Право и политика
Правильная ссылка на статью:
Макаров И.Н., Шелудько А.С., Дробот Е.В. — Необходимость уточнения понимания категории государственно-частного партнерства в отечественном законодательстве // Право и политика. - 2023. - № 10. DOI: 10.7256/2454-0706.2023.10.44067 EDN: ZATNVD URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=44067
Необходимость уточнения понимания категории государственно-частного партнерства в отечественном законодательстве
Макаров Иван Николаевич
доктор экономических наук
профессор кафедры "Менеджмент и общегуманитарные дисциплины", Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал
398050, Россия, Липецкая область, г. Липецк, Интернациональная, 12б
И [email protected] Шелудько Артем Сергеевич
Арбитражный управляющий, Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного
комплекса
125167, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Ленинградский Проспект, 49
Дробот Елена Валерьевна
СКСЮ: 0000-0002-5205-5455 кандидат экономических наук преподаватель, Центр дополнительного профессионального образования 188800, Россия, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Приморская, 32
Статья из рубрики "Власть и управление"
DOI:
10.7256/2454-0706.2023.10.44067
EDN:
ZATNVD
Дата направления статьи в редакцию:
19-09-2023
Дата публикации:
10.7256/2454-0706.2023.10.44067 09-10-2023
Аннотация: Предметом исследования является государственно-частное партнерство в качестве правовой категории. Необходимо отметить, что введение системы ГЧП в российскую юридическо-правовую систему (практику) стало одним из важнейших решений, принятых Правительством для стимулирования экономического роста страны. Авторами статьи анализируется сущность и интерпретация государственно-частного партнерства как сложного правового и экономического явления, конституирующего взаимодействие государства и субъектов частного сектора экономики в рамках реализации общественно-значимых проектов. Методология исследования основана на использовании общенаучных и частнонаучных методов (анализ, сравнение, обобщение и др.), методов исследования генезиса явления, интерпретации структуры и содержания политических и правовых учений, а также сравнительного и структурного анализа, позволяющих раскрыть сущностные характеристики изучаемого явления. В качестве научной новизны авторами предлагается ряд рекомендаций к ФЗ-224, вбирающих в себя предложенный авторами статьи дополненный подход к определению государственно-частного партнерства. В том числе, отмечается, что критерий генерации опекаемых благ (общественных, а также смешанных и смешанных коммунальных благ), в частности, в ходе реализации различных форм соглашений должен стать критерием разделения форм соглашений между государством и представителями частного сектора - хозяйствующими субъектами и того, что можно (следует) отнести к категории квази-ГЧП. Также авторами выявлено наличие иных признаков, способных стать критерием разделения между квази-ГЧП и «полноценным» государственно-частным партнерством.
Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, государство, частный партнер, общественное благо, коммунальное благо, проект, потребление, закон, общество, польза
В нашей стране государственно-частное партнерство официально связывается с принятым в 2015 году 224-ФЗ (Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ).
При этом необходимо отметить, что введение системы государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) в российскую юридическо-правовую систему (практику) стало одним из важнейших решений, принятых Правительством для стимулирования экономического роста страны. Одной из основных причин широкого распространения ГЧП является его потенциал по привлечению финансирования частного сектора в отрасли и виды деятельности, находящиеся под юрисдикцией и вниманием государства.
Следует отметить, что исследованию различных аспектов и особенностей использования инструментов государственно-частного партнерства традиционно уделяется достаточно много внимания и в отечественных, и в зарубежных научных исследованиях.
Среди научных исследований, опубликованных в последние годы в российских научных журналах, интерес на наш взгляд, представляют следующие публикации. Аблязов Т. Х. и Марусин А. В. рассматривают государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики
[1, с' 1271 12801. Баранова И. В. и Мурадов А. А. анализируют инструменты повышения эффективности инновационной деятельности структур государственно-частного
партнерства [2, Сш 12-191. Барбашина Е. А. отмечает особую роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России [3, Сш 119-1301. Бровчак С. В., Смирнова А. А., Зотов И. А., Мингазов А. Р., Головко А. Д изучает место государственно-частного партнерства в финансовой модели социальной
экономики ———1377-13921. Особый интерес, в том числе в контексте нашего исследования, представляет статья Бухвальда Е. М., в которой он уделяет особое внимание правовым основам государственно-частного партнерства в условиях реализации национальных проектов в Российской Федерации [5, Сш 503-5161. Вавилина А. В., Кириллова О. Ю., Малиновская М. И. делают вывод о перспективности имплементации моделей государственно-частного партнерства в развитии региональной
инфраструктуры России [6, Сш—1255-12701. Гражданско-правовая природа соглашений в сфере государственно-частного партнерства рассматривается Килинкаровым В. В. и
Пономаревым Б. А. [7, Сш 44-541. Интересен также цикл статей Киреевой А. В., в которых она анализирует возможности применения государственно-частного партнерства в сфере контроля и принуждения, рассматривая ГЧП как новый элемент механизма государства [8, С. 47-58; 9, С. 1251-12571. Новые возможности государственно-частного партнерства в
кризисный период оцениваются Князевым Ю. К. ———1679-16921. Маслова С. В. рассматривает роль международных организаций в регулировании отношений в сфере
государственно-частного партнерства [11, С' 1-151. И, наконец, Мендэлос Е. И. пишет о том, что государственно-частное партнерство является фактором «инклюзивного»
политико-экономического развития [12, Сш 51-561.
Что касается иностранных научных журналов и публикаций зарубежных авторов, то можно отметить, что проблематика ГЧП представляет всеобщий научный интерес, а география авторов и регионов, которые они изучают, весьма широка: это и азиатские республики (Казахстан, Узбекистан и т.п.), и Малайзия, и Китай, и многие другие страны. При чем в целом проекты ГЧП больший интерес представляют для исследователей из развивающихся стран. При этом во многих зарубежных публикациях ГЧП рассматривается в контексте его влияния на устойчивое развитие. Например, Абдул Латиф А. С. с соавторами оценивают влияние управления контрактами на соотношение критических факторов успеха и результативность государственно-частного партнерства в Малайзии [13, Сш 1091. Афиерохо У. Э. с соавторами изучают правительственный подход к созданию социальной ценности в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства в процессе трансформации городской инфраструктуры ———12251. Кастельбланко Г., Сафари П. и Де Марко А. исследуют государственно-частное партнерства в сфере здравоохранения [15, С- 24521. Кицай Ю. А. с соавторами изучают использование механизма государственно-частного партнерства для устойчивого развития [16, Сш 91-1001. Ли З. и Ван Х. выделяют факторы риска, влияющие на устойчивые
результаты проектов глобального государственно-частного партнерства ———21401. Мажер К. М. с соавторами определяют меры эффективного управления рисками для инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства в развивающихся странах [18, С- 141491. Миранда-Поджис А. Г. и Морена М. оценивают проблемы ГЧП в современном жилищном строительстве ———48591. Мохаммед Абделькадер Э. с соавторами предлагают многокритериальную модель принятия решений для оценки
государственно-частного партнерства в транспортных проектах [20, с- 3559"". Мостафа Ф., Эльсайд А. М., Ид М. С. и др. пишут о необходимости справедливого распределения
рисков в проектах государственно-частного партнерства [21, с- 1-12"". Ши С. с соавторами исследовали влияние взаимозависимости задач на эффективность работы команды в проектах государственно-частного партнерства ———134291. Пэн С.-Ю. поднимает важный вопрос о государственно-частном взаимодействии в управлении неприкосновенностью частной жизни [23, с- 801. В книге под редакцией Б. Вайса авторами предпринята попытка рассмотреть влияние государственно-частного партнерства на финансирование общего благосостояния населения страны I241. Рубцова Н. В. анализирует место государственно-частного партнерства в регулировании
предпринимательской деятельности в России [25, с- 1566-1576"|. Сон Ю. и Хао С. дают оценку влияния механизмов управления проектами на устойчивое развитие
государственно-частного партнерства в Китае ———24241. Ваславский Ю. И. и Ваславская И. Ю. оценивают проблемы реализации проектов государственно-частного
партнерства в условиях глобального социального кризиса COVID-19[27' с' 012046"". Чжан Х. с соавторами исследуют влияние взаимозависимости команд на эффективность сотрудничества в проектах ГЧП в контексте смягчающего эффекта долевого участия правительства [28' с- 126841.
Нужно признать, что категория ГЧП в настоящее время более широко разработана в экономической теории, нежели чем в юриспруденции, что обусловливает необходимость проведения тематических исследований по данному вопросу. Причем, по нашему мнению, в данном случае обоснование юридических положений должно «произрастать» как из экономической практики и нашей страны, так и зарубежного опыта и, что еще более существенно, из теоретических разработок экономической науки относительно сущностного характера и предназначения государственно-частного партнерства.
Исторически сложилось так, что наше государство играло разные роли в процессе формирования экономических взаимоотношений — от полного невмешательства до тотального контроля над экономикой. В связи с этим теоретико-методологическая оценка предпосылок и условий, прежде всего, юридических, создания ГЧП в России представляется более важной, чем понимание механики реализации ГЧП или анализ финансово-экономических показателей. Согласно и экономическим исследованиям, изучение финансово-экономических показателей при создании ГЧП в России представляется менее важным, чем юридико-правовые и политические аспекты темы.
Однако структурирование таких ГЧП — вопрос юрисдикционно-практический, и юридическо-правовая база должна соответствовать экономическим, социальным и финансовым целям всех участников такого партнерства.
Кроме того, необходимо учитывать, что отечественная судебная практика еще не выработала комплексного и системного понимания ГЧП, в частности договоров-соглашений о ГЧП. Поэтому основным вниманием юридическо-правовых исследований в этой области является разработка определенной юридическо-правовой базы, отвечающей политическим, экономическим, социальным и финансовым целям всех участников такого партнерства. Эта база должна быть направлена на создание институциональных условий, при которых проблемы, связанные с ГЧП, могут быть успешно решены.
И основную проблему мы видим здесь в том, что в отечественной нормативной базе не в
должной мере отражено социально-экономическое и политическое предназначение как отдельных партнерств, так и всей системы государственно-частного партнерства.
Для более правильного понимания проблемной сути вопроса и возможности его юридического трактования и решения, рассмотрим сущность и социо-политико-экономическое предназначение ГЧП.
Прежде всего следует отметить, что партнерство государства и субъектов частного сектора — это метод обеспечения взаимодействия государственного и частного секторов на основе договоров-соглашений о взаимодействии государства, в лице соответствующих органов власти, и частного участника правоотношений. Оно основано на фина нс ов ых в з нос а х, ра з д е ле нии рис ко в и о б ъе дине нии пра в , о б я з а ннос те й и ответственности для процессов генерации и реализации общественных благ, включая реализацию национальных планов и госпрограмм, устойчивое развитие экономики и другие социальные блага, которые в рамках политической экономии принято называть «опекаемыми» благами. Соответственно, в целом ГЧП — это гражданско-правовое явление, регулируемое законодательством Российской Федерации и направленное на целостное формирование хозяйственной системы страны (государства, предприятий домохозяйств) и ее рост.
Далее представлен проведенный анализ основных определений государственно-частного партнерства, имеющихся в отечественной и зарубежной научной литературе.
М. Геррард (М. В. Gerrard) и А. Панкратов придерживаются позиции, согласно которой ГЧП следует рассматривать в качестве «пограничного института в сфере отношений государства и бизнеса, не являющегося ни институтом приватизации, ни институтом национализации, а лишь формой оптимизации исполнения государством своих обязанностей перед обществом, т.е. бесперебойного представления населению
публичных благ» [29, с—291. Авторы уточняют, что данное понимание ГЧП является переводом определения государственно-частного партнёрства, предложенного в их
работе I301. В данном определении государственно-частного партнерства можно выделить следующие наиболее значимые моменты:
1) производство опекаемых благ мыслится как основное предназначение ГЧП;
2) применяется подход к государственно-частному партнерству именно как к экономическому институту;
3) фиксируется и выделяется «пограничное» состояние ГЧП между государственным и частным секторами экономики;
4) партнерство рассматривается как явление макроуровнего порядка.
Согласно определению ГЧП, данным В. Варнавским, по своей сущности государственно-частное партнерство представляет собой «институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов в широком спектре
сфер деятельности» [31, с- 51. Как видим, В. Варнавский также заостряет внимание на высокой общественной значимости благ, поставляемых системой ГЧП, выражающихся в его определении ГЧП в качестве «общественно-значимых проектов», что позволяет заключить о наличии элементов проект-менеджментного подхода в его понимании феномена государственно-частного партнерства. Анализ ГЧП в работах этого исследователя проводится с позиций макроуровня и мезоуровня (отраслевой аспект).
Другой теоретик М. Вилисов определяет государственно-частное партнерство как «правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение
целей государственного управления» [32, с- 54]. В его определении следует выделить такие значимые признаки государственно-частного партнерства как:
1) наличие правового механизма согласования интересов партнеров;
2) наличие правого механизма, обеспечивающего равноправие партнеров.
Также к особенностям определения ГЧП, данного М. Вилисовым, необходимо причислить анализ государственно-частного партнерства как экономического механизма, что подтверждает гипотезу о взаимозависимой связи экономической и юридической составляющих в работе ГЧП.
С точки зрения Е. Дынина, «ГЧП — это объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования,
здравоохранения, социальной защиты и т.д.)» ———151. Помимо прозвучавшего в приведенных ранее определениях государственно-частного партнерства положения о создании общественных благ как основном предназначении ГЧП, в определении Е. Дынина заостряется внимание на объединении ресурсов как основе функционирования государственно-частного партнерства, то есть данный автор рассматривает ГЧП с материалистической позиции ресурсного подхода.
В результате представленного обзора теоретических подходов к пониманию ГЧП можно сделать следующие выводы:
1. Большинство отечественных ученых, изучавших государственно-частное партнерство, рассматривали данное социально-экономическое явление отдельно, с позиции отношений собственности, системного ресурсного и институционального подходов.
2. Отечественные и зарубежные исследователи государственно-частного партнерства выявили три основополагающих критерия, позволяющих однозначно идентифицировать партнерство в качестве проектной деятельности:
а) наличие консолидации ресурсов государства в лице его полномочного представителя и хозяйствующего субъекта — представителя частного сектора;
б) наличие механизма консолидации и перераспределения всей совокупности рисков, сопровождающих проект государственно-частного партнерства в ходе всей его реализации;
в) наличие целевого предназначения — генерация общественных значимых благ, направленность на обеспечение общества необходимыми ресурсами, имеющими характер общественного, смешанного и смешанного коммунального блага — то есть, опекаемыми благами.
Поскольку в процессе исследования государственно-частного партнерства мы рассматриваем ГЧП с точки зрения проект-менеджмента и характера производимых благ, а также с позиций ресурсного, институционального и системного подходов, соответственно, при разработке классификации форм ГЧП как сложного системного
явления необходимо выработать систему признаков, опирающихся на принципы этих подходов. При этом в силу того, что ГЧП на микроуровне является одной из форм взаимодействия экономических агентов, необходимо учитывать уже выявленные признаки ГЧП, распространяя их на все формы партнерства.
Принципы ресурсного подхода, таким образом, исходя из нашего определения государственно-частного партнерства, должны воплощаться в признак формирования юридически оформленного механизма объединения или делегирования ресурсов и
перераспределения рисков, на что мы обращали внимание в других своих работах 134
Теперь рассмотрим легистское, т.е. «официальное» определение государственно-частного партнёрства, закрепленное в 224-ФЗ (Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Как отмечается в статье 3 данного закона, «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества».
Ключевым моментом, на который, по нашему мнению, необходимо обратить внимание является наличие в законе двух из трех обязательных элементов, в то время как полное, исчерпывающее определение должно содержать все три элемента.
Здесь как раз проявляется такая методологическая сложность, как отсутствие закрепления понятия «опекаемое благо» в отечественном законодательстве и юридической практике.
При этом мы должны помнить, что критерий генерации опекаемых благ в ходе реализации иных форм соглашений должен стать критерием разделения иных форм соглашений между государством и представителями частного сектора — хозяйствующими субъектами и того, что можно (следует) отнести к категории квази-ГЧП, а наличие двух иных признаков — разделительной линией между квази-ГЧП и «полноценным» государственно-частным партнерством.
Таким образом, по нашему мнению, определение «государственно-частное партнерство» следует изложить следующим образом: «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом для привлечения в экономику частных инвестиций, с целью обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления реализации своих функций, заключающихся в генерации общественно-значимых благ, имеющих характер опекаемого блага».
Соответственно, понятие «опекаемое благо», это «благо, имеющее характер чистого общественного, смешанного и смешанного коммунального блага, ключевыми характеристиками которого выступают возможность определения цены для индивидуального потребителя и наличие и частного и общественного эффекта от индивидуального потребления данного блага».
Это должно выступить ключевым различием с контрактами на поставку чисто общественных благ, неисключаемых в индивидуальном потреблении, на которое невозможно установить цену для индивидуального потребителя.
Заключение
В условиях экономических сложностей инструмент государственно-частного партнерства может и должен способствовать комплексному повышению отечественной экономики. Однако для этого, прежде всего, необходимо создать эффективную систему инфорсмента контрактов между государством и частными партнерами. В свою очередь, основой формирования эффективной системы управления государственно-частными партнерствами должна стать оптимизация правого поля.
Для этого требуется более четкое понимание сущности государственно-частного партнерства в условиях мобилизационной направленности экономики и внедрения цифровизации в повседневную хозяйственную реальность.
Библиография
1. Аблязов Т. Х., Марусин А. В. Государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 1271-1280.
doi: 10.18334/ео.9.2.40593.
2. Баранова И. В., Мурадов А. А. Инструменты повышения эффективности инновационной деятельности структур государственно-частного партнерства // Вопросы инновационной экономики. 2013. Т. 3. № 1. С. 12-19.
3. Барбашина Е. А. Роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 1. С. 119-130. doi: 10.18334^тес.11.1.111948.
4. Бровчак С. В., Смирнова А. А., Зотов И. А., Мингазов А. Р., Головко А. Д. Государственно-частное партнерство в финансовой модели социальной экономики // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Том 12. № 4. С. 1377-1392.
doi: 10.18334/ерр.12.4.114477.
5. Бухвальд Е. М. Правовые основы государственно-частного партнерства в условиях реализации национальных проектов в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 503-516.
doi: 10.18334/ерр.10.3.100564.
6. Вавилина А. В., Кириллова О. Ю., Малиновская М. И. Роль и перспективы государственно-частного партнерства в развитии региональной инфраструктуры России // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 1255-1270.
doi: 10.18334/гр.20.5.40684.
7. Килинкаров В. В., Пономарев Б. А. Гражданско-правовая природа соглашений в сфере государственно-частного партнерства // Юридические исследования. 2023. № 2. С. 44-54. DOI: 10.25136/2409-7136.2023.2.38640. EDN: IPLGBH
8. Киреева А. В. Государственно-частное партнерство в сфере контроля и
принуждения - новый элемент механизма государства // Административное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 47-58. DOI: 10.7256/2454-0595.2017.4.22469.
9. Киреева А. В., Золотарева А. Б. Государственно-частное партнерство в социальной сфере: анализ эффективности существующих моделей // Право и политика. 2016. № 10. С. 1251-1257. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.10.17079.
10. Князев Ю. К. Новые возможности государственно-частного партнерства в кризисный период // Экономическая безопасность. 2022. Т. 5. № 4. С. 1679-1692. doi: 10.18334/ecsec.5.4.116208.
11. Маслова С. В. Роль международных организаций в регулировании отношений в сфере государственно-частного партнерства: критический анализ и перспективы // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2019. № 2. С. 1-15. DOI: 10.7256/24540633.2019.2.29970.
12. Мендэлос Е. И. Государственно-частное партнерство как фактор «инклюзивного» политико-экономического развития // Политика и Общество. 2017. № 2. С. 51-56. DOI: 10.7256/2454-0684.2017.2.21709.
13. Abdul Latif A. S., Azman Ali N., Ishan Z., Jaharuddin N.S., Hassan R., Abdul Latif A. Effects of Contract Governance on the Relation of Partnership Critical Success Factors and the Performance of Malaysia Public-Private Partnership Initiatives // Int. J. Financial Stud. 2023. No. 11. P. 109. https://doi.org/10.3390/ijfs11030109.
14. Afieroho U. E., Li Y., Han Y., Soomro M. A., Radujkovic M. Transformational Community Engagement in Urban Infrastructure Public-Private Partnerships: A Governmentality Approach to Create Social Value // Buildings. 2023. No. 13. P. 1225. https://doi.org/10.3390/buildings13051225.
15. Castelblanco G., Safari P., De Marco A. Driving Factors of Concession Period in Healthcare Public Private Partnerships // Buildings. 2023. No. 13. P. 2452. https://doi.org/10.3390/buildings13102452.
16. Kitsai Yu. A., Miroshnichenko N. V., Morozova I. A., Leybert T. B. The Game Approach to Utilizing the Public-Private Partnership Mechanism for Sustainable Development // Game Strategies for Business Integration in the Digital Economy. Bingley: Emerald Group Publishing Ltd., 2023. Pp. 91-100. EDN JXUNMI.
17. Li Z., Wang H. Exploring Risk Factors Affecting Sustainable Outcomes of Global Public-Private Partnership (PPP) Projects: A Stakeholder Perspective // Buildings. 2023. No. 13. P. 2140. https://doi.org/10.3390/buildings13092140.
18. Mazher K.M., Chan A.P.C., Choudhry R.M., Zahoor H., Edwards D.J., Ghaithan A.M., Mohammed A., Aziz M. Identifying Measures of Effective Risk Management for Public-Private Partnership Infrastructure Projects in Developing Countries
// Sustainability. 2022. No. 14. P. 14149. https://doi.org/10.3390/su142114149.
19. Miranda-Poggys A.G., Morena M. A Critique on Public-Private-People Partnerships: From a Definitional Inconsistency to the Partnering Dilemma in Today's Housing Conjunction // Sustainability. 2023. No. 15. P. 4859. https://doi.org/10.3390/su15064859.
20. Mohammed Abdelkader E., Zayed T., El Fathali H., Alfalah G., Al-Sakkaf A., Moselhi O. An Integrated Multi-Criteria Decision Making Model for the Assessment of Public Private Partnerships in Transportation Projects // Mathematics. 2023. No. 11. P. 3559. https://doi.org/10.3390/math11163559.
21. Mostafa F., Elsayed A. M., Eid M. S. et al. Towards fairly sharing risks in public-private partnership projects: Shapley value approach // Innovative Infrastructure
Solutions. 2022. Vol. 7. No. 5. Pp. 1-12. DOI 10.1007/s41062-022-00920-x. EDN IBMYIX.
22. Shi S., Zhao F., Zhang H., Li H., Ye X. Research on the Influences of Task Interdependence on Team Performance in the Context of the Leader-Member Exchange Differentiation in the Public-Private Partnership Projects // Sustainability. 2023.
No. 15. P. 13429. https://doi.org/10.3390/su151813429
23. Peng S.-y. Public-Private Interactions in Privacy Governance // Laws. 2022. No. 11. P. 80. https://doi.org/10.3390/laws11060080
24. Public Private Partnerships: Financing a Common Wealth / Ed. by B. Weiss. Washington, 1985. 324 p.
25. Rubtsova N. V. Place of the public-private partnership in regulation of entrepreneurial activity in Russia // PalArch's Journal of Archaeology of Egypt. Egyptology. 2020. Vol. 17. No. 10. Pp. 1566-1576. EDN OYPVIF.
26. Song Y., Hao S. Influence of Project Governance Mechanisms on the Sustainable Development of Public-Private Partnership Projects: An Empirical Study from China // Buildings. 2023. No. 13. P. 2424. https://doi.org/10.3390/buildings13102424
27. Vaslavsky Y. I., Vaslavskaya I. Y. Public-private partnership in the reality of the global COVID-19 societal crisis // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Moscow, Virtual, 17-18 ноября 2020 года. Vol. 650. 2021. P. 012046. DOI 10.1088/1755-1315/650/1/012046. EDN MBMKPQ.
28. Zhang, H.; Shi, S.; Zhao, F.; Ye, X.; Qi, H. A Study on the Impact of Team Interdependence on Cooperative Performance in Public-Private Partnership Projects: The Moderating Effect of Government Equity Participation // Sustainability. 2023. No. 15. P. 12684. https://doi.org/10.3390/su151712684.
29. Панкратов А. А. Государственно-частное партнерство в современной практике: основные теоретические и практические проблемы. Монография. М.: «Анкил», 2008. 248 с.
30. Gerrard M. B. What are public-private partnership, and how do they differ from privatizations? // Finance & Development. 2001. Vol. 38. No. 3.
31. Варнавский В. Г. Альянс на определенный срок // ФельдПочта. 2004. № 029. С. 5.
32. Вилисов М. В., Сулакшин С. С., Хрусталева Е. А. Государственно-частное партнерство в дорожной сфере // Проблемы правового регулирования дорожной деятельности в Российской Федерации. М.: Научный эксперт, 2005. 50 с.
33. Алпатов А. А., Пушкин А. В., Джапаридзе Р. М. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 196 с.
34. Дробот Е. В., Макаров И. Н., Казарова Д. С. Правовой и организационный инструментарий обеспечения развития государственно-частного партнерства: современное состояние и пути оптимизации // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 8. С. 2477-2490.
35. Макаров И. Н., Дрыгина Е. А. Пути совершенствования российского нормативно-правового обеспечения развития государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 1. С. 67-76.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной на рецензирование статье является, как это следует из ее наименования, категория государственно-частного партнерства в отечественном законодательстве. Наименование работы рекомендуется уточнить. Во-первых, "категория" - это понятие фундаментальное, предельно общее, традиционно употребляющееся в отношении выверенных, устоявшихся в правовой науке понятий. Напротив, понятие "государственно-частное партнерство" является относительно новым и дискуссионным. Во-вторых, в статье исследуется не только легальная дефиниция понятия "государственно-частное партнерство", но и доктринальные.
Методология исследования в тексте статьи не раскрывается, но очевидно, что ученым использовались всеобщий диалектический, логический, формально-юридический, герменевтический, сравнительно-правовой методы исследования.
Актуальность избранной автором темы исследования обоснована следующим образом: "В нашей стране государственно-частное партнерство официально связывается с принятым в 2015 году 224-ФЗ (Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ). При этом необходимо отметить, что введение системы государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) в российскую юридическо-правовую систему (практику) стало одним из важнейших решений, принятых Правительством для стимулирования экономического роста страны. Одной из основных причин широкого распространения ГЧП является его потенциал по привлечению финансирования частного сектора в отрасли и виды деятельности, находящиеся под юрисдикцией и вниманием государства"; "Нужно признать, что категория ГЧП в настоящее время более широко разработана в экономической теории, нежели чем в юриспруденции, что обусловливает необходимость проведения тематических исследований по данному вопросу". Излишнее внимание уделено раскрытию степени изученности феномена государственно-частного партнерства в целом. В этой части вводную часть работы, занимающую почти 1/2 статьи, необходимо сократить (вводная и заключительная части работы должны быть примерно равны по объему).
Научная новизна исследования проявляется в ряде заключений автора ("1. Большинство отечественных ученых, изучавших государственно-частное партнерство, рассматривали данное социально-экономическое явление отдельно, с позиции отношений собственности, системного ресурсного и институционального подходов. 2. Отечественные и зарубежные исследователи государственно-частного партнерства выявили три основополагающих критерия, позволяющих однозначно идентифицировать партнерство в качестве проектной деятельности: а) наличие консолидации ресурсов государства в лице его полномочного представителя и хозяйствующего субъекта — представителя частного сектора; б) наличие механизма консолидации и перераспределения всей совокупности рисков, сопровождающих проект государственно-частного партнерства в ходе всей его реализации; в) наличие целевого предназначения — генерация общественных значимых благ, направленность на обеспечение общества необходимыми ресурсами, имеющими характер общественного, смешанного и смешанного коммунального блага — то есть, опекаемыми благами") и предлагаемой им дефиниции понятий "государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство", "опекаемое благо": "«государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в
соответствии с настоящим Федеральным законом для привлечения в экономику частных инвестиций, с целью обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления реализации своих функций, заключающихся в генерации общественно-значимых благ, имеющих характер опекаемого блага»; «опекаемое благо» - «благо, имеющее характер чистого общественного, смешанного и смешанного коммунального блага, ключевыми характеристиками которого выступают возможность определения цены для индивидуального потребителя и наличие и частного и общественного эффекта от индивидуального потребления данного блага». Таким образом, представленная на рецензирование статья вносит определенный вклад в развитие отечественной правовой науки и заслуживает внимания читательской аудитории.
Научный стиль исследования выдержан автором в полной мере.
Структура работы вполне логична. Во вводной части статьи автор обосновывает актуальность избранной темы исследования и раскрывает степень изученности поднимаемых в работе проблем. В основной части статьи ученый рассматривает сущность, социальное, политическое и экономическое предназначение государственно-частного партнерства. На основании анализа предлагаемых в научной литературе подходов и действующего законодательства автор предлагает свои дефиниции понятий "государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство" и "опекаемое благо". В заключительной части статьи содержатся общие выводы по результатам проведенного исследования.
Содержание статьи, как уже отмечалось, не вполне соответствует ее наименованию. Также оно не лишено некоторых других недостатков.
Так, автор пишет: "При этом необходимо отметить, что введение системы государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) в российскую юридическо-правовую систему (практику) стало одним из важнейших решений, принятых Правительством для стимулирования экономического роста страны"; "Однако структурирование таких ГЧП — вопрос юрисдикционно-практический, и юридическо-правовая база должна соответствовать экономическим, социальным и финансовым целям всех участников такого партнерства". Не существует понятия "юридическо-правовая система", но существуют понятия "юридическая система" и "правовая система". То же касается "юридическо-правовой базы".
Анализируя дефиниции понятия "государственно-частное партнерство", предлагаемые некоторыми учеными, автор указывает существенные черты исследуемого ими феномена, но не выявляет недостатки предлагаемых в научной литературе определений. Ученый отмечает: "Однако для этого, прежде всего, необходимо создать эффективную систему инфорсмента контрактов между государством и частными партнерами". Следует избегать употребления англицизмов, если в русском языке имеется соответствующий аналог.
Библиография исследования представлена 35 источниками (научными статьями), в том числе на английском языке. С формальной и фактической точек зрения этого вполне достаточно. Характер и количество использованных при написании статьи источников позволили автору раскрыть тему исследования с необходимой глубиной и полнотой. Апелляция к оппонентам имеется, как общая, так и частная (М. Геррард (М. В. Gerrard) и А. Панкратов, В. Варнавский, М. Вилисов, Е. Дынин и др.), и вполне достаточна. Научная дискуссия ведется автором корректно. Положения работы обоснованы в необходимой степени.
Выводы по результатам проведенного исследования имеются ("В условиях экономических сложностей инструмент государственно-частного партнерства может и должен способствовать комплексному повышению отечественной экономики. Однако для
этого, прежде всего, необходимо создать эффективную систему инфорсмента контрактов между государством и частными партнерами. В свою очередь, основой формирования эффективной системы управления государственно-частными партнерствами должна стать оптимизация правого поля.
Для этого требуется более четкое понимание сущности государственно-частного партнерства в условиях мобилизационной направленности экономики и внедрения цифровизации в повседневную хозяйственную реальность"), но носят общий характер и не отражают всех научных достижений автора, а потому нуждаются в уточнении. Статью необходимо внимательно вычитать. В ней встречаются опечатки, орфографические, синтаксические и стилистические ошибки.
Интерес читательской аудитории к представленной на рецензирование статье может быть проявлен прежде всего со стороны специалистов в сфере гражданского права и предпринимательского права при условии ее доработки: раскрытии методологии исследования, корректировки вводной части работы, уточнении используемой терминологии, конкретизации выводов по результатам проведенного исследования, устранении нарушений в оформлении работы.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования. Предметом исследования рецензируемой статьи "Необходимость уточнения понимания категории государственно-частного партнерства в отечественном законодательстве" являются нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере государственно-частного партнерства.
Методология исследования. Методологический аппарат данной статьи составили современные общие и частные приемы и способы научного познания (абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, синтез, моделирование, типология, классификация, систематизация, обобщение и др.). Большое внимание автор уделил применению метода сравнительного правоведения.
Актуальность исследования. Актуальность темы статьи объясняется введением системы государственно-частного партнерства в российскую правовую практику в целях стимулирования экономического роста на территории нашего государства, использования потенциала по привлечению финансирования частными лицами (юридическими и физическими) в публичный сектор экономики. Развитие данного вида общественных отношений, становление их правового регулирования нуждается в научном осмыслении.
Научная новизна. Бесспорна, рецензируемая статья обладает научной новизной, некоторые аргументированные выводы автора сделаны впервые в отечественной юриспруденции, например о создании эффективной системы инфорсмента контрактов между государством и частными партнерами, внедрение цифровизации в повседневную хозяйственную деятельность.
Стиль, структура, содержание. В целом статья написана научным стилем, автором используется специальная юридическая терминология. Не совсем понятна позиция автора по разграничению понятий "публично-частное партнерство" и "государственно-частное партнерство". Предлагая авторскую дефиницию "государственно-частное партнерство смешивает эти понятия. Следует внести ясность. Статья логически структурирована. Материал изложен последовательно и, в целом, грамотно. Статья по своему содержанию раскрывает заявленную тему. Однако выводы в заключении,
сделанные автором, носят слишком общий характер, хотя проведенное им исследование позволяет сформулировать результаты более конкретно. В качестве технического и устранимого замечания можно указать, что встречаются в тексте статьи в предложениях повторы использования слов (например, ...системы...системы...).
Библиография. Автором использовано достаточное количество библиографических источников, включая публикации последних лет. Ссылки на источники оформлены правильно.
Апелляция к оппонентам. В тексте статьи присутствует научная полемика. Представлен обзор точек зрения по заявленной автором проблематике. Обращение к оппонентам корректное. Однако в некоторых ссылках на ФИО других ученых допущено нарушение порядка. Необходимо сначала указывать инициалы, а затем фамилию ученого (технического характера замечание).
Выводы, интерес читательской аудитории. Рецензируемая статья "Необходимость уточнения понимания категории государственно-частного партнерства в отечественном законодательстве" рекомендуется к опубликованию, поскольку отвечает установленным требованиям, ее тема является актуальной, имеет практическую значимость и содержит элементы научной новизны. Данная статья соответствует редакционной политике научного журнала "Право и политика". Статья может представлять интерес для широкой читательской аудитории, прежде всего, специалистов в области гражданского, предпринимательского, цифрового права, а также преподавателей и обучающихся юридических вузов и факультетов.