Научная статья на тему 'Необходимость повышения качества таможенных услуг в современных условиях'

Необходимость повышения качества таможенных услуг в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / КАЧЕСТВО ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / INDICATORS OF CUSTOMS BODIES' ACTIVITY / CUSTOMS SERVICE / QUALITY OF CUSTOMS SERVICES / QUALITY OF THE IMPORTED GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Юлия Евгеньевна

В статье проведен анализ показателей, характеризующих состояние внешнеторгового оборота РФ, а также результатов оценки деятельности таможенных органов, в том числе и качества оказываемых таможенных услуг. По итогам анализа существующих подходов к осуществлению таможенной деятельности обоснована необходимость повышения качества таможенных услуг как приоритетная государственная задача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Necessity of the Quality Improvement of the Customs Services in Modern Conditions

The analysis of indicators describing the foreign trade turnover condition of the Russian Federation and results of the customs bodies activity estimation, including the quality of customs services, is made in the article. The analysis of existing approaches to customs activity helps to prove the necessity of quality improvement of the customs services as a prime state problem.

Текст научной работы на тему «Необходимость повышения качества таможенных услуг в современных условиях»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Ю. е. Гупанова

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье проведен анализ показателей, характеризующих состояние внешнеторгового оборота РФ, а также результатов оценки деятельности таможенных органов, в том числе и качества оказываемых таможенных услуг. По итогам анализа существующих подходов к осуществлению таможенной деятельности обоснована необходимость повышения качества таможенных услуг как приоритетная государственная задача.

Ключевые слова: таможенная услуга; качество таможенных услуг; качество ввозимых товаров; показатели деятельности таможенных органов.

Процессы, происходящие в сфере внешней торговли РФ, определяют уровень требований к содержанию и качеству таможенных услуг.

Исследования, проведенные в Российской таможенной академии (далее - Академия), позволили получить обобщенные и систематизированные данные о количественном росте и качественном изменении внешнеторгового оборота РФ за период с 1995 по 2010 г. [1]. О количественном росте можно судить по рис. 1, а о качественном изменении - по данным, приведенным в табл. 1.

Анализ представленных на рис. 1 данных показывает, что внешнеторговый оборот России в 2010 г. составил 625,4 млрд., в том числе экспорт - 396,4 млрд. долл., импорт - 229,0 млрд. долл. США. Сальдо торгового баланса в 2010 г. сложилось положительное - 157,4 млрд. долл. В целом за анализируемый период внешнеторговый оборот имел устойчивую тенденцию роста (в 2010 г. по сравнению с 1995 г. он возрос в пять раз), пик которого приходится на 2008 г., после чего наблюдалось существенное снижение основных показателей внешней торговли РФ в 2009 г., что было обусловлено влиянием мирового экономического кризиса. Но уже в 2010 г. показатели экспорта и импорта возросли по сравнению с предыдущим годом в 1,3 и 1,4 раза соответственно, хотя еще и не достигли докризисных показателей 2008 г.

Рассмотрение динамики внешнеторгового оборота позволяет сделать вывод о его росте. При этом важно получить информацию не только о количестве товаров, но и об их качестве. На основе статистических источников был проведен анализ качества отечественных и импортных товаров в разрезе товарных групп, поступивших на внутренний рынок РФ [2; 3]. Его результаты представлены в табл. 1.

800

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Годы

Внешнеторговый -■- Экспорт ^т- Импорт оборот

Рис. 1. Динамика внешнеторгового оборота РФ за период 1995-2010 гг.

Из анализа данных табл. 1 можно сделать следующие выводы:

- во-первых, наблюдается рост доли импортных товаров ненадлежащего качества по большинству товарных групп, прежде всего это касается продуктов питания и отдельных видов непродовольственных товаров;

- во-вторых, в последние годы доля некачественных товаров отечественного производства снижается.

Причинами появления некачественных товаров стали [2]:

- отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (0,6-13,3% по продовольственным товарам и 0,4-12,0% по непродовольственным товарам);

- нарушение правил маркировки (0,5-8,5% по продовольственным товарам, 9,1-45,3% по непродовольственным товарам);

- нарушение условий хранения (0,6-23,1% по продовольственным товарам, 0,1-0,3% по непродовольственным товарам);

- нарушение сроков годности (0,2-4,1% по продовольственным товарам, 0,1-0,3% по непродовольственным товарам).

Выявленные факты увеличения на отечественном рынке доли товаров импортного производства ненадлежащего качества свидетельствуют о недостаточно эффективном таможенном контроле на границе РФ. В ряде случаев это не препятствует проникновению контрафактных и некачественных товаров на российский рынок. Особое беспокойство вызывает рост количества некачественных продовольственных товаров, что создает угрозу нарушения продовольственной безопасности страны.

Качество отечественных и импортных товаров, поступивших в организации торговли (в процентах от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе)

Таблица 1

Установлены ненадлежащее качество и (или) опасность товаров

1995 2000 2005 2007 2008 2009

отече- импорт- отече- импорт- отече- импорт- отече- импорт- отече- импорт- отече- импорт-

ствен- ных ствен- ных ствен- ных ствен- ных ствен- ных ствен- ных

ных ных ных ных ных ных

Продукты питания

Мясо и птица 11,3 17,3 8,2 53,5 14,1 9,5 10,8 9,0 13,2 5,0 2,8 8,4

Продукция рыбная пищевая товарная (без рыбных консервов) 24,0 54,9 28,5 36,2 3,8 44,1 10,0 13,3 10,0 20,5 10,9 21,7

Консервы мясные и мясорасти-тельные 17,5 59,1 62,1 71,9 8,8 3,1 1,2 0,1 3,7 0,2 0,4 17,1

Консервы и пресервы рыбные 19,8 56,0 2,9 35,3 6,2 0,4 4,2 4,0 43,3 6,0

Консервы плодоовощные и ягодные 26,5 42,6 26,6 8,8 2,0 1,3 15,5 9,1 5,7 16,0

Изделия макаронные 7,7 10,5 26,2 31,9 12,6 2,5 5,6 12,1 0,6 3,0 1,2 2,0

Крупа 27,5 81,6 39,2 49,9 17,4 53,7 10,4 17,1 0,9 1,4 5,9 29,1

Мука 13,5 37,5 36,2 10,3 7,1 6,1 8,8 0,5 2,9 1,4 3,6 7,3

Изделия кондитерские 10,6 31,6 17,1 21,4 6,7 14,1 11,2 18,7 16,4 26,2 6,6 13,7

Масла растительные 21,4 22,4 32,5 18,1 8,8 4,0 8,0 6,0 9,9 1,5 3,4 5,5

Продукция маргариновая и май-онезная 15,6 32,9 22,6 37,3 7,8 25,3 6,2 12,7 7,4 0,7 4,3 10,5

Непродовольственные товары

Изделия парфюмерно-косметические 34,3 41,6 42,1 48,9 30,5 19,1 2,2 13,1 7,3 16,0 4,0 24,4

Изделия швейные 62,1 47,3 51,1 56,0 51,6 56,3 9,9 73,4 4,1 16,9 13,9 64,8

Изделия трикотажные 26,2 41,2 63,9 48,0 25,5 42,3 13,8 64,9 21,8 27,3 2,2 30,3

Чулочно-носочные изделия 46,5 49,3 30,8 52,3 19,9 75,0 2,8 6,2 2,8 87,3

Обувь кожаная 27,4 34,9 40,5 47,7 37,4 48,5 38,0 59,4 37,6 42,4 6,5 31,0

Радиоприемные устройства 29,6 39,6 23,1 36,2 13,6 29,9 17,8 30,5 13,2 23,3 15,8 26,9

Мебель бытовая 39,4 26,7 46,1 40,9 41,0 41,1 27,0 29,8 22,0 42,2 20,1 32,9

г

I I

ч: О

О |

£

| Вк

ь.

1 |

5

ч! я ■с

х х з-

X о

■о -

х -

X

Серьезной проблемой также является большое число подделок на отечественном рынке. По экспертным оценкам, мировой объем фальсифицированных товаров оценивается в 600 млрд. долл. в год, или 5% мирового потребительского рынка. Доля поддельных товаров в нашей стране значительно превышает мировые показатели. Так, в развитых зарубежных странах, по оценкам экспертов, доля контрафактной продукции составляет 5-10%, а в РФ этот показатель по различным позициям колеблется от 30 до 90% [4].

Среди основных торговых партнеров России существенная доля импорта приходится на Китай (почти 16% от общего объема импорта в 2009 г.). Это вызывает другую важную проблему - масштабную контрабанду товаров народного потребления, ввозимую путем недекларирования, недостоверного декларирования или сопровождающуюся значительным занижением таможенной стоимости [5].

При этом стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через границу РФ из разных стран в 2010 г., составила 11 млрд. руб., сумма неуплаченных таможенных платежей - 672,5 млн. руб. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 84,8 млрд. руб. [6].

Предметами преступлений, квалифицируемых как контрабанда, в 2010 г. чаще всего являлись:

- наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества -950 уголовных дел;

- средства наземного транспорта - 495 уголовных дел;

- товары народного потребления - 485 уголовных дел;

- лес и лесоматериалы - 437 уголовных дел;

- продукты питания - 173 уголовных дела.

По итогам работы в 2010 г. таможенными органами возбуждено 72 701 дело об административных нарушениях. При этом наибольшее количество дел возбуждалось в связи с:

- недекларированием либо недостоверным декларированием товаров и (или) транспортных средств - 26,4%;

- нарушением валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования - 17,6%;

- недекларированием либо недостоверным декларированием физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ - 8%.

В 2010 г. по результатам административного производства принято 74 208 решений. Назначено наказаний на сумму более 150,7 млрд. руб., в том числе с конфискацией товаров на общую сумму свыше 939,9 млн. руб. [6].

Рассмотренные аспекты правонарушений тесно взаимосвязаны с проблемой коррупции в правоохранительных органах. Так, по оценкам отдельных юристов, плата за игнорирование таможенных нарушений может составлять от 10 до 20 тыс. у.е., или 20-25% от таможенных сборов. Кроме того, в 2007 г. Россия опустилась с 127 на 148 место в мировом рейтинге уровня коррупции, ежегодно публикуемом международной неправительственной организацией Transparency International. А в 2010 г. наша страна заняла уже 154 место из 178 возможных [7].

Результаты проведенного автором исследования [8] позволяют сделать вывод о недостаточно высоком уровне открытости деятельности таможенных органов (более 30% респондентов имеют плохое представление или затрудняются с ответом об их функциях), эффективности выполнения возложенных задач (лишь

22% респондентов оценивают степень исполнения задач как хорошую), а также о наличии случаев нарушения прав и интересов граждан (30% опрошенных с такими фактами сталкивались).

Кроме того, исследования, проведенные Фондом общественного мнения (ФОМ) в рамках проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов», позволили получить оценки влияния таможенных процедур на текущую деятельность участников внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД) и возможность развития их предприятий [9]. Графически эти оценки представлены на рис. 2.

Создают непреодолимые проблемы

Создают проблемы средней тяжести

Создают минимальные проблемы

Не создают никаких проблем

Затрудняюсь ответить

23

5

30

39

%

10

20

30

40

50

Рис. 2. Оценка влияния таможенных процедур на деятельность участников ВЭД

Приведенные на рис. 2 данные подтверждают наличие определенных проблем во взаимодействии участников ВЭД с таможенными органами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительный интерес представляет рассмотрение неудовлетворенности участников ВЭД определенными направлениями деятельности таможенных органов. Опросы участников ВЭД проводились отдельными региональными таможенными управлениями. Так, на рис. 3 представлены результаты опроса, проведенного в Приволжском таможенном управлении (далее - ПТУ). Из их анализа следует, что в Приволжском регионе основные претензии участников ВЭД связаны с неудовлетворительными состоянием и техническим обустройством околотаможенной структуры, условиями в местах приема и контроля таможенных деклараций, несвоевременностью и необоснованностью принимаемых таможенными органами решений.

Проведенный анализ в целом показал недостаточную открытость и эффективность работы таможенных органов, наличие проблем во взаимодействии участников ВЭД с таможенными органами, обусловленных невысоким качеством оказываемых таможенных услуг.

Все это убедительно свидетельствует о необходимости пересмотра подходов к организации деятельности таможенных органов и повышения качества таможенных услуг, от которого зависят степень удовлетворенности участников ВЭД, а также надлежащее выполнение таможенными органами функций, связанных с обеспечением экономической безопасности.

3

0

54%

40%

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%-

I I Состояние и техническое обустройство околотаможенной инфраструктуры в местах — проведения таможенных операций (СВХ, ЗТК)

Условия, созданные для участников ВЭД в местах приема и контроля таможенных ^ деклараций

Ц Своевременность принятия таможенным органом необходимых решений Ц Обоснованность требований таможенного органа

Уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов

■ 37%

Соблюдение норм этики и корректность поведения должностных лиц таможенного органа

Рис. 3. Степень неудовлетворенности участников ВЭД отдельными направлениями деятельности таможенных органов ПТУ

Исследования, проведенные учеными Российской таможенной академии [1], показали, что в современных условиях большое значение приобретает вопрос переноса акцентов в деятельности таможенных органов с контрольно-надзорной функции на предоставление государственных услуг в соответствии с потребностями бизнес-субъектов при решении вопросов, возникающих в процессе их хозяйственной деятельности. Реализация государственных услуг должна осуществляться с помощью соответствующей системы мер, направленных на улучшение общей экономической ситуации в стране, состояния потребительского рынка и на снижение издержек участников ВЭД при прохождении таможенных формальностей.

Сегодня назрела необходимость в изменении подходов к осуществлению их основной функции - таможенного контроля. Основной принцип таких изменений заключается во внедрении так называемой «клиент-ориентированной культуры» в деятельность таможенных органов [10].

это свидетельствует о том, что в мировом сообществе меняется философия функционирования государственного сектора. Данный факт ведет к внедрению в практику управления в государственных организациях рыночных (сервисных) подходов и корректировки модели управления от административной к маркетинговой. Центральным звеном такой модели становится потребитель результатов таможенной деятельности, а если мы говорим о таможенном сервисе, то - потребитель таможенной услуги.

Подобные подходы уже нашли свое отражение в таможенных службах развитых государств. Так, основные цели системы таможенного контроля в США -создание режима наибольшего благоприятствования для участников ВЭД, что, в свою очередь, приводит к увеличению поступлений в бюджет, улучшает работу всех секторов экономики, экономит силы и средства предпринимателей, оптимизирует численность государственных служащих [8]. Необходимо отметить, что указанная система таможенного обслуживания налажена также и в странах Европейского союза.

Сегодня необходимо понимать, что современные подходы к управлению таможенной деятельностью ориентированы на оказание качественных таможенных услуг с минимальными издержками для законопослушных представителей бизнеса, что рассматривается как основа развития экономики, повышения инвестиционной привлекательности страны и действенный способ преодоления последствий мирового экономического кризиса. Следовательно, экономическое развитие РФ также в значительной степени будет зависеть от качества таможенных услуг.

Вместе с тем проведенный анализ качества таможенных услуг в таможенных органах РФ показал, что на сегодняшний день отсутствуют показатели, характеризующие его. О состоянии и уровне качества оказываемых таможенных услуг можно судить, исходя лишь из имеющихся показателей деятельности в целом и по отдельным направлениям.

В докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России на 2012-2014 гг. [11] представлены основные показатели, характеризующие состояние деятельности таможенных органов РФ в 2010 г. с учетом обозначенных недостатков. Значения этих показателей приведены в табл. 2.

Как видно из данных табл. 2, большинство рассматриваемых показателей в 2010 г. находились ниже желаемого уровня, что указывает, прежде всего, на недостаточно высокое качество таможенных услуг.

Важным направлением деятельности ФТС России является эффективность правоохранительной работы таможенных органов, свидетельствующая о качестве реализуемых правоохранительных функций.

Так, в 2010 г. более 51% жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов в сфере таможенного дела, поступивших в порядке ведомственного обжалования, по результатам рассмотрения удовлетворены; решения, действия (бездействие) таможенных органов признаны неправомерными полностью или частично [10].

Основными предметами жалоб, рассмотренных таможенными органами в 2010 г., как и в 2009 г., являются:

- исчисление и взимание таможенных платежей - 53% (из них решения по таможенной стоимости - 39%);

- декларирование и выпуск товаров - 27%;

- применение специальных таможенных процедур перемещения товаров физическими лицами - 8%.

Несмотря на развитие института ведомственного обжалования и меры, принимаемые в целях совершенствования работы по рассмотрению жалоб в сфере таможенного дела, на сегодняшний день судебное обжалование для большинства участников ВЭД продолжает оставаться приоритетным способом защиты своих прав, что подтверждается статистическими данными по таможенным органам.

г

I

1

ч: О

О |

£

2

5 §

ь.

1 |

5

N3 Й

Таблица 2

Показатели, характеризующие состояние деятельности таможенных органов Российской Федерации в 2010 г.

Направление Показатели, характеризующие направление Фактическое значение в 2010 г. Целевое значение на 2011-2014 гг.

1. Недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования Доля исков к таможенным органам, по которым судом приняты решения не в пользу таможенных органов 75,7% Не более 40%

Доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением сроков 0,36% (1,95%-в 2009 г.) Не более 1,15%

Доля дел об административных правонарушениях, по которым не назначено наказание в связи с обжалованием 89,6% Не менее 78%

2. Не в полной мере применяются международные стандарты, содействующие реализации торгово-логистических технологий Время на совершение таможенных операций, необходимое для выпуска товаров 24 часа 22 часа

Доля государственных услуг и функций, предоставляемых и исполняемых ФТС России в соответствии с административными регламентами, в общем объеме государственных услуг и функций 50% Не менее 75%

Доля деклараций, срок выпуска по которым необоснованно превысил установленные сроки 0,008% (0,011%-в 2009 г.) 0,009%

Пропускная способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска 4 000 авт./сутки 33 605 авт./сутки

Число участников ВЭД, положительно оценивающих работу таможенных органов 32% (29% - в 2009 г.) Не менее 34%

Доля таможенных партий товаров, подвергнутых выборочному таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения законодательства РФ либо выпуск товаров был запрещен, в общем объеме досматриваемых партий товаров 6,8% (3% - в 2009 г.) Не менее 5,5%

3. Недостаточно эффективно осуществляется таможенный контроль после выпуска товаров Число проведенных проверок после выпуска товаров 11 400 ед. -

Результативность таможенных проверок 62,2% Не менее 59%

ко

О!

Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным последствиям и говорит о необходимости формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам России эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

Таким образом, необходимость и целесообразность повышения качества таможенных услуг являются приоритетной государственной задачей, направленной на сокращение различного рода издержек, которые несут участники ВЭД и государство. При ее решении прежде всего следует нормативно закрепить понятия «таможенная услуга» и «качество таможенной услуги», а затем определить систему мер, механизмов и инструментов их реализации.

Использованные источники

1. Черныш А. Я., Гупанова Ю. Е, Симахин О. Г. Качество таможенной деятельности: отчет о НИР РТА. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

2. Российский статистический ежегодник. 2010: статистический сборник / Росстат [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения - 17.01.2011).

3. Россия в цифрах. 2010: краткий статистический сборник / Росстат [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения - 18.01.2011).

4. Ханина В. В. Качество и эффективность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как основные направления административной реформы // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 2. С. 55-58.

5. Без ГОСТов на погосты. 29.11.2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wciom.ru (дата обращения - 17.11.2010).

6. Таможенная служба РФ в 2010 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения - 10.04.2011).

7. Transparency International: коррупция в России не снижается [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.ru (дата обращения - 16.12.2010).

8. Гупанова Ю. Е. Концептуальные и методологические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011.

9. Оценка работы Правительства РФ и министерств. 19.05.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.fom.ru (дата обращения - 30.05.2011).

10. Focusing Customs on client service // WCO News. 2010. № 61. P. 24.

11. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России на 20122014 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/report.html (дата обращения - 05.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.