Научная статья на тему 'НЕОКАНТИАНСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ВЕБЕРОВСКОЙ СОЦИОЛОГИИ'

НЕОКАНТИАНСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ВЕБЕРОВСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ВЕБЕР / ВЕБЕРИАНСТВО / НЕОКАНТИАНСТВО / Г. РИККЕРТ / ЦЕННОСТИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА / УСТАНОВКИ / ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Леликова Я.М.

В статье рассмотрены основные достижения Макса Вебера, неокантианство как социологическая парадигма, а также основные идеи Вебера и Риккерта и их сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕОКАНТИАНСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ВЕБЕРОВСКОЙ СОЦИОЛОГИИ»

по кредитам со сроком от 30 до 90 дней(45%).

Проводя анализ динамики оборотов по кредитам отметим, что наибольший рост произошел в европейской валюте по оборотам по кредитам со сроком от 91 до 180 дней, и составил 464,6%. В рублях наибольшее увеличение произошло по оборотам по кредитам со сроком от 1 до 3 лет(159,3%), в долларах США - от 31 до 90 дней(267,7%).

Таким образом, можно сделать вывод, что кредитование юридических лиц в Российской Федерации на данный момент находится в небольшом упадке, связанном с неблагоприятной экономической обстановкой в стране. Но даже в такие периоды присутствуют виды экономической деятельности, которые дают рост объемов кредитования. К ним относятся: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Также следует выделить значительный рост процентных ставок по кредитам и увеличение размеров просроченной задолженности, что отрицательно сказывается на эффективности функционирования банковского сектора экономики.

Использованные источники:

1. Общие объемы кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств (всего по Российской Федерации) [Электронный ресурс]. - Режим ограниченного доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStataspx?TЫГО=302-01 &pid=sors&sid=ITM_27910- (Дата обращения: 10.04.2016).

2. Общая сумма просроченной задолженности по кредитам юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств (всего по Российской Федерации)[Электронный ресурс]. - Режим ограниченного доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=30209&pid=sors&sid=ITM_454 84- (Дата обращения: 10.04.2016).

3. Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности[Электронный ресурс]. - Режим ограниченного доступа: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=30209&pid=sors&sid=ITM_454 84- (Дата обращения: 10.04.2016).

Леликова Я.М. студент 3 курса ЛГПУ Россия, г. Липецк

НЕОКАНТИАНСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА

ВЕБЕРОВСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Аннотация: в статье рассмотрены основные достижения Макса Вебера, неокантианство как социологическая парадигма, а также основные идеи Вебера и Риккерта и их сравнительный анализ.

Ключевые слова: М. Вебер, веберианство, неокантианство, Г. Риккерт, ценности, историческая эпоха, установки, идеальный тип.

Макс Вебер - выдающийся немецкий социолог, внёсший значительный вклад в развитие социологии. Среди его главных достижений - учение о типах господства, из которого вытекает концепция рациональной бюрократии [1]. Макс Вебер является основоположником «понимающей социологии» и теории социального действия. Основная идея веберовской социологии -обоснование рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческой жизни [2].

Неокантианство - философское течение в Германии, зародившееся во второй половине двадцатого века. Ставило своей целью возрождение ключевых кантовских идейных и методологических установок в новых культурно-исторических и познавательных условиях. Важными представителями данного направления являются В. Виндельбанд, Э. Кассирер, Г. Риккерт. Во второй половине XIX в. особенно остро встала проблема методологической автономии наук о духе. Во-первых, это было вызвано быстрым развитием относительно молодой исторической науки. Во-вторых, еще более бурное развитие естественных наук привело к попыткам распространить метод математического естествознания и на историю. Но результат этих исследований был настолько неудовлетворителен, что вызывал сомнение, способна ли вообще история соответствовать «образцу научности». Задачу методологического обоснования наук о духе взяли на себя представители Баденской школы неокантианства [3].

Принципы веберовской социологии переплетаются с другими теоретическими направлениями - позитивизм Конта и Дюркгейма, социологией марксизма. Особое влияние оказала школа неокантианства, прежде всего воззрения её основоположника Г. Риккерта, который утверждал, что взаимосвязь бытия и сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Вебер и Риккерт разграничивали отношение к ценности и оценку, они считали, что наука должна быть свободна от оценочных суждений субъективного толка. Но это не означало, что учёный должен отказаться от собственных пристрастий. Однако, пристрастия не должны вторгаться в научные разработки. В отличие от Риккерта, рассматривающего ценности и их иерархию как нечто надысторическое, Вебер полагает, что ценность обусловлена характером исторической эпохи, определяющей общую линию прогресса человеческой цивилизации. Другими словами, ценности по Веберу, выражают общие установки своего и времени и поэтому они историчны, относительны. Ценности в концепции Макса Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют основную сущность его методологии социальных наук и используются как инструмент понимания явлений человеческого общества, поведения его членов.

Таким образом, Макс Вебер внёс заметный вклад в развитие социальной

философии. В своих работах он развивал многие идея неокантианства, однако его воззрения не сводились к этим идеям. М. Вебер считал, что социальная философия, которую он характеризовал как теоретическую социологию, должна прежде всего изучать поведение и деятельность людей и призвана исследовать взаимоотношения всех сфер человеческой деятельности.

Социальные действия составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Социолог же должен разобраться не только в содержании, но и в мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. Другими словами, необходимо осмыслить, понять содержание духовного мира субъектов социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая[4].

М.Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматривающих указанные выше ценности как нечто надысторическое, вечное и потустороннее, Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Другими словами, он подчеркивает земную, социально-историческую природу ценностей. Это имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности.

Использованные источники:

1. Катаев Д.В., Вольф Г. Автономия и демократия в концепциях Макса Вебера и Корнелиуса Кастордиаса // Вестник Московского университета. Социология и политология. Серия 18. №1. Научный журнал. - Москва, 2015. С. 60-72.

2. Катаев Д.В. Категории «смысла» и «понимания» как интеграция обыденного и теоретического знания в социологической парадигме Макса Вебера // Вестн. Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1(29). С. 162-169.

3. Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произв. в 2-х т., т.2. М, 1965

4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. Социальная философия М. Вебера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.