Научная статья на тему 'Непосредственная демократия в истории и современности. Пути развития непосредственной демократии с учетом современных технологий'

Непосредственная демократия в истории и современности. Пути развития непосредственной демократии с учетом современных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2994
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / DIRECT DEMOCRACY / КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977Г / CONSTITUTION OF THE USSR 1977 / КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1978 Г / THE CONSTITUTION OF THE RSFSR 1978 / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / PUBLIC SERVICES / ИНТЕРНЕТ / INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Круглова Юлия Олеговна

В представленной статье автор обращает внимание на историю возникновения развития института непосредственной демократии: СССР и РФ. Рассматривает возможность развития непосредственной демократии в условиях современного общества и прогрессивных технологиях. Предлагает пути развития непосредственной демократии на примере уже существующих аналогичных интернет серверов, с помощью которых граждане получают государственные услуги. Разрабатывает концепцию функционирования данного сервера в процессе реализации нормотворческой инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непосредственная демократия в истории и современности. Пути развития непосредственной демократии с учетом современных технологий»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ. ПУТИ РАЗВИТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Круглова Ю.О. Email: [email protected]

Круглова Юлия Олеговна — магистрант, кафедра конституционного и муниципального прав, факультет: институт права, Университет им. Олега Емельяновича Кутафина, г. Москва

Аннотация: в представленной статье автор обращает внимание на историю возникновения развития института непосредственной демократии: СССР и РФ. Рассматривает возможность развития непосредственной демократии в условиях современного общества и прогрессивных технологиях. Предлагает пути развития непосредственной демократии на примере уже существующих аналогичных интернет серверов, с помощью которых граждане получают государственные услуги. Разрабатывает концепцию функционирования данного сервера в процессе реализации нормотворческой инициативы.

Ключевые слова: непосредственная демократия, Конституция СССР 1977г., Конституция РСФСР 1978 г., государственные услуги, интернет.

DIRECT DEMOCRACY IN HISTORY AND TODAY. WAYS OF DEVELOPMENT OF DIRECT DEMOCRACY TAKING INTO ACCOUNT MODERN TECHNOLOGIES Kruglova Yu.O.

Kruglova Yulia Olegovna—Master, DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL AND MUNICIPAL LA W, FACULTY: INSTITUTE OF LAW, UNIVERSITY OF A NAME OF OLEG EMELYANOVICH KUTAFIN, MOSCOW

Abstract: in the presented article the author draws attention to the history of the development of the Institute of direct democracy: the USSR and Russia. Considers the possibility of direct democracy development in the conditions of modern society and advanced technologies. Offers ways of direct democracy development on the example of already existing similar Internet servers, with the help of which citizens receive public services. Develops the concept of operation of the server in the process of implementation of the law-making initiative.

Keywords: direct democracy, the Constitution of the USSR 1977, the Constitution of the RSFSR 1978, public services, Internet.

УДК 4414

В представленной статье автор обращает внимание на проблему реализации правотворческой инициативы граждан в РФ.

Предметом исследования являются конституционно-правовое законодательство Российской Федерации, нормы смежных отраслей права, комплексно регулирующие отношения народовластия, теоретический материал, практика институтов непосредственной и представительной демократии.

Цель работы заключается в выработке концепции реализации доступного метода участия граждан в нормотворчестве.

Впервые право на участие граждан России в управлении делами государства было юридически признано Конституциями СССР и РСФСР 1977 и 1978 гг. соответственно. Статья 48 советской конституции установила, что «Граждане СССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения» [1].

Теперь следует разобраться, какие же формы участия были предусмотрены в советской Конституции?

Во-первых, это возможность избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Это право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Кстати в абзаце 3 статьи 49 декларировалось, что преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, должны были привлекаться к ответственности .

Во-вторых, отдельно выделялись формы участия общественных объединений граждан. В соответствии со статьей 7 Конституции СССР профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ), кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов [1] . В статье 100 предусматривалось право выдвижения ими кандидатов в депутаты помимо КПСС [1]. Статьей 8 было предусмотрено, что трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, то есть в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально--культурные мероприятия и материальное поощрение [1].

В-третьих, существовал институт народного контроля. Система органов народного контроля регламентировалась Законом от 09.12.1965 «Об органах народного контроля в СССР», Положением об органах народного контроля в СССР, утвержденным Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 19.12.1968 № 1020, а также законами союзных и автономных республик.

В настоящее время Конституция РФ провозгласила новый политический режим -демократия и новые формы учатия граждан.

Демократия - это один из политических режимом, в особенности которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Существуют непосредственная и представительная формы демократии. Непосредственная (прямая демократия) - это форма политической организации и устройства общества, где основные решения возбуждаются, принимаются иисполняются только гражданами лично, каждым из них

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:выборы; народное голосование, также референдум; народное обсуждение, а также инициатива граждан.

Прямая демократия наиболее развита в Швейцарии, штате Калифорнии Соединенных Штатов Америки, Лихтенштейне, Италии, вряду других стран, где часто проводятся референдумы. Во многих странах, существуют возможности инициировать референдум по инициативе простых граждан. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако многие политические вопросы нельзя рассмотреть на референдуме.

Представительная или ее еще называют репрезентативная демократия - это политический режим, при котором основным источником власти является народ, но управление государством предоставляется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная демократия необходима когда из-за огромных территорий или вследствие других причин затруднено регулярное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

На федеральном уровне народ не вправе напрямую инициировать законодательный процесс, участвовать в инициировании пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ. В законодательстве субъектов Российской Федерации, в отличие от федерального уровня, закрепляется право инициировать поправки, пересмотр, изменение Конституции (Устава) субъекта, иногда - возможность предложить проект нового основного закона.

На муниципальном уровне закреплено наибольшее количество форм непосредственного народовластия, используемых только при осуществлении муниципальной власти: сход, отзыв, территориальное общественное самоуправление и голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований.

На федеральном уровне закреплено несколько обязательных форм непосредственной демократии: выборы (единственный законный способ формирования представительных

органов и выборных должностных лиц); референдум по объединению субъектов федерации (единственный законный способ для укрупнения субъектов РФ); публичные слушания на муниципальном уровне (по определенному кругу вопросов); в некоторых случаях - проведение голосований по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований.

Тем не менее «роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например, местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и конференции граждан, их сходы и др., сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть».

Нельзя упускать из внимания такие формы участия населения в местном самоуправления как митинги, шествия и другие формы массовой общественной активности, хоть они и не являются основными способами обеспечения народовластия в высоко развитом демократическом обществе, но они вполне возможны при недостаточном развитии органов демократии или при игнорировании ими требований общественности.

1. Ввиду развития в настоящее Интернет-пространства, для удобства граждан введены такие интернет порталы, через которые можно управлять всеми видами предлагаемых государственных услуг [4].

Через них можно оплатить штафы, записаться ко врачу. В рамках выборов президента РФ 2018 года, был введен раздел выбора избирательного участка для голосования при надлежащей регистрации учетной записи гражданина РФ, что действительно является удобной формой участия и облегчает множество процедур [3].

Смотря наперед, избирательные участки можно переводить в систему электронного документооборота, поскольку все атрибуты голосования соблюдены на этапе подтверждения учетной записи. По мимо введения паспортных данных, ИНН, снилс онлайн, для получения всех видов услуг, сайт госуги затребует посещение Клиентского центра с паспортом.

Для проведения референдумов, в том числе если по аналогии вводить всеобщее голосование по вопросам социальной и иной общественной значимости на основании проекта «Российская общественная инициатива» необходимо создание сайта и приложения народной демократии, через который по аналогии с сайтом госуслуги будет опубликован перечень законопроектов и проектов, голосование по которым будет обязательно для учета в законодательном процессе.

Таким образом, непосредственная и представительная демократия имеют множество плюсов и минусов, многие плюсы связаны с возможностью непосредственно и опосредованно управлять государством, минусы с недоверием и нежеланием участия граждан по отношению к органам власти. Существующие уже в науке методы неподсредственной демократии такие как правовой эксперимент и Российская общественная инициатива способны решить вопросы недоверия к власти и законам своей доступностью и прозрачностью применения, а введение нового учета мнения граждан «интернет-демократия» способно вывести демократию Российской Федерации на новый уровень развития. Российская общественная инициатива и интернет демократия являются процедурами простыми и виртуальными, плюсом имеют также малозатратность, а проверка эффективности законопроектов (правовой эксперимент) помогает сэкономить множество бюджетных средств в будущем ( в случае выявления на этапе эксперимента неэффективности законопроекта), всвязи с этим, предлагается законодательно закрепить эти методы.

Список литературы / References

1. Конституция СССР и РСФСР 1977 и 1978 гг.

2. Закон от 09.12.1965 «Об органах народного контроля в СССР».

3. Портал гос. услуг РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 01.03.2018).

4. Портал активное Правительство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// archive.govemment.ru/docs/20405/. (дата обращения 01.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.