Д.С. Горелик. Правовая культура гражданского общества
нормы муниципальной службы, одновременно основанной на принципах, присущих идеальной модели PR: диалоговая коммуникация, творческий подход, оперативность, учет мнений и интересов целевых групп.
Примечания
1 ФЗ № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» М., 2004. П. 2 ст. 1.
Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002, С. 165.
Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 12.
Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М., 2005. С. 351. Сухотерин Л., Юдинцев И. Информационная работа в государственном аппарате. М., 2007. С. 324. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. Воронеж, 2003. С. 86.
УДК 323.3
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Д.С. Горелик
Саратовский государственный университет, кафедра политических наук E-mail: [email protected]
В статье представлены и проанализированы теоретические подходы к понятию правовой культуры. Дана оценка уровня правового сознания российского общества.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, правовая культура, правосознание.
Legal Culture in the Civil Society D.S. Gorelik
In the article theoretical approaches to the concept of legal culture are represented and analyzed. The estimation of legal consciousness state in the Russian society is given.
Key words: civil society, legal state, legal culture, legal consciousness.
Эволюционное развитие многих стран свидетельствует о том, что определённые гарантии прав и свобод человека создаются на основе развитости институтов гражданского общества и демократического правового государства. В российском обществе продолжается процесс формирования новой государственности, становления правового государства и открытого гражданского общества. Изменения произошли и в правовой системе, и в правовой культуре российского общества. В связи с изменившимися социально-политическими условиями требуется качественно новая правовая культура граждан, темпы формирования которой не соответствуют современному состоянию общественнополитической системы. Данное обстоятельство требует научного осмысления тех трансформаций, которые происходят в правовой и политической сферах общественной жизни.
Правовая культура общества - это составная часть созданных им духовных ценностей. Среди значимых элементов данной категории можно
назвать и определенный уровень правового сознания, и развитую правовую систему, и эффективное независимое правосудие, надежные гарантии прав и свобод гражданина, прочные правовые традиции, юридическую грамотность граждан и многие другие факторы, которые определяют правовую жизнь государства.
Правовая культура выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную целевую направленность, охватывающее всю совокупность наиболее значимых ценностных компонентов правовой реальности. Она является неотъемлемым компонентом цивилизованности общества, взаимосвязанности правового государства и гражданского общества.
Гражданскому обществу, как отмечают исследователи1, соответствует такая духовноценностная система, в которую включены гражданские права и свободы демократической ориентации: личная свобода, справедливость, неприкосновенность и безопасность граждан, право свободного существования и функционирования независимых объединений и др. Эта ценностная система способна функционировать в современном обществе, основанном на индивидуалистических принципах социального бытия. Для российского же общества характерно наличие принципа коллективизма, который является мощным духовным элементом социума. Данное противоречие не позволяет принять в качестве жизнеполагающих принципов основные положения гражданского общества. И если в эпоху политических и экономических трансформаций активно действующие субъекты - государство, политические партии, элиты - понимают и принимают необходимость правовых ценностей гражданского общества, то российское общество в основной своей массе еще не готово к изменениям.
2
3
4
5
6
© Д.С. Горелик, 2009
Таким образом, формирование и развитие правовой культуры гражданского общества должно способствовать повышению активности участия граждан в формировании властных структур, законодательном процессе.
Однако демократические реформы в России повлияли не только на изменения в политической системе государства, но и на общественное правосознание. Как справедливо отмечает Л.Е. Лапаева, «многовековой опыт авторитаризма и государственного произвола породил правовой нигилизм у абсолютного большинства россиян»2.
Очевидно, что построение гражданского общества немыслимо без правового государства и развитого правосознания. Это подтверждают и результаты многочисленных социологических опросов. Так опрос, проведенный в октябре 2006 г. в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, подтвердил, что наиболее важными демократическими ценностями для россиян являются закон, порядок, справедливые суды3. Такие важные для демократии ценности, как свободные и честные выборы, свобода слова и независимая пресса уступили место желанию иметь в стране справедливую судебную систему.
Вместе с тем исследование показало, что в обществе отсутствует уважение к закону. Наличие значительных групп населения, готовых преступить закон, - это показатель кризиса правосознания, правовой культуры, который фиксируются учеными более десяти лет. Данные факты крайне отрицательно сказываются на состоянии всего общества. Поэтому курс на продолжение политических реформ в российском обществе актуализирует проблему утверждения реальных демократических ценностей.
Вопросы правовой культуры должны стать основой для создания условий роста и значимости права в жизни формирующегося гражданского общества в России.
Примечания
1 См.: Кудряшова М.С. К вопросу о перспективах гражданского общества в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. 2001. № 1.
2 Лапаева Л.Е. Достоинство личности и закон в государстве Российском // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 78.
3 Козырева П.М. Правовое сознание и доверие // Полис. 2008. № 4. С.
УДК 329 (47)
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
О.В. Андронов
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Самара, кафедра связей с общественностью E-mail: [email protected]
В статье представлены и проанализированы основные направления развития некоммерческого сектора. Сделан вывод о том, что неправительственные организации как институты общественного движения должны стать главной опорой российского гражданского общества.
Ключевые слова: гражданское общество, участие граждан, неправительственные организации, некоммерческие организации.
Nongovernmental Organizations as the Factor of Political Development of Russia at the Modern Stage O.V. Andronov
In the article the main directions of the non-commercial sector development are represented and analyzed. The conclusion has been drawn that nongovernmental organizations being the institutions of public movement have to become the main support to the Russian civil society.
Key words: civil society, citizens’ participation, nongovernmental organizations, non-commercial organizations.
Прошедшее десятилетие для современной России ознаменовано глубокими переменами в политике. Однако масштабность изменений не позволила посткоммунистическому государству достичь универсальных демократических стандартов. Бурное обсуждение поправок к закону о некоммерческих организациях1 (НКО) вновь актуализировало дискуссии о судьбах российской демократии и гражданского общества. Исследователи отмечают, что общество разочаровалось не столько в самой демократии, сколько в своем политическом выборе, сделанном в начале 1990-х гг.2.
Таким образом, можно констатировать, что теоретическим фундаментом развития гражданского общества в России должна стать демократия участия, предполагающая гарантированную возможность граждан избирать власть на всех уровнях государственного управления, контролировать процессы властеосуществления, а также проявлять гражданские инициативы в создании и реализации законов, публично значимых политических программ, проектов управленческих решений. О значимости такого участия граждан сказал в своем первом ежегодном Послании Президент
© О.В. Андронов, 2009