Научная статья на тему 'Необходимость создания и реализации программы «Подготовка медиаторов, посредников и трудовых арбитров для участия в предупреждении и урегулировании коллективных трудовых споров»'

Необходимость создания и реализации программы «Подготовка медиаторов, посредников и трудовых арбитров для участия в предупреждении и урегулировании коллективных трудовых споров» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАТОР / ПОСРЕДНИК / ТРУДОВОЙ АРБИТР / ТРУДОВОЙ СПОР / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУДОВОЙ СПОР / MEDIATOR / CONCILIATOR / ARBITRATOR OF LABOR / LABOR DISPUTE / COLLECTIVE LABOR DISPUTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хохлова Ольга Михайловна

Приведены актуальные проблемы предупреждения и урегулирования коллективных трудовых споров в Иркутской области. Рассмотрены вопросы содействия по обеспечению возможностей предотвращения перерастания коллективных трудовых споров в забастовки, политические акции протеста и поддержанию социальной стабильности в обществе и регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED TO CREATE AND IMPLEMENT THE PROGRAM TRAINING OF MEDIATORS, CONCILIATORS AND LABOR ARBITRATORS TO PARTICIPATE IN PREVENTING AND RESOLVING OF COLLECTIVE LABOR DISPUTES

The article presents the urgent problems of preventing and resolving of collective labor disputes in the Irkutsk region. The author considers the issues providing opportunities to prevent the escalation of collective labor disputes into strikes and political protests but support social stability in society and in the region.

Текст научной работы на тему «Необходимость создания и реализации программы «Подготовка медиаторов, посредников и трудовых арбитров для участия в предупреждении и урегулировании коллективных трудовых споров»»

ENQA Например, Экс- Ассоциация Евро- Отраслевая 30 вузов вос- Разработа-

АККОРК пертное европейских пейск модель пользовались на на осно-

(Агенство по заклю- аккредитаци- ий услугами ве ИСО, но

обществен- чение онных фонд АККОРК. охватывает

ному кон- без агентств в (Азия Из них только только

тролю каче- установ- области каче- пока 10 государ- часть пока-

ства обра- ленного ства ВПО (вуз не ственных ву- зателей

зования и статуса напрямую не участ- зов.

развитию (сроков может со- вует)

карьеры) действия, сферы признания и т.п), ре-комен-дации, консультации трудничать с БЫОА )

Таким образом, вузы выбирают различные модели и способы гарантии качества, многие не ограничиваются одной моделью, имеют несколько сертификатов, участвуют в нескольких конкурсах.

Однако, как говорил великий гуру качества Эдвард Деминг, «Вы не обязаны делать все это. Выживание -дело добровольное»...

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2008.

2. Колесников А. А., Козин И. Ф., Кожевников С. А. [и др.]. Всеобщий менеджмент качества: учеб. пособие / под общей ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.

3. Руководство для участников конкурса 2010 года «Системы качества подготовки выпускников образовательных учре-

ждений профессионального образования». М.: Федеральное агентство образования РФ, 2010.

4. Соболев В.С. Ключевые факторы качества высшего профессионального образования // Менеджмент качества в образовании: материалы конф.-совещ, 28-29 октября 2002 г. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002.

УДК 331.109: 338.124.4 (470)

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПОДГОТОВКА МЕДИАТОРОВ, ПОСРЕДНИКОВ И ТРУДОВЫХ АРБИТРОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И УРЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ»

О.М. Хохлова1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Приведены актуальные проблемы предупреждения и урегулирования коллективных трудовых споров в Иркутской области. Рассмотрены вопросы содействия по обеспечению возможностей предотвращения перерастания коллективных трудовых споров в забастовки, политические акции протеста и поддержанию социальной стабильности в обществе и регионе. Библиогр. 17 назв.

Ключевые слова: медиатор; посредник; трудовой арбитр; трудовой спор; коллективный трудовой спор.

NEED TO CREATE AND IMPLEMENT THE PROGRAM "TRAINING OF MEDIATORS, CONCILIATORS AND LABOR ARBITRATORS TO PARTICIPATE IN PREVENTING AND RESOLVING OF COLLECTIVE LABOR DISPUTES" O.M. Khokhlova

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15, Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The article presents the urgent problems of preventing and resolving of collective labor disputes in the Irkutsk region. The author considers the issues providing opportunities to prevent the escalation of collective labor disputes into strikes and

1Хохлова Ольга Михайловна, аспирант, старший преподаватель кафедры правоведения, e-mail: chochlovaolga-17@mail.ru Khokhlova Olga, Postgraduate, Senior Lecturer of the Department of Science of Law, e-mail: chochlovaolga-17@mail.ru

political protests but support social stability in society and in the region. 17 sources.

Key words: mediator; conciliator; arbitrator of labor; labor dispute; collective labor dispute.

Рассматривая ситуацию в сфере соблюдения прав и свобод человека труда и гражданина в Иркутской области, необходимо отметить, что созданный три года назад в нашем регионе новый правозащитный институт (Уполномоченного по правам человека в нашем регионе), призван активно содействовать становлению гражданского общества через защиту, прежде всего, прав и свобод человека. В соответствии с законом официальный доклад на этот счет должен ежегодно представляться общественности.

В настоящее время в Иркутской области действует 58 правозащитных объединений, что свидетельствует о растущей активности самоорганизации граждан, в том числе в вопросах отстаивания своих прав и свобод. Важным шагом в этом направлении явилось создание Общественной палаты Иркутской области.

Первые обращения в адрес Уполномоченного по правам человека начали поступать в период организационного оформления нового института, когда еще не был решен кадровый вопрос. Всего зарегистрировано 608 заявлений и жалоб, на которые своевременно были даны ответы и разъяснения [1]. Большинство обращений касались деятельности муниципальных органов и подлежали рассмотрению местными органами государственной власти и местного самоуправления. Проверки показали, что зачастую добиться отмены несправедливого и незаконного решения авторам обращений крайне трудно. Чиновники всеми силами защищают свою позицию и крайне редко признают собственные ошибки. Более того, человек, пытающийся защитить свои права, подвергается давлению со стороны должностных лиц. Вот и получается, что гражданину, не сведущему в законодательстве, сложно бороться с бюрократическим аппаратом.

Всего в адрес руководителей муниципальных образований в минувшем году поступило 41749 обращений. И свыше 23 тыс. заявлений было адресовано в областные органы государственной власти. На имя губернатора области направлено 8151 письмо. Поток жалоб в областные инстанции против прошлого года увеличился почти на четыре тысячи. Кроме того, из Москвы вернулось в Иркутск 1760 обращений, адресованных в различные федеральные органы исполнительной власти [2].

Анализ обращений, направленных Уполномоченному по правам человека, свидетельствует о том, что их авторы уже обращались в различные инстанции, но не получили надлежащего ответа. В региональные структуры федеральных органов «стучались» 48% заявителей. Четвертая часть - свыше 24% - так и не смогли снять свои вопросы в областных инстанциях. 15% заявителей не нашли понимания в местных муниципалитетах [2].

Горький опыт заставляет людей обращаться сразу в самые высокие инстанции и одновременно - по нескольким адресам. Следующая проблема заключается в том, что письма нередко адресуются не тем долж-

ностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение данной проблемы. К сожалению, за последние годы органы власти размножились, а функции претерпели неоднократные изменения. В этой ситуации простому человеку бывает порой крайне сложно разобраться, к кому следует обращаться за помощью.

Следует признать, что практическая реализация прав и свобод граждан, зафиксированная в Конституции, не обеспечивается со стороны государства в полной мере. Прежде всего речь идет о праве свободно трудиться и получать справедливое вознаграждение, дающее возможность жить достойно. Сюда же следует отнести соблюдение прав на социальное обеспечение, получение медицинской помощи.

Приходится констатировать нарушение трудовых прав, особенно в сфере индивидуального предпринимательства. Некоторые обращения требуют подключения прокуратуры и федерального инспектора труда для защиты законных прав. По просьбе Уполномоченного по правам человека зачастую в конфликт вмешивается федеральный инспектор по труду. Коллективными усилиями удается добиться погашения задолженности. Не остается в стороне и прокуратура, возбуждающая против руководителей административное производство.

К сожалению, нарушения трудовых прав носят массовый характер. Количество нарушений, допущенных работодателями, не сокращается, а стабильно растет. В минувшем году в департамент труда областной администрации поступило 1400 письменных и 2200 устных обращений [2]. Основная их часть связана с нарушениями трудового законодательства, техники безопасности, культуры производства и охраны труда. Государственной инспекцией труда выдано почти шесть тысяч предписаний, но в установленные сроки устранена лишь четвертая часть зафиксированных нарушений. За нарушение трудового законодательства 1896 должностных лиц подверглись штрафам. Это почти на 20% больше, чем в 2006 году. Однако и штрафы не всегда действуют должным образом на работодателей. По итогам прошлого года зафиксировано 3223 нарушения трудовых договоров, 3917 случаев волокиты с оплатой труда. И даже отмечены конфликты с профсоюзами при выполнении коллективных договоров. Таких неприятных фактов зарегистрировано в общей сложности более трехсот [2].

Наибольшее количество нарушений трудового законодательства выявлено в Ангарске, Черемхово, Иркутске, Казачинско-Ленском и Киренском районах. Наиболее проблемным остается вопрос задержек с расчетом по зарплате работников предприятий, оказавшихся в стадии ликвидации или банкротства. Здесь возникают вопросы к органам государственной власти и службе судебных приставов. Зачастую, несмотря на решение суда, судебные приставы не торопятся с исполнением решения и фактически ждут начала кон-

курсного производства, когда по закону прекращается выплата задолженностей. За это время имущество предприятия исчезает, а виновные в его хищении, как правило, не несут никакой ответственности.

В Приангарье насчитывается почти 700 тыс. пенсионеров, треть из них продолжает трудиться [3]. К сожалению, большинство пожилых людей получают пенсии, которые не дотягивают даже до прожиточного минимума.

Анализ показывает, что одним из самых слабых мест в отношениях граждан с органами социального обеспечения является отсутствие гарантий сохранения документов о трудовом стаже и размере заработка, влияющих на порядок начисления пенсий. Особенно часто конфликты возникают при ликвидации предприятий. Зачастую документы оказываются безвозвратно утраченными. Это ущемляет права пенсионеров на получение пособия в более высоком размере.

В этой связи встает вопрос о принятии на областном уровне закона, определяющего ответственность руководителей учреждений и организаций за ненадлежащее хранение документов работников.

По инициативе Уполномоченного внесено предложение о принятии закона «О ветеранах труда в Иркутской области». Как показывают обращения граждан, в вопросе присвоения ветеранского звания, а значит и получения ряда социальных льгот, допускается вопиющая несправедливость. В настоящее время в соответствии с законом «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» в Иркутской области» основанием для его получения является наличие государственных наград и иных знаков отличия федерального уровня, включая министерские награды [4]. В данном случае нормы областного закона полностью перекликаются с нормами федерального закона. Регионы, получив право на самостоятельное утверждение ветеранских званий, не получили свободы в определении условий их присвоения.

Представляется, что законодательство, связывающее присвоение звания «Ветеран труда» и предоставление соответствующих льгот только с наличием определенного вида наград, несправедливо. Очень много людей, честно и добросовестно трудившихся на общее благо по сорок и более лет, зачастую лишены даже тех минимальных льгот, что дает звание Ветерана. Решением проблемы вполне могло бы стать введение новой категории льготников, отмеченных званием «Ветеран труда Иркутской области». Соответствующим законодательным актом можно было бы установить порядок и условия присвоения такого звания.

Анализ обращений показывает, что граждане в подавляющем большинстве случаев не располагают достаточной информацией о нормативных актах и решениях властных структур, затрагивающих их права. Более того, зачастую попытки получить нужную информацию встречают активное сопротивление со стороны чиновников. Это ведет к нарушению конституционного права граждан на свободный доступ к документам и материалам, затрагивающим непосредственно их интересы и свободы.

Подобные случаи возникают из-за правовых пробелов регионального законодательства, в котором отсутствует механизм свободного доступа граждан к официальной информации, связанной с деятельностью органов власти различного уровня. В Законодательное собрание внесено предложение о скорейшей подготовке законопроекта «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Иркутской области и муниципальных органов». Одновременно внесены предложения по корректировке действующего закона «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области». В них учтена практика применения закона в первые годы существования института Уполномоченного по правам человека.

Первый опыт также показал, что эффективность деятельности нового правозащитного института в решении социальных проблем, касающихся конституционных прав граждан, в значительной мере зависит от взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, а также от контактов с их руководителями. В соответствии с действующим законодательством были заключены соглашения о сотрудничестве с областной прокуратурой, управлением федеральной миграционной службы, региональным отделением федеральной службы исправления и наказания, юридическим институтом Иркутского госуниверситета.

Чтобы привлечь народ, дать возможность каждому проявить свои способности, действовать должен важнейший принцип демократии: «Народ может все, что не запрещено Конституцией, а власть - лишь то, что Конституцией для нее прямо разрешено». Поэтому дальнейшие усилия Уполномоченного по правам человека будут сосредоточены на решении четырех важнейших задач. Во-первых, на дальнейшем взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих нарушению прав человека. Во-вторых, на создании в Иркутской области системы правового просвещения граждан и усилении государственной поддержки различных форм оказания бесплатной юридической помощи гражданам в защите их прав. В-третьих, на развитии конструктивного взаимодействия с судами и правоохранительными органами в целях содействия защите прав и свобод человека и гражданина. В-четвертых, на дальнейшем развитии гражданского общества, поддержке и взаимодействии с общественными объединениями граждан, создании здорового микроклимата в обществе.

Программа «Подготовка медиаторов, посредников и трудовых арбитров для участия в предупреждении и урегулировании коллективных трудовых споров» одобрена факультетом профессиональной подготовки Института дополнительного профессионального образования Иркутского государственного университета путей сообщения в январе 2011 г. после вступления в силу с 1 января 2011 года Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об

альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [5].

Автором проекта является аспирант кафедры философии и социальных наук, старший преподаватель кафедры правоведения Иркутского государственного университета путей сообщения Хохлова О.М., в соавторстве с кандидатом педагогических наук Герасимовой Н.Г., заведующей лабораторией проектирования инновационного развития образовательных организаций ОАО УПО ИРО г. Иркутск.

Основной целью курса является подготовка специалистов - представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, работников организаций, работодателей для участия в предупреждении и разрешении коллективных трудовых споров, в содействии по обеспечению возможностей предотвращения перерастания коллективных трудовых споров в забастовки, политические акции протеста, по поддержанию социальной стабильности в обществе, регионе и консолидации в соответствии с международными общепринятыми стандартами и действующим современным российским законодательством в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Достижение указанной цели требует решения следующих задач, составляющих основное содержание курса, и изучение:

- общепринятых международных стандартов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, конституционных гарантий права на труд в Российской Федерации и основных положений трудового законодательства;

- основ деятельности организации, взаимодействия субъектов трудовых отношений и их представителей, усовершенствования системы социального партнёрства и её составляющих элементов, как специфического типа общественных отношений в цивилизованном обществе рыночной экономики и как идеологии цивилизованного общества рыночных отношений и эффективного механизма, способствующих предотвращению коллективных трудовых споров и забастовок и поддержанию социальной стабильности в обществе;

- классификации споров в сфере труда, порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров, порядка организации и проведения примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров и их документального оформления; порядка подготовки, объявления, начала, приостановки, возобновления, прекращения забастовки; гарантий, предоставляемых в связи с участием в разрешении коллективного трудового спора; прав и обязанностей медиаторов, членов примирительной комиссии, посредников и трудовых арбитров;

- психологических возможностей в разрешении и предупреждении коллективных трудовых споров, технологических приёмов управления конфликтным процессом; усвоения цивилизованных методов ведения переговорного процесса, социального диалога; приобретения обучающимися навыков психологического ведения переговоров и управления конфликтным про-

цессом; овладения процессом проведения примирительных процедур на всех этапах разрешения коллективного трудового спора (рассмотрение коллективного трудового спора медиатором, примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже) с достижением поставленной цели - исключить перерастание коллективного трудового спора в забастовку;

- опыта стран Европейского Союза в предупреждении коллективных трудовых споров и возможностей его использования в Российской Федерации с учетом современной российской специфики и законодательства.

В основу курса положены конвенции и рекомендации Международной организации труда [6], Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации и Иркутской области [9-17].

В программе предусмотрены требования к профессиональным и личным качествам медиаторов, посредников и трудовых арбитров.

При разработке программы использован опыт Иркутской области по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров.

Программа рассчитана на практическое использование знаний, полученных в результате её изучения участниками социально-трудовых отношений, может быть особенно полезна работникам, исполнение должностных обязанностей которых прямо или косвенно связано с регулированием социально-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Программа включает в свое содержание разделы: «Международные стандарты, конституционные гарантии права на труд в Российской Федерации», «Трудовое законодательство Российской Федерации на современном этапе развития», «Рабочее время и время отдыха», «Основы экономической деятельности предприятия», «Трудовые отношения. Субъекты трудовых отношений. Представители», «Кадровая политика в организациях», «Индивидуальные трудовые споры», «Коллективные трудовые споры. Предупреждение и разрешение», «Социальное партнёрство - специфический тип общественных отношений в предупреждении коллективных трудовых споров», «Психология в разрешении коллективных трудовых споров», «Трудовые конфликты в современных трудовых отношениях» и другие.

Программа рассчитана на 72 часа с отрывом от производства, включая лекции по данной тематике, практические занятия, дискуссии и контроль знаний в соответствии с международными общепринятыми стандартами и действующим современным российским законодательством в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Ожидаемыми результатами действия данной программы является эффективное рассмотрение трудовых споров на практике, обеспечение возможностей предотвращения перерастания коллективных трудовых споров в забастовки, политические акции протеста, поддержание социальной стабильности в обществе, регионе и консолидации в соответствии с международными общепринятыми стандартами и дей-

ствующим современным российским законодательством в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Представляя новую программу по подготовке медиаторов, необходимо познакомить с самим понятием и показать суть этого нового для нас явления - медиации - под которой понимается примирение спорящих сторон во внесудебном порядке с участием специального посредника - медиатора.

Медиация представляется нам перспективной сферой деятельности, в которой могут найти свое призвание и адвокаты, и юристы, и психологи. Медиация - это старинная форма разрешения спора, предполагающая участие нейтральной незаинтересованной стороны, авторитетной для всех участников - медиатора. Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать. Медиация, основными принципами которой являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности - это возможность для всех участников спора выйти из него победителями при отсутствии побежденных.

Медиация - это процесс, в котором стороны встречаются с совместно избранным, беспристрастным, нейтральным специалистом-медиатором, который помогает им вести переговоры, с целью выработки взаимоприемлемого жизнеспособного решения в условиях существующих между ними несогласий. Она позволяет экономить время, финансы и, что самое главное, - эмоциональные ресурсы. В отличие от судебного процесса, процесс медиации работает в полной мере и с эмоциональной составляющей возникшего несогласия сторон, что, с одной стороны, необходимо и полезно для выработки участниками взаимоприемлемого соглашения, а с другой - может предотвратить тяжелые последствия психологической травмы и обеспечить жизнеспособность соглашения. При этом сам процесс достижения соглашения всегда остаётся скрытым от посторонних глаз и не предаётся огласке.

Роль медиатора состоит, с одной стороны, в том, чтобы следить за общими условиями (регламентом), которые были выработаны до начала процесса медиации (правила и структура), и, с другой стороны, сделать «невысказанное» осознаваемым сторонами и обсуждаемым, за счет своих стараний обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели коммуникации участников. Для того чтобы действовать в качестве медиатора, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Содействие поиску нестандартных решений - это один из аспектов работы медиатора. С этой целью он находит подход к спорящим сторонам, формируя условия для выявления самого важного в существующем конфликте, что способствует переводу спора на основе принципов к спору на основе интересов, что

возможно только тогда, когда стороны отбросят мелкие претензии и личные обиды.

Медиация является очень старым инструментом международного права. Если заглянуть в глубь истории, то ее можно встретить там, где без принятия различий дальнейшее движение вперед было невозможно или обязательного к исполнению решения можно было скорее добиться переговорами, нежели через нормы или иерархический порядок.

Тем не менее, медиация в сегодняшнем виде появилась только во второй половине двадцатого столетия. Сначала она обосновалась в США, Англии и Австралии и позже появилась в Европе: Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии.

С применением медиации стало понятно, что в некоторых случаях возможности этого метода во многом превосходят судопроизводство. Медиация требует не выработки односложной позиции «черное - белое», а допущения принятия различий в точках зрения в интересах сторон. Придя к осмыслению этого факта, страны Европы, имеющие богатую традициями, хорошо функционирующую систему правосудия взяли этот метод на вооружение, интегрировав медиацию в правовую систему.

Медиация в том виде, как она применяется сейчас, является продуманным, отточенным методом и структурированным процессом. В то же время она остается междисциплинарной областью, где объединяются юриспруденция, психология, социология, конфликтология и другие науки.

Востребованность медиации в современном цивилизованном обществе во многом связана с глобализацией, способствующей упразднению иерархии и росту взаимосвязей. Это отражается на всех уровнях общественного устройства - в семье, в мире экономики и труда, в государственной управленческой практике. Процессы, происходящие в современном мире, порой требуют новых неординарных подходов к разрешению возникающих споров и конфликтов.

В настоящее время в западных странах медиация достигла такого уровня востребованности, что стало целесообразно, а иногда и необходимо, ее законодательное регулирование. Так, в США недавно издали Единый закон о медиации (Uniform Mediation Act), объединивший более 2500 существовавших до этого законов, регулировавших посредническую деятельность в различных штатах. ООН опубликовала для хозяйственного права Модельный закон о международных коммерческих примирительных процедурах (Model Law on International Commercial Conciliation (UNICITRAL)). В 2003 году в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. Европейская комиссия в 2004 году поддержала Кодекс поведения для медиаторов, разработанный для того чтобы медиация получила больше доверия в отдельных европейский странах. Той же цели служит проект директивы, имеющий силу закона, который в настоящее время обсуждается европейскими государствами и должен быть опубликован и утвержден в 2006 году.

В России применение медиации как способа разрешения коммерческих споров впервые закреплено в нормах Арбитражного процессуального кодекса 2002 года. В настоящее время в результате привлечения внимания юридического сообщества к проблеме внедрения альтернативных методов разрешения споров (в частности, медиации) в Российскую правовую систему появилось понимание и необходимость формирования законодательной базы.

Сегодня рассмотрением трудовых споров занимаются суды общей юрисдикции, арбитражные суды, комиссии по рассмотрению трудовых споров. Несмотря на такое количество органов по рассмотрению тру-

довых споров, нельзя сказать об эффективности их деятельности. Необходима качественная, профессиональная подготовка специалистов, работа которых должна значительно улучшить ситуацию в регионе.

Первые годы работы показали, что гражданское общество, органы власти и управления заинтересованы в укреплении института Уполномоченного по правам человека. Это вселяет уверенность и надежду, что права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, будут неукоснительно соблюдаться на территории Иркутской области.

Библиографический список

1. URL: http://www.peopleirkutsk.com/index.php/2009-04-15-05-44-44/2009-04-22-13-11-05 (Дата обращения: 15.03.2010).

2. URL:

http://old.irk.gov.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=22 30 (Дата обращения: 10.03.2010).

3. URL: http://www.vsp.ru/blocknote/2008/08/09/407068 (Дата обращения: 08.03.2010).

4. URL: http://pressa.irk.ru/sm/2005/21/015003.html (Дата обращения: 15.03.2010).

5. URL: http://www.unona.ru/cgi-bin/zwnews.cgi?2010-06-07 (Дата обращения: 13.083.2010).

6. О регулировании вопросов оплаты труда: рекомендация МОТ № 158 (1978г.).

7. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993 г.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

9. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федер. закон от 12.07.2010 г. № 193-ФЗ.

10. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ.

11. Об объединениях работодателей: федер. закон от 27.11.2002 г. № 156-ФЗ (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 г. № 152-ФЗ).

12. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

13. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы. Гарант 12.01.2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области: закон Иркутской области от 16.12.2009 г. № 17/9-ЗС.

15. О внесении изменения в статью 3 Закона Иркутской области «Об охране труда в Иркутской области»: закон Иркутской области от 08.11.2010 г. № 98-ОЗ: принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20.10.2010 г. № 25/18-ЗС // Областная. 12 ноября 2010 г. № 131.

16. О программе социально-экономического развития Иркутской области: закон Иркутской области от 8 мая 2009 г. № 25-ОЗ.

17. Об организации работы трудовых арбитров: метод. рекомендации: утв. Приказом Комитета по труду администрации Иркутской области от 16.06.2000 № 52 // Вестник Комитета по труду. 2000. № 6.

УДК (075.8) 371

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

И.П. Шулья1, Н.А. Шмырева2

1Филиал национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, 665470, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Менделеева, 65. 2Кемеровский государственный университет, 650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Компетентностный подход в аспекте модернизации высшего профессионального образования в России обусловлен новыми требованиями к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов. Рассматривается

1Шулья Ирина Петровна, старший преподаватель кафедры общеинженерной подготовки, тел.: (39543) 34853, 89246268330, e-mail: Shoolyia-oleg@mail.ru

Shulya Irina, Senior Lecturer of the Department of General Engineering Training, tel.: (39543) 34853, 89246268330, e-mail: Shoolyia-oleg@mail.ru

2Шмырева Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры обшей и вузовской педагогики, тел.: 89086422737.

Shmyreva Natalia, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Intercollegiate Department of General and University Pedagogics, tel.: 89086422737.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.