ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ _УПРАВЛЕНИЕ I
STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT
УДК 336.1 DOI 10.24411/2618-9852-2020-15401
ББК 65.41
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Н. М. Горбунова, Е. В. Масленникова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Раскрывается необходимость внедрения эффективной системы мер противодействия коррупции в системе закупок для государственных и муниципальных нужд, ориентированной на повышение конкуренции и сокращение сроков поставки товаров, работ и услуг. Дано определение понятия государственных закупок, выделены основные проблемы применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Отражены вопросы совершенствования системы государственных закупок, которые являются основополагающими для гарантированно высоких темпов экономического развития и, как следствие, для достижения национальных целей Российской Федерации.
Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, противодействие коррупции, закон о контрактной системе.
PROBLEMS OF COMBATING CORRUPTION
IN THE SYSTEM PROCUREMENT FOR STATE NEEDS
N. M. Gorbunova, E. V. Maslennikova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
The article reveals the need to implement an effective system of anti-corruption measures in the procurement system for state and municipal needs, focused on increasing competition and shortening the delivery period of goods, works and services. The definition of the concept of public procurement is given, and the main problems of applying Federal law No. 44-FZ of 05.04.2013 are highlighted. The issues of improving the public procurement system, which are fundamental for guaranteed high rates of economic development and, as a result, for achieving the national goals of the Russian Federation, are reflected.
Keywords: public procurement, corruption, anti-corruption, law on the contract system.
Государственные закупки в Российской Федерации — совокупность различных способов закупок, которые предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые применяются в определенных внешними обстоятельствами случаях и призваны обеспечить максимально рациональное использование бюджетных средств [6].
Государственные закупки обладают расширенным функционалом и отличаются своей многозначностью, так как направлены на обес-
печение государственных нужд в разного рода областях, в том числе военной, космической, и распространяют свое действие на государственных заказчиков всех уровней [5]. Структура и способы государственных закупок должны быть адаптированы под текущие потребности государства, так, чтобы при наименьших трудовых, временных, а также финансовых затратах максимально эффективно достигались поставленные цели и задачи.
Однако анализ действующей системы закупок для государственных нужд, проведенный Счетной палатой в 2019 году, показал, что наряду
с преимуществами применения системы государственных закупок существует ряд недостатков и множество проблем в функционировании системы государственных закупок, которые требуют незамедлительного решения, а сама система характеризуется следующим:
1) Преобладание неконкурентных закупок. Контракты, заключенные с единственным поставщиком, и несостоявшиеся закупки составляют большую часть общего объема в рамках Закона № 44-ФЗ; так, например, в 2019 году такие закупки составили 76 % общего объема закупок.
Данные в разрезе причин признания закупки несостоявшейся, по сведениям единой информационной системы, представленным Федеральным казначейством, приведены в таблице ниже.
Видно, что из представленной информации наиболее распространенной причиной признания закупок несостоявшимися является подача только одной заявки (62 %), из них в 99,7 % случаев такие единственные заявки были признаны соответствующими требованиям Федерального закона 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении.
2) Практически неизменный уровень конкуренции. Сфера закупок демонстрирует низкий уровень конкуренции, который на протяжении последних шести лет практически не изменился и составил около трех заявок на один лот.
3) Низкий уровень доверия субъектов рынка к системе государственных и корпоративных закупок.
Установлено ежегодное снижение количества поставщиков, то есть низкий уровень доверия участников закупок к системе государственных закупок.
4) Отсутствие общего порядка формирования начальных (максимальных) цен контрактов (НМЦК). Не определен общий порядок формирования НМЦК.
5) Отсутствие в некоторых сферах отраслевых порядков. Не во всех сферах определены отраслевые порядки (как, например, это определено в сфере обращения лекарственных препаратов, пассажирских перевозок, градостроительной деятельности).
6) Отсутствие информационных ресурсов. Отсутствуют информационные ресурсы, содержащие достоверные источники сопоставимых цен. Несмотря на проведенные работы по совершенствованию и развитию единой информационной системы (ЕИС), не полностью реализованы функции самой системы, включая внедрение структурированных электронных документов. В настоящее время ЕИС не может применяться как «прочный фундамент» в цифровизации закупок и действенный инструмент мониторинга национальных проектов.
При рассмотрении всех этих факторов, сдерживающих повышение эффективности функционирования системы государственных закупок, можно отметить наличие высоких рисков коррупционных действий и, как следствие, согласован-
Причины признания определения поставщика несостоявшимся в 2019 году
Наименование типа причины признания определения поставщика несостоявшимся Количество закупок НМЦК, млн руб.
В течение 10 минут после начала проведения электронного аукциона подано единственное предложение о цене контракта 126 803 420 996,2
Все заявки, которые поданы - отклонены 29 433 164 285,0
Не подано ни одного ценового предложения 14 361 51 163,6
По окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки 229 861 888 136.4
По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка. Такая:заявка признана не соответствующей требованиями 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении 2 100 289,0
По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка. Такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении 733 347 3 833 258,8
По результатам рассмотрения вторых частей заявок ни одной заявки не признано соответствующей данным требованиям 2 516 26 870,8
По результатам рассмотрения вюрых частей заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении 20 993 180 646,9
По результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении 48 231 272 853,1
Проблемы противодействия коррупции в системе закупок для государственных нужд
ных действий в ходе торгов участников закупок и государственных заказчиков [3].
Деятельность таких контрольных органов и органов аудита в сфере закупок, как Счетная палата, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное казначейство и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, характеризуется сохранением большого количества выявляемых нарушений в сфере государственных и корпоративных закупок. Так, в 2019 году выявлено 91 886 нарушений 44-ФЗ в сфере закупок для государственных нужд, что на 70 639 больше, чем с того момента, когда начал действовать Федеральный закон № 44-ФЗ [4] (см. рисунок).
«ги ччю "В*
и>|' пи Ю1* ант »1С
Динамика количества нарушений в сфере государственных закупок за период с 2014 по 2019 год, по данным Счетной палаты Российской Федерации1
Как видно из рисунка, за период действия федерального закона о контрактной системе, с 2014 по 2019 год, число выявленных нарушений закона в сфере закупок возросло в 4,32 раза [4]. По данным контролирующих органов, более половины нарушений происходит при планировании и исполнении контрактов и связано с коррупционными проявлениями. По словам председателя Счетной палаты А. Л. Кудрина, сегодня любая коммерческая структура, стремящаяся быть эффективной, выстраивает свою кадровую политику так, чтобы привлечь в руководящие или совещательные органы бывших высокопоставленных чиновников. В результате на успех компании влияют связи с чиновниками, которые принимают решения и распределяют государственные средства.
Именно поэтому в настоящее время исклю-
1 Счетная палата Российской Федерации (https:// ach.gov.ru; дата обращения 03.11.2020).
чительное внимание уделяется вопросам противодействия коррупции в системе закупок для государственных нужд [8].
На основании вышеизложенного видно, что система госзакупок отличается незначительными показателями по конкурентным преимуществам и эффективности. С момента вступления в силу закона о государственных закупках, уровень конкуренции и показатели экономии бюджетных средств при осуществлении закупок практически не меняются и остаются довольно низкими, что объясняется преобладанием значительной доли неконкурентных закупок [7]. При этом наблюдается значительный рост нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок. Наличие нерешенных вопросов и разногласий в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок также не благоприятствуют повышению эффективности при осуществлении государственных закупок.
С другой точки зрения, действующая система слишком регламентирована, что также не благоприятствует повышению ее притягательности для участников закупок. Действующая система закупок не в полной мере способствует обеспечению экономического роста государства. Повышение эффективности функционирования системы закупок сдерживают следующие факторы: сложность и нестабильность законодательства о закупках [2].
С учетом того, что сфера государственных закупок содержит огромные ресурсы и способна оказать значительное влияние на развитие государства и общества в целом, вопросы эффективности и улучшения функционирования сферы государственных закупок являются первостепенными на пути роста и развития национальной экономики.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что совершенствование законодательства в сфере государственных закупок могло бы существенно сократить коррупционную составляющую, повысить конкуренцию и придать мощный импульс развитию и укреплению экономики страны в целом [1]. Для этого необходимо продолжить разработку мер, которые должны быть направлены на предотвращение и пресечение откатов, выявление и предотвращение проявлений коррупции при осуществлении государственных закупок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алёшин, Н. П. Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд / Н. П. Алёшин // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 87-89.
2. Годунов, И. В. Противодействие коррупции: учебник / И. В. Годунов. — М.: Дашков и К, 2019. — 729 с.
3. Землин, А. И. Актуальные правовые аспекты противодействия коррупции при осуществлении закупок для государственных нужд / А. И. Землин // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 1 (33). — С. 238—244.
4. Лавров, В. П. Преступления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: вопросы выявления и расследования / В. П. Лавров, О. В. Лапин // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 2 (38). - С. 108-113.
5. Мельцова, Д. А. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных закупках / Д. А. Мель-цова // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (241). - С. 273-276.
6. Полушин, В. В. Система государственных закупок как механизм повышения эффективности использования бюджетных средств / В. В. Полушин // Молодой ученый. - 2019. - № 23 (261). - С. 284-290.
7. Рубцов, В. Н. Мониторинг государственных закупок как механизм противодействия коррупции / В. Н. Рубцов // Евразийская адвокатура. - 2017. - № 1. - С. 143-145.
8. Тенишев, А. П. Антимонопольное регулирование: проблемы законодательства, теории и практики: монография / А. П. Тенишев. - М.: Проспект, 2018. - 272 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Горбунова Наталья Михайловна - магистрантка факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Масленникова Елена Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
REFERENCES
1. Aleshin N. P. Sovershenstvovanie sistemy zakupok dlya gosudarstvennykh i municipalnykh nuzhd [Improving the procurement system for state and municipal needs]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2020, no. 4 (294), pp. 87-89. (In Russ.).
2. Godunov I. V. Protivodeistvie korruptsii [Combating corruption]. Moscow, Dashkov and K, 2019. 729 p. (In Russ.).
3. Zemlin A. I. Aktualnye pravovye aspekty protivodeistvia korruptsii pri osushhestvlenii zakupok dlya gosudarstvennykh nuzhd [Current legal aspects of combating corruption in public procurement]. Aktualnue problemy economiki i prava [Current problems of Economics and law], 2015, no. 1 (33), pp. 238-244. (In Russ.).
4. Lavrov V. P. Prestuplenia v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya osushhestvlenia gosudarstvennykh i municipalnykh nuzhd: voprosy vyiavlenia I rassledovania [Crimes in the sphere of procurement of goods, works, and services for state and municipal needs: issues of detection and investigation]. Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii [Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia], 2017, no. 2 (38), pp. 108-113. (In Russ.).
5. Meltsova D. A. Protivodeistvie korruptsii v gosudarstvennykh i municipalnykh zakupkah [Anti-corruption in state and municipal procurement]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2019, no. 3 (241), pp. 273-276. (In Russ.).
6. Polushin V.V. Sistema gosudarstvennykh zakupok kak mehanizm povyshenia effektivnosti ispolzovania biy-dzhetnyh sredctv [Public procurement system as a mechanism for improving the efficiency of budget funds use]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2019, no. 23 (261), pp. 284-290. (In Russ.).
7. Rubtsov V. N. Monitoring gosudarstvennykh zakupok kak mekhanizm protivodeistviya korruptsii [Monitoring of Public Procurement as a Mechanism for Anti-Corruption]. Evraziiskaya advokatura, 2017, no. 1, pp. 143-145. (In Russ.).
8. Tenishev A. P. Antimonopolnoe regulirovanie: problemy zakonodatelstva, teorii i praktiki [Antimonopoly regulation: problems of legislation, theory and practice]. Moscow, 2018. 272 p. (In Russ.).