Научная статья на тему 'Неовизантийские мотивы в архитектуре Испании'

Неовизантийские мотивы в архитектуре Испании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
554
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ИСТОРИЗМ / HISTORICISM / ВИЗАНТИЯ / НЕОВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ / NEOBYZANTINE STYLE / СОБОРЫ / CATHEDRALS / ИСКУССТВО / ТЕОРИЯ / BYZANCE / ART THEORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савельев Юрий Ростиславович

The origin and evolution of the Neo-Byzantine style in Spain was in accord with the all-European trends of the development of this style, but at the same time it was based on the research by some historians of Spanish culture and art These historians discovered the Byzantine period in the history of the peninsula and wrote about the influence of the Byzantium on architectural forms and fine and decorative art The history of the Byzantine architecture was part of educational programs for the architects. Genuine Middle-age masterpieces of the capital and provincial schools were introduced to them during their trips across Italy, Greece and Turkey. Neo-Byzantine motives first emerged in the buildings by the most famous architects of Barcelona and Valencia in the 1860s 1870s. E. Rogent (the ceremony hall "Paraninfo" of the University of Barcelona), R.M. Jimenes (the lecture hall of the palace of the Marquees Dos Aguas in Valencia, J. M. Belda (the churches of the House of Benevolence "Casa dela Beneficencia" and of Saintest Heart of the Jesus in Valencia). Decorative motives are typical for this period. However, already in 1882, architect J. Martorel, the teacher of A. Gaudi, created a project that reproduced the cross-domed structure of a Byzantine typical church in Barcelona for the first time. In the 1880s the beginning of the 1900s, the buildings of the mature Neo-Byzantine style were built in Guadalajara (the Panteon of the Duchess de Sevillano by R. Velazques), in Madrid ("Panteon of the outstanding people" and the church of Saint Manuel and Saint Benedict by F. Arbos) and Oviedo (the temple of San Juan el Real by L. Bellido), representing the Highest architectural school in Madrid. The cross-domed structure of the Byzantine origin is accompanied by mosaic or paintings in the interior. The last period of the evolution of the style in the 1900s-1920s is represented in Barcelona by the masterpieces of outstanding Catalonian architects J. Martorel (the Church of Heart of Virgin Maria), A. Font-i-Carreras (the church of Saint Maria de Montalegre), J. Domenec-i-Estapa (the church of the Mother of God of Carmen) and L. Domenech-i-Montaner ("Casa de Convalescencia" of the Hospital of Saint Cross and Saint Paul). The buildings of this period, especially the twolast in thelist represent a peculiar stage in the development of the Neo-Byzantine style in Spain, supporting the idea of the depth in the understanding by their creators the principles of the architecture of Historicism. Within almost half-a-century evolution in the architecture of Spain, the Neo-Byzantine style was represented by two main architectural schools of Barcelona and Madrid. The domination of decorative motives was typical for the early period of its evolution, while the reproduction of cross-domed structure and the decoration with Neo-Romantic elements became common in thelater periods. The Neo-Byzantine style experienced the same kind of evolution in other European countries. However, interesting and peculiar features of constructive, compositional and decorative nature are typical for Spanish masterpieces of this style that distinguish them from the all-European context

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неовизантийские мотивы в архитектуре Испании»

Неовизантийские мотивы в архитектуре Испании

Ю.Р.Савельев

История неовизантийского стиля в европейской архитектуре XIX - начала ХХ века гораздо лучше исследована в странах Северной Европы - Германии, Австрии, Англии и почти неизвестна на самом средиземноморском юге - в Испании и Италии. В значительной мере это объясняется тем, что неовизантийские здания возводились в странах, где отсутствовали памятники классического средневекового византийского периода. Мастера историзма стремились охватить в своем творчестве все средневековые стили, включая неовизантийский. Немногочисленные неовизантийские здания Италии еще на стали предметом изучения по вполне понятной причине: они долгое время не ценились по сравнению с великолепными архитектурными произведениями византийской Италии в Равенне, Риме, Милане, Венеции, Неаполе, Бари, в Апулии и на Сицилии.

Испания в этом отношении занимает весьма сложное положение, которое отличает ее от других европейских стран. Культурно связанная с Восточной Римской империей в период раннего Средневековья, в дальнейшем она находилась в церковной зависимости от Рима, будучи полностью ориентирована на католическую традицию в культуре и искусстве, что выражалось в преобладании романского и готического стилей.

Однако в раннесредневековой Испании, как и в эпоху Античности, юг страны и Балеарские острова входили в состав Римской империи, Византии, и император Юстиниан планировал восстановить территорию державы периода расцвета. Присоединение Южной Испании облегчалось сохранением на ее землях римских порядков. Жители, исповедовавшие православие, были враждебны вестготам Толед-ского королевства. К тому же портовые города юга страны имели прочные торговые связи с Византией.

Завоевание Испании началось с севера Африки, возвращенного Юстинианом в лоно империи после господства вандалов. Тогда же был создан, как известно, Африканский экзархат с центром в Карфагене. Одна из новых византийских столиц Испании получила название Новая Картахена (сегодня в провинции Мурсия). Поэтому юг страны, вновь оказавшись в VI веке под властью Византийской империи, испытал значительное влияние христианской культуры византийской Африки. Несомненна родственность византийской архитектуры Северной Африки и Испании тех лет. Данный факт подтверждают археологические раскопки церквей в Альгезаресе в окрестностях Новой Картахены и в Сан-Педро-де-Алькантара близ другой, более значительной византийской столицы Ис-

пании - Малаги на южном побережье полуострова. Этот город - крупнейший порт на южном побережье - был тесно связан с византийской Африкой, откуда и распространялись церковные и культурные влияния империи.

Несмотря на относительную кратковременность обладания Константинополя югом полуострова в 552-624 годах, этот период явился фундаментальным для дальнейших судеб Испании, вестготской монархии, испанской церкви, архитектуры и искусства. В эти годы произошло событие, которое ввело Весготское королевство в круг византийской, то есть римской, цивилизации. Обращение короля Рекаредо (586-601) в православие (ортодоксально-никейское христианство) в 587 году превращает его из короля вестготов в покровителя всего испано-романского населения полуострова. Несомненно, что присоединение к римской (византийской) церкви одного из самых могущественных монархов Европы не обошлось без влияния Константинополя, ведь Толедо, столица вестготов, находился в церковной зависимости от Новой Картахены, византийской столицы Иберии.

Исследователи подчеркивают влияние Византии на весь ход развития Толедского королевства (по П. Губеру): еще при отце Рекаредо короле Леовихильдо (572-586) происходит «византинизация» вестготского государства. С конца VI века вестготские короли начали подражать византийским императорам в организации придворного церемониала, для которого заказывались атрибуты власти по византийским образцам. Византия оказала значительное влияние на испанскую церковь: от стилистики икон до чинопоследова-ния литургии. По археологическим данным, с середины VI века предметы и украшения, изготовленные в готском стиле, вышли из моды, их место все чаще стали занимать более изысканные произведения византийского происхождения.

В более позднее время, в самом начале Реконкисты, центром византийских влияний становится Арагонское королевство (XII - XV века) - обширная средиземноморская монархия, включавшая Арагон, герцогство Барселонское, королевство Валенсии, Балеарские острова, Сицилию, Неаполь и Афинское герцогство. К византийским императорским династиям Комнинов и Ангелов принадлежали короли испанской Реконкисты - король Арагона и Валенсии Яков I Завоеватель (1213-1276) и король Кастилии Альфонсо Х Мудрый (1252-1284). Благотворное влияние средиземноморской культуры и самобытной архитектурной традиции вылилось в создание так называемой средиземноморской готики, сильно отличавшейся от среднеевропейской.

Византийские влияния в Испании стали предметом изучения в ходе эволюции исторической науки и искусства историзма в XIX веке и продолжаются поныне. Время правления королевы Изабеллы II (1833-1868) считается эпохой первого расцвета романтизма и историзма в испанском искусстве и архитектуре. Внимание к истории зодчества, проектирование в разнообразных исторических стилях, изучение, реставрация и реконструкция памятников национальной архитектуры, преимущественно готической и романской, развитие археологии - все это характеризует данный период в испанском искусстве. Тогда же начинаются ставшие столь характерными для тех лет путешествия европейцев, в том числе испанцев, на Восток. Прежде всего в Италию, где византийские памятники можно увидеть в Венеции, Равенне и на Сицилии.

Среди посетителей Венеции был знаменитый писатель Педро Антонио де Аларкон (1833-1891), описавший свои впечатления от этого византийского города и полагавший, что пребывание в Венеции - это уже почти пребывание на

Востоке. Известный испанский историк, писатель и политик Эмилио Кастеляр (1832-1899) писал о соборе Св. Марка как о свидетеле всей богатейшей истории республики. Испанские путешественники отправлялись и дальше - в Грецию, Турцию, на Святую Землю. Их публикации пробудили в испанском обществе интерес к Византии, в то время как история архитектуры стала занимать все больше места в учебных программах архитектурных школ. В Мадриде издавались альбомы с чертежами памятников разных эпох, включая византийский период. Многие испанские зодчие получали образование за границей, прежде всего во Франции, где историзму принадлежала почетная роль в период правления короля Луи Филиппа (1830-1848) и императора Наполеона III (1852-1870). В Каталонии более заметным оказалось влияние немецкой архитектурной школы, где все более популярным становился Rundbogenstil («стиль круглых арок») в отличие от неоготического «стиля стрельчатых арок». Поэтому неовизантийские мотивы часто включались в неороманский архитектурный контекст.

Византийская архитектура. Атлас «Всеобщей истории архитектуры». Мадрид. Последняя четверть XIX века

Византийская капитель. Константинополь. VI век. Археологический музей Каталонии. Барселона

Церковь Спасителя (Св. Фруктуоза де Монтелиос). Брага. 656-665. Реконструкция. Аксонометрия. План

В самой же Испании историзм, наряду с эклектикой, занимает главное место в архитектуре при королях Альфонсо XII (1874-1885) и Альфонсо XIII (1886-1931) в эпоху так называемой Реставрации монархии. В этот продолжительный и плодотворный период зодчие увлеклись формами мавританского, романского и готического искусства, разнообразными орнаментальными и декоративными мотивами, создавая в каждой из провинций своеобразный, основанный на местных традициях архитектурный стиль. Среди конструктивных и декоративных мотивов встречаются и романо-византийские с использованием мозаики, орнаментальных росписей, арочных форм, средневековых ордеров с богато украшенными капителями и перспективными порталами.

Первые неовизантийские мотивы появились в архитектуре городов испанского Леванта - Барселоны и Валенсии - в 1860-е годы. Вначале они были более характерными для

интерьеров, чем для внешнего облика зданий. Тем не менее первые неовизантийские мотивы вводятся в композиции фасадов реконструированных средневековых храмов, например церкви Св. Марии в городе Матаро (1861-1864) к северу от Барселоны. Архитектор Хосеп Симо-и-Фонткуберта использовал в композиции ее фасада аркатурно-колонча-тые пояса из рядов декоративных арочек со статуями святых, обозначивших двухэтажную структуру здания. Возведенный в 1871 году фасад церкви Сант-Генис в городе Вилассаре, по свидетельству современников, также содержал неовизантийские элементы. Архитектор храма Мигель Гаррига-и-Рока (1804-1888), исполнявший должность городского архитектора Барселоны, построил свое наиболее известное произведение - оперный театр Лисео.

Ведущая роль в каталонской архитектурной школе принадлежала в те годы Элиасу Роженту (1821-1897). Получив

Э.Рожент. Актовый зал (Paraninfo) Университета Барселоны. 1863-1892. Колоннада над входом. Вид от главного входа

Р.М.Хименес Крос. Ораторий (молельня) во дворце маркизов де Дос Агуас. Валенсия. 1867. Общий вид. Капители

4 2015 55

в 1851 году диплом архитектора, он путешествовал по Европе, посетил Францию и Германию, возглавлял архитектурное образование в Барселоне и руководил работами по сооружению павильонов Всемирной выставки 1888 года. По проекту зодчего были отреставрированы многие средневековые храмы и монастыри, среди которых знаменитый романский монастырский ансамбль Санта-Мария-де-Риполь. Если в реставрации архитектор следовал идеям Э. Виолле-ле-Дюка, то в области современного строительства его творчество можно отнести к традиции немецкого RundbogenstiL Именно в подобном ключе был выполнен проект и затем построили здание Университета Барселоны (1863-1892). При достаточно скупом, даже суровом внешнем облике великолепно продуманы весь план здания, главный вестибюль, внутренние дворики, окруженные аркадами. Центром ансамбля и самым парадным пространством был задуман актовый зал (Paraninfo), весьма эклектичный благодаря применению элементов разных стилей, но удивительно цельный по своему композиционному и цветовому решению. Он представляет собой своеобразный контраст суровым фасадам университета. Как и в других интерьерах, архитектор вводит в декор зала мотив арок - то мавританских, то романских, то византийских. На аркаду же опираются просторные хоры над входом, а византийские мотивы придают ей особую торжественность и стройность. Художественные достоинства этого пространства определялись удивительно талантливо организованной системой декора, ставшей отличительной особенностью историзма в 1860-1870-е годы, в частности, с применением неовизантийских мотивов.

Примеры подобной стилистики характерны и для Валенсии. Среди них следует упомянуть небольшой ораторий (молельню) 1867 года в великолепном дворце маркизов де Дос Агуас. Архитектор Рамон Мария Хименес Крос (1829-1865) создал на основе византийских орнаментальных мотивов лаконичную композицию из арок, ниш, колонн и пилястр с использованием благородного сочетания белого (стены), голубого (свод) и золотого (фон живописи) цветов. Византийская орнаментика сосредоточена в трехлопастной арке над престолом, в декоре капителей, главной арки под потолком и в обрамлении живописных сцен (художник Хосе Брель, 1841-1894), чем подчеркивается архитектурно выявляемая конструкция интерьера.

Богатство византийской орнаментики нашло применение и в довольно эклектичном интерьере церкви Пресвятой Девы Марии Милостивой (сегодня - церкви Пресвятой Девы Марии дель Пуч) (1875-1877). Архитектор Хоакин Мария Кальво ввел орнаментальные мотивы в декор центральной апсиды, боковых арок, конструктивные элементы интерьера, что в сочетании с элементами неоготики придало ему еще большую декоративность.

Наиболее известные здания Валенсии с неовизантийскими мотивами построены по проекту Хоакина Марии Бельды Ибаньеса (1839-1912), который принадлежал к се-

мье потомственных зодчих, учился в Валенсии и Мадриде. Однако именно благодаря неовизантийским интерьерам в наши дни архитектора вспоминают особенно часто. В проектах он придал интерьерам удивительно жизнерадостный характер за счет богатства и разнообразия декоративных мотивов, выявляющих их конструкцию и архитектурные формы. Большая роль при восприятии декоративных эффектов принадлежит цвету, в чем видится хорошее знакомство зодчего с атласами орнаментальных стилей, издававшимися во Франции и Испании. Однако декоративные возможности ярких цветов использованы им в гармонии с общим архитектурным замыслом, дополняют и обогащают его.

Наиболее известен интерьер храма Дома благотворительности (Iglesia de la Casa de la Beneficencia) 1875-1883 годов. Как и в актовом зале Университета Барселоны, основным его мотивом являются аркады. Но здесь они имеют конструктивное значение, обрамляя пространство открытых галерей первого этажа и хоров. Роль купола выполняет световой фонарь в центре плоского, но перенасыщенного декором плафона. В декоративном убранстве интерьера преобладают орнаментальные мотивы, а также живописные изображения ангелов и святых, прославляющих Деву Марию, которой посвящен храм. Росписи принадлежат кисти известного валенсийского художника Антонио Кортины (1841-1890), завершившего работы в 1883 году.

Двумя годами позже, в 1885 году, Хоакин Бельда построил еще один базиликальный храм с насыщенным декором интерьером - Во Имя Святейшего Сердца Иисуса при Институте ордена иезуитов Св. Иосифа в той же Валенсии. Выдержанный в неороманских формах с элементами неоготики, он был украшен не так богато, как предыдущий, но с использованием растительных мотивов и священных изображений. Поли-хромная орнаментика выявляла архитектурные формы аркад, колонн и пилястр. После разрушительной гражданской войны церковь была реставрирована в 1940-1943 годах под руководством архитектора Мануэля Периса Вальбона.

Х.М.Бельда Ибаньес. Церковь Святейшего Сердца Иисуса при Институте ордена иезуитов Св. Иосифа. Валенсия. 1885. Реставрация 1940-1943 годов. Фрагмент интерьера

Бельда Ибаньес. Церковь Дома благотворительности. Валенсия. 1875-1883

«Парус» плафона с изображением орла - символа евангелиста Иоанна. Вид на плафон из галереи

Боковая галерея. Перспектива. Вид из зала

В декоративной системе интерьеров обоих храмов несомненно использование неовизантийских мотивов. Но во втором оно уже не столь активно, что говорит о принадлежности храма к следующему периоду эволюции неовизантийского стиля, когда декор уступает свою ведущую роль самим архитектурным формам, более отчетливо следующим византийским прототипам с полным подчинением орнаментики и системы росписи.

Памятником переходного периода приходится признать церковь Святейшего Сердца Иисуса ордена иезуитов в Барселоне, возведенную архитекторами Жоаном Марторелем-и-Монтельсом и Камилем Оливересом в 1882-1889 годах. Жоан Марторель (1833-1906) - крупнейший каталонский зодчий, учитель Антонио Гауди. В этом здании он талантливо соединил неороманские и неовизантийские мотивы, которые на сей раз были выражены не только в интерьере, но и во внешнем облике архитектурного ансамбля школы и церкви, увенчанной куполом на барабане. В основу структуры храма была положена византийская крестово-купольная система: паруса и подпружные арки, апсиды с конхами вызывали реминисценции с ясно читаемой восточной традицией. Они усиливались благодаря стилистике росписи на золотом фоне, близкой назарейцам. Основное внимание, согласно законам византийской эстетики, зодчий уделил главным в символическом отношении куполу и центральной апсиде, покрытым росписями и декором. В системе декора преобладали арочные композиции, включая окна с витражами и аркаду открытого в храм алтарного пространства. Подобная композиция будет повторена в более позднем интерьере Мартореля и послужит образцом для проектирования других храмов Барселоны.

На протяжении этого периода испанские зодчие, подобно Марторелю, уже не ограничивались включением в свои проекты византийской системы декора и отдельных конструктивных элементов, а обратились к воспроизведению целостной системы византийского храма, конечно же с

деталями других неосредневековых стилей. Это свидетельствовало о более глубоком изучении истории византийской архитектуры и осознании ее значения для европейской культуры. Начиная с 1880-х годов эволюция неовизантийского стиля затронула и другие города Испании - Гвадалахару, Мадрид и Овьедо.

В Гвадалахаре мадридский зодчий Рикардо Веласкес Боско (1843-1923) строит пантеон герцогини де Севильяно - одно из наиболее интересных неовизантийских зданий Испании. Веласкес - великолепный график, реставратор и историк архитектуры, впоследствии возглавивший Высшую архитектурную школу Мадрида, в 1880 году был приглашен читать там лекции по истории архитектуры. Когда в 1882 году самый известный меценат Гвадалахары обратилась к нему с заказом, архитектор не сомневался в выборе стилистики проекта, отдав предпочтение средневековой архитектуре. Именно эта тема была избрана им в 1894 году для вступительной речи в Академии художеств.

В довольно эклектичном внешнем облике пантеона византийские влияния не столь заметны, как в интерьере. Однако за неороманскими фасадами легко читается кре-стово-купольная структура византийского происхождения с планом в форме равноконечного креста. Византийские орнаментальные мотивы включены также в декор главного портала, что придает ему необходимую торжественность. Неовизантийская стилистика преобладает и в интерьере. Что касается системы декора, то в ней главенствуют мозаики, покрывающие стены, и мраморные детали - арки, киоты, пилястры, разноцветные вставки. Устремленное ввысь пространство пантеона декорировано согласно византийским канонам. На золотом фоне купола символически изображены Святой Дух в виде голубя, коронация Девы Марии с коленопреклоненными ангелами и архангелы. В парусах - евангелисты, на арках - медальоны с изображением святых, а на пилястрах - святые в рост. Композиция мозаичных сюжетов удивительно напоминает русские об-

Ж. Марторель-и-Монтельс, К. Оливерес. Церковь Святейшего Сердца Иисуса при Институте ордена иезуитов. Барселона. 1882-1889. Главный алтарь и боковые компартименты. Роспись конхи алтарной апсиды

Ж. Марторель-и-Монтельс, К. Оливерес. Церковь Святейшего Сердца Иисуса в Барселоне. 1882-1889. Ансамбль храма и института. Фото 1939 года

Купол и фрагмент фасада

Вид на алтарь и центральный купол

Купол и подпружные арки

' У-'^„.¿Ш

и г» я

Аркада центральной апсиды

УМШШ-ЩЛ ... %

й с 2

Апсида бокового компартимента

Р.Веласкес Боско. Пантеон герцогини де Севильяно. Гвадалахара. 1885-1921. Вид со стороны главного входа. Купол и подпружные арки

Мозаика бокового свода

Мраморные капители в декоре интерьера

разцы того же стиля. Строительство с последующей богатой отделкой здания пантеона началось в 1885 году и завершилось в 1921-м.

Подобно архитектору пантеона, к мадридской архитектурной школе принадлежал известный испанский зодчий, автор реконструкции музея Прадо Фернандо Арбос-и-Треманти (1840-1916) - создатель двух самых известных неовизантийских зданий столицы Испании. Он учился в Париже, затем в Высшей архитектурной школе Мадрида, которую закончил в 1869 году. В своем творчестве часто использовал знание истории архитектуры, а тема вступительной лекции 1898 года в Академии художеств «Наиболее кульминационные трансформации христианской архитектуры» свидетельствовала о его хорошем знакомстве с историей средневекового зодчества. Знания византийского периода пригодились ему при работе над проектом Королевской базилики Госпожи Нашей Аточи (Basilica de Nuestra Señora de Atocha), завершенном в 1890 году. Как и в пантеоне Веласкеса, в основу проекта была положена структура византийского происхождения - тетраконх, - дополненная просторным сводчатым нефом с западной стороны. Однако декоративные детали, заимствованные из арсенала не только византийского, но в целом средиземноморского зодчества, представляли причудливое, но довольно органичное сочетание разных стилей. В проект ансамбля, предназначавшегося для церемоний королевского двора, были включены малые павильоны, увенчанные куполами, галереи и даже колокольня, образцом которой послужила венецианская кампанила собора Св. Марка.

Строительство ансамбля велось в 1892-1899 годах, но так и не было доведено до конца. Возвели лишь П-образную галерею с внутренним двориком, которая должна была примыкать к собору, и колокольню. Построенное здание, в котором расположился «Пантеон выдающихся личностей» (Panteón delos Hombres Ilustres), дает представление об архитектурном замысле всего ансамбля и системе его декора с использованием византийских деталей, купольных форм, сводчатых и арочных конструкций. Наряду с композиционными особенностями византийские истоки замысла обозначались на фасадах чередующимися рядами белой и серой мраморной облицовки, как в храмах Северной Италии, где этот прием был заимствован из Византии.

На противоположном конце обширного парка Эль-Ретиро по проекту Ф. Арбоса был построен самый известный неовизантийский храм в Мадриде - Св. Мануэля и Св. Бенедикта (1902-1910). Талантливый зодчий поставил здание на довольно сложном по конфигурации участке, расположив главный вход под колокольней и повторив в основных чертах композицию неполного тетраконха (южная экседра осталась усеченной). В облик здания он ввел декоративные «минареты», отдав дань восточной традиции. Главным достоинством храма, роднящим его с византийскими образцами, стало огромное подкупольное пространство, свободное

*

Ф.Арбос-и-Треманти. «Пантеон выдающихся личностей». Мадрид. 1892-1899. Боковой павильон

Мозаика и декор главного входа

Проект ансамбля

от внутренних опор. Поверхность купола, барабана, парусов, центральной апсиды и боковых экседр была покрыта талантливо выполненной мозаикой, изображавшей святых в орнаментальном обрамлении на золотом и зеленоватом фоне. Наряду с мозаичным убранством византийские мотивы поддерживались мраморным декором стен. Благородный серый оттенок дополняло многоцветье колонн с беломраморными капителями разных форм растительного рисунка.

Неовизантийская стилистика всего архитектурного пространства напоминает интерьер строившейся почти одновременно церкви Сан-Хуан-эль-Реаль в городе Овьедо на севере Испании. Автором проекта был талантливый выпускник мадридской Высшей архитектурной школы 1894 года Луис Бельидо Гонсалес (1869-1955). Проект был выполнен в 1901 году, а строительство велось в 1905-1915 годах. За довольно эклектичным внешним обликом здания, облицованного натуральным камнем с обилием декоративных элементов, едва угадывается структура базилики, завершенная с востока формой тетраконха и увенчанная куполом. В отличие от мадридского храма, базиликальность видна и в интерьере по контрасту с вертикальной динамикой подкупольного пространственного объема. Отличие заключается в активном выявлении формы арок, опирающихся на сгруппированные у их основания пилястры. В интерьере преобладает неороманская стилистика, хотя пространственное решение, элементы мраморного декора и мотивы живописных сюжетов адресуют к византийской традиции.

Как было показано, мадридская архитектурная школа дала несколько великолепных примеров неовизантийской стилистики, и, следуя логике ее эволюции, необходимо вернуться к произведениям каталонской архитектурной школы, находившейся на подъеме в начале ХХ века. В период каталонского Возрождения (1а RenaixenQa) первостепенное значение приобрели национальная история и культура, а также обращение к истокам христианской духовности, одним из свидетельств которой было византийское зодчество. Об этом писал известный каталонский зодчий, историк и публицист Жозеп Пуч-и-Кадафалк (1867-1956). В своем исследовании византийских влияний в испанской средневековой архитектуре он обратился не только к истории юга полуострова и Ба-леарским островам, где византийские памятники зафиксированы археологически, но и средиземноморского побережья Каталонии. Зодчий признавал большое значение восточной литургии, усвоенной в средневековой Испании благодаря североафриканским византийским влияниям, ее роль в церковной архитектуре.

Большое внимание византийской архитектуре уделял в своих записках Антонио Гауди (1852-1926), считая ее одним из важнейших стилей в средиземноморской архитектурной традиции. В значительной мере на формирование его мировоззрения повлиял Жоан Марторель. Неовизантийские идеи в архитектурном мире Каталонии представляли и другие ее наиболее известные мастера - Л. Доменек-и-

Монтанер (1850-1923), Ж. Доменек-и-Эстапа (1858-1917), А. Фонт-и-Каррерас (1846-1924) и многие другие.

В начале ХХ века в Барселоне продолжает развиваться неовизантийская традиция предшествующего периода.

Ф.Арбос-и-Треманти. Храм Св. Мануэля и Св. Бенедикта. Мадрид. 1902-1910

Интерьер храма

Интерьер храма Св. Мануэля и Св. Бенедикта. Мадрид

Купол и фрагмент декора

Мозаика алтаря. Христос Вседержитель с апостолами св. Петром и св. Иоанном Евангелистом

Купол и подпружные арки

Мозаичное изображение херувима. Фриз конхи центральной апсиды

Мозаичное изображение крылатого льва - символа евангелиста Марка

Марторель проектирует и строит в 1904-1913 годах церковь Сердца Девы Марии (santuario del Cor de Maria), в интерьере которой развивает композиционные идеи своего предшествующего проекта - храма Святейшего Сердца Иисуса (1882-1889). В новом интерьере опять воспроизведена византийская крестово-купольная структура. Основное внимание уделено декорированию купола и особенно центральной алтарной апсиды, где использованы мотив аркады и орнаментальная живопись, в конхе появляются образы Св. Троицы, Девы Марии и предстоящих святых. Разнообразие убранства дополняется цветными витражами и скульптурными изображениями ангелов. Здесь участвуют все виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, орнаментика и витраж. Богатство интерьера скрыто за неороманским фасадом с элементами неоготики, как это характерно для каталонской архитектуры тех лет.

Более цельным выглядит интерьер церкви Св. Марии де Монталегре, построенной по проекту архитектора Аугу-ста Фонта-и-Каррераса (1846-1924) в 1912 году. Вновь главенствует мотив арок, пространство трансцепта усложнено устройством хоров, а над алтарем возвышается сень - характерный элемент неороманского и неовизантийского стилей. Во внешнем облике храма преобладают неороманские мотивы.

Наиболее интересна по своему архитектурному качеству в ряду неовизантийских храмов Каталонии церковь Божией Матери дель Кармен, построенная в 1910-1917 годах по проекту Хосепа Доменека-и-Эстапа (1858-1917). Архитектор создал произведение, удивительно цельное и оригинальное в своей пространственной организации. В работе над проектом он, несомненно, обращался к византийским и романским образцам. Здание очень удачно расположено на пересечении улиц,

Л.Бельидо Гонсалес. Храм Сан-Хуан-эль-Реаль. Овьедо. 1901 (проект), 1905-1915 (строительство). Купола и декор фасадов

Л.Бельидо Гонсалес. Храм Сан-Хуан-эль-Реаль. Овьедо. Интерьер. Капители

64 4 2015

Х.Доменек-и-Эстапа. Церковь Божией Матери дель Кармен. Барселона. 1910-1912. Общий вид. Интерьер

Капитель и фриз портала главного входа Мозаичный образ Божией Матери дель Кармен портала

бокового входа

4 2015 65

что способствует выявлению его крестово-купольной основы, увенчанной скрытым за барабаном куполом. В композиции фасадов преобладают арочные мотивы окон и галерей, акцентированные растительным декором из камня в обрамлении главного портала и бокового входа с мозаичным изображением Девы Марии дель Кармен.

Большой интерес представляет интерьер храма, прежде всего, из-за гармоничных пропорциональных соотношений подкупольного пространства и центрального нефа, объединенного с боковыми великолепно прорисованными аркадами. Следуя средневековой традиции, зодчий выявил структуру интерьера во внешних формах - один из немногих подобных примеров среди неовизантийских храмов страны. Не менее талантливо и гармонично решено в интерьере соотношение формы и декора. Поверхности стен покрыты орнаментальной росписью на золотом фоне с преобладанием синих оттенков. Особенно насыщен росписями алтарь, где изображены Св. Троица, Силы Небесные и процессии святых, предстоящих Богоматери с Младенцем. По византийскому обычаю на стене алтаря изображались пурпурные византийские ткани в качестве своеобразного фона для надпрестольной сени. Ее конструкция и декор адресуют к традициям Каролингского Возрождения, которое в свое время также развивалось под влиянием византийской культуры.

Архитектор Х. Доменек показал удивительное по глубине знание истории средневекового искусства, в особенности византийского и родственного ему романского, получившего отражение в интерьере и внешнем облике храма Божией Матери дель Кармен.

Неовизантийские мотивы присутствуют и в творчестве выдающегося каталонского зодчего, историка, реставратора и государственного деятеля Луиса Доменека-и-Монтанера (1850-1923). Как и многие архитекторы историзма, он был прекрасным знатоком истории искусства, в особенности романского. Монастыри и храмы этого стиля он изучал в процессе реставрации, а в 1886-1897 годах издал многотомную «Историю искусств». Неосредневековыми мотивами насыщены многие его произведения, среди которых выделяется обширный ансамбль госпиталя Святого Креста и Святого Павла на севере Барселоны. Будучи спроектирован в начале столетия, он строился на протяжении двух этапов - в 1902-1913 и 1920-е годы. Ко второму строительному периоду относится возведение Дома выздоравливающих (Casa de Convalescencia), центральная часть которого решена в духе византийского пятикупольного храма, а здание в целом напоминает дворцы Константинополя или Фессалоник, конечно же с декоративными деталями каталонского модернизма. Главный мотив фасадов - аркады, облицовочный материал - красный кирпич и поливная керамика куполов и конхи апсиды над выступающим эркером главного входа. Преобладание арочных мотивов в интерьере, тем не менее, больше заставляет думать о зодчем как мастере каталонского модернизма. В целом же архитектура павильона принад-

лежит периоду эволюции историзма, когда в его развитии ощущалось влияние модерна. В начале ХХ века это было характерно для всех европейских стран.

Как и в других европейских странах, в Испании неовизантийский стиль входил в палитру неосредневековых стилей архитектуры историзма, как правило, наряду с неороманским. Архитекторов привлекали выразительные возможности пространственных купольных и арочных форм, системы декора, выразительной иконографии. Византийский период в развитии архитектуры и искусства воспринимался как родственный романскому как в отношении конструктивных и пространственных, так и декоративных систем. Византийское зодчество было хорошо известно в Испании благодаря публиковавшимся исследованиям европейских ученых и собственным поездкам испанских зодчих по Италии, Греции и Турции. В стиле историзма работали широко образованные архитекторы, знающие историю, многие из них занимались реставрацией и педагогической деятельностью.

Неовизантийские мотивы были особенно характерны для двух главных испанских архитектурных школ - Барселоны и Мадрида. В Каталонии создавались удивительно интересные и самобытные образцы неовизантийского стиля. Однако на первом этапе его развития были сильны неороманские влияния немецкого RundbogenstiL («стиля круглых арок»), а в интерьерах стремление к декоративности приводило к одновременному использованию мотивов византийской, романской и даже мавританской архитектуры. В самом начале эволюции стиля подобное соседство декоративных мотивов было характерно и для Высшей архитектурной школы Мадрида, более связанной с французской образовательной традицией. В дальнейшем от преобладания «декорации» перешли к применению конструктивных форм и, наконец, к воспроизведению целостных конструктивных систем и объемно-пространственных композиций византийской церковной и дворцовой архитектуры. При этом эволюционировала и система декора, все больше приближавшаяся к каноническим византийским основам. Подобный путь неовизантийский стиль прошел и в других странах, следуя логике развития европейского историзма. Но в Испании он обладал удивительно интересными и своеобразными особенностями как конструктивного, композиционного, так и декоративного характера, что выделяло архитектурные произведения этой страны из общеевропейского контекста.

Л.Доменек-и-Монтанер. Дом выздоравливающих. Ансамбль госпиталя Святого Креста и Святого Павла. Барселона. 1902 (проект), 1920-1930 (строительство). Фасад со стороны внутреннего двора. Фрагмент фасада

Интерьер главного вестибюля. Фрагмент Купола и апсида главного фасада

Литература

1. Alarcon P.A. De Madrid a Napoles. Madrid, 1861.

2. Castelar E. Recuerdos de Italia. Vol.1. 3 ed. Madrid, 1884.

3. Cortes Arrese M. El descubrimiento del Arte Bizantino en España. Madrid, 2002.

4. Fontbona i de Vallescar F. Del Neoclassicisme a la Restauració (1808-1888) // Historia de l'Art Catalá. Vol. VI. Ed. "Edicions 62". Bacelona, 1983.

5. Fontbona i de Vallescar F., Miralles F. Del Modernisme al Noucentisme // Historia del'Art Catalá. Vol. VII. Ed. "Edicions 62". Barcelona, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Fontbona i de Vallescar F. Neomedievalismes al segle XIX. Barcelona, 1999.

7. Puig-Boada I. El pensament de Gaudi. Compilacio de textos i comentarios. Barcelona, 2004.

8. Puig i Cadafalch J. L'Architecture religieuse dans le domaine Byzantine en Espagne // Byzantion. Revue Internationale des Études Byzantines. 1924. N. 1. P. 519-533.

9. Santuari de la Mare de Déu del Carme de Barcelona. Barcelona, 1993.

10. Inclan Valdés J.M. y Navascués Palacio P. Arquitectura española. 1880-1914 // Summa Artis. Historia general de arte. Vol. XXXV-2. Ed. "Espasa Calpe". Madrid, 1993.

Neo-Byzantine Motives in Architecture of Spain.

By Yu.R.Saveliev

The origin and evolution of the Neo-Byzantine style in Spain was in accord with the all-European trends of the development of this style, but at the same time it was based on the research by some historians of Spanish culture and art. These historians discovered the Byzantine period in the history of the peninsula and wrote about the influence of the Byzantium on architectural forms and fine and decorative art. The history of the Byzantine architecture was part of educational programs for the architects. Genuine Middle-age masterpieces of the capital and provincial schools were introduced to them during their trips across Italy, Greece and Turkey.

Neo-Byzantine motives first emerged in the buildings by the most famous architects of Barcelona and Valencia in the 1860s - 1870s. E. Rogent (the ceremony hall "Paraninfo" of the University of Barcelona), R.M. Jimenes (the lecture hall of the palace of the Marquees Dos Aguas in Valencia, J. M. Belda (the churches of the House of Benevolence "Casa dela Beneficencia" and of Saintest Heart of the Jesus in Valencia). Decorative motives are typical for this period. However, already in 1882, architect J. Martorel, the teacher of A. Gaudi, created a project that reproduced the cross-domed structure of a Byzantine typical church in Barcelona for the first time.

In the 1880s - the beginning of the 1900s, the buildings of the mature Neo-Byzantine style were built in Guadalajara (the Panteon of the Duress de Sevillano by R. Velazques), in Madrid ("Panteon of the outstanding people" and the church of Saint Manuel and Saint Benedict by F. Arbos) and Oviedo

(the temple of San Juan el Real by L. BeLLido), representing the Highest architectural school in Madrid. The cross-domed structure of the Byzantine origin is accompanied by mosaic or paintings in the interior.

The last period of the evolution of the style in the 1900s-1920s is represented in Barcelona by the masterpieces of outstanding Catalonian architects J. Martorel (the Church of Heart of Virgin Maria), A. Font-i-Carreras (the church of Saint Maria de Montalegre), J. Domenec-i-Estapa (the church of the Mother of God of Carmen) and L. Domenech-i-Montaner ("Casa de Convalescencia" of the Hospital of Saint Cross and Saint Paul). The buildings of this period, especially the twolast in thelist, represent a peculiar stage in the development of the Neo-Byzantine style in Spain, supporting the idea of the depth in the understanding by their creators the principles of the architecture of Historicism.

Within almost half-a-century evolution in the architecture of Spain, the Neo-Byzantine style was represented by two main architectural schools of Barcelona and Madrid. The domination of decorative motives was typical for the early period of its evolution, while the reproduction of cross-domed structure and the decoration with Neo-Romantic elements became common in thelater periods. The Neo-Byzantine style experienced the same kind of evolution in other European countries. However, interesting and peculiar features of constructive, compositional and decorative nature are typical for Spanish masterpieces of this style that distinguish them from the all-European context.

Ключевые слова: архитектура, историзм, Византия, неовизантийский стиль, соборы, искусство, теория.

Key words: architecture, historicism, Byzance, Neo-Byzantine Style, cathedrals, art, theory.

В статье использованы фотографии автора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.