О. В. Югова
Москва, Россия
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАННЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
Аннотация. В статье освещены основные проблемы семей детей с отклонениями в развитии, их социальный запрос, а также описан контингент детей, прошедших психолого-педаго-гическую диагностику, раскрыты пути коррекционно-развивающей помощи.
Ключевые слова: диагностика,
познавательная и речевая деятельность, анкетирование родителей, коррекционно-педагогическая работа.
Сведения об авторе: Югова Олеся Вячеславовна, старший преподаватель кафедры логопедии.
Место работы: Московский городской педагогический университет.
Контактная информация: 117261 тел.: 8(499)1320562.
В научной литературе выделяются следующие подходы к оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии: социально-правовой, медицинский, психологический. Наряду с этим многие исследователи стали рассматривать педагогическое консультирование как отдельный и самостоятельный вид помощи семье,
© Югова О. В., 2011
O. V. Yugova
Moscow, Russia
INTERACTION BETWEEN SPECIAL TEACHER AND PARENTS OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS AS A GUARANTEE OF SUCCESSFUL EARLY PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN
Abstract. This article arouses general problems of families of children with development disorders, their social requirements; describes the children that have undergone the psychological and pedagogical diagnostics; reveals ways of correctional and developmental work
Key words: diagnostics, cognitive and speech activity, parental questionnaire , correctional and developmental work.
About the author: Olesya Vyacheslavovna Yugova, Senior Lecturer of the Chair of Logopaedics.
Place of employment: Moscow City Pedagogical University.
, г. Москва, ул. Панферова, д. 8, стр. 2.
воспитывающей ребенка раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
На современном этапе можно наблюдать преобладание семейноориентированного подхода к обучению и воспитанию детей, в том числе детей с проблемами в развитии. Семья, являясь первичной ячейкой общества, выполняет различные
функции, среди которых одно из главных мест занимает воспитание детей. Семья имеет огромное, часто решающее влияние на формирование личности ребенка. Через взрослых ребенок познает окружающий мир, приобретает культурно-исторически сложившиеся способы взаимодействия и общения с другими людьми. Именно родители часто отмечают проблемы, отклонения в развитии и поведении ребенка, обращаются за помощью к специалистам.
Научно-практическими исследованиями заложены основные принципы работы специальных педагогов и психологов с семьей, определены закономерности поведения родителей в процессе педагогического консультирования: индивидуально-ориентированный подход к каждой семье; необходимость соблюдение этики и доброжелательности в отношении семьи, обратившейся за помощью; ориентация на позитивность в решении вопросов, связанных с развитием ребенка; соблюдение корректности включения родителей в педагогический процесс и др. (Е. А. Екжанова, С. Д. За-брамная, И. Ю. Левченко, Г. А. Мишина, В. В. Сабуров, Е. А. Стре-белева, В. В. Ткачева, Е. В. Ушакова, Н. Д. Шматко и др.).
Существующие формы работы с семьей направлены на обучение родителей эффективным и развивающим способам взаимодействия с ребенком в бытовых и образовательных ситуациях (Е. Р. Баенская, М. В. Ипполитова, Э. И. Леонгард,
М. М. Либлинг, О. С. Никольская, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош и др.).
Вместе с тем в настоящее время имеется недостаточно методической литературы в области коррекционной педагогики, посвященной процессу консультирования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Цель исследования - определить научно-методический подход к обеспечению консультативной практики оказания педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
Исходя из цели, были определены задачи нашего исследования, результаты которого представлены в нашей статье.
Задачи исследования:
- выявить потребности современной семьи в педагогических технологиях для коррекционной направленности воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии;
- изучить контингент детей, нуждающихся в педагогических технологиях для коррекции или сглаживания отклонений или нарушений в развитии;
- определить родительские позиции по отношению к своему ребенку с отклонениями в развитии.
Экспериментальное исследование проводилось на базе «Университета для родителей» Государственного научного учреждения «Ин-
ститут коррекционной педагогики РАО» в лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, в лаборатории «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии НИИСО ГОУ ВПО МГПУ и в службе ранней помощи ДОУ 1388 ЮЗАО в период с 1 сентября 2006 года по настоящее время (2011г).
Всего в нашем исследовании принимало участие 147 детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии и их семьи. Исходя из поставленных задач и выбранных методов исследования, нами была разработана констатирующая часть исследования, состоящая из 4 этапов.
На первом (ознакомительном) этапе проводилась первичная беседа с родителями, в ходе которой уточнялся возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи от консультации.
Второй этап был посвящен изучению документации о ребенке и анкетированию родителей. В него входило следующее: составление
анкеты для родителей детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии; анализ истории его развития, сбор анамнестических данных, результатов обследования ребенка в медицинских учреждениях; уточнялись условия воспитания, сведения о микроклимате в семье; проводилось анкетирование родителей.
Третий этап был посвящен психолого-педагогическому и логопедическому обследованию детей.
Исходными позициями для психо-лого-педагогического обследования детей явилась концепция Л. С. Выготского, в которой указывается на возрастные достижения (психологические новообразования) в каждом возрастном периоде. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, в дошкольном - игровая, в рамках которых и происходит становление психологических новообразований.
Первичное психолого-педаго-гическое обследование ребенка было направлено на оценку уровня основных линий нервно-психического развития ребенка для выявления его специфических образовательных потребностей. Для изучения уровня познавательного развития детей была использована методика, разработанная Е. А. Стре-белевой. Логопедическое обследование проводилось по методикам Ю. А. Разенковой и О.Г. Приходько. Полученные данные дополнялись методами опроса и наблюдения. Обследование детей осуществлялось в присутствии матери (или лица, ее заменяющего) в утреннее время. В процессе обследования (с согласия родителей) проводилась видео- и фотосъемка.
Четвертый этап был направлен на изучение потребности современной семьи в педагогических технологиях для коррекционной направленности воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии
(анализ анкет и беседа). Также проводилось изучение родительских позиций по отношению к своему ребенку (методика Г. А. Мишиной).
Далее приведены результаты констатирующей части исследования, которые получены на основе анализа анкетирования родителей и бесед с ними, психолого-педагоги-ческого обследования детей, а также изучения взаимоотношений родителей со своими детьми.
Возрастной диапазон детей, прошедших психолого-педагогичес-кое консультирование, составил период от 1 года до 7 лет (раннего возраста - 82 ребенка, дошкольного - 65 детей). Всего было проконсультировано 147 семей детей с проблемами в развитии. При этом большинство родителей обращалось за помощью по своей инициативе и беспокоилось о познавательном развитии ребенка лишь к концу раннего и в дошкольном возрасте.
• Структура семьи. Семьи, в которых воспитывались дети экспериментальной группы, по структуре представляли как полные, так и неполные. Это позволило нам уточнить характеристики и определить воспитательный потенциал каждой конкретной семьи в зависимости от ее структуры. Мы выявили, что у детей дошкольного возраста преобладали неполные семьи (66 %), в отличие от детей раннего возраста (44 %). В полных семьях только в 29 % случаев воспитанием ребенка занимались оба родителя. Однако даже в условиях полной семьи в
36 % случаев воспитанием ребенка занималась только мать. А в некоторых семьях, независимо от ее структуры, непосредственно воспитанием и развитием ребенка занимались бабушки и дедушки (32 %).
• Уровень дохода в семье. В ди-
агностическом плане нам были полезны эти сведения в связи с тем, что семьи с низким (8 %), а иногда и с удовлетворительным (67 %) доходом не могли оплатить реабилитационно-восстановительные меро-
приятия, необходимые их ребенку (занятия со специалистами, лекарства, развивающие игрушки, пособия и др.). При этом только 25 % опрошенных признали уровень своего дохода хорошим или высоким.
• Образовательный уровень и профессиональный статус родителей. Изучение образовательного уровня родителей было направлено на определение их воспитательно-развивающего потенциала. Образовательный уровень женщин оказался несколько выше образовательного уровня мужчин (высшее образование получили 74 % женщин и 67 % мужчин). Доля неработающих матерей детей раннего возраста составила 72 %, дошкольного возраста - 44 %.
• Возраст родителей на момент рождения ребенка значительно варьировался. В диагностическом плане нам был более важен возраст матери. Почти половина матерей, участвующих в консультировании, были позднородящими (46 %) (первый ребенок после 30 лет). Именно у них чаще были проблемы во время бере-
менности, родов и со здоровьем и развитием ребенка, чем у других матерей.
• Другие дети в семье. Более половины детей экспериментальной группы росли с братьями и сестрами. У 14 % детей сибсы были младше них, у 28 % - старше, а в 4 % случаев являлись близнецами. Там, где ребенок являлся единственным в семье (54 %), родителям не с кем было сравнивать ход его развития и им гораздо труднее было самостоятельно заметить отклонения в развитии. В тех случаях, когда ребенок имел брата или сестру, родители видели различия между темпом в развитии у своих детей, поэтому в раннем возрасте они обращались за помощью к специалистам. В некоторых семьях, где рос старший ребенок с теми или иными отклонениями, родители гораздо более внимательно относились к развитию младших (последующих) детей и рано обращались за квалифицированной медико-психологопедагогической помощью, даже в случаях незначительных нарушений.
• Течение беременности и родов. У большинства матерей (71 %) наблюдалась патология течения беременности. Причем, 59 % женщин указали, что беременность была с патологией, а другие (12 %), выделив пункт, что она проходила без патологии, ниже написали, что имели место токсикозы, болезни матери, нервные перегрузки и они испытывали воздействие других вредо-
носных факторов, т. е. на самом деле и в их случае беременность нельзя было назвать благополучной. Процент патологии родов (62 %) был указан меньше, чем патология беременности. Однако это было лишь субъективным мнением женщин. Учитывая патологическое течение беременности и результаты обследования, а также данные медицинской документации, число родов с патологией на самом деле было значительно больше.
• Диагнозы детей. Дети экспериментальной группы имели отклонения в психическом, речевом и двигательном развитии, а в некоторых случаях сложную структуру нарушений развития.
• Познавательное развитие детей. Большинство детей раннего возраста (77 %) имели задержку психического развития разной степени выраженности, и только 23 % детей имели нормальный уровень познавательного развития. У большинства детей дошкольного возраста отмечались разные уровни умственной недостаточности: задержку психического развития имели 35 %, а умственную отсталость - 47 % детей.
• Речевое развитие детей. Речевое развитие было нарушено у всех детей экспериментальной группы.
В структуре речевого дефекта превалировали дизартрические расстройства (53 %). В раннем возрасте у 51 % детей отмечались различные проявления речедвигательных расстройств (неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике
артикуляционного аппарата). Наиболее характерными были следующие: нарушения тонуса мышц языка, губ, лица по типу спастичности, гипотонии, дистонии; ограничение их подвижности; гипомимия лица, сглаженность носогубных складок, нарушения акта приема пищи (жевания, глотания, откусывания от куска, питья из чашки), гиперсаливация; оральные синкинезии, расстройства голосовых модуляций. В дошкольном возрасте у 54 % детей большее значение имели речевые симптомы дизартрии: стойкие нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, силы и тембра голоса и просодики (мелодико-инто-национные и темпо-ритмические характеристики речи).
У всех детей раннего возраста наблюдалась задержка речевого развития (более позднее начало формирования речи). 29 % детей находились на доречевом уровне развития. Для них была характерна низкая потребность в речевом общении. Дети обычно использовали невербальные средства общения, они предпочитали общаться мимикой, жестами, криком, интонацией. У большинства детей (48 %) отмечался первый уровень речевого развития, т. е. они могли произносить отдельные лепетные и общеупотребительные слова, чаще номинативного, реже - предикативного характера, а также звукоподражания. Речевая активность детей была крайне низкой. При этом уровень развития речевой коммуникации был ниже
речевых возможностей ребенка. 23 % детей пользовались при общении простой (двухсловной) фразой, т.е. они находились на втором уровне речевого развития. Слоговая структура слов была грубо нарушена. В общении дети экспериментальной группы обычно не реализовывали свои произносительные возможности.
В дошкольном возрасте у детей преобладало системное недоразвитие речи (75 %).
• Посещает ли ребенок детское
учреждение. Среди обследуемых детей только часть них посещали образовательные учреждения: из
них только небольшое число детей (26 %) получали помощь в коррекционных учреждениях, 20 % посещали массовые образовательные учреждения. Вместе с тем среди детей, пришедших на консультацию, было достаточно много (54 %) и таких, которые не посещали никаких образовательных учреждений, т. е. были лишены детского коллектива. Однако результаты психологопедагогического обследования указывали на то, что в медико-психо-лого-педагогической помощи нуждались все дети, поступившие на консультирование.
• Кто направил ребенка на консультацию. Многие семьи (38 %) были направлены на консультацию специалистами различных образовательных, коррекционных и медицинских учреждений (педиатром, невропатологом, ортопедом, логопедом, дефектологом, психологом). Во многом это связано с тем, что
дети воспитывались в учреждениях, где им не оказывалась адекватная коррекционная помощь. Многие родители не знали, на что стоит обращать внимание в развитии их ребенка и куда следует обратиться за квалифицированной помощью. Только 25 % родителей самостоятельно приняли решение обратиться к специалисту.
• Что родители хотят от консультации. Большинство родителей (85 %) пришли за помощью и рекомендациями по развитию ребенка. Для некоторых из них (8 %) диагноз не был новостью, они просили найти хорошего специалиста для систематических занятий с ребенком. Часть семей, в силу низкой материальной обеспеченности или отсутствия по месту их жительства специалистов и соответствующих учреждений, хотели получить программу индивидуального развития ребенка и в дальнейшем заниматься по ней самостоятельно (12 %). Некоторые (6 %) хотели получить медицинское лечение. Родители детей со сложной структурой нарушений и другими тяжелыми расстройствами просили помочь найти выход из сложившейся ситуации, добиться улучшений и помочь социально адаптировать детей (14 %). Однако были и такие (15 %), которые не понимали, зачем их направили на консультацию.
• Как родители оценивают свои воспитательские способности. Оценивая себя, родители не ставили себе низкие баллы (меньше 5), но и не
решались ставить максимальный (10). Чаще всего они оценивали свои воспитательские способности как средние. Достаточно большое количество родителей (21 %) не захотели или не смогли оценить себя.
• Позиция родителей по отношению к ребенку. Анализ данных показал, что «крайних» позиций почти не было. Совсем пессимистично («Мой ребенок болен, ему ничто не поможет») не ответил никто. Большинство (47 %) родителей считали своего ребенка здоровым, но имеющим свои особенности развития, что не всегда соответствовало действительности. Они, как правило, завышали возможности своего ребенка и оценивали его состояние не вполне адекватно. Большинство семей, воспитывающих детей с нарушениями аутистического спектра и другими нарушениями развития эмоционально-волевой сферы, отвечали именно так. В тех семьях, которые ответили «Мой ребенок болен и нуждается в постоянной опеке» (15 %), росли дети с тяжелой двигательной патологией, сложной структурой нарушений, выраженной умственной отсталостью. Наиболее адекватными и настроенными на работу с ребенком родителями были те, которые ответили «Мой ребенок болен и имеет свои проблемы в развитии» (28 %).
Выводы:
1. По собственной инициативе на консультацию к специалистам в области коррекционной педагогики обратилось только четвертая часть
семей (25%). Большинство родителей начали беспокоиться о развитии ребенка лишь к концу раннего и в дошкольном возрасте. Вместе с тем все обследуемые дети нуждались в коррекционно-педагогической поддержке. Эти данные говорят о том, что современная семья не информирована о нормативных показателях познавательного и речевого развития детей, в связи с этим упускается наиболее сензитивный период в становлении психологических новообразований и типичных видов деятельности.
2. Изучение контингента детей, нуждающихся в педагогических технологиях для коррекции или сглаживания отклонений или нарушений в развитии, показало: многие родители обратились за коррекционной помощью к специалистам, когда у детей появились ярко выраженные вторичные, а в некоторых случаях и третичные нарушения в развитии. Так, детей дошкольного возраста с умственной недостаточностью было 82 %, среди них с нарушениями интеллекта (умственно отсталых) было 47 %, и 35 % - с задержкой психического развития.
3. При определении родительской позиции было выявлено, что многие родители были не готовы адекватно оценить состояние своего ребенка и обеспечить коррекционную направленность воспитательного процесса. Взрослые не знали, как и чем с ним заниматься, какие методики применять, какие игрушки и развивающие игры приобретать.
Большее внимание уделялось физическому и соматическому развитию ребенка, а познавательное, речевое и эмоциональное развитие отходило на второй план. Для многих родителей детей раннего возраста было характерно отношение к своему ребенку как к объекту ухода, и только около 30 % показывали субъектный характер отношений и личностно ориентированную модель поведения.
4. Все родители нуждались в педагогической помощи, а их дети нуждались в коррекционно-развивающем обучении и воспитании.
Исходя из результатов психо-лого-педагогического и логопедического обследования детей, а также из анализа родительской позиции по отношению к ним, были разработаны различные модели коррекционно-развивающей помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Для всех детей определялся образовательный маршрут, который учитывал уровень познавательного и речевого развития ребенка и ориентировочный прогноз его дальнейшего развития. При этом родителям часто был рекомендован определенный тип учреждения (ДОУ комбинированного или компенсирующего вида, реабилитационные центры, группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи и др.).
Литература
1. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения : учеб. пособие для студентов дефектол.
фак. пед. ин-тов / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1988. -94 с.
2. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М. : Академия, 2001. -192 с.
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Е. А. Стребелева,
Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ; под ред. Е. А. Стре-белевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2004. -164 с.
4. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников / Е. А. Стребе-лева. // Дефектология. - 1994. -№ 5.
5. Разенкова, Ю. А.Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни / Ю. А. Разен-кова // Альманах. - 2001. - № 3.