МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
наличие высокоразвитой системы инженерных сетей и коммуникаций, обеспечивающей производственную инфраструктуру. Особая значимость инженерной инфраструктуры для объектов УХО обусловлена значительной удаленностью его от крупных населенных пунктов. Обеспеченность объекта энергетическими и транспортными магистралями позволяет организовать не только периодические, но и непрерывные производства, в том числе и крупнотоннажные;
организация высокопроизводительной системы переработки и обезвреживания различных видов отходов и химических выбросов, что превращает объекты в предприятия с возможностью организации производств по принципу замкнутого цикла;
наличие высококвалифицированного персонала, имеющего навыки безопасного обращения с высокотоксичными веществами в условиях, предъявляющих особые требования к профессиональным навыкам и степени адаптации к работе во вредных условиях труда;
наличие производственных зданий и сооружений промышленной зоны с размещенным в них современным технологическим и контролирующим оборудованием, стационарных и передвижных лабораторий, а также наличие уникальной инженерной инфраструктуры объектов.
Предложенные критерии представляют собой набор определенных количественных и качественных свойств, соотношение которых и будет определять экономическую устойчивость объектов по утилизации химического оружия как предприятий химической промышленности.
Список использованной литературы: 1.Олейник А.Б. Экономическая устойчивость предприятия в современных условиях : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05. - Волгоград, 2002. - 165с.
2. Анализ состояния инфраструктуры объекта, возможной к вовлечению в хозяйственный оборот. Определение потребности их использования в государственных нуждах, а также для обороны и безопасности. Подготовка сведений о прогнозном имущественном комплексе объекта, высвобождаемом и пригодном для выпуска востребованной продукции оборонного или гражданского назначения, включая отчет об оценке имущества, содержащий сведения о его рыночной стоимости: Отчёт о НИР (промежуточ.) / ФГУП «ГосНИИОХТ»; Руководитель М.В. Корольков. 2009. 185с.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005г. № 639 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 510 «Об утверждении ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - № 44, ст. 4563. - 2005. - 31 октября.
© Голубцов С.А., 2016
УДК 338.242.4:33
Гришин Евгений Викторович
аспирант, КубГАУ, г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Аннотация
Показана значимость малого аграрного хозяйствования для региональной экономики, необходимость государственного регулирования развития этих субъектов, так как они работают в условиях совершенной конкуренции, отсутствия рыночной власти, имеют большие ограничения по реализации своей продукции, кредитованию, другому ресурсному обеспечению
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Регулирование, развитие, малое хозяйствование, импортозамещение, проблемы, драйверы роста.
Субъекты МАФХ выступают приоритетным вектором развития региональной аграрной политики, однако, при доле регионального аграрного производственного сегмента в 35%, малые аграрные формы хозяйствования получают лишь 10,3% суммы всех источников государственной бюджетной поддержки [1,
7].
Предпринимаемые в последний период меры по стимулированию субъектов малых аграрных форм хозяйствования направлены на увеличение размеров землепользования, отмену нормативов числа животных, улучшение условий кредитования, облегчение стартовых условий хозяйствования, объединение усилий по организации каналов сбыта продукции, что стало возможным, во многом благодаря целевым федеральным и региональным программам развития малых аграрных форм хозяйствования [3; 6; 8]. Однако ситуация с кредитованием субъектов МАФХ улучшается слишком медленно из-за отсутствия достаточной залоговой базы пользоваться кредитами, в том числе по программам развития может использоваться лишь незначительная часть малых сельхозпроизводителей. Сохраняются бюрократические, ведомственные барьеры со стороны контролирующих органов. Имеет место торговая дискриминация на территориальных рынках, возникают большие трудности из-за новых требований обустройства рынков, плохо работают дотационные каналы сбыта произведенной продукции и другое [2; 4; 9].
Ресурсная, материально-техническая база сохраняется слабой, основные средства производства ветшают, многие субъекты малого хозяйствования по причине низкой платежеспособности не могут позволить себе покупку отечественной и зарубежной техники, оборудования; приобретение средств механизации по лизингу весьма ограничены, отмечаются существенные слабости в логистике хозяйствования и другие трудности развития малых аграрных форм хозяйствования. Субъекты малых форм хозяйствования не имеют рыночной власти на рынках совершенной конкуренции по ресурсам и сбыту продукции.
Наши исследования выявили, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита от факторов внешней среды. С повышением числа участников малого хозяйствования, созданием новых рабочих мест снижается местная социальная напряженность. Субъекты МАФХ работают в сегменте совершенной конкуренции в условиях отсутствия рыночной власти с ограниченным доступом к мелкооптовым и розничным рынкам [5, 11].
Малые субъекты сохраняют территории малонаселенных приграничных районов. Характеризуются большим многообразием организационных и правовых форм, малыми показателями размеров хозяйствования по числу работников, по активам, объемам производства и реализации, доходам, относительно низкими расходами на труд, создание новых рабочих мест. Имеют низкие постоянные издержки, самостоятельно преодолевают трудности начала, имеют ограниченный доступ к финансовым и другим ресурсам.
Неразвитость производственной инфраструктуры МАФХ препятствует повышению технологического уровня. Все они работают при высокой вероятности необоснованного внешнего вмешательства, что снижает эффективность производства, рыночную конкурентоспособность. Имеют высокую зависимость от местных условий производства, емкости территориальных рынков [10].
Распространенное отсутствие залога формирует высокую стоимость процесса кредитования, перманентную вероятность банкротства. Низкий уровень кооперирования участников МАФХ существенно ограничивает число каналов реализации продукции, повышает волатильность цен реализации. Малые объемы производства формируют неформальную систему управления, высокую взаимозаменяемость функций исполнения, совмещение статусов собственника и менеджера.
К факторам, формирующим преимущества малых аграрных форм хозяйствования Краснодарского края следует отнести географию региона, имидж самого благодатного края страны, большую емкость территориальных рынков, развитую дорожную, морскую, авиационную инфраструктуру, гибкие масштабы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
производства, избыток местных трудовых ресурсов, большой биоклиматический потенциал региона, наличие пресноводных и других природных ресурсов, трудовых ресурсов, квалификация, низкая стоимость местных ресурсов, резервы материальной мотивации, регулирующие, протекционистские возможности региональных и местных бюджетов, налоговые преференции, возможности кооперирования, трансформирования в более эффективные формы хозяйствования, использования инновационного потенциала, преимуществ политики импортозамещения.
Слабостями субъектов малых аграрных форм хозяйствования можно считать трудности начала хозяйствования, слабую защищенность от ведомственного произвола контролирующих органов, низкую производительность труда, высокие затраты труда, слабую залоговую базу, проблемную доступность к источникам кредитования, трудности системы сбыта, маркетинга произведенной продукции, ресурсного обеспечения, особенно материально-технического снабжения, низкий уровень банковского, производственного, обслуживающего, информационно-консультационного сервиса, низкий уровень информирования по текущей конъюнктуре рынка, консультационных услуг по вопросам маркетинга, учета, права, нехватка на местах логистических мощностей хранения, переработки, проблемы энергообеспечения, энерговооруженности, повышения квалификации работников, проблемный доступ на местные рынки, нехватка мест реализации, слабое лоббирование экономических интересов участников МАФХ, технологические и бытовые трудности, трудности с подменой рабочей силы, удаленность школ, другие проблемы участников малого хозяйствования.
Внешними драйверами роста эффективности малого аграрного производства можно считать возможности совершенствования политики государственной поддержки процесса кредитования, снижения, субсидирования процентных ставок, инвестиционного и инновационного регулирования, создания рабочих мест, новых мощностей логистики хранения, переработки, транспортировки, новых торговых точек, мест на кооперативных рынках, сервисного обслуживания, участия в процессе инвестиционного обновления производственных фондов, повышения мотивации, уровня инфраструктурного обеспечения сельских поселений и другое.
К внешним факторам, формирующим угрозы субъектам малых аграрных форм хозяйствования следует отнести давление импорта на местные территориальные и региональные рынки, большую волатильность рыночной конъюнктуры, рыночных цен, фактор повышения конкуренции со стороны внешних участников рынка, других стран, проблемы доступа к кредитам, низкий уровень развития материальной, технической и технологической базы субъектов малого аграрного хозяйствования, трудности приобретения семян, животных высокой репродукции, эффективных технических средств, технологического оборудования, средств по защите растений, минеральных и органических удобрений, импортный демпинг низкокачественной зарубежной продукции, высокие процентные ставки, труднодоступные банковские кредиты, снижающие конкурентоспособность, ухудшающие финансовое состояние малого хозяйствования, ведущие к банкротству его участников.
Список использованной литературы:
1. Гришин Е.В. Региональные факторы развития малых сельскохозяйственных организаций / Е.В. Гришин, Р.Н. Лисовская // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. № 118. С. 548-562.
2. Гончарова Н.В. Возможности частного сектора в обеспечении России продовольствием / Н.В. Гончарова, А.В. Толмачев // Аграрная наука. 2000. № 8. С. 7-8.
3. Иванова И.Г. Теория менеджмента / И.Г. Иванова, Е.М. Кобозева // ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный аграрный университет". Краснодар, 2015.
4. Лисовская Р.Н. Развитие региональной аграрной экономики и роль малого хозяйствования / Р.Н. Лисовская, И.А. Папахчян // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2015. № 111.С. 776-792.
5. Лисовская Р.Н. К анализу развития крестьянско-фермерских и личных хозяйств населения / Р.Н. Лисовская, И.Г. Иванова // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. № 118. С. 534-547.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
6. Лисовская Р.Н. Социально-экономические особенности развития малого хозяйствования / Р.Н. Лисовская, А.В. Толмачев // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. № 117. С. 631-644.
7. Лисовская Р.Н. Управление развитием малых форм АПК / Лисовская Р.Н., К.Н. Шамров, Е.В. Гришин. В сборнике: Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4-х томах. 2015. С. 16-22.
8. Папахчян И.А. Особенности развития и государственного регулирования малого сельского хозяйствования / И.А. Папахчян, Р.Н.Лисовская // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. № 115. С. 480-497.
9. Толмачев А.В. Импортозамещение как переход к экспортному ориентированию АПК / А.В. Толмачев, Р.Н. Лисовская // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2015. № 111. С. 615633.
10.Тубалец А.А. Экономические проблемы развития и государственного регулирования малых форм хозяйствования АПК / А.А. Тубалец, Р.Н.Лисовская // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2012. № 84. С. 737-750.
11.Shamrov K.N. Problems of the developing agricultural economy / K.N. Shamrov, A.V. Tolmachev, I.A. Papakhchyan // В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С. 261-263.
© Гришин Е.В., 2016
УДК 658.27
Дзюбанчук А. А.
Магистрант 1 курса ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» Г. Керчь, Российская Федерация
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Основные фонды составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. В их составе отражаются различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия.
Ключевые слова
Предприятие, основные фонды, экономическая безопасность, прибыль, рентабельность.
Основные фонды предприятия представляют собой материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям по мере износа, возмещаются только после проведения нескольких производственных циклов.
В зависимости от характера участия основных фондов в процессах хозяйственной деятельности они подразделяются на: производственные, непроизводственные, жилье. Главным критерием группировки