton D.W., Fischel D.R. The Regulation of Insider Trading // Stanford Law Review. 1983. № 35. Р. 857-899; Leland H.E. Insider Trading: Should It Be Prohibited? // Journal of Political Economy. 1992. № 100. P. 859-887.

12 Гетьман-Павлова И.В. Указ. соч.

13 Шаповалов А. Инсайдерская деятельность: аргументы за и против // Вопросы экономики. 2005. № 7. С. 146.

14 Gilson R., Rraakman R. The mechanisms of market efficiency. Virginia Law Review. 1984. Val. 70. P. 631.

15 Регулирование инсайдерской торговли на мировых рынках // Банковское право. 2007. № 1. С. 42.

16 Анализ законодательства России и Германии об использовании служебной (инсайдерской) информации на рынке ценных бумаг // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007. № 2. С.291.

17 О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4193.

18 Об инсайдерской информации: проект федерального закона Рос. // НАУФОР. Об инсайдерской информации. 2001. № 5. С. 6-13.

19 Об использовании инсайдерской информации в процессе торгов и манипулировании рынком (рыночных махинациях): Директива № 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза: принята в г. Брюсселе 28 янв. 2003 г.: с изм. и доп. от 11 марта 2008 г. URL: http://su0.ru/ Myxb (дата обращения: 03.05.2015).

20 Литвиненко А.Н. Механизм противодействия криминализации в системе обеспечения экономической безопасности страны // Экономические науки. 2010. № 70. С. 36-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: в ред. от 8 июня 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.

22 Царев Е. Указ. соч.

23 Лунев В.В. О криминализации экономических преступлений предпринимателей // Официальный сайт Института государства и права РАН. URL: http://su0.ru/HdNY (дата обращения: 04.05.2015).

24 Государева доля // Бизнес и власть: Российская Бизнес-газета. 2011. № 803.

25 Церенов С.В. Указ. соч.

26 Литвиненко А.Н., Максимова О.Ю. Ресурсы МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны // Экономические науки. 2010. № 8 (69). С. 184-193.

J3

ь

и о

X

и <

с

о

PJ РЭ

и

т S

CD X

О *

05 S Э

С

^

а а

О *

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.