Научная статья на тему 'НЕОЛОГИЗМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ'

НЕОЛОГИЗМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / НЕОЛОГИЗМ / СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / УПРАЖНЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г.

Введение. В статье рассматривается проблема развития иноязычной словобразовательной компетенции студентов высших учебных заведений в процессе обучения английскому языку. Целью исследования является методическое обоснование системы упражнений, направленных на развитие словообразовательной компетенции на материале неологизмов, возникших в период пандемии коронавируса. Материалы и методы. Использованные в исследовании методы включают анализ теоретических источников по проблемам неологизации и словообразования английского языка, а также методики обучения иностранному языку. В качестве материала исследования послужил корпус англоязычных неологизмов (300 лексических единиц), дидактический потенциал которых использован в целях развития словообразовательной компетенции обучающихся. Результаты. Методически обоснован, разработан и предложен к использованию в образовательном процессе комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие словообразовательной компетенции студентов в процессе их обучения английскому языку. Обсуждение. На обсуждение выносятся следующие преимущества развития словообразовательной компетенции на материале неологизмов периода пандемии: текущий процесс неологизации дает представление о словотворческом потенциале английского языка; словарный запас обучающихся расширяется за счет актуальной лексики; происходит знакомство студентов с продуктивными способами словообразования и развитие их словообразовательных умений и навыков. Заключение. Делается вывод о лингводидактическом потенциале новой лексики «эпохи пандемии» в аспекте развития словообразовательной компетенции студентов. Основные положения: - период пандемии коронавируса характеризуется активным процессом неологизации, в результате которого появилась новая лексика, отражающая различные сферы жизни общества в данный временной отрезок; - образование новой лексики происходит по продуктивным в современном английском языке словообразовательным моделям на основе существующих способов словообразования; - неологизмы, возникшие в период пандемии, могут быть активно использованы в качестве учебного материала в целях развития словообразовательной компетенции студентов; - развитие словообразовательной компетенции студентов осуществляется с опорой на методическую систему Б. Блума, в которой выделяет последовательность учебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOLOGISMES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF THE PANDEMIC PERIOD

Introduction. The article deals with the problem of the development of word-formation skills and abilities of students of higher educational institutions in the process of teaching English. The aim of the study is to provide a methodological substantiation for the development of a system of exercises aimed at developing word-formation competence based on the material of neologisms that appeared during the coronavirus pandemic. Materials and methods. The methods used in the study include the analysis of theoretical sources on the problems of neologization and word-formation of the English language, as well as methods of teaching a foreign language. The corpus of English neologisms (300 lexical units) served as the research material, the didactic potential of which was used to develop the word-formation competence of students. Results. A set of tasks and exercises aimed at developing the word-formation competence of students in the process of teaching English has been methodically substantiated, developed and proposed for use in the educational process. Discussion. The following advantages of the development of word-formation competence based on the neologisms of the pandemic period are brought up for discussion: the current process of neologization gives an idea of the word-creation potential of the English language; the vocabulary of students is expanding due to the new words; students get acquainted with productive ways of word formation and the development of their word-formation skills and abilities takes place. Conclusion. The conclusion is made about the linguodidactic potential of the new vocabulary of the "pandemic era" in the aspect of the development of students' word-formation competence Highlights: The period of the coronavirus pandemic is characterized by an active neologization process, as a result of which a new vocabulary has appeared, reflecting various spheres of social life in a given time period; The formation of new words takes place according to productive word-formation models in English; Neologisms of the “pandemic epoch” can be actively used as teaching material in order to develop students' word-formation competence. The development of the word-formation competence of students is based on the methodological system of B. Bloom, in which he distinguishes a sequence of educational goals: knowledge, understanding, application, analysis, synthesis, assessment.

Текст научной работы на тему «НЕОЛОГИЗМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ»

DOI 10.25588/CSPU.2021.163.3.006

УДК 42-3(07) : 378.937 ББК 81.432.1-4-9 : 74.480.26

Е. Ю. Никитина1, О. Ю. Афанасьева2, М. Г. Федотова3

1ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID № 0000-0001-9289-1573 Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: afanasevaou@cspu.ru

3ORCID № 0000-0003-2033-1096 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: fedotovamg@cspu.ru

НЕОЛОГИЗМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема развития иноязычной словобразовательной компетенции студентов высших учебных заведений в процессе обучения английскому языку. Целью исследования является методическое обоснование системы упраж-g> нений, направленных на развитие словообразовательной компетен-^ ции на материале неологизмов, возникших в период пандемии ко-

| ронавируса. §

£

а

«о

о £ о

-"О в

si

Материалы и методы. Использованные в исследовании методы включают анализ теоретических источников по проблемам

tq неологизации и словообразования английского языка, а также ме-

тодики обучения иностранному языку. В качестве материала исследования послужил корпус англоязычных неологизмов (300 лексических единиц), дидактический потенциал которых использован в целях развития словообразовательной компетенции обучающихся.

Результаты. Методически обоснован, разработан и предложен к использованию в образовательном процессе комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие словообразовательной компетенции студентов в процессе их обучения английскому языку.

имущества развития словообразовательной компетенции на мате-

- образование новой лексики происходит по продуктивным в енном английском языке словообразовател основе существующих способов словообразования;

л

л

о

г

§

кй

Обсуждение. На обсуждение выносятся следующие пре- С

№ о

риале неологизмов периода пандемии: текущий процесс неологи- 8

и

зации дает представление о словотворческом потенциале и

§

английского языка; словарный запас обучающихся расширяется за н

3

3

счет актуальной лексики; происходит знакомство студентов с продуктивными способами словообразования и развитие их словооб- °

л

разовательных умений и навыков. 0

Заключение. Делается вывод о лингводидактическом потен- 0

о §

о

§

циале новой лексики «эпохи пандемии» в аспекте развития словообразовательной компетенции студентов.

Ключевые слова: будущий учитель; учитель иностранного языка; неологизм; иноязычная словообразовательная компетенция; способы словообразования; упражнение. |

Основные положения: Н

период пандемии коронавируса характеризуется активным и

У

процессом неологизации, в результате которого появилась новая лек- у

1

сика, отражающая различные сферы жизни общества в данный вре- §

у

менной отрезок; К

л Й

современном английском языке словообразовательным моделям на е

и

о §

- неологизмы, возникшие в период пандемии, могут быть ак- §

н

тивно использованы в качестве учебного материала в целях развития е словообразовательной компетенции студентов;

- развитие словообразовательной компетенции студентов осуществляется с опорой на методическую систему Б. Блума, в которой выделяется последовательность учебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

1 Введение (Introduction)

Как известно, естественный язык является сложной динамической системой, находящейся в постоянном движении. Непрерывное развитие и изменение характерно, прежде всего, для лексики любого языка, поскольку именно лексикон в первую очередь реагирует на появление новых трендов и явлений общественно-политического и культурного характера.

Последние полтора года мировое сообщество функционирует в условиях пандемии коронавирусной инфекции, имеющей беспрецедентный масштаб и оказывающей колоссальное влияние на все сферы жизнедеятельности людей: производственную, политическую, социальную, культурную, здравоохранительную, бытовую и т. д. Естественно, новые условия жизни не могли не отразиться в языке, в особенности в языке английском, являющимся глобальным средством международного общения.

Мы наблюдаем актуализацию и переосмысление уже существующих лексических единиц (часто в результате их перехода из

--о специальных сфер функционирования в общеупотребительное ис-

©

пользование), а также появление новых слов и словосочетаний, что отражает мощную тенденцию к неологизации во многих языках, которую подстегнула «эпоха коронавируса» [1].

В результате в английском языке появилась весьма обшир-^ ная группа неологизмов, образованных в соответствии с существующими в современном английском языке продуктивными моделями словообразования и активно функционирующих в языке средств

| массовой информации, общественно-политическом и бытовом дис-§

£

si

курсах. Эта новая лексика является тем учебным материалом, который следует интегрировать в процесс обучения современному анг-

hq лийскому языку в двух аспектах: содержательном и методическом.

Целью настоящей статьи является разработка системы упражнений, направленных на развитие словообразовательной компетенции обучающихся на базе новой лексики «эпохи пандемии» в процессе обучения английскому языку.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Материалом исследования послужили более 300 неологизмов английского языка, почерпнутых из материалов англоязычных СМИ и Интернет публикаций, объединенных темой «пандемия ко- 0

ре

ронавируса». Не лишним будет заметить, что эти слова получили с

название «коронеологизмы» (coroneologisms), что свидетельствует §

р

о силе тенденций современного языка к словотворчеству, в том 8

и

В общем виде словообразование — это образование новых

его производящим словом. При этом новые слова образуются за

л

ол о

г

а к

числе, в сфере профессиональной лексики. Именно эта лексика вы-

а

ступила материалом для проведения словообразовательного анали- § за, положенного в основу развиваемых умений и навыков обучаю-

§

§

ЕЕ ч

щихся. о

сл о

в о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

8

о

в а

Использованные методы включают анализ теоретической литературы по проблемам неологизации и словообразования английского языка, а также методики обучения иностранному языку. Теоретическую основу нашего исследования составляет понятие словообразовательной компетенции, которая, по мнению Т. В. Тумановой, представляет собой иерархически выстроенную совокупность словообразовательных представлений, знаний, умений и | навыков их практического применения в процессе овладения устной и письменной речью [2].

О. О. Корзун и Е. А. Савкина уточняют это определение, по- ^ нимая под словообразовательной компетенцией готовность и спо- Ц собность использовать словообразовательные средства для производства слов в процессе овладения устной и письменной

л

иноязычной речью [3]. |

р

и о

а

слов (дериватов) от однокоренных слов и возникшее в результате а

этого формально-семантическое соотношение между дериватом и 1

м и

и

счет уже имеющихся лексических ресурсов языка [4]. В результате, владея способами словообразования, обучающийся лучше усваивает новый лексический материал, активнее обогащает словарный запас, развивает языковую догадку и иноязычную коммуникативную компетенцию, тем самым устраняя барьеры в восприятии иноязычной речи и формируя вторичную языковую личность.

В лингвистике английское словообразование имеет солидную исследовательскую базу, однако в рамках лингводидактики проблема словообразования является недостаточно разработанной, хотя роль словообразовательных моделей в развитии языковых и речевых навыков признается большинством лингвистов и методистов [5; 6].

На сегодняшний день не существует общепринятой методической системы, которая была бы нацелена на формирование иноязычной коммуникативной компетенции в аспекте словообразования. Мы предлагаем выстроить работу по формированию словообразовательной компетенции с опорой на методическую систему Б. Блума [7], который выделяет последовательность учебных целей, а именно: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В соответствии с этими целями формулируются типы заданий, которые, по нашему мнению, четко ориентированы на достижение образовательных результатов — когнитивных, практических и личностных.

В качестве языкового материала для развития словообразовательной компетенции видим англоязычные неологизмы, возникшие в период пандемии коронавируса. Под неологизмом принято ^ понимать слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке. В словообразовательном аспекте неологизмы — ^ это лексические единицы, созданные на основе словообразователь-| ных моделей для обозначения каких-либо новых предметов и появ-я ляющиеся в языке на определённом этапе его развития. По мнению с^ исследователей, изучение неологизмов является одним из путей ^ формирования лингвистических компетенций обучающихся [8],

а

«о

о

£

о д е

О

что справедливо и для развития словообразовательной компетенции студентов вузов.

К числу способов словообразования, релевантных для неологизмов, относятся: аффиксация (derivation), обратное словообразование (back-derivation), конверсия (conversion), словосложение (compounding), усечение (clipping), аббревиация (abbreviation), блендинг — словослияние (blending), редупликация (reduplication), звукоподражание (sound imitation).

3 Результаты (Results )

Для развития иноязычной словообразовательной компетенции необходим комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование словообразовательных знаний, умений и навыков. Реализация данного комплекса упражнений включает в себя несколько методически обоснованных этапов. Приведем примеры

На предварительном этапе следует провести ознакомление студентов непосредственно с самой новой лексикой. С этой целью

или отдельных предложениях слова-неологизмы и догадаться об их значении, например:

There is no definitive piece of evidence — no Covid-positive bat or a confirmed first human case - to show conclusively how it started. That may

л

§

о

г

§ р |

д

о

3

№ о

Р

8

№ и

3 и

а и

§ §

§

« о*

упражнений, типичных для каждого из этапов. §

о

Й о

№ О

можно предложить им идентифицировать в предложенных текстах §

§

о

№ а

ж о

Ki «

§

а

то

never be known, but the scientists who wrote this -§

' R

latest report want to clarify the available evidence ^

and what it means. ^^

4s

The Delta is contributing to a rapid rise in case v

numbers in Indonesia, where a crisis over oxygen s

supplies is unfolding.

Indonesia imposed a lockdown in parts of the country until 20 July after a sharp rise in cases.

C6

s

S

o g

a s

H

The high vaccination rate comes after a promise S

by the government of a "Covid-free summer". |

Для ознакомления с неологизмами также можно предложить упражнение на подбор толкований, соответствующих предложенным лексическим единицам (Таблица 1).

а в о т о д е

О

^

,а в е ь с а н а

2> о

,а н и т ки

£

2>

Таблица 1 — Пример упражнений на подбор соответствий Table 1 — A sample of matching exercises

1) Lady Rona a) an act of harassment of people returning home from abroad

2) covidiction b) a phenomenon that happens in the face of a crisis that can drive up prices and take essential goods out of the hands of people who need them most

3) covismart c) a social group, a small number of family members and/or friends or teachers and students permitted to interact while wider social constraints continue, also a geographical zone within which travel and trade is permitted

4) social bubble d) adhering to public health regulations and social distancing in order to curb the spread of Covid-19 virus

5)coronado e) insomnia caused by stress and worry over the virus

6) panic buying f) the addiction of searching the web and e-dashboards, with an urge to see the increase in number of affected and mortality count due to Covid-19

7) coronasomnia g) spreading the corona virus

8) coronahara h) coronavirus personified/familiarized

На первом этапе развития словообразовательной компетенции преследуются такие учебные цели в соответствии с классификацией Б. Блума, как знание и понимание. Поэтому можно предложить студентам задание перечислить знакомые им способы словообразования, дать им определения и привести примеры. С целью развития понимания можно использовать упражнение на подбор соответствий между терминами, обозначающими виды словообразования, и их дефинициями (Таблица 2).

Таблица 2 — Пример упражнений на подбор соответствий между терминами и их дефинициями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 2 — A sample of exercises on matching terms and their definitions

1) affixation a) removing some segments of an existing word

2) compounding b) forming words by adding morphemes

3) clipping c) combining two or more words

4) blending d) the repetition of the root or stem of a word

5) abbreviation e) making a new word from some existing word by changing its part of speech

6) reduplication f) creating a new word by removing actual or supposed affixes.

7) conversion g) a shortened form of a word or group of words

8) backformation h) combining parts of words

Эффективным способом развития понимания будет упражнение, направленное на исключение из ряда неологизмов, образованных по одной модели, тех слов, которые образованы другим способом:

Loxit, elbump, Covid-waltz, safecation, covidiot;

Corona-uber, Rona-bump, Corona-bonus, Zoombombing, drivecation.

На втором этапе развития словообразовательной компетенции имеет место применение и анализ словообразовательных моделей.

Например, в следующем упражнении на применение знаний предлагается каждому неологизму поставить в соответствие один из способов словообразования (Таблица 3).

Таблица 3 — Пример упражнений на применение знаний словообразовательных моделей

Table 3 — A sample of exercises on the application of knowledge of word-formation models

1)сoronaed a) dipping

2) BCV b) blending

3) rarona-chief c) compounding

4) lockstalgia d) borrowing

5) Hamsterkaufing e) abbreviation

6) Rona f) affixation

Учебная цель развития умений анализа может, в частности, достигаться на основе упражнения, задание к которому формулируется следующим образом: «Разделите все представленные неологизмы на группы в зависимости от способа образования».

На развитие аналитических умений также направлено упражнение с формулировкой: «Проведите словообразовательный анализ следующих неологизмов и представьте их в виде отдельных компонентов, назовите использованный способ словообразования»:

infodemic (information + pandemic); homecation (home + vocation); ronavation (corona + renovation); coronial (corona + millennial); quaranteam (quarantine + team); maskne (mask + akne); zoombie (zoom + zombie); coronanoia (corona + paranoia).

Третий этап развития словообразовательной компетенции подразумевает применение упражнений, нацеленных на развитие навыков синтеза и оценки.

е

§

о

г

§ р

е д

с

т

в о

р в

в и

S и

So и н

з

з

л н

о

Й g

о в о §

о

о

в §

ж о

Й

к §

ж

е

S е

н ц и и д

и

V

4 и

5 §

е

й

ж

е

р и о д

а ж

а н д

и

и

и

Например, применение собственных словотворческих навыков студента требуется в упражнении, задание к которому формулируется следующим образом: «Образуйте новые слова-бленды из двух предложенных»:

Covid-19 + divorce = covidivorce; Covid-19 + entrepreneurs = covipreneur; quarantine + team = quaranteam; to spend + pandemic = spendemic; coronavirus + conspiracy = coronaspiracy.

В качестве задания, направленного на развитие навыков оценки, можно предложить студентам, основываясь на выполнении предыдущих заданий и упражнений, сделать вывод о наиболее продуктивных способах образования неологизмов, ассоциирующихся с пандемией коронавируса. 4 Обсуждение (Discussion)

Проведя исследование, мы рекомендуем развивать словообразовательную компетенцию студентов на основе неологизмов «эпохи пандемии коронавируса» по ряду причин.

Во-первых, неологизмы, о которых идет речь, способствуют расширению словарного запаса обучающихся за счет актуальной и живой лексики, что к тому же повышает мотивацию к изучению английского языка.

Во-вторых, процессы неологизации, которые обучающиеся могут непосредственно наблюдать в настоящее время, дают представление о мощном словообразовательном потенциале языка и его способности к развитию, обусловленному нестандартной экстра-g> лингвистической ситуацией.

ci

а"

s неологизмы являются тем современным материалом, на основе ко-§

£

si

hq словообразования, развивать их языковую догадку и т. д.

а

«о

о S о

-"О в

Наконец, самое главное заключается в том, что указанные

торого можно и должно развивать словообразовательные умения и навыки обучающихся, знакомить их с продуктивными способами

5 Заключение (Conclusion)

Как свидетельствуют результаты изучения теоретической литературы и собственный педагогический опыт авторов, неологизмы «эпохи пандемии» обладают значительным лингводидактическим потенциалом, представляя собой актуальную часть содержания процесса обучения английскому языку в вузе, на основе которой возможно построение системы работы по развитию словообразовательной компетенции студентов.

поддержку исследования.

6. Мойсевич В. Г., Лепехин Е. А. Словообразование как компонент co-

lli Международной научно-практической конференции, 26 мая 2017 года. Омск, 2017. С. 188-192.

л

§

о

г

§ «

KÛ ft

6 Благодарности (Acknowledgements) С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Ев-севьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Подготовка студентов педагогического вуза к реализа- к ции современных образовательных технологий» (рег. № МК-067-21 §

от 26.04.2021 г.). Авторы выражают благодарность за финансовую О

о № О

Библиографический список Ж

1. Голованова Е. И., Маджаева С. И. О словаре эпохи пандемии корона- № вируса // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 7 (441). ® С. 48-55.

2. Туманова Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи : дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2005. - 396 с.

3. Корзун О. О., Савкина Е. А. К вопросу о формировании словообразовательной компетенции учащихся основной общеобразовательной школы (на к

»К

к к

д

ж о

Kl «

§

ж

ft

материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики : в 3-х частях. 2017. № 7 (73). Ч. 2. С. 197-201.

4. Антрушина Г. Б.,. Афанасьева О. В., Морозова Н. Н. Лексикология ан- ^ глийского языка : учебник и практикум для академического бакалавриата. 8-е изд., пер. и доп. М. : Юрайт, 2015. - 288 с.

5. Люляева Н. А., Морозова Н. А. Современное английское словообразование в филологическом и лингводидактическом аспектах // Вестник Томского

№ Же

государственного педагогического университета. 2019. № 7 (204). С. 158-167. я

кй

о

держания обучения английскому языку // Проблемы модернизации современного ж

высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы ж

и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе : материалы д

й

ж ж

а

¿S

ез

7. Bloom B.S. (1984), Taxonomy of Educational Objectives. Cognitive Domain, Addison Wesley Publishing Company, USA, 1, 207 p.

8. Безногова Т. Г., Юздова Л. П. Формирование лингвистической компетенции студентов в процессе изучения неологизации языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 40-55.

Ye. Yu. Nikitina1, O. Yu. Afanasjeva2, M. G. Fedotova3

!ORCro No. 0000-0001-9550-4700 Professor (Full), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID No. 0000-0001-9289-1573 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of English Philology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: afanasevaou@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0003-2033-1096 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the Department of English and Methods of Teaching English, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: fedotovamg@cspu.ru

NEOLOGISMES AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF THE PANDEMIC PERIOD

Abstract

Introduction. The article deals with the problem of the development of word-formation skills and abilities of students of | higher educational institutions in the process of teaching English. The aim of the study is to provide a methodological substantia-

te

a s

x tion for the development of a system of exercises aimed at devel-£

о

a .g

£ £

oping word-formation competence based on the material of neologisms that appeared during the coronavirus pandemic.

Materials and methods. The methods used in the study include the analysis of theoretical sources on the problems of neolo-gization and word-formation of the English language, as well as

methods of teaching a foreign language. The corpus of English neologisms (300 lexical units) served as the research material, the didactic potential of which was used to develop the word -formation competence of students.

Results. A set of tasks and exercises aimed at developing the word-formation competence of students in the process of

teaching English has been methodically substantiated, developed >

ft

and proposed for use in the educational process. gg

Discussion. The following advantages of the development g

ft Co

of word-formation competence based on the neologisms of the a

pandemic period are brought up for discussion: the current pro- g

ft

cess of neologization gives an idea of the word-creation potential § of the English language; the vocabulary of students is expanding due to the new words; students get acquainted with productive ways of word formation and the development of their word -formation skills and abilities takes place.

Conclusion. The conclusion is made about the linguodi- OO

ft

dactic potential of the new vocabulary of the "pandemic era" in § the aspect of the development of students' word-formation competence

Keywords: Future teacher; Foreign language teacher; Neologism, Foreign language word - formation competence; Ways of ft

ft

word formation; The exercise §

Highlights:

The period of the coronavirus pandemic is characterized

by an active neologization process, as a result of which a new ft

§

vocabulary has appeared, reflecting various spheres of social life ft in a given time period;

The formation of new words takes place according to pro-

ft

ductive word - formation models in English; §

Neologisms of the "pandemic epoch" can be actively used as teaching material in order to develop students' word-formation

ft £

ft g

ft §

ft § §

ft

ft §

o

ft

ft §

§ §

ft

ft ft

ft

competence. H

a £

a

'S? a

R

S £

o .g

£

£

The development of the word-formation competence of students is based on the methodological system of B. Bloom, in which he distinguishes a sequence of educational goals: knowledge, understanding, application, analysis, synthesis, assessment.

References

1. Golovanova E.I., Madzhaeva S.I. (2020), O slovare epohi pan-demii koronavirusa [About the coronavirus pandemic era dictionary]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 7 (441), 48-55. (In Russian).

2. Tumanova T.V. (2005), Formirovanie slovoobrazovatel'noj kompe-tencii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta s obshchim ne-dorazvitiem rechi (dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora peda-gogicheskikh nauk) [Development of word-formation competence of children of preschool and primary school age with general speech underdevelopment (A dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)], Moscow, 396 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Korzun O.O. & Savkina E.A. (2017), K voprosu o formirovanii slovoobrazovatel'noj kompetencii uchashchihsya osnovnoj obshcheobra-zovatel'noj shkoly (na materiale anglijskogo yazyka) [On the question of the development of word-formation competence of students of the main secondary school (based on the material of the English language)], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 7, 2, 197-201. (In Russian).

4. Antrushina G.B., Afanas'eva O.V. & Morozova N.N. (2015), Leksikologiya anglijskogo yazyka: uchebnik i praktikum dlya akad-emicheskogo bakalavriata [Lexicology of the English Language: Textbook and Workshop for Academic Bachelor's Degree], Izdatel'stvo "Yurayt", Moscow, 288 p. (In Russian).

5. Lyulyaeva N.A. & Morozova N.A. (2019), Sovremennoe anglijskoe slovoobrazovanie v filologicheskom i lingvodidakticheskom aspektah [Modern English word formation in the philological and linguodidactic aspects] , Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 7 (204), 158-167. (In Russian).

6. Mojsevich V.G. & Lepekhin E.A. (2017), Slovoobrazovanie kak komponent soderzhaniya obucheniya anglijskomu yazyku [Word formation as a component of the content of teaching English] Materialy III Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii "Problemy modernizacii sovremen-nogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskie aspekty. Lingvometodicheskie problemy i tendencii prepodavaniya inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze", 26 maya 2017 goda [Materials of the III International scientific -practical conference "Problems of modernization of modern higher education: linguistic aspects. Linguo-methodological problems and tendencies in

teaching foreign languages in a non-linguistic university", May 26, 2017], Omsk, 188-192. (In Russian).

7. Bloom B.S. (1984), Taxonomy of Educational Objectives. Cognitive Domain, Addison Wesley Publishing Company, USA, 1, 207 p.

8. Beznogova T.G. & Yuzdova L.P. (2020), Formirovanie lingvistich-eskoj kompetencii studentov v processe izucheniya neologizacii yazyk [Formation of linguistic competence of students in the process of studying the neologization of the language]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6, 40 - 55. (In Russian).

s

o

S

g

ft a s s

f D

e

l p

m

e

s ^

r

i

s

H

a s

e ft

ft

o p

e

s s

ft

ft §

e s

a ft

^

e

s ft^

^

e p

a s

e ft

ft p

e i S' d

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.