Научная статья на тему 'Правовой контроль манипулирования и инсайдерской торговли на российском фондовом рынке'

Правовой контроль манипулирования и инсайдерской торговли на российском фондовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ФРАНКА / СИСТЕМЫ СЛЕЖЕНИЯ ЗА РЫНКОМ / ИСКУССТВЕННЫЕ СДЕЛКИ / MANIPULATION / INSIDER TRADING / STOCK MARKET / MARKET LAW REGULATION / INSIDER INFORMATION / DODD-FRANK ACT / MARKET TRACKING SYSTEMS / SUSPICIOUS TRANSACTIONS / ИНСАЙДЕРСКАЯ ТОРГОВЛЯ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА / ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЗАКОН ДОДДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппенков Юрий Витальевич, Тиньков Александр Олегович

В статье акцентировано внимание на проблемах правового контроля таких явлений, как манипулирование и инсайдерская торговля на российском фондовом рынке. Важное значение имеет анализ существующего на данный момент законодательства о регулировании российского рынка и его сопоставление с правовым контролем развитого фондового рынка США. В ходе исследования были выделены основные недостатки правового обеспечения отечественного рынка, разобраны практические примеры подобных ситуаций и предложены решения по их элиминированию с помощью имитации элементов законодательства развитых стран с высоким уровнем правового обеспечения фондового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филиппенков Юрий Витальевич, Тиньков Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal control of manipulation and insider trading at stock markets

The article is mainly focused on the problems of law regulation of such processes, as market manipulation and insider information trading in the Russian share market. The analysis and investigation of Russian present legislation in this sphere plays a major role especially in comparison to the US law control of its well-developed stock market. In this research some key disadvantages and cons about the Russian model of market law regulation were highlighted, the practical cases were overviewed as relevant examples of having crucial problems and effective ways to eliminate so-called drawbacks of law regulation were elaborated. They were created with the help of imitation of law principles, which are widely used in plenty of developed countries with reliable market law regulation systems.

Текст научной работы на тему «Правовой контроль манипулирования и инсайдерской торговли на российском фондовом рынке»

212

ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ МАНИПУЛИРОВАНИЯ И ИНСАЙДЕРСКОЙ ТОРГОВЛИ НА РОССИЙСКОМ ФОНДОВОМ РЫНКЕ THE LEGAL CONTROL OF MANIPULATION AND INSIDER TRADING

AT STOCK MARKETS

ФИЛИППЕНКОВ юРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Студент НИУ ВШЭ, 2 курс, Факультет Права

YURIY V. FILIPPENKOV

Student of the NRU HSE, 2 course, Faculty of Law

ТИНЬКОВ АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ

Студент НИУ ВШЭ, 3 курс, факультет экономических наук

ALEXANDER O. TINKOV

Student of the NRU HSE, 3 course, Faculty of Economic Sciences

АННОТАЦИЯ

В статье акцентировано внимание на проблемах правового контроля таких явлений, как манипулирование и инсайдерская торговля на российском фондовом рынке. Важное значение имеет анализ существующего на данный момент законодательства о регулировании российского рынка и его сопоставление с правовым контролем развитого фондового рынка США. В ходе исследования были выделены основные недостатки правового обеспечения отечественного рынка, разобраны практические примеры подобных ситуаций и предложены решения по их элиминированию с помощью имитации элементов законодательства развитых стран с высоким уровнем правового обеспечения фондового рынка. ABSTRACT

The article is mainly focused on the problems of law regulation of such processes, as market manipulation and insider information trading in the Russian share market. The analysis and investigation of Russian present legislation in this sphere plays a major role especially in comparison to the US law control of its well-developed stock market. In this research some key disadvantages and cons about the Russian model of market law regulation were highlighted, the practical cases were overviewed as relevant examples of having crucial problems and effective ways to eliminate so-called drawbacks of law regulation were elaborated. They were created with the help of imitation of law principles, which are

wideLy used in pLenty of developed countries with reLiabLe market Law régulation systems.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Манипулирование, инсайдерская торговля, фондовый рынок, правовое регулирование рынка, инсайдерская информация, закон Додда -Франка, системы слежения за рынком, искусственные сделки. KEYWORDS

ManipuLation, insider trading, stock market, market Law reguLation, insider information, The Dodd-Frank Act, market tracking systems, suspicious transactions.

Введение

На сегодняшний день во многих развитых странах фондовый рынок является сложно организованной системой, которая обеспечивает обращение ценных бумаг различных эмитентов. Функционирует данный вид рынка на основе таких экономических механизмов, как законы спроса и предложения, что позволяет рынку успешно выполнять самую главную задачу — эффективное перераспределение свободного финансового капитала между инвесторами и эмитентами. Вышеперечисленные экономические основы помимо всего прочего помогают осуществлять мобилизацию свободных денежных средств для компаний, акции которых представлены на бирже. С помощью этого происходит передвижение капитала в сферы с наилучшим соотношением риска и доходности для инвесторов, а эмитенты, в свою очередь, привлекают средства на собственное развитие. Но нередко «невидимая рука» Адама Смита, контролирующая рынок, серьезно нуждается в государственном правовом регулировании. Для того чтобы рынок функционировал должным

образом, необходима грамотно работающая и эффективная система контроля.

В России существует определенный правовой контроль над подобными ситуациями, но порой санкции, которые применяются к нарушителям, не соответствуют нанесенному ими ущербу рынку, а юридическая ответственность иногда и вовсе отсутствует в некоторых случаях, что дает мошенникам право пользоваться неразвитостью российского фондового рынка в своих собственных интересах. Отсюда следует основной исследовательский вопрос данной статьи: каким образом следует усовершенствовать правовое регулирование российского фондового рынка для нивелирования таких явлений, как манипулирование и инсайдерская торговля? Главная цель статьи заключается в том, чтобы на примере разобранных кейсов, которые имели место быть на российском фондовом рынке в реальности, предложить собственные меры по оптимизированию правового регулирования на российском рынке. Статья имеет в своей структуре две части, первая из которых будет посвящена разбору реальных кейсов, получивших огласку и связанных с манипулированием, а также будут выделены основные проблемы правового регулирования и предложены меры по улучшению. Вторая же часть затронет проблемы в области контроля с точки зрения права инсайдерской торговли, и в ней будут выработаны пути элиминирования недостатков правого контроля.

Так, какие же проблемы правового контроля манипулирования и инсайдерской торговли существуют на российском фондовом рынке и какие разработанные меры помогут их предотвратить?

6

Анализ и исследование манипулирования

И ИНСАЙДЕРСКОЙ ТОРГОВЛИ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ РФ

и США

На данный момент на фондовом рынке РФ существует двухуровневая система контроля и регулирования, которая состоит из следующих уровней — государственный и саморегулируемый. Саморегулируемый уровень состоит из автономных организаций фондового рынка РФ, влияние которых на рынке достаточно слабое ввиду серьезной подконтрольности рынка государству. В свою очередь, государственный уровень включает в себя надзор за участниками рынка и их лицензирование, государственную регистрацию и обеспечение раскрытия информации: в качестве элементов государственного уровня выделяются такие организации, как ЦБ РФ, Министерство финансов РФ и служба Банка России по финансовым рынкам.

Частью государственного уровня регулирования фондового рынка является его правовое регулирование. Правовой контроль манипулирования и инсайдерской торговли осуществляется рядом актов. Основным законом в этой сфере является Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 224)1.

Стоит отметить, что в ФЗ № 224 установлен достаточно широкий перечень мер по противодействию манипулированию рынком и инсайдерской торговли. Так статье 6 установлены ограничения на использование инсайдерской информации

1 Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 № 224-ФЗ // СПС КонсультантПлюс http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103037/.

и манипулирования, в статье 7 устанавливаются юридические последствия за данные деяния. Кроме того, в статье 9 устанавливаются требования по ведению и передаче списка инсайдеров, в статье 11 — меры по предотвращению, выявлению и пресечению указанных противозаконных деяний.

Кроме того, юридическая ответственность за инсайдерскую торговлю и манипулирование устанавливается статьей 185.3 и 185.6 УК РФ2, а также статьей 15.21 и статьей 15.30 КоАП РФ3.

Таким образом, мы видим, что в законодательстве существует достаточное количество норм-запретов в исследуемой сфере. Однако можно заметить, что лица, использующие инсайдерскую торговлю и манипулирование для незаконного обогащения, как правило, не привлекаются ни к уголовной, ни к административной ответственности. Так, согласно данным Центрального банка только за 2018 год было выявлено 17 случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком4. В чем же проблема и каковы ее решения?

Case-study в области манипулирования:

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Как известно, многие экономисты и финансисты определяют такое понятие, как «манипулирование на рынке», следующим образом — это умышленные действия профессиональных участников рынка, целью которых является введение в заблуждение остальных инвесторов посредством искусственно-

2 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

3 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

4 Выявленные случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком // Центральный банк Российской Федерации (http://www.cbr.ru/finmarket/ inside/inside_detect/). Просмотрено: 30.05.2019.

го поддержания котировок ценных бумаг на слишком высоком или низком уровне, выгодном для отдельно взятых участников сделок. Данная проблема является очень актуальной и по сей день, особенно если речь идет о развивающихся рынках, так как именно ввиду неокончательной степени развития рынка появляется простор для маневров мошенников в связи с тем, что правовое регулирование на таких рынках функционирует неидеально, что приводит к таким явлениям, как манипулирование. В своей научной статье Володин С.Н. отмечает, что рыночное манипулирование является нередким событием на рынках России, Украины, Беларуси, Китая и Индии5. Также на примерах, которые были разобраны в статье, может быть выделена основная проблема правового контроля над рыночным манипулированием на российском фондовом рынке, а именно слабая юридическая ответственность, которая применяется к нарушителям законов, что приводит к многочисленным убыткам прочих инвесторов вследствие нарушения функционирования рынка. Так, например, согласно данным статьи «Коммерсантъ» замечено, что очень часто государственные органы не могут доказать факты манипулирования, поэтому, опираясь на статистику, выявленных случаев очень мало, а действия крупных игроков и вовсе могут не иметь никаких последствий для них с точки зрения правовых санкций6.

Как отмечают исследователи, пробелом в этом контроле является то, что в законах нет одного точного определения этого термина. Так, в статье 5 ФЗ № 224 приводится лишь перечень деяний, которые должны быть признаны противо-

5 Володин С.Н. Борьба с рыночным манипулированием в развивающихся странах: используемые методы и возможность их применения в России // Управление финансовыми рисками. 2017. № 3.

6 Манипулирование на фондовом рынке попало под уголовную ответственность // Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/doc/2006403). Просмотрено: 30.05.2019.

719

ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 219 ТОМ_

законными. Как следствие, в некоторых ситуациях становится затруднительным разграничить манипулирование от правомерных действий7.

Однако в этой связи нельзя не упомянуть, что в ст. 185.6 УК РФ все-таки существует определение манипулирования. К сожалению, и это определение не лишено недостатков. Так, согласно ему манипулирование влечет за собой последствия в виде существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и т.д.8 Эта формулировка означает, что если действия, направленные на манипулирование, не приводят к указанным результатам, то подобное деяние не может быть уголовно наказуемо9. Из-за этого невозможно пресекать те правонарушения, которые имели своей целью изменение рыночных котировок, но не привели ни к каким последствиям. Таким образом, было б уместно исключить часть формулировки, указывающую на определенные результаты, или же уточнить, что данные действия совершаются с целью достижения вышеперечисленных результатов.

Один из первых случаев манипулирования произошел в 2008 году, когда несколько топ-менеджеров компании «Ричброкерсервис» манипулировали ценами на акции, совершая обратные сделки друг с другом, тем самым искусственно разгоняя тенденцию роста котировок с помощью сделок купли-продажи. Ссылаясь на информацию, опубликованную ФСФР (после 2013 года данный орган был переименован в службу Банка России по финансовым

7 Бобков О.В. Манипулирование рынком: проблемы эффективности уголовно-правового запрета // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. С. 207.

8 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.04.2019).

9 Емельянова Е.А. Понятие инсайдерской информации и манипулирования рынком в российском и зарубежном законодательствах: сравнительно правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2012. № 3.

рынкам, а после упразднения функцию контроля стали выполнять структурные подразделения ЦБ РФ), в период с 12 февраля по 20 марта общая доля по сделкам, которые были совершены топ-менеджерами компании с акциями собственной организации, составила 92% от общего объема торгов ценными бумагами «Ричброкерсервиса», а котировки за две недели увеличились практически в 2 раза. Итогом данного факта рыночного манипулирования на бирже «Санкт-Петербург» стал делистинг акций данной компании, а также отзыв лицензии у юридического лица «Ричброкерсервис».

Компания обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о том, что действия ФСФР России по аннулированию лицензии нарушают его права и законные интересы при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако суд отказал в удовлетворении жалобы истца, подтвердив выявленные в течение одного года неоднократные нарушения компанией законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. И суд сослался на абзац 1 пункта 4 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг (ред. от 27.10.2008), где закреплено, что в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе принимать решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии.

Кроме того, важно отметить, что высшие должностные лица компании не понесли ответственности за совершенные деяния в виду того, что на тот момент в УК РФ и КоАП РФ отсутствовали соответствующие статьи, предусматривающие

определенные санкции за манипулирование. Необходимые нормы были введены лишь в 2010 году.

В следующем своем научном труде Володин С.Н. приводит факты, свидетельствующие о том, что на российском фондовом рынке задействованы счета всего не более чем 1% россиян10. Автор статьи связывает это прежде всего с тем, что у россиян отсутствует доверие к российскому фондовому рынку в связи с тем, что правовое регулирование рынка функционирует неэффективно, что ставит под сомнение надежность инвестиций в ценные бумаги на внутреннем фондовом рынке. В то время как в США, где существуют определенные правовые гаранты торговли и инвестирования на фондовом рынке, процент населения с активными счетами намного выше — около 70%.

Действительно, отечественный фондовый рынок отличается от развитых достаточно низкой ликвидностью и слабой правовой защитой, что позволяет некоторым спекулянтам манипулировать рыночными ценами различных активов. В связи с этим происходит ситуация, когда подрывается доверие потенциальных и нынешних инвесторов, что ведет к их отказу от инвестирования на фондовом рынке. В качестве очередного примера рыночного манипулирования на фондовом рынке РФ можно привести компанию ООО «Профит-тайм». Данные статьи портала «Ведомости» доказывают факт манипулирования: 21 октября 2009 года на бирже ММВБ были выпущены акции следующих компаний — «Интертрейдинвест» и «Финкоминвест», которые специально существовали для совершения искусственных сделок и были зарегистрированы фирмой «Профит-тайм».

10 Володин С.Н. Манипулирование ценами рыночных активов: сравнение опыта России и США // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2016. № 6.

Спустя месяц после листинга подозрительных юридических лиц общая сумма сделок, которые были заключены этими компаниями, равнялась 685 миллионам рублей, а их акции вошли в топ-100 по критерию ликвидности акций на ММВБ. В декабре котировки акций этих организаций выросли уже в 7 раз по сравнению с концом октября (рис. 1).

вшо» гмчю

Рис. 1. Котировки акций компаний «Интертрейдинвест» и «Финкоминвест» Источник: Официальный сайт ММВБ

В качестве санкций, последовавших за факт рыночного манипулирования, у инвестиционной компании «Профит-тайм» были отозваны лицензии, а ММВБ приостановила торговлю акциями аффилированных компаний11.

11 ФСФР выявила третий случай манипулирования рынком // Ведомости (https://www. vedomosti.ru/finance/articles/2010/03/26/fsfr-vyyavila-tretij-sluchaj-manipulirovaniya-rynkom). Просмотрено: 30.05.2019.

7 7

ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 219 ТОМ_

Иначе обстоят дела в США, которые обладают самым развитым законодательством в этой области.

Несомненным положительным моментом в законодательстве США является высокий уровень юридический техники актов, регулирующих исследуемую тему.

В законодательстве США также нет точного определения термина «манипулирование». Однако его уяснение осуществляется судами. К примеру, в известном деле United States v. Socony-Vacuum Oil Co 1940 г. манипулирование определялось, как «искусственный стимул, применяемый к рыночным ценам, сила, которая дестабилизирует их, фактор, предотвращающий определение рыночных цен исключительно путем свободной конкуренции»12.

Опираясь на данные новостного канадского портала СВС, можно привести в пример один известный случай манипулирования на американском фондовом рынке, который получил широкую огласку. Статья повествует нам о том, что с помощью кросс-сделок происходил искусственный рост цен на акции компаний Raven Gold Corporation и Kentucky USA Energy Incorporated на 175% и 562% соответственно. Еще один инструмент, которым пользовались мошенники, заключался в распространении рекламных буклетов и листовок с информацией, которые включали в себя данные о перспективах развития этих компаний. Мошенникам с помощью манипулирования ценами акций на рынке удалось получить 17,2 миллиона долларов незаконной прибыли13.

12 Емельянова Е.А. Указ. соч.

13 Canadians Michael Taxon, Itamar Cohen admit to $17 mln stock fraud // CBC (https://www.cbc. ca/news/business/canadians-mkhael-taxon-itamar-cohen-admit-to-17m-stock-fraud-1.3092630). Просмотрено: 30.05.2019.

В современном мире огромное внимание уделяется автоматизации и цифровизации различных процессов, поэтому нередко на развитых и развивающихся биржах используют различные технологические системы, которые помогают вычислять подозрительные рыночные махинации на рынке. В России на Московской бирже функционирует система под названием САФРАН 3.0, которая предназначена для мониторинга ежедневных рыночных сделок и выявляет порядка 200 подозрительных операций каждую неделю. Данная программа начала активно внедряться на российский рынок только лишь в начале нынешнего века, в то время как на американских рынках NYSE и NASDAQ системы ICASS и SWAT соответственно уже функционировали с начала 1980-х годов. Такой метод борьбы с манипулированием на рынке безусловно эффективен с точки зрения возможного выявления нарушителя, но определенно для максимального эффекта следует совмещать использование автоматизированных систем и жесткого правого контроля, которое подразумевает серьезную юридическую ответственность для виновного лица.

Case-study в области инсайдерской торговли:

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Инсайдерская торговля на российском фондовом рынке тоже является достаточно распространенным явлением и также несет в себе огромную угрозу не только для всего рынка в целом, но и для имиджа компаний. Другими словами, инсайдерская информация — это непубличная точная и важная для компании информация, которая стала известна какому-либо лицу вследствие его служебного положения и наличия доступа к данному типу информации. В научной

статье Вожакин Т.А. выделяет четыре основных критерия для определения инсайдерской информацией, которая может нарушить грамотное функционирование рынка. По его мнению, это обязательно точная и конкретная информация, которая является существенной как для компании, так и для ее инвесторов14. Это также та информация, которая не была официально опубликована и разглашена, а доступ к ней может иметь только узкий и контролируемый круг людей. Однако в аналитическом комментарии к закону об инсайде Федоров В.А. предоставил противоположную информацию, которая указывает на то, что информация необязательно должна обладать конкретикой ввиду того, что для рыночного манипулирования достаточно и «намека»15.

Стоит обратиться также к статье 2 ФЗ № 224, закрепляющая определение инсайдерской информации, из которого можно вывести ее признаки. Во-первых, к инсайдерской информации относятся сведения, охраняемые в режиме тайны (кроме государственной и налоговой). Во-вторых, ее распространение может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. В-третьих, сведения, которые подпадают под вышеуказанные признаки, должны также относиться к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации. В-четвертых, данная информация должна быть точной (достоверной) и конкретной16.

Далее, статьей 4 ФЗ № 224 установлен закрытый перечень инсайдеров, то есть лиц, имеющих доступ к информации,

14 Вожакин Т.А. Понятие и признаки инсайдерской информации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 3.

15 Федоров В.А. Закон об инсайде: аналитический комментарий // Российское предпринимательство. 2010. № 1(1).

16 Минбалеев А.В. Понятие и признаки инсайдерской информации как особого вида информации ограниченного доступа // Вестник УРФО. 2011.

недоступной широкой публике. Однако подобная норма содержит в себе некоторые пробелы. Так, можно отметить, что в этот перечень не входят депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, сотрудники правоохранительных органов, а также органы, не относящиеся ни к одной из ветвей власти, например Счетная палата. Однако при этом специфика деятельности этих лиц обуславливает высокую ценность находящейся в их руках информации. Следовательно, перечисленные лица не несут ответственности за торговлю инсайдерской информацией17.

Многие финансовые аналитики считают, что существует несколько видов инсайдеров, то есть агентов, которые могут располагать непубличной информацией. К типу внутренних инсайдеров относят лиц, приближенных самой компании — топ-менеджеров и работников, руководство и акционеров. Существуют также внешние инсайдеры, которые входят в круг близкого окружения внутренних, а также к такому виду относятся компании, которые оказывают сопровождение рыночных сделок. Временными инсайдерами являются представители СМИ и все те, кто получает временный доступ к важной информации.

Вдобавок ко всему статьей 7 ФЗ № 224 закрепляется, что лица, которым в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком причинены убытки, вправе требовать их возмещение от лиц, в результате действий которых были причинены такие убытки. Однако подобная формулировка является чрезмерно абстрактной и, как следствие, не является реально действующей. Причиной этому является то, что нет каких-либо уточне-

17 Бикбулатов Т.И. Использование и передача инсайдерской информации в законодательных органах в России и США // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014.

ний, позволяющих конкретизировать процесс доказывания убытков, который из-за этого становится слишком сложным. Также затруднено доказывание причинно-следственной связи между манипулированием и причинением убытков

Официально первый зарегистрированный факт инсайдерской торговли в России был зафиксирован относительно недавно по сравнению с другими ведущими рынками мира — в 2011 году произошло поглощение российского концерна «Калина» иностранной компанией под названием Unilever. Согласно данным из статьи портала «Ведомости», сделка была анонсирована 16 октября 2011 года и заключала в себе информацию о покупке Unilever 82% акций российской компании «Калина» на общую сумму, превышающую 17 миллиардов рублей. Факт инсайдерской сделки был обнаружен лишь после подозрительного роста акций российской фирмы, который произошел до официальной публикации новости.

Следствию стало известно, что инсайдом занимались сразу несколько человек, как со стороны Unilever, так и со стороны «Калины» — рост акций российской компании составил около 80% за несколько недель до публикации официальной информации о грядущей сделки поглощения. По подсчетам некоторых аналитиков, инсайдеры смогли заключить сделки на несколько сотен миллионов рублей, которые принесли им значительную прибыль18.

Если же говорить о модели США, то можно отметить, что она в целом характеризуется более строгими санкциями за совершение указанных правонарушений. Так, в праве США инсайдерские сделки рассматриваются как тяжкие преступления и санкции за них могут достигать 11 лет ли-

18 ФСФР обнаружила инсайд с акциями «Калины» // Ведомости (https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2013/07/01/fsfr-obnaruzhila-msajd). Просмотрено: 30.05.2019.

шения свободы19. В российском же уголовном праве за неправомерное использование инсайдерской информации наказание не превышает четырех лет лишения свободы, что соответствует преступлению средней тяжести20.

Важным витком в развитии борьбы с инсайдерской торговлей стал также закон Додда — Франка. Данный нормативный правовой акт предусматривает вознаграждение информаторам в размере от 10 до 30% от объема полученной прибыли, объявляемое за раскрытие правонарушений на финансовом рынке, в том числе связанных с инсайдерской торговлей. Он также предусматривал ряд мер по защите информаторов21. Это способствует более быстрому обнаружению противозаконных операций и повышению эффективности контроля.

В США, к примеру, после известного случая, произошедшего в 30-х годах прошлого века, когда работник компании Chase National Bank знал об ухудшении финансового состояния организации, в которой он занимал высокопоставленную, должность решил открыть позиции на понижение против своей компании, на чем заработал серьезную прибыль. Альберт Виджин так и не был наказан, так как в то время никаких наказаний за подобную деятельность не было законодательно установлено.

Если же рассматривать похожие случаи инсайдерской торговли на развитых рынках, то можно сделать вывод о том, что борьба против такого рода мошенничества ведется активнее, чем на российском рынке. Так, например, в 2011

19 Володин С.Н. Борьба с инсайдерской торговлей на российском рынке: использование опыта развитых и развивающихся стран // Управленческий учет и финансы. 2017. № 01 (49).

20 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.04.2019).

21 О законе Додда — Франка и финансовом доносительстве в США (I) // Фонд стратегической культуры (https://www.fondsk.ru/news/2012/08/21/o-zakone-dodda-franka-i-finansovom-donositelstve-v-usa-i-16142.html). Просмотрено: 30.05.2019.

7 7 С

ТРУДЫ ВЭО РОССИИ | 219 ТОМ_

году серьезное наказание понес Раджа Раджаратнам за использование и распространение инсайдерской информации при торговле акциями ведущих технологических компаний. В свою очередь, в 2008 году также был вынесен приговор банкиру американского инвестиционного банка Goldman Sachs Евгению Плотникову за рассекречивание непубличной информации о будущей сделке между компаниями Adidas и Reebok.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действительно, большую роль в борьбе незаконными механизмами влияния на рынок играет не только законодательство, но и его применение. Для этого в США предусмотрен ряд мер.

Во-первых, важную роль играет Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). Ее полномочия очень широки. Она вправе требовать информацию, вызывать свидетелей, проводить собственные расследования. Несмотря на то что она не может применять уголовные санкции, SEC может возбуждать гражданские иски и передавать иски в суд. Она также обладает полномочием наложения штрафов, которые должены устанавливаться пропорционально ущербу, нанесенного рынку22.

В США также успешно функционирует разработанная программа SEC, которая стимулирует лиц, знающих об инсайдерских сделках, раскрывать данные об утечке информации на правах анонимности.

Во-вторых, немалозначимо то, что в США применяются автоматизированные системы слежения за рынком. Они необходимы для борьбы с новыми угрозами в области инсайдерской торговли на разных национальных рынках. К современным угрозам относят кибератаки, целью которых

22 Худякова Л.С. Международный опыт борьбы с манипулятивными сделками на финансовых рынках // Деньги и кредит. 2011. № 7.

является взламывание ресурсов непубличной информации крупных компаний, а помимо всего этого инсайдерская информация свободно торгуется на анонимных и неконтролируемых «теневых рынках», таких как DarkNet.

И в-третьих, законодательством США, как уже было сказано выше, предусмотрены поощрения лиц, способствующих раскрытию правонарушений23.

В России же не созданы эффективные механизмы реализации данных норм. Так, у Банка России в соответствии с ФЗ № 224 есть только контрольно-надзорные полномочия в отношении инсайдеров и лиц, осуществляющих манипулирование. Он не может ни проводить собственного расследования, ни выносить решения по штрафам. Согласно статье 14 ФЗ № 224 единственная санкция, которую он может применить, -это принять решение о приостановлении действия или об аннулировании лицензии. Также, если требуется проведение оперативно-разыскных мероприятий, Банк России обращается в органы внутренних дел. Однако, как отмечено в литературе, специфика данной сферы правоотношений приводит к тому, что в правоохранительных органах подобные дела откладываются на неопределенный срок, ввиду отсутствия квалифицированных кадров, практики применения соответствующих норм и методик расследования подобных правонарушений24.

Выводы и итоги исследования

Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что в статье были выявлены основные проблемы, связанные

23 Володин С.Н. Борьба с инсайдерской торговлей на российском рынке: использование опыта развитых и развивающихся стран // Управленческий учет и финансы. 2017. № 01 (49).

24 Бобков О.В. Указ. соч.

с контролем фондового рынка и противодействием манипулированию и инсайдерской торговле. На сегодняшний день они создают множество препятствий для нормального взаимодействия участников фондового рынка и становятся причинами множества правонарушений.

Решение существующих проблем представляется возможным, однако для этого необходимо предпринять ряд мер. Так, необходимо усовершенствовать законодательство в области манипулирования и инсайдерской торговли: необходимо закрепление в законе определения понятий «манипулирование», «инсайдер» с целью увеличения круга лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за инсайдерскую торговлю. Также важно развивать институты саморегулирования рынка. К примеру, необходимо законодательное закрепление возможности предоставления поощрений за раскрытие информации о готовящихся или уже совершенных актах манипулирования и инсайдерской торговли. Что же касается наказания за манипулирование и инсайдерскую торговлю, то здесь стоит отметить необходимость ужесточения наказаний за манипулирование и инсайдерскую торговлю и повышение категории тяжести данных правонарушений.

Для развития государственного контроля над фондовым рынком требуется совершенствование и государственных органов, осуществляющих контроль над ним. В этой связи Центральному банку РФ необходимо предоставить больше полномочий по расследованию деяний, связанных с манипулированием и инсайдерской торговлей. Так, ЦБ должен иметь полномочие участвовать в расследовании дел со Следственным комитетом РФ и давать следователям необходимые консультации.

И, кроме того, следует расширять применение информационных систем контроля над рынком.

Библиографический список

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 № 224-ФЗ // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_103037/.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 23.04.2019) // СПС КонсультантПлюс Ы1р://ш^. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) // СПС КонсультантПлюс http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

Специальная литература

1. Володин С.Н. Борьба с рыночным манипулированием в развивающихся странах: используемые методы и возможность их применения в России // Управление финансовыми рисками. 2017. № 3.

2. Бобков О.В. Манипулирование рынком: проблемы эффективности уголовно-правового запрета // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. С. 207.

3. Емельянова Е.А. Понятие инсайдерской информации и манипулирования рынком в российском и зарубежном законодательствах: сравнительно правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2012. № 3.

4. Володин С.Н. Манипулирование ценами рыночных активов: сравнение опыта России и США // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2016. № 6.

5. Вожакин Т.А. Понятие и признаки инсайдерской информации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 3.

6. Федоров В.А. Закон об инсайде: аналитический комментарий // Российское предпринимательство. 2010. № 1 (1).

7. Минбалеев А.В. Понятие и признаки инсайдерской информации как особого вида информации ограниченного доступа // Вестник УРФО. 2011.

8. Бикбулатов Т.И. Использование и передача инсайдерской информации в законодательных органах в России и США // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014.

9. Володин С.Н. Борьба с инсайдерской торговлей на российском рынке: использование опыта развитых и развивающихся стран // Управленческий учет и финансы. 2017. № 01 (49).

10. Худякова Л.С. Международный опыт борьбы с манипулятивными сделками на финансовых рынках // Деньги и кредит. 2011. № 7.

11. Володин С.Н. Борьба с инсайдерской торговлей на российском рынке: использование опыта развитых и развивающихся стран // Управленческий учет и финансы. 2017. № 01 (49).

Интернет ресурсы

1. Выявленные случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком // Центральный Банк Российской Федерации (http://www.cbr.ru/finmarket/inside/ inside_detect/). Просмотрено: 30.05.2019.

2. Манипулирование на фондовом рынке попало под уголовную ответственность // Коммерсантъ (https://www.kommersant.ru/ doc/2006403). Просмотрено: 30.05.2019.

_

3. ФСФР выявила третий случай манипулирования рынком // Ведомости (https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2010/03/26/fsfr-vyyavila-tretij-sluchaj-manipulirovaniya-rynkom). Просмотрено: 30.05.2019.

4. Canadians Michael Taxon, Itamar Cohen admit to $17 mln stock fraud // CBC (https://www.cbc.ca/news/business/canadians-michael-taxon-itamar-cohen-admit-to-17m-stock-fraud-1.3092630). Просмотрено: 30.05.2019.

5. ФСФР обнаружила инсайд с акциями «Калины» // Ведомости (https://www.vedomosti.ru/business/articles/2013/07/01/fsfr-obnaruzhila-insajd). Просмотрено: 30.05.2019.

6. О законе Додда — Франка и финансовом доносительстве в США (I) // Фонд стратегической культуры (https://www. fondsk.ru/news/2012/08/21/o-zakone-dodda-franka-i-finansovom-donositelstve-v-usa-i-16142.html). Просмотрено: 30.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.