УДК 7
Иванова М. В., музыкальный руководитель, музыковед, композитор - исполнитель
НЕОКЛАССИЦИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННОГО КОМПОЗИТОРА АННЫ КРИТСКОЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ВАЛЬС - ЗАБВЕНИЕ»
Аннотация
В статье дается общий обзор творческой деятельности начинающего современного композитора Анны Критской. Ее музыкальные произведения отражают основные ценностные сферы современной культуры. В своем музыкальном творчестве она обращается к теме глубоких смыслов человеческого бытия и ценностей культуры.
Предметом исследования является творчество современного композитора Анны Критской и одно из ее самых ярких произведений, написанных в классическом стиле вальс - забвение.
Ключевые слова: вальс, фортепиано, неоклассицизм, современная музыка.
Annotation:
The article provides a general overview of the creative activity of the aspiring modern composer Anna Kritskaya. Her musical works reflect the main value spheres of modern culture. In her musical work, she addresses the theme of the deep meanings of human existence and the values of culture. The subject of the study is the work of the contemporary composer Anna of Crete and one of her most striking works written in the classical style waltz-oblivion.
Keywords:
waltz, piano, neoclassicism, modern music.
«Иногда хочется отдохнуть, и просто написать что - то в классическом стиле.
Вот так и получился вальс - забвение»
Анна Критская
Данное высказывание может послужить ключом к пониманию феномена современного отечественного не только композитора - исполнителя, но также талантливого музыканта, который обращается в своем творчестве к теме глубоких смыслов культуры и человеческого бытия.
В контексте современной культуры художественная деятельность непосредственно обращена к человеку и тесно связана с его потребностями. Представители современного мирового искусства находятся в постоянном поиске творческих путей реализации своего потенциала и отдельной личности, а также человечества в целом. Следовательно, этот процесс отражается в появлении новых стилях, жанрах современного искусства и это можно отследить в произведениях писателей, художников, поэтов и композиторов [1, с. 5-10].
Многие композиторы в своих произведениях обращаются к теме глубоких смыслов культуры и человеческого бытия. И Анна здесь не исключение. В ее музыкальных сочинениях ясно выявляются отношения, как к культурным ценностям, так и к нравственно - эстетическим современным идеалам.
Высшей ценностью в музыке композитор для себя отмечает, чтобы в музыке был смысл и красота. «Ведь в музыке главное смысл, потому что иногда приходится прибегать к диссонансам и достаточно резким средствам выразительности, когда это обусловлено идеей», - так считает Анна Критская.
Здесь с ней можно согласиться. Ведь в музыке главное поймать смысл. Именно смысл произведения нам дает понять его глубину, а потом уже широту и полноту произведения в целом. Как и у других композиторов у А. Критской есть своя уникальность композиторского стиля. Ее уникальность строится не
только на традиции академической музыки, но и на музыкальности Востока. В ее творчество нередко можно встретить «близкие интонации к восточным темам». Обуславливается это тем, что самые первые корни композитора уходят далеко в Азербайджан. Следовательно, вот отсюда и вытекает восточная ветвь музыки со своей особенностью. Сама же Анна говорит о своем стиле так: «Наверно эта особенная по стилю музыка и звучит сейчас во мне».
Таким образом, музыку А. Критской определяет контонация как онтологически - аксиологической категории, которая указывает на осознание объективно существующих звуков, созвучия, соразмерность тонов и их сочетаний - тем самым превращая их в звучания, наполненных смыслом; в звуки, которые являются носителями человеческого разума.
В таком понимании понятие контанации как универсальной категории органично вытекает из глубокого постижения феномена инструментального искусства, обусловленной особой ролью в традициях народов мира инструментальной музыки. Непосредственно связано с изучением различных типов и видов музыки, а также музыкального текста и музыкального мышления в целом. Следовательно, контанация может пониматься в виде события звуков и звуковых комплексов окружающего мира, которыми человек не управляет, а лишь воспринимает как данность, дарованная человеку природой возможность самому создавать звуки и звуковые миры [2, с. 1-2].
В настоящее время А. Критская является начинающим композитором. Как у любого уже профессионального композитора, у нее выработался собственный композиторский стиль - свободный. Складывался он исключительно из того, что Анна больше интересовалась и интересуется изучением написанию современной музыки. Слушая, и мысленно анализируя произведения других композиторов современности, она подчеркивает каждую написанную им «изюминку». Таким образом, и выработался ее собственный стиль композитора.
Каждое новое ее произведение звучит «по - новому». Так как Анна старается каждый день совершенствовать не только себя, но и свой композиторский стиль.
Сам процесс сочинения музыки у А. Критской происходит с помощью божьего замысла. Как поясняет сама Анна: «Когда я не сочиняю вообще, то чувствую, что не выполняю в какой - то степени замысел Бога. Потому что Господь человеку дает талант не просто так. И этим талантом мы должны постараться послужить Творцу, и донести через свое творчество Его истину». И действительно, здесь с ней можно согласиться. Так как в этот мир человек приходит уже с каким-нибудь талантом и главное его разглядеть в себе во время, а не использовать его грязно и даже во зло окружающим людям. Но найти свой талант в обществе это довольно сложно, но постараться найти его все - таки возможно. Так как потом после земного пути каждый человек попадает в вечность, где и ответит за то, как он распорядился своим талантом. И все же Анна, как действующий композитор еще пока точно не может ответить, что сегодня она достигла главной точки - служению Богу своим талантом. Это ее и заставляет творить дальше и развивать те способности, что в ней заложены. Они требуют реализации изнутри, а если она их держит в себе, то наступает период депрессии.
Таким образом, Анна Критская является композитором XXI века, но в тоже время она уже имеет собственный композиторский стиль, который и отличает ее произведения от других талантливых современных композиторов. В ее творчестве наряду с инструментальной музыкой, также присутствует и вокальная музыка. Но больше в ее творчестве преобладает все - таки инструментальное искусство.
А теперь можно перейти к главной теме работы, к произведению «Вальс - забвение». Сам по себе жанр вальс нельзя отнести к жанрам старинной музыки. По сравнению с менуэтом, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного происхождения данного жанра не знает никто.
По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера6, довольно простой танец, где нет каких - либо сложных элементов. Однако в нем зарождались все признаки будущего вальса - касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как элементы современного вальса [3, с. 55-99].
6 Лендлер - трехдольный танец немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами по кругу.
-[ 163 )-
Следовательно, такой жанр как вальс со временем многократно видоизменялся. При этом приобретал очертания знакомого нам вальса, и дошел до аристократии. Со временем вальс проникал на светские балы и приемы. Правда, имел множество негативных откликов. Может у вальса так и остались бы негативные отклики, если бы не творчество И. Штрауса, Й. Ланнера и других композиторов эпохи романтизма. Пик их популярности пришелся в XIX веке [5, с. 10-15].
Таким образом, благодаря композиторам эпохи романтизма к концу XIX века вальс приобретает популярность, грациозность, легкость и красоту. В современном музыкальном обществе композиторы продолжают писать вальсы вместе с остальными музыкальными, танцевальными и вокальными жанрами. Но создаются они все - таки в импровизационном плане или в момент «отдыха» от современного мира [4, с. 30 - 44]. Как и создавался «Вальс - забвения» у современного композитора А. Критской.
Как считает сама Анна, что на создание данного вальса ее с подвиг момент отдыха от современности. В том числе и от современной музыки, и от современного мира с его сложностями, с его непостоянством и прочими современными сюжетами. Вот тут и возник вальс в классическом стиле. Но, не смотря на то, что произведение написано в классическом стиле в его теоретическом аспекте - в фактуре и гармонии слышна непостоянность сегодняшнего мира с его неожиданностями, которые наводят на мысли близкие к драматизму.
Композитор при написании произведения использует стандартный темп и размер, который присущ вальсу. Пьеса написана для клавишного музыкального инструмента - фортепиано. В особенности данного вальса располагается тесная взаимосвязь с вокальным и танцевальным жанром, включаемая в фортепианную композицию.
При изучении нотной партитуры была рассмотрена структура данного произведения. Основная тональность данного произведения a - moll. Основной темп произведения Allegro, что в переводе быстро, подвижно. Но во второй части произведение присутствуют замена основного темпа Allegro на более медленный, протяжный темп Lento. Композитор же на протяжении всего произведения использует метровое значение темпа. Аргументируя тем, что исполнители должны придерживаться, тем авторским заметкам, что прописал в нотах композитор.
Структура вальса построена в двухчастной форме, где контрастной является вторая часть, в которой показана та необузданная веселость человека и его непостоянство в современном мире. Композитор показывает современный мир человека следующими моментами: быстрая смена темпа, резкие тональные сдвиги, синкопирующий ритм - во второй части, что хорошо передает то чувство и настроение современного общества.
Первая часть произведения считается антиподом второй части. Первая часть написана в ритме классического вальса, что определяет ее как воплощение юности, легкости, красоты и изящества. Полноценный вальсовый ритмический рисунок можно заметит с 3-го такта. Композитор не зря прописывает первые такта произведения только аккомпанемент в левой руке, тем самым показывая и настраивая слушателя, сейчас будет звучать вальс. Таким образом, первая часть произведения завершается одноголосной нисходящей плавной мелодией, приходящая в Т64 аккорд.
Вторая часть произведения написана в лирико - философском аспекте. Это показано и в замене темпа на более протяжный темп - Lento, и тональными альтерациями, которые использованы композитором в первых тактах второй части, и синкопирующий ритм. Все эти компоненты делают вторую часть противоположной первой. Эмоционально художественная сторона данной части связана с духовно -эмоциональной сферой и служит важнейшей детерминантой человеческого бытия и культуры в целом, а также творческой деятельности как их неотъемлемой части. В контексте традиций отечественной художественной культуры оно во многом обусловлено драматичной стороной менталитета современного общества, что и определяет сущность творческого процесса.
Во второй части произведения композитор использует начальную динамику mf. И начинает мелодию сразу с удвоением октав. Что касается левой руки во второй части, то партия левой руки прописана композитором как «украшающая партия». Украшение придают именно те призвуки, которые извлекаются из 1 - ой доли арпеджиато (46-47тт).
В конце второй части композитор меняет размер с 3/4 на 4/4 (30 - 31тт). Это и обуславливается идей непостоянством современного человека в обществе. Но замена размера происходить только в одном такте, для того чтобы показать красивый переход к начальной основной теме произведения.
Заканчивается произведение той же мелодией, что и показана была в начале. Но мелодия здесь показана с удвоением в октаву, сохраняя при этом темп и элементы классического вальса, как было указано и в самом начале пьесы.
Таким образом, претерпевая значительные преобразования, вальс из скромной камерной миниатюры начала XIX века в конце столетия представлен как самостоятельный жанр. Это обусловлено тем, что «смысловая метаморфоза жанров, характерная для современного музыкального искусства, обусловлена иным тематизмом, преобразованием его темповых, ритмоинтонационных, фактурных, гармонических и полифонических элементов». Рассматривая развитие вальса в отечественной современной музыкальной культуры на примере композитора Анны Критской, можно отметить, что она обратилась к этому жанру не только как к вокально - танцевальному, но и как к фортепианной миниатюре. Где он как раз и выполняет определенную драматургическую роль, представляющую огромный спектр разнообразных и тонких решений.
Список использованной литературы:
1. Абдуллина Г. В. Инструментальная пассакалия на рубеже XX-XXI веков / Г.В. Абдулина. - коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016г - 378с.
2. Алтанова А.С. Ценности современной культуры в творчестве: музыкальные миры Игоря Мациевского... / А. С. Алтанова. - стат... искусствоведения, Челябинск, 2011г - 5с.
3. Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки. / М.С. Друскин. - Л.: Музыка, 1980 -202с.
4. Немировская И. А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX -первой половины ХХ веков / И.А. Немировская. - автореф. дисс. ... д. искусствоведения. Магнитогорск, 2011г - 500с.
5. Сохор А. Теория музыкальных жанров / А. Сохор.- М.: Музыка, 1971г - 365с.
© Иванова М. В., 2021
УДК 792
Катерева И. Е.
доктор искусствоведения, преподаватель Академия Музыки, Театра и Изобразительных искусств,
г. Кишинев, Молдова
АКТЕРСКИЕ ТЕХНИКИ КАК ПУТЬ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЫДЕННОГО
Аннотация
Актерские техники развивались на протяжении всей истории театра, расширялось их разнообразие и составляющие, менялись задачи. С появлением режиссерского театра многие его представители прокладывали путь к трансцендентальности искусства актера. В основе исследования лежит междисциплинарный подход и комплекс взаимодополняющих методов исследования. Автор приходит к выводу, что трансцендентальность актерского искусства, обозначенная в психотехнике К. С. Станиславского, получив развитие во времени и пространстве, присутствует в постмодернистской актерской технике конца ХХ века.
Ключевые слова
актерская техника, энергия, внутренний импульс, искусство актера