Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА / ОШИБКИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / АУТОТРЕНИНГ / ОЖИДАНИЕ ВЫСТРЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витушкин Александр Викторович

В статье обосновывается необходимость включения основ психической саморегуляции в программу обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы России, что позволит повысить эффективность освоения ими программы обучения, в частности, устранив некоторые ошибки при стрельбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витушкин Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY OF APPLICATION OF METHODS OF SELF-REGULATION IN TRAINING OF SHOOTING OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE FPS OF RUSSIA

The article justifies the need to include the foundations of mental self-regulation in the training program for employees of the penal correction system of Russia (hereinafter referred to as the penal correction system), which will increase the effectiveness of their mastering the training program, and, in particular, eliminate some errors in shooting.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ»

ПЕДАГОГИКА Pedagogics

УДК 378.147

А. В. Витушкин

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

В статье обосновывается необходимость включения основ психической саморегуляции в программу обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы России, что позволит повысить эффективность освоения ими программы обучения, в частности, устранив некоторые ошибки при стрельбе.

Ключевые слова: стрельба; ошибки при стрельбе; саморегуляция; аутотренинг; ожидание выстрела.

Для цитирования: Витушкин А. В. Необходимость применения приемов саморегуляции в обучении стрельбе курсантов вузов ФСИН России // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 2 (18). С. 9-13.

A. V. Vitushkin

NECESSITY OF APPLICATION OF METHODS OF SELF-REGULATION IN TRAINING OF SHOOTING OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE FPS OF RUSSIA

The article justifies the need to include the foundations of mental self-regulation in the training program for employees of the penal correction system of Russia (hereinafter referred to as the penal correction system), which will increase the effectiveness of their mastering the training program, and, in particular, eliminate some errors in shooting.

Keywords: shooting; shooting errors; self-regulation; autotraining; waiting for a shot.

For citation: Vitushkin A. V. Necessity of application of methods of self-regulation in training of shooting of cadets of universities of the FPS of Russia. Teori-ya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 2 (18), p. 9-13.

© Витушкин А. В., 2022 © Vitushkin A. V., 2022

В процессе обучения стрельбе из огнестрельного оружия у обучающихся нередко возникают различные ошибки, к которым относятся: подлавливание десятки, ожидание выстрела, ошибки прицеливания и др. Часть ошибок (например, ошибки прицеливая, мелкий хват и т. п.) возникает по причине попустительства или низкой квалификации преподавателя (инструктора) или из-за недобросовестного отношения обучающегося. Но ошибка «ожидание выстрела» имеет психологический характер и может возникнуть не только у начинающих, но и у опытных стрелков. Суть данной ошибки заключается в том, что обучающийся при отработке нажатия на спусковой крючок совершает неосознанное качательное движение в сагиттальной плоскости кистью руки, удерживающей оружие. Причиной возникновения данной ошибки является условный рефлекс, формирующийся в коре больших полушарий головного мозга в процессе обучения стрельбе из-за воздействия на организм обучающегося внешних раздражителей высокой интенсивности [2].

Для борьбы с ошибкой «ожидание выстрела» применяются различные методы, в числе которых — аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка и метод «доминантной потребности».

В настоящий момент в литературе чаще всего отмечаются как актуальные методы коррекции психофизического состояния посредством аутогенной и идео-моторной тренировки. Данные методы рекомендуются для устранения стрелковых ошибок, несмотря на отсутствие описания методов подготовки обучающихся стрельбе самоанализу своего пси-

хофизического состояния, а также методов его коррекции.

Как правило, процесс обучения стрельбе включает следующие этапы: теоретическое обучения основам стрельбы из огнестрельного оружия; ознакомление с тактико-техническими и массога-баритными характеристиками оружия, его основными частями; обучение правилам безопасности при обращении с оружием и организации стрельб. Одновременно с теоретической подготовкой отрабатываются практические навыки обращения с оружием (учебным или его массогабаритной копией). Психологическая же подготовка к ведению огня из огнестрельного оружия учебными программами не предусмотрена. Неоднократно отмечено, что именно неправильная психологическая подготовка стрелка является его главной ошибкой [6].

Курсанты ведомственных вузов ФСИН России, столкнувшись со стрессо-генными факторами стрельбы из боевого огнестрельного оружия, как правило, используют для регуляции своего психофизического состояния спонтанно сложившуюся систему управления функциональными состояниями [3], представляющую собой обобщение жизненного опыта, личностных установок, отрывистых знаний из различных областей. В некоторых случаях такая система управления оказывается неэффективной. Неспособность обучающегося контролировать свое психическое состояние при выполнении упражнения учебных стрельб приводит к возникновению определенных паттернов поведения на огневом рубеже, препятствующих переключению

внимания обучающегося и нарушение его мотивационной регуляции.

Для повышения эффективности процесса подготовки курсантов ведомственных вузов ФСИН России к выполнению профессиональных задач предлагается включить в их программу подготовки дисциплину, содержащую систематизированные знания о методах и способах психологической саморегуляции, в частности, о методе аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка основана на суггестивных методах психологического воздействия на человека с целью создания у него необходимого психологического состояния. Например, проговаривая определенные словесные формулы, человек способен остановить свой «поток сознания», мешающий сосредоточиться на выполнении поставленной задачи [4]. Так, страх выстрела (или получения неудовлетворительной оценки при прохождении промежуточного контроля, или накануне ответственного мероприятия и т. п.) мешает обучающему сосредоточиться на контроле прицельного приспособления оружия, что приводит к ошибкам при прицеливании.

Эффективность аутогенных тренировок для контроля психофизического состояния доказана их широким применением в спортивной деятельности [1]. Направления их использования объединены в три основных комплекса упражнений: направляющий, успокаивающий, расслабляющий. Указанные комплексы используются для регулирования состояния спортсменов в соревновательный период. Так, «успокаивающий» комплекс упражнений применяется для регуляции состояния спортсмена перед стартом, ко-

гда волнение спортсмена высоко, а также после старта. Многие исследователи отмечают роль аутогенных тренировок в формировании способности спортсмена расслаблять мышцы, что является неотъемлемым условием в процессе преодоления страха перед соревнованиями. Эти же комплексы могут повысить эффективность подготовки и выполнения контрольных мероприятий учащимися, поскольку промежуточные аттестации, как и соревнования, являются стрессогенны-ми факторами. Так, излишний мышечный тонус негативно сказывается на способности обучающегося контролировать нажатие на спусковой крючок и часто является причиной сильного тремора верхних конечностей, что не только оказывает пагубное влияние на процесс прицеливания, но и усугубляет психическое состояние стрелка.

Исследователи отмечают, что при одинаковом уровне физической подготовленности спортсменов одним из решающих факторов является их психологическая подготовка [1].

Еще одной особенностью режима подготовки обучающихся вузов ФСИН России к промежуточной (да и итоговой) аттестации является особый распорядок дня, создающий дополнительную напряженность их психического состояния. Зачастую обучающиеся приходят на занятия после несения ими суточного наряда, что естественным образом сказывается на успешности усвоения ими материала, активности работы на занятии и результатах контрольных мероприятий.

Психическая саморегуляция подразумевает сознательное воздействие человека на свой организм с целью нормали-

зации его физиологических, когнитивных или эмоциональных процессов [7]. Это воздействие обязательно должно иметь сознательный и целенаправленный характер, а потому требует тщательной подготовки и внешнего контроля результатов.

Процесс обучения саморегуляции, на наш взгляд, следует начать с анализа состояний обучающегося в различных ситуациях. Сложность саморегулирования как деятельности обусловлена его структурой, состоящей из следующих процессов [5]:

1) самонаблюдение;

2) самооценка;

3) самореагирование.

Каждый из этих процессов требует

участия эксперта, в роли которого может выступать преподаватель или сотрудник психологической службы. Целью работы такого эксперта является руководство деятельностью обучающегося при выполнении вышеупомянутых процессов, оценка эффективности этой деятельности, ее анализ и корректировка. Учитывая большой объем специальных знаний, требующихся для выполнения работы эксперта, поручать их освоение самим обучающимся, переводя эти знания в раздел самоподготовки, считаем нецелесообразным по причине неэффективности.

С. Г. Колесовым разработана общая модель саморегуляции, состоящая из следующих компонентов:

Литература

1. Абдурасулов, Р. А. Научно-методические основы применения аутогенных тренировок в спортивной деятельности / Р. А. Абдурасулов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — Т. 11. — № 4-6. — С. 1468-1471.

1) устойчивое осознание субъектом потребности в саморегуляции своего состояния;

2) эмоционально-волевая и ценностно-ориентированная осознанная направленность поведения или деятельности;

3) временная устойчивость к достижению поведенческой цели;

4) убежденность в необходимости продолжать действовать и достигать цели даже при неудачах;

5) удовлетворенность поведением либо деятельностью даже при переживании неудач;

6) творческая активность, поиск решений проблем, препятствующих достигать желаемого [5].

Как видно из представленной модели, одним из основных условий эффективности саморегуляции является внутреннее стремление субъекта к достижению желаемых психофизических состояний. Это условие может быть реализовано эффективной системой мотивации субъектов к обучению.

Таким образом, регулярная практика применения различных техник психологической саморегуляции способствует нормализации эмоционально-

энергетических характеристик психики, повышению волевых качеств и мотивации личности и необходима при обучении стрельбе курсантов вузов ФСИН России.

2. Витушкин, А. В. Методика борьбы с ошибкой «ожидание выстрела» в обучении стрельбе курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России / А. В. Витушкин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 4 (182). — С. 70-72.

3. Дерябина, Е. А. Методика оптимизации активационно-энергетического компонента стратегии саморегуляции состояний студентов / Е. А. Дерябина // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 68-2. — С. 95-97.

4. Кокоева, Р. Т. Модифицированный метод аутогенной тренировки в образовательной среде / Р. Т. Кокоева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 7-3 (49). — С. 146-148.

5. Колесов, С. Г. Саморегуляция поведения и деятельности / С. Г. Колесов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 11-1. — С. 377-379.

6. Кудрявцев, Р. А. Психологические причины и педагогические приемы устранения стрелковых ошибок / Р. А. Кудрявцев, Л. И. Тимошенко, А. В. Рыжов // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 58-3. — С. 150-154.

7. Никифоров, Г. С. Виды психической саморегуляции / Г. С. Никифоров, С. М. Шин-гаев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. — Т. 5. — № 1. — С. 92-101.

Сведения об авторе

Александр Викторович Витушкин: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры боевой и физической подготовки, кандидат технических наук. E-mail: mentisnoncorpus@gmail .com

Information about the author

Alexander V. Vitushkin: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior teacher in combat and physical teaching, candidate of technical sciences. E-mail: mentisnoncorpus@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.