14
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #2 (59), 2019
3. Feldman J. Europa w wieku oswiecenia (1715-1789). W swietle zrodel. - Krakow, 1924. - S. 119.
4. Handelsman, M. Historyka. Zasady metodologii i teorii poznania historycznego [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.by. - Дата доступа: 25.08.2018.
5. Konopczynski W. Dzieje Polski nowozytnej. - Warszawa- 1936. - T. 2. - S. 176.
6. Konopczynski W. Konfederacjabarska. -Warszawa, 1991. - T. 1. - S. 218.
7. Konopczynski W. Polska w dobie pierwszego rozbioru. - Biblioteka Jagellonska. - Dz. r§k. 69/61. -S. 34.
8. Kutrzeba, St. Historia ustroju Polski w zarysie. - Lwow, 1914. - T. 2. - S. 315.
9. Marchlewski J. Der Physiokratismus in Polen. - Zürich, 1896. - 172 s.
10. Skalkowski A. Polska w okresie rz^dow Stanislawa Augusta // Polska, jej dzieje i kultura. -Warszawa, 1927. - T. 2. - 239 s.
О ПОЛИЖАНРОВОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ КАЗАХСТАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Оспанова Тогжан Умурзаковна
Канд.пед.наук, профессор кафедры музыковедения и композиции Казахская национальная консерватория им. Курмангазы
г.Алматы, Казахстан Тулькубаева Жулдыз Жаханшаевна магистр искусствоведения, преподаватель кафедры музыковедения и композиции
Казахская национальная консерватория им. Курмангазы
г.Алматы, Казахстан Арзиев Зуфар Зунунович доцент кафедры «»Музыкальный театр» Казахской национальной академии искусств им. Т.Жургенова
г.Алматы, Казахстан
АННОТАЦИЯ
Целью представленной статьи является рассмотрение полижанровых особенностей в музыкальных произведениях казахстанских композиторов. Творчество казахстанских композиторов отличается жанровым многообразием, широтой тематического спектра, разнообразием стилей. Все это является ярким примером обращения к полижанровости, привлекающей все большее внимание исследователей казахстанской музыкальной культуры
ABSTRACT
The purpose of the article is to consider the features of polygenre in the musical works of Kazakh composers. The works of Kazakhstan composers of different genre diversity, the breadth of the thematic spectrum, a variety of styles. All this is a vivid example of an appeal to the poly-genre, attracting more and more attention of researchers of Kazakhstan's musical culture.
Ключевые слова: полижанровость, творчество, композитор, синтез, традиционная музыка.
Keywords: polyandrously, creativity, composer, fusion, traditional music.
В настоящее время, одним из актуальных вопросов в области казахстанского музыкознания остается изучение особенностей формирования новых жанров в творчестве композиторов на основе интегрирования элементов разных художественных систем, их соединения в полижанровом комплексе.
Полижанровость как жанрово-стилевое взаимодействие высшего порядка имеет большое значение в казахской музыке, представляя собой неиссякаемый интерес для композиторов разных поколений (ХХ-ХХ1 вв.). Тем более, что вопросы сохранения особенностей национальной основы казахского музыки, формировании и трансформации ее характерных черт настолько остры и актуальны, что не теряют своего значения и сейчас, много лет спустя после создания первых оперных полотен, вокальных и инструментальных сочинений в различных жанрах профессионального музыкального искусства. Отметим, что эти узловые проблемы, связанные с вопросами композиторского стиля, истории и
теории музыки, до сих пор не получили окончательную разработку в современном искусствознании.
Перед каждым поколением казахстанских композиторов стояли определенные задачи, направленные на формирование и дальнейшее развитие национальной композиторской школы. В первой половине ХХ столетия наряду с внешними факторами (реализация политики культурного строительства в советский период, появление новых форм музицирования и жанров, освоение многоголосия и всего жанрового арсенала классической европейской музыки), играли значимую роль и внутренние факторы - трансформация богатейших традиций песенно-инструментальной культуры, их синтез с опытом западно-европейской и русской классической композиторской школы.
Так в симфонии-сюите Е.Брусиловского «Сары-Арка» (1944 г.) признаки сюиты - это самостоятельные, контрастные между собой пьесы, имеющие общую художественную идею; связь с тан-
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (59), 2019 цем и песней; отсутствие строгости и закономерности в соотношениях частей. Характерными чертами этого жанра явились контрастность частей, цикличность построения, содержание связано с образами, рисующими быт и жизнь казахского народа. Здесь используются кюи Курмангазы «Балбырауын», «Кара жорга», народная песня «Актолгай». Признаками симфонии явились 4-х частность цикла, определенная структура отдельных ее частей, тематическое развитие; единство концепции.
В опере А.Жубанова и Л.Хамиди «Абай» (1946 г.) претворяются широко известные формы народного песнетворчества - терме, желдирме (II действие); плач Ажар в жанре традиционных жок-тау (III действие), жанры песенного фольклора -проклятие, благословение (III действие).
В симфонической поэме «Казахстан» М.Туле-баева (1951 г.) две основные, контрастные друг другу темы (энергичная, активная главная партия и величавая, вдохновенно-лирическая побочная партия) показаны в сонатной форме и основаны на синтезе кюя и песни.
Вторая половина ХХ столетия характеризуется поиском новых, своеобразных композиционных решений, смешением признаков различных жанров [4], сложным совмещением структур, утвержденных вековым опытом развития европейской музыки. Все это сопровождается тонким претворением внутренних закономерностей, свойственных традиционным жанрам устно-профессионального казахского творчества соответствующими времени средствами организации музыкального материала.
Так, в кюй-поэме «Фараби сазы» К.Кумисбе-кова (80-е гг.) в самом названии подчеркивается совмещение двух жанров: кюя и поэмы. Характерными чертами поэмы являются особая индивидуа-лизированность содержания, драматургии и формы; подчинение логике внемузыкального прототипа; композиционная свобода, предполагающая фрагментарность изложения; процесс сквозного образно-драматургического развертывания. Характерные черты кюя в поэме подчеркиваются кварто-квинтовой и субдоминантовой направленностью в интонационном, тонально-гармоническом развитии, применением безтерцовых созвучий. Синтез кюя и поэмы проявился в сочетание принципов сонатной и рондальной, контрастно-составной структур.
Как известно, жанр фортепианного трио (скрипка, виолончель, фортепиано), зародился в середине XVIII века в творчестве композиторов ман-геймской школы. Трио «Кероглы» А.Жайыма (2004 г.) является своеобразной интерпретацией кюя, переосмыслением вариантно-вариационного принципа развития кюя в рамках западно-европейской формы двойных вариаций, где используются контрастные по характеру темы вступления и основной части. В произведении наблюдается совмещение вариантно-вариационного принципа развития кюя с формой двойных вариаций. Канонические признаки кюя проявляются в неизменном квартовом начале, своеобразном ритме, секвенциообразных
ходах, фригийском ладе в основе, вариантно-стро-фической форме.
Как мы видим, истоки национальной основы являются неисчерпаемой сокровищницей для композиторского творчества. Благоприятные предпосылки для этого создают высокоразвитая ладовая основа фольклорного первоисточника, его гибкий и своеобразный мелос, характерный строй казахской инструментальной культуры и многие другие факторы музыкального наследия [3]. Проявление характерных особенностей в народной музыке неисчерпаемо и в этом сказывается одна из сторон художественного богатства народной музыкальной речи.
Многие композиторы обращаются в своем творчестве к казахским народным песням. Так, одним из примечательных образцов казахской народной музыки является песня «Япурай» - удивительно тонкая и поэтичная музыкальная зарисовка, олицетворяющая собой чистоту и мудрость художественного мышления народа. «Япурай» можно без преувеличения назвать лирическим «символом» казахской музыки [1]. Основанием для такого утверждения является то, что вот уже на протяжении почти века она продолжает волновать слушателя своей мелодической пластикой и красотой, искренностью и поэтичностью выражения лирических переживаний. Образец имеет характерные черты, которые обнаруживаются и в других песнях этого региона. В их числе - ямбическая восходящая секундовая интонация в песенном зачине, нисходящий каденционный ход по терция к нижней тонике, ритмическая размеренность, поступенное движение с преобладанием скачков не шире кварты и общий волнообразный нисходящий профиль мелодии, развивающейся от зоны верхней тонике к нижней.
Анализ поэтического текста песни показывает, что ее образность связана с темой любви. Передача нежных чувств к возлюбленной дана здесь через яркие образные сравнения с природой. Для раскрытия художественного образа в стихотворении использовано множество эпитетов, сравнений, метафор и других поэтических приемов, которые служат не только целям конкретизации описания, но и помогают выделить в предметах и явлениях наиболее существенные для казаха-кочевника черты и признаки.
Размер стиха «Япурай» одиннадцатисложный - представляет одну из самых распространенных форм стиха в казахской народной лирической поэзии. Для одиннадцатисложника, как известно, характерны соразмерность, гармония, глубина повествования. Этой форме стремительный темп речи не свойственен, ее отличают плавность, певучесть, подчеркивающие лирическую природу [2, с. 154].
Форма песни очень проста и традиционна, представляет собой повторенную полустрофу без припева. Мелодическое и ритмическое оформление каждой поэтической строки подчеркивают лирическую природу «Япурай». Так, в первой строке образуется неделимая на бунаки 11 -сложная мело-
строка с расширением до 12 слогов благодаря введению в конце алексического возгласа «ай». Вторая мелострока еще более широкого дыхания: после 7 слога появляется вставное слово «япурай», а после 11 - вновь восклицание «ай», образуя в совокупности «длинную» музыкальную фразу в 15 слогов.
Преломление народной песни «Япурай» в казахстанской академической музыке отмечено большим жанровым разнообразием и оригинальностью авторского прочтения. Помимо традиционных фольклорных обработок с присущим для них бережным отношением к народному первоисточнику, сохранением его образности и структуры, здесь рождаются новые жанровые разновидности - вокальный дуэт, инструментальные вариации, фантазия, транскрипция, хоровая песня и другие.
Из более поздних образцов большую популярность получила транскрипция для фортепиано А. Толыкпаева. В его трактовке «Япурай» мелодия приобретает новые черты. Импровизационное вступление придает произведению взволнованность, полетность. Обрастая подголосками, тема-инвариант звучит возвышенно приподнято и сдержанно. В ходе развития темы используется смена гармонических красок, секвенцированное проведение ее интонаций, темброво-фактурное развитие, приводящее к яркой кульминации.
Интерпретация «Япурай», сделанная Б. Жупа-шевым для классической гитары, также отмечена большой оригинальностью. Она написана в жанре фантазии и основана на свободном использовании темы народной песни. Автор сумел тонко передать красоту мелодической линии оригинала, мастерски использовав возможности звуковой и фактурной палитры инструмента.
В целом, при трактовке песни «Япурай» в классической традиции выявляется широкое использование подголосочности, вариационности, свободного импровизационного развертывания на основе элементов темы, тонально-гармонического и темб-рово-фактурного развития, а также жанровой трансформации исходной модели. Но в любом жанровом, темброво-фактурном, тонально-гармоническом и композиционном оформлении песня «Япу-рай» легко узнаваема и продолжает привлекать внимание слушателя красотой, искренностью и глубиной, оставаясь лирическим «символом» казахской музыки. Обращение казахстанских композиторов к жанру обработок народно-песенного ма-
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #2 (59), 2019 териала, является характерным признаком и прогрессивной тенденцией в современной музыкальной культуре. Благодаря этому методу, прививается любовь подрастающего поколения к народному музыкальному творчеству, бережное отношению к национальному наследию, выдвигая новые ракурсы в исследовании искусствоведческих проблем, открывая перед современными композиторами новые технологические подходы в использовании жанра обработок в своем творчестве.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что полижанровость в произведениях казахстанских композиторов способствует воплощению разнообразных содержательных и концептуальных идей. Интерес к экспериментированию, связанному со смешением жанров явилось своего рода творческой лабораторией для профессионального становления казахстанских композиторов. Традиционные жанры народной музыки как культурно-исторические феномены переносятся в новые условия бытования, приобретая новое прочтение и выполняя функцию национально-стилистической составляющей музыкального языка. Дальнейшая жизнь традиционных жанров свидетельствует об их универсальности, гибкой адаптации к новому социокультурному содержанию.
В настоящее время полижанровость в музыкальных произведениях связана с углублением синтеза европейского и традиционного мышления в индивидуальных стилях композиторов, с четко обозначенной тенденцией к разнообразию оркестровых составов, к усложнению оркестровой сферы. Обращение к полижанровости обусловлено потребностями современной художественной практики и само понятие «полижанровость» стало восприниматься как неотъемлемая часть авторского стилевого принципа.
Список литературы:
1. Антология «1000 казахских народных песен»: сборник аудиозаписей. А.: Астана, 2010. - 127 с.
2. Ахметов З.А. О языке казахской поэзии: сборник исследований. А.: Алматы китап, 1970. -224 с.
3. Затаевич А.В. 1000 песен казахского народа: научное издание. - А.: Дайк-Пресс, 2002. -452 с.
4. Казанцева Л.П. «Пограничные жанры»: за и против //Музыкальный текст и исполнитель. -Уфа, 2008. - №1. - с.26-31