Научно-технический и производственный журнал
-------ЖИЛИЩНОЕ ---
СТРОИТЕЛЬСТВО
Preservation of architectural heritage
УДК 72.03:351
М.В. ЗОЛОТАРЕВА, канд. архитектуры ([email protected])
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (190005, г. Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, 4)
Неоклассическая архитектура 1950-х гг. в структуре исторического центра Великого Новгорода
Застройка Великого Новгорода имеет несколько исторических пластов. Это уникальные памятники древнерусского зодчества. Известные памятники XVIII - начала XIXв., возникшие на основе планировочной структуры екатерининского времени. В статье рассмотрен еще один период застройки исторической части города - восстановления и реконструкции города после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Генеральная линия восстановления предполагала органическое сочетание нового строительства с сохранившимися памятниками прошлого. В результате этих работ в структуре города появились ансамбли неоклассической архитектуры 1950-х гг. Их объемно-планировочные и архитектурные особенности создали уникальную среду центральной части Великого Новгорода.
Ключевые слова: Великий Новгород, советская архитектура, историческая планировка, памятники истории и культуры, неоклассицизм, архитектурно-пространственная среда, архитектурно-градостроительные решения.
Для цитирования: Золотарева М.В. Неоклассическая архитектура 1950-х гг. в структуре исторического центра Великого Новгорода // Жилищное строительство. 2017. № 7. С. 21-26.
M.V. ZOLOTAREVA, Candidate of Architecture ([email protected]) Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (4, 2-ya Krasnoarmeyskaya Street, 190005, Saint-Petersburg, Russian Federation)
Neo-Classic Architecture of the 1990s in the Structure of Historical Centre of Veliky Novgorod
The development of Veliky Novgorod has a few historical layers. They are unique monuments of the old-Russian architecture. Famous monuments of the XVIII - early XIX centuries, which arose on the basis of the planning structure in Catherine's time. The article considers one more period of development of the historical part of the city - restoration and reconstruction of the city after the Great Patriotic War of 1941-1945. The general line of restoration assumed the organic combination of new construction with preserved historical monuments. As a result of these works, ensembles of the neo-classic architecture of the 1950s appeared in the structure of the city. Their space-planning and architectural features have created the unique environment of the central part of Veliky Novgorod.
Keywords: Veliky Novgorod, Soviet architecture, historical planning, monuments of history and culture, neo-classicism, architectural-spatial environment, architectural-town planning decisions.
For citation: Zolotareva M.V. Neo-classic architecture of the 1990s in the structure of historical centre of Veliky Novgorod. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2017. No. 7, pp. 21-26. (In Russian).
Великий Новгород славен своими древними памятниками истории и культуры. Однако еще один период развития архитектуры города представляет не меньший интерес. Речь идет о новгородской неоклассической архитектуре 1949-1955 гг.
Несомненно, новгородская архитектура сталинского неоклассицизма (далее в тексте - неоклассицизм) это особое явление русской культуры. Она стала продолжением истории градостроительства и архитектуры строгой классики конца XVIII - начала XIX в. [1].
Великий Новгород был одним из многих разрушенных во время Великой Отечественной войны городов, для которого предусматривались первоочередные работы по восстановлению.
Новая история новгородской архитектуры начинается в послевоенный период с разработки генерального плана города коллективом архитекторов под руководством академика архитектуры А.В. Щусева [2]. Логика расстановки акцентов была найдена в связях памятников древнерусского зодчества и нового строительства, что позволило создать уникальную среду городского центра (рис. 1). Основой для
нового генерального плана стал план Великого Новгорода, утвержденный еще в 1778 г. (рис. 2).
Особый интерес представляет неоклассическая архитектура Великого Новгорода Софийской стороны. Софийская сторона имеет радиально лучевую структуру, центром композиции которой служит Кремль.
Рис. 1. Перспективный рисунок реконструкции центральной части Софийской стороны
Сохранение
архитектурного наследия
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 2. Исторический генеральный план Великого Новгорода
Главной площадью города является Софийская площадь, подковой обращенная в сторону Кремля. В этой части одну из ее сторон формируют зеленые кулисы Кремлевского парка.
На центральной оси этой торжественной площади был построен Дом Советов (рис. 3), от которого шла эспланада, торжественно подводящая к Кремлевским воротам. Здание Дома Советов построено в1953-1954 гг. по проекту архитектора Р.Ф. Шафрановского. Строго симметричная композиция сооружения представляет собой своеобразно решенный восемнадцатиколонный портик дорического ордера,
завершенный треугольным вытянутым по горизонтали фронтоном (рис. 3), центральная часть которого была украшена государственным гербом и флагами.
Правую часть Софийской площади от Дома Советов формирует здание Дворянского собрания. Первоначально оно было выполнено по проекту А.И. Штакеншнейдера в неорусском стиле [3]. Однако в процессе послевоенной реконструкции ему решили придать другой образ. Приспосабливая сооружение под нужды Совпартшколы, его надстроили одним этажом и декорировали в стиле сталинского неоклассицизма [4].
К зданию был пристроен шести-колонный портик, получивший фронтон с декором в виде герба и флагов. Триглифы аттика выполнены в виде венков с лентами. После завершения реконструкции здание приобрело торжественный вид, соответствующий своей функции и местоположению. В 2005 г. в здании бывшего Дворянского собрания размещен художественный музей Великого Новгорода.
Торжественная официальность площади была завершена установкой в 1956 г. памятника В.И. Ленину (скульптор Д. Шварц).
Основными лучами планировочной структуры Софийской стороны являются улицы Великая, Тихвинская, Большая Петербургская, Новолучанская, Людогоща, Чудинцева, Прусская, Каберо-ва-Власьевская и Троицкая.
Ансамбли зданий неоклассической архитектуры Софийской стороны кроме Софийской площади в основном представлены на улицах Газон и Большой Санкт-Петербургской.
Улица Газон - это часть дуги, огибающей Кремль, от которой разбегаются улицы-лучи (рис. 4). Она берет свое начало от Софийской площади и заканчивается около Большой Санкт-Петербургской улицы, являющейся одним из лучей градостроительной композиции. Ул. Газон застро-
Рис. 3. Дом Советов, арх. Р.Ф. Шафрановский, 1953—1954гг.
Рис. 4. Улица Газон
Научно-технический и производственный журнал
Preservation of architectural heritage
ена только с одной стороны, поскольку обращена к скверу перед Кремлем.
Значение ул. Газон выражено в ее объемно-пространственной композиции. Перспективу улицы замыкают с одной стороны портик здания по Большой Санкт-Петербургской улице, а с другой в ее створ попадает здание Дома Советов (рис. 5). На этой улице мы встречаем наиболее яркие образцы неоклассической архитектуры послевоенного периода.
Единую композицию фасада имеют дома № 4 и 5, выполненные по проекту архитектора Л.А. Ашихминой. Фасады зданий имеют богато декорированные осевые акценты, работающие на контрасте с плоскостью стены, практически лишенной всякого декора. Особую композицию имеют угловые части здания фланкирующие ул. Новолучанскую. Декор представлен украшенной венками карнизной частью, строем пилястр и рельефными вставками с цветочным орнаментом.
Большая Санкт-Петербургская улица является еще одной центральной улицей города, которая получила свое название в честь тракта, соединяющего Великий Новгород со столицей. Ее начало у парка перед Кремлем отмечено небольшой площадью, акцентирующей зону видимости стен Кремля и куполов Софийского собора.
Композиционную основу пространства площади с одной стороны ограничивает плотный «фасад» зеленых кулис, а с другой выразительный архитектурный ансамбль трехэтажных зданий неоклассической архитектуры.
Ризалиты срезанных углов зданий, выходящих на площадь, представлены в виде своеобразных портиков, ордерная часть которых объединяет второй и третий этажи. Первый этаж зданий в соответствии с классической традицией украшен рустовкой.
Здание по нечетной стороне ул. Большой Санкт-Петербургской, д. 1 построено в 1956 г. архитектором В.Е. Гревцевым (рис. 5). Здание имеет два крыла, выходящие на улицы Большую Санкт-Петербургскую и Газон. Оно привлекает внимание крупными архитектурными формами. Ризалит украшен четырьмя полуколоннами дорического ордера. Крылья здания декорированы мощным ритмом сдвоенных колонн, ритмика сооружения усилена выступающими балконами, наличниками окон, расположенными по всему фасаду [5].
Композиция административного здания, начинающего четную сторону улицы (ул. Большая Санкт-Петербургская, 2 / ул. Разважа, 9), решена более скромно. От центрального ризалита расходятся два крыла. Ведущий мотив композиции фасада - это ритмика элементов, объединяющих окна второго и третьего этажей, расположенных в небольших нишах, декор которых дополнен накладными розетками. Фасад лишен активного декора, поэтому воспринимается более строгим [5].
По адресу ул. Большая Санкт-Петербургская, 3 в настоящее время находится офис. Здание первоначально предназначалась для общежития Совпартшколы. Это четырехэтажное здание построено в 1950 г. в стиле неоклассицизма архитектором И.И. Кушниром, с 1947 г. активно работающим в Новгороде по восстановлению и последующей застройке (рис. 6).
В композиции здания выделена центральная ось, которая акцентирована глубокой прямоугольной нишей, обрамленной колоннами и пилястрами, поднимающимися
Рис. 5. Угол улиц Газон и Большой Санкт-Петербургской
1 1 1 I I I 1 t 111 1 1 1 1 ) l 1
Рис. 6. Проект общежития Совпартшколы. Арх. И.И. Кушнир. Из личного архива М.И. Кушнира
до развитой карнизной части. Согласно канонам классической архитектуры здание имеет по вертикали трех-частную структуру. Рустовка первого этажа работает на контрасте с изящными пилястрами коринфского ордера, ритмично размещенными по всему фасаду. Композиция оконных проемов, в простенках между пилястрами, решена в духе домов классической архитектуры XIX в. Каждый ряд окон представлен своим рисунком и деталировкой. Так, окна второго этажа завершены сандараками, на третьем этаже окна имеют простую прямоугольную форму, тогда как окна четвертого этажа завершены полуциркульной аркой.
Следующее здание по ул. Большой Санкт-Петербургской, 5 (архитектор Р.Ф. Шафрановский) играет роль своеобразной архитектурной паузы перед ансамблем небольшой площади на пересечении ул. Космодемьянской и Пред-теченской.
Основу композиции площади создают четырехэтажные здания. Они выполнены в стиле неоклассики и формируют гармоничный ансамбль, соподчиненность объектов которого достигается определенными архитектурно-художественными приемами: одинаковая этажность и высота карнизной части зданий, тяги и рустовка в пределах первых двух этажей, соподчиненность осей; модуль декоративных элементов демонстрирует определенное единство и согласованность объемно-пространственной композиции площади.
Дома № 7, 9, 11 по ул. Большой Санкт-Петербургской объединены общей композиционной идеей (арх. И.И. Куш-нир). Объемно-пространственное решение застройки этой
Сохранение
архитектурного наследия
ц м .1
Научно-технический и производственный журнал
Рис. 7. Жилые дома по Большой Санкт-Петербургской улице. Арх. И.И. Кушнир. Из личного архива М.И. Кушнира
Рис. 8. Ярославово Дворище
Рис. 9. Большая Московская улица
части квартала представляет собой полукаре, поскольку здания № 7 и 11 формировали угол квартала и имели продолжение в его северной и южной частях.
По проекту отдельно стоящие здания должны были соединяться между собой арками-воротами, ведущими во внутренний жилой двор. Подобная композиция была характерна для зданий XVIII - начала XIX в., распространенная во многих российских городах. Построенные в линию улицы, «единой фасадой», дома соединялись воротами, ведущими на их участки. Кроме противопожарной безопасности городов подобная форма застройки улицы была
24| -
компромиссом между желанием хозяев иметь отдельно стоящий дом и требованием застраивать улицы по европейскому образцу [6].
К сожалению, проект не был реализован полностью. Дома № 7, 9, 11 представляют собой отдельно стоящие здания, о первоначальной композиции которых напоминает их разная высота (рис. 7). Центральной частью композиции должно было стать здание № 9. В отличие от соседних четырехэтажных домов оно имеет пять этажей и решено в более активной пластике, чем соседние дома.
На ул. Большой Санкт-Петербургской, 16 находится еще один дом 1953 г. постройки, автор архитектор В.М. Крылов. В этом здании рустовка этажей и отдельные элементы декора (кронштейны и ограждения балконов, арочные окна и т. п.) имеют классическую тематику. В здании фиксируются две оси, подчеркнутые небольшим двухколонным портиком, начинающимся с первого этажа. На третьем этаже завершение портиков превращается в балконы.
Послевоенные реконструктивные мероприятия предполагали разработку не отдельно стоящих зданий, а выполнение проектов поквартальной застройки. Таким примером служит квартал между улицами Чудинцева, Людогоща и Фроловской (с четвертой стороны находится парк Воинской славы), выполненный И.И. Кушниром.
По проекту квартал должен был застраиваться зданиями по периметру [7]. На улице Чудинцева были запроектированы три жилых дома, соединенные между собой металлическими воротами. Центральное здание имеет две симметричные оси, подчеркнутые треугольными фронтонами. При достаточно лаконичных декоративных средствах поверхностей стен осевые композиции активно работают на фасадной плоскости. Два угловых здания этой улицы должны были быть решены в тех же формах, однако их оси сдвинуты к углам, акцентируя их угловую композицию. По проекту удалось выполнить только два здания, - центральное и расположенное на углу улиц Чудинцева и Фроловской. Третье здание лишилось фронтона, арочных окон и деталей осевой композиции.
В этом же квартале на Фроловской улице находится гостиница «Волхов», первоначально выполненная по проекту И.И. Кушнира. Это было отдельно стоящее четырехэтажное здание с центральной осью в виде заглубленной лоджии, обрамленной дорическими колоннами и пилястрами. После реконструкции, уже в наше время, гостиница утратила первоначальную авторскую идею. В связи с необходимостью увеличения площадей здание было пристроено к существующим угловым домам, был достроен пятый этаж, а на центральную ось взгроможден постмодернистский треугольный фронтон.
В Софийской части кроме зданий, формирующих ансамбли ее главных площадей и улиц, находятся жилые дома, решенные в более скромных формах неоклассической архитектуры, однако звучащие в общей стилистической теме. Это здания, фланкирующие Тихвинскую и Космодемьянскую улицы, одинаковые здания рядовой застройки на ул. Великой (№ 3, 11), дома на Новолучанской улице и др.
Пешеходный мост соединяет Кремль и торговую сторону Великого Новгорода, расположенную на правом берегу Волхова. Регулярный екатерининский план XVIII в. имеет здесь прямоугольную планировочную основу.
^^^^^^^^^^^^^ |7'2017
Научно-технический и производственный журнал
Preservation of architectural heritage
т. ^
II ■ Ц
, п| "Г 11
Рис. 10. Здание бани на Торговой стороне. Арх. И.И. Кушнир. Из личного архива М.И. Кушнира
В отличие от Софийской стороны на Торговой совершенно иная картина пространственной организации территории (рис. 8). В этой части города она наиболее ярко демонстрирует исторически сложившийся посадский характер застройки участков. В кварталах зданиями закреплены только углы, на красную линию улиц застройка выходит «пунктиром». Ранее фронт красной линии держали ограды, объединяющие отдельно стоящие здания, однако в настоящее время эти малые формы утрачены. Поэтому фронт красной линии кварталов на некоторых участках демонстрирует композиционную незавершенность.
На Торговой стороне встречается не очень большое количество неоклассических построек. Рассмотрим пространственные особенности размещения объектов неоклассицизма на основных улицах этой части города. Большая Московская улица в наибольшей степени сохранила свой исторический облик. Она начинается от древнего экономического и политического центра Великого Новгорода - торга и Ярославова Дворища [8]. В целом архитектурно-пространственная среда Большой Московской улицы представлена памятниками архитектуры древнерусского зодчества, обрамленными сохранившимися знаниями конца XVШ-XIX вв., в основном жилого назначения. Кроме того, особенностью пространственного размещения застройки Большой Московской улицы является постановка зданий с разрывами, создающими своеобразные зеленые паузы между ними.
Все это определяло рамки архитектурных решений по заполнению образовавшихся после войны лакун. Работа архитекторов предполагала максимально тактичное внедрение новых сооружений. И застройка 1950-х гг. демонстрирует это.
К застройке этого периода относятся дома по адресам ул. Большая Московская, 19, 23, 31, 33, 35, 38, 48, 52, 54 и некоторые другие (рис. 9). Они сохраняют масштабный строй композиции улицы, не превышая четырех этажей. Их классическая орнаментика в основном представлена ритмом окон с полуциркульным завершением и деликатно подчеркнутыми осями в виде строя пилястр или вертикальных балконных композиций. Таким образом, фасадные решения этих зданий звучат в унисон с исторической застройкой. При этом на участке от ул. Герасимен-ко-Маницына до Шитной улицы, где находятся в основном здания 1950-х гг. постройки, практически не отмечается
ее преобладание. Это же относится и к зданиям участка, подходящего к границе исторического города - Московской заставе. Результат таких объемно-пространственных решений дает архитектурно-композиционно завершенную среду, которая позволяет «нейтрализовать» здания откровенно диссонирующего характера, представленные на этой улице (например, ул. Большая Московская, 13, 37, 56/12). Можно сказать, что ул. Большая Московская наиболее богата объектами неоклассической архитектуры Торговой части.
На улицах, параллельных Московской, - Михайлова, Андреевской, Славной, Молотковской, на отдельных участках сохранилась историческая застройка XIX в. Она представлена одно-трехэтажными домами с достаточно скромной орнаментикой. Также на них отсутствуют и яркие образы сооружений рассматриваемого периода. Они представляют собой двух-трехэтажные здания, фасады которых полностью лишены декора. Послевоенная застройка улицы велась с целью обеспечения города жилым фондом, поэтому дома рассматривались с точки зрения их функциональной ценности.
Отдельными вкраплениями здания неоклассической архитектуры представлены на одной из центральных улиц Торговой стороны - Федоровском Ручье. Это, например, здания № 6 и 10. Несмотря на их различие, здания обладают общим характером композиции. Их фасады строго центричны. Выразительность архитектурного решения усиливается рядом полуколонн со стилизованными капителями коринфского ордера. Интересен образный строй этих зданий. Так, двухэтажное здание (д. 6) имеет характер городской усадьбы, в то время как в д. 10 звучат мотивы столичной архитектуры конца XVIII - начала XIX в. Несмотря на достаточно активную пластику фасадов, эти здания композиционно никак не влияют на общий характер разновременной и разнородной окружающей их застройки улицы.
Одним из репрезентативных мест в городе должна была бы стать набережная Александра Невского, формирующая речной фасад города с Торговой стороны. Она начинается недалеко от Пешеходного моста, в непосредственной близости от Путевого дворца Екатерины II на Ярославовом Дворище, где встречаются только два здания неоклассической архитектуры. Набережную Волхова в основном формируют безликие жилые здания следующего периода советской архитектуры с ее функционалистским воплощением минимизированных потребностей.
Но именно там находится жемчужина этого стиля новгородской архитектуры - здание бани архитектора И.И. Кушнира (рис. 10). Достаточно спорна функция сооружения, одетая в классические одежды, однако по прорисовке деталей и масштабности окружающей среды и ландшафта это здание выполнено в лучших традициях классической архитектуры конца XVIII в.
Неоклассицизм является важным этапом развития творческих идей советской архитектуры. Особое содержание архитектуры неоклассицизма в Великом Новгороде достигнуто работами новгородских архитекторов. Их проекты создавали образцы неоклассической архитектуры, масштабный строй которых, архитектурно-градостроительные решения помогли создать особую архитектурно-пространственную среду городского центра, где новое не вступает в противоречие с образами прошлого.
Сохранение
архитектурного наследия
----- ТкИЛИЩНОЕ -
стмтшство
Научно-технический и производственный журнал
Список литературы
1. Кушнир И.И. Градостроительство Новгорода во второй половине XVIII - первой половине XIX века // Новгородский исторический сборник. 1959. Вып. 9. С. 155-170.
2. Гордеев С.Э., Щусев П.В. Страницы из жизни академика А.В. Щусева. М.: Московский рабочий, 2011. 342 с.
3. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. Искусство. Архитектура . Л.: Стройиздат, 1991. 352 с.
4. Заварихин С.П. Реконструкция или замена. Об одной привычной неточности. В сб. «Архитектор. Город. Время». В 2 ч. Ч. 1. СПб.: St. Petersburg Today, 2013. C. 71-74.
5. Золотарева М.В. Образцы неоклассической архитектуры Великого Новгорода в границах Софийской части. В сб. «Архитектор. Город. Время». В 2 ч. Ч. 1. СПб.: St. Petersburg Today, 2013. C. 62-69.
6. Золотарева М.В., Кельх Г.Г. Характеристики ансамбля исторической части Великого Новгорода на примере Большой Санкт-Петербургской улицы. В сб. «Архитектор. Город. Время». СПб.: St. Petersburg Today, 2014. C. 74-77.
7. Вайтанс А.Г. Эволюция планировки жилых кварталов в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Актуальные проблемы архитектуры и строительства: Материалы V Международной конференции. СПб.: СПбГАСУ, 2013. Ч. 1. С.16-20.
8. Смирнов В.Г. История Великого Новгорода. М.: Вече, 2007. 480 с.
References
1. Kushnir I.I. Town planning of Novgorod in the second half of XVIII - the first half of the 19th centuries. Novgorodskij istoricheskij sbornik. 1959. No. 9, pp. 155-170.
2. Gordeev S.Je., Shhusev P.V. Stranicy iz zhizni akademika A.V. Shhuseva [Pages from life of the academician A.V. Shchusev]. Moscow: Moskovskii rabochii, 2011. 342 p.
3. Kushnir I.I. Arhitektura Novgoroda. Iskusstvo. Arhitektura [Architecture of Novgorod. Art. Architecture]. Leningrad: Stroyizdat. 1991. 352 p.
4. Zavarihin S.P. Reconstruction or replacement. About one habitual inaccuracy. In "Arhitektor. Gorod. Vremja". P. 1. Saint-Peterburg: St. Petersburg Today, 2013, pp. 71-74.
5. Zolotareva M.V. Neoklassicheskoa samples architecture of Veliky Novgorod in borders of Sofiiskoi parts. In "Arhitektor. Gorod. Vremja". P. 1. Saint-Peterburg: St. Petersburg Today, 2013, pp. 62-69.
6. Zolotareva M.V., Kel'h G.G. Characteristics of ensemble historical parts of Veliky Novgorod on the example of Bolshoi Sankt-Peterburgskoi streets. In "Arhitektor. Gorod. Vremja". P. 1. Sankt-Peterburg: St. Petersburg Today, 2013, pp. 74-77.
7. Vajtans A.G. Evolution of planning of residential quarters at the end of 1940 beginning of the 1950th. Urgent problems of architecture and construction: materials V of the International conference. Sankt-Peterburg: SPbGASU. 2013. P. I, pp. 16-20.
8. Smirnov V.G. Istorija Velikogo Novgoroda [History of Veliky Novgorod]. Moscow: Veche, 2007. 480 p.
26
7'2017