УДК330.3
НЕОБХОДИМОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Т. А. ЗАВЬЯЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики фирмы ирынка E-mail: [email protected]
А. С. ТРУСКИНА,
студентка международного факультета E-mail: [email protected] Южно-Уральский государственный университет
В статье представлен обзор стратегий по ряду стран, занимающих лидирующие места в рейтингах конкурентоспособности и показывающих неудовлетворительные результаты. Выявлено и обосновано, что, несмотря на схожие статистические показатели, экономические, социальные и политические процессы в разных странах протекают по разным сценариям. Доказана эффективность применения четкой стратегии по повышению конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегия, развитие, трансформация.
Выявленное негативное воздействие хозяйственной сферы на экономику страны и ее общественную жизнь дает возможность разработать стратегию трансформации экономики в целях повышения ее конкурентоспособности. При этом необходимо определить, какие воздействующие элементы оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность российской экономики, какие мероприятия необходимо реализовать, чтобы решить задачи повышения конкурентоспособности экономики на практике.
Предлагается изменить государственную политику в отношении институционального строения российской экономики, регулирования деятельности предприятий, способствующих повышению конкурентоспособности экономики.
Необходимо преодолеть огромный разрыв между формальными институтами и реально существующими неформальными. Иначе любая стра-
тегия, идущая вразрез с обычаями экономической деятельности, оказывается недейственной.
При отсутствии стратегии повышения конкурентоспособности невозможно предсказать, как изменится экономика под воздействием стихийных действий самоорганизации населения.
Опыт, накопленный за годы преобразований, убедительно доказал необходимость пересмотра сформированной в настоящее время национальной модели развития, выявления экзогенныхи эндогенных рисков трансформации экономики России и обоснования стратегических приоритетов ее эффективной реинтеграции в глобальное экономическое пространство.
Теоретическую гипотезу о необходимости стратегического планирования подтверждают данные об основных макроэкономических показателях стран, имеющих четкую стратегию.
Обзор стратегий проведен по ряду стран, занимающих первые места в рейтингах конкурентоспособности, а также стран, показывающих неудовлетворительные результаты.
В Соединенных Штатах Америки стратегия развития работает с 1986 г. При формировании стратегии основной упор делался на следующие основные составляющие:
- экономический рост;
- экологическое развитие;
- социальная поддержка;
- национальная безопасность.
В сфере экономики провозглашается свобода предпринимательской деятельности и конкуренции,
свобода перелива капитала. В качестве главного источника накопления и инвестиций выступает фондовый рынок, причем в инвестиционном процессе страны большую роль играют частные фонды.
В сфере устойчивого экологического развития особенностью реализации стратегии в СШАявляется приоритетность взаимодействия государства, общественных сообществ и личной инициативы. В расходах на защиту окружающей природной среды значительную роль играют финансовые ресурсы частного сектора. Другой отличительной чертой является практика централизованного установления универсальных стандартов качества природной среды. В США стандарты качества природной среды являются общенациональными и задаются федеральными властями.
В области социальной поддержки государство США ограничивается материальной поддержкой только самых малообеспеченных слоев населения, государственная политика в сфере труда характеризуется перенесением центра тяжести с мер вспомоществования нуждающимся трудоспособным лицам на меры по повышению их конкурентоспособности на рынке труда и созданию условий для их самореализации.
Для обеспечения национальной безопасности американское руководство обеспечивает, во-первых, военное превосходство над всеми иностранными государствами, во-вторых, стабильное и прочное внешнеполитическое положение и, в-третьих, поддерживает существование мощной военной организации, способной успешно противостоять всем антиамериканским действиям.
За 20 лет наблюдались ежегодный рост ВВП, уровня торговой активности, производительности, а также сокращение безработицы. При применении стратегического планирования в 1986 г. валовой внутренний продукт США составлял чуть более 3 ООО млрд долл. Через 10 лет он увеличился до 6 200 млрд долл., а к 2003 г. составил 10 300 млрд долл. В целом за 20 лет ВВП увеличился на 68 %. В дальнейшем также намечалась динамика увеличения ВВП страны, так, в 2007 г. ВВП составил 14 110 млрд долл., а в 2009г. - уже 14 250 млрддолл. (рис. 1).
Рост ВВП обеспечивается в основном за счет увеличения производительности труда при росте уровня занятости. Так, за 20 лет реализации стратегии на 1,1 % возросла производительность труда в промышленности и заметно, на 3,2%, снижена безработица (рис. 2, 3).
1986 1993 2003 2007 2008 Рис. 1. Динамика ВВП США, млрддолл.
2009
Рис. 2. Уровень безработицы в СШАв 1986—2010гг., %
140
130
125
1992 1993 1994 1995 1996 1997
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 3. Уровень производительности труда в СШАв 1992—2006гг. (1992г. - 100%),%
Сбалансированное стратегическое планирование позволило увеличить импорт товаров, продукции и услуг на 80 %. Доля экспорта поднялась до 73 % (рис. 4.).
Очевидно, что в период реализации стратегии экономического роста США наблюдалась положительная динамика развития экономики.
2 500
2 ООО
1 500
1 000
500
сьИ
□ Импорт
□ Экспорт
1983 1993 2002 2003 2006 2007 2008 2009
Рис. 4. Рост экспорта и импорта США 1983—2009гг., млрддолл.
Рис. 5. Объемы экспорта и импорта товаров и услуг Австралии от ВВП в 1991-2001 гг., %
250 000
200 000
150 000
100 000
50 000
0
2004 2005 2006 2007 2008 Рис. 6. Экспорти импортАвстралии в 2004—2008гг., млндолл.
В Австралии стратегические цели сформулированы в 1995 г. И здесь можно наблюдать изменяющуюся в благоприятную сторону картину, связанную с увеличением ВВП, объемов импорта и экспорта (рис. 5.), атакже снижением безработицы.
В настоящее время растут как экспорт, так и импортАвстралии. Безусловно, это можно расценивать как воздействие стратегических целей, а также эффективное их применение. Так, на протяжении следующих пяти лет (2004—2009 гг.) наблюдается неуклонный рост экспорта и импорта (рис. 6).
При этом валовой внутренний продукт Австралии за 10 лет вырос на 28 %, а уровень безработицы снизился cil %в 1992г. до 6,5% в 2002г. (рис. 7).
К 2005 г. уровень валового внутреннего продукта надушу населения Австралии приблизился по своему показателю к ведущим развитым странам. Страна занимала третье место (из 170) по индексу развития человеческого потенциала и шестое по качеству жизни [1]. В настоящее время, несмотря на мировой экономический кризис, Австралия демонстрирует рост экономики. Также наблюдается постоянное увеличение ВВП страны, который в 2007 г. составил 820,3 млрд долл., в 2008г. — уже 838,4 млрд долл., а в 2009 г. — 848,4 млрддолл. Таким образом, Австралия занимается 18-е место в мире по уровню ВВП.
Основное преимущество Австралии в том, что в этой стране успешно проведены экономические реформы в сфере приватизации, дерегуляции и налоговой системы.
Приватизация в Австралии была проведена в кратчайшие сроки. При этом были приватизированы практически все авиакомпании и системы газо- и электроснабжения, которые относятся к сектору естественных монополий.
В результате практически вся активно работающая государственная собственность была приватизирована. Сама приватизация осуществлялась двумя методами. Во-первых, акции приватизируемых предприятий были публично
□ Экспорт
□ Импорт
Рис. 7. РостВВПАвстралиив 1991—2008гг.,трлндолл.
размещены на фондовой бирже. Это давало возможность приобретать их всем желающим. И, во-вторых, был реализован метод акционирования совместно с прямой продажей пакета акций частной компании.
Дерегуляция экономики проводилась путем снижения степени влияния профсоюзов на экономические процессы. Вместе с тем был ликвидирован дефицит бюджета. Основной целью реформ было переориентирование экономики Австралии с внутреннего рынка на внешний. Был ликвидирован стабильный курс австралийского доллара, таможенные барьеры в большинстве своем были сняты или снижены, был облегчен доступ для иностранных игроков на австралийский рынок финансовых услуг. В итоге страна стала экспортно ориентированной и конкурентоспособной на мировом рынке.
Беспрецедентный экономический рост Ирландии, начавшийся в 1990-егг. и продолжавшийся целое десятилетие, основывался на модели экономического развития, которая характеризируется сочетанием трех «Т» — технологии (Technologies), таланты (Talents), открытость (Tolerance).
Страна приобрела ряд сильных конкурентных преимуществ, которые обеспечили ей статус одного из крупных мировых инновационных центров. Инвестиции в технологии, а также в подготовку и привлечение талантливых специалистов позволили Ирландии за короткий срок превратиться из экономического и технологического аутсайдера в настоящую «машину роста» — пять лет подряд ВВП Ирландии ежегодно возрастал наЮ %.
До 2000 г. Ирландия была ориентирована на торговлю и в большей степени зависела от внешнеэкономической конъюнктуры. Сельское хозяйство не могло обеспечить занятости всего населения
страны. Промышленность была слабо развита. Негативно сказывалось и отсутствие альтернативных государственному финансированию источников инвестиций.
С 1987 г. ежегодный прирост ВВП в 4 % обеспечивался увеличением доли экспорта в торговом балансе при сокращении импорта. В 2000 г. в Ирландии была разработана стратегия развития. Темп роста ВВП возрос с 5 % в 1994 г. до 8 % в 2004 г. В 2007 г. объем ВВП составил 193,4 млрд долл., т. е. было увеличение на 5,6% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на то, что наблюдалось снижение ВВП на 3,5 % в 2008г. (186,7 млрддолл.) и на 7,6% в 2009г. (172,5 млрд долл.), Ирландия занимает 57-е место в мире по уровню ВВП.
Разработанная стратегия имела основной целью развитие промышленного сектора (на него приходится 46 % ВВП, около 29 % рабочей силы и 80 % экспорта), ставшего основой экспорта. Кроме того, были разработаны мероприятия, способствующие повышению потребительских расходов и восстановлению строительства и деловых инвестиций.
Положительный результат реализации разработанной стратегии подтверждается и снижением уровня инфляции с 4—5 до 2,3 % в год. Доля участия Ирландии в международной торговле выросла с 0,4% в 1993 г. до 2,3% в 2004г. Сейчас Ирландия занимает 34-е место в международной торговле по уровню экспорта. Значительно увеличился и размер инвестиций. Сейчас он составляет 15,5 % от ВВП, (26,74 млрддолл.). В 2009г. прямые иностранные инвестиции составили 198,8 млрддолл. Сама Ирландия инвестировала в другие страны порядка 180,9 млрддолл.
Ирландия торгует почти со всеми странами мира. В 2009 г. экспорт составил 107,3 млрд долл. В экспорте преобладают станки и оборудование, компьютеры, химикаты, фармацевтическая продукция, живой скот, продукция животноводства. Основными торговыми партнерами Ирландии являются страны Европейского Союза и США. В Европейский Союз направляется 63 % экспорта, в США — 17,1 %.
Товарный импорт (в 2009 г. составлял 62,22 млрд долл.) состоит из продукции машиностро-
ения (особенно оборудования для обработки информации), химикатов, нефти и нефтепродуктов, текстиля и одежды. Из стран Европейского Союза поступает 61,4% импорта, из США — 16,2%, из Японии — 4%. Сальдо торгового баланса достигло 35 301,6 млн евро, или 35,5 % от ВНП.
За 1990—2001 гг. экспорт увеличился в 5 раз, импорт — в 3,6 раза. В торговле услугами страна является нетто-импортером. В 2001г. дефицит ее баланса равнялся 17 380 млн евро. Сальдо текущего платежного баланса также было отрицательным (—345 млн евро, или 0,25 % от ВНП) [2]. Сохраняется дефицит баланса, который в 2009 г. составил 6,762 млрд долл., но в то же время это вполовину меньше по сравнению со значением 2008 г. (14,95 млрддолл.)
К странам, которые недавно используют стратегическое планирование в экономической деятельности, можно отнести Хорватию. К моменту разработки и внедрения стратегии развития (ее стали применять с 2002 г.) экономический спад составил 46 %. Со времени внедрения этой стратегии в экономике страны наблюдается ежегодный рост ВВП в среднем на 36 %, а также рост реальной заработной платы (16% за 5 лет) [4]. Кроме того, основная часть бюджетных расходов (40 %) приходилась на оборону. При этом основными отраслями промышленности, на которых базируется экономика, можно назвать химическую, нефтехимическую, электротехническую, электронную, пищевую, текстильную, деревообрабатывающую, фармацевтическую.
В основу стратегии модернизации экономики Хорватии были положены следующие направления: приватизация предприятий отраслей туризма, добычи полезных ископаемых, судостроения, нефтепереработки, регулирование цен со стороны государства и снижение уровня инфляции. Страна стала участником Международного валютного фонда и членом Международного банка реконструкции и развития.
Ежегодные темпы роста промышленного производства с 1997г. оценивались в 3—5%, однако в 2000г. они снизилисьдо 1,7%. Уровеньинфляции в 1996г. составил 3,5%, в 1997г. - 4,6%, в 1999г. -4,4%, в 2000г. - 6%. В 2008г. уровень инфляции составил 6,1 %, но уже к 2009г. этот показатель снизился до рекордной отметки в 2,4 %.
Вместе с тем наметился устойчивый рост ВВП: в 1997г. — 18,92 млрд долл., в 1998г. — 20,6 млрд долл., в 2000г. - 23,9 млрд долл. В 2007г. ВВП составил 81,34 млрд долл., в 2008г. — 83,29 млрд
долл. В 2009 г. наблюдалось некоторое снижение объема ВВП до 78,46 млрд долл. (—5,8%). При этом рост ВВП (в ценах 1990г.) в 1998г. составил 2,5%, в 2000 —3,7% (в 1999 г. произошло снижение ВВП на 0,4 % по сравнению с предыдущим годом). Валовой внутренний продукт на душу населения в 1992г. составил 1 800 долл., в 1993г. — 2 705 долл., в 1994г. - 2 974долл., в 1995г. - 3 487долл. (62,5 % от уровня 1989 г.), в 1996 г. — 3 650 долл., в 2000 г. достиг 5 100 долл. [3]. В 2007 г. его уровень увеличился до 18 100 долл., в 2008г. - 18 500 долл., в 2009г. - 17 500 долл. (рис. 9).
В Хорватии был сформирован внешний рынок. Основные партнеры по экспорту — Италия (18 %), Германия (15,7 %), Босния и Герцеговина (12,8 %), Словения (10,6%), Австрия (6,2%). Импорт составил 7,8 млрд долл. Хорватия ввозит машины, транспортное и электрооборудование, топливо и горюче-смазочные материалы, продовольствие. Основные партнеры по импорту — Германия (18,5 %), Италия (15,9 %), Россия (8,6 %), Словения (7,9%), Австрия (7,1%) [3].
Начиная с 2000 г. основная задача Хорватии заключалась в активизации внешнеэкономических связей и повышении инвестиционной привлекательности основных отраслей производства. Страна модифицирует экономическое развитие страны таким образом, чтобы достичь основной цели — вступить в НАТО и Европейский Союз. Были реализованы меры, способствующие стабилизации финансовой системы и снижению внешней задолженности. Это позволяет Хорватии оставаться государством, развитым в экономическом отношении.
Таким образом, опыт ряда стран доказывает связь между наличием эффективной стратегии и ростом конкурентоспособности экономики. Стратегия включает в себя комплексы мер, направленные на повышение конкурентоспособности экономики посредством внутренних, внешних, ресурсных и институциональных факторов. Каждая группа факторов реализует свой потенциал системно. Поэтому необходимо рассматривать существующие факторы с точки зрения влияния их на группу адекватных им экономических отношений.
В сфере проявлении ресурсных факторов возникают отношения производства, распределения, обмена и потребления. В сфере проявления внутренних и институциональных факторов возникают технико-экономические, политико-экономические, социально-экономические и институциональные отношения. В сфере проявления внешних
Труд
Информация
Территория
Инфраструктура
Технологические мощности
Инновации
Население
Управленческий ресурс
Психология
Земля
Капитал
Научно-образовательный потенциал
а о
Ё
•е <0 К К
к
<о
т
Ресурсные факторы
Конкурентоспособность экономики
Внешние факторы
Глобализация
л &
о н и (в
<о Я и
л
И
О
к
и
^
н о
и
к
Доступ на крупные интегрированные и богатые рынки
Наличие союзников
Предпринимательский талант
Институциональная структура
Развитие информационно-коммуникационных технологий
Инвестиционный климат
Экономическая, социальная и промышленная политика
Кластеризация
Рис. 8. Классификация и взаимосвязь факторов конкурентоспособности экономики
факторов возникают отношения регулирования, управления и реализации решений.
Авторская трактовка классификации факторов конкурентоспособности экономики представлена нарис. 8.
Внутренние, внешние, ресурсные и институциональные факторы роста трудно рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку они взаимосвязаны и неоднозначно влияют на конкурентоспособность экономики.
Авторами составлен рейтинг стран по уровню конкурентоспособности, в котором Россия занимает 50-е место из 100, причем это место обеспечено за счет факторов ресурсной и внутренней конкурентоспособности.
Рассмотрим несколько позиций каждого из факторов конкурентоспособности.
По внутренней конкурентоспособности у России общее 32-е место в рейтинге. Сюда входят:
- золотовалютный резерв (3-е место);
- численность населения (9-е место);
- безработица (53-е место);
- рост инвестиций в экономику (63-е место). По внешней конкурентоспособности Россия на
52-м месте. Среди показателей:
- территория (1-е место);
- рост индустриальной продукции (48-е место);
- здоровье нации (94-е место).
По ресурсной конкурентоспособности страна занимает 16-е место. Сюда входят:
- разведанный газ (2-е место);
- разведанная нефть (7-е место);
- национальный интеллект (30-е место);
- производительность труда (53-е место).
По конкурентоспособности институтов Россия на 87-м месте в рейтинге. Среди отдельных показателей места распределились так:
- лицензии (66-е место);
- степень социального расслоения (69-е место);
- свобода прессы (84-е место);
- соответствие законам (98-е место).
Анализ динамики позиций российской экономики в 2009 г. по сравнению с 2005 г. дает возможность утверждать, что конкурентоспособность российской экономики повысилась с 72-го ранга до 50-го, и в основном это произошло за счет усиления ресурсной конкурентоспособности, которая улучшила свои показатели с 42-го места рейтинга до 16-го. Практически неизменными остались внутренняя конкурентоспособность (с 30-го до 32-го места рейтинга), внешняя конкурентоспособность (переместилась с 57-го на 52-е место) и конкурентоспособность институтов (с 96-го на 87-е место).
Рис. 9. Динамика рейтинга конкурентоспособности российской экономики
в 2005—2009 гг.
Россия на 2009 г. имела рейтинг выше среднего по трем направлениям конкурентоспособности экономики — внешней, внутренней и ресурсной. Однако ситуация с общественными институтами представляет большую угрозу конкурентоспособности российской экономики (рис. 9).
Подобная ситуация наблюдается еще в нескольких странах, участвующих в рейтинге. В 2005 г. Алжир, Бразилия, Иран, Казахстан, Кувейт, Мексика, Перу и Сингапур из рассмотренных четырех составляющих конкурентоспособности экономики ниже среднего уровня имеют только институциональное отставание (см. таблицу).
При этом большинство из них к 2009 г. значительно снизили конкурентоспособность экономики (рис. 10). Бразилия, Иран и Мексика смогли повысить конкурентоспособность экономики в целом в основном за счет повышения внутренней
и внешней конкурентоспособности.
Таким образом, можно предположить, что если в России не начнутся определенные преобразования, повышающие конкурентоспособность институтов, наша экономика не будет иметь шансов на экономическое развитие и повышение конкурентоспособности экономики.
Дисбаланс между институциональной, ресурсной, внутренней и внешней составляющими не позволяет обеспечивать уровень социального благосостояния и качества жизни населения. Инфраструктурные ограничения лежат в основе того, что позиция России в рейтинге конкурентоспособности экономики находится на среднем уровне.
Опыт стран, занимающих лидирующие позиции в рейтинге конкурентоспособности экономики, подразумевает комплексное развитие внешней, внутренней и институциональной составляющих, и государство выступает в роли партнера общества и бизнеса.
В настоящее время у России есть по крайней мере два выхода — формирование стратегии развития современного конкурентоспособного хозяйства, в основе которого лежит сильное эффективное государство и сильное гражданское общество, или коррумпированная экономическая система. Поэтому необходимо четко определить приоритеты дальнейшего экономического развития, способствующего повышению конкурентоспособности экономики.
Рейтинг стран по четырем составляющим конкурентоспособности экономики за 2005, 2009 гг.
Страна Рейтинг, обеспеченный внутренней конкурентоспособностью Рейтинг, обеспеченный внешней конкурентоспособностью Рейтинг, обеспеченный ресурсной конкурентоспособностью Рейтинг, обеспеченный конкурентоспособностью институтов Итоговый рейтинг
2005 2009 2005 2009 2005 2009 2005 2009 2005 2009
Алжир 42 47 2 45 38 54 78 90 30 58
Бразилия 44 29 28 10 49 58 71 71 52 41
Иран 31 40 38 4 34 32 99 99 64 42
Казахстан 33 18 37 56 20 35 66 57 39 37
Кувейт 36 8 5 79 26 18 55 52 14 32
Мексика 8 13 41 2 31 43 70 68 36 22
Перу 49 50 13 41 23 64 76 72 35 57
Сингапур 5 4 12 82 10 4 51 53 4 27
Рис. 10. Конкурентоспособность экономики стран
Таким образом, несмотря на схожие статистические показатели, экономические, социальные и политические процессы в разных странах протекают по разным сценариям. Основной силой, вносящей изменения в темпы, результаты и механизмы развития, являются внутренние и внешние институты. Поэтому при разработке стратегии трансформации российской экономики для повышения ее конкурентоспособности необходимо учитывать ряд моментов.
Во-первых, это институциональные преобразования, а именно обеспечение защиты прав собственника и реализация этих прав при максимальной защите со стороны судебной и исполнительной властей.
Во-вторых, необходимо обеспечить легитимность прав собственности на крупнейшие активы в экономике. Отсутствие этого механизма негативно сказывается на качестве управления ими. В экономике начинают действовать не экономические законы, а правила так называемых откатов и коррупции.
в 2005, 2009 гг., %
При этом процесс трансформации не должен нарушать функционирования экономической системы и должен сопровождаться легитимизацией таких элементов, на которых будет основываться трансформация российской экономики. Новая трансформированная экономика также должна отвечать принципам социальной эффективности.
Основным направлением разработанной экономической стратегии должен стать комплекс институциональных реформ, который основывается на взаимоувязанном преобразовании базовых институциональных условий экономической деятельности в России.
Реформирование институтов, оказывающих влияние на конкурентоспособность экономики России, не должно сводиться к усовершенствованию современной деятельности существующих административных и хозяйственных институтов. Необходимо решать проблему их эффективного взаимодействия. Соответственно необходимо изменить парадигму экономической политики в России.
Таким образом, разработка стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики должна лежать в поле решения проблем укрепления важнейших институтов, которым необходимо обеспечить полнейшую легитимность. Только сильное государство способно обеспечить эффективное проведение современной модернизации экономики для повышения ее конкурентоспособности.
Список литературы
1. Академик. ЭкономикаАвстралии. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/285679.
2. Страны мира. Ирландия: экономика. URL: http://www.es-zakaz.ru/country/100491.php.
3. Хорватия. Экономика. URL: http://www.adriariva.com.
4. ЭкономикаХорватии. URL: http://www.croatya.ru/polinfo/econ.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru