Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТИЗИРОВАННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ И СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТИЗИРОВАННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ И СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Роботизированная автоматизация бизнес-процессов / направления применения роботизированной автоматизации / типы процессов подлежащих автоматизации / система оказания госуслуг населению / система управления предприятием. / Robotic automation of business processes / areas of application of robotic automation / types of processes to be automated / a system for providing state services to the population / an enterprise management system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савич А.А., Кравчук А.С.

Несмотря на то, что разнообразные системы автоматизации бизнес-процессов давно и широко применяются в Республике Беларусь, роботизированная автоматизация бизнес-процессов с применением искусственного интеллекта до сих пор не нашла сколь-нибудь значительного применения. Это значительно снижает экономическую эффективность функционирования как государственных предприятий, так и эффективность структур госуправления Республики Беларусь в области оказания услуг населению. В частности, основываясь на изученной информации и примерах внедрения РАП в странах Европейского Союза и США, можно сделать вывод о том, что внедрение такой технологии в государственный сектор Республики Беларусь может значительно повысить прибыльность госпредприятий, а также увеличить скорость и эффективность оказания государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY OF APPLICATION OF A ROBOTIC AUTOMATION IN THE SYSTEM OF PROVIDING STATE SERVICES AND MANAGEMENT SYSTEMS OF STATE ENTERPRISES OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Despite the fact that various systems for automating business processes have been widely used in the Republic of Belarus, the robotic automation of business processes using artificial intelligence has not yet found any significant application. This significantly reduces the economic efficiency of the functioning of state enterprises and the efficiency of the state administration structures of the Republic of Belarus in the field of rendering services to the population. In particular, based on the studied information and examples of the implementation of RAP in the countries of the European Union and the United States, it can be concluded that the implantation of such technology in the public sector of the Republic of Belarus can significantly increase the profitability of state-owned enterprises, as well as increase the speed and efficiency of the provision of public services.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТИЗИРОВАННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ И СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТИЗИРОВАННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ И СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Савич А.А.,

аспирант кафедры информационных технологий, Белорусский государственный экономический университет,

Минск, Беларусь Кравчук А. С.

профессор кафедры экономической информатики, Белорусский государственный экономический университет,

Минск, Беларусь

NECESSITY OF APPLICATION OF A ROBOTIC AUTOMATION IN THE SYSTEM OF PROVIDING STATE SERVICES AND MANAGEMENT SYSTEMS OF STATE ENTERPRISES OF THE

REPUBLIC OF BELARUS

Savich A.,

postgraduate student of the Department of Information Technologies,

Belarusian State Economic University, Minsk, Belarus Kravchuk A.

Professor of the Department of Economic Informatics, Belarusian State Economic University, Minsk, Belarus

Аннотация

Несмотря на то, что разнообразные системы автоматизации бизнес-процессов давно и широко применяются в Республике Беларусь, роботизированная автоматизация бизнес-процессов с применением искусственного интеллекта до сих пор не нашла сколь-нибудь значительного применения. Это значительно снижает экономическую эффективность функционирования как государственных предприятий, так и эффективность структур госуправления Республики Беларусь в области оказания услуг населению. В частности, основываясь на изученной информации и примерах внедрения РАП в странах Европейского Союза и США, можно сделать вывод о том, что внедрение такой технологии в государственный сектор Республики Беларусь может значительно повысить прибыльность госпредприятий, а также увеличить скорость и эффективность оказания государственных услуг.

Abstract

Despite the fact that various systems for automating business processes have been widely used in the Republic of Belarus, the robotic automation of business processes using artificial intelligence has not yet found any significant application. This significantly reduces the economic efficiency of the functioning of state enterprises and the efficiency of the state administration structures of the Republic of Belarus in the field of rendering services to the population. In particular, based on the studied information and examples of the implementation of RAP in the countries of the European Union and the United States, it can be concluded that the implantation of such technology in the public sector of the Republic of Belarus can significantly increase the profitability of state-owned enterprises, as well as increase the speed and efficiency of the provision of public services.

Ключевые слова: Роботизированная автоматизация бизнес-процессов, направления применения роботизированной автоматизации, типы процессов подлежащих автоматизации, система оказания госуслуг населению, система управления предприятием.

Keywords: Robotic automation of business processes, areas of application of robotic automation, types of processes to be automated, a system for providing state services to the population, an enterprise management system.

Введение. Роботизированная автоматизация процессов (далее РАП) в бизнесе и управлении -это технология автоматизации бизнес-процессов, основанная на использовании роботизированного программного обеспечения и работы искусственного интеллекта.

РАП может сократить количество времени, которое персонал тратит на повторяющиеся и рутинные действия, позволяя тратить больше време-

ни на взаимодействие с общественностью и работы, требующие более комплексного решения проблем или человеческого суждения.

Главной особенностью роботизированной автоматизации процессов является встроенный искусственный интеллект, с помощью которого система автоматически обучается на выполнение бизнес-процесса, запоминая и повторяя действия пользователя, а также используя накопленные знания

для обработки нетипичных задач. Таким образом, РАП может способствовать достижению целей по снижению затрат, повышению производительности и позволить организациям переориентировать внимание на предоставление важнейших государственных услуг.

В настоящее время данное направление исследований является новым и появились только отдельные публикации [1, 2, 3], посвященные различным аспектам применения этих систем в бизнесе и управлении [4, 5]. Однако в этих публикациях не затрагиваются вопросы применения технологии РАП в государственном секторе, что очень важно, так как автоматизация процессов управления смещает фокус внимания государственных служащих с рутинных операций на решение более важных вопросов и оптимизирует время работы государственных служащих увеличивая их эффективность.

Целью статья является анализ результатов применения роботизированной автоматизации бизнес-процессов за рубежом в частном и государственном секторе, определить ожидаемую выгоду от использования таких систем для предприятий и компаний, а также возможности автоматизации бизнес-процессов в государственном секторе Республики Беларусь.

Типы процессов в государственном секторе экономики Республики Беларусь, подлежащих автоматизации. Несмотря на высокую адаптируемость, технология РАП ограничена типами процессов, которые она может автоматизировать. Однако к настоящему времени уже выделены определенные характеристики, которые сами по себе или в сочетании друг с другом делают некоторые бизнес-процессы более подходящими к автоматизации чем другие [6]:

• процессы, в которых участие человека необязательно и их может выполнить робот. Обычно это однотипные задачи, поиск определенной информации, копирование и/или перемещение документов и т.п.;

• процессы, которые имеют повторяющуюся периодичность и не меняются или редко меняются со временем. Например, проверка какой-то информации по заданному источнику, которая должна выполняться каждый день;

• процессы, которые могут выполнять в нерабочее время. Обычно это любые процессы, которые связаны с обработкой документов и информации. Главное отличие РАП от человека - автоматизированная система может работать двадцать четыре часа в сутки;

• процессы, которые связаны с вычислением и использованием большого объема данных.

Направления использования технологии РАП в госсекторе Республики Беларусь. Как уже отмечалось, во многих случаях технология РАП дополняет текущую деятельность, позволяя перенаправить время от повторяющихся повседневных задач к деятельности, которая позволяет лучше использовать человеческие навыки.

Поскольку РАП только начинает завоевывать популярность в государственном секторе, то к настоящему времени выделено несколько возможных областей использования данной технологии:

• обработка и проверка документов;

• сверка и отчетность;

• обработка форм;

• задачи Ж;

• работа с гражданами;

• управление финансами.

Далее рассмотрим каждое из указанных направлений более подробно.

Обработка и проверка документов. Государственный сектор в большинстве стран постоянно вводит новые акты и законы. Это требует обработки и проверки большого количества документов государственными ведомствами и учреждениями. Хотя такие задачи имеют большое значение для надлежащего функционирования соответствующих отделов, они могут занять большую часть рабочего дня, оставляя сотрудникам мало времени для применения навыков в тех областях, в которых их знания действительно могут пригодиться. По опросам сотрудников из поколения Y, около 70% из них уволились бы, если бы сочли свою работу бессмысленной и однообразной [7]. Поэтому крайне важно автоматизировать большинство рутинных и повторяющихся задач обработки документов с помощью РАП. Такая система может ускорить процессы обработки, анализа, извлечения, ввода и хранения документов в десятки раз. Это может значительно повысить уровень обслуживания.

Сверка и отчетность. В государственном секторе тратится много времени на процесс согласования, сверки и отчетности. Следовательно, для достижения целей в этом процессе необходима масштабируемая и гибкая система обработки. Независимо от того, требуется ли организациям государственного сектора отчетность в целом или по отдельным документам, автоматизация таких задач с помощью РАП может привести к эффективному использованию ресурсов и значительному сокращению затрат. Также РАП позволяет с легкостью масштабировать такие системы и тем самым, справляться с очень большим количеством документов.

Обработка форм. Чтобы воспользоваться той или иной государственной услугой, граждане должны подавать свои заявки в виде заполненных форм. Обычно такие формы стандартизированные и основанные на определенных правилах, что говорит о том, что они могут быть легко автоматизированы с помощью РАП. С помощью этой технологии время обработки формы можно сократить в несколько раз и снизить риски ошибок.

Задачи HR. С помощью РАП отдел может сократить до 40% времени, затрачиваемого на выполнение различных трудоемких и повторяющихся задач. Такие задачи, как управление данными, соблюдение нормативных требований, администрирование заработной платы, наем и

увольнение, можно легко автоматизировать. РАП обеспечивает лучшее управление данными и оптимизирует процессы управления персоналом. Система может быстро обновлять соответствующие файлы с точной информацией о текущих и прошлых сотрудниках, соискателях, подрядчиках или новых сотрудниках, касающейся удержаний из заработной платы, договорных или временных изменений, начисления заработной платы, посещаемости и т. д.

Работа с гражданами. В современном мире государство играет важную роль в защите и поддержке своих граждан, особенно во время пандемии очень важно оказывать услуги в срок и быстро доставлять необходимую информацию. Такая ситуация ставит задачу по поиску быстрого и эффективного способа предоставления услуг, ориентированных на граждан. Однако, учитывая ручные и трудоемкие процессы, связанные с обработкой и распространением информации, очень трудно соответствовать стандартам обслуживания, которых ожидает население. Применение РАП к правительственным процессам может уменьшить или устранить многие препятствия на пути к быстрой и эффективной обработке обращений граждан.

Управление финансами. Автоматизация управления финансами, которое основано на определенных правилах, имеет важное значение для обеспечения более качественных услуг. РАП может помочь организациям государственного сектора добиться успеха в управлении финансами (расходы, составление бюджета, отслеживание и платежи). Это может помочь устранить опечатки, что приведет к почти безрисковой готовности к аудиту [7].

Результаты внедрения роботизированной автоматизации процессов в компании по обслуживанию и ремонту медицинского оборудования. Компания Auxis предоставила информацию о своем клиенте, которому был автоматизирован бизнес-процесс с помощью роботизации [8]. Клиент компании предоставляет услуги по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования, также компания поставляет медицинские товары. Пациентам компании приходилось ждать очень долгое время с момента первого обращения к компании до момента получения своего товара. Такой длительный цикл заказа объяснялся рядом причин, в том числе зависимостями цепочки поставок и производства, но главным фактором был постоянный ручной процесс обработки страхового полиса клиентов.

Изменения в информации о страховом полисе пациента, включая поставщика, адрес или план покрытия, вызвали значительные задержки в процессе заказа и часто требовали от компании перезапуска процесса при изменении страховой информации пациента. Кроме того, соблюдение правил различных страховых планов было трудным, отнимающим много времени и подверженным ошибкам. Например, количество дней, которое требуется страховым компаниям для ответа, сильно различается, что требует от сотрудников ком-

пании неоднократно проверять статус большого количества запросов. Ручной и повторяющийся характер этого процесса может привести к задержке в регистрации утверждения / отказа плательщика, что задерживает доставку товаров. Чем больше времени занимает выполнение заказа, тем больше вероятность изменений в страховом покрытии.

В результате компании приходилось выполнять несколько проверок страховых полисов на разных этапах процесса оформления заказа, чтобы гарантировать актуальность страхового покрытия пациента на протяжении всего процесса, вплоть до момента окончательного подтверждения.

Руководство компании понимало, что сокращение жизненного цикла заказа даст значительное конкурентное преимущество, компания стремилась значительно сократить время цикла, в то же время уменьшая влияние изменений плана страхования и уменьшая объем ручного ввода данных.

РАП была идеальным решением для повышения эффективности проверки страхового полиса, подачи предварительного разрешения и последующих действий, выполняемых вручную. Стратегия заключалась в автоматизации действий в рамках этих процессов, которые не требовали анализа и принятия решений со стороны персонала компании.

Было разработано и запущено несколько необслуживаемых роботов, предназначенных для использования информации в запатентованной системе управления заказами клиента, чтобы определить, может ли заказ быть обработан роботом или передан другому лицу для дальнейшего просмотра / анализа. Кроме того, роботы заходили на веб-порталы различных плательщиков (страховых компаний), чтобы просматривать информацию, относящуюся к покрытию клиента и статусу заказа.

Внедрение РАП позволило компании значительно сократить среднее время доставки оборудования пациентам, давая конкурентное преимущество и одновременно увеличивая удовлетворенность клиентов. Это также позволило компании быстрее получать прибыль и сократить время между заказом и доставкой [8].

Результаты внедрения РАП в Национальном агентстве социальных выплат Румынии [9, 10]. Этому агентству было поручено распределять прямые выплаты между самозанятыми работниками, которые пострадали от Covid-19, выполняя обещание правительства обеспечить 10-дневную выплату для тех, кто имеет право на компенсацию.

Для этого министерство провело автоматизацию бизнес процесса и смогло полностью автоматизировать процесс выплат всего через месяц. После этого обработка каждой заявки стала занимать 36 секунд, а не 20 минут при обработке персоналом.

Результаты применения РАП в Министерстве внутренней безопасности США [9, 11].

Там создали технологию, которая быстро и с

высокой точностью выносит решения лицам, которые ищут в этой стране убежище, генерируя юридические документы для служащих министерства. Система хорошо справляется с накопившимся объемом документов и с легкостью автоматизирует простой этап создания документов. Такой процесс обычно занимает у сотрудника министерства три-четыре часа, автоматизированная программа выполняет это за 5 минут [9].

Современное состояние применения роботизированной автоматизации бизнес-процессов в государственном секторе Республики Беларусь. По данным отчета Accenture Tech Vision [12], технологии искусственного интеллекта автоматизации бизнес-процессов внедрены в 42% опрошенных компаний стран Европейского союза, еще 25% реализуют пилотные проекты и 22% оценивают либо планируют внедрять технологию. Среди белорусского малого и среднего бизнеса внедрение данного инструмента значительно ниже - 3,4% [13].

Немного лучше обстоит ситуация в обычной автоматизации бизнес-процессов, по данным исследовательского центра BEROC [13], в частных и государственных предприятиях Республики Беларусь имеют широкое распространение системы электронного документооборота (в среднем 61,45% опрошенных компаний) и системы для автоматизации бухгалтерского и кадрового учета (в среднем 90,05% опрошенных компаний) [13].

Однако, особое отличие подобных программ автоматизации от роботизированной автоматизации с использованием искусственного интеллекта заключается в том, что обычная автоматизация только улучшает процесс взаимодействия работника предприятия с бизнес-процессом и ускоряет проведение операций, но полностью освободить служащего от выполнения рутинной задачи, такая система не может.

Заключение. Роботизированная автоматизация процессов позволяет увеличить производительность государственного сектора. По данным Forrester Research, уже к 2021 году роботизированные технологии автоматизации будут выполнять работу, эквивалентную усилиям почти 4,3 миллиона человек во всем мире [14].

Несмотря на то, что разнообразные системы автоматизации бизнес-процессов давно и широко применяются в Республике Беларусь, однако роботизированная автоматизация бизнес-процессов с применением искусственного интеллекта до сих пор не нашла сколь-нибудь значительного применения. Это значительно снижает экономическую эффективность функционирования как государственных предприятий, так и эффективность структур госуправления Республики Беларусь в области оказания услуг населению. В частности, основываясь на изученной информации и примерах внедрения РАП в странах Европейского Союза и США, можно сделать вывод о том, что внедрение такой технологии в государственный сектор Республики Беларусь может значительно повысить прибыльность госпредприятий, а также увеличить

скорость и эффективность оказания государственных услуг.

Список литературы

1. Шепелева А.В. Применение технологий RPA и BPM для автоматизации процессов / А.В. Шепелева // Аллея науки, Том: 5, № 11 (27), 2018 С. 853-858.

2. Архипов Р.О. Основные аспекты и проблемы роботизированной автоматизации процессов / Р.О. Архипов // Управление в России: проблемы и перспективы, № 1, 2019, С. 3-7.

3. Лавров В.С. Роботизированная автоматизация процессов / В.С. Лавров, С.И. Петюк // Научные записки молодых исследователей, № 6, 2017 С. 43-45.

4. Тимербаев Р.Р. Использование технологии RPA на примере автоматизации процесса обработки мониторинговых сообщений [Электронный ресурс] / Р.Р. Тимербаев // Меридиан, №8(42), 2020 URL: http://meridian-journal.ru/site/article?id=3508 (Дата обращения: 23.03.21)

5. Беломытцев И.О. Роботизированная автоматизация процессов (RPA) / И.О. Беломытцев// Инновационная наука, 2019 №1, 17-18.

6. The new machinery of government Robotic. Process Automation in the Public Sector. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/uk/D ocuments/Innovation/deloitte-uk-innovation-the-new-machinery-of-govt.pdf - Дата обращения: 12.02.2021.

7. How RPA is helping Public Sector Organizations Improve Service to Citizens? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agreeya.com/how-rpa-is-helping-public-sector-organizations-improve-service-to-citizens/ - Дата обращения: 15.02.2021.

8. Healthcare Provider Reduces Cycle Times to Patients with RPA. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.auxis.com/case-studies/automation-healthcare-rpa - Дата обращения: 21.02.2021.

9. Take out the tedious: robotic automation in government. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.globalgovernmentforum.com/take-out-the-tedious-robotic-automation-in-government/ - Дата обращения: 01.03.2021.

10. Ministry of Labour and Social Justice. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mmuncii.gov.ro - Дата обращения: 02.03.2021.

11. Department of Homeland Security. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dhs.gov - Дата обращения: 02.03.2021.

12. Accenture. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-94/Accenture-TechVision-2019-Tech-Trends-Report.pdf - Дата обращения: 02.03.2021.

13. Центр экономических исследований BEROC. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.beroc .by/upload/iblock/3 d8/3 d8a906de08 78df8797972442231f83c.pdf - Дата обращения: 02.03.2021.

14. Robotic process automation in IT operations. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.inquisitllc.com/wp-content/uploads/2020/05/Robotic-Process-Automation-.pdf - Дата обращения: 04.03.2021

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Шутова Н.И.,

кандидат экономических наук доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске

Ардашева А.Л.,

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Лобанова Е.Н.,

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Самохина А. С.,

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Суяркова О.В.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Филиал в г. Белореченске старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE AGROPROM-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KRASNODAR REGION

Shutova N.I.,

PhD in Economics

Associate Professor at the Department of Economics and Management

FSBEIHE "Adyghe State University" Branch in Belorechensk Ardasheva A. FSBEI HE "Adyghe State University" Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Lobanova E., FSBEI HE "Adyghe State University" Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Samokhina A., FSBEI HE "Adyghe State University" Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Suyarkova O. FSBEI HE "Adyghe State University" Branch in Belorechensk Senior Lecturer at the Department of Economics and Management

Аннотация

В статье проведен анализ инвестиционной привлекательности сферы ArtR^ Краснодарского края. Изучены меры поддержки инвесторов со стороны органов власти в 2020-2021г., обоснованы мероприятия по вложению инвестиций в сферу AQK Данная тема актуальна, так AŒR; - это совокупность отрас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.