Научная статья на тему 'Традиции и внешние влияния в ранней архитектуре средневековой Сербии'

Традиции и внешние влияния в ранней архитектуре средневековой Сербии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
487
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА СЕРБИИ / РАШСКАЯ ШКОЛА / СОХРАНЕНИЕ АНТИЧНЫХ И РАННЕХРИСТИАНСКИХ ТРАДИЦИЙ / ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ И РОМАНСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ СТИЛИСТИКИ / MEDIEVAL SERBIAN ARCHITECTURE / SCHOOL OF RASHKA / PRESERVING ANTIQUE AND EARLY CHRISTIAN TRADITIONS / INTERPENETRATION OF BYZANTINE AND ROMANESQUE ARCHITECTURAL STYLISTICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронова Ариадна Александровна

The Serbian architecture in the second half of XII c. is a striking example of a distinct style formed under the influence of the Western and the Eastern culture intertwined and interpenetrated. The school of Rashka as an original phenomenon in architecture has been formed, which synthesized external influence on the first stage only, and which soon created models of its own for the future development. The architectural typology developed a Byzantine plan of the domical architecture of a compressed crossin square, as well as acquired basic elements of early Romanesque buildings; at large based on a general type of singlenaved buildings traditional for the Mediterranean. As a rule preserving constructional traditions can be seen in the way medieval monuments were erected on the foundations of antique or early Christian buildings while preserving architectural details of the previous constructions as spolias. Monuments built in Serbia in XII c. were a part of the general process of the development of culture and arts both in the East and in the West. The rise in building activity was due to the stability of the Byzantine power in the Balkans, as well as the contacts revival between inland Serbia and Adriatic seaside and consequently the workmen arrived from that area. So the first phase of the formation of the Serbian medieval architecture is characterized by the synthesis and balance of both stylistic trends.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditions and External Influence in Early Architecture in Serbia in Middle Ages

The Serbian architecture in the second half of XII c. is a striking example of a distinct style formed under the influence of the Western and the Eastern culture intertwined and interpenetrated. The school of Rashka as an original phenomenon in architecture has been formed, which synthesized external influence on the first stage only, and which soon created models of its own for the future development. The architectural typology developed a Byzantine plan of the domical architecture of a compressed crossin square, as well as acquired basic elements of early Romanesque buildings; at large based on a general type of singlenaved buildings traditional for the Mediterranean. As a rule preserving constructional traditions can be seen in the way medieval monuments were erected on the foundations of antique or early Christian buildings while preserving architectural details of the previous constructions as spolias. Monuments built in Serbia in XII c. were a part of the general process of the development of culture and arts both in the East and in the West. The rise in building activity was due to the stability of the Byzantine power in the Balkans, as well as the contacts revival between inland Serbia and Adriatic seaside and consequently the workmen arrived from that area. So the first phase of the formation of the Serbian medieval architecture is characterized by the synthesis and balance of both stylistic trends.

Текст научной работы на тему «Традиции и внешние влияния в ранней архитектуре средневековой Сербии»

Традиции и внешние влияния в ранней архитектуре средневековой Сербии

А.А.Воронова

Средневековая архитектура Сербии является ярким примером особого художественного стиля, созданного в условиях переплетения и взаимопроникновения западных и восточных культурных влияний, но при сохранении, где это было возможно, национальных строительных традиций. Разумеется, на землях, бывших ранее отдаленными провинциями Римской империи и постоянно подвергавшихся вторжениям различных народов, культурный обмен со столицами был затруднен из-за недостаточной развитости сухопутных связей по сравнению с морскими. Однако именно в этих условиях сложилась совершенно самобытная архитектура, лишь на первом этапе синтезировавшая внешние стилистические влияния, но вскоре создавшая собственные образцы для своего дальнейшего развития.

Сербское средневековое государство возникло на развалинах античного римского города Арсы, возродившегося позднее под именем Рас1. Впоследствии этот город дал название целой области (Рашка), ставшей ядром средневековой Сербии и епископским центром. Подъем Сербского средневекового государства начался с прихода к власти династии Неманичей, основоположником которой был великий жупан Стефан Неманя, впоследствии прославленный Сербской церковью как Симеон Мироточивый. В той сложной политической ситуации Неманя вынужден был неоднократно менять направленность своих действий (от Запада к Востоку и наоборот)2. Особое значение имело усиление культурных и экономических связей с Италией. Несмотря на постоянные войны с Византией, именно в эпоху Немани сложилась православная ориентация Сербии3. Во внутренней ее структуре континентальное православное пространство преобладало над католическим Приморьем4. Так называемая западная политическая ориентация Сербии была обусловлена только целью легитимации власти и была связана с самодержавной идеей, понимаемой в византийском ключе и осуществляемой внутри византийского мира5.

Развитию и укреплению Сербского государства в конце XII - начале XIII века способствовала благоприятная внешнеполитическая обстановка, прежде всего ослабление Византии после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году. Установление полной независимости государства было неразрывно связано с большим духовным подъемом церковной жизни в стране и созданием в 1219 году архиепископом Саввой, сыном Стефана Немани, Сербской автокефальной церкви. Вскоре Савва основал восемь новых епископий (в дополнение к трем существовавшим), в том числе и в Приморье, и граница

между православием и католичеством отодвинулась на запад, к ярко выраженным католическим епископским центрам в городах (до этого папская курия постоянно претендовала на церковную юрисдикцию во внутренних районах Балкан)6.

Будучи в ХП-Х^ веках самостоятельным православным государством, Сербия, тем не менее, испытывала на себе сильнейшее влияние западной культуры, особенно в XIII веке7. Решающим обстоятельством для распространения западного влияния было то, что Сербию с 1054 года пересекала граница, разделявшая христианство на православие и католичество8.

Сохранение архитектурного континуитета во внутри-континентальных регионах Западных Балкан выражалось в первую очередь в том, что возникавшие там средневековые памятники, как правило, строились на фундаментах античных и раннехристианских сооружений. Древнейшим из сохранившихся таких памятников на территории Сербии является церковь Св. Петра в Расе близ города Нови-Пазар (рис. 1). Существует даже мнение о ее позднеантичном или ранневизантийском происхождении - около VI века - и о ее возможной функции как баптистерия. Предполагается, что в эпоху расселения славян на этих землях, в конце VI - начале VII века, церковь была запущена и разрушена, а обновлена в конце IX - начале Х века. Небольшое углубление в полу в центральной части храма трактуется как купель, а небольшие каменные колонны, украшенные рельефными крестами, - как детали верхней конструкции баптистерия. В связи с этим предполагается также, что галерея верхнего яруса представляет собой катехумену - помещение для готовящихся принять крещение9.

Однако новейшие исследования опровергают эту версию на основании типологического несоответствия данного памятника аналогичным по функциям раннехристианским сооружениям, отсутствия археологического материала из столь ранней эпохи, а также слишком малых размеров и непригодности для купели упомянутого отверстия в полу храма (рис. 2). Возможно, это был тайник, а две каменные колонны служили подсвечниками, такое их назначение сохранялось и в средневековую эпоху. Из исторических источников известно, что храм был епископской резиденцией еще в Х веке, а его возникновение датируется концом IX - началом Х века, чему соответствует сохранившаяся архитектура и живопись. В качестве особой функции церкви более вероятным представляется ее назначение как мемориального объекта10.

На протяжении своей истории церковь Св. Петра в Расе многократно рушилась, обновлялась и перестраивалась.

Тем не менее в пространственном решении, структуре плана, а также в некоторых конструктивных и стилистических элементах она сохранила основные черты раннероманского сооружения центричной круглой формы с галереей и куполом (рис. 3). Кроме центральной купольной части к средневековому периоду относятся части внешнего кольцевого нефа, не сохранившегося с южной стороны. Позднее к церкви были пристроены экзонартекс и большое прямоугольное помещение с южной стороны.

Полностью сохранившаяся центральная часть церкви имеет круглую форму в сочетании с тетраконхом. Крестообразная структура плана образована устройством мощных пилястр,

Рис. 1. Церковь Св. Петра в Расе, конец IX - начало Х века. Вид с северо-запада. Фото автора

пристроенных к круглой стене и имеющих вследствие этого трапециевидное сечение. Таким образом, между пилястр образуются конхи неправильной формы, причем восточная конха увеличена и образует подковообразное алтарное пространство. Вероятно, внешний кольцевой неф с радиальными стенами первоначально окружал центральную часть храма с трех сторон.

Архитектура церкви демонстрирует раннероманскую строительную концепцию конца IX - начала Х века: своды над конхами выполнены в форме неправильных растянутых полукуполов, тогда как их лицевые арки имеют полуциркульную форму. Для того, чтобы свод прилегал к неправильной формы конхе, в ее углах устраивались ниши в виде тромпов. Переход от квадратной формы основания опор к круглому барабану также был осуществлен с помощью тромпов (рис. 4). Неправильной формы восьмигранный снаружи барабан, завершенный полусферическим сводом, не характерен и архаичен даже

Рис. 3. Церковь Св. Петра в Расе, разрез. Из книги: НешковиЬ J., НиколиЪ Р. Петрова црква код Новог Пазара. С. 19

Рис. 2. Церковь Св. Петра в Расе, план. Из книги: НешковиЬ J., Рис. 4. Церковь Св. Петра в Расе, интерьер. Фото автора НиколиЪ Р. Петрова црква код Новог Пазара. Београд, 1987. С. 18

для дороманской архитектуры. Галерея на верхнем ярусе, над сводами конх, расположена вокруг центрального купольного пространства и открывается в него рядом проемов. Сохранившаяся часть галереи имеет первоначальные конструктивное решение и высоту: она перекрыта полуциркульными сводами, усиленными поперечными арками.

В стену северо-западной пилястры встроены два римских фрагмента, один из которых имеет латинскую надпись. При археологических исследованиях в предалтарной части были открыты фундаменты двух колонн, свидетельствующие о первоначальном наличии трехарочного проема - трибелона (в XVIII веке он был заменен единой аркой), а сами эти колонны как и одна из баз, соответствующая по своей упрощенной форме ранневизантийскому времени, найдены близ церкви.

Концепция церкви в духе раннероманской архитектуры обозначила крайнюю границу ее распространения на восток, к регионам византийской архитектуры того времени. Наряду с церковью Св. Доната в Задаре церковь Св. Петра является единственным известным центричным и круглым в плане памятником с галереей на верхнем ярусе. Эти особенности возникли благодаря использованию архаичных конструктивных решений, а также форм, близких к византийской традиции. Форма купола и декоративные ниши на фасаде отражают непосредственное византийское влияние. Это явление, несомненно, стало следствием положения церкви в пограничном по отношению к зонам доминирования романской и византийской архитектуры регионе и.

Первые памятники эпохи расцвета Сербского средневекового государства - времени правления династии Не-маничей - сначала лишь синтезировали в себе романские влияния, в частности византийский план купольной церкви в виде сжатого вписанного креста. Но вскоре они образовали в архитектуре Сербии совершенно самобытное художественное направление, получившее в науке название «рашская школа».

Для рашских церквей характерна развитая алтарная часть, а купол занимает среднюю треть длины нефа. Аналогичную структуру имеют средневековые церкви Кипра, Крита и некоторых районов Греции, но также и множество церквей на восточной Адриатике. Родоначальником рашской школы считается церковь Св. Николая в Топлице близ Куршумлии (рис. 5), построенная между 1158 или 1162 и 1168 годами великим жупаном Стефаном Неманей. Архитектура церкви носит преимущественно византийский характер, что обычно объясняется обстоятельствами встречи Немани с византийским императором Мануилом Комнином в Нише, имевшей следствием признание за Неманей верховной власти над Рашкой и сближение с Византией, в частности перенесение константинопольских образцов в местную архитектуру12. Храм был построен на месте ранневизантийского некрополя, близ первоначальной столицы Немани, как монастырская церковь на пути из Ниша через Прокупле в центр Призренской епи-скопии.

Первоначальное ядро церкви представляет собой одно-нефный купольный тип с трехчастным алтарем, южным параклисом при подкупольной части и тремя апсидами, полукруглыми изнутри и многогранными снаружи (рис. 6). Выраженными византийскими особенностями храма является купол с волнистой кровлей13 и трибелон на восточной стене (рис. 7), а также высокая строительная техника и византийский способ кладки плинфы с утопленным рядом на красноватой штукатурке. Позднее (вероятно, после 1219 года, когда храм стал центром епископии) был пристроен нартекс с двумя мощными башнями и широкой аркой между ними. Трехъярусные, квадратные в плане башни имели приземистые пропорции и завершения в виде плоского купола на восьмигранном барабане, а также широкие арочные проемы для звонов и бифоры (рис. 8). Подобное расположение башен относительно наоса (их разнесенность по сторонам

Рис. 5. Церковь Св. Николая в Топлице, 1165-1168. Вид с востока. Фото автора

П

Рис. 6. Церковь Св. Николая в Топлице, план. Из книги: Чанак-Ме-диЬ М. Архитектура Нема^иног доба I. Црквеу Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре сред^ег века. Корпус сакралних гра^евина. Београд, 1986. С. 31

от нартекса) свойственно византийской архитектуре (например, церковь Св. Софии Охридской), однако существует версия влияния архитектуры собора Св. Трифона в Которе на композицию нартекса Никольской церкви14. Предполагается, что Неманя после строительства главной части храма обновил соседнюю церковь Богородицы (о ней речь далее).

Поздняя западная часть здания церкви Святого Николая отличается от ранней способом кладки - чередованием рядов камня и кирпича с меньшей упорядоченностью. Но все своды и арки выложены старым приемом - только кирпичом с утопленным рядом, что наряду с общим равновесием форм прежней и новой постройки создало стилистическое единство частей из разных эпох. Раннехристианская традиция сооружения поддержана использованием старой плинфы с множеством знаков, причем некоторые из них античного происхождения. Одна латинская надпись с именем MAVRIANVS датируется серединой V - серединой VI века. Кроме того, в качестве основания престола северного параклиса использован античный профилированный фрагмент15.

Церковь Св. Николая в Топлице послужила образцом, на который в дальнейшем ориентировались первые памятники рашской стилистической группы. При очевидном преобладании византийских черт ее план не соответствует распространенному в византийской архитектуре того времени типу вписанного креста, но близок к типу однонефных сооружений,

Рис. 7. Церковь Св. Николая в Топлице, интерьер (вид на трибелон). Фото автора

традиционных для всего средиземноморского мира16. Появление двойных башен на западном фасаде церкви, которое обычно принято объяснять особым значением храма как центра епископии или ктиторской церкви, также включает этот объект в широкий круг предшественников, в том числе на Западе. В целом же, говоря о проблеме двубашенных нартексов, ученые отмечают их функции защиты (как физической, так и духовной), погребальную функцию с совершением некоторых литургических обрядов (панихид), хранения реликвий. Происхождение этого элемента возводится к раннехристианской традиции, получившей, однако, большее распространение в романской архитектуре вестверка, особенно в Германии и Венгрии17.

В отличие от церкви Св. Николая, обладающей преимущественно византийскими чертами в архитектуре, соседняя с ней церковь Богородицы в Топлице близ Куршумлии (рис. 9) имеет выраженные романские черты. Этот храм связан с именем супруги Стефана Немани, Анны (в монашестве Анастасии), которая, вероятно, основала здесь монастырь и жила в нем. Церковь датируется тем же периодом, что и Никольская церковь: между 1158 или 1162 и 1168 годами. Раскопаны постройки монастыря на месте древнего ранневизантийского поселения и раннесредневекового некрополя Х-ХП веков. Первоначальная церковь относится к ранневизантийскому времени, VI веку, а во времена первых Неманичей она была обновлена. Тогда возникли трибелон перед алтарем (восстановлен при реставрации) и все стены и конструкции выше остатков прежних стен на высоте одного-двух метров.

Рис. 8. Церковь Св. Николая в Топлице, аксонометрическая реконструкция. Из книги: КораЪ В. Jеднобродна црква са куполом у ви-зантщсщ архитектури XI и XII века// Измену Византще и Запада: одабране студще о архитектури. Београд, 1987. С. 84

В плане церковь представляет собой триконх с нартексом и апсидой, трехгранной снаружи и полукруглой внутри (рис. 10). В углах перед началом боковых конх сохранились основания опор, на которые, очевидно, опирались подпружные арки, державшие эллипсоидный купол. Восточный и западный травеи были перекрыты полуциркульными сводами. Первоначальные входы с трех сторон западного травея выложены по аналогии с триконхальной церковью в Юстиниане Приме (Царичином граде). Кроме того, капители, использованные как сполии в качестве баз построенного в нартексе трибе-лона с транзенами между колонн, идентичны капителям, найденным при раскопках базилики с криптой в Царичином граде. Это типичные византийские капители VI века с волютами, крестом и листьями аканта18. Первоначальный нартекс был одной ширины с наосом и соединен с ним. С южной и

Рис. 9. Церковь Богородицы в Топлице, между 1158 и 1168 годами. Вид с запада. Фото автора

северной сторон к нартексу примыкали прямоугольные в плане пастофории. Вероятно, в XIV веке на месте прежнего был построен новый нартекс, немного длиннее, открытый во все стороны, на его углы опирались поперечные и продольные арки. Форма и расположение этих опор говорят о возможном наличии верхней конструкции. Положение арок и почти правильная квадратная основа показывают, что эта часть могла быть перекрыта крестовым сводом или куполом. С северной и южной сторон арка могла быть поддержана бифорой с транзеном.

Примерно на одном-двух метрах высоты церкви сохранился византийский способ кладки: чередование плинфы и штукатурки одинаковой толщины. Как и на старой плинфе Никольского храма, здесь встречаются буквы, знаки и то же латинское слово MAVRIANVS, по которым плинфа датируется

Рис. 11. Церковь Св. Георгия (Столпы Св. Георгия) в Расе, после 1170-1171 годов. Вид с юго-запада. Фото автора

МедиЬ М. Архитектура Немаьиног доба I. Цркве у Топлици и

долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре Рис. 12. Церковь Св. Георгия в Расе, план. Из книги: НешковиЬ J. средьег века. Корпус сакралних гра^евина. С. 50 Ъур^еви Ступови у Старом Расу. Кралево, 1984. С. 26

32 3 2012

серединой V - серединой VI века. Выше кладка идет ломаным, плохо притесанным камнем и кирпичом. Так же выложены и арки алтарного трибелона. По этому признаку предполагается, что церковь была обновлена теми же мастерами, которые построили нартекс и башни церкви Св. Николая в Топлице19.

Вскоре, в 1170-1171 годах, Стефан Неманя построил в честь своей победы при Пантине (в Косово) свой главный храм -Церковь Св. Георгия (Столпы Св. Георгия)в Расе (рис. 11). Очевидно, храм построен пришедшими с Запада строителями, о чем свидетельствует ярко выраженный внешний облик храма романского стиля - с многогранно-овальной формой барабана, башнями-звонницами типа ломбардских кампа-нилл и ломбардскими аркатурами под всеми карнизами. Отход от византийской концепции экстерьера объясняется тем, что тогда Неманя в борьбе за церковную автокефалию пытался освободиться от византийской зависимости и в большей степени сблизиться с приморскими районами своей державы20.

Однонефная церковь состоит из трех травеев: восточного с трехчастным алтарем, центрального купольного с боковыми притворами и западного в функции нартекса с мощными башнями по сторонам (рис. 12). Пространство алтаря расширяется к востоку и завершается тремя апсидами, полукруг-

Рис. 13. Церковь Св. Георгия в Расе, вид с юго-востока. Фото автора

лыми внутри и многогранными снаружи. По распределению основных объемов храм напоминает прежние задужбины Немани (особенно Никольской церкви в Топлице), которым свойственна акцентированная купольная часть, но с сильно сжатым планом, что вплотную приближает его по форме к центричному храму.

Новшеством являются треугольные тимпаны со всех четырех сторон основания купола снаружи, придающие церкви крестообразный облик (рис. 13). Лезены завершаются под карнизом тимпана фризом слепых аркад, традиционным для романских церквей. Слепые аркады имеются под карнизами боковых притворов и, скорее всего, были и на треугольном тимпане над алтарной апсидой. Барабан купола, снаружи восьмигранный с неравными гранями, приближается по форме к призматическому со скругленными углами и расчленен аркатурными нишами. Стыки граней купола усилены лезена-ми, завершающимися в верхней части по коротким сторонам двумя, а по длинным - тремя слепыми аркадами. Благодаря почти призматической форме купола - с ориентацией углов по диагоналям четверика - эти диагональные стыки купольных граней тянутся до стыков треугольных тимпанов, что позволяет обходиться без наружного оформления пандативов. Окна расположены симметрично по поверхности овального изнутри барабана, однако смотрятся несимметрично на его внешней многогранно-призматической оболочке21.

Самыми выделяющимися формами - не только западного фасада, но и боковых - были две мощные колокольни, давшие название церкви (рис. 14). Можно предположить, что их

Г ЛПППГ] ¥1 ПППГгГ ГггГ

0 н рпл АТУ и® ж 1 1 ш \ т 1 0 ПгГ И

Рис. 14. Церковь Св. Георгия в Расе, реконструкция восточного фасада. Из книги: Нешковик J. Ъур^еви Ступовиу Старом Расу. С. 31

объемы близки к романским: высотой в несколько уровней, с окнами, увеличивающимися на каждом уровне (чем выше уровень, тем окно больше), а на верхнем уровне многочастными (бифоры и трифоры). Сжатый по продольной оси и растянутый в поперечном направлении план храма определяет облик восточного и особенно боковых фасадов, где боковые притворы со своими аркадными тимпанами служат контрапунктами для монументальных колоколен и широкого купола. Наибольшей выразительности достигает своеобразное решение западного фасада, где колокольни обрамляют широкий простой купол с двумя аркадными тимпанами четверика и нартекса, а перспективный портал с розой завершает его декор. Внешний архивольт тимпана широкий, сложного романского профиля, украшен растительным орнаментом22.

Характерным византийским элементом интерьера является трибелон на двух пилонах перед апсидой (рис. 15). Эллипсоидный изнутри купол на парусах (правильный эллипс из двух центров) лежит на подпружных прислоненных арках, которые в свою очередь опираются на угловые выступы в подкупольном пространстве. Снаружи углы четверика со всех сторон усилены мощными пилястрами. Изнутри барабан опоясан фризом слепых аркад на полуколоннах, стоящих на профилированных консолях с импостами, что является самой выразительной особенностью интерьера храма (рис. 16). Колоннада уменьшает распор купола. Импосты с консолями имеют классическую форму, но без листов аканта.

Нартекс перекрыт полуциркульным сводом, углы башен снаружи усилены мощными пилястрами, что говорит о прежнем перекрытии башен крещатыми сводами или куполами. Храм выложен полностью из камня, без кирпича (что типично для романики), очень качественно, особенно купол сложной формы. Найдены мраморные треугольные фрагменты первоначальной центральной части пола храма - розы амвона под центром купола23. Несмотря на образец Никольской церкви,

в Столпах Св. Георгия осуществлена особая архитектурная композиция, отмеченная новыми решениями, из которых наиболее значительными являются треугольные фронтоны на внешних гранях четверика и внутри купола - ряд слепых аркад у подножия барабана (их 14, а не 8 или 16, как обычно принято). Символическое значение колоколен храмов как властительских задужбин также впервые явно выразилось в архитектуре этого храма. Нижний ярус башен имел функцию капелл, а возможно, там было и захоронение, как в некоторых поздних рашских памятниках, где капеллы располагались и на втором ярусе башни. Эта традиция пришла из западных областей, где при башнях часто устраивались «королевские помещения», а иногда и оратории, но в рашских церквах они предназначались и для церковных иерархов.

Возможно, что храм построили мастера из Комо (Северная Италия) - известные «комачини». В архитектуре Северной Италии встречается немало близких форм, а эти мастера много строили в Далмации и оттуда могли прийти в Рашку. В целом появление столь монументальных памятников в Сербии XII века включено в общие процессы культурного и художественного развития как на Востоке, так и на Западе. Подъем строительства связан со стабилизацией византийской власти на Балканах, а также с активизацией контактов внутриконтинентальных регионов Сербии с адриатическим Приморьем и деятельностью приходивших оттуда бригад мастеров. Поэтому для памятников первой фазы формирования рашской школы характерны синтез и равновесие обоих стилистических направлений24.

В целом наличие в средневековой Сербии мотивов из двух художественных сфер объясняется особенностями ее пограничной во всех смыслах среды. В дальнейшем с укреплением Сербского государства и получением церковной автокефалии появляются новые знаковые памятники, окончательно сформировавшие композиционную и стилевую

Рис. 15. Церковь Св. Георгия в Расе, интерьер (вид на трибелон). Рис. 16. Церковь Св. Георгия в Расе, купол изнутри. Фото автора Фото автора

концепцию рашской архитектурной школы. Однако именно рассмотренные нами первые сербские церкви, в поисках новых решений сохранявшие традиции Востока и Запада, заложили фундамент нового стиля и продолжали заметно влиять на его дальнейшее формирование.

Примечания

1 См.: Калик J. Европа и Срби. Средни век. Београд, 2006. С. 27.

2 В 1165-1168 годах Стефан Неманя встречался с византийским императором Мануилом Комнином в Нише, что привело к признанию за Неманей верховной власти над Рашкой и сближению с Византией. В 1170-1171 годах Неманя в борьбе за церковную автокефалию пытался освободиться от византийской зависимости и в большей степени сблизиться с приморскими районами своей державы. В 1183-1196 годах вместе с венгерским королем Белой III он отвоевал у Византии обширные земли к востоку вплоть до Софии, а также присоединил большие территории на юге, в Македонии, и на юго-западе до Адриатики. Таким образом, он объединил Сербию (Рашку) с Дуклей (Зетой), что значительно повысило его статус на Балканах и в восточно-адриатическом пространстве. См.:Чанак-Медик М. Архитектура Нема^иног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре сред^ег века. Корпус сакралних гра^евина. Београд, 1986. С. 15, 55, 66.

3 Однако это не помешало Немане включиться в третий Крестовый поход (1188) и признать себя вассалом Фридриха Барбароссы (1189). См.: Максимовик Л. Византийки свет и Срби. Београд, 2008. С. 419-421.

4 В тогдашнем международном политическом порядке корону можно было получить только из Рима, а автокефалию национальной церкви - только из Византии, а именно из Никеи. Чтобы обеспечить реальное равноправие сербского великого жупана с византийским императором и венгерским королем, в 1198-1199 годах Неманя потребовал королевскую корону от папы Иннокентия. Однако корону он не смог тогда получить; за нее (и между собой) продолжили бороться сыновья Немани Стефан и Вукан. В результате в 1217 году коронован был Стефан, победивший в этом конфликте с помощью Болгарии и названный Первовенчанным. Примечательно, что несмотря на поражение Вукана, опиравшегося на Венгрию и Римскую церковь, Венгрия включила Сербию в венгерский королевский титул, куда она входила до 1918 года. См.: Калик J. Европа и Срби. Средни век. С. 152.

5 См.: МаксимовикЛ. Византийки свет и Срби. С. 423-426.

6 См.: Калик J. Европа и Срби. Средни век. С. 553. Архи-епископия Дубровника считала своей территорию до границ Калочской архиепископии (в Венгрии), а архиепископия Бара - Сербию, Боснию и Требинье. См.: Ъирковик С. Работ-ници, вол'ници, духовници. Друштва сред^овековног Балкана. Београд, 1997. С. 241.

7 Стефан Неманя родился в Дукле и был крещен первый

раз по католическому обряду и вторично в Расе - по православному. См.: Ъирковик С. Срби ме^у европским народима. Београд, 2004. С. 43.

8 Сербы выходят на политическую сцену Европы в начале XII века, и первые известия о них происходят из венгерских источников (Венская иллюстрированная хроника). Данные о первых сербско-венгерских отношениях 1120-х годов демонстрируют близкие родственные связи между семьей рашских великих жупанов и венгерской династией Арпадов. См.: Калик 3. Европске теме српске истори'е у среднем веку // Европа и Срби. Ме^ународни научни скуп 13-15 децембра 1995: зборник радова. Београд, 1996. С. 36.

9 Нешковик 0., Николик Р. Петрова црква код Новог Паза-ра. Београд, 1987. С. 18, 23.

10 Поповик С. Преиспитива^е цркве Светог Петра у Расу // Стефан Немала - Свети Симеон Мироточиви. Ме^ународни научни скуп, септембар 1996. Београд, 2000. С. 209-229.

11 См.: Нешковик 3., Николик Р. Петрова црква код Новог Пазара. Београд, 1987. С. 5-38.

12 См.: Чанак-Медик М. Архитектура Нема^иног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре сред^ег века. Корпус сакралних гра^евина. Београд, 1986. С. 15.

13 Подобным образом поставлен купол кафоликона монастыря Хора и южной церкви монастыря Липса в Константинополе. См.: Корак В. Леднобродна црква са куполом у византи'ско] архитектури XI и XII века // Измену Византи'е и Запада: одабране студи'е о архитектури. Београд, 1987. С. 84.

14 См.: Кандик О.М. Куле-звоници уз српске цркве XI - XIV века // Зборник за ликовне уметности 14, Нови Сад, 1978. С. 28.

15 В нижнем уровне южной башни была капелла с захоронением. Захоронения были и под всей поверхностью пола нартекса, и в северной башне. Поблизости находится еще одна позднеантичная базилика, гораздо более просторная в сравнении с рашскими храмами, без внутренних опор; ее боковые нефы были пристроены позднее. Она сложена в технике «опус микстум» с тремя рядами кирпича. Датируется IV или самое позднее - V веком. При ее раскопках найден только античный материал, следов ее обновления или использования в Средние века не было. См.: Чанак-Медик М., Бошковик Ъ. Архитектура Нема^иног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре сред^ег века. Корпус сакралних гра^евина. Београд, 1986. С. 15 - 28, 47.

16 См.: Нешковик 3. Нека отворена питала о црквеном градите^ству у доба Стефана Немане // Стефан Немала - Свети Симеон Мироточиви. Ме^ународни научни скуп, септембар 1996. Београд, 2000. С. 200-202.

17 См.: Чанак-Медик М. Двол'не куле на прочему цркава Нема^иног доба // Стефан Немала - Свети Симеон Мироточиви. Ме^ународни научни скуп, септембар 1996. Београд, 2000. С. 181-195.

18 См.: Дероко А., Радо]чиЬ Св. Откопава^е Царичина града

1947 године // Старинар. Нова сери'а. К^ига I. Београд, 1950. Сл. 32; Спремо-ПетровиЬН. Базилика са криптом у Царичином граду. Старинар, нова сери'а. К^ига III - IV. 1952 - 1953. Београд, 1955. С. 171-175. Сл. 4, 5, 12. Также были найдены две другие ранневизантийские капители.

19 Купол церкви был, скорее всего, на кубичном основании, с окнами в восточной и, вероятно, западной стенах, откуда следует, что это основание купола было гораздо выше боковых частей здания. Такая пространственная конструкция - с сильно выделенным кубичным основанием - показывает, что церковь по своей форме напоминает архитектуру первых за-дужбин Неманичей, построенных до Студеницы. В Студенице и всех последующих рашских церквах XII-XIII веков восточный и западный травеи значительно выше и завершаются на одной высоте. По замыслу купол ближе к куполу церкви Св. Николая, но выше его и очевидно воздвигнут позднее. Потом все задужбины Неманичей имели купол такой высоты. Трибелон сделан по образу церкви Св. Николая (но там он с трехчастным алтарем), встречается он и в церквах соседней Болгарии с Х века - в обоих случаях в сочетании с однонеф-ным наосом. На южной стене нартекса имеется аркосолий, вероятно над захоронением. Все плиты пола выложены в процессе реставрации. См.: Чанак-Медик М., Бошковик Ъ. Архитектура Нема^иног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре сред^ег века. Корпус сакралних гра^евина. Београд, 1986. С. 39-48.

20 См.: Чанак-Медик М. Архитектура Нема^иног доба I. С. 55, 66.

21 См.: Нешковик J. Ъур^еви Ступови у Старом Расу. Кра^ево, 1984. С. 43, 51.

22 В центральном поле тимпана портала была вставлена плита с ктиторской надписью, фрагменты которой были найдены при раскопках. См.: Нешковик J. Ъур^еви Ступови у Старом Расу. Кра^ево, 1984. С. 69-71, 78, 84.

23 Ряд элементов восстановлен по аналогии с Никольской церковью: центральная апсида; протезис и дьяконник, отделенные от центральной части алтаря продольными арками, на которых лежат полуцилиндрические своды; боковые прямоугольные ниши в алтаре. Между приворами и башнями образовались помещения, южное из которых точно служило капеллой и было перекрыто крещатым сводом. Это обычное место рашских храмов для параклисов. Северное помещение было перекрыто полуциркульным сводом. Возможно, здесь был не параклис, а притвор, как позднее в Жиче и Сопочанах. См.: Чанак-Медик М., Бошковик Ъ. Архитектура Нема^иног доба I. Цркве у Топлици и долинама Ибра и Мораве // Споменици српске архитектуре сред^ег века. Корпус сакралних гра^евина. С. 55-68.

24 К неразрешенным вопросам памятника относятся происхождение, формы и функции боковых притворов, впервые примененных в рашской архитектуре. Возможно, они появились просто для удобства доступа, так как к западному входу церкви вела монументальная лестница из-за большой раз-

ницы в высоте земли и пола, а боковые входы были ближе: южный - к первоначальной трапезной, а северный - к кельям. Однако подобные притворы есть и в Студенице, где другие пространственные условия, и там эти притворы - с литургическими нишами в восточной стене. См.: Нешковик J. Ъур^еви Ступови у Старом Расу. Кра^ево, 1984. С. 92-95, 130-132, 159, 167-173, 177-178, 186-189.

Traditions and External Influence in Early Architecture

in Serbia in Middle Ages. By A^.Voronova

The Serbian architecture in the second half of XII c. is a striking example of a distinct style formed under the influence of the Western and the Eastern culture intertwined and interpenetrated. The school of Rashka as an original phenomenon in architecture has been formed, which synthesized external influence on the first stage only, and which soon created models of its own for the future development. The architectural typology developed a Byzantine plan of the domical architecture of a compressed crossin square, as well as acquired basic elements of early Romanesque buildings; at large based on a general type of singlenaved buildings traditional for the Mediterranean. As a rule preserving constructional traditions can be seen in the way medieval monuments were erected on the foundations of antique or early Christian buildings while preserving architectural details of the previous constructions as spolias. Monuments built in Serbia in XII c. were a part of the general process of the development of culture and arts both in the East and in the West. The rise in building activity was due to the stability of the Byzantine power in the Balkans, as well as the contacts revival between inland Serbia and Adriatic seaside and consequently the workmen arrived from that area. So the first phase of the formation of the Serbian medieval architecture is characterized by the synthesis and balance of both stylistic trends.

Ключевые слова: средневековая архитектура Сербии, рашская школа, сохранение античных и раннехристианских традиций, взаимопроникновение византийской и романской архитектурной стилистики.

Key words: medieval Serbian architecture, school of Rashka, preserving antique and early Christian traditions, interpenetration of Byzantine and Romanesque architectural stylistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.