Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1205
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ / EMOTIONS / EMOTIONAL INTELLIGENCE / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / EMOTION REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фадеева Мария Владимировна, Фадеев Владислав Иванович

В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы эмоционального интеллекта. Проанализированы различные концепции и модели изучения проблемы эмоционального интеллекта в современной психологической науке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO STUDYING EMOTIONAL INTELLIGENCE IN MODERN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

The article deals with the theoretical aspects of the problem of emotional intelligence. Various concepts and models of studying the problem of emotional intelligence in modern psychological science are analyzed.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

Девушки с Archetypes Геры, и девушки с архетипом Деви нацелены на создание семьи. Для них центром их вселенной становится уют домашнего очага, сытый мужчина и счастливые дети. Такая женщина чувствует фундаментальную пустоту в жизни без мужчины, имеет особую силу в создании связей, в поддержке и терпении партнера в трудный для него период. Предназначение таких женщин - быть женой и матерью, не имея одного из вышеперечисленного женщина впадает в глубокую депрессию. Archetypes Геры и Деви -прообраз наших бабушек, когда развод считался позором, женщина с таким Archetypes будет рядом со своим избранником «и в болезни и в здравии, и в богатстве и в бедности».

В работе может добиться больших успехов, уверенно шагая по карьерной лестнице, однако это не несет для нее самой особого значения, если рядом нет постоянного спутника жизни. Если же звезды сложились так, что девушка замужем, то она всячески будет подстраивать свою работу под рабочий график своего супруга и под его потребности.

Деметра - богиня плодородия и земледелия. Ее Archetypes ярко выражен в материнстве, в материнском инстинкте.

Богиня Сарасвати, покровительница домашнего очага, плодородия, благополучия. Кроме того, она благоволит творцам, отдавая особое предпочтение писателям всех мастей и музыкантам.Богиня очень популярна в Индии, иногда ее называют Махадеви - Великая матерь. Считается, что если назвать дочку Сарасвати, то она будет прилежно учиться, а в ее будущем доме будет благополучие и довольство.

Женщина с Archetypes Деметры и Сарасвати страстно желает быть матерью, для нее это некий способ самореализации. В работе выбирает профессии, которые напрямую связаны с детьми, воспитанием или же помощью другим, ее инстинкт берет вверх. В отношениях с мужчиной не совершает выбор самостоятельно, она скорее принимает заинтересованность мужчины в ней и может даже быть с ним из-за сочувствия. Женщины с данным Archetypes не возлагают больших ожиданий на мужчин, а воспринимают их зачастую как «больших мальчиков».

Афина - богиня мудрости и ремесел, стратег. Archetypes этой богини представляет образец, которому следуют женщины, обладающие логическим складом ума и руководствующиеся скорее разумом, чем сердцем.

Богиня мудрости Ума или Грациозная является покровительницей ораторского искусства.

В работе девушки с Archetypes Афины и Умы воспринимают действительность такой, какая она есть, приспосабливаясь к ней. В быту ее спасает логичность и чувство вкуса, прекрасная хозяйка. В романтических отношениях ее привлекают только преуспевающие мужчины. Для девушки с таким Archetypes власть -лучший «афродизиак», и получает она его путем карьерного роста.

Выводы. Таким образом, в каждой женщине живет истинная богиня. Важно лишь прислушаться к себе, научиться понимать и принимать себя. Зная к какому Archetypes ты принадлежишь, проще демонстрировать свои сильные стороны и корректировать слабые. С помощью Archetypes греческого и индийского Пантеона Богов возможно понять истинную себя, скорректировать свои цели на жизнь. В связи с тем, что Archetypes является психическими структурами личности, они не имеют конкретного психического содержания, это первичные образы обеспечивающиеся материалом сознательного опыта. Мифология и религия позволяет сознать и ассимилировать данную психическую энергию гармонизирующую человеческую психику.

Литература:

1. Юнг, К.Г. Архетип и символ / [Перевод; Предисл. А.М. Руткевича, с. 5-22; Примеч. В.М. Бакусева и др.] / К.Г. Юнг - Москва: Ренессанс, 1991. - 297 с.

2. Тютюнник, Н.С. Особенности выявления архетипов при помощи эннеаграммы на примере популярных сказок / Н.С. Тютюнник, О.А. Рудакова / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67.-2. - с. 338-342.

3. Carolyn, B.S. The Enneagram Field Guide: Notes on Using the Enneagram in Counseling, Therapy and Personal Growth / Carolyn Bartlett — 2008 - 302 p.

Психология

УДК 159.928.23

кандидат психологических наук, доцент Фадеева Мария Владимировна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория); кандидат психологических наук, доцент Фадеев Владислав Иванович Таврическая академия (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы эмоционального интеллекта. Проанализированы различные концепции и модели изучения проблемы эмоционального интеллекта в современной психологической науке.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, межличностные взаимоотношения, регуляция эмоций.

Annotation. The article deals with the theoretical aspects of the problem of emotional intelligence. Various concepts and models of studying the problem of emotional intelligence in modern psychological science are analyzed.

Keywords: emotions, emotional intelligence, interpersonal relationships, emotion regulation.

Введение. Проблема компетентности в понимании и выражении эмоций является, на сегодняшний день достаточно актуальной. Эксперты Всемирного экономического форума в 2018 г. в Давосе (Швейцария) внесли эмоциональный интеллект в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. Данной компетенции не

существовало в таком же перечне предыдущего года. Такое нововведение оправданно и неслучайно, поскольку понимание эмоций и управление ими является очень важным в межличностном общении и в профессиональной деятельности личности.

Понятие эмоционального интеллекта приобрело большую популярность и внимание со стороны исследователей только в последние десятилетия, однако данная компетенция была всегда актуальной для человека. Так, в древние времена именно эмоциональный интеллект, в том понимании, которое существует сейчас, является ключевым для выживания человека, так как он проявляется в способности адаптироваться к окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.

В зарубежной и отечественной психологии можно наблюдать возрастание интереса к изучению эмоционального интеллекта как конструкта, который обеспечивает способность выстраивать межличностные взаимоотношения на основе понимания как собственных эмоций и чувств, так и эмоций, и чувств окружающих (Д. Гоулман, Дж. Мейер, П. Селовей и др.). Современные психологические исследования изучают разные аспекты эмоционального интеллекта: содержание и структура понятия эмоционального интеллекта и взаимосвязь его компонентов с личностными особенностями (Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова), актуализации ситуативных аспектов (С.П. Деревянко и др.), особенностям связи с когнитивными стилями (В.В. Овсянникова), как способ профилактики аддиктивного поведения (Ю.В. Братчикова, Н.С. Волошина) и др.

Изложение основного материала статьи. В 1990 г. П. Селовеем и Дж. Мейером разработана одна из первых и самая известная в современной психологии концепция эмоционального интеллекта. Эти ученые дали следующее определение эмоциональному интеллекту: «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для того, чтобы направлять свое мышление и действия» [11, с. 42].

Предпосылки их концепции были заложены в работах Р. Торндайка [3] о «социальном интеллекте»; трудах Д. Векслера [2], в которых выделены интеллектуальные и неинтеллектуальные компоненты психики (аффективные, личностные и социальные); Г. Гарднера [3] о множественном (внутриличностном и межличностном) интеллекте, Р. Бар-Он [10] об эмоциональной культуре личности.

В настоящее время отсутствует однозначная трактовка эмоционального интеллекта. Некоторые ученые рассматривают его как компонент социального интеллекта или подструктуру интеллекта в целом как многоаспектного явления [4]. В то же время есть и иная точка зрения: более широким понятием является эмоциональный интеллект, тогда как социальный интеллект - это лишь одна из его составляющих [3].

Например, Дж. Мейер считает, что «эмоциональный интеллект - это социальный или «горячий», оперативный вид интеллекта, который оперирует социальной, практической, личностной и эмоциональной информацией; а эмоциональный интеллект рассматривается как часть межличностного интеллекта» [11, с. 24].

Дж. Мейер и П. Селовей, в своей модели эмоционального интеллекта, определяют его как совокупность ментальных способностей, которые дают возможность осознавать и понимать собственные эмоций и эмоций окружающих.

Исследователями выделяются четыре составляющие эмоционального интеллекта, они имеют уровнево-иерархический характер и развиваются поэтапно в онтогенезе. Речь идет о: 1) восприятии, оценке и распознавании эмоций; 2) повышении эффективности мышления и деятельности при использовании эмоций; 3) понимании и анализе эмоций; 4) осознанном управлении эмоциями с целью личностного роста и улучшения взаимодействия с окружающими [11].

По мнению Д. Гоулмана, «эмоциональный интеллект - это своеобразное связующее звено, которое помогает осмыслить межличностные взаимоотношения на основе понимания эмоций и чувств субъектов взаимодействия, выстраивать линию собственного поведения в нужном русле. Это, в свою очередь, приводит к максимально комфортному сосуществованию в социуме и помогает добиваться поставленных целей во время конструктивного взаимодействия с другими людьми» [5, с. 186].

По мнению С.П. Деревянко, «эмоциональный интеллект помогает прорабатывать все виды информации, которые связаны с эмоциями; использовать эмоции для облегчения различных когнитивных процессов, таких, как мышление и решение проблем, пользоваться изменениями своего настроения, для того, чтобы справиться с тем или иным заданием, которое является актуальным на данном этапе; быть внимательным к мельчайшим изменениям внутри себя и вокруг; регулировать собственные эмоции, а также те, которые испытывают окружающие» [6, с. 62]. Таким образом, личность, у которой уровень эмоционального интеллекта высокий, может использовать эмоции, также отрицательными и управлять ими для того, чтобы достигнуть поставленные цели. [6]

Согласно Д. Гоулману, «эмоциональный интеллект является совокупностью факторов, которые помогают человеку ощущать и осознавать, мотивировать себя, помогает человеку заниматься самопознанием, самомотивацией, регулировать настроение, контролировать различные импульсивные проявления, избегать фрустрации и, как следствие, достигать успешности в различных сферах жизни» [6, с. 35]. Исследователь называет эмоциональный интеллект основой интуиции и цитирует Аристотеля: «гневаться на того, кто это заслуживает, причем до известных пределов, в нужное время, с нужной целью и должным образом - это редкое эмоциональное умение» [6, с. 37]. Следует отметить, что сам Аристотель много времени посвятил эмоциям в своей «Никомаховой этике», где определил одним из своих главных приоритетов - обучить людей контролировать эмоции, используя интеллект. «В наших правильно используемых эмоциях - мудрость: они направляют наше мышление, определяют наши ценности, управляют нашим выживанием. Только им ничего не стоит сбиться с правильного пути, что они слишком часто и делают» [6]. По мнению Аристотеля, суть не в эмоциональности, а в уместном использовании эмоций и их проявлении [5].

По мнению американского психолога Н. Холла, «эмоциональный интеллект - это способность понимать различия между положительными и отрицательными эмоциями, а также между разными положительными эмоциями» [8, с. 143]. Это помогает налаживать конструктивный диалог и взаимоотношения. Он также определены компоненты эмоционального интеллекта, к которым он относит: «эмоциональную осознанность, контролирование эмоций, эмпатию, самомотивацию, способность к идентификации эмоций окружающих» [8, с. 143].

Израильский психолог Г. Бар-Он указывает, что эмоциональный интеллект - это «совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые влияют на общую способность эффективно

справляться с требованиями и давлением окружающей среды» [11, с. 364]. Им были выделены пять компонентов эмоционального интеллекта: 1) самопознание, осознание своих эмоций и связанной с ними уверенности в себе, самоуважения, самореализации, независимости; 2) навыки межличностного общения, основанные на эмпатии и социальной ответственности; 3) адаптивность, отзывчивость, конструктивное решение проблем; 4) способность справляться со стрессовыми ситуациями, управлять импульсивностью, стрессоустойчивостью; 5) в основном позитивный настрой, счастье, оптимизм [11, с. 369].

Такого же мнения придерживается исследователь О.А. Коваль. Она определяет эмоциональный интеллект как «эмоционально-познавательную способность, которая состоит из эмоциональной чувствительности, осознанности и способности справляться с эмоциями. Эти способности позволяют человеку контролировать чувство здравомыслия, внутренней гармонии и высокое качество личной жизни» [7, с. 164].

Исследователи Д.В. Люсин [8], Т.Ю. Питякина, В.В. Савченко, О.В. Хижняк [9] и др. утверждают, что «эмоциональный интеллект - это форма раскрытия позитивного отношения человека: к миру (оценка как таковая, в которой человек может осуществлять успешную жизненную деятельность); к другим людям (которые заслуживают дружеского отношения); к себе (умение самостоятельно определять цели своей жизни, активно их реализовывать и зарабатывать на самоуважении)» [8, с. 142]. Все вышесказанное дает возможность эффективно взаимодействовать с собственным внутренним миром, а также способностью понимать свои эмоции и эмоции других людей.

Российский психолог Д.В. Люсин в 2004 г. разработал еще одну модель эмоционального интеллекта. Как считает автор, «эмоциональный интеллект является способностью понимать собственные эмоции, а также эмоции других людей и управлять ими, это способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [8, с. 3]. Эта концепция предполагает, что личность, у которой высокий уровень эмоционального интеллекта, может адекватно понимать собственные эмоции и чувства других людей, эффективно управлять собственными эмоциями и чувствами окружающих, следовательно, их поведение в обществе является более адаптивным, они также более легко достигают собственных целей в общении с другими людьми. Дети, с высоким уровнем эмоционального интеллекта быстрее восстанавливаются. Когда им грустно, они сердятся или им страшно, когда они попадают в сложную ситуацию, то могут быстро успокоиться и найти баланс, продолжая продуктивную деятельность.

Таким образом, возможность понимания эмоций человеком обозначает, что он может идентифицировать эмоцию, то есть, определить сам факт имеющегося эмоционального переживания у себя самого или у партнера. Также это означает, что человек может определить, какую именно эмоцию переживает он сам или другой человек, он понимает причины, которые вызвали такую эмоцию, а также последствия, к которым она может привести. По мнению Д. Гоулмана, «возможность управления эмоциями может проявляться следующими особенностями: человек умеет регулировать проявление своих эмоций, уменьшая слишком сильные эмоции; он также контролирует внешнее выражение эмоций; при необходимости он может произвольно вызвать соответствующую эмоцию и др.» [6, с. 123].

Таким образом, возможность понимать собственные эмоции, проявлять их и контролировать эмоциональную сферу является характеристиками личности, имеющей высокий уровень эмоционального интеллекта. Это дает возможность более высокой адаптации, а также эффективности в общении и деятельности [4].

У лиц с развитым эмоциональным интеллектом появляется внутренняя гармония и высокая стрессоустойчивость, способность строить и поддерживать отношения, конструктивная позиция при разрешении конфликтов и тому подобное. Развиваются навыки убеждения и влияния на других, способность эффективно работать в команде и управлять ею, независимость от чужой похвалы, способность противостоять манипуляциям.

Осознанная регуляция эмоций является важным и интересным моментом в концепции эмоционального интеллекта. Невозможно управлять эмоциями непосредственно, но это можно сделать опосредованно, через объект, потребность, знак. Расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъект и его чувства является начальным моментом управления эмоциями, чувствами. Это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я ощущаю страх или удовольствие», а не «мир страшный или приятный» [4].

По мнению Дж. Мейера [11], регулирование эмоций осуществляется в расширении или ограничении потока эмоциональной информации, в частности, с помощью контролирующих мыслей.

Отметим, что еще Л. С. Выготский акцентировал внимание на проблеме единства аффекта и интеллекта, подвергая критике попытки отделить мышление от эмоциональной сферы, подчеркивая их взаимосвязь и взаимовлияние на всех этапах психического развития личности [1]. Дж. Мейер и П. Селовей описали данные клинических экспериментов, в которых подтверждается единство рационального и эмоционального, то есть ассимиляция эмоций в мышлении [11]. По данным их экспериментов, процесс принятия эффективного решения невозможен, если мысль лишена эмоционального подкрепления. Поэтому, конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений, которые основаны на отражении и осмыслении собственных эмоций, являющихся дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Следовательно, в основе эмоциональной саморегуляции лежит эмоциональный интеллект [4].

Выводы. По результатам теоретического анализа литературы проанализированы основные подходы к эмоциональному интеллекту как эмоциональной способности; диспозиции; эмоциональной компетентности и тому подобное. Общее в данных подходах - это понимание того, что эмоциональный интеллект является способностью человека распознавать и осмысливать собственные эмоции, а также управлять ими, благодаря единству аффекта и интеллекта.

Личность с развитым уровнем эмоционального интеллекта способна адекватно распознавать, выражать и контролировать эмоции и тем самым, гармонично интегрироваться в систему человеческих взаимоотношений. В случае низкого эмоционального интеллекта речь идет о неспособности правильно понимать, как собственные эмоции, так и других людей и, как следствие, невозможность построить конструктивные отношения с окружающими, что, в свою очередь, вызывает нарушения поведения. Особенно важным для развития эмоционального интеллекта является дошкольный возраст.

Литература:

1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 57-65.

2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docplayer.ru/25849235-I-n-andreeva-emocionalnyy-intellekt-kak-fenomen-sovremennoy-psihologii.html

3. Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 187 с.

4. Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры [Текст] / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения - СПб.: - 1999. - С. 237-241

5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман - М.: АСТ Хранитель, 2016. - 458 с.

6. Деревянко, С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности / С.П. Деревянко // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 108-112.

7. Коваль, О.А. Связь психологического развития дошкольников, имеющих речевую патологию, и уровня развития эмоционального интеллекта родителей / Коваль О.А. // Клиническая и специальная психология. - 2020. - Т. 9. - № 1. - С. 142-168.

8. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 260 с.

9. Хижняк, О.В., Савченко, В.В., Питякина, Т.Ю. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников / Хижняк О.В., Савченко В.В., Питякина Т.Ю. // Молодой ученый. - 2019. - № 5 (243). -С. 205-207.

10. Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On, J. Parker. Handbook of emotional intelligence. - San Francisco: Jossey-Bass, 2000. - P. 363-388.

11. Kimonis, ER, Frick, PJ: Oppositional defiant disorder and conduct disorder grown-up. // J Dev Behav Pediatr. - №31. - 2010. - Р. 244-254

Психология

УДК 159.922.8

кандидат психологических наук, доцент Шипилина Вероника Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена исследованию учебного стресса у студентов педагогического университета. Продиагностированы сила и проявления учебного стресса, причины его возникновения, стратегии преодоления стрессовых ситуаций, система жизненных смыслов студентов. Выявлены особенности учебного стресса у студентов первого и выпускного курсов. Обоснована актуальность и содержание целенаправленной деятельности в вузе по коррекции учебного стресса у студентов разных курсов.

Ключевые слова: учебный стресс, причины учебного стресса, проявления учебного стресса, система жизненных смыслов, коррекция.

Annotation. The article is devoted to the study of educational stress in students of the pedagogical University. The strength and manifestations of educational stress, the causes of its occurrence, strategies for overcoming stressful situations, and the system of students ' life meanings are diagnosed. Features of educational stress in first-and final-year students are revealed. The article substantiates the relevance and content of purposeful activities in higher education to correct educational stress in students of different courses.

Keywords: educational stress, causes of educational stress, manifestations of educational stress, system of life meanings, correction.

Введение. Жизнь современного человека в силу постоянного ускорения информационных процессов, влияния средств массовой информации, глобальных экономических взаимосвязей, развития технологий, цифровизации и снижения удельного веса непосредственно личного общения между людьми, и прочих ее тенденций, безусловно, стрессогенна. Это, в свою очередь, не может не влиять на состояние здоровья человека и качество его жизнедеятельности в целом. Поэтому проблемы сохранения работоспособности, способности выдерживать повышенные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, принимая при этом взвешенные и конструктивные решения в различных сферах жизни, повышения стрессоустойчивости и в целом сохранения физического и психического здоровья человека являются актуальными не только для медицины, но и для психологии, педагогики, менеджмента.

Изучению феномена стресса посвящены работы Г. Селье, Ю.И. Александрова, В.В. Суворовой, П.Д. Горизонтова, К.В. Судакова, В.А. Бодрова В.Л. Марищука и др. Несмотря на обилие различных трактовок понятия стресса, мы придерживаемся классического определения, данного Г. Селье, и понимаем под стрессом неспецифическую реакцию организма, возникающую в ответ на разнообразные повреждающие воздействия [3].

Много исследований посвящено динамике и преодолению стресса в профессиональной деятельности: медицинской, управленческой, спортивной и т.д. Специфика собственно учебного стресса, в частности студенческого, нашла отражение в работах Ю.В. Щербатых, В.В. Плотникова, Н.А. Горст и др. Исследователи отмечают негативное влияние учебного стресса на деятельность иммунной, нервной, сердечно-сосудистой систем организма [5.]. Все это делает актуальным оказание своевременной помощи студентам в преодолении стрессовых ситуаций в их учебно-профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе Омского государственного педагогического университета в начале 2020-2021 учебного года. В нем приняли участие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.