Научная статья на тему 'Роль госрегулирования в развитии агропроизводства'

Роль госрегулирования в развитии агропроизводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МАЛОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / КООПЕРИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / СОБСТВЕННОСТЬ / AGRICULTURAL PRODUCTION / SMALL FARMING / COOPERATION / LENDING / FEATURES / DEVELOPMENT PROGRAM / PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папахчян Инна Арамовна

Отечественный и зарубежный опыт функционирования сегмента «малой» сельской экономики показывает, что его возможности используются все еще не полностью из-за трудностей и рисков развития. Основной причиной замедления динамики современного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ), по мнению авторов, является труднодоступность кредитного рынка, что существенно снижает эффективность инвестирования в этот довольно рискованный производственной сектор экономики. Кроме того, наиболее «узким местом» по-прежнему остается блок реализации продукции субъектов малого хозяйствования. Исследование выявило, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита от неблагоприятных факторов внешней среды. Авторы предлагают корректировать долгосрочную краевую программу развития, свою методику определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования с возможностями дифференцированного учета потребителей по доходам, резидентности, потреблению домашних и других животных. Они считают, что проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования сегодня во многом способны решить многоуровневые сельскохозяйственные кредитные и сбытовые кооперативы. Авторы считают, что государству следует самому создавать наиболее востребованные участниками МАФХ производственные активы, а затем передать их в оперативное управление кооперативам, с последующей трансформацией их в долевую собственность малых участников кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Папахчян Инна Арамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of regulation in development of agricultural production

Domestic and foreign experience of operation of the segment of "small" rural economy shows that its capabilities are still being used not completely out of the difficulties and risks of development. The main reason for the slow dynamics of the modern development of subjects of small farming (SAF), according to the authors, is the inaccessibility of the credit market in this sphere, that significantly reduces the efficiency of the investments in this risky industrial sector. In addition, the most narrow «neck bottle» is remaining a unit of realization of products of small businesses. The study revealed that the most distinctive features of small agricultural forms are: high autonomy, independence, and self-protection from adverse environmental factors. The authors propose to adjust the long-term regional development program, and suggest the method of determining the capacity of the market for products of small agricultural farms with possibilities of a differentiated accounting of consumers by their income, residency, and consumption of domestic and other animals. They believe that the problem of affordability of lending and perfecting of system of marketing of small agricultural farming today is largely able to solve with the multi-level agricultural credit and sales-living cooperatives. The authors believe that the government should create a high-in-demand SAF productive assets and then transfer them to the operational management of cooperatives, with subsequent transformation of them into equity of the small participants of cooperatives.

Текст научной работы на тему «Роль госрегулирования в развитии агропроизводства»

Выходные сведения статьи:

Папахчян И.А. Роль госрегулирования в развитии агропроизводства // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 4(16). URL: https://regrazvitie.ru/rol-gosregulirovaniya-v-razvitii-agroproizvodstva/_

УДК 338.242.4:33

Роль госрегулирования в развитии агропроизводства © 2016 Папахчян Инна Арамовна1

старший преподаватель

Кубанский государственный аграрный университет

E-mail: [email protected]

Отечественный и зарубежный опыт функционирования сегмента «малой» сельской экономики показывает, что его возможности используются все еще не полностью из-за трудностей и рисков развития. Основной причиной замедления динамики современного развития субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ), по мнению авторов, является трудно-доступность кредитного рынка, что существенно снижает эффективность инвестирования в этот довольно рискованный производственной сектор экономики. Кроме того, наиболее «узким местом» по-прежнему остается блок реализации продукции субъектов малого хозяйствования. Исследование выявило, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита от неблагоприятных факторов внешней среды. Авторы предлагают корректировать долгосрочную краевую программу развития, свою методику определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования с возможностями дифференцированного учета потребителей по доходам, резидентности, потреблению домашних и других животных. Они считают, что проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования сегодня во многом способны решить многоуровневые сельскохозяйственные кредитные и сбытовые кооперативы. Авторы считают, что государству следует самому создавать наиболее востребованные участниками МАФХ производственные активы, а затем передать их в оперативное управление кооперативам, с последующей трансформацией их в долевую собственность малых участников кооперации.

Ключевые слова: аграрное производство, малое хозяйствование, кооперирование, кредитование, особенности, программа развития, собственность

The role of regulation in development of agricultural production © 2016 Papahchyan Inna Aramovna senior lecturer Kuban State Agrarian University E-mail: [email protected]

1 Папахчян Инна Арамовна - старший преподаватель ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина» (350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, 13).

Papahchyan Inna Aramovna - senior lecturer Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin» (350044, Russia, Krasnodar, Kalinina St., 13).

Domestic and foreign experience of operation of the segment of "small" rural economy shows that its capabilities are still being used not completely out of the difficulties and risks of development. The main reason for the slow dynamics of the modern development of subjects of small farming (SAF), according to the authors, is the inaccessibility of the credit market in this sphere, that significantly reduces the efficiency of the investments in this risky industrial sector. In addition, the most narrow «neck bottle» is remaining a unit of realization of products of small businesses. The study revealed that the most distinctive features of small agricultural forms are: high autonomy, independence, and self-protection from adverse environmental factors. The authors propose to adjust the long-term regional development program, and suggest the method of determining the capacity of the market for products of small agricultural farms with possibilities of a differentiated accounting of consumers by their income, residency, and consumption of domestic and other animals. They believe that the problem of affordability of lending and perfecting of system of marketing of small agricultural farming today is largely able to solve with the multi-level agricultural credit and sales-living cooperatives. The authors believe that the government should create a high-in-demand SAF productive assets and then transfer them to the operational management of cooperatives, with subsequent transformation of them into equity of the small participants of cooperatives.

Keywords: agricultural production, small farming, cooperation, lending, features, development program , property

Трансформационные рыночные преобразования в экономике России оказывают существенное влияние на развитие аграрного производства. Как показывает опыт других регионов России и развитых стран мира, возможности роста «малого» сегмента сельской экономики используются все еще не полностью по причине возникающих трудностей и рисков развития. Основной причиной замедления динамики современного развития малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ), по нашему мнению, является снижение уверенности участников в успешности, защищенности своего дела, труднодоступность кредитного рынка при сегодняшней высокой инфляции и ключевой ставке ЦБ в 10,5%, что существенно снижает эффективность инвестирования в этот довольно рискованный производственной сектор экономики. Кроме того, самым «узким местом» по-прежнему остается блок реализации продукции субъектов малого хозяйствования [1; 3; 5; 8; 13].

Сегодня АПК признано государством ключевой точкой роста национальной экономики. В то же время устойчивое развитие АПК во многом зависит от уровня эффективности работы субъектов малых форм хозяйствования. В этой связи поддержка малых аграрных форм хозяйствования должна оставаться приоритетным направлением работы органов управления сельским хозяйством. Государство является основным инвестором развития АПК [2; 7; 9; 14].

Несмотря на рост поддержки, расходы государства на функционирование малых аграрных форм хозяйствования в этом секторе сохраняются малопроизводительные технологии, низкие уровни переделов продукции и доходы работников, слабая ресурсообеспеченность, трудности кредитования, основной проблемой остается сбыт продукции. Сегодня в малом производстве главное не произвести - труднее всего реализовать произведенную продукцию. Все это говорит о достаточно низкой эффективности экономического механизма, государственных и рыночных инструментов развития и регулирования малых аграрных форм хозяйствования; они довольно слабо реализуют потенциал МАФХ [4; 11; 12].

В сложившихся условиях существует высокая потребность в уточнении отдельных теоретико-методологических положений, аспектов идентификации субъектов малых аграрных форм хозяйствования, в совершенствовании и повышении эффективности экономического механизма регулирования развития малых аграрных форм хозяйствования, в качестве основ-

ного инструмента обеспечения инвестиционного развития МАФХ, процесса импортозаме-щения и экспортоориентирования.

Проведенные результаты нашего исследования позволяют сформулировать следующие выводы и практические рекомендации.

Малые формы хозяйствования играют значительную роль в импортозамещении продовольствия, которое представляет собой экономическую политику государства в агропромышленных отраслях, направленную на поддержку и защиту отечественного производителя посредством замещения импортируемого сельскохозяйственного сырья и готовых продовольственных товаров национальной продукцией. Субъекты МАФХ вносят значительный вклад в повышение эффективности региональной экономики, за 15-летний период рост объемов отраслевого производства сельскохозяйственной продукции составил более 40%, за 9 месяцев 2015 года производство зерна увеличилось на 8,5%, мяса - на 5%, молока - на 2%, яиц - на 9%. Сегодня на долю малых аграрных форм хозяйствования приходится 29% регионального производства зерна и мяса, 36% молока, 47% яиц, 10% сахарной свеклы, 30% подсолнечника, 95% картофеля, 70% овощей, 29% винограда, что вносит существенный вклад в процесс импортозамещения.

В настоящее время малые аграрные формы хозяйствования оказывают большое положительное влияние на факторы устойчивости хозяйствования, динамику развития сельской экономики, повышают конкурентоспособность отрасли за счет увеличения сегмента продаж, совершенствования рыночной сбытовой инфраструктуры. Сегодня субъекты МАФХ выступают приоритетным вектором развития региональной аграрной политики, однако, при доле регионального аграрного производственного сегмента в 35%, малые аграрные формы хозяйствования получают лишь 10,3% суммы всех источников государственной бюджетной поддержки.

Предпринимаемые в последний период меры по стимулированию субъектов малых аграрных форм хозяйствования направлены на увеличение размеров землепользования, отмену нормативов числа животных, улучшение условий кредитования, облегчение стартовых условий хозяйствования, объединение усилий по организации каналов сбыта продукции, что стало возможным, во многом благодаря целевым федеральным и региональным программам развития малых аграрных форм хозяйствования. Однако ситуация с кредитованием субъектов МАФХ улучшается слишком медленно из-за отсутствия достаточной залоговой базы пользоваться кредитами, в том числе по программам развития может использоваться лишь незначительная часть малых сельхозпроизводителей. Сохраняются бюрократические, ведомственные барьеры со стороны контролирующих органов. Имеет место торговая дискриминация на территориальных рынках, возникают большие трудности из-за новых требований обустройства рынков, плохо работают дотационные каналы сбыта произведенной продукции и другое.

Ресурсная, материально-техническая база сохраняется слабой, основные средства производства ветшают, многие субъекты малого хозяйствования по причине низкой платежеспособности не могут позволить себе покупку отечественной и зарубежной техники, оборудования; приобретение средств механизации по лизингу весьма ограничены, отмечаются существенные слабости в логистике хозяйствования и другие трудности развития малых аграрных форм хозяйствования. Субъекты малых форм хозяйствования не имеют рыночной власти на рынках совершенной конкуренции по ресурсам и сбыту продукции.

Наши исследования выявили, что наиболее характерными особенностями малых аграрных форм хозяйствования являются высокая автономность, самостоятельность, самозащита

от факторов внешней среды. С повышением числа участников малого хозяйствования, созданием новых рабочих мест снижается местная социальная напряженность [6]. Субъекты МАФХ работают в сегменте совершенной конкуренции в условиях отсутствия рыночной власти с ограниченным доступом к мелкооптовым и розничным рынкам.

Малые субъекты сохраняют территории малонаселенных приграничных районов. Характеризуются большим многообразием организационных и правовых форм, малыми показателями размеров хозяйствования по числу работников, по активам, объемам производства и реализации, доходам, относительно низкими расходами на труд, создание новых рабочих мест. Имеют низкие постоянные издержки, самостоятельно преодолевают трудности начала, имеют ограниченный доступ к финансовым и другим ресурсам.

Неразвитость производственной инфраструктуры МАФХ препятствует повышению технологического уровня. Все они работают при высокой вероятности необоснованного внешнего вмешательства, что снижает эффективность производства, рыночную конкурентоспособность. Имеют высокую зависимость от местных условий производства, емкости территориальных рынков.

Распространенное отсутствие залога формирует высокую стоимость процесса кредитования, перманентную вероятность банкротства. Низкий уровень кооперирования участников МАФХ существенно ограничивает число каналов реализации продукции, повышает вола-тильность цен реализации. Малые объемы производства формируют неформальную систему управления, высокую взаимозаменяемость функций исполнения, совмещение статусов собственника и менеджера.

К факторам, формирующим преимущества малых аграрных форм хозяйствования Краснодарского края следует отнести географию региона, имидж самого благодатного края страны, большую емкость территориальных рынков, развитую дорожную, морскую, авиационную инфраструктуру, гибкие масштабы производства, избыток местных трудовых ресурсов, большой биоклиматический потенциал региона, наличие пресноводных и других природных ресурсов, трудовых ресурсов, квалификация, низкая стоимость местных ресурсов, резервы материальной мотивации, регулирующие, протекционистские возможности региональных и местных бюджетов, налоговые преференции, возможности кооперирования, трансформирования в более эффективные формы хозяйствования, использования инновационного потенциала, преимуществ политики импортозамещения.

Слабостями субъектов малых аграрных форм хозяйствования можно считать трудности начала хозяйствования, слабую защищенность от ведомственного произвола контролирующих органов, низкую производительность труда, высокие затраты труда, слабую залоговую базу, проблемную доступность к источникам кредитования, трудности системы сбыта, маркетинга произведенной продукции, ресурсного обеспечения, особенно материально-технического снабжения, низкий уровень банковского, производственного, обслуживающего, информационно-консультационного сервиса, низкий уровень информирования по текущей конъюнктуре рынка, консультационных услуг по вопросам маркетинга, учета, права, нехватка на местах логистических мощностей хранения, переработки, проблемы энергообеспечения, энерговооруженности, повышения квалификации работников, проблемный доступ на местные рынки, нехватка мест реализации, слабое лоббирование экономических интересов участников МАФХ, технологические и бытовые трудности, трудности с подменой рабочей силы, удаленность школ, другие проблемы участников малого хозяйствования.

Внешними драйверами роста эффективности малого аграрного производства можно считать возможности совершенствования политики государственной поддержки процесса кредитования, снижения, субсидирования процентных ставок, инвестиционного и инноваци-

онного регулирования, создания рабочих мест, новых мощностей логистики хранения, переработки, транспортировки, новых торговых точек, мест на кооперативных рынках, сервисного обслуживания, участия в процессе инвестиционного обновления производственных фондов, повышения мотивации, уровня инфраструктурного обеспечения сельских поселений и другое.

К внешним факторам, формирующим угрозы субъектам малых аграрных форм хозяйствования следует отнести давление импорта на местные территориальные и региональные рынки, большую волатильность рыночной конъюнктуры, рыночных цен, фактор повышения конкуренции со стороны внешних участников рынка, других стран, проблемы доступа к кредитам, низкий уровень развития материальной, технической и технологической базы субъектов малого аграрного хозяйствования, трудности приобретения семян, животных высокой репродукции, эффективных технических средств, технологического оборудования, средств по защите растений, минеральных и органических удобрений, импортный демпинг низкокачественной зарубежной продукции, высокие процентные ставки, труднодоступные банковские кредиты, снижающие конкурентоспособность, ухудшающие финансовое состояние малого хозяйствования, ведущие к банкротству его участников.

Нами разработаны предложения по корректированию краевой целевой подпрограммы (КЦП) «Развитие малых форм хозяйствования в АПК Краснодарского края» на 2016-2020 гг. с определением сроков реализации и объемов финансирования, по блокам организации конкурентного производства, поддержки семейных животноводческих ферм, системы сельхоз-кооперации и сбыта товарной продукции с использованием программно-целевого метода, с мерами организационного и финансового сопровождения, которая позволяет реализовать системную государственную поддержку процессу функционирования и развития МАФХ в сельском хозяйстве на региональном уровне. Рекомендуемые корректировки ДРЦП рассчитаны на пятилетний период, ход их выполнения согласуется с плановым формированием и исполнением бюджета Краснодарского края и финансируется за счет его средств.

Реализация программы позволяет повысить рыночную власть малых аграрных форм хозяйствования в сельском хозяйстве, укрепит их материально-техническую базу [10; 12], повысит эффективность работы МАФХ в производстве продукции, создаст новые рабочие места, увеличит занятость трудоспособного населения, доходы сельского населения, налоговые поступления в бюджеты местных, региональных и федеральных уровней от реализации сельскохозяйственной продукции малых формах хозяйствования, улучшит обеспечение регионального рынка собственным продовольствием, поможет решить проблему импортоза-мещения.

Предложена методика определения емкости рынка по продукции малых аграрных форм хозяйствования с возможностями дифференцированного учета потребителей по доходам, резидентности, потреблению домашних и других животных. Данные особенности можно учитывать инструментами панельных обследований, статистикой бюджетирования домашних хозяйств. Маркетинговые исследования с расчетом возможных объемов реализации продовольственных товаров дают возможность моделировать производство продукции субъектами малых аграрных форм хозяйствования с ориентированием на возможности поглощения ее рынком, более точно прогнозировать объемы, которые найдут покупателя.

Проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования сегодня во многом способны решить многоуровневые сельскохозяйственные кредитные и сбытовые кооперативы. В настоящее время они являются важным звеном в совершенствовании функционирования малых аграрных форм хозяйство-

вания, системы их кредитования и товародвижения. Практика показывает, что многие малые аграрные производства сами не в состоянии получать доступ к инвестиционному кредитованию, не способны организовать эффективную реализацию своей продукции, самостоятельный сбыт часто значительно снижает их выручку. Как показывает передовая практика, процесс организации кредитования, реализации произведенной продукции следует строить, объединяя усилия, создавая совместные кредитные, снабженческие, перерабатывающие, сбытовые, сервисные и другие кооперативы.

Практическое построение вертикального производственного и сбытового кооперирования малых аграрных форм хозяйствования с участием государства лучше осуществлять пошагово. Сначала государству следует создать остро востребованные участниками МАФХ производственные активы, затем передать эти активы в оперативное управление кооперативам, с последующей их трансформацией в долевую собственность членов кооперации. Государству можно не только строить новые будущие кооперативные объекты, но и практиковать выкуп своими финансовыми возможностями бездействующих, обанкротившихся перерабатывающих, логистических и других необходимых для МАФХ предприятий аграрного сектора с последующей передачей пакетов своих акций потребительским кооперативам малых форм хозяйствования за часть их стоимости, а в ряде случаев и бесплатно. Такой опыт показывает положительные результаты во многих быстро развивающихся странах мира.

На этом пути государству следует принять на себя значительную часть, а возможно, и все инвестиционные расходы по проектированию и строительству перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры, взять на себя основную часть расходов по формированию гарантийных залоговых фондов кооперативов по первому и второму, а в перспективе и по третьему уровню. На следующем, втором этапе, по мере роста финансовых возможностей участников кооперирования малых аграрных форм хозяйствования государству следует использовать механизм льготной приватизации новых активов в пользу кооперативов МАФХ. Третий этап трансформации государственной собственности призван обеспечивать полный переход активов в долевую собственность участников кооперирования.

По нашему мнению, региональным субъектам РФ следует учреждать и другие некоммерческие организации поддержки субъектов МАФХ и их кооперативов. В целях реализации стратегии развития малого хозяйствования необходимо обеспечить взаимодействия кооперативов МАФХ со средним и крупным аграрным бизнесом через эффективное функционирование Министерства СХ и ПП, Комитета по сельскому хозяйству и агропромышленных рынков при Торгово-промышленной палате и других учреждений и ведомств Краснодарского края.

Список литературы:

1. Артемова Е.И. Агропродовольственный рынок региона: теория и практика / Е.И. Ар-темова, Г.Н. Барсукова, П.Ф. Парамонов и др. - Краснодар: КубГАУ, 2016.

2. Бабалыков А.М. Наследие созидателей аграрной науки / А.М. Бабалыков и др. Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2015. № 105. - С. 316-325.

3. Гончарова Н.В. Возможности частного сектора в обеспечении России продовольствием / Н.В. Гончарова и др. Аграрная наука. 2000. № 8. С. 7-8.

4. Гришин Е.В. Повышение конкурентных возможностей субъектов малых аграрных форм хозяйствования / Е.В. Гришин, ЛисовскаяР.Н. и др. / Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. № 119. - С. 159-173.

5. Иванова И.Г. Теория менеджмента / И.Г. Иванова, Е.М. Кобозева и др. ФГБОУ «Кубанский государственный аграрный университет». Краснодар, 2015.

6. Иванова И.Г. К вопросу подготовки менеджеров производства / И.Г. Иванова и др. // В сборнике: Качество современных образовательных услуг -основа конкурентоспособности. 2016. С. 472-474.

7. Лисовская Р.Н. Региональные факторы развития малых сельскохозяйственных организаций / Р.Н. Лисовская, Е.В. Гришин и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. № 118. - С. 548-562.

8. Лисовская Р.Н. Проблемы развития аграрного региона / Р.Н. Лисовская, И.Г. Папахчян, И.Г. Иванова // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 12. С. 22-28.

9. Папахчян И.А. Экономическое положение регионального аграрного сектора и малого хозяйствования / И.А. Папахчян, Р.Н. Лисовская, К.Н. Шамров // Региональное развитие. 2015. № 6 (10). С. 1.

10. Толмачев А.В. Межхозяйственное кооперирование техники. Тракторы и сельхозмашины. 1997. - № 11. - С. 17-18.

11. Толмачев А.В. Особенности развития и государственного регулирования малого сельского хозяйствования / А.В. Толмачев, Лисовская Р.Н. и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2016. № 115. - С. 480-497.

12. Тубалец А.А. Трансформационное развитие малого бизнеса и малых сельских форм хозяйствования / А.А. Тубалец, Р.Н. Лисовская и др. // В книге: Социально-экономические и правовые основы развития экономики. Коллективная монография. Уфа, 2015. С. 152-166.

13. Шамров К.Н.Управление развитием малых форм АПК / К.Н. Шамров, Р.Н. Лисовская, Е.В. Гришин // В сборнике: Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства. Материалы научно-практической конференции: в 4 томах. 2015. С. 16-22.

14. Papakhchyan I. A. Problems of the developing agricultural economy / I. A. Papakhchyan, K.N. Shamrov // В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения Материалы VII международной научно-практической конференции. North Charleston, SC, USA, 2015. С. 261263.

References:

1. Artemova E.I. Agroprodovol'stvennyj rynok regiona: teorija i praktika / E.I. Artemova, G.N. Barsukova, P.F. Paramonov i dr. - Krasnodar: KubGAU, 2016.

2. Babalykov A.M. Nasledie sozidatelej agrarnoj nauki / A.M. Babalykov i dr. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal KubGAU. 2015. № 105. - S. 316-325.

3. Goncharova N.V. Vozmozhnosti chastnogo sektora v obespechenii Rossii prodovol'stviem / N.V. Goncharova i dr. Agrarnaja nauka. 2000. № 8. S. 7-8.

4. Grishin E.V. Povyshenie konkurentnyh vozmozhnostej sub#ektov malyh agrarnyh form hozjajstvovanija / E.V. Grishin, LisovskajaR.N. i dr. / Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal KubGAU. 2016. № 119. - S. 159-173.

5. Ivanova I.G. Teorija menedzhmenta / I.G. Ivanova, E.M. Kobozeva i dr. FGBOU «Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet». Krasnodar, 2015.

6. Ivanova I.G. K voprosu podgotovki menedzherov proizvodstva / I.G. Ivanova i dr. // V sbornike: Kachestvo sovremennyh obrazovatel'nyh uslug -osnova konkurentosposobnosti. 2016. S. 472-474.

7. Lisovskaja R.N. Regional'nye faktory razvitija malyh sel'skohozjajstvennyh organizacij / R.N. Lisovskaja, E.V. Grishin i dr. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal KubGAU. 2016. № 118. - S. 548-562.

8. Lisovskaja R.N. Problemy razvitija agrarnogo regiona / R.N. Lisovskaja, I.G. Papahchjan, I.G. Ivanova // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2015. № 12. S. 2228.

9. Papahchjan I.A. Jekonomicheskoe polozhenie regional'nogo agrarnogo sektora i malogo hozjajstvovanija / I.A. Papahchjan, R.N. Lisovskaja, K.N. Shamrov // Regional'noe razvitie. 2015. № 6 (10). S. 1.

10. Tolmachev A.V. Mezhhozjajstvennoe kooperirovanie tehniki. Traktory i sel'hozmashiny. 1997. - № 11. - S. 17-18.

11. Tolmachev A.V. Osobennosti razvitija i gosudarstvennogo regulirovanija malogo sel'skogo hozjajstvovanija / A.V. Tolmachev, Lisovskaja R.N. i dr. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal KubGAU. 2016. № 115. - S. 480-497.

12. Tubalec A.A. Transformacionnoe razvitie malogo biznesa i malyh sel'skih form hozjajstvovanija / A.A. Tubalec, R.N. Lisovskaja i dr. // V knige: Social'no-jekonomicheskie i pravovye osnovy razvitija jekonomiki. Kollektivnaja monografija. Ufa, 2015. S. 152-166.

13. Shamrov K.N.Upravlenie razvitiem malyh form APK / K.N. Shamrov, R.N. Lisovskaja, E.V. Grishin // V sbornike: Problemy razvitija sovremennoj jekonomiki v uslovijah global'nyh vyzovov i transformacii jekonomicheskogo prostranstva. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4 tomah. 2015. S. 16-22.

14. Papakhchyan I. A. Problems of the developing agricultural economy / I. A. Papakhchyan, K.N. Shamrov // V sbornike: Akademicheskaja nauka - problemy i dostizhenija Materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. North Charleston, SC, USA, 2015. S. 261263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.