Н. Г. КЛИМУШИН, ветеран пожарной охраны, г. Москва, Россия
УДК 614.841.4:69+696.2
НЕОБХОДИМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Многочисленные взрывы из-за неправильной эксплуатации или неисправности газобаллонных установок, приведшие к гибели и ущербу здоровья большого числа людей, привлекли внимание общественности. Анализ многочисленных нормативных документов, в которых изложены требования газовой и пожарной безопасности, а также Федерального закона "О пожарной безопасности" показал, что решение поставленных жизнью задач без совместных усилий двух надзорных органов практически невозможно.
Ключевые слова: газобаллонные установки; взрыв; пожар; нормативные требования газовой и пожарной безопасности.
Зимой 2012 г. произошло множество взрывов в зданиях, в которых эксплуатировались газовые баллоны, с последовавшими за ними пожарами, сопровождавшимися гибелью или нанесением ущерба здоровью граждан. Особенное внимание в средствах массовой информации было уделено взрыву и пожару в здании кафе на Нахимовском проспекте (г. Москва) 9 января 2012 г., в результате которого пострадало много людей.
Поскольку, как говорят, проблема назрела, необходимо уточнить правовое поле содержания или применения баллонов с горючими газами (ГГ). Требования к хранению и эксплуатации установок с баллонами ГГ, в частности, можно найти в СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы" [1], по которым индивидуальные баллонные установки разрешается устанавливать как снаружи, так и внутри здания. Существуют и многие другие нормативные документы:
• ПБ 12-609-03 "Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы" [2];
• ПБ 15-529-03 "Правила безопасности систем газового распределения и газопотребления" [3];
• СП55.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 31-02-2001) "Дома жилые одноквартирные" [4];
• Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе [5];
• ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" (пп. 120,122,162,526-533, 603-604, 664-666) [6].
В этих нормативных документах регламентируются: высота помещения, площадь окна в наружной стене и толщина остекления, кратность воздухообмена в помещении, расстояние от газовых горелок до ограждающих конструкций и их предел огнестойкости, места размещения газобаллонных установок, наличие датчиков температуры в помещении, сигнализации о концентрации газа в воздухе (она не
© Климушин Н. Г., 2012
должна превышать 20 % НКПР, т. е. нижнего концентрационного предела распространения пламени), наличие обученного обслуживающего персонала, оборудование баллонов редукторами с уплотняющими прокладками, периодичность проверки газобаллонной установки и др. Имеет значение даже состав сжиженных углеводородных газов в баллонах, который подразделяется на зимний и летний. Зимняя смесь должна состоять на 80 % из пропана (более дорогого газа) и на 20 % — из бутана (более дешевого газа), который перестает испаряться при низких температурах. Поэтому оговаривается, что нагрев баллонов в зимнее время следует проводить с помощью пара, горячей воды или горячего песка, но не открытым пламенем (факелом, паяльной лампой и т. п.).
Исходя из вышеназванных мероприятий становится совершенно очевидно, что обеспечить безопасную эксплуатацию газобаллонных установок без обученного и проинструктированного персонала, без разрешения и контроля со стороны надзорных организаций практически невозможно. Поэтому-то и множатся случаи взрывов и пожаров. А ведь раньше Правилами пожарной безопасности для предприятий торговли, общественного питания, баз и складов ППБ 03-81 (п. 4.7.5.3) [7] было установлено, что "на предприятиях общественного питания запрещается: устанавливать и хранить в помещениях кухонь порожние и наполненные сжиженными горючими газами баллоны". И не было никаких проблем!
Теперь следует рассмотреть вопрос о надзоре. Его желательно решать в свете требований Федерального закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" [8]. Но после его принятия прошло более 17 лет, и в настоящее время действует тот же закон под тем же названием, который, однако, в период 1995-2007 гг. неоднократно подвергался изменениям. Анализ этих изменений показал, что из 42 пунктов первоначаль-
{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №5
13
ной редакции закона исключены 9 статей (14,15,17, 23, 28, 29, 32, 35 и 36), введены дополнительные статьи (111 и 121) и дано изложение 31 статьи в новой редакции. По обновленному закону были изменены основы пожарной безопасности в РФ, особенно государственного пожарного надзора (который в настоящее время называется "надзорная деятельность": слова "государственный" и "пожарный" из него исчезли, что весьма символично). В новой редакции закона государственный пожарный надзор лишен права:
• участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
• рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий:
• проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, вы-
борочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности:
• приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов.
При таких усеченных полномочиях органам надзорной деятельности МЧС РФ совместно с газовой инспекцией и предстоит решить вопрос о разработке единого нормативного документа, который стал бы преградой для возникновения на предприятиях взрывов и пожаров из-за неправильной эксплуатации или неисправности газобаллонных установок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. СП 62.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 42-01-2002). Газораспределительные системы : приказ Минрегиона РФ от 27.12.2010 г. № 780; введ. 20.05.2011 г. — М.: ОАО "ЦПП", 2011.
2. ПБ12-609-03. Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы : постановление Госгортехнадзора России от 27.05.2003 г. № 40; зарег. в Минюсте РФ 19.06.2003 г., рег. № 4777; введ. 27.05.2003 г. // Российская газета. — 2003. — № 120/1; М. : ПИО ОБТ, 2003.
3. ПБ 15-529-03. Правила безопасности систем газового распределения и газопотребления : постановление Госгортехнадзора России от 18.03.2003 г. № 9; зарег. в Минюсте РФ 04.04.2003 г., рег. № 4376; введ. 18.03.2003 г. // Российская газета. —2003. — № 102; М. : ПИО ОБТ, 2003.
4. СП 55.13330.2011 (актуализированная редакция СНиП 31-02-2001). Дома жилые одноквартирные : приказ Минрегионаот 27.12.2010 г. № 789; введ. 20.05.2011 г. —М.: ОАО "ЦПП", 2011.
5. Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе : постановление Правительства РФ от 11.02.2010 г. № 65; введ. 01.01.2011 г. // Информ. бюлл. Рос-технадзора РФ. — 2010. — № 2; Собр. законодательства. — 2010. — № 8.
6. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности : приказ МЧС России от 18.06.2003 г. № 313; зарег. в Минюсте РФ 27.06.2003 г., рег. № 4838; введ. 30.06.2003 г. // Российская газета. — 2003. — № 129.
7. ППБ 03-81. Правила пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений. Предприятия торговли и общественного питания, базы и склады : утв. МВД СССР 06.01.81 г.; введ. 06.01.81 г. до 14.12.93 г. — М. : Тип. МЗЭВП, 1981.
8. О пожарной безопасности (с изм. и доп.): Федер. закон от 21.12.94 г. № 69-ФЗ; принят Гос. Думой 18.11.94 г.; введ. 26.12.94 г. // Собр. законодательства РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3649.
Материал поступил в редакцию 11 марта 2012 г.
Электронный адрес автора: [email protected].
14
{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2012 ТОМ 21 №5