Научная статья на тему 'Неправительственные организации как фактор политического развития России на современном этапе'

Неправительственные организации как фактор политического развития России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
553
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андронов Олег Валерьевич

В статье представлены и проанализированы основные направления развития некоммерческого сектора. Сделан вывод о том, что неправительственные организации как институты общественного движения должны стать главной опорой российского гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неправительственные организации как фактор политического развития России на современном этапе»

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1

Таким образом, формирование и развитие правовой культуры гражданского общества должно способствовать повышению активности участия граждан в формировании властных структур, законодательном процессе.

Однако демократические реформы в России повлияли не только на изменения в политической системе государства, но и на общественное правосознание. Как справедливо отмечает Л.Е. Лапаева, «многовековой опыт авторитаризма и государственного произвола породил правовой нигилизм у абсолютного большинства россиян»2.

Очевидно, что построение гражданского общества немыслимо без правового государства и развитого правосознания. Это подтверждают и результаты многочисленных социологических опросов. Так опрос, проведённый в октябре 2006 г. в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, подтвердил, что наиболее важными демократическими ценностями для россиян являются закон, порядок, справедливые суды3. Такие важные для демократии ценности, как свободные и честные выборы, свобода слова и независимая пресса уступили место желанию иметь в стране справедливую судебную систему.

Вместе с тем исследование показало, что в обществе отсутствует уважение к закону. Наличие значительных групп населения, готовых преступить закон, - это показатель кризиса правосознания, правовой культуры, который фиксируются учеными более десяти лет. Данные факты крайне отрицательно сказываются на состоянии всего общества. Поэтому курс на продолжение политических реформ в российском обществе актуализирует проблему утверждения реальных демократических ценностей.

Вопросы правовой культуры должны стать основой для создания условий роста и значимости права в жизни формирующегося гражданского общества в России.

Примечания

1 См.: Кудряшова М.С. К вопросу о перспективах гражданского общества в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. 2001. № 1.

2 Лапаева Л.Е. Достоинство личности и закон в государстве Российском // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 78.

3 Козырева П.М. Правовое сознание и доверие // Полис. 2008. № 4. С.

УДК 329 (47)

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

О.В. Андронов

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, кафедра связей с общественностью E-mail: m838om@mail.ru

В статье представлены и проанализированы основные направления развития некоммерческого сектора. Сделан вывод о том, что неправительственные организации как институты общественного движения должны стать главной опорой российского гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, участие граждан, неправительственные организации, некоммерческие организации.

Nongovernmental Organizations as the Factor of Political Development of Russia at the Modern Stage

O.V. Andronov

In the article the main directions of the non-commercial sector development are represented and analyzed. The conclusion has been drawn that nongovernmental organizations being the institutions of public movement have to become the main support to the Russian civil society.

Key words: civil society, citizens’ participation, nongovernmental organizations, non-commercial organizations.

Прошедшее десятилетие для современной России ознаменовано глубокими переменами в политике. Однако масштабность изменений не позволила посткоммунистическому государству достичь универсальных демократических стандартов. Бурное обсуждение поправок к закону о некоммерческих организациях1 (НКО) вновь актуализировало дискуссии о судьбах российской демократии и гражданского общества. Исследователи отмечают, что общество разочаровалось не столько в самой демократии, сколько в своём политическом выборе, сделанном в начале 1990-х гг.2.

Таким образом, можно констатировать, что теоретическим фундаментом развития гражданского общества в России должна стать демократия участия, предполагающая гарантированную возможность граждан избирать власть на всех уровнях государственного управления, контролировать процессы властеосуществления, а также проявлять гражданские инициативы в создании и реализации законов, публично значимых политических программ, проектов управленческих решений. О значимости такого участия граждан сказал в своём первом ежегодном Послании Президент

© О.В. Андронов, 2009

страны Д.А. Медведев3. Более того, глава государства предложил предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций.

Неправительственные организации как институты общественного движения должны стать главной опорой отечественного гражданского общества. В связи с этим важнейшей задачей политической науки и практики представляется разработка политико-правового механизма межсекторного взаимодействия личности, общества и государства.

Одна из основных проблем при изучении третьего сектора в отечественной политической науке сводится к разработке единой методологии изучения. Большинство ученых считают, что сфера взаимоотношений общественности с госструктурами составляет окружающую среду третьего сектора, поэтому, как нам представляется, исходной методологической предпосылкой осмысления НКО является анализ взаимоотношений государства и гражданского общества4.

Изучение позиций исследователей по данной проблематике дало возможность сделать вывод о том, что оптимальным режимом функционирования неправительственных организаций является демократия участия. Кроме того, их эффективная деятельность способствует реализации принципов демократического правового социального государства.

НКО выступают в виде комплексного компонента гражданского общества. Значение деятельности неправительственных организаций как основной гражданообразующей силы в эпоху постмодерна неуклонно возрастает. Индивидуализм и свобода экономической деятельности, составляющие базовые ценности западного гражданского общества, на современном этапе продемонстрировали свою неспособность консолидировать общество. Поэтому преодоление кризиса либеральной модели возможно только путем обогащения данной концепции за счет таких ценностей, как коллективизм, патриотизм, чувство идентичности индивида с социальной группой и государством.

Как показали результаты массовых социологических опросов, проведенных на региональном уровне - в г. Саратове весной 2007 г. - подавляющее большинство респондентов ратуют за демократию с сильной государственной властью5. Эти же параметры присутствуют и в итогах опросов на всероссийском уровне6.

Принимая во внимание традиционно огромную роль государства в жизни нашего социума, учитывая неразвитость политических институтов, можно считать, что именно НКО могут стать в нашей стране важнейшим институтом политического участия народа. Именно они будут играть решающую роль в демократизации общественно-государственных отношений,

являясь показателем развитости гражданского общества.

НКО - это относительно новый феномен, появившийся в социально-политической системе США и европейских стран лишь в 50-х гг. прошлого века, а позже - в так называемых незападных демократиях. Их быстрое развитие стало следствием целого ряда социально-политических факторов.

Необходимо отметить, что происходит опережающий рост запросов личности по сравнению с возможностями их адекватного удовлетворения, предлагаемыми со стороны государства. Эти запросы растут очень быстрыми темпами. Информационная революция привела к увеличению в среднем классе числа людей, которые не удовлетворены существующими возможностями самовыражения не только в экономической, но и политической сферах.

Кризис двух ведущих концепций ХХ в. - социализма и государства всеобщего благоденствия - стимулировал поиск нового «направления развития». Последние два десятилетия демонстрируют своеобразный «кризис государства», который выразился в серьезных претензиях к традиционной государственной системе социальной защиты во многих странах. Крах социалистического эксперимента, проводившегося в странах Центральной и Восточной Европы, а также растущая обеспокоенность в связи с ухудшающимся состоянием окружающей среды и повсеместно возникающей в связи с этим угрозой здоровью и безопасности человека, также стали показателями неэффективности государственного управления.

Таким образом, стала очевидной несостоятельность утверждения о том, что только государственно-политическое управление способно эффективно решать все назревшие проблемы.

Именно неправительственные организации выступают сегодня на политической арене как опосредованный субъект властеосуществления, влияющий на процесс инициирования, разработки и реализации государственной политики, трансформируя сферу государственной монополии в область публичного управления. Трудно не согласиться с мнением экономиста всемирного банка Дж. Стиглица о том, что «потенциал государства определяется не только экономической политикой, но и уровнем развития общественных организаций в стране»7.

Разочарование в возможностях государства и рынка обеспечить полноценность человеческой жизни и, одновременно, успехи социальных движений привели к тому, что внимание и надежды многих сегодня сфокусированы на деятельности неправительственных организаций - самоорганизующихся институтах гражданского общества. Несмотря на то, что данный феномен является частью современных демократий, системного теоретического обоснования он пока не получил.

Политология

127

Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 1

Поскольку НКО возникли из общественных движений, то первый научный подход к их осмыслению сложился в рамках социологии, раздел которой - социология общественных движений - изучает доинституциональную природу общественных объединений: социально-психологические мотивы, причины и стимулы объединения индивидов, стереотипы коллективного поведения8.

Возникнув как социальное явление, по мере институционального оформления неправительственные организации приобретают всё большую значимость в политике. Соответственно такие вопросы, как определение статуса НКО, выявление их роли и функций в политической системе должны стать объектом изучения политической науки.

Однако такого системного политологического осмысления феномен НКО в России пока не получил, хотя все возрастающий объем публицистической литературы по этой тематике свидетельствует о неподдельном интересе политологов к данному явлению. В западной политологии дефиниции, статус, роль, место и функции НКО четко регламентированы, но интерпретация этого материала в отечественной науке вызывает массу сложностей, связанных со спецификой генезиса данного феномена в России и его восприятия исследователями.

Так, если на Западе некоммерческие организации были основаны по инициативе граждан «снизу» как результат демократических завоеваний общественности и потому развивались как общественно-государственные институты, то в России, учитывая исторически сложившееся доминирование государства над обществом, большая часть этих организаций была инициирована властью.

Кроме того, диссидентское движение 6080-х гг. прошлого века в нашей стране придало негативную оценку процессам общественной самоорганизации. Не случайно поэтому первыми переводами англоязычного термина «nongovernment organizations» стали термины «неформальные» или «негосударственные», а иногда и как «антигосударственные».

Эталоном политологического осмысления НКО считается международно признанный термин «неправительственные организации» -структуры третьего сектора, сфера и направление деятельности которых ограничена социальными параметрами9.

В отличие от бизнеса третий сектор (некоммерческие организации), как правило, вообще не стремится к извлечению прибыли, а если она и имеется, то тратится на общественно полезные дела, для которых и созданы НПО10.

Так, общественные объединения, определяемые как добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан на основе общности интересов для реализации общих целей11, являются един-

ственными легитимизированными Конституцией РФ организациями третьего сектора (ст. 30). В то же время как по международной классификации, так и российским законодательством они признаны лишь частью организационно-правовой формой НКО12.

Сегодня очевидна необходимость создания условий, при которых жизненная энергия, направленная на личностную самореализацию, сочеталась бы с вовлечением молодежи в общественную жизнь. И здесь перед неправительственными организациями встают следующие задачи.

Прежде всего, они создаются для генерации человеческого капитала, который заставляет демократию работать. Деятельность неправительственных организаций направлена на создание формальной и неформальной сети коммуникаций между государственно-политической системой и гражданским обществом. Такой подход к сути НКО соответствует концепции позднего модерна и постмодерна, когда гражданское общество рассматривается через взаимодействие личности и властных структур государства.

Именно неправительственные организации являются тем уникальным и мобильным механизмом вовлечения личности в процессы политического и гражданского участия. Они организуют общественность в мощные группы, способные влиять на государственную политику.

Деятельность неправительственных организаций должна быть направлена на снижение социальной напряженности в обществе. Участвуя в деятельности НКО, граждане снижают уровень своей депривации и реализуют свои потребности и интересы.

Неправительственные организации способствуют установлению баланса между правами и обязанностями гражданина, оптимального соотношения свободы и ответственности личности в рамках демократии.

Вступая в НКО, как подчеркивал К. Ясперс, каждый в той или иной степени определяет свою политическую, социальную, гражданскую и индивидуальную ответственность за правовой порядок в государстве и мире13, или, по ёмкому выражению Ю. Хабермаса, «индивидуально осваивает гражданскую позицию»14.

Как правило, неправительственные организации артикулируют наиболее острые социальные, политические, правовые, экономические проблемы, реально существующие в социуме.

Кроме того, они оказывают помощь государству в улучшении качества предоставляемых социальных услуг. НКО в состоянии взять на себя часть функций государства по обеспечению достойного уровня граждан.

Наконец, оценивая социально-экономический аспект роли объединений граждан в современном демократическом правовом государстве, нельзя не упомянуть об их исключительно важной роли в государствах с переходной экономикой.

128

Научный отдел

Ю.М. Алексеев. Интернет-технологии как фактор трансформации механизмов демократии

Здесь роль НКО еще более важна, что объясняется неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью социально-экономических вопросов переходного периода. В результате объединениям граждан частично приходится решать задачи, традиционно выполняемые государством в рыночной экономике. НКО обретают, таким образом, новую роль, дополняя традиционно государственные функции. Тем самым границы между властью и институтами гражданского общества становятся взаимопроникающими.

Вместе с тем необходимо отметить, что формирование и развитие гражданского общества в нашей стране происходит в неблагоприятных условиях. Гражданское общество и его организации не располагают равными правами и возможностями по сравнению с двумя другими компонентами, а именно государственным и коммерческим секторами. Будучи добровольным и «независимым», третий сектор часто рассматривался как нечто второстепенное по сравнению с остальными, особенно в условиях зарождающейся демократии.

Неправительственным организациям действительно не хватает потенциала в области анализа, управления, работы в единой сети и в вопросах мобилизации ресурсов. К тому же они не обеспечивают достаточную отчетность перед своими членами. Если экономический аспект их деятельности поддается оценке, то оценить эффективность их деятельности в социальной сфере очень сложно ввиду отсутствия методик. Часто правовая основа и директивные документы, регулирующие деятельность этих организаций, носят ограничительный характер. Поэтому крайне необходимо системное опосредованное государственное регулирование и стимулирование деятельности неправительственных организаций в России. Это поможет НКО стать равноправными эффективными партнерами власти по решению общественно - значимых проблем в государстве.

УДК 32:316.325:004

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Ю.М. Алексеев

Саратовский государственный университет, кафедра политических наук E-mail: alekseev-yura@mail.ru

В статье показана роль Интернета в общественно-политическом развитии современного общества. Анализируются возможности и

Примечания

1 См.: О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11. 1998 г., 08.07.1999 г., 21.03.2002 г., 28.12.2002 г., 23.12.2003 г., 10.01.2006 г., 02.02.2006 г., 03.11.2006 г., 30.12.2006 г., 30.12.2006 г.) М., 2007.

2 См.: ПетуховВ.В. Демократия участия в современной России (потенциал и перспективы развития) // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 79.

3 См.: Российская газета. 2008. 6 нояб.

4 См.: Баталова Ю.В. Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти: Автореф. ... канд. полит. наук. М., 2004.

5 См.: Вилков А.А., Данилов М.В., Шестов Н.И. Общественное мнение в преддверии избирательного цикла: глубинные основания и конъюнктурные проявления // Известия Сарат. ун-та. Новая серия. 2007. Сер. Социология. Политология. Т. 7, вып. 2. С. 79.

6 См.: Петухов В.В. Указ. соч. С. 5.

7 Цит. по: О взаимодействии организаций третьего сектора (НКО) с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт. М., 1999. С. 67.

8 См.: Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб., 1993. С. 108-109.

9 Isagani, Serrano R. Civil Society in Asia-Pacific Region. Washington, 1994. P. 138-143.

10 См.: Кутейников A£. Самоорганизация российского социума, третий сектор и общественная экспертиза // Гражданское общество и местное самоуправление в России: Материалы Гражданского форума - 2003. СПб., 2003.С. 180-181.

11 Ст. 2 п. 3 Федерального закона от 12 янв. 1996 г.«О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ.

12 Ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ (М., 2005).

13 См.: Ясперс К. Вопрос виновности // Знамя. 1994. № 1.С. 151.

14 См.: ХабермасЮ. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М., 1995.

перспективы изменения механизмов представительной демократии, насколько это реалистично и какие существуют проблемы. Ключевые слова: политические интернет-технологии,

интернет-голосование, виртуальные народные собрания, интернет-сообщества, электронное правительство, электронная демократия.

© Ю.М. Алексеев, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.