Научная статья на тему 'Необходимость создания особой экономической зоны в Удмуртии как элемент национальной инновационной системы'

Необходимость создания особой экономической зоны в Удмуртии как элемент национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INFRASTRUCTURE / INNOVATION / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжкова Ольга Игоревна, Беляева Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются сущность и необходимость создания особых экономических зон в Удмуртии, которые являются основным элементом национальной инновационной системы государства. Формирование инфраструктуры национальной инновационной системы предусматривает создание инновационно активных территорий, развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности. Одним из перспективных для Удмуртии направлений стимулирования инновационной деятельности на сегодняшний день является создание такой модели территорий инновационного развития, как особые экономические зоны. Российской Федерации функционируют более двух десятков особых экономических зон. Важнейшая цель создания особой экономической зоны решение стратегических задач как государства в целом, так и отдельных территорий, в том числе Удмуртской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыжкова Ольга Игоревна, Беляева Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need to create a special economic zone in Udmurtia as an element of the national innovation system

The article considers essence and necessity of creation of special economic zones in the Republic of Udmurtia, which is the main element of the national innovation system of the state. The formation of the infrastructure of the national innovation system provides for the creation of innovative territories, development of regional and sectoral funds to support innovation. One promising Udmurtia directions of stimulation of innovative activity today is the creation of this model, territories of innovation development as a special economic zone. Russian Federation there are more than two dozen special economic zones. The overarching objective of creating special economic zones the strategic objectives of the state as a whole and the individual territories, including the Republic of Udmurtia.

Текст научной работы на тему «Необходимость создания особой экономической зоны в Удмуртии как элемент национальной инновационной системы»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №2 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-2

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/107EVN216.pdf

DOI: 10.15862/107EVN216 (http://dx.doi.org/10.15862/107EVN216)

Статья опубликована 27.04.2016.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Рыжкова О.И., Беляева Н.А. Необходимость создания особой экономической зоны в Удмуртии как элемент национальной инновационной системы // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/107EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/107EVN216

УДК 332.122(470.51)

Рыжкова Ольга Игоревна

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, Ижевск1

Доцент кафедры «Экономика АПК» Кандидат экономических наук E-mail: olga.rizhckowa@yandex.ru

Беляева Наталья Алексеевна

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, Ижевск

Доцент кафедры «Экономика АПК» Кандидат экономических наук E-mail: 6ejl9eba@mail.ru

Необходимость создания особой экономической зоны в Удмуртии как элемент национальной инновационной системы

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и необходимость создания особых экономических зон в Удмуртии, которые являются основным элементом национальной инновационной системы государства. Формирование инфраструктуры национальной инновационной системы предусматривает создание инновационно активных территорий, развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности. Одним из перспективных для Удмуртии направлений стимулирования инновационной деятельности на сегодняшний день является создание такой модели территорий инновационного развития, как особые экономические зоны. Российской Федерации функционируют более двух десятков особых экономических зон. Важнейшая цель создания особой экономической зоны - решение стратегических задач как государства в целом, так и отдельных территорий, в том числе Удмуртской Республики.

Ключевые слова: особые экономические зоны; национальная инновационная система; инфраструктура; инновационный потенциал; инвестиции

1 426069, г. Ижевск, ул. Песочная 40/а, к. 710

Введение

Важнейшее место в экономическом развитии ведущих мировых держав занимает инновационная деятельность. Анализируя опыт Европы, США и Японии, следует отметить, что вклад научно-технического прогресса в экономический рост данных стран составляет до 90%.

Оборот инновационных технологий и наукоемкой продукции ежегодно на мировом рынке, по данным Российской Академии наук (РАН), в настоящее время составляет около 4 трлн. долл. США.

В условиях рыночной экономики инновационный сектор в сфере бизнеса становится наиболее приоритетным. Кроме того, как показывает анализ глобального финансового экономического кризиса, государства, ориентированные на инновации имеют больше возможностей выйти из кризиса с наименьшими потерями [4]. По нашему мнению, российские регионы должны сейчас кардинально изменить инновационную стратегию и сосредоточить усилия на исследованиях по разработке программ взаимодействия частного и государственного сектора.

Существует множество различных теорий в области развития экономики в кризисных ситуациях на основе инноваций.

И. Шумпетер обосновывал, что именно нововведение (инновация) составляет основу экономического роста. Инновации выводят из равновесия экономическую систему, стимулируя экономический рост как приспособление к шоку; под воздействием процессов конкуренции экономическое равновесие восстанавливается [10].

Г. Менш утверждал, что депрессия играет роль генератора условий для появления инноваций. Инновационные пики приходятся на средину фазы депрессии и вслед за ними через определенный период происходят подъемы экономической активности [5].

По мнению П. Друкера, во время конъюнктурных потрясений следует использовать предпринимательское управление, т.е. внедрение систематизированной организационной структуры, долгосрочное планирование, применение управленческой информации и контроля. Нововведение может быть успешным, если оно подкрепляется сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон [2].

Все вышеперечисленные теории очень важны в современных условиях применительно к Удмуртии, поскольку ей сейчас необходимо формировать конкурентоспособную инновационную систему, о чём свидетельствуют рейтинги, проводимые в России. Удмуртская Республика характеризуются слабым уровнем инновационного развития отрицательной динамикой занимаемых позиций: 67 место среди регионов России.

В современности особым вниманием пользуется термин «национальная инновационная система» (НИС). Он впервые был использован в 1987 г. английским профессором К. Фриманом, который определял НИС как своего рода сеть институциональных структур в государственном и частном секторах экономики, активность и взаимодействие которых инициирует, создает, модифицирует и способствует диффузии новых технологий.

В условиях рыночной экономики НИС создает условия для тесного взаимодействия органов государства с научно-исследовательскими и деловыми организациями с целью воплощения знаний в таких инновациях, которые эффективны и для бизнеса, и для государства, и для всего общества» [6].

В развитых странах основная функция государства в НИС - создание благоприятных условий для инновационной деятельности предпринимательского сектора. Для этого

используются такие меры экономической и бюджетной политики как включение затрат частного сектора на исследования и разработки в себестоимость продукции; списание научного оборудования по нормам ускоренной амортизации; применение систем адресных налоговых льгот; льготное кредитование исследований. Конечная цель взаимодействия элементов национальной инновационной системы - это создание условий для повышения инновационной восприимчивости общества и доведения инновационных продуктов до потребителя.

Составляющим элементом инфраструктуры НИС являются особые экономические зоны. В соответствии с Федеральным законом РФ особой экономической зоной признается, определяемая Правительством Российской Федерации «часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Особые экономические зоны создаются для развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Всего в России насчитывается 25 ОЭЗ.

На сегодняшний день дислокация ОЭЗ в России следующая: г. Астрахань, г. Владивосток, Липецкая область, Республика Татарстан, Самарская область, Свердловская область, Псковская область, Калужская область, г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Томская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Алтайский край, Ставропольский край, Иркутская область, Приморский край, Краснодарском край и Республика Адыгея, Ульяновская область, Хабаровский край, Мурманская область. Статус ОЭЗ предусматривает снижение налоговых и таможенных нагрузок для инвесторов, государственное финансирование строительства инфраструктурных объектов, а также снижение административных барьеров. Территория опережающего развития - отдельные территории в субъектах РФ, на которых установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности.

Первоочередной задачей создания ОЭЗ является обеспечение благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики, предоставляя инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различные льготы, прежде всего налоговые и таможенные.

Клочкова Н.В. и Иванова О.Е. [4] выделяют следующие цели создания особых экономических зон: развитие инновационного потенциала регионов и территорий за счет предоставления льготных условий для резидентов, рост экспортного потенциала территорий через интенсификацию промышленного производства, повышение и укрепление инвестиционного климата государства, возможности для развития внутреннего импортозамещения.

Законопроект, принятый Госдумой Российской Федерации делит особые экономические зоны на федеральные и региональные.

Под федеральной ОЭЗ понимается часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Региональная ОЭЗ представляет собой определяемую законом субъекта РФ часть территории региона с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, на которой могут создаваться промышленные, агропромышленные, туристические парки, технопарки.

Зарубежный опыт показывает, что в качестве исходных условий для инновационного развития необходимо рассмотреть:

1. интеллектуальный и технологический потенциал региона, достаточный для запуска инновационного процесса;

2. вовлечение в инновационную цепочку новых социальных групп;

3. развитие институциональной системы региона;

4. востребованность инноваций и инвестиций.

Можно отметить, что все вышеперечисленные условия существуют в Удмуртии.

Выделим основные сценарии, по которым возможно использование механизма ОЭЗ в Удмуртии:

1. ОЭЗ - это инструмент региональной политики, который должен дать импульс для экономического роста республики, повышения социально-экономических показателей, повышения конкурентоспособности производства.

2. ОЭЗ - это платформа по привлечению в республику инвестиций, механизм реализации инновационных проектов.

Кто же будет являться потребителем ОЭЗ в Удмуртии? Выделим четыре группы потребителей:

1. органы власти (региональные и муниципальные);

2. хозяйствующие субъекты различных форм собственности;

3. население;

4. инвесторы.

В Удмуртии уже в течение нескольких лет разрабатываются проекты о создании особых экономических зон. В основных планах было их создание в рамках формирования территорий опережающего развития. Можно рассмотреть три таких территории.

Одним из конкурентных преимуществ республики на сегодняшний день является интеллектуальный потенциал оборонных предприятий, который сосредоточен в городе Ижевске, Воткинске, Сарапуле - это первая территория. Основная специализация этих городов - производство стрелкового оружия, ракетостроение, приборостроение, автомобилестроение, наноиндустрия. Развитие данной агломерации было бы успешным в будущем, если бы была создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Вторая территория расположена в городе Глазове. Это Чепецкая промышленно-производственная зона. Чепецкий механический завод на сегодняшний день - один из мировых лидеров в производстве изделий из циркония и его сплавов, природного урана, металлического кальция, также он является одним из главных поставщиков в технологической цепочке изготовления топлива для атомной энергетики. В соответствии с международным проектом строительства термоядерного реактора (ИТЭР), здесь можно было бы развивать производство сверхпроводников. В качестве третьей территории опережающего развития можно выделить «Кластер лесопромышленного комплекса. Сюда относятся Балезинский, Глазовский, Увинский районы и город Можга. В перечисленных районах расположены основные предприятия лесопромышленного комплекса республики, которые специализируются на производстве мебели, заготовке и переработке древесины, производстве пиломатериалов, древесного угля и биотоплива [11].

Современное состояние российской экономики характеризуется актуализацией проблем перспективного развития регионов. Поэтому все вышеназванные территории -«полюса роста» стали бы основой нового стратегического развития нашей республики в долгосрочной перспективе.

Так же считаем, что создание ОЭЗ в республике должно быть направлено на развитие интеграции малого, среднего и крупного бизнеса, а также на создание непрерывных воспроизводственных цепей:

Рисунок 1. Воспроизводственные цепи в ОЭЗ

Несомненно, у каждого региона есть свои преимущества и недостатки с развитием отдельных отраслей, дислокацией и аллокацией ресурсов. Но именно на сегодняшнем этапе развития Удмуртская Республика обладает всеми возможностями и потенциалом для формирования развития особых экономических зон, а это:

1. богатая природно-сырьевая база;

2. благоприятная демографическая ситуация;

3. приемлемые природно-климатические условия;

4. выгодное транспортное положение республики, развитая система коммуникаций;

5. высокий потенциал в сфере образования;

6. развитая рыночная инфраструктура.

Вывод

Механизм по созданию ОЭЗ должен ориентироваться, прежде всего, на ресурсы и потребности региона и реализовываться как через масштабные проекты, так и через малый и средний бизнес. Только таким образом органы власти региона будут знать, в чем заинтересованы инвесторы, и как эти интересы могут быть удовлетворены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюкова А.В., Крутских А.В. НТР и мировая политика: Учебное пособие, М.: МГИМО, 2010.

2. Друкер Питер Эффективный управляющий - Москва: ВС1, 1994.

3. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие / Р.И. Зименков // Юнити-Дана, 2012.

4. Клочкова Н.В., Иванова О.Е. Особые экономические зоны как элемент национальной инновационной системы Российской Федерации // Экономика: Вчера, сегодня, завтра. 2015. №1-2. С. 69-86.

5. Кокурин Д.И., Назин К.Н. Теоретический анализ категории «инновация». Сборник «Инновации в России: системно-институциональный анализ. 2-е изд. испр. М.: ТрансЛит, 2011. (МЕНШ).

6. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: ИНФРА-М, 2013.

7. Панова Е. Проблемные вопросы развития НИС в РФ // Общество и экономика. -2007. - №9/10. - С. 123-138.

8. Рыжкова О.И. Аспекты инновационного развития АПК // Инновационному развитию АПК и аграрному образованию - научное обеспечение: материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА. - Ижевск, 2012. - Т. 3. С. 133-137.

9. Чеботарев Н.Ф. Национальная инновационная система РФ // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - №3. - С. 460-469.

10. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

11. Промышленность Удмуртии: ориентир на развитие. Удмуртская правда №130 (24369) 18.11.2008, режим доступа: http://archive.udmpravda.ru/default/article? article= 1224449191 &issue=24369&tape=businness.

Ryzhkova Olga Igorevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Izhevsk State Agricultural Academy, Russia, Izhevsk

E-mail: olga.rizhckowa@yandex.ru

Belyaeva Natalia Alekseevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Izhevsk State Agricultural Academy, Russia, Izhevsk

E-mail: 6ejl9eba@mail.ru

The need to create a special economic zone in Udmurtia as an element of the national innovation system

Abstract. The article considers essence and necessity of creation of special economic zones in the Republic of Udmurtia, which is the main element of the national innovation system of the state. The formation of the infrastructure of the national innovation system provides for the creation of innovative territories, development of regional and sectoral funds to support innovation. One promising Udmurtia directions of stimulation of innovative activity today is the creation of this model, territories of innovation development as a special economic zone. Russian Federation there are more than two dozen special economic zones. The overarching objective of creating special economic zones - the strategic objectives of the state as a whole and the individual territories, including the Republic of Udmurtia.

Keywords: special economic zone; national innovation system; infrastructure; innovation; investments

REFERENCES

1. Biryukova A.V., Krutskikh A.V. NTR i mirovaya politika: Uchebnoe posobie, M.: MGIMO, 2010.

2. Druker Piter Effektivnyy upravlyayushchiy - Moskva: BCI, 1994.

3. Zimenkov R.I. Svobodnye ekonomicheskie zony: uchebnoe posobie / R.I. Zimenkov // Yuniti-Dana, 2012.

4. Klochkova N.V., Ivanova O.E. Osobye ekonomicheskie zony kak element natsional'noy innovatsionnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii // Ekonomika: Vchera, segodnya, zavtra. 2015. №1-2. S. 69-86.

5. Kokurin D.I., Nazin K.N. Teoreticheskiy analiz kategorii «innovatsiya». Sbornik «Innovatsii v Rossii: sistemno-institutsional'nyy analiz. 2-e izd. ispr. M.: TransLit,

2011. (MENSh).

6. Mil'ner B.Z. Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektual'nye resursy, upravlenie znaniyami / Pod red. B.Z. Mil'nera. — M.: INFRA-M, 2013.

7. Panova E. Problemnye voprosy razvitiya NIS v RF // Obshchestvo i ekonomika. -2007. - №9/10. - S. 123-138.

8. Ryzhkova O.I. Aspekty innovatsionnogo razvitiya APK // Innovatsionnomu razvitiyu APK i agrarnomu obrazovaniyu - nauchnoe obespechenie: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. FGBOU VPO Izhevskaya GSKhA. - Izhevsk,

2012. - T. 3. S. 133-137.

9. Chebotarev N.F. Natsional'naya innovatsionnaya sistema RF // Audit i finansovyy analiz. - 2007. - №3. - S. 460-469.

10. Shumpeter Y.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. M.: Progress, 1982.

11. Promyshlennost' Udmurtii: orientir na razvitie. Udmurtskaya pravda №130 (24369) 18.11.2008, rezhim dostupa: http://archive.udmpravda.ru/default/article? article= 1224449191 &issue=24369&tape=businness.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.