Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ'

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / социальный интеллект / межличностный интеллект / эмоции / общение / коммуникативный потенциал.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — К. Б. Каланходжаева

На сегодняшний день проблема эмоционального интеллекта приобретает все большую актуальность. Попытки встроить эмоциональный интеллект в концептуальное поле интеллекта привели к тому, что в настоящее время это понятие анализируется с различных точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — К. Б. Каланходжаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ»

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО СВЯЗИ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ

К. Б. Каланходжаева

Докторант НУУз

АННОТАЦИЯ

На сегодняшний день проблема эмоционального интеллекта приобретает все большую актуальность. Попытки встроить эмоциональный интеллект в концептуальное поле интеллекта привели к тому, что в настоящее время это понятие анализируется с различных точек зрения.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социальный интеллект, межличностный интеллект, эмоции, общение, коммуникативный потенциал.

ANNOTATSIYA

Bugungi kunda emotsional intellekt muammosi tobora dolzarb bo'lib bormoqda. Emotsional intellektni intellektning konseptual sohasiga integratsiyalashga urinishlar hozirgi vaqtda ushbu konsepsiyani turli nuqtai nazardan tahlil qilishiga olib keldi.

Kalit so'zlar: emotsional intellekt, ijtimoiy intellekt, shaxslararo intellekt, hissiyotlar, muloqot, kommunikativ salohiyat.

ABSTRACT

Today, the problem of emotional intelligence is becoming increasingly relevant. Attempts to integrate emotional intelligence into the conceptual field of intelligence have led to the fact that this concept is currently analyzed from various points of view.

Keywords: emotional intelligence, social intelligence, interpersonal intelligence, emotions, communication, communicative potential.

Проблема эмоционального интеллекта имеет теоретическую и практическую значимость, которая определяется в важности умения понимать, распознавать и контролировать свои эмоции и эмоции окружающих людей, так как они играют важную роль в построении межличностных взаимоотношений и коммуникаций.

Термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 г., когда Дж. Д. Мэйер и Р. Сэловей впервые определили его в качестве компонента

206

социального интеллекта (СИ). Он включает в себя способность понимать собственные чувства и чувства других людей, распознавать их и управлять ими, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении и деятельности. ЭИ рассматривается как врожденные возможности, приобретенные компоненты способностей, когнитивные компетенции в области эмоций.

Попытки встроить ЭИ в концептуальное поле интеллекта привели к тому, что в настоящее время это понятие анализируется с различных точек зрения, а именно: как подструктура СИ в рамках теории множественного интеллекта; более широкое понятие, включающее в себя СИ; феномен, тождественный СИ; феномен, который частично пересекается с СИ; феномен, независимый от СИ, но включенный вместе с ним в общее концептуальное поле личностного интеллекта; часть межличностного интеллекта; подструктура кристаллического интеллекта; некая латентная переменная.

В соответствии с первой точкой зрения на место ЭИ в структуре личности это понятие рассматривается как компонент социального интеллекта. В структуре последнего ЭИ включает в себя способность наблюдать за собственными эмоциями и эмоциями других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями [1].

Согласно второму взгляду ЭИ, напротив, трактуется как более широкое понятие, а социальный интеллект - как один из его аспектов. Эта позиция базируется на представлениях о том, что способности к социальному взаимодействию основываются на предваряющем развитии отдельных структурных компонентов ЭИ.

Сторонники третьего подхода в определенной мере отождествляют эмоциональный и социальный интеллект. Это связано с выделением в структуре ЭИ ряда способностей социально-коммуникативной направленности, таких как социальные навыки, осознание социальных взаимодействий, способность к перцептивно-интерпретативному распознаванию эмоций в межличностном контексте [1].

Согласно четвертой позиции ЭИ частично пересекается с социальным, точнее, социально-практическим интеллектом [2] в области понимания и управления эмоциями других людей, а также собственными эмоциями, возникающими в процессе и в результате межличностного взаимодействия. Вне концептуального поля социально-практического интеллекта остается та часть процессов и функций ЭИ, которая обеспечивает обработку эмоциональной информации, не связанной с межличностным взаимодействием (например,

207

имеющей отношение к индивидуальной познавательной или практической деятельности). Более узко зону пересечения ЭИ с социальным интеллектом рассматривает Д. В. Ушаков [3], полагая, что ею является понимание чувств другого, основанное на адекватном восприятии любых форм выражения его эмоций.

По мнению С. П. Деревянко [4], объединяющей категорией для эмоционального и социального интеллекта является общение, а отличительной характеристикой - направленность общения. Коммуникативный потенциал ЭИ нацелен преимущественно на продуцирование и осмысление собственных эмоциональных переживаний относительно ситуаций межличностного общения, в то время как возможности социального интеллекта ориентированы на межличностное взаимодействие. Актуализация эмоционального и социального интеллекта происходит в различных областях общения: у первого - в сфере эмоционального общения, у второго - в сфере межличностного общения. Для эмоционального интеллекта коммуникация является стимулом, а для социального - целевым предназначением.

Результаты последних научных исследований свидетельствуют в пользу определенной функциональной близости эмоционального и социального интеллекта. Их относят к так называемым горячим видам интеллекта, которые оперируют социальной, практической, личностной и эмоциональной информацией. Однако находится все больше подтверждений того, что это два самостоятельных вида интеллекта.

REFERENCES:

1. Mayer J. D., Di Paolo M., Salovey P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: a component of emotional intelligence // J. Pers. Assess. 1990. Vol. 54, № 3/4. P. 772-781.

2. Кучинский Г. М. Социальное мышление как форма познавательной активности // Психол. журн. 2006. № 1., С. 10-17.

3. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2009. С. 11-30.

4. Деревянко С. П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности // Психология в современном информационном пространстве : материалы Междунар. науч. конф. (Смоленск, 23-24 нояб. 2007 г.) : в 2 ч. Смоленск, 2007. Ч. 1. С. 108-112.

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.