Кошкарова Г.Н.
Учитель-логопед высшей категории
МБДОУ №27 Сургут, Россия
Необходимость своевременной помощи детям, имеющим проблемы познавательного и речевого развития
Аннотация: Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорождённых оказываются физиологически незрелыми, свыше 86 % имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем. Цель статьи -обратить внимание на оказание своевременной помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: ранний возраст, воспитание, обучение ребёнка, своевременная помощь.
Проблема коррекционно-логопедической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорождённых оказываются физиологически незрелыми, свыше 86 % имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем (Е.П. Бомбардирова, Е.Т. Лильин, О.И. Маслова, К. А. Семёнова, Г.В. Яцык) [1], наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. Происходит это не только из-за увеличения нарушений пренатального и перинатального развития детей, их общей соматической ослабленности, но и за счёт растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье.
Большая часть благополучных детей раннего и младшего дошкольного возраста воспитывается в домашних условиях. Нередко у этих детей за внешним благополучием скрываются различные отклонения развития, заметные на ранних стадиях только специалистам (психологам, дефектологам, психоневрологам). Данная категория детей остаётся без необходимой помощи в раннем возрасте[2]. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно нарушения развития закрепляются, и может сформироваться более сложная патология. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада обнаруживаем до 60 % детей, имеющих нарушения речевого развития.
Неполноценность познавательной сферы ребёнка влечёт за собой появление речевой недостаточности. В свою очередь отклонения речевого развития тормозят формирование психических функций, ограничивают познавательные возможности, нарушают процесс социальной адаптации, следовательно, необходимо говорить об оказании не только ранней, но и комплексной помощи ребёнку с особенностями развития[3].
Первые три года жизни - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности, речь, совершенствуются движения, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. От того, как воспитывается ребёнок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее[3].
[1] Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 49.
[2] Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста // Дефектология. 1998. №3. С. 49.
[3] Ершова Н.В., Аскерова И.В. Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст. СПб., 2011. С.3.
Для того чтобы обеспечить правильное развитие ребёнка, необходимы знания основ физиологии, гигиены, диетики и хорошие знания педагогики. И здесь есть свои правила, которые необходимо знать родителям.
Таким образом, своевременное выявление признаков дизонтогенеза и раннее начало оказания необходимой помощи - вот две основополагающие задачи, реализация которых способствовала бы максимальной компенсации возможных отклонений в развитии ребёнка[3].
Список литературы
1. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 49-54.
2. Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста // Дефектология. 1998. №3. С. 49-57.
3. Ершова Н.В., Аскерова И.В. Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст. СПб., 2011. С.176.
[3] Ершова Н.В., Аскерова И.В. Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст. СПб., 2011. С.3.