Научная статья на тему 'Необходимы ли дорожные карты по Арктике?'

Необходимы ли дорожные карты по Арктике? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожные карты / Арктика / Форсайт. / road map / Arctic regions / Foresight.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимы ли дорожные карты по Арктике?»

Третьяк В.П.

д. э. н., профессор Московского государственного университета технологий и управления

Сагина О.А.

старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления

НЕОБХОДИМЫ ЛИ ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ ПО АРКТИКЕ?

Ключевые слова: дорожные карты, Арктика, Форсайт.

Keywords: road map, Arctic regions, Foresight.

Арктика играет особую роль в глобальных процессах, определяющих климат Земли. Природа Арктики весьма чувствительна к воздействию извне и очень медленно восстанавливаема после неразумного вмешательства. В докладе, подготовленном группой мониторинга Арктического совета, в который входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США и Швеция, сообщается, что Арктика сильно загрязнена устойчивыми к разложению органическими веществами, которые обнаруживаются не только в почве, но и в организмах животных1.

Многие проблемы Арктики имеют циркумполярный характер, и в их решении большую роль должна играть международная кооперация. Это направление сотрудничества начало интенсивно развиваться с начала 90-х гг. прошлого века. Так, в 1989 г. Финляндия, Канада, Дания (Гренландия), Исландия, Норвегия, Швеция, СССР и США начали совместную работу по охране окружающей среды в этом регионе.

Ещё в 20-е гг. прошлого века пять стран - СССР, Норвегия, Дания, США и Канада - с молчаливого согласия остальных поделили Арктику на отдельные сектора. Каждая из пяти претендовавших на океанские воды «заполярных» стран просто продолжила свои границы по меридианам до Северного полюса. Естественно, что России при этом досталось около трети всей площади шельфа Арктики. Однако в последние годы многие страны стали находить такое решение несправедливым, особенно в свете прогнозируемого освобождения полярных морей ото льда, возможности за счёт этого расширить международное судоходство и начать добычу углеводородов в морях Северного Ледовитого океана.

Основанием для начала разговоров о переделе Северного Ледовитого океана стала подписанная в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву. Согласно ст. 76 этого документа, права пяти названных выше государств, территории которых частично расположены внутри Полярного круга, распространяются исключительно на их экономические зоны (200 морских миль от побережья, или примерно 370 км). Только в пределах этой зоны государствам разрешено разведывать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых2.

В Арктике имеет место межстрановый конфликт интересов. Следовательно, наиболее цивилизованный путь разрешения конфликтов есть процесс проведения Арктического Форсайта стран, имеющих здесь географические сектора.

Форсайт как новейшая технология, позволит сформулировать развилки в понимании интересов различных стран, что позволит:

1. активно участвовать в формировании будущего Арктики всем заинтересованным государствам,

2. самым спешным образом согласовывать разнонаправленные партикулярные интересы различных участников процесса происходящих изменений в Арктике,

3. заглядывать в будущее развитие интересующего явления Арктики,

4. выявлять слабые сигналы, которые будут доминировать в грядущем будущем,

5. способствовать самоактивизации участников зарождающегося будущего Арктики в деле его претворения по

собственной инициативе,

6. формировать сценарии пиксельных картинок зарождающегося будущего Арктики глазами экспертов стран, участников Арктического Форсайта.

Хотелось бы высказать особо предостережение о том, что добротные дорожные карты не делаются «на коленке». Их нельзя нарисовать в ходе скоропалительной Форсайт сессии, т.е. на встрече заинтересованных людей, даже очень квалифицированных. В этом случае даже созданная дорожная карта осведомленными в технике людьми, может в лучшем случае только проиллюстрировать учебные навыки к построению дорожной карты. Настоящая дорожная карта политического типа - продукт работы специально подготовленных профессионалов, опирающихся в своих построениях на материалах проведенного фундаментального Форсайта3 Арктики с учетом интересов разных стран.

1 Арктика: перспективы развития// http://www.perspektivy.info/print.php?ID=36212

2 Международно-правовые вопросы освоения Арктики [Электронный ресурс] // Известия, сайт новостей. 2007. - 8 сентября. -http://www.izvestia.ru/media-center/conference924/index.html

3 См. подробнее: Третьяк В.П. Дорожная карта» как инструмент технологии Форсайт // Новые знания. 2013. - март, № 25.

Такая дорожная карта именуется картой для внешней среды (roadmap of environment) и призвана дать ответ на следующие вопросы: что мы можем сделать, чтобы защитить нашу окружающую среду или остановить ухудшение ее качества, подразумевая не только изменение климата, но и истощение ресурсов, дефицит источников энергии и исчезновение видов? Можем ли мы ожидать, что наши усилия будут достаточными для изменения будущего? Какими должны быть наши цели в сфере взаимодействия с внешней средой?1

Технология, именуемая роудмэпингом (Roadmapping), достаточно юная. Она зародилась в недрах приемов внутрифирменного стратегического управления, осуществляемого корпорациями. Следовательно, использовать этот инструмент по отношению к социальным преобразованиям или для анализа проблем территориального развития впрямую вряд ли продуктивно. Технология разработки дорожных карт базируется на хорошо известном методе оценки и анализа программ PERT2, который описывает различные альтернативные пути, из которых можно выделить критический (оптимальный) путь. Данный способ использовался в 1950-х годах и в последующие годы ВМС США при разработке проекта по созданию ракетного комплекса «Полярис».

Американская авиаракетная компания Дуглас по выпуску космической и военной авиатехники (ныне объединившаяся с «Боингом») использовала метод дорожных карт для описания необходимых этапов подготовки гипотетического полета на Марс в начале 60-х годов. Многие фирмы, как, например, Моторола в середине 80-х гг. использовали эту технологию с целью определения научно-исследовательских проектов, которые должны быть реализованы при разработке нового продукта.

Со временем были разработаны модификации процесса разработки дорожных карт, в т.ч. включение в методологию вероятностных оценок времени, необходимого для перемещения от одного технологического узла до другого или от одной технологии до другой, что позволило использовать ее для оценки сроков окончания работ. Вследствие этого, технология картирования получила дальнейшее развитие в виде различных вариаций, включая метод анализа последовательности разработки технологий (TSA - Technology Sequence Analysis), который подразумевает использование статистических методов моделирования оценок времени, необходимого для достижения целей.

Применение технологии Roadmapping было обнародовано компанией Моторола примерно в середине 70-х годов двадцатого века. На рубеже ХХ столетия она получила быстрое развитие не только в компаниях, но и при решении некоторых международных проблем3.

Таблица 1

Roadmapping в «GoogleTM index»

Feb 04 May 04 Aug 04 Nov 04 Feb 05 May 05 Aug 05

«technology roadmapping» 3,5 3,55 3,85 11,2 9,68 8,42 10,8

«technology roadmap» 52,4 56,8 63,3 153 175 164 168

«roadmapping» 12,2 14 15,4 38,1 41,6 46,8 67,8

«innovation roadmapping» 40 43 43 71 134 71 10

«innovation roadmap» 733 609 843 1,19 1,3 726 3,71

«business roadmapping» 122 149 171 245 240 188 256

«business roadmap» 6,74 4,81 4,55 11,7 11 8,87 9,21

«strategic roadmapping» 225 176 319 559 677 507 3,91

«strategic roadmap» 4,68 5,15 5,17 13 15,3 19 22

«technology route mapping» 24 25 47 24 25 17 26

«technology route map» 72 132 97 119 107 72 94

«science roadmap» - - 674 1,23 820 727 588

«program roadmap» - - 714 821 797 514 792

«market roadmap» - - 488 1,72 1,85 1,69 1,79

«industry roadmap» - - 2,64 6,42 7,25 8,68 8.090

«customer roadmap» - - 111 174 182 149 193

«product roadmap» - - 26,8 61,2 72,3 97,3 120

«service roadmap» - - 803 1,09 1,05 983 1,04

«production roadmap» - - 154 207 222 218 363

«enterprise roadmap» - - 356 463 494 467 672

«application roadmap» - - 5,57 5,18 5,22 5,21 5,4

«process roadmap» - - 712 880 1,44 551 749

«design roadmap» - - 881 1,21 1,21 1,13 1,28

«engineering roadmap» - - 945 631 1,31 1,05 651

«policy roadmap» - - 1,69 5,84 4,94 643 880

«infrastructure roadmap» - - 587 747 845 781 850

«risk roadmap» - - 73 70 69 80 81

«investment roadmap» - - 403 557 622 550 649

«roadmap for peace» - - 9,85 18,9 17,9 15,8 16,5

1 Джемала М. Корпоративная «дорожная карта»// Российский журнал менеджмента. 2008. - Т.6, № 4.

2 PERT- метод подразумевает изображение шагов, которые необходимо сделать на пути к достижению цели, в виде схемы (графа), то есть в виде дорожной карты.

3 Израиль и Палестина решили обусловить подписание соглашения выполнением плана «дорожная карта». - http://www. russian.xinhuanet.com/russian/2007-11/10/content_519947.htm

Технология картирования настолько новая, что не совсем канонизировано даже ее название. Во всемирной паутине существует несколько наименований данной технологии. По результатам поиска в системе «Google TM index» были получены следующие интересные данные по вариантам названия технологии дорожных карт.

Из таблицы видно, насколько разнятся названия примерно одной и той же технологии. В качестве рабочего названия изберем Roadmapping1 или картирование.

В арктической зоне России было выделено 27 районов (11 - на суше, 16 - в морях и прибрежной зоне), получивших наименование «импактных», где эти процессы уже привели к сильнейшей трансформации естественного геохимического фона, загрязнению атмосферы, деградации растительного покрова, почвы и грунтов, внедрению вредных веществ в цепи питания, повышенной заболеваемости населения2. Здесь можно проводить национальный Форсайт Арктики России, а область применения отечественного Форсайта можно включить и к проблеме потепления, и функционирования северного пути, и авиа коридоры через северный полюс, и решение экологических проблем, и формировать отечественную дорожную карту Арктики. На основе проведенного Форсайт анализа можно формировать отечественную дорожную карту Арктики именуемой картой для внешней среды (roadmap of environment).

1 Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах. - М., 2011. - С. 38.

2 Моргунов Б. А. Методология учёта экологического фактора в процессе выработки стратегии устойчивого развития арктической зоны России / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора географических наук. - СПб., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.